Общее впечатление: Скромный конторский служащий Трелковский (Роман Полански) решает сменить место проживания и переехать на новое место. Он снимает квартиру в обветшалом здании с недружелюбными соседями. От консьержки он узнает, что предыдущая квартирантка, Симона, покончила с собой, выбросившись из окна. Со временем Трелковский начинает всё больше и больше думать о ней, стараясь узнать как можно больше подробностей. Вскоре он начинает винить соседей в её гибели. Необычная история, которая дает пищу для ума в самом конце повествования. Лишь в финале задумываешься над подачей и тебя посещают такие мысли, как, а было ли вообще все это? Кажется что монотонный сюжет ни к чему не приведет, но постоянное запутывания зрителя, наталкивает на размышления, что перед нами неполная картина, она как разбитый стакан, который нужно собрать. Вуаля, и у нас в конце то, что в начале. Могут ли соседи довести человека до припадка? Вполне, а если и сам человек немного не от мира сего? То пик безумия будет все ближе. Если вы не знакомы с Романом Полански, скажу сразу, это польско-французский режиссер, то для первого знакомства лучше выбрать картину другую. Есть в его фильмах, как и у всего польского кинематографа особая деталь — неспешность. «Жилец» совершенно никуда не торопится и за весь хронометраж 126 минут нагло об этом заявляет. Именно роль детектива, как медленного жанра и проявляется во всей красе. Что самое интересное, лично я успела за просмотр посмеяться, а особенно в конце. Этакий черный юмор. В целом, о сюжете сложно рассказать, так как потеряется вся интрига. А кому смотреть — тем, кто хочет знакомится с лентами Полански. Все-так 1976 год — из раннего. И тем, кто хочет заценить неспешный триллер. 7 из 10
С творчеством Полански не особо знаком, но это уже вторая картина просмотренная мной у этого режиссёра. В целом лента удачно воплотилась в своём жанре, в котором прекрасно сочетаются элементы мистики и психоделики. Особенность фильма ещё в том, что он выполнен в духе картин А. Хичкока, это и придаёт ему значимость. Во время просмотра, уловил себя на том, что режиссёр сам выступил здесь в качестве главной роли. Его облик отлично вписался в колоритный образ гл. героя по фамилии Трелковский. Роман Полански достойно исполнил образ человека, которого ужасающе окутывает наваждение, страх, сомнение в окружающих его людях и в самом себе, разрушение личности во всей красе. В общем интересный психологический триллер, сделанный на уровне. Постепенно нарастающее напряжение, а также поразительная концовка, выводят картину на отличный завершающий аккорд. После просмотра этого фильма, я в новой форме взглянул на стиль режиссуры Полански, и думаю с удовольствием посмотрю ещё, его интересные работы.
В день, когда Роман Полански снимет фильм, в котором все счастливы, в котором добро струит из каждой водосточной трубы и торчит из-под каждого пенька, фильм который закончится на доброй нотке, после чего на затухающем экране появится надпись 'Happy End', под звуки землетрясения и криков, на фоне разверзшихся небес, Кинематограф выстрелит себе в голову. Его угнетающий, депрессивный, абсурдный режиссерский почерк ценится во всем мире, но при этом, то, как он криво выводит очертания своих персонажей и забрызгивает их кровью, выводит из себя 'внутреннего гуманиста', обитающего в каждом зрителе. 'Герой Поланского', пройдя ряд невзгод, прогнувшись под тяжестью иррационального, пытаясь выползти из иногда пессимистичного, иногда абсурдного окружения, в конечном результате ломается пополам. Иногда в психически-эмоциональном плане. Иногда в физическом. Героям 'квартирной трилогии' повезло меньше всех. Сдавленные стенами замкнутого пространства, на которое наседает недоброжелательное окружение, имеющие склонность к шизофреническому помутнению рассудка, они остаются без единого шанса на благополучный финал. Героиня 'Отвращения' Кэрол, оставшись наедине с собой и своим страхом перед мужчинами, окунувшись в пунш из сюрреалистических галлюцинаций и случайных убийств, сходит с ума. Розмари, героиня фильма 'Ребенок Розмари', сталкивается с мистическим заговором, направленным против нее и в финале, под напевы сатанистов, лишается целостности сознания и воли. С Трелковским из 'Жильца' обошлись жестче всего. Персонаж типажа 'маленький человек' поселяется в квартире, в которой предыдущая квартирантка сиганула из окна прямиком в мир иной. Брюзжащие, злобные и подозрительные соседи, стучащие в потолок по любому поводу, настолько брюзжащие, злобные и подозрительные, что Трелковского посещает мысль, намекающая на то, что соседи сжили со свету девушку и теперь нацелены то же проделать и с ним. В данный пессимизм замешался абсурд и нереальность происходящего, таинственная атмосфера, тяготящая музыка и странные видения. Как результат – резкая шизофрения и страсть к переодеваниям в женскую одежду. Сам Полански потом сознается в том, что виноват. Мол, сильно резко поехала крыша у героя, сильно резко сменилось и без того напряженное настроение фильма. Но сказать, что «Жилец» от этого сильно пострадал, то же, что сказать глупость. Да, из «квартирной трилогии» - это самый слабый фильм. Он не настолько пугает и страшит как черно-белое «Отвращение» и не настолько новаторский как «Ребенок Розмари», который породил моду на фильмы ужасов с сатанистами и Антихристами, обитающими среди нас. Но присутствует все тот же конфликт личности и общества (ломающий личность), все те же попытки слить воедино реальность и воображение (после чего до финальной кульминации невозможно понять, существует ли заговор на самом деле или это фантазия) пугают и гнетут зрителя и спустя почти 40 лет. Сам Полански, исполняющий главную роль, не раз показывающий свои актерские качества в эпизодических ролях предыдущих фильмов, кажется фаталистически не случайным, если учесть, что на следующий год после выхода фильма он был обвинен в изнасиловании девочки-подростка, после которого режиссер бежал из Штатов навсегда. И все фильмы вышедшие после того, как его жену жестоко убили в 1969, намекали на внутренний разлад самого Полански: чрезмерная кровавость в «Макбете» (1971), потеря связи с реальностью в «Что?» (1972), идеализация «злого рока» в «Китайском квартале» (1974), и наконец внутренняя пустота и страх перед обществом в «Жильце» (1976).
Они все за одно... Ох, до чего Трелковский напоминает Башмачкина. Маленький человек. Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете? К тому же, не лишенный мнительности. Один раз наступили на ногу, толкнули на улице, а для него это уже вселенский заговор. Такой типаж личности крайне раним, нервозен, стеснителен, а небольшой конфликт уже для него огромное нервное потрясение. Печально... В конечном итоге Трелковский становится жертвой из-за: -собственной паранойи (вначале, может быть, самовнушения, которое дошло до абсурдного); -бездействия других (нет, ну это уже несерьезно - целая толпа спокойно стоит и смотрит, как искалеченный псих лезет в окно, а врач, видя то ли признаки белой горячки, то ли припадка, дает ему успокоительное (!) и отпускает домой (!); -национальной нетерпимости (вишь, 'Понаехали!'); Совпадения, совпадения, совпадения...В лавке постоянно нет сигарет 'Голуаз', хозяин квартиры все время жалуется на бедного Трелковского (а ему и в голову не приходит, что дело в старческой ворчливости), ему потакают и остальные - консьерж, жильцы вечно недовольны шумом в квартире Трелковского (а возможно, дело все в том, что стены слишком тонкие). Кажется, Трелковский забыл, что он - чужак, и совсем не знает местных порядков (например, может быть неприличным приглашать шумные компании в час ночи и не ночевать дома), может, поэтому его подозревают буквально во всем и относятся с недоверием? Вечная проблема маленького человека в большом городе...
Фильм одного из любимых мною режиссеров, чей почерк явно выделяется среди всего кинематографа, обладает просто неповторимой атмосферой. Никто ее так не передаст, как Полански. Некая двойственность присутствует в происходящем, причем не только в плане раскола личности героя, но и в плане подачи жанра. Психологический триллер граничит с трагикомедией, а местами даже проглядываются сюрреалистические мотивы. Обстановка мастерски нагнетается автором с самого начала, знаки преследуют героя почти на каждом шагу... Он становится настолько зависим от окружающих людей и обстоятельств, связанных с ними, что теряет контроль над своими мыслями и впадает в состояние паранойи, которое приводит к раздвоению личности, а точнее, к ее гибели. Фильм выражает мысль о том, как человек может быть скован своим умом, способным трактовать происходящее совсем уже не в угоду самому человеку. Это выходит тогда, когда человек перестает быть осознанным. Происходящее вокруг складывается в мнимый заговор и уже никуда не деться, ведь именно мысли обладают силой, превосходящей практически все другие силы воздействия. В тоже время все происходит неторопливо, сначала даже внешне как-то спокойно, но на глубинном уровне очень напряженно. В этом одна из заслуг Полански, который преподнес сценарий очень продуманно, детально. Визуальные образы тоже являются такими вод деталями (например, во многих кадрах видны зеркала, они присутствуют как бы не для фона, а для атмосферы). Уровень игры актеров высок, никто не переигрывает. Приятно наблюдать за Полански в главной роли - образ весьма запоминающийся. В целом, 'Жилец' - это пример гениально поставленного мастером триллера. Фильм стал уже классикой, и это не случайно, ведь такие приемы введения в напряжение в купе с тонким юмором не могут быть не оценены по достоинству. 9 из 10
Молодой человек Трелковски въезжает в съемный дом в комнату девушки, которая накануне по неизвестным причинам выпрыгнула из окна. Его окружают нелюдимые и мало дружелюбные соседи, которые постоянно им недовольны и всячески ущемляют бедного жильца. Постепенно у героя разыгрывается нехилая паранойя. Он начинает приходить к мысли, что соседи в каком-то коварном заговоре против него и что они тоже хотят довести его до самоубийства. В итоге герой окончательно слетает с катушек, подозревает в заговоре всех и вся, мучимый жуткими галлюцинациями. Если честно, схождение героя с ума выглядело не очень правдоподобно. Слишком резкий скачок от адекватности к полному помешательству. Несмотря на то, что режиссеру удается пару раз нагнать жути на зрителя, маломальский интерес картина вызвала у меня только в последние полчаса. Первые полтора, в свою очередь – были пыткой. Сюжет выстроен как на душу легло. Развитие интимных отношений между Трелковски и Стеллой лишено вообще всякой естественности, будто эта сюжетная линия для режиссера не представляла никакого интереса. Просроченная и скучнейшая классика. Я отчаянно боролся со сном.
Это необычный фильм, впрочем я не помню фильма с Аджани, который был бы чем-то банальным или обычным. Что интересно? Да, пожалуй, это просто стоит увидеть и осознать, потому что каждый сделает упор на что-то свое, и сделает свои собственный выводы. Мне вспомнился рассказ Чехова 'Человек в футляре'. Эта квартира будто футляр подавляет Трелковски и делает свои рабом. Заставляет вечно бояться как бы чего не вышло - ходить на цыпочках и говорить шепотом. Она заставляет даже усомниться в самом себе. «Почему моя голова имеет право считать, что она это я?» - вопрошает главный герой. Он медленно и уверенно сходит с ума. Перестает понимать кто он есть на самом деле. Роман Полански поразительно красиво справился с этой бесспорно сложной ролью. Аджани почти не видно, но она как всегда на высоте, а ее героиня ведет себя на грани разумного. Кстати, фильм я решила посмотреть, увидев ее в составе актеров, но теперь понимаю, что открыла для себя Романа Полански и хочу посмотреть как можно больше его фильмов. Конец фильма эффектен и ставит красивый завершающий аккорд. 8 из 10
Главное, что всегда отличало Романа Полански от своих других западных и европейских коллег – это умение в любом своем проекте отображать погружающую атмосферу. Данная ситуация целиком касается и картины «Жилец», где Роман Полански выступил не только в качестве режиссера, а и сценариста и главного актера. Стоит признать, он удивительным образом справляется на всех фронтах данного проекта. С самого начала, зритель полностью погружен в происходящие события, хоть картина и снята несколько десятков лет назад, от нее не отнимешь этот неторопливый и психологический ужас, который собственно и должен ощутить зритель. Фильм «Жилец» в некой степени повторяет самого режиссера картинами «Ребенок Розмари», «Отвращение», не напрасно, все картины относят к трилогии квартирного ужаса, и несмотря на отточенный режиссером стиль картин, каждая из них смотрится интересной по-своему. Передавать сюжет не имеет смысла, знакомым с творчеством режиссера заранее оценивают свои ожидания, и данный проект наполнен помимо свойственной атмосферы вышеупомянутым лентам, еще и сильной, полностью посвященной своему герою актерской игрой самого Романа Полански. Удачный проект, быть может, не до конца развернут в плане идеи, однако неплохо воплощен во всех составляющих, в данной ленте все более выразительными становятся операторская работа и музыкальное сопровождение картины, в целом, фильм понравился. 7 из 10
Жанр мистического триллера удаётся не многим режиссёрам. Лишь профессионалы чувствуют грань между ординарным детективом и настоящим психологическим триллером. Роману Полански удаётся выдержать в своих произведениях особый дух и зловещую атмосферу. 'Жилец' может напомнить работы Хичкока. Динамика в этой картине граничит с паранойей, безумием и безысходностью. Несмотря на 1976, произведение смотрится довольно свежо, жутко, зловеще! Конечно, кинематограф не стоит на одном месте. И благодаря многочисленным экранизациям, в Жильце не так много непредсказуемости. Сюжет блестящий, но после просмотра современных триллеров мало чем удивляет. Эту картину стоит посмотреть, прежде всего, не из-за сюжета, а из-за своеобразной безысходной атмосферы, которая присуща работам талантливого режиссёра. Приятного просмотра! 8 из 10
Психологический триллер. Причём, что по своему уникально, жертва присутствует, а охотника, как бы и нет. Хотя конечно можно развести канитель относительно места человека с его шаткой душой в мире полном зла и равнодушия, но не об этом кино. как мне кажется. Просто мастер-кинорежиссёр представил определённую историю, не сказать что очень оригинальную п, в таком ракурсе, что глаз от неё не оторвать. Подбор актёров настолько хорош, так все на своих местах, с таким мастерством происходит действо, что попадаешь, под какой то своеобразный гипноз. И вроде бы ничего особенного не происходит в первой части, ну за исключением каких то немного странных эпизодов, что даже несмотря на постепенно нагнетаемую волну безумия настолько интересно смотреть за происходящим на экране, за игрой актёров и тем, что придумал режиссёр, что восхищаешься этой гениальной простотой. Мне честно говоря, даже больше понравилась первая часть, где ещё что то не понятно. А наверное многим, чаще нравится преддверие, чем сам праздник. То что произошло в этом фильме праздником конечно не назовёшь, но вот подарок для киногурмана этот фильм отменный. Невозможно рассказывать об этом фильме и сюжете, не раскрывая его интриги. И что самое превосходное в этом кино, то то что интрига, как бы и хоть раскрывается довольно быстро, но вот финал сплетающийся в какую то шизофреническую головоломку, абсолютно непредсказуем. И вот смотришь, его с интересом, потом с пониманием. а потом понимаешь, что уже ничего не понимаешь. а остаются какие то домыслы, которые невозможно чётко обосновать, из-за абсурдности происходящего. Не знаю, как ещё похвалить этот фильм и актёров, и сподвигнуть посмотреть всех, кто любит хорошее кино. Посмотрите, не пожалеете. Имя режиссёра и актёра играющего главного героя, рекламировать нет смысла. Единственно стоит, конечно упомянуть, что это один из немногих случаев, когда мастерство и в режиссуре, и в актёрской игре, настолько равноценно, что остаётся только снять шляпу и разразиться новыми дифирамбами. Кстати, соавтором сценарий, Полански так же выступал. Фильм номинировался на Сезар и Каннскую ветвь, но к сожалению не получил ничего. За исключением признательности зрителей, конечно. Оператором при создании фильма выступал очень именитый Свен Нюквист, часто номинировавшийся на различные кинонаграды, за операторскую работу и получивший Оскара за Шёпот и крики, Сезара за Чёрную луну и Оскара и Сезара за Фанни и Александр.
«В какой момент человек перестаёт быть тем, кем себя считает?» В 1976 году, 7 лет спустя после убийства своей жены Шерон Тейт и 2 года спустя после успеха «Китайского квартала», который не так давно был признан лучшим фильмом всех времен, Роман Полански возвращается во Францию, где завершает начатую почти 10 лет назад «квартирную трилогию», в которую ранее вошли такие фильмы как «Отвращение» и «Ребенок Розмари». Именно после этих нашумевших картин, Полански записали в ряды мастеров жанра ужаса. С этим фактом трудно поспорить, хотя этот режиссер за свою долгую карьеру перепробовал чуть ли не все жанры кинематографа. На мой взгляд, явное преимущество фильмов Полански в том, что ему удается напугать зрителя, пустить страх в его душе вовсе не литрами крови, неожиданностью или угнетающей музыкой в нужный момент. Он достигает необходимого эффекта благодаря мрачной атмосфере одиночества, где страх и таинственность, порой мистичность граничат с безумием. «If you cut off my head, what would I say... Me and my head, or me and my body? What right has my head to call itself me?» Тихий и неприглядный молодой человек по фамилии Трелковский переезжает в квартиру, бывшая жительница которой попыталась покончить жизнь самоубийством, выбросившись в окно. Поначалу его жизнь на новом месте идет неплохо, если не считать бесконечных укоров со стороны дотошных соседей. Но вскоре происходит череда весьма странных событий, которые наводят Трелковского на мысль о том, что он стал жертвой ужасного заговора. Постепенно он начинает осознавать, что его личность медленно трансформируется в личность бывшей квартирантки Симоны Шуль… Безвыходность, замкнутость и одиночество главного героя очевидны. Когда окружающие не оставляют ему выбора, он не находит смелости противостоять им. Ему некуда и не к кому пойти, не на кого положиться. В общей атмосфере фильма нет ни единого «светлого пятнышка». Даже Париж, который обычно кажется волшебным и романтичным городом, показан здесь как мрачное, серое и холодное место. 'Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось еще. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно' Р. Полански. Действительно, во многих работах Полански есть элемент загадки, недосказанности, что заставляет подолгу обдумывать увиденное и возвращаться к этим фильмам вновь и вновь. Кроме того это дает зрителю возможность интерпретировать сюжет как ему угодно. Например, сюжет данного фильма. Каков основной подтекст? Влияние общества на личность? Желание режиссера показать, как далеко может зайти сумасшествие человека? Не исключено, что вы увидите в этой картине совершенно иные идеи. Напоследок могу лишь добавить, что этот фильм был первым, который я увидела из работ Полански. Вышло это случайно, и я не имела практически никакого представления ни о самом режиссере, ни о его картинах. Но впечатление от просмотренного было настолько сильным и долгим, что вскоре я с большим удовольствием посмотрела и многие другие его работы. 10 из 10
Полански, даже будучи еще молодым кинематографистом, считал зацикленность режиссера на одинаковых фильмах возмутительно недопустимой и всеми силами старался не укорениться в «армии» тех деятелей кино, чья каждая следующая работа поразительно похожа на предыдущую. Несмотря на это получилось все почти так – поляка-космополита чаще характеризуют как режиссера триллеров-драм на основе ограниченного пространства места действия. Однако то чего так пытался избежать Роман, в данном его личном случае пошло на пользу и пальма первенства в психологических конфликтах личности с самой собой или парой окружающих до сих пор принадлежит ему, что позволило совершенно заслуженно занять место в ряду величайших режиссеров мира. И в «Жильце» Полански снова вернулся к камерным триллерам. Этот фильм в купэ в «Отвращением» и «Ребенком Розмари» складывают в так называемую «квартирную» трилогию. Начиная проводить параллели, историю о Розмари лучше «выкинуть» сразу, поскольку на самом деле их объединяет довольно мало – действительно квартира как место основного действия и оставленная рационалистом режиссером для такого же рационалиста зрителя лазейка для истолкования всего происходящего как галлюцинаций и игры воображения беременной женщины. Но на этом все, к тому же литературный первоисточник и сам фильм в совокупности все-таки склоняет к тому, чтобы остаться на стороне версии о ребенке демоне. «Отвращение» же и «Жилец» железно являются похожими картинами, поскольку в центре повествования находятся люди, больные одним и тем же заболеванием – шизофренией. Иммигрант Трелковски, сыгранный самим Полански, ищет квартиру для съема, находит таковую и «отвоевывает» даже несмотря на первоначальную нерадушность хозяина, а так же рассказ о том, что прошла жиличка выбросилась из окна. Даже самого что ни на есть рационального человека хоть на секунду бы испугала перспектива пожить в подобной квартирке, но вместе с тем это был очень хороший вариант и здравое мышление без мистических примесей одержало верх. Правда ненадолго. Новый жилец решает посетить Симону Шуль, ту самую женщину-самоубийцу, которая еще жива, но находится в больнице в очень тяжелом состоянии. После его посещения она умирает. А Трелковски тем временем начинает замечать сходства между собой и погибшей девушкой, начавшие преследовать его еще с первого дня – к кафе он садится на то же место, где всегда была с утра Симона, о чем ему разумеется сразу сообщают. Постепенно параллели становятся все более «насильственными» - в том же кафе Трелковски приносят вместо сигарет что он просит, сигареты которые курила Шуль под предлогом что других нет. По этой и другим причинам его мысли все чаще возвращаются к предыдущей обитательнице его квартиры, постепенно перерождаясь в теорию всемирного заговора против него. Но эти подозрения все больше приближают его к неотвратимому разложению своей личности… В момент выхода во Франции фильмы был встречен не слишком тепло и один из французких критиков в своей рецензии на «Жильца» написал следующие слова» «Полански сыграл ту же роль, что и Катрин Денев в «Отвращении», но зрителю все равно не хватает Денев». Надо признать, что при всей категоричности, справедливо как сравнение, так и вывод – маникюрша Кэрол действительна была более безумной и ее искаженное видение мира не отступало от зрителя ни на секунду, даже в моменты когда героиня была вынуждена казаться нормальной ее глаза говорили сами за себя. Выигрывает и черно-белая гамма «Отвращения», которая в отличии от светлой панорамы, предстающей в начале «Жильца», сразу настраивает на нужный лад. Если отставить сравнения, то фильм является довольно интересным экземпляром на тему помешательства с ожидаемым, но все-таки интересным концом, однако те недостатки, о которых говорил и сам Полански (смена тональности, непостепенное выявление безумия) действительно присутствуют, что помешало 'Жильцу' получиться на пару баллов лучше. 7,5 из 10
Заключительная часть трилогии, где основные действия разворачиваются, как и в двух предыдущих фильмах, в помещении, или если быть точным, в квартире. В центре событий самая обыкновенная история человека, снявшего квартиру в тихом доме, имеющем хорошую репутацию. И все бы ничего, если бы ни соседи. Все происходящее мы видим взглядом этакого протагониста, коим является собственно Роман Полански, сыгравший г-на Трелковски. Фильм в первую очередь поразил меня неким пугающим драматизмом, ежеминутно возникает ощущение что сейчас произойдет нечто ужасное, но ничего не происходит и это нагнетает чувство ужаса еще сильнее. В который раз я удивляюсь, как можно снять по настоящему жуткий фильм практически без капли крови, без различного рода эффектов из серии 'бу' и прочих атрибутов современных режиссеров. Полански в очередной раз доказал, что он признанный мастер психологического триллера. Вот наглядный пример. Фильм '4 этаж', где ситуация схожа с 'Жильцом' - соседи доводят до безумия вновь вселившегося человека. В первом случае для террора используются различные топоты по ночам, попытки затопления, крысы или насекомые запущенные в квартиру, одним словом все предсказуемо, эффектно, но тем не менее не страшно. Во втором случае ничего кроме блестящей режиссерской постановки и операторской работы. Но этого достаточно, чтобы погрузить зрителя в атмосферу иррационального страха. Все увиденное мы воспринимаем не разумом, не сознательной частью нашего ума, а подсознанием. Как это удается режиссеру? Ответ, думаю, мы не узнаем никогда. Полански схож с ювелиром - он берет алмаз и через некоторое время представляет нам бриллиант. О прочих составляющих фильма. Полански в роли маленького скромного человека мне пришелся по душе, ничего лишнего роль не требовала справился он с ней на отлично. Соседи мне напомнили типажи из 'Ребенок Розмари'. Такие же скрытые психопаты. Понравилась Изабель Аджани и ее 'немного не в себе, чуточку озабоченная Стелла'. Музыки в фильме минимум, но этого минимума хватило, чтобы каждый аккорд вызывал испарину на лбу. В итоге имеем превосходный триллер, который еще долго будет будоражить умы людей. 8 из 10 P.S. Смотрите кино, друзья! И будьте аккуратны со своими соседями...
Фильм “Жилец” Р. Поланского, хороший, мне он понравился больше чем “Ребёнок Розмари”. Самая замечательная цитата из фильма: “Почему моя голова имеет право считать, что она это я?”! Посмотреть стоит, фильм немного напоминает гениальную “Лестницу Якоба”, но всё равно не дотягивает… Но как бы там ни было, фильм хороший! 7.8 из 10
От человека испокон веку мало что зависит, в поисках лучшей и спокойной жизни можно обрести диаметрально противоположную, не подозревая об этом ни на йоту. Вот и поляк Трелковский (Роман Полански), новоявленный француз, тихий, скромный, в наглаженном костюме и зализанными волосами, желал лишь одного: обрести обыденную жизнь, похожую на миллионы, сняв небольшую квартирку. Но по итогу попал в круговорот таких событий, которым могут позавидовать завсегдатаи шпионских романов. «Жилец» - картина, основанная на романе Роланда Топора, является своеобразной хронологией того, как за короткий промежуток времени можно упустить землю из-под ног, а другими словами – потерять рассудок. Настоящий мастер-класс от господина Трелковского. Но так ли это на самом деле? Каждый зритель сделает свой собственный вывод. Одно можно утверждать с уверенностью: «Le locataire» - крепкий психологический триллер от Полански, полного сил, способного ввести в ступор и напугать своего зрителя без намека на какого-нибудь маньяка или же без внезапных скримов из-за закрытой двери. Раз! И ты уже бежишь от всего многоэтажного дома в постель к любовнице, подозревая всех и вся, конечно же, в заговоре, неаккуратно и едва ли умело круша все вокруг. Два! И ты уже надеваешь на голову парик, дабы быть максимально похожим на самоубийцу, предыдущую квартирантку, место которой ты без задних мыслей занял. «Она жила здесь до вас, покончила с собой, вон, взгляните, дырка от ее падения осталась, нужно заделать» - с неким ужасом поддакиваешь, киваешь головой, а затем уже существуешь под психологическим влиянием то ли окружающих-соседей, то ли своей заболевшей головы. «Вот, кстати, мальборо, ее любимые, а ваших сигарет нет, а вот еще и горячий шоколад, она его любила, самоубийца Симона Шуль, ваш привычный кофе мы не приготовили, да и вообще машина сломалась» - сначала Трелковский спокойно реагирует, но затем глаза и все тело Романа Полански протестуют, мозг активирует статус неприкрытой агрессии. «Подонки! Убийцы! Вы за все ответите! Я вам покажу!» - неконтролируемый крик из уст, сходящего с ума поляка. Бергмановский оператор Свен Нюквист в лучших традициях создает картинку «Жильца» неповторимой, стильной настолько, что веришь не только в круговорот происходящего в голове Трелковского, но и в то, что каждый кадр фильма способен стать если не отдельным полотном художника, то постером, что не стыдно расположить на стене собственной комнаты. Сам Полански помимо своей привычно нервной режиссуры еще и вселяет посредством актерской игры тревогу в зрителя, заставляя возвращаться к обдумыванию сюжета «Le locataire», причем даже спустя некоторое время после просмотра. Настоящая классика от Романа Полански.
Если 'Китайский квартал' превратился в золотую классику кино, известную массам людей, то 'Жилец' имеет менее громкую славу, но тоже стал классическим произведением. В отличие от снятого в Америке нео-нуар детектива, французская камерная постановка 'Жилец' имеет более изысканную по вкусу начинку, присущий европейцам многослойный подтекст и свойственную Полански чертовщину. Если в американской ленте были задействованы заокеанские кинодеятели и склеен он, в общем, по стандартам Голливуда, то 'Жилец' - чистой воды европейский фильм, близкий по стилю британскому кино 'молодых рассерженных'. Контингент съемочной группы - это люди, работавшие с великими режиссерами, творившие классику, что справедливо касается бергмановского оператора Свена Нюквиста и композитора Филиппа Сарда. Но по сути это один из лучших образчиков триллера по-Полански, в котором мы до сих пор находим Хичкоковские традиции в нагнетании атмосферы, но еще больше - свойственную самому Полански манеру съемок и монтажа. Здесь его художественный стиль сформирован, он обрел целостность, убедительность, выдержанность в цвете, монтажный ритм (золотая середина, так необходимая этой истории), бьющую по нервам музыку, и, конечно, хаос и логическую необъяснимость происходящего на экране. Герой. На этот раз главная роль досталась самому режиссеру. Некий эмигрант, которого мы знаем только по фамилии Трелковский, обычный, почти по-Чеховски, маленький человек. Он приехал во Францию, непонятно где работает, и снимает комнату в большом доме, населенном 'добропорядочными' жильцами. Фильм посвящен метаморфозам героя, который приобретает параноидальные наклонности, манию преследования, и сквозь призму пораженного шизофренией сознания мы наблюдаем за распадом личности его персонажа. Стоит добавить, попутно пытаясь не подцепить заразу и не скривиться от омерзения, которое вызывают видения Трелковского и его асоциально-неадекватное (психически неуравновешенное) поведение. Среда. Город Париж, в котором происходит действие картины, здесь совсем не такой, каким мы его привыкли видеть на туристических открытках. Это каменный город с замшелыми кирпичами фундаментов домов, один из которых является средой обитания Трелковского. В начальном кадре картины в длинном панорамном обзоре камера показывает нам внутренний двор этого дома с окнами жильцов. Трелковский не питает к ним симпатии, но уж больно уютная квартирка, хорошая жилплощадь (правда, туалет на другом конце этажа и с трубопроводом не все в порядке, - но это мелочи). Сами они, эти злорадные старпёры-пуритане, очень боятся шума и готовы устроить скандал по поводу любого его незаконного проявления, поэтому Трелковскому приходится подчиниться домовладельцу с прихвостнями-консьержками и бурчащими старухами, и ходить на цыпочках. Не последнее ли обстоятельство сводит его с ума? Атмосфера этого параноидального триллера с сюрреалистическими наклонностями - как воздух спектакля в маленьком зале театра абсурда. Сумасшествие героя передается многочисленными деталями и намеками, которыми пропитан фильм, в этом и заключается в итоге нечто жутковатое, отчего хочется убежать с просмотра. Это и египетские значки, и книга о мумиях, и марка сигарет, и шоколад по утрам, и подружка-нимфоманка, и красные язычки, и дьявольский огонь в глазах жителей дома в бреду героя (стало быть, с приветом 'Ребенку Розмари'). Финальная зацикленность сюжета с началом ленты не только сценарно, но и визуально (в одном из последних видений Трелковского камера снова выдает круговой план двора), выражена она и в звуке (крик ужаса из уст замотанной в гипс Симоны Шуль), что создает эффект, столь любимый Набоковым, - эффект круга. Произведение обретает абсолютную законченность, удаленность от зрителя, порождая множество трактовок: была ли Симона на самом деле или это плод воспаленной фантазии Трелковского? Был ли сам Трелковский или он на самом деле всегда жил в теле Симоны Шуль? Ответ за вами! 8 из 10
Посмотрел фильм и если честно - получил удовольствие. Интересный сюжет и захватывающее действие. Но, я ни как не мог понять - чем же все это кончится? Неужели банальной кончиной главного героя? Я рассчитывал на развязку, на интересную, умопомрачительную развязку. Все как у Франца Кафки. Ощущение что Полански решил позаимствовать манеру преподнесения продукта общим массам. Все столь же абсурдно и необъяснимо. Что мы видим? Парень заселяется в квартиру, где недавно покончила с жизнью молодая девушка. Его постепенно сводят с ума непонятные соседи, подолгу торчащие в туалете и что-то там рассматривающие. Современен главный герой проникается атмосферой квартиры, в которой живет и начинает подозревать каждого человека в предвзятом отношении к нему. Медленно сходит с ума. Все в фильме хорошо, и сюжет и актеры, однако много недосказанности, много непонятного. В целом, мы вроде бы как и понимает в чем суть, но в то же время некоторые моменты картины ни как не возможно объяснить. Такое ощущение что режиссер просто решил этим самым завлечь зрителя, а потом просто напросто забыл объяснить в чем соль. Ну или же передумал объяснять, а просто закончил картину довольна очевидным действием. В общем ставлю 7 из 10 за то что фильм сам по себе интересен, да и полностью соответствует настоящим традициям старых триллеров 70 тых. Но в целом моя оценка средняя, сюжет хорош, но с кучей пробелов.
Бывают режиссёры, чьи имена по нескольку лет на слуху, их часто обсуждают в околоинтеллигентных тусовках, но руки до их фильмов никак не дотянутся. Для меня одним из таких стал Роман Полански. На самом деле 'Жилец' второй его фильм, который я посмотрел. Первым был прекрасный 'Ребёнок Розмари', но оба они стоят рядом и относятся к так называемой 'квартирной трилогии' Полански. Спектр эмоций во время просмотра 'Жильца' варьируется от 'Какой-то странный фильм' до 'О, Боже! О, Боже! Это же гениально!'. Дело в том, что сюжет долгое время остаётся несформированным. Очень подробно и обстоятельно изображается повседневность главного героя: как он договаривается о съёме квартиры, как он в неё въезжает, как знакомится с соедями, как встречается с девушкой, как отдыхает с друзьями. Все эти эпизоды длительны и занимают большую часть повествования. Невольно задаёшься вопросом: 'Зачем это всё? Только для того, чтобы показать характер героя и образ жизни?' Впрочем, эти эпизоды не лишены драматичной составляющей, однако от сюжета фильма далеки. Между делом главный герой обнаруживает странности в своей комнате и во всём доме и постепенно сходит с ума. Тут включаются элементы добротного фильма-ужаса - запугивающие приемы, которые киноделы заимствуют друг у друга. Мне лично очень нравится приём 'человек в окне' (тут он использован весьма креативно) и одна из финальных сцен, где герой выглядывает в окно во двор и видит, как соседи сидят на своих балконах словно в бельетаже театрального зала и аплодируют. В такие моменты я был восхищён творческим подходом Полански. Но сюжет оставляет некоторую недосказанность. В частности, остаётся неясным, почему герой, абсолютно здоровый психически человек, начинает обезумевать. Это отдалённо напоминает сюжет 'Острова проклятых' и 'Бразилии'. Можно предположить, что протагонист лишается рассудка от давления общества. Но общество тут изображено самое обычное; и соседи, и друзья Трелковского (фамилия главного героя) обычные люди, которых каждый из нас встречает в жизни постоянно. Возможно, в сценарии была мистическая составляющая, но всё обыграно так, что видения героя выдаются за галлюцинации. В конце концов сюжет оказывается закольцован. В целом, фильм интересный, но очень часто теряет зрительское внимание. Я не понимаю жанровые критерии на Кинопоиске, так как 'Жилец' мне кажется фильмом ужасов, но не из серии поделок типа 'Астрала', а какой-то странной (в хорошем смысле) серии ужасов, как и 'Ребёнок Розмари'. Эти ужастики ближе к драмам, в них нет никаких скримеров, зато есть социальная составляющая, и в целом они рассчитаны на более серьёзного зрителя.
Париж… город любви, город страсти, город надежд, город приятных встреч – с чем он только у нас не ассоциируется! А Полански, будучи уроженцем это манящего места, видит его совсем по-другому. Это словно тюрьма, с грязными улочками, старыми домами, холодными людьми, которые не живут, а просто волокут здесь свое жалкое существование. Холодные краски, строгие формы, мрачноватая музыка – потихоньку мы осознаем, что главный герой Трелковский, будучи скромным, но очень ранимым и впечатлительным конторским служащим, просто не вписывается в рамки этого страшного места. Люди здесь быстро теряют свою индивидуальность – сильные становятся частью системы, а слабые просто-напросто бесславно погибают. Но режиссеру удалось передать этому месту своеобразную «грязную эстетику» грешного города, которая, несмотря ни на что, привлекает зрительское внимание. Этот фильм завершает своеобразную «комнатную трилогию», а так же является окончанием классического периода Романа Полански. Так же, как и в предыдущих фильмах трилогии («Отвращение» и «Ребенок Розмари»), мы наблюдаем, как под влиянием определенных внешних факторов, главный герой приходит к внутренней деградации. Но если «Ребенок Розмари» насквозь пропитан мистикой, то в «Отвращении» и «Жильце» Полански доказывает, что он не верит ни в какие мистические заморочки. Он верит в человеческую одержимость и паранойю, он верит в страшное зло внутри человека, которое может привести и его, и окружающих к настоящей катастрофе. И что бы добиться этого эффекта, режиссер заключает своих героев в рамки определенного, очень душного и враждебного пространства, которое разрушает их изнутри. Трелковский оказался в подобной ситуации. На протяжении всего фильма в нем постепенно накапливаются страхи и сомнения, порожденные мелкими стычками со своими соседями. Только к концу чаша терпения переполняется, и все, что накипело в душе Трелковского, выплескивается наружу. В этом плане фильм очень экспрессивен – ему свойственны резкие и неожиданные эмоциональные порывы протагониста, его абсурдное и нелепое поведение. Даже в «Отвращении» вы не найдете таких резких изменений форм человеческого сознания. И, тем не менее, неровность и шероховатость композиции я не причисляю к минусам фильма, поскольку это великолепно подчеркивает неограниченность и непредсказуемость человеческого мышления в контрасте с холодным и застывшем обывательским миром, в который попал главный герой. В конце концов, этот фильм представляет собой бытовой театр абсурда, где безумные полеты человеческой фантазии только приветствуются. Примечательно то, что Полански выступил в этом фильме не только в качестве режиссера и сценариста, но и исполнил главную роль. Возможно, он чувствовал, что в жизни его ждут серьезные перемены. Раньше он вовсе не собирался вкладывать в свое кино что-то личное, исповедальное, но так уж получилось, что почти каждый его фильм стал для него пророческим. И «Жилец» не стал исключением – буквально в следующем году Полански обвинили в совращении несовершеннолетней и ему пришлось навсегда покинуть границы Соединенных Штатов и окончательно поселиться в Париже. Свое детище Полански пропитал очень горькой иронией в адрес всех недалеких и крайне жестоких обывателей, которые напрасно прозябают собственную жизнь и образуют вокруг себя по-настоящему пугающий и враждебный мир, в который есть вход, но нет никакого выхода. И последняя сцена фильма очень мне напомнила картину Эдварда Мунка «Крик» - беспомощное существо без пола и возраста, задыхающееся от собственного бессилия, издает пронзительный крик страха и безысходности, за которым вряд ли последует какой-либо ответ.
Один из самых кафкианских фильмов Полански. Впрочем, начинается он совершенно без намека на сюрреализм. Исполняющий роль Трелковского, француза польского происхождения, Полански подыскивает жилье подешевле, ведь его персонаж обыкновенный конторский служащий. Он узнает о только что освободившейся квартире и идет за неё торговаться. Тот факт, что бывшая хозяйка квартиры пыталась покончить с собой выбросившись из окна, его не останавливает. Трелковский, человек осторожный и предупредительный, хотя этим чертам он обязан не столько воспитанию, сколько превратностям жизни в стране, где недолюбливают чужаков. И хотя он имеет французское гражданство, тем не менее, ему приходится сталкиваться с проявлениями ксенофобии. Почему и пришлось выработать в себе сказанные качества, а вовсе не потому, чтобы он был от природы чутким и деликатным. Впрочем, он не чужд и сочувствия. Как бы ни было, уладив дела с арендой и поладив с чопорным хозяином многоквартирного дома, месье Зи, долго не желавшим уступать в цене и выставившим целый ряд правил проживания, Трелковский решил навестить в больнице еще живую Симону — разбившуюся до полусмерти жилицу: вдруг она скоро поправится и потребует освободить квартиру? Там он знакомится с навестившей её подругой, по имени Стелла, которую играет очаровательная Изабель Аджани. И у них сходу закручивается связь. Правда Трелковский, то ли опять из осторожности, то ли из чувства легкого стыда, — дескать, пришел посмотреть жива ли — врет Стелле, будто был знаком с её подругой. Впрочем, он обещался хозяину не водить в дом женщин, что не помешало ему пригласить сослуживцев, устроив дружескую попойку по случаю новоселья. С этих пор у Трелковского начинаются серьезные проблемы с соседями, постепенно ломающие ткань фильма. Отметим, что Полански и сам не раз бывал в положении отщепенца. Это дает ему как следует понять положение героя. Мир Трелковского как будто сужается от перманентных стычек с соседями, начинает ходить кругами к центру, а центром становится всё более ненавистная ему квартира. Картина становится клаустрофобной, замыкается в тесном пространстве тонких стен и чутких ушей. Время от времени Трелковский старается вырваться из этих стен, незаметно прошуршать по лестнице, чтобы никого не встретить, тогда он часами ходит по улицам, но мысли о тягостном положении его не оставляют. Он как будто носит эту квартиру с собой. А на ум всё чаще приходит теперь уже покойная Симона и страшная догадка, что её смерть вовсе не была случайной... Я написал так подробно для тех кто, может быть, станет смотреть этот фильм впервые. Если же кто дочитал до этого места, то дальше может пропустить, потому что мне хочется сказать несколько слов о Полански не в связи с фильмом. Вообще, я не приветствую движения 'me too', которое превратилось в банальную травлю мужчин часто с сомнительными на это основаниями, а то и вовсе без них. Но в случае с Полански, да и ряда других его коллег, дело обстоит иначе. Известно, что Романа не обвинили постфактом в совершенном домогательстве, а законно преследовали за совращение и изнасилование тринадцатилетней девочки. Из-за этого преследования он был вынужден скрываться от американского правосудия в Европе, но при этом оставался одним из самых востребованных и прославленных режиссеров. Потом возникнут и другие похожие эпизоды. Возникает вопрос, даже не один, но главное: что же, гений и злодейство вещи совместные? Насильник, педофил, трусливый негодяй всю жизнь избегавший ответственности за содеянное, — что же представляет из себя его творчество, является ли оно следствием особой одаренности или, всего-навсего, открывает мир закоренелого извращенца приоткрывшего через фильмы закоулки больной фантазии? Фильмы Полански полны насилия, вуайеризма, психических девиаций, сексуальных отклонений итд. Во многом именно благодаря этому он и стал столь заслуженным. И как это характеризует кинематографический бомонд, столь щедрый к наградам? Теперь-то они несколько отступились от него, откуда-то исключили, но ведь тайны никогда не было. И тем не менее у меня нет прямого ответа на вопрос об одаренности или бесталанности режиссера. Война — несомненное зло, но именно она часто становится мотором прогресса. Какое бы зло и черноту не обнаруживали картины Полански в его душе, смотреть их не запрещено и даже полезно. Хотя бы затем, чтобы задаваться этими же вопросами.