'С этого фильма началась история польского кино'. Такое громогласное заявление позволил себе Роман Полански. Его понять можно. Ведь будучи 20-летним пареньком (хотя в фильме он выглядит на 15-17) он снялся в дебютном полнометражном творении самого Анджея Вайды! Именно Вайда в свое время разглядел талант совсем юного Полански. Именно Вайда (при всем уважении к Занусси, Кесьлевскому и Полански) является лицом польского кинематографа. На дворе был 1953 год, Холодная война набирала обороты, а Вайда делал первые шаги. И первый блин (увы) получился комом. Молодой парень с сердцем настоящего патриота не может без слез смотреть на то, что творится в его родном городе. Варшава оккупирована фашистами. Неподалеку расположено еврейское гетто, поляков регулярно унижают, польские промышленники пресмыкаются перед немецкими военными. Но вот Стас (имя главного героя) узнает о существовании гвардии, сопротивления. Он решает присоединиться к ним и собственноручно ковать свободу для страны. Он набирает команду из таких же отчаянных патриотов и приступает к делу. Основной темой в большинстве фильмов Вайды становилась война. Война убеждений и идеологий, а порой и самая настоящая война. Хотя нет...Скорее не война, а трагедия человека, которому пришлось на своей шкуре пережить эту губительную забаву человечества. Испить чашу страданий до дна, раскрошить свое сердце или напротив наглухо зацементировать. Человек, который в одночасье понимает, что в войне нет правых и неправых, а есть лишь идеологии, родственные с собственными мировоззрениями, а подчас нет и таковых. И человек страдает, ощущая всю бесполезность и бесплодность борьбы... Это был дебют польского кинодеятеля. Творческое начало в тоталитарной стране. О какой творческой свободе может идти речь? Вайда еще не обладал всемирным признанием и авторитетом, поэтому цензура безжалостно испортила его фильм. 'Поколение' - это экранизация польского романа некоего Богдана Чешко. История о молодых подпольщиках, которые самоотверженно сражались за личную свободу и независимость Отечества. И они сами не осознают, что для них 'приятнее' и радостнее': 'умереть за идею или увидеть как эта идея победит?' Из этого можно сделать первоклассную психологическую драму и готов поспорить, что Вайда был того же мнения. Но ему не дали развернуться. Поэтому зрителю приходиться довольствоваться банальнейшей агиткой. Отзывчивый и храбрый Стас, влюбленный в красавицу, комсомолку и активистку Дороту, его друзья, все сплошь готовые на самопожертвование во имя идеи и святой цели. А цель их проста - освободить страну от иноземных захватчиков и построить коммунистическое государство. Да-да, именно коммунистическое. Тут к месту и не к месту звучат слова 'товарищ' и 'пролетариат', цитируется Карл Маркс. Основной упрек, звучащий в фильме - 'раз ты не коммунист, значит ты не патриот'. И вся эта бесстыдная пропаганда равенства и славного будущего пролетариата сопровождается лучезарной улыбкой главного героя. А Вайде (и мне конечно) не до улыбок. Кино получилось выхолощенным, невыразительным. Автор почти не старается оживить картину, вдохнуть в нее свои мысли и чувства (прекрасно осознавая тщетность таких попыток). Сплошная неприглядная, унылая и неуклюжая агитка. Да здравствует коммунизм, дарующий справедливость и равенство. Было бы совсем идеально, если данный политический строй даровал бы и свободу. Хотя бы глоток, хотя бы для творцов. 5 из 10
Негероическая героика Анджея Вайды. Несмотря на цитируемого Карла Маркса, героическую помощь польских рабочих восставшему Варшавскому еврейскому гетто, этот фильм не «коммунистическая агитка». Впервые в послевоенном польском кинематографе Вайда затрагивает тему противостояния «армии крайовой» и «армии людовой». Последняя состоящая сплошь из молодых людей, совершает необдуманные поступки и умирает под пулями немецких оккупантов со страхом. Потому что это так страшно, а вовсе не легко «умирать молодым». Здесь нет еще обреченности «Канала» и беспощадного вывода «Пепла и алмаза»- «По своим стреляешь? – Можно подумать, что вы по воробьям.» Здесь по своим еще не стреляют, но уже знают, что скоро придется. Анджей Мунк в «Косоглазом счастье» рассказал, что выбор человека стать героем или предателем зависит от случая, Вайда впервые усомнился в необходимости «героизма». 8 из 10
Фильм Анджея Вайды 'Поколение' рассказывает историю о юношах и девушках, начавшие борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Главный герой фильма - Стах Мазур, который предстает в начале этаким раздолбаем, не получающий от жизни ничего. Он не работает, у него нет семьи, он просто играет в ножички с друзьями. Но даже несмотря на такую поверхностную жизнь, у Стаха и его друзей очень высоко развито гражданское сознание, которое проявлялось у него на протяжении всей жизни. Он, пребывая в полностью аморфном состоянии, скидывал с поездов уголь, который везли немцам. Это, казалось бы, незначительное событие, которое раскрывает персонажа очень крупно и точно, одновременно давая ему строгую характеристику - антифашист и описывая одним событием весь его внутренний мир. По сути, об этом персонаже знать больше нечего. Он такой советский молодчик, борющийся за свободу и коммунизм и подбивающий других бороться за свободу и создавать этот самый коммунизм. Если убрать некоторые детали и какую-то самобытность, то подумаешь, что это обычный советский фильм о войне, где мир строго поделен на черное и белое (сейчас это звучит грубо). Есть абсолютно клишированные эпизоды - речь с трибуны, восхваление коммунизма, однозначность героев - такой классицизм советской эпохи или соц. реализм, как его называли. Но есть моменты, которые заставляют тебя посмотреть на фильм с другой стороны. Это второстепенная линия. Думаю, в дальнейшем изучение таких людей Анджей Вайда и будет ставить в своих фильмах. Это второстепенный герой, имя которого я благополучно забыл, дико извиняюсь. Но он сразу броситься в глаза. Неоднозначный, находящийся в поиске правильного пути, а встающая перед ним проблема помощи друзьям и всей Родине сталкивается с еще большим грузом ответственности - помочь отцу, который прикован к кровати и, по сути, умирает. Его линия рассказана, но раскрыта совершенно плохо. Может это связано с условиями той советской эпохи, может еще с чем-то, но если и делать фильм о войне, то мне кажется, что акцентировать свое внимание надо именно на таких персонажах. Остальное, происходящее в кино, не так интересует, по правде говоря. Отношения главного героя и девушки весьма прозрачны, а конец более, чем очевиден. Я решился посмотреть этот фильм, потому что мне интересен польский кинематограф и Анджей Вайда, в частности. Этот фильм смотрелся с нормальным в душе состоянием, без отвращения, потому что речь больше шла о свободе Родины, нежели о пропаганде коммунизма, но он имеет в себе и эти, отталкивающие порой, черты.