Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары: отзывы и рeцензии

kolyafornia
kolyafornia28 января 2019 в 12:08
Barbarism begins at home

«Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары» — это цитата маршала Румынии Йона Антонеску, много чего еще заявившего в 1941 году, Румыния тогда вступила в войну на стороне Германии. Раду Жуде берется за болезненную тему в румынском обществе и в своем фильме ставит два важных вопроса, на первый из которых в общем-то дает ответ: 1) Что извлекает общество из уроков истории? Способна ли история общество чему-нибудь научить? Учитывая то, что достоверность тех или иных событий трудно доказуема, их можно скрыть/переписать/переделать в угоду властей, контролирующих то, в каком виде преподносится история населению в определенный момент времени. 2) Есть ли коллективная ответственность народа за преступления прошлого, или же ответственность сугубо индивидуальна? Что делать с травмой коллективного палача? На первый вопрос автор отвечает однозначно: ничему история человечество не учит. И если та же война не дай бог повторится, человечество допустит те же ошибки, в общем-то, оно их и так ежечасно допускает. Что касается коллективной ответственности, то, по Жуде, для общества это очень тяжелая ноша, и только самые смелые, одержимые и сознательные готовы говорить о «неудобной» исторической правде. И ради своей цели — как героиня фильма — идут напролом в борьбе с цензурой, личной жизнью и всем остальным. В конце концов, добиваясь цели, одержимая исторической правдой героиня видит совсем печальную картину: толпа/общество как была варварами, так ими и осталась. Темп фильма Раду Жуде очень высокий, поскольку в нем сплошные коллизии: главная героиня — режиссер спектакля-реконструкции событий в Одессе, чтобы осуществить свою задумку, ей приходится договариваться с чиновниками, работать с простыми людьми с их собственными взглядами на историю и много чего еще. Нам в России это очень хорошо понятно и известно. В фильме много политических и производственных шуток, местами искрометных. Так что это своего рода фильм в фильме, где сложности производства картины рифмуются с общеполитическими смыслами. При всей однозначности ответов, угадываемой с самого начала, фильм, тем не менее, удивляет и действительно — я согласен с Еленой Стишовой — взрывает мозг.