Его Высокопреосвященство Нам обещал на небе райское блаженство, Покуда жизнью живём земной, Пусть похлопочет, пусть похлопочет, Пусть похлопочет он за нас пред сатаной. Агент 007 - это далеко не прерогатива государства. Ватикан тоже имеет своих штатных 'гвардейцев'. И если Папа прикажет или Кардинал моргнёт - в путь, в дорогу, с секретным предписанием, с миссией выяснения, расследования... Ничего не поделаешь - служба. Нынешнее кино, о ней. О ней самой. О службе. Александр Дюма? Кардинал Ришелье? Граф Рошфор? Герцог Бэкингем? Сорви-голова, тот самый гасконец, что в «Трёх мушкетёрах» столько шума поднял? Они? Сегодня? Здесь? Нет-нет-нет… Но, их достойные потомки. Тоже, знаете ли, не простачки. И упражняются в интригах, заговорах, адюльтерах, дуэлях… Почему не глянуть на такое? Церковь, ввиду её широты, понятное дело, имеет в своём лоне не только монахов, ежедневно оправляющих религиозные культы и тем самым поддерживая в пастве устоявшийся порядок циркуляции 'энергии'. Бухгалтерию вести надо? Приход-расход учётом средств? Естественно. А хозяйственные нужды разве можно бросить? Без них никуда. А 'кормиться-поиться' каждый день? А... Стоп-стоп-стоп. Любая организация требует массу 'рук и ног' на все случаи жизни. Церковь - не исключение. Одним словом, тут, всё как у людей. Наряд только чудаковат - рясы, балахоны одеянием, да Бог на устах в деле с постоянной присказкой. Послушание? Послушания? Именно. Они самые. Они разные, стало быть? Кто в чём силён, кто, в чём умён... Сгодится, коль есть нужда... Отец Кварт - оперативник разведки Ватикана. Щекотливые дела - по его части. Он сухощав, суптилен, приятен внешне, не глуп, физически развит. 'Армеец' в прошлом? Точно! Как пить дать... Ему всё по плечу. Даже чемоданчик с холодным оружием – пара пистолетов с запасными обоймами при нём. Вот Библии, книги книг, почему-то не носит. Странно. Впрочем, утреннюю, а равно и вечернюю молитву, молитву перед вкушением пищи, тоже не практикует. Освобождён от «повинности»? Вероятно… Одни лишь мы служители порядка, Но кто без нас укажет верный путь? Чтоб было шито-крыто, чисто, гладко, Спеши, кого схватить, кого проткнуть. Ничто не меняется в веках. Ещё 'вчера' - Шон Коннери, он же Вильям Баскервильский, францисканский монах распутывал серию трагических смертей, а было это аж в 1327 году - фильм 'Имя розы'(1986). И вот семь веков спустя мы вновь ходим по тем же самым стёжкам-дорожкам. Наши дни, Севилья, старинная церковь на реставрации, череда смертей резонансом и 'гонец' Рима спешит сюда. Что за дьявольщина, однако, тут? Кому не терпится бросить тень 'на доброе имя'? Новый век - иные технологии. Хакерская атака на сервер главы Всего Человечества Планеты. Личное письмо-послание 'Самому' в обход чиновничий канцелярии. Так мол и так... Обратите внимание... Примите меры... Помогите чем можете... Детективный триллер 'Человек из Рима' конечно же уступает по нынешним меркам своим более могучим собратьям и эпическими сценами, и погонями, и мордобоем и прочими-прочими-прочими атрибутами 'стрелялок-мочилок' криминальных боевиков. Нет, всё 'это' тут тоже имеется. Но, такое впечатление, что навеяно женщиной - сглажено, смягчено. Приземлённость без мужланского ухарства фактической констатацией. Лиричность, порой переходящая в мелодраматичность. Зритель, ожидающий шквала - разочаруется. Дамская аудитория, по большинству своему, порадуется. Вот так, на всех угодить сложно. Мораль. Так чем же занята Церковь в ХХI веке? Богом? Душой? Отнюдь. Корысть изглодала Старуху! Изъела её. Продолжает пожирать. Может быть пора успокоиться? И упокоиться. С миром… Его Высокопреосвященство Нам обещал на небе райское блаженство, Покуда жизнью живём земной, Пусть похлопочет, пусть похлопочет, Пусть похлопочет он за нас пред сатаной. 6 из 10
Я снова смотрю кино, о котором не могу молчать. В этот раз это был 'Человек из Рима'. Любите фильмы-загадки, криминальные фильмы и напряженные моменты? Этому фильму есть чем вас заинтересовать. Являясь адаптацией романа Артуро Переса-Реверте продолжает жить своей жизнью. Испанский детективный не детектив окунает нас в хитросплетения интриг, а также в жизнь и тайны Ватикана. Старые сплетни, древние истории, огромные состояния, тянущие свой след еще со времен Второй мировой войны... Что ещё вскроется, когда падре Куарт будет направлен Ватиканом для расследования таинственных смертей в церкви Пресвятой Богородицы, слезами орошенной. Севилья... Красивые улочки, красивые люди. Все это можно успеть рассмотреть, потому что вместо классического расследования мы видим разговоры, встречи, наставления. Да, фильм будет давать нам подсказки, да, там сложно ошибиться, но если смотреть только от лица падре, то это ещё нужно понять. В это же время запреты церкви и действия собраний кардиналов, раскрытие старых тайн. А также слежки, погони и даже немного любви. Самое главное — никакой мистики здесь не было и не будет, что важно. А вот дух приключенческого романа, детективной истории и церкви — вполне. 9 из 10
На Ватикан надвигается буря. Пока только информационная – таинственный хакер сумел пробиться сквозь сетевые заслоны и дойти до электронной почты Папы Римского – но грядёт шторм и посерьёзнее, грозя переменами в высших эшелонах католической власти. Неизвестный взломщик обратил внимание понтифика и кардиналов на череду трагических смертей в древней севильской церкви, на землю которой облизываются нечистые на руку банкиры и стоящие за ними группировки. Пришлось главному резиденту храма Святого Петра снарядить в Испанию мастера по разруливанию щекотливых ситуаций и стрельбе с обеих рук – падре Лоренцо Куарта. Этому священнику одинаково подошли бы смокинг Джеймса Бонда или кожанка Джейсона Борна, но и белоснежный воротничок под строгим костюмом смотрится не хуже – актёр Ричард Армитедж на профессиональном веку успел перевоплотиться в Красного Дракона в сериале «Ганнибал», а тут какие-то заговорщики, дело ерундовое. Стараниями колумбийского режиссёра Серхио Доу сюжет романа Артуро Переса-Реверте оскудел в нравственно-духовных размышлениях, зато прибавил в динамике и остроте. Книга «Кожа для барабана, или Севильское причастие» заставляла усомниться в чистоте помыслов папских сановников, и никакое предупреждение «все события и персонажи вымышлены» не избавляло от мысли, что у произведения документальная подоснова – таки не стерлась из памяти серия скандалов о вскрывшихся сексуальных домогательствах среди господ в рясах. Фильм затрагивает эту скользкую теме по касательной, поскольку по жанру это скорее детективный боевик со щепоткой политического триллера. Главному герою не приходится терзаться муками совести, разрываться между долгом и честью: враги с первого же появления на экране не оставляют никаких сомнений в подлости натур, и различия среди противников падре в методах достижения цели. Человеку из Рима приходится бросаться на защиту реликвии, коей и является церковь в столице Андалусии. Угроза неминуемого сноса отнюдь не мешает местному священнику проводить мессы, а ещё и рвать в клочки верительные грамоты Куарта, приправляя действия укоризной пожившего человека. Конфликтная ситуация вокруг храма напоминает десятки резонансных дел, в том числе и в России, когда памятники архитектуры или леса, как в Москве, превращались в предметы торга для облечённых властью чиновников. Даже реплики продажная элита из фильма употребляет похожие, но колорита добавляет статус фигур на незримой шахматной доске. Когда архиепископ действует заодно с бандитами, а городская достопримечательность остаётся на попечении наследницы аристократического рода и потомка основателя церкви – действие неминуемо запахнет порохом. Стрелять Куарту приходится, как и отбиваться кулаками, но сила слова католического агента 007 превосходит точность оружия. Ричард Армитедж сыграл человека со смутным прошлым, зато с кристально чёткими суждениями о природе добра и зла, с ясным пониманием, докуда простирается воля Божья, если преступникам хватает наглости покушаться на чистых душой последователей Евангелия. Ожесточённые споры Куарта с престарелым настоятелем севильского храма отдают скорее конфликтом отцов и детей, чем двух ревнителей веры. Неслучайно мудрый монсеньор из Ватикана, сыгранный Полом Фрименом, говорит об исходном духовном родстве старого и молодого священника. Методы у разных поколений разные, но никто и не говорил, что у дороги к просветлению нет ответвлений. По части действия фильм заслуживает лестных оценок. Сценами с драками режиссёр не перебарщивает, всё-таки до правды докапывается падре, а не солдат удачи. Кроме того, мужское обаяние Куарта используется как часть превосходства Ватикана над испанской глубинкой. Доу сводит Армитеджа с обольстительной Амайей Саламанкой, чаще снимающейся в сериалах, и благодаря природному благородству испанской актрисы не остаётся сомнений: «Человек из Рима» – вовсе не пародия не бондиану в исторических декорациях. Колумбийский постановщик старался следовать первоисточнику, пытался не растерять мораль Переса-Реверте, что католические атрибуты – ещё не означают принадлежность к вере как к таковой. Так же и наличие банковского счёта, а в придачу к нему порочащих связей отнюдь не приговаривает женщину к осуждению. Фильм чётко разграничивает, где заканчивается личное, и где начинается справедливое. Трогательная легенда о возникновении храма, которую рассказывает героиня Саламанки, объясняет, почему ради этой церкви люди готовы пойти на смертельный риск, но не отдать ни пяди земли. Тень великих предков не поглощает – накрывает последователей, и если ради этого величия придётся стрелять, то значит, на то Господня воля. «Человеку из Рима» даже идёт нарочитая поспешность повествования. Доу задействовал изрядное количество персонажей, разбросал множество загадок, но повисших в воздухе вопросов не оставил. На каждый поступок, на каждый шаг в ленте находится ответ. Молчит режиссёр только об одном: насколько непогрешим сам Папа. Колумбиец будто побоялся увеличить количество сцен с понтификом – и жаль, ведь в этой роли отметился сам Франко Неро, 80-летний мастодонт итальянского кинематографа, он же ковбой Джанго в молодости. Густая аура главы католической церкви обволакивает Куарта, так что симпатии к центральному персонажу – это симпатии и доверие к словам Папы Римского. В фильме показывается, что у поговорки «короля делает свита» есть одно весомое исключение, и касается оно того, кто в Средние века позиционировался как главный человек в Европе. Теперь мы живём в другое время, но олицетворение веры – по-прежнему оплот, один из последних в эпоху болезненных преобразований. Без доверия не остаётся и морали, и в таком случае банкиры однажды победят.