Хочу ребёнка: отзывы и рeцензии

Nriel
Nriel30 января 2021 в 19:33
Все наоборот

Это уже четвертый фильм онлайн-фестиваля My French Film Festival, что я посмотрела, и, на мой взгляд, наиболее многослойный и умный из всех четырех. Под видом комедии «Хочу ребенка» весьма нетривиально показывает людей под иным углом зрения и в иной ситуации, нежели было бы привычно. Сюжет здесь прост, но важен не он, а заложенная идея, а также форма ее воплощения. По первым кадрам может показаться, что перед нами абсурдная комедия положений об отношениях мужчины и женщины, с небольшим перекосом в тему роли женщины в современном мире. Но это не совсем так. Юмор – лишь средство донесения идеи, которая состоит в перемене гендерных ролей, на которой построен этот фильм. В «Хочу ребенка» роль женщины в явном виде на себя берет мужчина – Фредерик, тогда как его жена Клер, напротив, исполняет типичную мужскую роль добытчика, мало заинтересованного в развитии семейной жизни. Если общая манера поведения каждого из этой странной пары лишь косвенно подтверждает такую теорию, то диалог Фредерика и жены посла в одной из сцен доказывает ее целиком и полностью. Действительно, фраза, что «рядом с великой женщиной стоит великий мужчина» есть очевидное перефразирование аналогичного высказывания, и Фред ставит себя на один уровень с женой посла, а не с послом. Даже заявленный в анонсе конфликт необычен: именно мужчина хочет ребенка, хотя чаще это типично для женщин, как типичны для них и ухищрения по заведению этого самого ребенка без желания второй половинки. Дальнейшие действия Фредерика превращают его в типичную «мамочку»: у него самого появляется живот, именно у него, а не у жены, случаются истерики, и именно он берет на себя все приготовления к рождению ребенка. Тогда как Клер спокойна и безразлична к происходящему, не слишком довольна, но сосредоточена на своей работе. Вместе с тем, проворачиваемый фокус с нежеланной беременностью женщины, достигнутой обманом, делает невозможным обойти стороной тему роли женщины в той или иной степени, ведь в рассматриваемом случае муж использует тело жены, принимает собственное решение насчет нее, и это сомнительно с моральной точки зрения, каким бы милым это не казалось. С самых первых кадров бросается в глаза, насколько Клер уведена на второй план. Во второй части фильма она заявляет, что чувствует себя неодушевленным предметом, и это очень конкретно визуализировано во всем фильме. Беременность, парадоксально, но приводит к ее эмансипации в некоторой степени. Вопрос не в скандалах с мужем, которых нет, а в другом. Вдруг, Клер приходит к тому, что она принимает решение. Она, а не муж, до того планировавший и обеспечивающий всю ее жизнь. Эти слова – «я принимаю решение» – критически важны. Фокус с животом во второй половине фильма был поначалу не вполне понятен, а ведь он относится именно к этой фразе. Это преувеличенная демонстрация принятого ею решения. Решения, когда рожать. Так, она, до того неспособная даже еды купить, берет верх над самой природой, когда осознает себя как личность. Интересно, что, хотя главная героиня и музыкант, роль музыки в ее жизни весьма невелика. Клер не горит страстью к нотам и звукам. Она рассматривает музыку как работу, при этом не слишком любимую. Точнее, она не осознает своей нелюбви к ней, она безразлична. Удивительно, что музыкант, артист, коим она является, фактически не живет: не ест, что нравится, не пьет, не развлекается. Жизнь воспринимается как жертва, и музыка – как крест. Это необычный подход. Обычно, успешные и талантливые артисты в кино изображены как страстно увлеченные своим творчеством, здесь же безразличие, смирение, но не более того. С тем же успехом можно было выбрать Клер любую профессию, но…нет. Кажется условно нормальным, когда рядом с успешным артистом любого пола его вторая половинка, отказавшаяся от собственной карьеры, тогда как в случае с успехом, скажем, банкира, подобное самопожертвование мужа или жены было бы странным. Думаю, что профессия пианистки была выбрана для Клер только ради этого: чтобы их союз с Фредом не казался слишком эксцентричным. Но меня несколько разочаровал финал. Хотя беременность подошла к своему логичному концу, совершенно не ясно, что это финал истории. Что изменилось ментально для Клер и для Фреда? В чем они изменились? Они очевидно изменились, но конкретно финал и последние кадры об этом не говорят. Хочется для обоих какого-то в явной степени выраженного вывода, но этого нет. Точка поставлена, но будто не в том месте. Фильм действительно хорош и весьма необычен. Наверное, зря я назвала Клер главной героиней, ведь главный герой здесь один, и именно на его перфоманс предстоит смотреть зрителю все полтора часа. Но замечательно, что фильм не стал просто комедией ради комедии, что он пытается что-то сказать, что-то показать: например, женщинам, как их поведение выглядит со стороны, и мужчинам тоже. Главная же мысль в той или иной степени – цените друг друга и цените себя. Пожалуй, это то, чего не хватало обоим героям и что они так или иначе, но осознали.