Простая формальность: отзывы и рeцензии

Рысаков
Рысаков6 февраля 2013 в 13:36
Состояние 'между'

'Автомобиль, набитый итальянцами пополам с французами, выехал в Голливуд. Двигаясь прямо по почти бесконечной магистрали, они окажутся в Лос-Анджелесе. Дорога ровная, но довольно изъезженная (возможно, большая часть автомобилей, проезжавших здесь, направлялась именно в Голливуд). Прямо и прямо... Никуда не сворачивая... Несколько раз - едва-едва, - но удалось избежать аварии (моменты довольно страшные). И вот, когда фабрика грёз показалась тонкой полосой на горизонте и оставалось совсем чуть-чуть (до того, как повесить на фильм ярлык 'голливудщина'), машина резко сворачивает на просёлок. Едет-едет... и останавливается у небольшого, очень малочисленного поселения со странным названием Шедевр.' Так я охарактеризовал одному моему знакомому кинофильм Джузеппе Торнаторе 'Простая формальность'. Он понял смысл моего метафоричного отзыва, родившегося во сне, или где-то 'между'. Впрочем, как и сам фильм, зависший 'над'. Балансируя 'между', - не только 'голливудщиной' (сказано, разумеется, не в обиду голливудским фильмам) и чем-то возвышенным, но и между реальностью и мистикой, правдой и ложью, памятью и забвением, - фильм погружает в себя. Молчание хоть и золото, но оно, как и всё, относительно - говорит нам режиссёр. И та уютная камерность, беспрерывный стук капель, музыка Морриконе, игра актёров (Депардьё и Поланского в частности), глубокие диалоги, зовущие мысль, психологизм вдохновляют своей нетипичностью, держат в напряжении; но всё же заимствованные голливудские манеры проскакивают кое-где. Также фильм напомнил мне об 'Острове проклятых' Мартина Скорсезе, вышедшем много позже 'Простой формальности'. Но все противоречия разрешает концовка. В моём случае получилось всё довольно странно. Во-первых, это был второй фильм, который я смотрел вечером/ночью 2-го февраля. Каково же было моё удивление, когда в фильме упомянули о том, что действие 'Простой формальности' происходит именно в ночь со 2-го на 3-е февраля. Втянувшись в картину, я оставил последние 20 минут её (кульминационные 20 минут) на утро. Засыпая, я пытался предугадать, чем же всё кончится. Родилась довольно нетривиальная гипотеза заключения (с моей концовкой мог снять этот фильм, например, Дэвид Линч). Не подтвердилось. Всё было несколько проще и градусов эдак на 45 круче. Ценя в кино не столько зрелищность, сколько изысканность, подоплёку, иногда многозначную, выражаю благодарность съёмочной группе 'Простой формальности' и ставлю ей высший балл. 10 из 10 (но это простая формальность)

promoKC
promoKC19 апреля 2019 в 21:03
Лучший из лучших

Редкий случай, когда фильм заслуживает максимальной оценки. Даже не хочется много писать, чтобы не испортить новым зрителям впечатление от просмотра этого шедевра. Удовольствие они получат от всех аспектов фильма - тонкой и мастерской режиссуры, заставляющей фильм балансировать на грани психологической драмы, детектива, мистики и настоящего европейского артхауса; блестящей, атмосферной музыки; великолепной игры актёров, особенно Полански и Депардье; очаровательных маленьких деталей, типа ломающегося карандаша, достойно венчающих идеально выстроенную творческую пирамиду. Любопытно, что в фильме 'Смерть и девушка', в котором Полански выступает уже в роли режиссёра и который снят в том же 1994 году, основной сюжетный ход, как мне показалось, имеет отдалённые параллели с 'Простой формальностью' - при всём несходстве обстоятельств и места действия. Если вы не поняли, какие именно, посмотрите оба фильма - не пожалеете!

sezar_serikov
sezar_serikov30 июня 2016 в 03:48

«Кто процесс допускает, тот его проигрывает». Франц Кафка. «Процесс» Итак, в творчестве Джузеппе Торнаторе «Простая формальность» занимает отдельное место, так как манера подачи материала ему несвойственна. Большинство картин Торнаторе построены по воспоминаниям героев от теплых детских («Новый кинотеатр «Парадизо», «Малена») до взрослых ностальгических («Легенда о пианисте») и ужасных («Незнакомка»). В данном фильме использована кардинально другая структура повествования, весь сценарий связан с желанием вспомнить недавнее прошлое путем ответов на наводящие вопросы человека, слишком хорошо знающего твой внутренний мир. Писателя пишущего под псевдонимом Онофф арестовали темной дождливой ночью и привезли в какое-то здание на утомительно долгий допрос. Комиссар полиции очень странная личность, он прекрасно знаком с творчеством Оноффа и способен его легко цитировать. В ходе допроса начинает выясняться, что найден какой-то мужчина личность которого невозможно идентифицировать. В это время, вода в здание проникает изо всех щелей, комиссар задает все новые и новые вопросы, а Онофф пытается понемногу все вспомнить, что же все-таки произошло, тем более он уверен в своей невиновности. Ситуация начинает скатываться в некий абсурд свойственный «Процессу» Франца Кафки и его знаменитой истории Йозефа К. Создатель картины (режиссером, сценаристом, монтажером и автором песни выступил сам Торнаторе) сделал сильный ход с привлечением легендарных личностей мира кино Депардье и Полански, способных разыграть камерную театральную историю с кинематографической динамикой и не отпускать зрителя от экрана. Все по местам расставит финал картины, которую обязательно необходимо досмотреть до конца, учитывая небольшой хронометраж и будут получены ответы на вопросы: вспомнит ли Онофф недавние события, невиновен ли он и самое главное почему комиссар прекрасно знает писателя? Но самое неоднозначное в фильме окажется некое послевкусие и ощущение, что не все так просто как показано. «Простая формальность» - большое театрализованное кино.

AID3636
AID363618 ноября 2015 в 20:18

«Простая формальность» — камерное кино необыкновенной красоты с Жераром Депардье и Романом Полански в главных ролях. Джузеппе Торнаторе, будучи мастером работы в замкнутых пространствах, выжимает из обстановки максимум, так что ее можно считать полноценным действующим лицом, которое символьно общается как со зрителем, так и с героями. Некоторая литературность сценария полностью искупается живой игрой актеров — лишний повод вспомнить, каким выдающимся был Депардье, и убедиться, что признанный классик Полански умеет не только создавать образы, но и блестяще воплощать их. Финальный твист так и вовсе навсегда застолбил место в золотом фонде кинематографа, а музыка Эннио Морриконе, кажется, любой фильм делает только лучше. Обязательно посвятите вечер этому детективу, который таковым является лишь на первый взгляд. 9 из 10

ancox
ancox5 февраля 2015 в 09:34
Настоящее кино

Джузеппе Торнаторе в «Простой формальности» божественно един во всех лицах. Он – рассказчик, постановщик, монтажер и даже автор песни! И с каждой работой справился превосходно. Получилась работа, достойная быть не только увиденной и пересмотренной, но – услышанной! Да, этот фильм надо не только смотреть, но и слушать. А лучше – слышать! Торнаторе, как показалось, черпает вдохновение в литературе, в творчестве Достоевского и Кафки. А еще его работа напомнила об визуально-философских исканиях Тарковского, Кокто и Бунюэля. Замкнутое пространство, летящие с потолка капли, сюрреализм происходящего, невозможность бегства. История начинается с револьверного выстрела. Жерар Депардье играет гениального писателя Оноффа, который задержан полицией по подозрению в убийстве. Роман Полански органичен в образе несгибаемого провинциального сыщика, который пытается докопаться до правды, восстановив цепь событий. Комиссар наизусть цитирует романы Оноффа. Онофф пытается вспомнить, как и почему он оказался в странном полицейском участке. Метафоры, образы, воспоминания, ловушки и капканы. Инспектор почему-то называет себя Леонардо да Винчи… Короткие проблески памяти лишь сбивают писателя с толку. А дождь всё не заканчивается. Кино для вдумчивого зрителя. Непригодно для просмотра за ужином. 10 из 10

Voleda
Voleda15 сентября 2013 в 21:28
Смотреть ради финала

Если вы читаете рецензии, чтобы решить смотреть или не смотреть, то моя рекомендация - однозначно смотреть! Но нужно предупредить вас, что это один из тех фильмов, в которых вся прелесть заключена в финале. И только в финале все становится предельно ясным, и только в финале можешь оценить, насколько фильм хорош. Развитие сюжета идет, мягко говоря, не торопливо. Сейчас, спустя 20 лет, снимают более динамично развивающиеся истории. Причем, положив руку на сердце, местами было откровенно скучновато. Но тем не менее я настаиваю: фильм стоит посмотреть. Фактически в истории 2 героя: безымянный комиссар с прищуренным взглядом и его задержанный, по воле судьбы оказавшийся любимым писателем комиссара. Комиссар ведет следствие по преступлению, задержанный является подозреваемым в этом деле. Здесь все как обычно. Все остальные действующие лица могут быть кем угодно, их можно было бы убрать или, наоборот, добавить, смысл бы не потерялся. Действие происходит в полицейском участке, в старинном запустелом здании. Все время льет дождь, за окном темно. В общем атмосфера такая, что изначально понимаешь, что все плохо. Большую часть фильма писатель Оноф, он же Жерар Депардье, пытается оправдаться и доказать, что он не верблюд, а тот самый известный писатель. Комиссар ему нисколечко не верит, а, может, и верит, но постоянно проверяет Онофа и ловит на лжи. Однако и сам Оноф уже не уверен в правде своих слов, ведь он практически не помнит, что с ним произошло. Вообще сначала я была уверена, что режиссер сам Роман Полански, настолько фильм перекликается с его картинами. Психологичности хоть отбавляй. С удивлением узнала, что фильм снят итальянским режиссером Джузеппе Торнаторе, мне до этого дня совершенно неизвестным. Про актерскую игру говорить особо нечего. Все было достойно. Депарьде замечательный актер, не представляю, с какой ролью он не мог бы справиться! На самом деле было бы более ожидаемо, если бы актеры играли противоположные роли: Депардье сыграл бы комиссара, а Полански задержанного. Наверное, так бы и было, если снимал бы Полански. Как в любом хорошем детективе, больше всего восторг испытываешь в конце. 'Ну, конечно же! И как я сразу не догадалась! Так вот, о чем весь фильм!' Все становится на свои места. Все разговоры приобретают особый смысл. А вслух произносишь: 'А фильм-то классный!'. Вот ради этого финального восторга советую посмотреть фильм.

midav2099
midav209930 октября 2009 в 02:59
Старики-разбойники

Уже только одним этим фильмом Торнаторе доказал, что имеет полное право приволочь собственное кресло на Олимп (не только кинематографический) и, нагло подвинув богов, плюхнуться в него, провозгласив себя верховным главнокомандующим. Потому что на фоне этого фильма меркнет половина признанных шедевров итальянского кинематографа, который в значительной степени определял передовые тенденции не только в кино, но и мировой культуры в целом. Великолепная режиссура Торнаторе со свойственной ему атмосферой, ощущаемой наощупь даже по другую сторону экрана, бесподобная игра Депардье и главное – невероятное перевоплощение Романа Полански (который все-таки режиссер, а не совсем лицедей) не могут не произвести впечатления на поклонников интеллектуального кино. Комиссар «Да Винчи» в исполнении Полански – это совершенная модель следователя, с иезуитской улыбкой и не менее проницательными методами психологического воздействия (школа Глеба Жеглова с поправкой на европейский темперамент) на протяжении всей картины выходящего победителем в психологической борьбе с безумным писателем. Но кажущийся всезнающим и немилосердным «палач» после долгих хождений по мукам и психологическому бичеванию главного героя легким движением воли режиссера предстает совсем в ином свете. Такой себе Сталкер по чужому сознанию (кстати, отдельные кадры наталкивают на мысль, что Торнаторе, собственноручно осуществлявший монтаж, явно знаком с творчеством Тарковского). Каждого из этих элементов вполне было бы достаточно для успеха любой другой картины. Но все это в одном флаконе уже не есть «Простая формальность». Это просто праздник какой-то! 10 из 10 P.S:Поклонникам финчеровской «Игры» с Майлом Дугласом можно посмотреть, чтобы понять, откуда растут ноги культового голливудского фильма.

Clezon
Clezon31 августа 2009 в 05:48
Кафка по-итальянски

Для начала,стоит сказать,что с итальянским кино у меня беда,даже с такими классиками как Феллини и Антониони у меня возникают проблемы при просмотре-мне становится ужасно скучно и единственное возникающее желание-это выключить,быстрее,быстрее.По-этому,я старательно избегаю итальянского кино.Вот и Торнаторе пришлось довольно долгое время пылиться у меня на полке. Начну с восторженных криков по поводу визуальной состовляющей ленты-красота ленты вытекает не из каких либо изысков и нагромаждений,наоборот,в руках Джурато самые обыкновенные вещи вдруг приобретают какой-то совершенно невиданный до этого оттенок. Продолжу восхитительной музыкальной составляющей,но здесь без сюрпризов,стоит лишь взглянуть в графу 'Композитор'.. Актеры-Депардье великолепен,Полански очень хорош,остальные не мешают происходящему. Весь фильм строится на диалоге двух героев,допрос с флэшбэками героя Депардье..Это все было бы замечательно,но все же замечательно для данного шедевра не совсе точный эпитет.Почему?Потому что с первых минут нас за горло хватает атмосфера фильма,того чего не хватает современным голливудским блокбастерам,Торнаторе уделяет внимание казалось бы совсем мелким и неважным деталям из которых и вырастает эта самая атмосфера. Дождь,лестницы,амнезия,непонимание героем возникшей ситуации,абсурдность этой самой ситуации-все это и навело меня на мысль о Кафке.Все как у маэстро,только фильм закончен,а не отложен на полку на половине,конец несколько сбивает с толку,слишком просто,слишком молодежно что ли. Полански,думается,не спроста снялся у Торнаторе,уж больно напоминает Джузеппе именно Полански,причем лучшие фильмы классика(Отвращение,Нож в воде,Смерть и девушка)

moe_kino
moe_kino7 ноября 2014 в 14:42

Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему-же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность... (Достоевский'Преступление и наказание') Ночь. Дождь. Выстрел. Бегущий по лесу мужчина. Полицейский участок. Допрос. Он -- знаменитый писатель Онофф и инспектор полиции его ярый поклонник, знающий книги своего кумира наизусть. Но его кажется в чем-то подозревают, он сделал что-то ужасное, ужасное. Надо вспомнить, надо непременно вспомнить! Замечательная работа создателей фильма. Я бы наверное не стала писать отзыв на эту картину, если бы 'Простая формальность' оказался классическим детективом, это была бы просто хорошо поставленная лента с отличной актерской игрой, хорошим сценарием и режиссурой. Однако фильм к финалу перевернул все с ног на голову, удивил, шокировал и оставил незабываемые впечатления от просмотра. 9 из 10

Horseofhell
Horseofhell19 апреля 2012 в 11:56

Во время страшной грозы в маленькой французской деревушке в неприметном полицейском участке с прохудившейся крышей неожиданно оказывается знаменитый писатель Онофф (Депардье). Он не может понять в чём его обвиняют и почему не отпускают домой. Но также ему никак не удаётся вспомнить, что именно он делал последние несколько часов, и как он попал под этот проливной ливень. Местный комиссар (Полански) начинает допрос Оноффа в целью выяснить все детали загадочного преступления, о котором он пока не планирует рассказывать писателю. Великолепный и по-настоящему театральный фильм. Под этими словами я обычно подразумеваю камерность места действия, малое количество действующих лиц, интересный диалоговый сюжет, высокий уровень актёрского мастерства и общую атмосферу этакой 'литературщины'. Всё это в полной мере присутствует в фильме 'Простая формальность'. Место действия картины - маленький, полуразвалившийся полицейский участок. Бесчисленные ручейки воды просачиваются сквозь ветхую крышу, свет свечей, лужи на полу, скрипучие столы и стулья, ручки, которые давно уже не пишут. Такая декорация создаёт прекрасную атмосферу какой-то чувственности, интимности, если хотите. И на таком вот фоне двое главных героев и ведут свою, порой слишком неторопливую, беседу, всё глубже погружаясь в закоулки разрушенной памяти Оноффа. Сложно описать всю гамму чувств, которую испытываешь, досмотрев фильм до конца, избежав при этом спойлеров. Скажу только, что концовка довольно неожиданная и, как и весь фильм в целом, сильно напоминает произведения Гоголя, Чехова и даже Франца Кафки. Музыка знаменитого композитора Эннио Морриконе дополняет эту атмосферу таинственности и загадок. Она тревожит, волнует, держит в напряжении - то, что надо. И, конечно, как не отметить тонкую и проникновенную игру Депардье и Полански. Вот уж кто-кто, а они бы не пропали не театральной сцене. Дуэт получился замечательный - взрывной Онофф, кричащий, машущий руками, смеющийся и плачущий, и его антипод - замкнутый, спокойный и практически равнодушный комиссар. Единственным, незначительным минусом фильма, по моему мнению, является то, что, убедившись, что концовка фильма поражает зрителя, режиссёр (он же сценарист) не счёл нужным закрыть некоторые сюжетные линии, которые так и остались висеть в воздухе. Зритель, который досмотрит это кино до конца (а это уже является показателем некоторого наличия интеллекта, не присущего попкорно-жующим 'курочкам'), непременно заметит эти шероховатости. Ну и пусть... Советую посмотреть этот фильм в первую очередь тем, кто не чурается ходить в театр и читать классические книги. Другим лучше не стоит, а то опять будете говорить, мол экшна мало, да диалогов много. Кому от этого будет лучше? 9 из 10

robert milk
robert milk19 декабря 2011 в 13:47
Кто я?

Ночь. Гроза. Некий человек предпринимает тщетную попытку убежать от погони. Оказавшись в полицейском участке, его терзают смутные воспоминания. Комиссар полиций ведет допрос, с холодным, каменным лицом. Вопрос за вопросом, и не одного ответа. Кто он? Что он совершил? Крыша участка протекает, на полу расставлены стеклянные банки и тазы, на стене висят часы без стрелок. Молодой полицейский непрерывно строчит по пишущей машинке. Что это? Театр абсурда? Дж. Торнаторе снял тонкую психологическую головоломку, своеобразную трактовку загробного мира. Режиссер один из первых в новейшей историй кино обратился к этой теме. Уже в последствий появились такие картины как:''Куда приводят мечты'' Уорда; '' Шестое чувство'' Шьямалана; ''Другие'' Аменабара и тд. Отдельно хочется упомянуть о главных героях, у которых очень сложные драматические роли. Они со своей задачей успешно справились. Выше всяких похвал Оноф, в исполнении Ж. Депардье, Р. Поланский в роли комиссара доказал что он не только хороший режиссер. ''Простая формальность''- кино высокой пробы, со своей неповторимой стилистикой. НАСТОЯЩАЯ NEOCLASSICA!

Кинопоиск
Кинопоиск7 января 2009 в 13:50

Всегда, когда видишь перед собой изящное и простое, доступное и сложное, вызывающее немой восторг произведение любого из искусств, боишься своими неловкими неточными словами нарушить его очарование. Как неуклюжий палец человека, лишь задев удивительный рисунок крыла бабочки, навсегда перемешивает чешуйки. И красота ускользает. Писать о таких фильмах сродни ловле бабочек – всегда есть риск быть далеко неточным. Поэтому я постараюсь лишь «издалека» описать этого «мотылька», в надежде вызвать интерес. Джузеппе Торнаторе после «Простой формальности» мог бы ничего не снимать и был бы мною отнесен к величайшим из великих. Как часто встречаешь ремесленников в этой профессии, но для Джузеппе Торнаторе кино - это искусство, он настоящий художник, который стремится не только описать эту жизнь, духовно-практический опыт человека, но и обогатить его, преобразить самого человека и жизнь. Фильм создан в атмосфере камерности, в традициях классического английского детектива, когда все помещено в маленькое пространство, но где не тесно двум «большим» актерам, Жерару Депардье и Роману Поланскому, где происходят космического масштаба переживания и эмоции, где раскрываются самые зияющие глубины души человека. Повествование, в органике с атмосферой, протекает неспешно, предлагая детали, собираемые в единую картину, но оставляя все время какую-то недосказанность, легкий флёр какой-то тайны. И ты минута за минутой следишь за «поединком», который разворачивается на экране, теряясь в догадках, но подспудно чувствуя единственную правду, которая ожидает тебя в финале. Диалоги и монологи героев, благодаря мастеру слова Паскалю Киньяру, по литературному богаты и поэтичны, в них раскрываются герои, с их помощью выстраивается сюжет. И самое важное, уж простите мне мою патетику, это кино остается в рамках классического представления об искусстве. Искусство должно иметь нравственное назначение, при всей видимой относительности этого понятия. Дидро писал: «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок», и был абсолютно прав. По-видимому, что-то сходное двигало и создателями картины, стремящиеся немного одухотворить человека, обратить его взор внутрь себя, к тому самому кантовскому нравственному закону внутри себя. Подводя итог моему скромному эссе, я отмечу, что в случае «Простой формальности» со мной произошел эффект, который должен происходить каждый раз при соприкосновении с настоящим искусством, я стал сопричастным его создателям, я испытал то самое чувство духовной радости и наслаждения. Выберете вечер и посмотрите его внимательно. П. С. Некоторые знатоки и адепты канонического православия и протестантизма могут остаться недовольными, но это их проблемы. Спасибо моему другу Holz, который предложил мне посмотреть этот фильм. 10 из 10

Vita nostra
Vita nostra30 июня 2011 в 13:25

«Простая формальность» - настоящий фильм-обманка; иллюзия смутно понятного, но нисколько не откровенного действа; лукавый кожаный чемоданчик с двойным дном, что хранит в себе вкрадчивые, шокирующие секреты, лишь под конец открывающие свою истинную сущность. Мастерски обыгранный триллер с интригующей завязкой пестрит умело розданными вопросами, но ответы на них едва ли оказываются в плоскости ожидаемого; они почти неподъемны в своей откровенной наготе и все же – успокаивающе закономерны. Кого-то убили, кого-то тут же ловко задержали; за окном непрерывно льет нелепый, скучный дождь, и странный помятый человек в странном, забытом богами и людьми полицейском участке пытается оправдаться перед странным инспектором; пытается и не верит самому себе. Он назвался Оноффом, он писатель и не помнит своих текстов, он устал и куда-то по наитию спешит, а каверзный полицейский вдруг – горячий поклонник его великого творчества; тем хуже для обоих. Кровь на пальцах и глухая дрожь в голосе; под сенью сырого одиночества теплится тайна, боязливо забившись в угол сознания. И допрос, виток за витком снимающий с показаний очередной зыбкий слой случайной неправды, помогает не столь загадочному следствию, сколь самому подозреваемому, заплутавшему в своих смутных видениях, ночных кошмарах. Торнаторе режиссирует по-итальянски тяжеловесно, монументально, светом и тенью живописно выстраивая канву повествования в донельзя замкнутом помещении под сумрачные звуки дождевых капель и нервных, напряженных взглядов двух героев. Это почти нуар – по настроению, атмосфере, безнадежном одиночестве, сквозняком проходящему по влажному лбу. Тревожные нотки замирающей музыки играют на обратной стороне саспенса, выявляя размытые контуры таинственного объяснения. И актерский дуэт Полански-Депардье, в котором первый задает вопросы, а второй путано, болезненно отвечает, не просто очевидное достоинство, а достоинство со скрытым смыслом: здесь Полански в роли все равно как будто режиссер, держащий в руках тонкие нити чьей-то судьбы, а Депардье – балансирующий на грани творец, смятенно отдающийся в руки искусству. И, как ни странно, но именно оно, это неизбежное искусство, - подлинный виновник внезапного озябшего вечера. Онофф меняет большой мир на маленький, уходя в забвенье, оставляя после себя следы неминуемого затворничества, что так важно для исписанных листов, но так губительно для памяти. Он заглядывает в вечность, теряя лица, улыбки и людей; он мечется в ворохе несказанных слов, путая их с не желаемыми быть сказанными. И кадры жизни растерянно и постепенно забываются на чердаке, покрываясь пыльной тревогой, без надежды на былое прикосновение теплых рук. Но для Торнаторе спасение, такое упоительное, правильное, всегда возможно, важно лишь – понять, что оно нужно. Какая из многочисленных трактовок непредвиденного финала верная, и что это было на самом деле? – бред? розыгрыш? религия? Бритва Оккама легко отсекает ненужные сомнения, оставляя в воздухе лишь самую, самую суть. Разгадка вовсе не в том, кто убийца, а в том, как может быть или будет иначе. Звенящая, невыносимая тишина беззвучно умирает с первой попыткой столь долгожданного, пусть и несмелого, диалога; и просьба о прощении вуалью покоя опускается на тлеющую душу. «Простая формальность» - удивительное гуманное кино; оно дает шанс художнику на борьбу с вечностью. Но этот шанс возникает только тогда, когда рядом есть кто-то, кого ты слышишь, и кто слышит тебя.

v.a.parnev
v.a.parnev13 июля 2020 в 10:26
Совершенно точно не для всех

Жерар Депардье сегодня - почти одиозная личность, в прошлом замечательный киноактер. Роман Полански сегодня - точно так же одиозная личность (заочно обвиненный и осужденный), и точно так же замечательный, хотя и не только в прошлом, кинорежиссер. И вот перед нами фильм с ними обоими, причем из прошлого, из того времени, когда оба были на гребне волны. Начинаем смотреть как смотрят детектив, где отгадка припасена на самый конец. Но, увы, отгадки не получаем. Всё остается таким же загадочным, как и в самом начале (это я передаю ощущения среднего зрителя, привыкшего к фильмам 'для всех'). Да что же это такое, восклицает зритель мысленно, а то и вслух, кто же убийца, кто же убит, да и было ли вообще это убийство? И что это за такой странный полицейский участок с протекающей крышей, почему в нём не работают телефоны, не пишут авторучки, почему комиссар полиции даже не называет своё имя, не представляется, почему ведёт допрос без адвоката, чем грубо нарушает права подозреваемого?.. Сплошные 'почему' без надежды на 'потому, что...'. А вот потому! Потому что потому! - безмолвно отвечают зрителю авторы фильма. Так тебе и надо, господин средний зритель, привыкший к средним детективам, где бывает разгадка. Здесь тебе её не будет. Здесь тебе не то, что тут. Здесь без попкорна. Авторское труднопостижимое кино. Для интеллектуалов. Понял, а?.. Ну и ладушки. Утрись и возвращайся на свой диван, с которого ты вскочил от возмущения, не поняв концовки. Да её никто не понял, даже авторы! Чао бамбино, сорри!..

Дмитрiй Стрелковъ
Дмитрiй Стрелковъ8 ноября 2011 в 20:05

Фильм заинтриговал в заголовке дуэтом Депардье и Поланского. На всякий случай решил - приду посижу до конца для приличия. Депардье как персона мне всегда интересен. Как человек известен вполне скандальным, что я бы за него сестру замуж не выдал. Но вот действительно в какой бы роли ни был - органично играет и веришь в такое. Это не один известный российский актер, играющий и Иисуса, и Пушкина, и Есенина... Но в процессе просмотра стал сопереживать герою, и в конце такой катарсис! 'Сработали' на меня и актеры, и режиссер. Я в начале искренне поверил в то, что писатель никого не убивал. Потом то самое, что называется Сомнение (с Мэрил Стрип есть такой фильм:); и потом это грустное чувство, когда вместе с героем ты начинаешь сомневаться в себе и идешь к осознанию того, что все таки что-то натворил, чего может и раньше от себя не ожидал. Осталось догадаться (детектив все таки) кого застрелил? И пока комиссар не вывалил фотки, я честно прикидывал - кого же? А тут уже начал подумывать, что какая-то явно мистика. И погодка, и крыши текут, и ночь, и мыши бегают, и сбежать легко, но все равно догоняют. Да еще странный жандарм, который за всю жизнь прочитал, хоть и все, но только у одного писателя. Не зря думаю, что кроме него самого, он не сослался, не процитировал ни одного французского или хоть русского писателя. Только лишь про одного автора спросил - про Бога. Поэтому когда мешок оказался пуст, а фургончик поехал (и конечно же взошло солнце и прекратился дождь), я действительно испытал, как и герой - чувство некоего облегчения. Облегчения от осознания. То, что в демотиваторах называют 'понять_простить'. И я тоже все время ношу с собой маленький фотоаппарат и снимаю на него людей, которые появляются в моей жизни. Спасибо Даниле Бабушкину, что позвал, и папе его, что показал!

Дензел
Дензел31 июля 2011 в 17:52

...Темной дождливой ночью в сельской глуши полиция задерживает странного человека, который не имеет при себе документов и не может внятно объяснить, как и почему он оказался в лесу в столь поздний час. Единственное, что говорит задержанный - что он является знаменитым писателем Оноффом. Неподалеку было совершенно убийство, расследовать которое приехал комиссар полиции из города. Ему и предстоит выяснить, причастен ли незнакомец к преступлению и кто он на самом деле. Начинается психологическая 'дуэль' между следователем и подозреваемым... Каждый год на экраны выходит множество детективных триллеров, и уже очень сложно создать что-то оригинальное в этом жанре. Но режиссеру и сценаристу Джузеппе Торнаторе это удалось. 'Простая формальность' - один из самых интересных и непредсказуемых триллеров 90-х годов. Единственный фильм, с которым можно сравнить картину Джузеппе Торнаторе - это 'Под подозрением', да и то, фильм Стивена Хопкинса вышел в прокат на 6 лет позже. Сценарий 'Простой формальности' великолепен. В начале зрителю кажется, что возможно только два варианта развития событий: стандартно - главный герой виновен или невиновен. Но в том и заслуга сценариста - он смог придумать столь непредсказуемый финал, что последние 10-15 минут заставляют взглянуть по-другому на все события фильма, произошедшие ранее. Диалоги между героями приковывают к экрану и создают такое напряжение, которое не увидишь и в экшен-боевиках, хотя почти все действие 'Простой формальности' происходит в камерной обстановке полицейского участка (за исключением самого начала и коротких сцен-воспоминаний героя Депардье). Кстати, обстановка этого самого участка с первых сцен наводит на мысль, что происходящее на экране - не то, что кажется на первый взгляд: уж слишком не реалистично он выглядит - будто бы какой-нибудь французский особняк из 19-го века, но никак не современный отдел полиции. Нельзя не отметить и уникальный актерский состав: Жерар Депардье и Роман Полански гениально сыграли свои роли. Каждая сцена, каждый эпизод с их участием заслуживают аплодисментов. Для Жерара Депардье роль писателя-подозреваемого - одна из самых интересных в его обширной фильмографии (хотя, на мой взгляд, Жерар везде играет отлично). Ведь восприятие его героя постоянно меняется - то зрителю кажется, что он жестокий преступник, намеренно запутывающий следствие, а уже через мгновение - что невинная жертва, человек потерявший память. Великий французский актер показывает целый спектр эмоций - от ярости до полной растерянности. Роман Полански исполнил роль хитроумного комиссара не менее впечатляюще. Да даже то, что классик мирового кино единственный раз за всю продолжительную карьеру согласился сыграть в фильме другого режиссера, уже говорит о многом. Остальные актеры смотрелись не так ярко и интересно, но все же сыграли вполне неплохо. Среди второстепенных исполнителей можно отметить пожилого итальянца Тано Чимароза, который прославился в советской комедии 'Невероятные приключения итальянцев в России' в образе 'мафиозо'. Чтобы не портить зрителям просмотр, не буду раскрывать концовку. Скажу только одно - она неоднозначна и, на мой взгляд, имеет несколько трактовок. И кого-то это впечатлит, а кого-то разочарует. В общем, 'Простая формальность' - захватывающий триллер с неожиданным финалом, который вносит в криминальный сюжет большую 'долю' психологической и даже мистической драмы. 8,5 из 10

Whisky Fan
Whisky Fan26 сентября 2020 в 14:43
Время умирать

Здоровенный мужик куда-то бежит. Его перехватывает патруль и ведёт в полицейский участок, к следователю на допрос. Только как-то странно всё там у них выглядит: особняк посреди безлюдного леса, крыша давным - давно требует кровельщика, никто не курит, а дознаватель - отличный знаток литературы, но читал только произведения обвиняемого - вроде бы знаменитого автора. Правда, сам подследственный практически ничего из прошлой жизни не помнит. Полиция ли это? Совершил ли писатель какое-то преступление? Злой следователь или добрый? На эти вопросы в последние минуты фильма будет получен прозрачный и естественный ответ. Весь фильм полон, казалось бы, очевидных подсказок, но меня лично финал привёл в реальный катарсис. 9 из 10 Шедевр

Saffron Burrows
Saffron Burrows21 марта 2019 в 09:26
Чистая формальность

Джузеппе Торнаторе уважаемый, итальянский режиссер, снявший ряд замечательных и шикарных фильмов. Как известно, одна из его ранних картин 'Новый кинотеатр Парадизо' получила Оскар за лучший иностранный фильм. У Торнаторе фильмы все как один прекрасны: 'Малена', 'Легенда о пианисте', 'Незнакомка'. Все эти фильмы шикарны, и каждый лично я люблю и выделяю. Сейчас перед нашим внимание особенное кино Джузеппе Торнаторе под названием 'Простая формальность'. Почему особенное? Потому что именно для меня оно безусловно такое. Фильм нереально атмосферный и загадочный, но помимо всего этого главные роли в днем острым дуэтом играют легендарный, французский актер Жерар Депардье, а также Роман Полански - мой самый любимый режиссер. Ночь, лес, ливень. Писатель Оноф бежит, сам не зная куда. Его встречают троя полицейский и арестовывают на первый взгляд сомнительного мужчину. И вот он уже в участке. Оноф не понимает за что его арестовали, и в чем его вина. Допрос проводит загадочный комиссар, и разговор двоих мужчин переплетается из душевного разговора в допрос с пристрастием, но самое странное то, что таинственный комиссар, постоянно цитирует фразы из романа Онофа... - Не так трудно верить в бога. Я верил в него сотни раз, но, должен вам признаться, мне часто было за него стыдно. Он был бы непревзойдённым писателем, если бы не писал ничего, кроме пейзажей. (с) Оноф. Кино гипнотическое и манящее, как какой-то двусмысленный сон. Все время пытаешься понять что происходит, разгадать загадку. Режиссер здесь играет со зрителем от первого и до последнего кадра. Находишься в странно состоянии при просмотре. Даже сложно сравнить с чем-то эту уникальную картину, ведь она исключительна. Смотрел ее два раза, и во второй замечал вещи, на которые сначала и не обратил внимание. И снова в этом весь режиссер. Очень таинственное, на первый взгляд непонятное кино с чередой загадок и хитросплетений. Но как же хочется сразу понять и разгадать этот фильм, но не все так просто. Что касается дуэта Депардье и Полански, то без всяких похвал - было очень круто. Видеть Романа в кадре, а не за кадром, как часто бывает, всегда любопытно. Выбор их на героев из этой истории более чем удачный. Мне очень нравится что в этом странном и запутанном детективе есть привкус мистики, чего-то загадочного и необъяснимого. Именно этот факт и делает данное кино таким очаровательным и туманным. 'Простая формальность' - мистико-детективный фильм 1993 года. Итог, любопытное кино с двойным дном. Фильм разговорный и интеллектуальный. Без всяких похвал заслуживает внимания. Спасибо! 8 из 10

No1
No116 марта 2011 в 19:09
О том, как редко я говорю слово «Гениально!», и немного о фильме, его заслужившем…

Как-то всё реже я стал положительно отзываться о той или иной картине. Было время, когда произвести на меня впечатление было проще некуда, и, даже средний фильм, мог заслужить мои комплименты, если в нём было хоть что-то, за что можно «зацепиться». Теперь же я воспеваю хвалебные оды единожды в месяца два: именно с такой регулярность я натыкаюсь на по-настоящему качественное кино. За праздник я принимаю тот день, когда случается встреча с очередным шедевром. Праздник этот, как всегда неожиданно, посетил меня прошлой ночью. Включив, как обычно, что-то, чтоб быстрей вогнать себя в сон очередной «тягомотиной», я посмотрел фильм «Простая формальность» и не только проснулся, но и потерял сон на полночи! Самое сложное в любом деле – это начать. Вот я и не знаю, с какой именно стороны подойти к аргументации качества картины. Пройдусь, пожалуй, по давно проверенной схеме. Начну с актёрского состава… Вообще сама структура фильма напомнила мне аксиоматично гениальный «12 разгневанных мужчин»: ограниченное пространство, малая группа людей, содержательные диалоги, первоклассная драма… Это ль не лучший комплемент – сравнение с такой картиной?! Действительно весь сюжет держится на незначительной группе ключевых персонажей: Оноф, инспектор, Андре и кучка подручных. В роли Онофа Сам, чего уж там, Депардье и это, да простят меня поклонники «Набережной Орфевр», его лучшая драматическая роль! Исполнив роль инспектора, Полански впервые сыграл в фильме, поставленном не собственноручно. Никто в его режиссёрском таланте и не сомневался, но его актёрские способности стали действительно сюрпризом! Окружение тоже на уровне, но королями бала на протяжении фильма оставались Депардье и Полански, и это сильнейшее противостояние двух сильных личностей, на уровне небезызвестного «Сыщика». Актёрская игра в фильме великолепная, при том, что она на втором месте в рейтинге того, что должно было взять за живое в этом фильме… Сюжет! Вот то, что поражает воображение сильнее всего. Сложный, непредсказуемый, интересный и до безумия не типичный. Если вы когда-либо удивлялись концовке фильма, не оставит вас равнодушным и окончание этой ленты. Фильм с похожей идеей считается одним из лучших триллеров начала XXI века. Печально то, что, как оно чаще всего и бывает, настоящие шедевры пылятся в тени распиаренных пустышек. Посмотрите фильм и вы поймёте: что взрывать сознание зрителя концовкой придумали ещё до того, как появились общеизвестные звёзды в этой сфере… Я не буду даже пытаться рассказать о чём фильм, ибо я боюсь испортить впечатление от просмотра. Я уже оказал медвежью услугу, заявив о неожиданности концовки, ведь это тоже в своём роде спойлер… Тем более, что после просмотра отношение к происходящему совсем иное, нежели было в начале, а ведь нам так часто намекали… На протяжении фильма играет великолепная музыка! Разумеется я не оставил без внимания этот факт и решил узнать кому адресовано моё восхищение. Эннио Морриконе – имя, которое уже давно говорит само за себя! Он проделал колоссальную работу. Кстати, стоит отметить и ту великолепную песню, которую самолично написал Торнаторе – режиссёр фильма, о котором я доселе не упоминал, лишь потому, что виновника торжества хотел оставить на десерт. После он ещё радовал своего зрителя фильмами «Легенда о пианисте», «Малена», «Незнакомка»… но лично я убеждён, что «Простая формальность» лучший его фильм! Смысла в нём больше, чем во всех последующих вместевзятых. Более всего удивляет только то, что он же и написал сценарий, за что вечное ему моё уважение! Зная, что более любых моих слов скажет непосредственно просмотр, и, будучи убеждённым, что и так сказал не мало лестного, подытожу… Пройдёт ещё два месяца, очередной шедевр, всё так же неожиданно, сразит меня своим великолепием, я непременно и о нём расскажу, но всё это будет тщетно, если те, кому адресованы эти послания не будут им внемлить… Поверьте, кто бы вы ни были, что это действительно стоящий фильм! Его обязательно надо посмотреть! Если я, пусть косвенно, но стал причиной вашего знакомства с картиной, дайте мне знать: обманул я вас или нет. Уверен, что невозможно таким фильмом разочароваться. По своей скромной, но уже давно устоявшейся традиции, отпускаю аплодисменты в адрес действительно стоящих фильмов. Посмотрев «Простая формальность», только спустя пару минут, когда я смог от него отойти и осознать Что произошло, начал символично благодарить создателей картины за их работу аплодисментами, и, впервые за долгое время, решил, что лучше это сделать стоя!

zvladv15
zvladv1513 мая 2020 в 23:59
Всего несколько вопросов, простая формальность.

Картина начинается буквально с конца. После которого оглушенная, потерянная душа, забывшая, каким вообще образом она существует, несется куда-то с одной только мыслью о том, что сейчас произошло что-то. И ударила гроза. Какое-то аморфное происшествие, но разбираться возможности нет – нужно бежать. Потому что больше ничего не остается. Главный герой Онофф, 'гениальный писатель', в какой-то момент претерпел не просто творческую импотенцию с последующим кризисом (совершенно, конечно же, обычное у гениев явление) – он упустил саму суть существования себя, своей человечности. И после происшествия его неизбежно встречает наряд полицейских-проводников с фонарями. Онофф пленен ими в каменной крепости отделения с протекающей крышей и Романом Полански в форме типичного следователя, знающего однако об арестованном писателе 'больше, чем он сам'. Допрос не будет остановлен, пока Онофф не разберется в самом себе и не поймет, где он оказался. Пока не поймет, что же на самом деле он совершил за последний вечер и за десятки лет жизни. Только тогда грозовые тучи обнажат чистое небо. Торнаторе живо воссоздал образ кромешного хаоса в голове человека, пробудившегося от оглушающего удара после мучимой чередой из сотни кошмаров ночи. И вынужденного теперь восстанавливать по маленьким обрывкам всю свою жизнь. Окончательно пробудившись в этой лодке Харона посреди шторма, Онофф осознает форму своей 'гениальности', и только тогда, отбывая из этого временного пристанища в новый мир, ему будет позволено забрать с собой память о минувшей жизни – в огромном мешке с человеческими лицами. Память, которую до этого он, страдающий от уязвленного рассудка, не мог обрести, разгребая все нажитое. 'Я бежал, бежал, бежал к тебе, но твой дом оказался полицейским участком со странным комиссаром, который наизусть знал все мои романы... Надо все это записать.' 10 из 10