«Он не в своем уме!» - визгливо желчный крик толстой консьержки звенит под потолком коверного коридора, подхватываемый хлопотливо ужасающимися возгласами добропорядочных граждан – жильцов законных ячеек, хранящих чопорную строгость замшелого кодекса квартиросъемщика. Ибо это он, поляк, твердящий о своем французском гражданстве, снова нарушил жуткую тишину дряхлеющего здания, выкинув очередную возмутительную шутку. С порога, вдыхая духоту побелки желтых стен, ступая по скрипучим доскам ветхого пола, бросая взгляд кроткой вежливости на старинные ухоженный интерьеры, Трелковски неясно почувствовал кислый аромат черной плесени, редкими дуновениями проскальзывающий по ступеням закручивающейся лестницы, тихо нашептывающий скользкую тревогу. Невнятное ощущение еще хлипкого, прячущегося где-то между прочих мыслей страха проскакивает от глумливого смеха консьержки, от мрачной строгости взгляда застывшей злобы старика с верхнего этажа. В воздухе повисла старая французская мелодия, приятным аккомпанементом озвучивающая прилежную картину порядка и уважения традиций. Но по краям уже проступают ржавые пятна тления. Маленький человек в выглаженном пиджаке с вечно извиняющимися глазами, осторожно произносящий каждое слова, живет просто, не разводя философии, не мучаясь выбором, вот так – легко, обычная работа, шутки, друзья. Какая-то сумасшедшая выпрыгнула из окна! Первая мысль: “А квартирка не освободилась?» - совершенно нормальный подход, а главное практичный. «Мало ли, что с ней, вы, может, каждый день прыгать будете, а мне тут нервничай, сердечные капли пей, я, вот, лучше схожу да поинтересуюсь на счет жилплощади», - ухмылялся Трелковски, осматривая уютную комнату, не очень большую, но достаточно просторную для скромного холостяка. Поинтересовавшись о плачевности состоянии не до конца удавшейся самоубийцы в больнице, вместе похныкав в манере неумелого актера с выделяющей из огромных глаз литры слез подругой несчастной квартиросъемщицы, по дон-жуански исследовав все изгибы ее зеленого платья в кинотеатре под хлесткие удары и ниндзяобразные выкрики Брюса Ли, французский поляк лишь улыбнулся и включил музыку – он абсолютно нормален, здоров и полон сил. «Все хорошо, вот только чай поставлю», - мельком подумал новый жилец. Хрустально сверкающий графин сознания Трелковски, чеканно точный и прозрачный, наполненный чистой водой мыслей, идеальной адекватностью отражающих все во круг, вдруг начинает еле заметно мутнеть, становясь все менее светлым, с каждым мгновением наливаясь новым мраком. Мелочи, как легкие уколы миниатюрных игл, вонзаясь то тут, то там, прокалывают только кожу, не уходя глубже, назойливо отвлекают внимание: сварливый старикашка с патологической боязнью шума, нравоучительно требующий быть тише, исчезновение только что упавшего мусора, газетная заметка об убийстве излишне громкого соседа, отовсюду напоминания о безумной Шуль: «Она курила Мальборо, а других сигарет у нас нет, она пила шоколад, а кофе еще не сварили, она ходила в тапочках, и вы попробуйте, она упала здесь, вот, и дыра осталась – посмотрите», - нескончаемый гомон разных голосов, металлическим скрипом визжащий в голове, ее платья, ее бюстгальтер, ее косметика, ее жизнь. Как каменный тоннель, незаметно выстроенный вокруг безобидного поляка - только этот путь, ни одного поворота, от тебя ничего не зависит: «Ты – Симона Шуль». Мягкая утренняя яркость окон заливается грязью тяжелых ставен, тишина, как ужасный крик боли хрипит в атрофированном горле немого, углы неумолимо сближаются, сжимая тисками мрака трепещущий мозг несчастной жертвы чей-то ужасной шутки. «Ты – Симона Шуль», - вопят серые стены, издеваясь желтыми полосами ночного света. «А в дыре за шкафом ее зуб», - сдавленно хихикают внутренний голос. Бежать! Спасаться! По улицам мелькающих машин, в постель любовницы, в пучину сна! Нет! Безумство, паранойя, страх, метущийся взгляд, ледяной пот бредового бессилия текут в его венах, жгут кипящей лавой боли воспаленное сознание. Все усилия напрасны, другой дороги нет – каменный тоннель превратился в замкнутый ящик, в который не пробивается даже частичка света. Трелковски теряет себя, он – Симона Шуль. А консьержка была, на удивление, точна. Надоедливый жилец точно не в своем уме, он в уме безвестной француженки. Полански режиссер всеядный. Удивительна его способность снять замечательный фильм, практически, по любому сценарию, от пародии на вампирские ужастки («Бал вампиров»), до трагических скитаний гениального пианиста в оккупированной Польше (естественно, «Пианист»). Однако есть у него излюбленная тема, к которой мастер возвращается год от года – психологический триллер. Без капли крови, не прибегая к помощи хоть одного сколько-нибудь ужасного маньяка, показывая совершенно будничные интерьеры, тривиальные истории, он буквально из воздуха создает кристаллик страха, и чем ближе титры, тем крепче становится этот зародыш, тем сильнее зритель вжимается в кресло, перестает моргать, ожидая финала. После «Отвращения» и «Ребенка Розмари» режиссер взялся за роман Роланда Топора «Жилец», где красками света создал симфонию, начинающуюся тихим высоким звуком, монотонными успокаивающими нотами, которые, сменяясь настойчивыми аккордами марша, превращают всю картину в адский шторм, с вклинивающимся хрустом опрокинутых мачт и криками утопленников, все громче, удары, безумная пляска и – бесконечно глубокий, сметающий все звон, раз за разом возвращающийся эхом. На экране нет страха, он рождается внутри вас… 9 из 10
Этот фильм я могу точно отнести к своему любимому жанру - смесь мистики, где реальность переплетается с шизофренией, действительно мрачной атмосферы и тонкого чёрного юмора, который не превращает картину в безвкусный балаган. Замесить всё это вместе под силу только выдающимся режиссёрам. Время нисколько не состарило этот фильм, а как хорошему креслу придало ему эффект 'потёртого шика'. Единственное, что не порадовало, - перевод. Мне достался одноголосый, якобы профессиональный. Надеюсь, вам повезёт больше. Про Изабель Аджани узнал только здесь. Амплуа нимфоманки её на 100% (как шлюхи у Моники Беллуччи). Потрясающая актриса. Смотреть думающим мужчинам и умным женщинам. В одиночестве и с рюмкой коньяка.
Фильм отличный. Жанр соблюден, выдержан, соткан. Роли сыграны на совесть. Просто и страшно. Радует то, что может быть страшно и без спецэффектов уровня Спилберга. Напомнил фильм 'Психо' сценами с переодеваниями. Оригинально, переработано в 'Поланском' ключе и очень на мой вкус сочно, точно, ЖУТКО. Сложно ведь сделать не отвратительный фильм, а жуткий. Отвращение вызывают кишки (не у всех, конечно) и их в лицо зрителю бросить проще, а вот жуть - мутации. Психики, жизни, отношений. Относительно нормы. И визуализировать мутации нашей жизни сложнее. Стартовая ситуация меткая, психологичная. Герой делает выбор в соответствии со своими потребностями, но против своей сущности, и сам методично ведет себя к собственному краю. Начало конца положено посещением перебинтованной. Спрашивается, что потянуло. Хотел убедиться скоро ли помрет? А там и подруга симпатяжка. Как все хорошо! Конечно, все не так уж красиво оказалось на самом деле. Недаром тетенька перебинтовалась. Так или иначе, 'норма' главного героя начала колыхаться. А потом и вовсе поползла к окну, чтобы полетать. И вроде не из-за склочных соседей.. Вопросы после фильма остались, это главное. К себе. Достоевские вопросы-то, вопреки своей совести пойдешь, чего доброго найдешь? 10 из 10! Я люблю Полански.
Общее впечатление: Скромный конторский служащий Трелковский (Роман Полански) решает сменить место проживания и переехать на новое место. Он снимает квартиру в обветшалом здании с недружелюбными соседями. От консьержки он узнает, что предыдущая квартирантка, Симона, покончила с собой, выбросившись из окна. Со временем Трелковский начинает всё больше и больше думать о ней, стараясь узнать как можно больше подробностей. Вскоре он начинает винить соседей в её гибели. Необычная история, которая дает пищу для ума в самом конце повествования. Лишь в финале задумываешься над подачей и тебя посещают такие мысли, как, а было ли вообще все это? Кажется что монотонный сюжет ни к чему не приведет, но постоянное запутывания зрителя, наталкивает на размышления, что перед нами неполная картина, она как разбитый стакан, который нужно собрать. Вуаля, и у нас в конце то, что в начале. Могут ли соседи довести человека до припадка? Вполне, а если и сам человек немного не от мира сего? То пик безумия будет все ближе. Если вы не знакомы с Романом Полански, скажу сразу, это польско-французский режиссер, то для первого знакомства лучше выбрать картину другую. Есть в его фильмах, как и у всего польского кинематографа особая деталь — неспешность. «Жилец» совершенно никуда не торопится и за весь хронометраж 126 минут нагло об этом заявляет. Именно роль детектива, как медленного жанра и проявляется во всей красе. Что самое интересное, лично я успела за просмотр посмеяться, а особенно в конце. Этакий черный юмор. В целом, о сюжете сложно рассказать, так как потеряется вся интрига. А кому смотреть — тем, кто хочет знакомится с лентами Полански. Все-так 1976 год — из раннего. И тем, кто хочет заценить неспешный триллер. 7 из 10
С творчеством Полански не особо знаком, но это уже вторая картина просмотренная мной у этого режиссёра. В целом лента удачно воплотилась в своём жанре, в котором прекрасно сочетаются элементы мистики и психоделики. Особенность фильма ещё в том, что он выполнен в духе картин А. Хичкока, это и придаёт ему значимость. Во время просмотра, уловил себя на том, что режиссёр сам выступил здесь в качестве главной роли. Его облик отлично вписался в колоритный образ гл. героя по фамилии Трелковский. Роман Полански достойно исполнил образ человека, которого ужасающе окутывает наваждение, страх, сомнение в окружающих его людях и в самом себе, разрушение личности во всей красе. В общем интересный психологический триллер, сделанный на уровне. Постепенно нарастающее напряжение, а также поразительная концовка, выводят картину на отличный завершающий аккорд. После просмотра этого фильма, я в новой форме взглянул на стиль режиссуры Полански, и думаю с удовольствием посмотрю ещё, его интересные работы.
Они все за одно... Ох, до чего Трелковский напоминает Башмачкина. Маленький человек. Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете? К тому же, не лишенный мнительности. Один раз наступили на ногу, толкнули на улице, а для него это уже вселенский заговор. Такой типаж личности крайне раним, нервозен, стеснителен, а небольшой конфликт уже для него огромное нервное потрясение. Печально... В конечном итоге Трелковский становится жертвой из-за: -собственной паранойи (вначале, может быть, самовнушения, которое дошло до абсурдного); -бездействия других (нет, ну это уже несерьезно - целая толпа спокойно стоит и смотрит, как искалеченный псих лезет в окно, а врач, видя то ли признаки белой горячки, то ли припадка, дает ему успокоительное (!) и отпускает домой (!); -национальной нетерпимости (вишь, 'Понаехали!'); Совпадения, совпадения, совпадения...В лавке постоянно нет сигарет 'Голуаз', хозяин квартиры все время жалуется на бедного Трелковского (а ему и в голову не приходит, что дело в старческой ворчливости), ему потакают и остальные - консьерж, жильцы вечно недовольны шумом в квартире Трелковского (а возможно, дело все в том, что стены слишком тонкие). Кажется, Трелковский забыл, что он - чужак, и совсем не знает местных порядков (например, может быть неприличным приглашать шумные компании в час ночи и не ночевать дома), может, поэтому его подозревают буквально во всем и относятся с недоверием? Вечная проблема маленького человека в большом городе...
Это один из самых любимых мною киношедевров и лучший фильм из «квартирной трилогии» Романа Полански. «Жилец» в очередной раз подтверждает тот факт, что место может свести с ума, особенно если человек фатально одинок. В истории парижской жизни Трелковского нет традиционного французского романтизма, нет истории любви. Эта кинокартина полна страха, ужаса, отчаяния, безумия, шизофрении и бреда. Вызвано ли все это одиночеством? Или герой Полански повторяет судьбу предыдущей жительницы этой квартиры? Что за кукловод помещает в эту дьявольскую квартиру очередного жильца и для чего, какова его цель? Ответа нет, да и нужен ли он. Трелковский примеряет чужую судьбу и как будто соединяется с ней в единое целое. Тема двойничества потрясающе раскрыта художником Полански: жутко и еще раз жутко. Сцена ночного отражения в туалете запомнилась мне навсегда, нет никакой гарантии в том, что вы не увидите кого-то или себя в окне дома напротив. И троекратное спасибо за устрашающую стену с зубом – такое не забывается! Этот фильм достоин высочайших похвал. Вряд ли, кто-нибудь когда-нибудь сможет дотянуться до гения Романа Полански.
Если присмотреться к каждому режиссеру внимательнее, посмотрев несколько его фильмов, то можно заметить, что его волнует одна проблема с одним взглядом на мироздание. Кого-то терзает страх перед соседями, кого-то беспокоит вопрос любви, кого-то материальное положение и тому подобное. Посмотрев, как ее называют, 'квартирную трилогию', я поняла, что у Романа Полански страх старых квартир с милыми на первый взгляд стариками, которые таят плохие намерения. По стилистике картина похожа на остальные два фильма. Преобладание зеленого цвета в кадре, струнная триллерная музыка, развитое воображение героев, зловещие старики... Думаю, что главный герой Тренковский потенциальный сумасшедший, в котором дремлют его демоны. Они так и ждут удобного случая, чтобы выйти наружу и уничтожить тебя. И этим удобным случаем становится бедная перемотанная бинтами Симона, которая орет в больнице от боли. И после этого идет точка отчета до собственного безумия, которому способствует воображение, фантазия и мнительность. Картина отличное описание того, как сходят с ума, причем не понимая, что ты уже тронулся. 'Сойдешь с ума и не заметишь' -, думаешь после просмотра. 8 из 10
Фильм в жанре психологического триллера и смотреть его надо именно с настроем на психологический триллер. Роман Полански чрезвычайно разносторонний режиссер и это не может не восхищать. Сложно представить, что 'Бал вампиров', 'Пианиста', 'Оливера Твиста' и 'Жильца' снял один и тот же человек. А ведь он ещё и выступает и в качестве сценариста и даже актёра, как в данном фильме, а ведь это жутко сложно. Роль Полански подходит очень. Персонаж Трелковский поначалу не очень колоритен: его с лёгкостью разводит бродяга на деньги, не сказав даже 'спасибо'; в разговорах с жильцами и управляющим дома он разговаривает без особой уверенности; странно ведет себя в отношениях с девушкой Стеллой. У Романа Полански очень интересное лицо, эдакого зажатого тихони и это играет значимую роль в составлении образа главного героя, как и в 'Бале вампиров'. Три фильма - 'Отвращение', 'Ребенок Розмари' и 'Жилец' Полански объединяет в часть под названием 'квартирная трилогия'. Если вы не смотрели первые два фильма и вам понравился 'Жилец', то советую просмотреть и их. Я бы ещё много чего хотела написать про этот фильм, но, боюсь, что это будет описывать сюжет, а ведь многие читают рецензии к фильмам ещё перед просмотром. Просто скажу: Я восхищена замечательной игрой талантливого во всем человека. 8,5 из 10
По-моему, если вы хотите испортить себе настроение, вам стоит посмотреть это кино. Эта картина, как темный, бездонный колодец, в который падаешь на протяжение всего действия. Особенно неприятно смотреть его в пасмурную погоду или просто, когда у тебя плохо на душе. Невольно возникает ощущение полной безысходности, постепенно переходящее в конец света. Грязь, безнравственность, убогость бытия можно показывать в разных ракурсах, но в руках известного режиссера все приобретает форму психоделического концерта в аду. Кстати, довольно скучного. После просмотра хочется вымыть руки и забыть все, что было в последние 2 часа. По-моему, познавать, учиться и смотреть надо что-то иное, обратное сюжету этого черного опуса. Зачем делать кино, если нет капли света? 5 из 10
Внимание! Не пытайтесь повторить это дома! Шаг 1: Вы должны быть скромным клерком, который хочет снять квартирку в Париже. Также неплохо было бы, если бы Вы были великолепным Романом Полански, но это практически не возможно. Шаг 2: Вас должна окружать мрачная и гнетущая атмосфера. Вам должно начать казаться, что остальные жильцы недолюбливают вас. Шаг 3: узнайте, что девушка, которая жила в этой квартире до Вас, выбросилась из окна и сейчас она находится в больнице. Шаг 4: Идите в больницу, встретьте там шикарную Изабель Арджани и начните гулять с ней. Шаг 5: пожертвуйте деньги бездомному художнику. Это важно. Шаг 6: Вы должны постепенно начать сходить с ума от всех этих скрипов в доме и шума в трубах. Но пока что очень медленно. Шаг 7: пригласите к себе друзей. Посидите, поговорите, пока злобные соседи не скажут вам прекратить шуметь. Шаг 8: начните курить другие сигареты. Те, что курила самоубийца. Шаг 9: вас должна сопровождать пробирающая до дрожи музыка Филлипа Сарда. Шаг 10: попробуйте примерить женскую одежду. Так, вы уже недалеки от безумия. Шаг 11: Вы должны предпринять отчаянную попытку бежать из дома к вашей подруге, Арджани. У нее вы должны рассуждать о том, почему ваша голова считает, что она – это вы. Шаг 12: убедитесь в том, что против вас все и вся. Бегите без оглядки. Шаг 13: пусть Вам снятся безумные сны о жильцах. Да, кстати, в снах должна фигурировать девочка, которую вы спасли от злых соседей. Шаг 14: Вы на пороге самоубийства. Вы одеваете женскую одежду и… А дальше рассказывать не буду. Но скажу, что фильм получился отменным: гнетущий, атмосферный триллер, сдобренный изрядной порцией черного юмора с кучей символизма. И это один из самых страшных фильмов, которые я когда-либо видел. Браво! 10 из 10
Интеллигентный молодой мужчина по фамилии Трилковский ищет хорошую квартиру для съема. После долгих поисков он останавливает свой выбор на странном доме и поселяется в квартире девушки, которая буквально несколько дней назад пыталась покончить жизнь самоубийством и теперь лежит в больнице в критическом состоянии. Чтобы узнать от бывшей жительницы причины, побудившие ее принять столь крайнюю меру, Трилковский отправляется в госпиталь, где встречает не только загипсованную самоубийцу, но и ее очень хорошую подругу Симону. Вскоре после новоселья, героя начинают беспокоить постоянные вылазки соседей, недовольных его якобы шумным поведением, хотя иной раз его просто не было в это время дома. После нескольких подобных инцидентов, тихий мужчина начинает примерно понимать исконные причины суицида своей предшественницы, не выдержавшей напора со стороны назойливых сожителей. Через некоторое время, у Трилковского и вовсе начинает развиваться паранойя, так как ему начинает казаться что соседи хотят свести его с ума и превратить в ту, которая выпрыгнула из окна и после этого тихо ушла из жизни. Но он не так прост, как кажется на первый взгляд... Вообще, это один из самых странных и противоречивых фильмов Романа Полански, на этот раз не только руководившего съемочным процессом и работавшего над сложным многослойным сценарием, но и взявшего на себя смелость исполнить трудную заглавную роль, понемногу сходящего с ума интеллигента, считающего что соседи готовы затравить его и заставить покончить жизнь самоубийством. «Жилец» представляет из себя не только крайне сложную в плане восприятия картину, но еще и очень запутанный и крайне специфичный триллер, наполненный кучей всяческих фишек, но тяжело перевариваемый. Сама идея очень классная, да и в квартирной тематике Полански уже достиг определенных успехов, но вот ее исполнение оставляет желать лучшего, так как из мрачного драматического триллера получилось что-то на подобие путанного детектива с некоторыми нотками комедии и драмы. Если последнее нареканий не вызывает, то вот некоторые комедийные мотивы улавливаются легко и не совсем вяжутся с общей концепцией фильма. В остальном, «Жилец» очень даже неплох. Помимо достойной атмосферы и грамотно выверенного стиля, здесь есть хорошая задумка и несколько действительно стоящих режиссерских находок. Чего только стоит плавное, но в тоже время равномерное нагнетание саспенса и последующие оригинальные находки героя, отыскавшего в своей квартире дырку в стене, где был спрятан чей-то зуб. Вот только на фоне творящихся странностей, все действия главного героя выглядят мало того что не убедительно, так еще и нелогично. Почему бы ему сразу не уехать в другое место после начала травли и не пытаться удостовериться в намерениях своих соседей. Полански попытался объяснить это тем, что в то время было очень сложно найти квартиру и нужно было держаться за этот вариант всеми силами. Правда, ближе к концу он сам себе противоречит, когда его же заглавный герой в крайне быстрые сроки находит себе временное убежище. Подобных неточностей и противоречий в «Жильце» было еще очень много и это весьма сильно подпортило общее впечатление от просмотра. Не совсем удачен был и выбор человека на роль Трилковского, так как Полански пускай и очень талантливый режиссер, но как актер он весьма слабоват и это особенно чувствуется в тех моментах, когда его персонажу необходимо в одиночку удерживать зрительское внимание. Наблюдать же за его двухчасовыми попытками подытожить не такое уж увлекательное зрелище и если бы не крайне интересный и запутанный сценарий, то стало бы совсем скучно. Вот в чем нельзя упрекнуть постановщика, так это в его умении удерживать напряжение и интригу до самого конца и при этом не прибегать к каким-то невероятным действиям, ограничиваясь лишь диалогами и скрытыми гранями заглавной истории. Из актеров второго плана особого упоминания достойна шикарная Изабель Аджани, хотя у нее здесь не самая объемная роль, запомнилась она не меньше слетающего с катушек Трилковского. В итоге, «Жилец» являет собой неплохой психологический триллер с намеками на многие другие жанры, из числа которых больше всего выделяется драма, детектив и комедия. Здесь есть яркий и необычный сценарий, терпимая актерская игра и достойная режиссура. Кино хорошее, но слишком уж муторное и тяжелое, так что общая оценка только такая: 7 из 10
Некий парижанин с польской фамилией Трелковский, с виду крайне закомплексованный клерк средних лет, снимает недорогую квартиру. В первый же день он узнаёт от консьержки, что бывшая жиличка Симона Шуль намеревалась покончить с собой, выбросившись из окна этой самой квартиры. И если поначалу это известие не производит на нового квартиросъёмщика никакого впечатления, то по истечению некоторого времени он всё больше начинает грузиться на эту тему. Теперь Трелковскому кажется, что суицид Симоны - результат заговора жильцов дома, которые вслед за девушкой намереваются отправить на тот свет и его самого. Отныне источником его еженощных кошмаров и поводом для тотальных подозрений становятся - хозяин дома, соседи по подъезду, консьержка и даже домашние животные… В итоге клаустрофобические страхи доводят одинокого и маниакального мужчину до умопомешательства. Он спит и видит, что Симона зовёт его к себе. И вот психика не выдерживает… По давнему признанию самого Поланского, его творчество развивалось под влиянием таких европейских мастеров как - Беккет, Ионеско, Кафка, Пинтер, Бунюэль. В результате он начал снимать нетрадиционные в хичкоковском понимании фильмы ужасов. «Жильца» можно воспринимать как нечто вроде авторского римейка по мотивам первого эмигрантского фильма Поланского «Отвращение» (1965), с той только разницей, что теперь главным героем стал мужчина. И сыграл его сам режиссёр. Поланский и ранее пробовал себя в качестве актёра в своих картинах, но не ограничивал себя типичным хичкоковским камео. В «Бале вампиров» исполнил даже одну из главных ролей, затем предстал в эпизодах в «Что?» и «Китайском квартале». И вот теперь выступил как самый настоящий бенефициант, почти безраздельно воцарившись на экране. Режиссёр, всегда добивавшийся от актёров неуверенности на площадке, теперь сам должен был предъявить это чувство в полной мере в образе запуганного донельзя клерка, боящегося даже собственной тени. В его собственной биографии был случай, когда фашистские молодчики, оккупировавшие Польшу, использовали 8-летнего еврейского мальчика Ромика как живую мишень, стреляя в него по очереди. Каким-то чудом ему удалось тогда спастись. В том страшном военном прошлом была и трагическая гибель матери в концлагере, и его рискованный побег оттуда, затем долгие скитания по польским деревням… Понятно, что это не могло не наложить свой отпечаток на сверх впечатлительную детскую психику. Может быть, поэтому уже в зрелые годы всё творчество Поланского так или иначе будет пронизано мотивами безумия и страха, персонифицированными здесь в образе Трелковского. Режиссёр систематически подпитывает интригу на протяжении всего фильма: сюрная комичность постепенно сменяется всё нарастающей паранойей. Поэтому данный фильм с одинаковым успехом может служить учебным пособием как по режиссуре, так и по психопатологии. В этой любопытнейшей экранизации романа Роланда Топора (адаптированной режиссёром в паре с таким видным мастером сценарных дел, каковым являлся Жерар Браш) смешивается несколько жанров и предлагается несколько трактовок развязки таинственных событий. Поэтому те, кто больше всего на свете любит внятные финалы, где всё раскладывается по полочкам, будут, скорее всего, раздосадованы. Но зато все остальные наверняка поймают кайф.
Роман Полански. Кажется, я любил этого человека всегда. Неосознанно, подсознательно, еще до просмотра гениального 'Отвращения', еще до того момента, когда впервые наткнулся на словосочетание 'квартирная трилогия', еще до того, как увидел его самого, играющего главную роль в своем фильме. Сложную роль. Улыбка-усмешка, затерявшаяся в уголках рта, лихорадочный блеск глаз, до невозможности милый акцент, делающий его героя еще более беззащитным. Подозрение, страх, ужас, безумие, негодование, боль, протест, душащий шарф, собственные руки, сдавливающие шею, тугой венозный жгут, белый кокон одеяла, тяжелый парик, четыре стены, окно в квартире и еще одно - напротив. Это была первая ночь, когда после просмотра фильма мне пришлось вцепиться зубами в собственный кулак. Первая, но не единственная. Каждый раз, когда мы с Трелковским переживаем все это безумие, чтобы, измучившись, прийти к той же самой проклятой концовке, мы снова и снова истошно кричим. 10 из 10
Посмотрел фильм и если честно - получил удовольствие. Интересный сюжет и захватывающее действие. Но, я ни как не мог понять - чем же все это кончится? Неужели банальной кончиной главного героя? Я рассчитывал на развязку, на интересную, умопомрачительную развязку. Все как у Франца Кафки. Ощущение что Полански решил позаимствовать манеру преподнесения продукта общим массам. Все столь же абсурдно и необъяснимо. Что мы видим? Парень заселяется в квартиру, где недавно покончила с жизнью молодая девушка. Его постепенно сводят с ума непонятные соседи, подолгу торчащие в туалете и что-то там рассматривающие. Современен главный герой проникается атмосферой квартиры, в которой живет и начинает подозревать каждого человека в предвзятом отношении к нему. Медленно сходит с ума. Все в фильме хорошо, и сюжет и актеры, однако много недосказанности, много непонятного. В целом, мы вроде бы как и понимает в чем суть, но в то же время некоторые моменты картины ни как не возможно объяснить. Такое ощущение что режиссер просто решил этим самым завлечь зрителя, а потом просто напросто забыл объяснить в чем соль. Ну или же передумал объяснять, а просто закончил картину довольна очевидным действием. В общем ставлю 7 из 10 за то что фильм сам по себе интересен, да и полностью соответствует настоящим традициям старых триллеров 70 тых. Но в целом моя оценка средняя, сюжет хорош, но с кучей пробелов.
Фильм одного из любимых мною режиссеров, чей почерк явно выделяется среди всего кинематографа, обладает просто неповторимой атмосферой. Никто ее так не передаст, как Полански. Некая двойственность присутствует в происходящем, причем не только в плане раскола личности героя, но и в плане подачи жанра. Психологический триллер граничит с трагикомедией, а местами даже проглядываются сюрреалистические мотивы. Обстановка мастерски нагнетается автором с самого начала, знаки преследуют героя почти на каждом шагу... Он становится настолько зависим от окружающих людей и обстоятельств, связанных с ними, что теряет контроль над своими мыслями и впадает в состояние паранойи, которое приводит к раздвоению личности, а точнее, к ее гибели. Фильм выражает мысль о том, как человек может быть скован своим умом, способным трактовать происходящее совсем уже не в угоду самому человеку. Это выходит тогда, когда человек перестает быть осознанным. Происходящее вокруг складывается в мнимый заговор и уже никуда не деться, ведь именно мысли обладают силой, превосходящей практически все другие силы воздействия. В тоже время все происходит неторопливо, сначала даже внешне как-то спокойно, но на глубинном уровне очень напряженно. В этом одна из заслуг Полански, который преподнес сценарий очень продуманно, детально. Визуальные образы тоже являются такими вод деталями (например, во многих кадрах видны зеркала, они присутствуют как бы не для фона, а для атмосферы). Уровень игры актеров высок, никто не переигрывает. Приятно наблюдать за Полански в главной роли - образ весьма запоминающийся. В целом, 'Жилец' - это пример гениально поставленного мастером триллера. Фильм стал уже классикой, и это не случайно, ведь такие приемы введения в напряжение в купе с тонким юмором не могут быть не оценены по достоинству. 9 из 10
Синопсис не помогает узнать, в чем суть фильма. И фильм - не детектив, это просто 'учебник по шизофрении', как пишут о нём. Поставлен фильм очень качественно, со вкусом и юмором, но что мне хотели им сказать, я не понял даже спустя несколько недель после просмотра. Я пытался искать глубокие смыслы, но мне кажется, что фильм настолько прост, что глубоко 'раскапывать' его бессмысленно. Например, такой вариант: человек приходя в новое общество даже на психическом уровне начинает с помощью окружающих идентифицировать, вернее, соотносить себя и свое место (в фильме - жилье) в нем. Нет, смысл найти можно, просто мне не очень близко такое шизофреническое завязывание сюжета без его развязки. Оценка. Тут у каждого свой взгляд, я по просмотру ставил 7,5 баллов, сейчас - ну пусть будет 8 из 10
'Бог видит всё, соседи - ещё больше'. Автор неизвестен. Не правда ли занятно, на каждую из трёх стран, в которых Полански главным образом работал, приходится по фильму из его квартирной трилогии? Действие же разворачивается всегда в самом крупном из их мегаполисов: Лондоне, Нью-Йорке, и, наконец, Пари. «Уединение надо искать в больших городах», - фразу Декарта можно было бы смело поставить эпиграфом к рецензии на любую из трёх историй, если б это вожделенное уединение маленького человечка в большом городе у Полански не перетекало всегда в болезненную отрешённость. Герои – не более чем статистические единицы в гигантском муравейнике. Их квартиры – не более чем камеры в городском Алькатрасе. Пронумерованные ячейки пронумерованных жильцов. Отличаются эти камеры только разновидностью пыток. Если в «Отражении» главную опасность для закупоренной в своей квартире героини представляет она сама, то в «Ребёнке Розмари» - соседи и муж. В «Жильце» же обе угрозы объединены. Интересно и то, что «Жилец», в котором сам режиссёр сыграл главную роль, стал ведь в каком-то смысле пророческим. Его Полански снимает в Париже в 76-м, после семилетнего американского периода, а вскоре становится ясным, что в основном только с Францией и будет связано его дальнейшее творчество. Обвинение 77-го года в изнасиловании несовершеннолетней в США навсегда закроет дорогу как туда, так и в Туманный Альбион. Режиссёр, как и его герой, французский гражданин польского происхождения Трелковски, до конца дней окажется припаянным к одному месту. Кстати, вторая работа трилогии «Ребёнок Розмари» тоже многими считается зловеще пророческой – через год после её выхода в свет американская жена Полански будет убита членами коммуны «Семья» Чарльза Мэнсона. Больное сектантское сознание фильма словно перетекло с экрана в жизнь. Париж у Романа - полная противоположность тому, что мы увидели у Аллена в «Полночи». Он не блестит чародейским светом гладкой ёлочной игрушки. Это город грязных домов с неисправным туалетом и водопроводом, тусклый, унылый, и, что самое страшное, однообразный. Цикличность и монотонность мегаполисной жизни – не это ли тот дьявол, которого изобличает в своём романе Роланд Топор? Город сам прокладывает для его обитателя рельсы, по которым тот катится, будто загипнотизированный. Трелковски снимает квартиру и не замечает, как начинает жить жизнью её бывшего обитателя, выбросившейся из окна девушки Симоны Шуль. В самой квартире его окружают её вещи, он ходит тем же маршрутом, посещает то же самое кафе, хозяева которого вынуждают заказывать его те же сигареты и горячий шоколад, проводит время с её же подругой, читает её книги и получает её письма. Но, что самое главное, пожилые упыри соседи вовсе не оставляют ему шансов на личную жизнь. Трелковски ни компанию, ни девушку не может к себе привести. Малейший шум и тут же стук либо в дверь либо в полицию. Свистопляска приводит к тому, что у Трелковски вскоре едет крыша - самого себя он иной раз уже отождествляет с Симоной Шуль, а надоедливых соседей принимает за демонов, договорившихся довести и его до самоубийства. Метафора - герой превращается в ту, что жила в данной квартире до него. Маленький человечек под давлением больших сил время от времени легко теряет самоидентификацию, хотя и продолжает лихорадочную борьбу за самого себя. «В какой именно момент человек перестаёт быть тем, кем себя считает? Отрежь мне руку - получится я и моя рука. Отрежь другую – получится я и две руки … Если отрезать голову? Что будет? Я и моя голова или моё тело? Почему моя голова зовёт себя мной?», - Трелковски задаётся насущными для себя вопросами, а приступы перевоплощения в Шуль имеют лишь периодический характер. Он пытается сопротивляться, сбежать, поменять обстановку, но поздно – болезнь проникла уже слишком глубоко. Не стоит обманываться концовкой – это очередная галлюцинация, отражающая степень прогресса расстройства персонажа. К сценарным минусам, правда, можно отнести то, что это перевоплощение происходит уж слишком спонтанно. Если в «Отвращении» нам показан пошаговый процесс схождения с ума изначально предрасположенной к тому Леду, то в «Жильце» зритель и сам не замечает, как нормальный человек, пусть и подверженный неким странным видениям и давлению извне в новой квартире, начинает по ночам краситься и переодеваться в женщину. Сюжет словно перескакивает к этому моменту, пропуская какие-то важные сцены. При том, что мистика у Полански чаще всего тема лишь иллюзорная, реально не существующая, и под неё он по большей части маскирует психические проблемы, всё же не отделаться от ощущения, что квартира и даже дом «Жильца» являются некой аномальной, потусторонней зоной, которая и сводит героев с ума. Как бы ни был бесхребетен Трелковски, со схожими проблемами до переезда он ведь не сталкивался, впрочем, как и Симона Шуль. А ещё заметим, что чем ближе к финалу, чем выше градус, тем сильнее картина пропитывается каким-то чёрным юмором, чего не было в других лентах трилогии. Эдакий авторский смех висельника. 7,5 из 10
Молодой человек Трелковски въезжает в съемный дом в комнату девушки, которая накануне по неизвестным причинам выпрыгнула из окна. Его окружают нелюдимые и мало дружелюбные соседи, которые постоянно им недовольны и всячески ущемляют бедного жильца. Постепенно у героя разыгрывается нехилая паранойя. Он начинает приходить к мысли, что соседи в каком-то коварном заговоре против него и что они тоже хотят довести его до самоубийства. В итоге герой окончательно слетает с катушек, подозревает в заговоре всех и вся, мучимый жуткими галлюцинациями. Если честно, схождение героя с ума выглядело не очень правдоподобно. Слишком резкий скачок от адекватности к полному помешательству. Несмотря на то, что режиссеру удается пару раз нагнать жути на зрителя, маломальский интерес картина вызвала у меня только в последние полчаса. Первые полтора, в свою очередь – были пыткой. Сюжет выстроен как на душу легло. Развитие интимных отношений между Трелковски и Стеллой лишено вообще всякой естественности, будто эта сюжетная линия для режиссера не представляла никакого интереса. Просроченная и скучнейшая классика. Я отчаянно боролся со сном.
Это необычный фильм, впрочем я не помню фильма с Аджани, который был бы чем-то банальным или обычным. Что интересно? Да, пожалуй, это просто стоит увидеть и осознать, потому что каждый сделает упор на что-то свое, и сделает свои собственный выводы. Мне вспомнился рассказ Чехова 'Человек в футляре'. Эта квартира будто футляр подавляет Трелковски и делает свои рабом. Заставляет вечно бояться как бы чего не вышло - ходить на цыпочках и говорить шепотом. Она заставляет даже усомниться в самом себе. «Почему моя голова имеет право считать, что она это я?» - вопрошает главный герой. Он медленно и уверенно сходит с ума. Перестает понимать кто он есть на самом деле. Роман Полански поразительно красиво справился с этой бесспорно сложной ролью. Аджани почти не видно, но она как всегда на высоте, а ее героиня ведет себя на грани разумного. Кстати, фильм я решила посмотреть, увидев ее в составе актеров, но теперь понимаю, что открыла для себя Романа Полански и хочу посмотреть как можно больше его фильмов. Конец фильма эффектен и ставит красивый завершающий аккорд. 8 из 10