Изначально тоже обалдел - от качества картинки. от костюмов, декораций. От того, что мы наконец-то можем в разнообразный саундтрек (который добавляет катарсиса там, где нужно). На 2 часа можно нырнуть в 'туда' и посмотреть историю глазами Варравы - человека, который пытается понять, что и почему произошло. Да, делает это рвано и, вроде бы, не слишком последовательно. Но как правильно говорит ему Мельхиор: 'Если ты не сможешь найти истину, не вини ее - вини свой разум'. Да, много, если можно так сказать 'сказочности', но эта сказочность там нужна. Не то мы за XX - XXI вв. успели 'переесть' кино, но как-то стало модно снимать исключительно нестандартные интерпретации - и чем нестандартнее, тем круче. Интерпретация мифа. Интерпретация на интерпретацию мифа. Это может быть неплохо, да. Но иногда хочется вот такой некоторой сказочности, прямолинейности. Где божественное появление - это свет. Где божественный гнев - тучи, закрывающие небо. Почему нет? Все страны мира спокойно снимают фильмы по своей вере, и почему-то у индусов никто не докапывается до Вишну с его Сударшаначакрой. Да, кино снято больше для тех, кто хотя бы поверхностно в теме (как раз, чтобы не начинались вопросы 'Кто такой Мельхиор? И нельзя ли было без него обойтись?' и 'Не Мельхиседек ли это часом?'. Нельзя было обойтись. И не Мельхиседек, о чем Гугл может рассказать за 2 минуты. )) Меня фильм 2 часа просто не отпускал. Потерянность Варравы и его обретение истины - и мне очень понравилось, как Крайнов это показал (изначально при все росте и немалой комплекции Варрава выглядит довольно подавленным, не слишком сильным человеком, и сколько сильного спокойствия в нем в конце). Юдифь - такая 'девочка - любительница всеми поиграть', которая в итоге доигралась, явно не думая, что ее игры могут иметь какие-то реальные последствия. И это открытие просто ломает ей разум. Пилат - такая прямо классика-классика римского образа, и при этом какие-то такие трогательные-трогательные нюансы его общения с женой. Хотелось бы, чтобы таких фильмов было побольше. При желании везде можно найти минусы. Но лично мне такое российское кино хочется смотреть (по сравнению с 99% российских фильмов, вызывающих исключительно реакцию рука-лицо или формат 'посмотрел и забыл').
В истории человечества есть такие предания и легенды, которые известны практически каждому. Особенно, если эти истории связаны и одной из самых массовых религий мира. Они с испокон веков передаются из уст в уста и, наверное, нет такого верующего, который бы не был знаком с историей распятия Иисуса Христа. Каждый год все православные и католики празднуют Пасху, которая олицетворяет собой увековечивание памяти о той жертве, которую принёс Иисус Христос. Многие агностики и атеисты связывают рассказ о последних днях Иисуса с религией и не особо интересуются, что же там было на самом деле. А что, если у нас появилась ещё одна возможность поразмышлять о великих вещах непредвзято? Что если, откинув весь свой скепсис, мы сможем просто подумать о великих вещах, о поступках и о судьбе людей, которые неразрывно связаны с самым известным фактом из жизни Иисуса Христа? Именно такую возможность даёт нам новый фильм Евгения Емелина «Варавва». На заре веков, когда ещё люди жили по старинным устоям, появился человек, который называл себя Сыном Божьим и проповедовал истину о Боге. Звали его Иисус Христос. Всей своей жизнью он старался вразумить людей и привнести в их жизнь более высокие ценности. Это не многим тогда нравилось и за свои деяния Иисус был приговорён к распятию. Одновременно с ним, к такой же мере наказания был приговорён и преступник Варавва. Однако, по нелепой случайности и благодаря древним обычаям, Варавва сумел избежать смерти и вместо него казнили Иисуса. Получив такой неожиданный шанс на жизнь, Варавва полностью меняет своё отношение к жизни и начинает задаваться вопросами. В поисках истины, Варавва неожиданно открывает для себя правду, которая полностью изменит не только его жизнь, но и многих его потомков… Иногда очень полезно обычному человеку выбираться за пределы своего куба восприятия и смотреть на некоторые вещи под другим углом. Есть вещи, на которые мы не обращаем внимания, считая их очень мелкими, а они заслуживают более внимательного изучения. Так происходит и с Вараввой. О нём не много сказано в Библии, о нём мало кто знает и желание создателей фильма расширить познания человека об исторических процессах заслуживает глубочайшего уважения. Очень радует, что сегодня, в мире, который только и делает, что создаёт кино для развлечения, находятся люди, которые делаю кино для переосмысления ценностей, преследуя более высокие цели, чем обычное желание заработать. Фильм «Варавва» - это бенефис настоящего человеческого сознания. Это философская притча, которая подана невероятно красиво и со вкусом, позволяя зрителю не только насладиться отличной картинкой и хорошо продуманным сценарием, но и затрагивает самые тонкие ниточки человеческой души. Фильм невероятно вдохновляет и окрыляет. А главное – что он увлекает и оставляет после просмотра невероятное чувство киношного удовлетворения, так как ведёт непринуждённый диалог со зрителем, позволяя задавать самому себе правильные вопросы. Фильм не скатывается в дешёвую религиозную пропаганду. Он рассказывает историю, за которой думающий человек без труда найдёт скрытый подтекст, который расшевелит потаённые мысли о природе человеческой натуры и человеческой души. Если оценивать кино просто киношными мерилами, то тут все крайне гармонично. Режиссёр фильма подобрал очень характерных актёров, которые не занимаются самолюбованием или переигрыванием, а на самом деле вживаются в свои роли и выглядят крайне убедительно. Невероятные для нашего кино декорации позволяют с головой перенестись в ту эпоху и полностью отдаться истории. Сценарий не проседает, весь рассказ последователен, невероятно точно передаёт настроение главных героев и мягко подталкивает зрителя к правильной расстановке нужных акцентов. Я фильм крайне рекомендую к просмотру, так как сегодня у нас невероятный дефицит таких умных, красивых и невероятно интересных фильмов. Даже если на сеанс попадёт зритель, который полностью отрицает религию, то этот фильм расскажет ему удивительную историю и напомнит, что в этой жизни самое ценное. Очень хорошее кино. 9 из 10
Часто ли Вам приходится отвечать на неудобные вопросы и избегать серьезных и щекотливых тем в разговорах с друзьями, близкими, коллегами по работе? Безусловно, а особенно в последнее время. Отвечая, мы все равно стесняемся затрагивать в наших пустых беседах действительно волнующие и жизненно важные аспекты, поднимать проблемы нравственности и морали, предполагая, что нет нужды говорить о том, что и так всем известно. Разговор о фильме 'Варавва' тоже быть может, не самый простой. Я поначалу не решалась писать о нем, однако чувствую колоссальную ответственность, и, будучи девушкой верующей, просто не могу не поделиться своим мнением с окружающими. Я считаю, этот фильм необходимой 'прививкой' человеку от самых страшных заболеваний – равнодушия, жестокосердия, зависти, злобы и алчности. Фильм основан на романе малоизвестной английской писательницы Марии Корелли, который когда-то перевели по особой просьбе Николая Второго, выходившего в русском переводе без указания имени автора. Библейская легенда о воре и убийце Варавве, которого помиловал Понтий Пилат. Но что было с ним дальше? Почему помиловали именно его? За что Бог избрал этого преступника, не сделавшего в жизни ничего хорошего? Идея экранизировать фантазию на тему дальнейшей судьбы эпизодического персонажа Евангелий не нова. На рубеже 1950-1960-х гг. студии снимали пеплумы в промышленных масштабах. А что сейчас? Из последних 'громких' фильмов вспоминаются эпические 'Страсти Христовы', фэнтезийный 'Ной' и недавняя 'Мария Магдалина', а у нас, по моему, только 'Мастер и Маргарита' затрагивали этот сеттинг. Оттого было интересно увидеть наш взгляд на историческую драму на основе библейских событий, где рассказ в биографической манере идет от лица Вараввы, ощущающего голос совести, сталкивающегося с тем, что ему придётся жить дальше после собственных злодеяний, пытаясь найти прощение и осознать свой жизненный путь. И если путь Иисуса обрывалась, то история Вараввы только началась. Картину поставил по своему сценарию режиссёр-дебютант Евгений Емелин, выступив также одним из продюсеров. И дебют надо отметить получился удачным. Емелин не стал тягаться с тяжеловесными всеобъемлющими голливудскими картинами и замахиваться на экранизацию ключевых моментов Евангельской истории. Он избрал другой путь – показ событий Страстной недели глазами ее рядовых свидетелей, о которых в первоисточниках известно не так уж и много, и где можно пустить в ход умеренно вольную фантазию. Актёрский состав фильма не блещет звездами первой величины, но включает в себя таких качественных российских ремесленников, таких как Павла Крайнова ('Крым'), Елену Подкаминскую ('Кухня в Париже', 'О чём ещё говорят мужчин') и Константина Самоукова ('Балканский рубеж', 'Духless 2', 'Август. Восьмого'), которые с достоинством смогли 'не выпасть' из предлагаемых образов и справиться с поставленной задачей. Премьера фильма приурочена к Пасхе. Недаром в прокат «Варавва» выходит в Страстной четверг, когда каждый, желающий достойно встретить этот праздник, по идее, должен причащаться. Ну а для зрителя будет лучшим 'причащением' сходить в кино на данный фильм. Спасибо создателям, за то, что удалось раскрыть не только историю библейского разбойника Вараввы, но и донести до зрителя мысль о выборе своего пути в жизни и о том, что за все надо платить. 9 из 10
Прямо в преддверии светлой Пасхи на экраны вышел новый российский фильм «Варавва». Пусть тех, кто не знаком с самой главной христианской историей, не пугает странное слово в названии картины. Варрава – это имя библейского персонажа. Разбойника, которого Пилат должен был предать казни, но указал в итоге на Христа. Явного злодея толпа отпустила, а несущего новую истину казнила. В этой истории, конечно, же скрыт глубочайший смысл. Но как в доступной форме донести его до массового зрителя? За дело взялся режиссер-дебютант Евгений Емелин, и достаточно уверенными, где-то даже смелыми мазками оживил на экране легенду, которой две тысячи лет. Причем, интересен его эксперимент с историческим материалом. Емелин пошёл вглубь. Он мог просто ещё раз пересказать миф, который знает большая часть человечества. Но режиссер решил расширять историю самого персонажа. Варавва – человек-загадка. В Библии его историю не раскрывает ни один евангелист, хотя все упоминают о нём. Момент действительно значимый. Толпа отпускает убийцу и разбойника, а новое и непонятное, что принёс Христос, отвергает вплоть до уничтожения последнего. В этом суть падения человечества. И в этом смысле никому нет дела до помилованного Варравы. Кроме Емелина. Дебютант идёт смелым путём: он связывает своего персонажа не только со спасителем, но и с предателем – Иудой. И этот приём заставляет звучать Библию совершенно иначе. Но ради художественного наслаждения зритель наверняка простит творцу эту подмену. Тем более, что Книга книг всё равно остается летописью, а не документальным трактатом. Но это о смыслах. По форме же «Варавва» кино яркое в своей мрачности. Сцены на Голгофе поражают апокалиптичностью атмосферы, гвозди вбиваются в руки Христа настолько правдиво, что хочется сжаться в кресле. Молнии и чёрный вихрь с дождём достойны любой голливудской саге о богах. На контрасте проходят другие сцены, пока распятие ещё не произошло. Это жаркий и светлый мир людских страстей. И только некоторые из его обитателей предчувствуют конец света. Маркер данного фильма 12+, что вполне соответствует содержанию картины. Причем, взяв детей-подростков в пасхальную и праздничную неделю в кино, вы заодно приведете их на урок по истории христианства. А их, как вы знаете, не хватает во многих школах. 8 из 10
Суд, или точнее судилище, которое произошло над Иисусом Христом под предводительством прокуратора Иудеи Понтия Пилата справедливо считается одной из наиболее трагических страниц в истории человечества. Проповедую прощение, любовь и веру в бессмертие души после смерти, Иисус не снискал уважения со стороны приверженцев старой, ложной веры и окончил свой путь на Голгофе, будучи распятым на кресте. Все это было детально изложено на страницах Святого писания, однако мало кто из нас задумывался о судьбе иных людей, коих в тот же самый день вместе с Христом судил Пилат. Одним из тех, кто должен был также подняться на Голгофу, был некто по имени Варавва. О нем известно не шибко много, однако теперь у нас есть возможность узнать о его скитаниях чуть больше, нежели было известно ранее. Сюжет данного фильма ведется от лица преступника Вараввы, в сердце которого не было места божественным заветам. Его земные деяния были далеки от праведных, и совсем не удивительно, что Варавву наконец поймали и в преддверии Песаха отдали под суд. Но судьба распорядилась так, что на Голгофу пошел Христос, а Варавва избежал смертельного наказания, будучи спасенным толпой, у которой было право помилования… И на этом история Вараввы вовсе не оканчивается. Пускай в Библии о нем более ничего не сказано, вполне понятно, что путь бывшего преступника был продолжен и если судить о том, что понесла за собой гибель Иисуса, то несложно предположить, что легион его поклонников лишь вырос и вполне вероятно, что к ним примкнул и Варавва. Создатели фильма в работе над проектом ориентировались на культовый роман Марии Корелли, которая постаралась детально описать, какие метаморфозы произошли в душе преступника, начавшего познавать истинную силу учения Христа. И необходимо признать, что режиссер Евгений Емелин сумел создать напряженное, вдохновляющее и очень увлекательное зрелище, которое интересно смотреть в не меньшей степени, нежели фильмы о современных реалиях. Тогда, в прошлом, когда за веру приходилось идти на смерть, находились истинные герои, которые находили в себе крепость для того, чтобы нести истину в массы. Долгое время Варавва не считал себя каким-то особенным, он жил ради себя и был не прочь насладиться греховными утехами. Однако облик Христа изменил Варавву до неузнаваемости, и вы наконец увидите истинную цену правды, которая стоит всего, что пережил наш герой. Как итог скажу, что «Варавва» рассказывает нам историю, которая заставляет гораздо сильнее проникнуться тому, что сказано в Библии и за что погиб Иисус из Назарета. Смотрите фильм вдумчиво и раскрывайте для себя историю, которую знали немногие. 8 из 10
«Варавва» - так называется новый фильм Евгения Емелина. Перед нами редчайший гость в наших кинотеатрах – пеплум. Снятый в лучших традициях христианских пеплумов «золотой поры» Голливуда, а также тогдашних мастеров европейского кинематографа. Смотря этот фильм, нельзя не вспомнить что «Алую плащаницу», что знаменитого «Бен-Гура», что «Понтия Пилата» (с Жаном Маре в главной роли). И ведь фильм удался! При явно не самом, мягко говоря, небольшом бюджете, видимом даже невооруженным глазом простого зрителя. И тем ценнее тот факт, что картина получилась. Хороший сценарий, пусть и основанный на романе Марии Корелли, замечательная актёрская игра, южная природа… Горы и пустыни тоже могут не только подавлять. И пусть про знаменитого древнего разбойника и душегуба Варавву уже снято несколько картин (в том числе и с известными голливудскими актёрами), фильм Евгения Емелина вполне достоин встать рядом с ними в одной когорте. Особо хотелось бы отметить просто великолепную актёрскую игру других персонажей - Понтия Пилата в исполнении Константина Самоукова, Залима Мирзоева в роли Мельхора и Альберта Филозова в роли Иосифа Аримафеского. Эти три актёра сыграли просто очень, очень хорошо. Да, здешний Понтий Пилат довольно молод (в отличие от его воплощений из многочисленных экранизаций того же романа Булгакова) - но есть в нём сила и дух, есть профиль римлянина. Филозов... Тут можно ничего не добавлять. Мастер! Но как поразил меня Мирзоев! Его персонаж, апокрифичный по сути своей - он реально смог стать по сути вторым главным лицом этого фильма. И именно его персонаж помогает зрителю лучше понять весь смысл развернувшейся почти две тысячи лет назад драмы. Главное в этом фильме – рассказ о выборе. Точнее, о свободе выбора, данного человеку Творцом. И о том, что можно быть добрым, но выбрать зло, и, наоборот, злодей тоже может постичь истину и выбрать добро… Очень красноречив в этом плане сокамерник Вараввы. Обратите на него внимание. Ну и вообще, это не только и не сколько история распятия Христа, сколько рассказ о людях той эпохи. И вневременных вопросах и истинах. Как раз в духе той эпохи, эпохи ветхозаветных пророков и античных философов. Тут нет великолепной суровости «Страстей Христовых», но есть вполне понятные нам сейчас люди. Уже не персонажи – но люди. Это и сам Варавва, и Пётр, и Пилат, и некий мудрый старик, и римские легион еры… Сильное, завораживающее, замечательное получилось кино. Историческая драма, притча, сказка… История, пробуждающая разум и душу. Добрый фильм!
Задумка была интересная - снять фильм про убийцу Варавву, преступника, на которого разменяли Христа. Что думал этот человек, как он дальше распорядился своей жизнью? Тут можно было снять грандиозный фильм покруче Булгакова. Но... вышел пшик. Один плюс- костюмы и озвучка. Вот это на высоте. Начало фильма заинтриговало и снято хорошо- суд Пилата, но дальше... 1. Весь фильм нас заставляют смотреть на сумасшедшую сестру Иуды, Юдифь. Вот просто - полфильма по экрану прыгает полоумная женщина. И мы на это смотрим, зачем, к чему? Ну понятно что вы хотели показать связь Иуды и Вараввы, но полфильма сумасшедшую бабу показывать, это перебор. 2. После того как Варавву отпустили он весь фильм слоняется по местности как контуженый. Да-да, именно так. Ну нельзя было снять что-то захватывающее? Нет, тупо ходит туда-сюда. А, ну ещё зашел на собрание апостолов и пристыдил их, что те предали Христа. Ну неужели не понятно, что если бы Варавва имел такую роль в жизни апостолов, то об этом бы остались записи. Зачем переигрывать то? 3. Весь фильм с Вараввой ходит старик, который рассказывает ему и всем остальным какие-то мудрости. Без этого старика никто ничего бы не понял. А почему в Библии о нём ни слова? Да и послушаешь его - да он мудрее самого Христа, лучше его самого знает что к чему произошло. Зачем этот персонаж, который в фильме чуть ли не основной? Зачем, я вас спрашиваю? если он такой мудрый, то почему не его распяли то? 4. Большинство актёров сильно переигрывают, очень сильно. Пилат переигрывает, сестра Иуды переигрывает, мудрый дед переигрывает. Ну не ведут себя так люди в жизни. Фильм досмотрел только потому что первые 10 минут были сняты хорошо. А так - в пустую потраченное время. 2 из 10, не больше, тут и на 2-ку то не наработали.
Режиссер Евгений Емелин своим дебютным фильмом намеревался встать в один ряд с Мелом Гибсоном и Михаилом Булгаковым, чьи художественные переосмысления библейских событий вполне заслуженно отнесены к современным апокрифам. Но как говорили тогдашние владельцы Иудеи - Quod licet Jovi,non licet bovi. Знаний, умений и таланта дебютанту явно не хватило, чтобы браться за такую глубокую и сложную тему. Библейский разбойник и убийца помилованный иудейским народом вместо Христа предстает в фильме одновременно страстно влюбленным в роковую красавицу и заправским атеистом скептиком, который весь фильм натужно пытается выстроить отношения со своей возлюбленной и достоверно узнать был ли Иисус сыном бога. Причем последнее он делает самым банальным способом, просто спрашивает сначала у Девы Марии, а потом и у Иосифа. И если слова матери Иисуса он не воспринимает всерьез, то слова Иосифа он принимает на веру. Сказочной комичности добавляет и персонаж Мельхиор, который с выражением капитана Очевидность раз за разом глаголет и направляет Варавву на путь истинный, этакое бюджетное фэнтези на земле обетованной. Говорить что то о драматургии и раскрытии персонажей не приходится, худо бедно лишь у одного персонажа есть внятная и логичная история - у Каифы, у первосвященника который всеми способами борется против Иисуса и его последователей. Во всем остальном - картон. Вот сидишь и думаешь - а стоило ли дрова то рубить? Вводить в каноничную историю новых персонажей, что бы так плоско, блекло все показать?? Зачем показали убийство Каифы да еще и сестрой Иуды??? Зачем Мельхиора из сюжета поклонения Волхов засунули в страсти Христовы??? Чтобы показать какой режиссер смелый и умелый??? Но увы тут не умелости, да и особой смелости нет. Смелость не в том чтобы переврать историю, а чтобы даже в подстрочнике найти такие углы и ракурсы чтобы банальная и затертая до дыр история заново открылась перед зрителем. 4 из 10
Кино это достаточно необычное (особенно для современного российского кинематографа), но уж очень неровное, к тому же с явно притянутым за уши религиозным пропагандизмом. Типа звучащих прямо в лоб тезисов: «Христос несомненно сын божий» (мамой клянусь!), «Мария – 100% девственница» (заверено у нотариуса!), «стражникам у могилы было божественное видение» (без вариантов! И думать даже нельзя о том, что они, например, просто-напросто перепились) и т.д. Ну а персонаж Мельхиора (который, судя по всему на самом деле Мелхисидек, но это тонкости) выглядит просто откровенным лубком а-ля «Библия в картинках для самых маленьких и неграмотных». Ну или тем самым пресловутым Алхимиком Коэльо, с невероятным пафосом излагающим избитые банальности. Следует при этом подчеркнуть тот факт (который почему-то опущен в описании фильма), что в его основу положен литературный первоисточник - одноимённая книга некоей Марии Корелли (далее цитирую Википедию): 'В 1890-е гг. её книги продавались большими тиражами, чем все произведения Киплинга, Конан Дойля и Уэллса, вместе взятые. Произведения писательницы, однако, критиковались за плоскость героев, слабые диалоги, растянутость сюжета. Серьёзные английские критики относились к Корелли отрицательно, и романистка вела с ними ожесточённую войну'. Короче, что-то типа Донцовой того времени, только с религиозно-мистическим уклоном. При этом сама по себе идея – рассказать о Страстях взглядом со стороны того самого помилованного Вараввы – очень даже хороша. Если только выкинуть бы откровенную предвзятость авторов в отношении религиозной составляющей. Также очень хорошо подобраны актёры (за некоторым исключением). В общем, фильм вышел неплохим, но каким-то сырым и откровенно пропагандистским. Впрочем, посмотреть его стоит, особенно интересующимся данной тематикой, ну и поклонникам «библейских» глав Булгакова тоже будет любопытно. 6 из 10
Возможно мы с вами на пороге рождения Российского кинематографа, отличного от американского, европейского, индийского, китайского и даже советского. Уж сколько фильмов снято по библейским сюжетам… Можно было бы ожидать, что ничего нового уже не снять. И вот пожалуйста – Варавва. Несмотря на то, что, как и любом другом фильме здесь можно найти некоторые недочёты и создателям еще многому нужно научиться. Но - снять фильм по вымышленному сюжету, который пересекается с историческими библейскими событиями так, чтобы это не вызывало нарекания верующих, которые евангелием живут – это надо иметь огромный талант. Действительно есть над чем подумать, действительно трогает и душу и ум. Чем-то напоминает фильм Восставший (К. Рейнольдс), но там главный герой - типичный американец, хотя и римлянин, а здесь Варавва – типичный современный россиянин, хотя и еврей. Он до последнего удара грома не перекрестится. Какие чудеса не увидит – все не то, хотя извечный поиск, постоянное сомнение. 9 из 10
'Варавва' является довольно узнаваемым флешбэком фильма Восставший (2015), с теми же классическими огрехами и недостатками, свойственными невеликобеджетным повествованиям около новозаветных событий. Оставить Мельхиора живым - интересный замысел, а вот насчет живого Иосифа - излишнее упрощение духовного пути ГГ, наверняка, можно было просветить душу Вараввы без такого рода натяжек. И даже несмотря на это, почему он удостоен вечной жизни, раскрыто невнятно - если уж сочинять, то стоило бы более очевидно показать внутренние изменения, а так, получается, увидел воплощение, потому уверовал и получил спасение. При такой логике все мы, маловеры, имеем оправдание, потому что у нас нет епифаний, но ведь суть веры в другом. Сказать, что любовная линия и сумасшествие Юдифь органично вписались в сюжет можно только с большой натяжкой, как и не слишком правдоподобно смотрится её жестокость и надменная горделивость на фоне горячей беззаветной любви к брату. Идея не показывать лицо Христа мудра и стоило бы придерживаться ей до конца. Можно похвалить озвучку, и операторская работа вопреки негативным отзывам не кажется мне плохой. Актеры пытались играть и не переигрывать, но сами по себе диалоги написаны иногда обескураживающе нелепо, поэтому строго самих актеров не сужу. Фейшн макияж на Юдифь, это явный перебор, как перебор делать прокуратора настолько молодым, но это вопросы личного видения. В целом же, я не поддерживаю волну критики к этому фильму, снимать по библейским мотивам сложно, режиссер ходит по лезвию (если достаточно благочестив), чтобы не сделать ничего кощунственного, при этом ему нужно, чтобы лента не выглядела как документальное кино, и создатели, на мой взгляд, справились, не перегнув нигде палку. Если развлекательное по своей сути кино способно ненавязчиво благовествовать - это похвально и достойно снисхождения в мелочах. 8 из 10
В этом фильме зритель пытается понять: «Кто такой Иисус?» - глазами преступника Вараввы. Этот фильм можно описать фразой: «Убивать безгрешного всегда наслаждение для грешного человека». События глазами Вараввы очень прерывисты. Он не может понять: «Почему его спасли, а Иисуса распяли на кресте?» Фильм очень скучный. Он очень экзистенциальный. Он очень человекоподобный. Иисус как обычный человек-бог. Варавва (его играет Павел Крайнов) бродит по Иерусалиму как пьяный, и он не может понять: «Почему его, убийцу, отпустили?» Мне очень понравилась актриса Регина Хакимова. Вся сексуальная сторона фильма лежит на ней. Она очень красива. В фильме есть непонятость (Варавва), красота (Юдифь), мудрость (Мельхиор). Фильм скучный, но в нём есть интрига — это Каиафа (его играет Александр Лаптий). Каиафа — это представитель иудеев при римском наместнике Пилате. Каиафа играет большую интригу: он против Иисуса. Фильм очень экзистенциальный, слишком нереальный. Красота Юдифь сводит с ума Варавву. Он говорит: «Все любят тебя, но ты никакого не любишь». Юдифь красива. Мельхиор (его играет Залим Мирзоев) очень мудр. Без него было бы не понятно, что происходит в фильме. Режиссёр Евгений Емелин сделал фильм-раскаяние. Зритель как бы преклоняется перед Иисусом, перед его божественным началом. Иисуса Христа распяли, но Варавва так и не понимает: «Почему его освободили, а Иисуса повесили на кресте?» Для меня фильм скучный и затянутый. Музыка в фильме очень занудная. Эмоции на лицах людей она плохо передаёт. Музыка, сама тема фильма — это всё абсурд. В России ещё не умеют снимать религиозные фильмы. Поэтому и Варавва занимается поиском истины. Истина — в чём её секрет? 5 из 10
Картина необычайно красивая, декорации и костюмы не вызывают сомнения, не притягивают много внимания, чувствуешь себя свидетелем и участником той эпохи, самого важного периода времени в истории человечества. Свет, люди, Иерусалим, с его святыми местами, еще не обозначенными на картах будущих христианских паломников, без возведенных храмов - в том самом виде, в каком он встретил Христа. Существует стереотип, что наше кино, в том числе из-за других объемов финансирования, не такое качественное. Здесь же даже озвучка особенная, как дубляж, герои предстают настоящими иудеями и римлянами 1 века, именно такими, как я их всегда себе и представляла. И если бы не знакомое лицо Елены Подкаминской, до появления праведного Иосифа (который, прости Господи, больше похож на Дедушку Мороза, я бы никогда не зная не догадалась, что фильм российский. Еще конечно не ложиться в картине ребенок в райском саду - образ отрока Варфоломея из школьных учебников по литературе, кто-то себе так может представить Бога? даже не таким как видим Его мы, а каким видели его жители иудеи 1 века?). То есть по картинке (кроме двух этих персонажей) - никакого пафоса, все живо, натурально, гармонично и естественно. Хотя нет, и Юдифь тоже немного переигрывает... В учебниках для сценаристов пишут, что ни одна фраза не должна быть сказана просто так, не имея подтекста и глубинного смысла. В этом плане тоже чувствуется проработка, действительно, по каждой реплике приходят мысли - а что на самом деле переживает герой в настоящую секунду, как это связано с божественной темой самого кино, что меняется и открывается или наоборот еще больше сворачивается и закрывается в душе героя? Здесь чувствуется работа на высоком уровне. А вот, как говорится, по 'драматургии' - вопросов больше чем ответов, к сожалению. Понимаю, что тема Воскресения Богочеловека из мертвых и освобождение человечества от смерти вечной, дарование жизни вечной через покаяние - тема наиважнейшая, всегда актуальная, совершенно не избитая, но как на ее раскрытие в картине смотрят люди не знакомые с Евангелием, хоть и по иронии судьбы большинство из них, наверняка, считают себя Христианами... Вот как они прочувствовали и поняли этот момент? и Хватило ли им сил не зная многого о героях досмотреть фильм до финала? Я как человек 'немного в теме' потерялась - столько героев, столько клубков - у каждого своими мотивы, понимание и отношение к происходящему, кто-то неожиданно переменился и как-то быстро вышел из этого лабиринта через смерть - так быстро, одиноко и ну не понятно, что в этом спасение...просто обрыв и выход. Герой Мельхиора слишком сказочный, последняя сцена, как и, к сожалению, сцена с Иосифом при явлении Христа - больше похожа на вырезки из 'Властелина колец' и чудесное появление Гэндальфа в одной из решающих битв. Варавву я так не поняла, он как-то не чувственно переменился: не верил, искал ответ - но нашел его каким-то сказочным, неубедительным способом, как агнец снова пошел в тюрьму и быстро там отдал Богу душу, просто уснув..предполагается, что попав в рай... Вместо него казнили Такого, ради чего это случилось именно с ним? и как так его земная жизнь быстро закончилась? Очень тонкая грань: Бог, спасение, бессмертие и. .. сказка. Как пересказать Евангелие не будучи евангелистом и проповедником, как не свалиться в сказочные образы? Особенно при визуализации? Возможно можно, но я полагаю, это очень сложно. Авторам кино, к сожалению, это не удалось...Под конец все-таки 'основанный на реальных событиях' фильм укатило в сказку... Еще, чтобы не забивать голову чужими мыслями, отзывы до просмотра пробежала поперек. Сцена встречи Марии и Вараввы мне тоже не понравилась... она (Мария) слишком холодно театрально шагала с этими лилиями, и не было у актрисы вообще никаких эмоций на, кстати, некрасивом лице. И так сухо она ответила Варавве на его мольбы об истине... Хорошие сцены: суд (Понтий очень очень хорош), Пилат с супругой после казни (как же он переживал, как же она его поддерживала и помогала вновь не ошибиться), Каифа очень хорош, непреклонен в своем нежелании не видеть очевидной истины, горящей перед его глазами; конечно сцены у гроба (исцеление внучки старого еврея), несение креста на Голгофу - вызывают слезы... Но вот сути, ясности, идеи в фильме, идеи на подумать после фильма - я, к сожалению, так не нашла...
Христос Воскресе! Сегодня смотрел в Москве в хорошем кинотеатре новый фильм под названием «ВАРАВВА» - производства какой-то незнакомой мне российской кинокомпании (просто – название кинокомпании “не на слуху”). Я был неимоверно рад, что как говорится, дожил Слава Богу до дня, когда на постсоветском пространстве появился такой изумительный ФИЛЬМ. Качество режиссёрских задумок, исторических ландшафтов, костюмов, образы артистов и главное, превосходной операторской работы, потрясли меня до экстаза эмоций и невольно наворачивающихся слёз. Особенно с сценах подготовки и самого распятия. При этом Лик Спасителя ни разу на экране показан не был. В сценах исторического кинопространства, в ёмких словах и фразах новозаветных Личностей зримо оживают знакомы строки и события из Евангелий. Жалел только об одном – что двухчасовой фильм так быстро закончился. Через некоторое время хочу сходить на этот фильм ещё раз. * Примечание: Варавва – осуждённый римским судом преступник, который затем под давлением фарисеев и толпы был помилован прокуратором провинции Иудея Понтием Пилатом по случаю иудейского праздника Песах, а Иисус Христос казнён распятием.
Как человек невоцерковленный в храмах бываю редко и не по праздникам. Так и вчера, на пасху, дорога в храм не сложилась. Но сложилась сегодня. Только в храм алчности и чревоугодия, но по все же по религиозной тематике. В один из ТЦ на отечественный фильм 'Варавва'. Что до религии, то отношусь к этому, наверное, как и большинство - подозрительно, но с надеждой. Это с одной стороны. А с другой - трусливо - над облаками летали, никого там не видели, но вдруг все же есть... И выбор лучше сделать сейчас, а не потом, когда уже без возможности выбора поставят не перед теми вратами. Что до фильма, то сделано смело. Не обошлось без переосмысления роли женщин и их влияния на всю эту историю. Не только на историю преступника Вараввы, помилованного вместо Христа, но и в целом на убийство, предательство и воскресение назаретянина. Видимо, это и не удивительно, в нашу эпоху становления матриархата, многие истории, изменившие ход человечества, переосмысляются. Кроме двух Марий, к первому плану приближаются еще две женщины. Юдифь - возлюбленная Вараввы и сестра Иуды, якобы, подговорившая брата сдать Сына Бога властям. И Юстиция, уговорившая своего мужа - Понтия Пилата, разрешить похоронить Иисуса там, где после он воскрес. Последний раз пробивало на слезы году в 2008. Стыдно признаться, но скупая мужская наворачивалась под хлюпанье зала на 'Марли и Я'. И сегодня. Без погонь, драк и экшена фильм держит и не отпускает. А местами, дак просто едва сдерживаешься, чтобы не разрыдаться. Какие-то тайные уголки души удалось задеть этим произведением. В целом, фильм про истину. Ее поиски. Цитата: ' Ищи истину своим путём. Если не найдешь, то обвиняй свой скудный разум, а не истину. ' 8 из 10
«Варавва» — фильм о поиске Бога. Как упоминал Андрей Михайлович Шемякин в своей рецензии на фильм: кинолента смелая, но наивная. Однако я нахожу наивность краеугольным камнем подобного рода произведений, призванных рассказывать новозаветную историю пусть даже в некоем апокрифическом варианте. Ведь не зря наш равви говорил, что нужно быть как дети. То же вполне применимо к тем произведениям искусства, которые повествуют о всемирно известной истории распятия и воскресения Иисуса из Назарета, поскольку именно наивность лишает саму историю огрубения, мирского омертвения и неуместного формализма. Варавва — это не только фильм, но ещё и человек, который был выкуплен жертвой Иисуса Христа. Варавва ('сын отца» на арамейском) олицетворяет собой всё человечество, и недаром режиссёр акцентирует внимание зрителя на том, что Варавва хочет отыскать истину. У многих из нас есть пытливость в подобного рода религиозных вопросах. Вспомним самих себя — неужели мы ни разу не задумывались о Боге? Так и было сказано: «Ищущий да обрящет». Фильм действительно смел по многим причинам. Кинолента ставит крайне острые вопросы относительно новозаветных персонажей. Реализация замысла Бога осуществилась через предательство Иуды — так чем же руководствовался двенадцатый апостол? А Понтий Пилат — видел ли он в лице Иисуса долгожданного Мессию богоизбранного народа? А Мария Магдалина — блудница образца «Последнего искушения Христа» Скорсезе или она всё-таки не имела греха блуда за своей душой? Не обошлось и без огрехов. Было сложно воспринимать в картине речь персонажей, которые называли Иисуса именно Иисусом Христом, поскольку греческое имя Спасителя в иудейском народе уж точно не ходило. Куда приличнее в контексте фильма называть учителя именно Иешуа Машиах, что было бы крайне приближено к реальности. И мне показалось, что Иуды, а также интриг, связанных с ним, было уж слишком много. Но нужно понимать и то, что создание произведения — это создание определённого мифа. Режиссёр создаёт свою историю по мотивам, опираясь на различного рода источники, и лично мне было интересно ознакомиться со свежим взглядом на столь древние события. Но и здесь есть очень тонкая грань между произведением и руководством к действию. Слава Богу, что «Варавва» не относится к последнему. 8 из 10
Просмотр фильма оставил противоречивые чувства. С одной стороны, хорошо, что снимаются такие фильмы, помогающие людям вспомнить о Боге, о высоком, о вечном. С другой стороны, качество фильма немного огорчает. Чувствуется, что режиссер искренне старался сделать свой фильм как можно лучше, но… Может быть, бюджет маловат, может быть, опыта не хватило… но получилось то, что получилось. Искреннее, но наивное в своей постановке кино. Конечно, «Страсти Христовы» Гибсона на два порядка сильнее. Большую часть хронометража почти двухчасового фильма сюжет отражает и, конечно, художественно преломляет, три дня из ключевой недели евангельского повествования – день распятия Христа (пятница), день тишины (субботу) и, наконец, ночь и последующий день воскресения Христа (собственно воскресенье). Христианская позиция режиссера однозначна и не подлежит сомнению, и поэтому то, как показаны в фильме главные ученики Христа – апостолы – вызывает особенное удивление. Слабые, растерянные, серые личности коношных апостолов являют зрителю маловерие даже после Воскресения Христова. На их фоне у зрителей может сложиться впечатление, что у разбойника Вараввы, лишь мельком видевшего Иисуса, вера больше и глубже, чем у Его учеников, прошедших с Ним весь путь Его земного служения. Апостол Петр при первой встрече с Вараввой сокрушается, что он трус. Нет, не потому, что он трижды отрекся от Христа, а потому, что у него не хватает смелости найти свою смерть, как это сделал Иуда(!). Это вообще за гранью для христианского режиссера. Забывается, что самоубийство – это страшнейший грех, и Иуда не может быть помилован Христом не потому, что предал Его, а потому что убил себя и тем самым лишил себя возможности покаяния и прощения. Вообще Иуда частично оправдывается в фильме. Основная вина в предательстве перекладывается на его сестру и первосвященника Каиафу. А сам Иуда – вроде как чуть ли не невинная жертва. Конечно, о мотивах предателя люди размышляют уже два тысячелетия, и корыстолюбие – лишь одна из версий. Так что здесь лишь художественно оформляется одна из бытующих версий. О фарисеях. Я не склонен к оправданию этих библейских персонажей и умалению их вины в крестной смерти Спасителя, но проходящее сквозь весь фильм обличение их плотской страстности, тайного сожительства с блудными женщинами – это ложь. Они были горды, самовлюбленны и высокомерны – да, но горды они были именно точнейшим буквальным исполнением ветхозаветного Закона. Как говорит Христос, они платили налоги даже с выращиваемых трав, и уж конечно они не имели таких грубых плотских страстей, как связь с падшей женщиной. Иначе бы уж, конечно, Иисус сказал им об этом. Сцена суда Пилата почему-то не вызывает ощущения «верю». Как раз то, о чем я писал выше – чувствуется старание режиссера, но старание это не приносит желаемого результата. Кроме того, сцена недостаточно масштабна, нет значительной массовки иудеев. Почему-то режиссер решил опустить страшные слова, выкрикиваемые толпой – «Смерть Его на нас и на детях наших». Возможно, она добавила бы силы и проникновенного ужаса суду над Богом. Но – ее нет… Возможно, из соображений толерантности. Не удивлюсь, если ее вырезали по требованию цензуры. Понравился ход режиссера в отношении образа Христа в картине. На протяжении всего фильма зрителю не показывается Его лицо. Только в момент пригвождения ко кресту мельком становятся видны Его глаза (я бы и здесь воздержался). Да, Бог – это тайна, и актеру не передать дух Христов, пусть лучше это останется за кадром, и зритель сам дорисует Образ Божий в своем воображении. Хорошо показана дева Мария. И вот здесь, в момент встречи главного героя с Богоматерью, я скажу «верю». Варавва спрашивает у Приснодевы, кто Отец Иисуса, она же не отвечает ему прямо, а произносит всего одно слово, отражающее Ее веру и кротость. Также эмоционально насыщена сцена встречи Вараввы с Иосифом-обручником. Здесь он наконец-то получает ответ на свой вопрос. Сильно и проникновенно. Фигуру Мельхиора обсуждать не буду. Я догадался, кто он, где-то минут через 10 после его первого появления на экране, в конце фильма об этом практически прямо говорится зрителю. Это просто художественный ход режиссера – данный персонаж является не только и не столько участником сюжета, сколько повествователем, рассказчиком Священной истории, поясняющим главному герою и зрителю духовную суть происходящих событий. Это нормальное режиссерское решение. Так что фильм все же есть за что похвалить. Смотреть или не смотреть его – я думаю, что посмотреть стоит. Таких фильмов мало - добрых, искренних и духовных. Вы окунетесь в мир простого наивного киноискусства, увидите работу, которая напоминает поделку ребенка, который много дней изо всех сил старался сделать подарок любимой маме – ее портрет. У него не все получилось, но в каждом штрихе его портрета чувствуется великая любовь его большого детского сердца. И это прекрасно, ибо «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное...» СпасиБо Евгению Емелину за его искренний фильм! И я очень рад, что он вышел в прокат и дошел до зрителя!...