После того, как Иране случилась революция, изменившая все устои общественного порядка, государство стало пристально следить за всеми аспектами культуры, которая по праву считалась одним из мощнейших идеологических столпов, на которых выстраивается покорность населения власти. И если раньше в Иране снимали довольно забавные комедии, приключенческие фильмы и триллеры, то после случившейся революции большинство популярных во всем мире жанров стали невостребованными в стране, которая возвела мусульманскую религию в статус непререкаемой истины, которая всегда и во всем должна быть главенствующей. Конечно нельзя не признавать, что вокруг религиозных веяний зачастую возникают всевозможные спекуляции, позволяющие власть имущим держать народ, что называется, в узде, и тем не менее никто из иранских граждан не спешит менять сложившуюся ситуацию, так как в некоторых случаях с государством все-таки можно договориться, а значит дела обстоят пускай тяжело, однако не до конца критично. Именно так однажды посчитал и довольно талантливый режиссер Курош Ахари, который начал свою карьеру с постановки многочисленных короткометражных фильмов, некоторые из которых произвели особенное впечатление на критиков не только из Ирана, но также из других стран, что позволило постановщику добиться внимания весьма влиятельных продюсеров. Заинтересовав своими идеями людей, способных добиться необходимого финансирования и показать его работу самому широкому кругу зрителей, Ахари в конце концов поставил свой первый полнометражный фильм, именуемый 'Ночью', и это стало весьма заметным событием в мировом кинематографе. Итак, сюжет фильма знакомит нас со счастливой супружеской парой в лице Бабака Надери (Шахаб Хоссейни) и Неды (Нюша Нюр), которые вместе со своим совсем еще маленьким ребенком отправились в гости к хорошим друзьям. Вечер прошел в наилучшем виде, товарищи отлично провели время за разговорами и ужином, однако наконец-то пришло время прощаться, так как всем необходимо отдохнуть перед завтрашним днем, а уж ребенку необходим покой больше всего. Не решившись остаться до утра в гостях и тем самым вызвать чувство дискомфорта у друзей, Бабак и Неда решают подыскать подходящее для ночлега место в ближайшем отеле. Затея имела под собой все логические обоснования, ведь в этом нет совершенно ничего странного, и тем не менее совсем скоро герои поймут, что лучше было бы остаться там, где они были целый вечер, или на крайний случай вызвать машину такси, сколь дорого бы это не было. Зловещие странности начинают происходить буквально сразу же после того, как Бабак с Недой и ребёнком переступили порог отеля и повстречали довольно специфического администратора (Джордж Магуайр), отпускающего неоднозначные фразы и бросающего на гостей подозрительные взгляды. Но как только герои оказываются в своем номере, отель решает буквально сводить их с ума. Зловещие звуки, странные силуэты и прочие пугающие вещи становятся для супружеской пары серьезным испытанием, и теперь им надо понять, что же здесь на самом деле происходит. Возможно, им приходится иметь дело с призраками, но не исключено также и то, что кто-то целенаправленно сводит их с ума. Ответы же на эти вопросы стоит искать далее в истории. При том, что Курош Ахари сумел убедить американских продюсеров выделить на съемки необходимые средства, по большей части можно считать то, что 'Ночь' представляет собой именно иранским фильмом, в котором прослеживаются местные культурологические нормы, а также проблески мифологии, которые не самым лучшим образом знакомы западному зрителю. Вместе с тем режиссер отчетливо понимал, что его фильм должен заинтересовать как можно более широкую аудиторию, а потому помимо родных иранских мотивов он во всю заимствовал устрашающие идеи своих заграничных коллег. Многие профессиональные критики неспроста отметили, что 'Ночь' во многом является художественным реверансом в сторону культового 'Сияния' Стенли Кубрика, где место действия можно было по праву назвать одним из полноценных героев фильма, а если говорить точнее, то злодеем. Также, как и у Кубрика, у Ахари окружающая героев локация имеет прямое влияние на психику персонажей, постепенно сводя их с ума. Конечно, то же 'Сияние' обладало куда большим размахом и с визуальной точки зрения оно было действительно невероятным, однако 'Ночь' добирает свое грамотной работой с саспенсом и умением режиссера до самого конца выдерживать интригу, которая запросто удерживает зрителей возле экрана. Так что во время просмотра не стоит лишний раз отвлекаться, дабы сполна погрузиться в мрачную атмосферу проклятого отеля и пребывать в этой кошмарной обстановке на пару с заплутавшими в лабиринте из тревог и страхов героями до самого конца. Выстраивая свою историю последовательно и неспешно, Курош Ахари позволяет нам как следует познакомиться с главными действующими лицами, понять их характеры и прослеживать дальнейшую трансформацию персонажей, которая конечно же должна была случиться под воздействием зловещих сил. И здесь режиссеру очень помогли исполнители заглавных ролей, а именно Шахаб Хоссейни и Нюша Нур, которые несмотря на весь контроль родного государства за развитием кинематографа, смогли в полной мере реализовать свой драматический потенциал и стали знаменитостями мирового масштаба. Конечно, не стоит искать х имена в титрах громких голливудских блокбастеров, и тем не менее они произвели серьезное впечатление на публику своими многочисленными серьезными ролями в громких фестивальных фильмах, тем самым набрав нешуточный творческий вес. И очень хорошо, что Хоссейни и Нур решили поддержать своего соотечественника в затее поставить редкий, но меткий иранский хоррор, который запросто заинтересует ценителей жанра по всему миру. В итоге хочу сказать, что 'Ночь' по праву стала событием не только в своем жанре, но и кинематографе в целом. Данный фильм стал первым за долгие годы юридически американским проектом, который оказался в прокате Ирана, с чем съемочную группу хоррора можно искренне поздравить. История оказалась захватывающей, атмосферной и по настоящему зловещей. А это значит, что вне зависимости он возможных предубеждений из-за страны производства, ее все-таки стоит посмотреть. 7 из 10
Сказ о женатой парочке с младенцем, которые засиделись до глубокой ночи у друзей, а затем отправились на машине домой. Но муженек оказался слегка в подпитии, и потому супруги решили заночевать в первом попавшемся отеле. В гостинице их встречает мутного вида портье, а в номере они начинают слышать странные звуки, голоса и видеть необъяснимые галлюцинации... Иранский камерный хоррор, сталкивающий семью с необъяснимым злом, попутно затрагивая тему кризиса брака. Назвать фильм малобюджеткой не поворачивается язык, в силу того, что ему удается заполнять экран накаленной атмосферой, нарастающим напряжением, мистическими метаморфозами и ощущением безысходности не хуже крупных кинолент. Картина неторопливо набирает обороты, постепенно добавляя все новых и новых деталей в происходящее, которые обретают смысл и превращаются в нечто завершенное только в самом финале, когда ударяет, словно стальным молотом в колокол, неожиданная развязка. Фильм не вызывает испуга, как в лентах со скримерами, но нагоняет жути, заставляя чувствовать себя неуютно, окутывая мистическим коконом. А темная съемка, игра со светом (особливо с красным оттенком) и тонкая работа со звуковыми эффектами добавляют внутренней тревоги и отчаяния. Мораль: главное в наше прогрессивное время при выборе отеля, не перепутать его с проституточной. В итоге достойный дебют в жанре психологического ужаса - стильный, темный, мрачный и неуютный. 7 из 10
Испытывая тяготы и лишения супружеской жизни Бак и его жена едут домой с вечеринки. Под конец мероприятия гости из Пакистана напились водки решили выяснить отношения уже за рулём автомобиля, по дороге домой, с грудным ребенком в придачу. Мудро. Но как это часто бывает, в лунную ночь может произойти все что угодно, нет машина не ломается, просто градус агрессии растет, а тут как раз подвернулся близлежащий мотель. Как приятно для окружающей темноты встретить троих заблудших постояльцев. Сразу скажу, я не расист, но увидев характерные фамилии в списке долго откладывал просмотр. Но любопытство взяло свое. И знайте, шикарно. Это отель 'Нормандия', он знаете, как сон, вроде и реален а через секунду уже как сонный паралич сковывает, пугает и тянет. Простенькая мораль о честности и благих намерениях что хоронят под бытовой ложью, все это отлично разыграно в антураже мистических темных коридоров и шорохов, а ещё психоза и тотального саспенса. И это не просто бу-эффекты, а натуральное безумие потихоньку лезет из кадра. Через рецепшн со странным портье, и каноничным бездомным, со странным стуком в дверь героев подталкивают к мысли, что они не случайно оказались в этом месте, и может быть останутся здесь дольше чем предполагалось. Ужас достигается именно игрой и нагнетанием безысходности с неизвестностью, и в совокупности рождается нечто такое, что сводит с ума и откровенно глумится из темноты. Так что посмотрев этот Хоррор-нуар а стиле ночного кошмара я убедился что в полку жанровых фильмов о гостиницах и схожих апартаментах теперь будет ещё один достойный последователь, и что характерно, американские типажи оказались совершенно не нужны.
The Night от Куроша Ахари — это пример художественного фильма, снятого практически за гроши, не имеющего никаких спецэффектов (ну кроме лужи кепчука на полу и красных пятен на одежде), но старающегося создать нужную атмосферу, для того что быть похожим на фильм ужасов. А вот сравнение 'Ночи' с 'Сиянием' - это скорее солидный аванс, нежели чем реальное положение дел. Все же соотносить столь известную классику и данный проект не стоит. Из сходства между ними - только место, где развиваются события. Семья с маленьким ребенком в большой гостинице, где, кажется, нет ни души кроме них самих. Пугающие звуки сверху, стук в дверь, странный мальчик, зовущий маму и неясность в плане того, что реально, а что является то ли наваждением, то ли просто сном. Оперируя этими немногочисленными приемами Ахари старается выжать максимум, предпочитая не типичные скриммеры для достижения необходимого эффекта, а практически отсутствие таковых. Когда кто-то из персонажей слышит неясный звук и оборачивается, зритель уже готов к тому, что там, за спиной или сбоку будет страшная гнусная рожа (ну, как приучили нас современные фильмы ужасов), однако Курош Арари поступает совершенно иначе. Звук и поворот головы на этот звук в фильме «Ночь» еще ни о чем не говорит, ибо сочетание этих двух действий приводит к тому, что герои по-прежнему остаются один на один со своими страхами. За счет нагнетания психологической обстановки, камерные события постепенно приобретают пугающие очертания, ведь с каждым новым шорохом, с каждым выходом в гостиничный коридор напряжение увеличивается. Тем не менее Арари играет исключительно на опасениях и ожиданиях, что в определенной степени повышает градус напряжения. К тому же совсем не требующие солидных денежных или компьютерографичных затрат эпизоды, как например сцена с полицейским, играют на эффекте неожиданности, оказываясь ничуть не менее жуткими, чем приевшееся «БУ!» из-за угла. История до определенного момента не дает возможности зрителю уловить истины — почему герои, так сильно скандалившие в самом начале фильма, оказались в этой гостинице. Со временем все становится на свои места и это заведение перестает быть похоже на пристанище для утомившихся долгой поездкой путников. Гостиница «Нормандия» становится похожа на некое подобие исповедальни, что в общем-то оказывается оправданным, особенно с учетом религии главных героев (думаю в принадлежности персонажей к определенному религиозному направлению вы сомневаться не будете). И тем фундаментальнее оказывается финальная часть картины, когда герой Шахаба Хоссейни пытается найти выход, перед этим решив сохранить свою тайну. Поиск нового пути к спасению выводит его в расставленный капкан, в который он мог и не угодить, если бы был более искренним… «Ночь» можно охарактеризовать скорее не как фильм ужасов, а как психологический триллер, в котором многое зависит от режиссерской подачи. Эта картина скупа на события, но играет на психологию, предлагая напряженное действо в условиях, которые к этому в общем-то не располагали. Как представитель камерного кино «Ночь» получился неплохим. Но минусы у него все же есть: тут и откровенно слабая завязка, приведшая героев в «Нормандию», и некоторые повторяющиеся жуткие скриммеры, и мутноватая финалочка, приведшая одного из героев в больничные палаты. Но для того чтобы разок посмотреть и может быть даже получить удовольствие, думаю, что «Ночь» сгодится. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 5 из 10