Когда мы думаем о современном французском кинематографе, немногие имена кажутся такими неподходящими для документальной драмы о продолжающемся реальном деле, связанном с жестоким обращением с детьми католическим священником, чем Франсуа Озон, плодовитый и формально изобретательный режиссер, известный своими более этически-заряженными фильмами ('Мода и прекрасна', 'Бассейн'). Первоначально задуманный как документальный фильм, представляет собой частично вымышленный рассказ о случае священника Бернара Прейне и формирование информационно-пропагандистской группы для жертв сексуального насилия в детстве. Картина не является католической хитовой работой; скорее, она изображает институциональное лицемерие и уклонение, как исходящее не обязательно из места зла, но из желания избежать другого скандала. Тем не менее, изображенная церковь очень много говорит о прощении и искуплении, но, похоже, очень мало понимает о справедливости или наказании. Это весомый материал, и хотя картина претендует на повествовательную объективность и стилистическую сдержанность, которая часто предполагает отсутствие эмоций, по большей части это бесспорно мощное кино. Озон первоначально планировал снять документальный фильм, и сценарий основан на многих его собственных исследованиях, включая интервью с основателями организации 'Свободные голоса'. Хотя центральное трио фильма-вымышленные, тем не менее последовательность событий тесно основана на реальной жизни, в то время как и Прейна, и Барбарин очень реальны, причем у Прейна (который теперь лишен сана и ожидает уголовного суда), как полагают, было до 85 мальчиков в течение тридцати 30-летнего периода, большинство в возрасте от 9 до 12 лет. Это в целом бесстрастный фильм. Хотя яркая изобретательность Озона в значительной степени отсутствует, повествовательная структура эстетически интересна. Вместо того чтобы рассказывать истории Александра, Франсуа и Эммануэля одновременно, Озон структурирует фильм в стиле ретрансляции, передавая повествование каждому из них по очереди. Эта структура также позволяет исследовать психологическую специфику каждого человека, создавая более вдумчивое повествование, чем это было бы возможно при одновременном повествовании. Озон также интересуется механикой исцеления, когда все три человека имеют дело со своим опытом по-разному, что само по себе напоминает нам, что, хотя мы склонны думать о таких оскорблениях с неким коллективным менталитетом, фактические шрамы от насилия так же уникальны, как и каждая жертва от другой. Фильм просто ударяет Вас под дых, не вдаваясь в подробности сексуальных скандалов, а скорее сосредоточившись на разрушительных последствиях сексуального насилия для детей и их последующей жизни. И, как будто этого было недостаточно, Еще одна волна эмоционального воздействия приходит, когда жертвы, после долгой внутренней борьбы, решают выйти и донести факты до общественности; это принесло огромную напряженность им самим и их семьям. Режиссер и актеры дают внешнее представление, передавая такие глубоко эмоциональные ситуации в очень драматичной и реалистичной манере. Не типичный голливудский фильм, в котором было бы больше эмоций, больше музыки на заднем плане, больше драмы. 8 из 10
«По воле Божьей» — последнее творение одного из любимых режиссеров, рассказывает правдивую историю о беспорядках в Католической Церкви. Не хочу внедриться в детали истории. Эти проблемы идут испокон веков, начиная с самих истоков христианства, и они не будут решены до тех пор, пока связующим звеном между человеком и Богом является другой человек, то есть никогда. Фильм поддался довольно легко — напряженная атмосфера, быстрый ход действий, отсутствие сложных драматических моментов, а они то должны были быть. Много моментов разногласий между пострадавшими, родными, мужами и женами, которые заканчиваются также легко, как начались — в жизни так не бывает. Смотрел как фильм Франсуа Озона, а озоновсково в фильме только режиссура. Не могу зацепиться за что-то, что примерно было бы от него. Такое-же чувство было, когда смотрел его «Ангела», как вообще он мог взяться за такое. Можно даже подшучивать, как отговаривали его: мол, там есть гей-тема, возьмись. Так что в итоге мы получаем неплохого европейского «В центре внимания», и еще одно оружие в арсенал атеистов. А фильм-то совсем не об этом... 6 из 10
Перед нами новый фильм французского режиссёра Франсуа Озона, завоевавшего Гран-при жюри 69-го Берлинале 16 февраля 2019 года. Картина повествует реальную историю о католическом священнике из Лиона Бернаре Прейна, который в 2016 году был обвинён в совращении нескольких десятков мальчиков из его прихода. Фильм в хронологическом порядке восстанавливает историю событий — с того момента, как один из жителей Лиона, жертва священника, решает рассказать правду о произошедшем. Учитывая, что наш минкульт - сначала попросил перенести прокат фильма, якобы из-за того, что дата совпала с пасхой, а потом и вовсе его отменил. Без объяснения причин! И вы мне будете говорить что нет церковного лобби? Есть, конечно есть. И именно по-этому я делал посты в соц сетях, привлекая и обращая внимание на то что, за нас решают, что нам смотреть, а что нет. Это лишний раз доказывает, что министерство культуры - боится РЕАЛЬНОСТИ и максимально боится какой-либо обличающей педофильской темы особенно в церкви. Нетипичный фильм для Озона, но он и здесь смог внести свой фирменный режиссёрский стиль, показывая душевные терзания каждого героя, через призму прошедшего времени, уделяя внимание на нужных деталях. Все эти виды, лестницы, витрины, съёмки признаний и огромное количество слёз, хоть минимум, но почерк виден. Первоначально Франсуа Озон задумывал снять документальный фильм на данную тему. Но потом режиссёр решил, что «По божьей воле» лучше стать картиной игровой. Он не стал лишний раз мучить фигурантов дела, они и так жертвы, ограничился фактами и всё это вплёл в историю сильных мужчин, которые смогли признаться. Не смотря на казалось бы затянутый хронометраж, 2 часа 17 минут, для меня фильм пролетел на одном дыхании. Всё что режиссёр хотел показать, он показал максимально точно. Это реальная мотивирующая подоплёка нового фильма француза Озона, который после пикантных историй о скрытых страстях и тайных пороках взялся практически за памфлет. Реальный обличающий сюжетный кейс, реальные персонажи (режиссёр не изменил даже имена главных героев), строчки реальных документов (полицейских протоколов и переписки пострадавших с церковными функционерами) звучат за кадром. Признаться в чём-то себе, своим родителям, своей семье, обществу - это очень страшно и мучительно даётся любому мужчине. Детская психологическая травма... страх... Как это забыть и простить? Легко только в виде совета. А их обычно легко и уверенно раздают те, кто и рядом не был в похожей ситуации... Прости... чего проще... и живи дальше... Но Озон не был бы тем самым искусным режиссёром, если бы не показал эти душевные терзания каждого героя и его семьи, их отношений с родителями, их абсолютно нужные разговоры и пререкания в слезах, в попытках достучаться до других членов семей... но колоссальную нагрузку во всей этой истории несут родители, что упустили шанс разобраться намного раньше и как-то всколыхнуть это 'католическое болото', тем самым спасти огромное количество невинных душ. Франсуа мастерски показывает искалеченные судьбы этих семей, особенно те глубокие переживания и чувство вины родителей, что не поверили своим детям, когда они пытались сказать, намекнуть, а иногда и говорили в лоб, но увы. .. на всё проще закрыть глаза и не поверить в это. Актёрский ансамбль прекрасно справился, очень убедительны так же их доводы и истерики, претензии в адрес друг друга. Но хочется выделить превосходную и очень трогательную роль Жозиан Баласко, (Ирен, мамы Эммануэля), которая кроткая, чуткая и она понимает всю тяжесть своей вины перед сыном, и как она несёт это бремя. Фильм максимально нетороплив, он позволяет заглянуть в душевные переживания людей, ставших когда-то предметом нездоровой тяги... Режиссёр очень тактичен в видении флэшбэков и показаниях. Основная проблема в том, что они, как не силятся, как не стараются, забыть произошедшее не могут. А мир вокруг - общество, церковь, даже некоторые родители очень этого хотят. Так было бы всем удобно. Всем, только не жертвам этих насилий. Это кино не столько о совершенном преступлении, сколько о его катастрофических последствиях, остающихся с людьми на всю жизнь. P.S. Священник Бернаре Прейна, о котором повествует фильм безуспешно пытался предотвратить показ фильма на территории Франции. 4 июля 2019 года духовный трибунал Архиепархии Лиона установил, что Бернаре Прейна - виновен в преступных деяниях сексуального характера в отношении несовершеннолетних, и применил к нему максимально предусмотренное наказание, лишив духовного сана. Справедливость хоть так, но восторжествовала. 8 из 10 Кнышов Андрей, 9 сентября 2019.
'Вымышленная история основанная на реальных событиях...' Скандальное и щекотливое кино от французского, популярного режиссера Франсуа Озона. Смотря этот шокирующий и такой болезненный фильм, сразу вспоминаешь печально известную драму 'Мальчики святого Винсента' или известный американский фильм 'В центре внимания'. Католическая церковь (да и вообще любая религиозная организация) это огромная сила, против правил и устоев которой трудно кому-то пойти. Когда же слышишь очередную историю про священника педофила, то это все обескураживает и болезненно шокирует. Ведь именно в церкви глубоко верующие люди беззащитны, именно там они для себя многое находят, а совсем маленькие дети из-за 'грязного' священника могут не правильно воспринимать веру, любовь, дружбу. Такой священник отравит ребенка на всю его жизнь. Именно священники педофилы одно из самых темных пятен в человечестве. Детям изначально ломают жизнь, и потом долгие годы, а бывает всю жизни они борются с темными воспоминаниями о домогательствах, о том, что с ними сделали. Это очень страшно. Данный фильм имеет свою ценность в первую очередь тем, что он основан на реальной истории католического священник Бернаре Прейне, которого обвинили огромное количество людей в малолетнем их изнасиловании. Всю жизнь эти мужчины молчали, и данная тема была невероятно болезненная, но когда один решился пойти против церкви (важные служители которой знали и покрывали священника педофила), открылся как будто ящик пандоры, и его уже было не остановить, на всего лишь одного священника посыпались обвинения и истории о домогательствах... История Александра, Жиля и Франсуа - их в детстве и изнасиловал священник Бернар Прейне (его имя так часто произносили в фильме, что теперь от его фамилии просто тошнит), и спустя более четверть века они решаются предать дело огласки и добиться справедливости, а точне лишить священника духовного чина и привести к ответственности... - Но я не виноват в том, что я делал... Это болезнь. Понимаете? Как и в 'Мальчика святого Винсента', так и в 'Центре внимания', так и здесь в сюжете мы видим, что много людей знали о растлении детей священником, но ничего не сделали, и это очень возмущает. Жертв жаль, и в этом фильме их глубоко и чисто сыграли Мельвиль Пупо, Дени Меноше и Сванн Арло. Боль каждого зритель чувствует и пропускает через себя благодаря актерам и конечно режиссерской работе. Драма получилась, как острое лезвие ножа: болезненной и неприятной. Фильм очень сильный и вызывает бурю эмоций. Снимает Озон всегда качественно, атмосферно и со вкусом, и популярный режиссер выпускает на этот раз еще более смелое и громкое кино, и мировая общественность видит и знает теперь педофила, который всю жизнь был могущественным человеком и делал все, что он хотел. Родителям этот фильм сложно советовать к просмотру, и факт того, что даже в церкви детям грозит опасность, да еще самая страшная угроза, которая может случится, ужасно огорчает. 'По воле божьей' - французско-бельгийская, религиозная драма 2018 года. Итог, тяжелое, психологическое кино от Франсуа Озона получилось глубоким и сильным фильмом. Как бы не была не приятна эта история, о ней нужно знать. - Так Вы знали, что он педофил, знали о его поступке и позволили работать ему с детьми? - Прошу Вас, не произносите это слово, мы его в католической церкви не употребляем. - А как же тогда его назвать? Педосексуал... 8 из 10
Очень сильный и значимый фильм 2019 года. Выделила фильм, читая рецензии кинокритиков с Берлинского кинофестиваля, его отметили не только кинокритики, но и жюри конкурса, отдав ему второй приз – Серебряного медведя. В рецензиях и отзывах на фильм нередко встречается мнение, что это самый нетипичный фильм французского режиссера. Может быть, именно в силу этой 'нетипичности' режиссуры Франсуа Озона (так как не могу причислить себя к поклонникам творчества режиссера), фильм нашел отклик. Франсуа Озону своим практически документальным фильмом, в котором даже цветовое решение подчеркивает эту его сторону, удалось то, чего мне так не хватило в оскаровской кинокартине 'В центре внимания', - эмоциональной сопричастности зрителя. Эта, по сути, документальная кинокартина с довольно медленным развитием сюжета, гипнотизирует своей доверительностью и личной откровенностью. Фильм эмоционально вовлекает зрителя настолько, что ты невольно следишь за каждым его кадром, похлеще любого триллера. Фильм основан на реальных событиях, которые происходят сегодня, сейчас. В его центре истории трех мужчин, подвергшихся в детстве насилию со стороны священника-педофила. Тема уже не раз затрагивалась в кинематографе, но все еще остро стоит на повестке дня. Мне понравилось, как Франсуа Озон режиссерски решил эту задачу. Каждая история словно вытекает одна из другой, передавая эстафетную палочку. Нет никакой прерывности в сюжете, никаких резких переходов, что позволило режиссеру не только сохранить сюжетную целостность и глубоко исследовать травму каждого героя, но и охватить в своей истории разные социальные слои французского общества, что еще более усилило как социальную сторону, так и эмоциональное восприятие фильма. Не очень хочется говорить об актерских работах отдельно от фильма, так как вспоминаешь, что перед тобой актеры, только на титрах. Настолько каждый кусочек фильма заставляет тебя проникнуть в реальность происходящего. Любопытно, как показан образ священника-педофила, он предстает перед нами больным человеком, не отрицающим свои проблемы, и искренне удивляющимся, почему его так порицают. В своем фильме режиссер поднимается над этическим вопросом осуждения священника, отдавая его на откуп зрителя. Франсуа Озон показывает и системность церковной слепоты, и позицию французского народа, предпочитающих не замечать происходящее, и жизнь жертв насилия и их семей. В качестве финальной точки мощно звучит вопрос о вере, а самого режиссера интересует не столько борьба со священниками-педофилами, сколько кризис церкви как мощнейшей древнейшей организации. Очень понравился фильм, несмотря на прямолинейность и подчеркнуто социальную направленность кинокартины. А может, даже благодаря им. 8 из 10
Обладатель «Серебрянного льва», только чудом (благодаря иной, более разношёрстной ленте) не победивший на прошедшем Берлинале, фильм «По воле божьей» Франсуа Озона с недавних пор находится в российском прокате. Не сказать, что лента чрезмерно ожидаемая – значит не сказать ничего. Разноплановый, эклетичный, интеллигентный и при этом сухой Озон для своей новой работы выбрал весьма актуальную и животрепещущую тему, которая действительно способна вызывать эмоции у живого человека. В частности, эмоции искренней ненависти, поскольку священники – люди, позиции и устои которых долгое время оказывались во невмешательстве, с каждым годом всё больше и больше срывают свои покровы якобы нравственной чистоты. Сюжет новой ленты француза посвящён реальным событиям, до сих пор продолжающимся и далёким до завершения. Причём снят этот сюжет художественно в такой степени, что документального за этим не чувствуется, а частный случай становится характеристикой всех подобных дел последних лет. Педофилия и священники. Кажется, что ныне эта тема уже неразрывна, поскольку, заявляя об одном, чаще всего представляешь себе второе. Бернар Прейна – самый откровенный и яркий в этой среде пример, открыто признающийся и искренне не понимающий свою вину, даже говоря об обратном. Филип Барбарен – кардинал, лионский архиепископ, игнорирующий проблему и выгораживающий своего подчинённого. Среди этих людей проходила жизнь сотен и тысяч французских мальчиков, которые впоследствии признались в насильственных деяниях над ними. Озон поднимает историю троих, самых ярких представителей, уже взрослых мужчин, которые начали свою борьбу и добились освещения собственной трагедии и начала расследования, которому, вполне возможно, не будет конца. Поэтому в какой-то мере Озон делает и общественно-полезную работу, выводя ситуацию на общемировой уровень, незаметно упрекая своих сограждан, ведь французы до последнего будут хотеть сохранить своё лицо, даже если уже полностью его потеряли. Самое главное - всё в этой ленте искренно. Из сухих фактов и эпизодов расследования, она переходит на уровень личных трагедия и человеческого непринятия. Праведный гнев ленты будет иногда отрицаемым, иногда чрезмерным и провокационным. Одни пострадавшие будут бороться за будущее, другие – восстанавливать справедливость прошлого, третьи – закрываться в себе и собственной проблеме. Одна категория искренне возненавидит церковь и веру в том числе, вторые будут колебаться, третьи – постараются сохранить хотя бы чистоту веры. Для кого-то детская травма забудется и превратится в средство общественного высказывания и общественной значимости, кто-то будет переживать и видеть свою жизнь завершённой. Фильм проходит по всем случаям, как хорошо запрограммированная программа, цикл, который рассматривает каждое направление, не останавливаясь на одних губительно-разрушительных фактах. В фильме нет прямого высказывания Озона, есть лишь художественный интеллектуальный обзор, взывающий к свободе и волеизъявлению граждан, как будто обращение к присяжным для грядущего суда – а кто, собственно, вы из этой истории? Это большое достижение, что нет героев, как таковых. Есть люди, в жизни которых и так полно проблем, полно разнообразных синусоид и без случаев педофилии, произошедших в их детстве. Эмоционально он, конечно, проигрывает своему американскому собрату «Спотлайту», финиш которого сопровождается реальной «ненавистнической ко всему происходящему» дрожью и интерес в котором заключается в непрерывном журналистском расследовании. Но прекрасно именно то, что фильмы не касаются привычного насилия, социальных трагедий и падений, не льют слёзы, не обращаются к прошлому и не тонут в нём, не следует никаким откровенно-карательным мотивам. Прежде всего, кроме формы освещения проблемы, они оба пытаются найти ответы, что же для них значит церковь и вера, что их них действительно реально, имеют ли какое-то отношение преступники в рясах к этим двум понятиям, предлагая каждому персонажу и зрителя идти своей дорогой. Озон, например, уж слишком показательно и нарочито ставит вопрос о вере в самом конце своей ленты – это действительно единственное и самое нужное, что необходимо решить. В том числе и суду. А преступники и так будут наказаны. 7.5.2019
По воле божьей – картина французского режиссёра Франсуа Озона, очевидно достойная вашего внимания. Снятая в эпистолярном жанре (основа – сообщения, коммуникация между героями), она представляет собой драму с опорой на реальные события. Многие ценят и оберегают детские воспоминания, как приятные, так и не очень. Детство же некоторых было наполнено страхом. У таких людей попытки вспомнить определённые фрагменты прошлого могут вызвать сильную эмоциональную реакцию. Их сердца пронизаны тупой болью, жившей в них годами. Фильм рассказывает реальную историю, при этом соединяя происходящее с реальной жизнью. Эта картина уникальна с той точки зрения, что «реальные события», на которых основан сюжет, протекают в самом что ни на есть настоящем. Такой скандал, описанный в фильме, существует в форме активных судебных процессов и попыток восстановить справедливость. В настоящем дело обстоит немного иначе, нежели показывается в фильме. Сейчас главным обвиняемым является сам кардинал Барбарен, а не священник Прейна (его дело не в приоритете, потому что он не раз раскаивался; также, ему уже больше семидесяти лет). Барбарен покрывал священника, путался в собственных показаниях. Он уверял, что «простил» отца Прейна ввиду психической патологии. Правда, прощением не исправить судьбы десятков мужчин. Несколько месяцев назад в Ватикане прошла встреча, на которой обсуждались методы борьбы с педофилией в среде католических священников. Однако жертвы хотят справедливости, как и всегда, и поэтому просят наказания для Барбарена за умалчивание. Защита детства – это жизненно важно. Именно детство сопровождает нас всю жизнь, формирует личность. Из-за халатности взрослых людей зачастую страдают дети. Растут с душевными расстройствами и глубокими ранами, не заживающими до самой смерти. Даже состоявшиеся мужчины испытывают испуг и отвращение, когда узнают, что тот самый священник до сих пор работает с детьми. Эти мужчины идут и пытаются воспользоваться силой правды, а такой возможности для них не существует, ведь срок давности преступления истёк. Никого из лиц церкви не волнует тот факт, что Прейна продолжает обучать новые поколения детей в Лионе. Такое отношение и губит десятки, а по всему миру – тысячи, тысячи невинных детей, у которых нагло отнимают детство. Страх дать показания обусловлен нежеланием привлекать к делу свою семью, или просто невозможностью тратить душевные ресурсы на мрачные воспоминания. Фильм приятно снят, актёрская игра хороша, звуковое сопровождение чудесно. Возможно, сюжет не очень захватывающий и простой. Возможно, в фильме многовато бюрократии и излишней информации. Возможно, режиссёр был заложником своей изначальной идеи снять фильм о том, что мужчины не должны быть стереотипно сильными и бесстрашными в каждой картине киноиндустрии. Из-за этих изъянов я бы поставил фильму 7 из 10, или может даже 8 (в лучшем случае). Моя итоговая оценка – 8.5/10. Почему? Потому что фильм распространяет очень важную информацию, что должно являться, по моему мнению, самой главной причиной создания новых, уникальных картин. Потому что фильм буквально говорит – не бойся, говори о своей боли, ничего не стесняйся – он как бы стирает излишнюю недоверчивость. Потому что фильм показывает различия в воспитании детей взрослыми, различия в том, как дети и родители вместе переживают трудные моменты и борются с неприятностями. Потому что фильм бросает вызов некому табу в современном кинематографе. Люди должны говорить о реальных проблемах. Потому что фильм не ставит бога выше правды, никто не имеет возможности врать и прятать подробности злодеяний. Не молчите, когда считаете, что что-то не так и вы должны поделиться этим чем-то с миром. Никогда. Вы не одни.
Смотрел фильм в кинотеатре Октябрь 11.04.2019, в рамках первого показа в России. После фильма было обсуждение с Антоном Долиным и какой-то блоггершей. Впечатления от просмотра неоднозначные. Скажу сразу, предыдущий фильм Озона мне понравился намного больше! Правильно отметил Антон Долин - если заранее не знать, что это Озон, то ни в жизни не догадаешься. Никаких тебе провокаций и шокирующих кадров. Фильм рассказывает историю повзрослевших жертв педофилии, объединившихся спустя тридцать лет в движение и пытающихся посадить за решётку священника, даже не отпирающегося при обвинении в факте совершенных им злодеяний, и стоящего над ним кардинала. Сама картинка, как всегда в фильмах Озона эстетически красивая. Нет провисаний в сюжете. Очень грустно становится, когда понимаешь, что Франция ничем не отличается от России в части защиты прав простых людей, не важно, в какой сфере эти люди пытаются добиться справедливости - пока добьёшься чего-то, можно Богу душу отдать. Фильм основан на реальных событиях и часть из них продолжает происходить прямо сейчас во Франции. В конце даже были заменены титры, которые описывали реальную ситуацию с прототипами героев - на Берлинале была описана другая ситуация. Как я уже сказал, после фильма было обсуждение со зрителями. В рамках обсуждения к микрофону подошёл молодой человек и рассказал душераздирающую историю о своём отце, который сейчас отбывает наказание за педофилию. Зал слушал не шелохнувшись. Все были потрясены и, возможно, не готовы к такой откровенности. Спасибо этому молодому человеку за смелость и за то, что не побоялся поделиться с залом такой интимной информацией. После официальной части состоялось ещё импровизированное обсуждение с представителем прокатчика вопроса перевода названия фильма. Фильм на самом деле называется 'Слава Богу', и прокатчик заявил, что с таким названием привлечь зрителей в кинотеатры не возможно, поэтому было придумано другое название. Хотя реальное название - это отражение основного, ключевого момента в фильме, оговорка кардинала на пресс-конференции, которая подводит неутешительный итог в положении дел у французской католической церкви с вопросами защиты детей от посягательств её представителей. В целом, фильм мне понравился. Второй раз я бы его смотреть, наверное, не пошёл. Но один раз его посмотреть однозначно стоит, хотя бы ради того, чтобы убедиться, что у Франсуа Озона есть ещё порох в пороховницах!
Франсуа Озон всегда провоцировал. Это была не чрезмерностью Альмодовара и не вседозволенность Триера. Это было утончённо, как и подобает настоящему французу. Его фильмы балансировали где-то между массовым кино и артом. Если ранние работы режиссера проложили путь для ЛГБТК-кино, то последующие позволили расширить спектр тем до максимума. Последние 10-12 лет Озон в своих картинах спокоен, вдумчив и рассудителен. И новый фильм - торжество разума во всех его проявлениях. «По воле божьей» - живущая в реальном времени докудрама. Для кино случай уникальный и интересный как факт. Режиссёр показывает нам правдивую историю борьбы, начавшуюся с желания залечить личную рану, а вылившуюся в противостояние системе. Три главных героя Александр, Франсуа и Эмманюэль (все имена реальные) уже во взрослом возрасте восстали против священника Прэйна, который подвергал их сексуальному насилию в детстве. Три истории, три судьбы, три семьи, три слоя французского общества. Максимально контрастные во всём: начиная от религиозных убеждений, заканчивая материальным достатком, семейным положением и характером. И аккуратность, точность и жизнеподобие - главная, пожалуй, заслуга фильма, если не считать социальной значимости высказывания. Герои, проходя путь личного принятия случившейся с ними трагедии, осознают, что ужасает не только масштаб действий одного священника, а порочность системы церкви, которая десятилетия знала правду, но покрывала преступника. И это очевидное послание высказано так тонко, что фильм не превращается в социальный манифест. Нет, это всё ещё трагедии отдельно взятых людей, которые позволяют ещё глубже понять весь ужас реального мира. И потому Озон здесь совсем не Озон. Подобными темами нельзя эпатировать публику, иначе эффект будет обратный. Либо всё превращается в сюр (как сделал уже упоминаемый Альмодовар в своём прекрасном «Дурном воспитании»), либо в безапелляционный и отталкивающий своими подробностями приговор (как стало с «Покидая Нэвэрлэнд»). «По воле божьей» - максимально тихое, аккуратное, уважительное и оттого ещё более сильное и поражающее кино. Борьба личная и общественная здесь переплетены так талантливо, изменения героев и их семей показаны так противоречиво и реально, что в какие-то моменты не верится в реальность этой истории. Кажется, что так «ладно» мог сложиться только вымысел. Но, к большому ужасу, правдиво в фильме почти всё. Даже письма героев различным церковным руководителям являются реальными текстами. Тема педофилии вообще (а особенно педофилии в церкви) из запретной и маргинальной стала важной, значимой и слышимой. И большое влияние, конечно, оказал кинематограф. Нельзя не отметить значимость недавнего «В центре внимания», также основанного на реальных событиях. И финальные титры фильма Озона (которые, кстати, изменились с премьеры на Берлинском фестивале), рассказывающие о результатах процесса, говорят, что эта борьба реальна. Что она идёт здесь и сейчас. Что всё это не вымысел, не фантазии и не метафора. Одна эта истории продлила срок давности по подобным преступлениям во Франции, но важнее, что многим она дала силы говорить о своих трагедиях и не бояться общественного осуждения и страха. Тот случай, когда история и мэсседж куда важнее кинематографических изысков. 8 из 10
Франсуа Озон снял что-то вроде игрового документального кино, где педантично всё разложил по полочкам Как становится понятно из финальных титров, такого подхода, вероятно, требовал момент. Собственно, контраст, сообщаемой нам белым по чёрному после того, как с экрана пропадает изображение героев, наконец собравшихся вместе отпраздновать казалось бы успех, и является самым драматичным моментом фильма. Не ради ли этого противопоставления мы два часа семнадцать минут наблюдем за вариациями по сути одного и того же конфликта у разных героев и за их действиями на пути к цели? Тем уверенней это можно утверждать, чем больше мы знаем о реальной подоплеке этого кино. Озон по сути документирует события, развязка которых ещё не очевидна, так как всё происходит прямо сейчас. Жаль, нас не уведомляют об этом в начале. Мэтр никуда не торопится. Зрителю уже начинает казаться, что весь фильм будет состоять из текстов электронных писем, зачитываемых на фоне повседневной жизни одного из героев. Обнародование этой переписки прерывается иногда на диалоги Александра с женой, детьми и представителями епископства. Но это оказывается лишь затянувшимся вступлением. Минут через 20 после начала фильма переписка исчезает, постепенно появляются ещё несколько персонажей – Франсуа, Жиль, Эммануэль, – а Александр и вовсе уходит на второй план. Именно Александр – успешный в карьере и воспитывающий своих пятерых детей католиками, – узнав из новостей, что когда-то совративший его отец Прейон снова окружён подростками по роду службы, пытается добиться от Лионского епископства отстранения священника от этой работы. Когда же, он наконец, понимает, что кардинал Барбарин, лично с ним знакомый и только что совершивший обряд конфирмации двух его сыновей, попросту его динамит, Александр отправляет материалы в полицию. Начавшееся расследование и вызванные им публикации в прессе будят вспоминания и желание что-то с этим сделать ещё у нескольких жертв. Они создают ассоциацию и теперь уже выдвигают требование призвать к ответственности и самого кардинала, который все эти годы (почти 30 лет) знал о происходившем, но не только ли ничего не предпринимал, а продолжал отправлять Прейона работать непосредственно с детьми. Мы по очереди знакомимся с основными героями и их семьями. Но показаны они довольно плоско. У каждого есть один понятный мотив, заявленный почти во всех случаях в момент появления персонажа на экране. Александр так вообще излагает свою мотивацию прямым текстом в первые же минуты фильма. Конфликты между тем, чтобы не ворошить неприятное прошлое, и вмешаться в ход истории разрешаются довольно просто – разговором каждого героя с женой/подругой/матерью, подкреплённом фотографией «Прейон и дети», опубликованной в газете. О накале внутренней борьбы мы можем только догадываться. Даже флэшбеки, где священник уводит мальчиков то в библиотеку, то в палатку, то в кусты, не добавляют выразительности. Они, по-моему, вообще ничего не добавляют, кроме хронометража. Для демонстрации разрушительной силы произошедшего с героями тридцать лет назад, одному из них приходится дважды пережить на экране эпилептический приступ. Вообще, в фильме многое происходит по два раза. Два разговора со следователем – почти с одинаковыми вопросами. Два эпизода с ноутбуками в постели, добавляющими решимости персонажам. Пожилые женщины два раза плача раскаиваются, что в своё время не сделали того, что теперь кажется должным… Вообще, фильм такой же скучный, как и жизнь в цивилизованном обществе. Всё решается долгими разговорами, выслушиваниями друг друга, бесконечными аргументами. Церковь никого не проклинает и не обвиняет в оскорблении чувств – просто максимально обтекаемо отвечает на все имейлы. Полиция ни с кем не в сговоре – просто рутинно делает свою работу, не желая излишнего вмешательства прессы. В личных отношениях предельный накал страстей выражается хлопаньем дверью. И только Эммануэль срывается на свою подругу, демонстрируя заявленную токсичность их отношений – это вроде как тоже следствие детской травмы. В большинстве случаев семьи – от пенсионеров-родителей до несовершеннолетних детей, включая подругу из токсичных отношений – всячески поддерживают своих сыновей/мужей/отцов. Для разнообразия (и правдоподобности?) есть пара родителей и один брат, не понимающие, зачем поднимать шум. Родители эти выглядят как типичные избиратели консерваторов. Помимо того, как строятся межличностные, семейные и публичные отношения в современной западной Европе, очень хорошо показано как рождаются, развиваются и переживают кризисы гражданские инициативы и объединения. Мы видим, что такая общественная деятельность значит для разных людей, как далеко они готовы в ней зайти, чего эта активность может стоить и что она для них может значить. Спектр – от пассивного присоединения и необходимого участия в свободное от работы время для решения конкретной задачи до вдохновения, желания ставить новые амбициозные цели и чуть ли не обретения нового смысла своей жизни. Это отражение вновь набирающих в Европе оборотов общественных движений, строящихся вокруг новых пониманий справедливости, а для кого-то и урок гражданского участия – наглядный пример того, какую роль оно играет в социальном развитии. Неслучайно, эпизоды из жизни созданной героями фильма ассоциации – самые яркие. Трогательно выглядит мадам в возрасте, которую никто не замечал пока она не вызвалась добровольцем отвечать на возрастающее количество телефонных звонков. Мы смеёмся над тем, как на собрании обсуждается идея запустить над стоящим на возвышенности Лионским собором самолёт, несущий транспарант с… огромным нарисованным членом. После оглашения целей и требований ассоциации хочется вместе с присутствующей на показанной пресс-конференции публикой аплодировать. Кстати, мой сосед в кинотеатре не смог сдержать этот порыв. Правда, он и в финале кричал браво! Вероятно, не таланту Озона или актёров, а тому, что они хотел сказать. Это послание довольно очевидно. На него положены и талант режиссёра и те самые 137 минут экранного времени. А для надёжности и прямые проговаривания некоторых вещей. Так из нескольких вопросов следователя становится предельно ясно, в чём же именно тут криминал, а оказавшаяся специалистом по работе с жертвами жена одного из героев доступно объясняет остальным, почему не надо бояться рассказать свою историю. Теперь Франсуа Озон и сам присоединился к героям своего фильма. Я бы хотел сказать, к их борьбе, но, чтобы воспринять происходящее таким образом, нужно многое додумать и допредставить. В итоге вместо ожидаемого от мастера высказывания мы получаем на пятёрку сделанный реферат. Понимая контекст, можно найти не одну вескую причину такому повороту. Я воспринимаю это кино как важное явление. Я за то, чтобы его показывали. Я призываю покупать на него билеты и таким образом занимать однозначно понимаемую и умножаемую на цифры сборов и количества зрителей. Но вот смотреть этот фильм в общем-то необязательно. Хотя и не противопоказано. Как минимум, Озон не мог сделать его плохо, а просвещение и вооружение аргументами никому не помешает.
На бледно-сером фоне моря лионских крыш неспешно разворачивается драма, о которой нельзя молчать. Но главная трагедия в том, что даже если кричать о ней - тебя могут не услышать. Вернее услышать, осознать и пропустить мимо ушей просто потому что так удобнее. Ведь презрение и негодование Озона направлено даже не против самого священника-педофила, который смиренно и безропотно признает свою болезнь, печально хлопая водянисто-голубыми глазками, а против самой системы, допустившей то, чтобы даже после многочисленных жалоб пострадавших детей и угроз их родителей, извращенец мог занимать тот же пост в церкви и так же судорожно ютиться около ангелоподобных мальчиков, пока еще толком не понимающих, что такое хорошо и плохо. Ужас охватывает зрителя в первые минуты фильма, когда Александр пишет письмо церковным властям, в подробностях описывая, что делал с ним священник. Дальше Озон даже умудряется усилить драму, нанизывая на пирамидку все новые кольца свидетельств пострадавших. Один герой органично передает эстафету другому и мы погружаемся в новую историю. Лента приобретает несколько документальный настрой, каждая исповедь заканчивается либо полным отрицанием происшедшего, либо очищающим катарсисом. Правда, когда одно и то же происходит с новым героем уже пятый раз, это несколько приедается, приобретая едва уловимый оттенок движения #metoo, хочется какого-то разнообразия жизненных обстоятельств и реакций, но фильм-то собственно, не для развлечения сделан, так что претензия довольно слабая. Озону все же удается не быть таким же убийственно патетичным, как моя рецензия и не шокировать зрителя напрямую визуализированными сценами, как например в 'Песне для изгоя', но при этом нужный накал соблюден. Беспрецедентному молчанию церкви и властей противопоставлена теплая атмосфера поддержки и понимания, которой одаривают героев (не все правда) родные и близкие и другие жертвы, вдохновленные собственной кампанией против католической церкви, потворствующей разврату. Но смогут ли они противостоять этой безжалостной машине, даже стократно приумножив голос Александра? Где проходит та тонкая грань между верой в бога и религией как таковой? Сколько еще детей вынуждены будут пройти сквозь этот ад под сенью обманчиво светло горящих свечей, пока кто-нибудь не остановит зло под маской добра?
Имеют ли срок давности преступления? А преступления, связанные с педофилией в церкви? Группа пострадавших, уже взрослых мужчин решают совершить попытку наказать виновных в их травмах. Жизнь каждого из этих мужчин сложилась по-разному. У кого-то успешно, кто-то одинок, а кто-то не хочет к этому возвращаться. В прошлом некоторые родители героев пытались обратить внимание на поведение священников, некоторые были уверены, что их ребенок все выдумал. И даже сейчас просят не ворошить прошлое. Мотивы у каждой из жертв отличаются. Часть хочет наказать непосредственно одного человека, другие и верхушку, которая знала и покрывала эти преступления. Но у большинства преступлений срок давности уже прошел. Обвиняемый – пожилой священник, он сознается во всем, но продолжает работать с детьми. Его просто переводят из одного прихода в другой. Удастся ли этой группе совершить практически чудо и заставить справедливость восторжествовать? Эти люди решились громогласно заявить о себе как о жертве. Они – храбрые. Так как их убеждения влияют на их работу, семью. Но католическую систему сломить и заставить признать свою ошибку не так просто. Этот фильм – не расследование. Больше о признании травмы и как доказать всему миру, что ты – действительно жертва и преступника нужно не просто перевести в другой город, а изолировать от работы, общества. Франсуа Озон взял за основу реальные события, герои его истории и он примерно ровесники. Режиссер поднимает вопрос веры, как верить после таких событий. Как отделить человека в церкви от самой церкви. Возможно ли продолжать водить детей в церковь спокойно? Также внимание концентрируется и на женской стороне. Страдали не только мальчики. Но все-таки эта история о конкретной группе лиц. Они теряются, совершают неправильные действия, не знают когда нужно остановиться. Как сильно кошмарное событие в прошлом повлияло на настоящее? Надеюсь таких реальных событий не будет. Прокат этого фильма пытались, не смотря на награды Берлинского фестиваля, запретить, но не получилось. Серьезный и интересный фильм. Но для меня в нем не хватило души.
В 2017 году католический священник Бернар Прейна из французского города Лион был обвинен в совращении несовершеннолетних мальчиков-прихожан. Его дело оказалось одним из звеньев в цепи грандиозного скандала, связанного с выявлением случаев сексуальных домогательств со стороны священнослужителей при полнейшем молчании официального Ватикана. Разоблачение педофила в сутане началось с заявления некогда пострадавшего от него Александра Герена, набожного и ныне успешного делового человека, примерного мужа и семьянина, внезапно узнавшего, что Прейна как ни в чем не бывало продолжает контактировать с детьми. Его отважная попытка прервать молчание была постепенно поддержана другими жертвами священника и в итоге растлитель был арестован, в данное время ожидая судебного вердикта. Поначалу Франсуа Озон хотел снять документальную ленту, тщательно изучив дело Прейна и пообщавшись с жертвами, но в итоге передумал и вернулся в привычную для себя плоскость игрового кино. Правда, узнать руку создателя «Крысятника», «Криминальных любовников» или «Франца» здесь практически невозможно – несмотря на то, что «По воле Божьей» в итоге был снят как художественный фильм, Озон сохранил в своей работе всю аскетичность документалистики, что стало одновременно и достоинством, и неким недостатком. Конечно, избыток эмоций в подобных вопросах может оказаться не самым уместным, и потому конспективно-суховатый подход к изучению проблемы не позволяет манипулировать зрителем и предлагает лишь беспристрастно изучить материалы дела. Хотя действие выстраивается несколько монотонно и лишь поочерёдно тасует многочисленные свидетельские показания повзрослевших жертв с официальными заявлениями, сопротивлением самой Церкви и бытовыми семейными зарисовками, история цепляет и захватывает внимание. Озону более чем успешно удается выдержать формат беспристрастного расследования, смело выявляющего самые нелицеприятные стороны людей, призванных следить за чистотой Тела и Духа и громко заявить всем пострадавшим от подобного унижения – не бойтесь рассказать о том, что случилось с вами и боритесь до конца. Да и об отсылках к другим похожим киноработам он не забывает, например, вывесив в одной из сцен постер «оскароносного» «В центре внимания». Однако некий элемент манипулятивности в этом все же есть, и адвокаты Бернара Прейна уже обвинили Озона в попытке воздействовать на исход судебного процесса. Режиссер явно не желает, чтобы педофил ушел от ответственности и приемами художественного фильма стремится осведомить как можно большую аудиторию о преступлениях опального священнослужителя. Тем самым мы имеем кино больше актуальное, важное и смелое, чем шибко выдающееся, хотя силой и изяществом оно тоже обладает: режиссура Озона, выбравшего верный проект для реабилитации после насквозь неудачного «Двуличного любовника», добротна и аккуратна, а музыка братьев Гальпериных, чей саундтрек к «Нелюбви» так впечатлил постановщика, вообще отдельная удача фильма. Вот только сама тема располагала к многослойности и большей глубине сценария, когда на фоне движения MeToo и заявлений каждой второй актрисы о домогательствах у Озона была уникальная возможность не только публично повлиять на приговор Прейна, но и лучше рассмотреть в качестве жертвы Мужчину, чья душевная организация может быть не менее хрупкой, чем женская. И потому самым сильным моментом этой неплохой, но все же несколько односторонней картины является финал, в котором Александру Герену сыновья задают один простой вопрос, а его молчаливый и очень красноречивый взгляд в качестве ответа действительно многих заставит задуматься.