«Shirley» – это «Дневник его жены» наоборот. Когда в писательский дом прибывает на проживание муза не для НЕГО, а для НЕЕ. Благодаря тонкому налету мистики, атмосфера в фильме создана потрясающе. Зритель постоянно поддерживается в состоянии напряжения – эдакого саспенса, что в любую минуту на экране может произойти нечто такое, что заставит удивиться или содрогнуться. Это незабываемое ощущение, когда предчувствие интриги намного приятнее, чем сама интрига. Как рассыпанные бусинки, в «Ширли» тут и там разбросаны многочисленные намеки и ниточки, за которых зрителю предлагается ухватиться. Но несмотря на то, что мы так и не увидим в фильме ничего из ряда вон выходящего и душераздирающего кроме обычных «кухонных» подробностей и дрязг семейной и университетской жизни, мы не пожалеем, что потратили на «Ширли» полтора часа экранного времени. В этом плане «Ширли» чем-то похожа на еще одну недавно вышедшую картину - «Гнездо». И тут, и там действие разворачивается в большом, мрачноватом, полном тайн доме, куда почти не проникает солнечный свет. И тут и там новые жильцы чувствуют себя в этом доме чужими и не совсем к месту. Вот скрипнет и приоткроется дверь, вот мы попадем в одну из комнат, вот-вот вздрогнем, и вот-вот выстрелит ружье, висящее на стене. Но оно не выстреливает. Точнее, выстреливает фигурально, совсем не так, как мы себе обычно себе это представляем. Возможно, кто-то почувствует эффект обманутого ожидания, как ребенок, которому обещали показать птичку, но так и не показали. Поэтому «Ширли» - это кино не для всех. Любителям попкорновых зрелищ в данном случае стоит пройти мимо. «Ширли» раскрывает тему писательства и показывает зрителю, что представляют из себя писатели и что кроется за обложками их книг. Нам уже не раз было продемонстрировано, что писатели (фильм «Жена» с Гленн Клоуз, пьеса «Mouthpiece» шотландского автора Кирана Хёрли, поставленная в моем родном Брисбане в прошлом году) – натуры крайне сложные, сильные, эксцентричные, провокационные и порой мрачные, депрессивные, и жить с ними бок о бок совсем непросто. В муках творчества и погоне за ускользающим от них вдохновением они способны натворить немало дел, поставить все с ног на голову и превратить жизнь окружающих их людей в сущий ад или по меньшей мере изрядно попортить им нервы. Но это не все. Кроме того, писатели – люди опасные, и соревноваться с ними кто кого совсем не стоит. Они – еще те манипуляторы, у которых отлично получается попользовать свою жертву и без угрызений совести выкинуть ее потом из своей жизни за ненадобностью, поскольку они вовсе не считают себя обязанными быть в ответе за тех, кого они приручили. Так происходит и с молодой семьей Немзеров, поселившейся под одной крышей с университетским профессором Стэнли Хайманом и его странной, пользующейся дурной славой женой Ширли Джексон, которую многие считают ведьмой, поскольку она пишет шокирующие рассказы стиле хоррор, не всем приходящиеся по вкусу. Но вот Ширли замахнулась на роман. Вроде бы все в ее распоряжении – документальные материалы и, в особенности, время. Она совсем не занимается хозяйством, у нее нет детей, и она не работает. Но ей упорно чего-то не хватает. А именно свежей, молодой крови, сильных эмоций, острых ощущений и новых лиц, которые она могла бы визуализировать в своем воображении. Так что Роузи ей сам бог послал. Изначально испытывая к Ширли неприятие, Роузи незаметно превращается в ее инструмент, которым Ширли вертит как хочет. Молодая женщина оказывается вовлеченной в странное действо и какой-то параллельный, призрачный мир, которым виртуозно заправляет кукловод Ширли, эдакий Карабас-Барабас в обличии писательницы. До такой степени, что Роузи уже не понимает, кто она на самом деле – Роузи Немзер или Пола, героиня романа Ширли. Если вспомнить Есенина: «Дар поэта – ласкать и карябать, роковая на нем печать. Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать». Карябать у Ширли получается заправски хорошо, как и создавать черных жаб волей своей фантазии, а чертям, живущим в ее душе, отведено там особое, привилегированное, место. Лично я совсем не ожидала такой сильной работы от исполнительницы главной роли Элизабет Мосс, которую я ранее видела всего раз - в обличии чокнутой журналистки в шведском фильме «Квадрат». Видимо, Мосс я совсем не дооценила. Почем зря. Ведь еще в том же «Квадрате» ей удалось создать на экране образ странной, взбалмошной натуры, в которой есть какая-то чертовщинка. Не являясь классической красавицей, Мосс обладает тем типом лица, которое насыщено прямыми чертами и какой-то необъяснимой, властной способностью завораживать, как гипнотизер, приказывающий следить взглядом за маятником. Не подайся Мосс в актрисы, я уверена, что она стала бы очень хорошим гипнотизером. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло вероисповедание актрисы. Она, как и ее семья, является приверженницей столь популярной в Америке сайентологии. Мосс не перестает удивлять. Ее фильмография включает в себя даже роль Маши в чеховской «Чайке». Чем удивит нас эта обладательница многочисленных кинопремий в следующий раз? 9 из 10
Мое разочарование в этом фильме было таким сильным, что сразу после просмотра я поставила ему четверку, но переспав с этой мыслью решила, что можно поставить и 5, так как кое-что хорошее помимо игры главной героини в этом творении все-таки есть. Заманил меня довольно интригующий трейлер и пометка с жанром триллер/детектив. Оказалось, что ни того, ни другого здесь нет даже в зачатке. Каким-то мутным сюжетным пятном проскакивает история о пропавшей девушке, но она растворяется и вязнет в болоте основной истории, которая в целом умещается в одном предложении: женщина с клинической депрессией, агарофобией и алкоголизмом пытается написать книгу, изводя всех вокруг своими капризами и отвратительным характером. Большая часть фильма - это изображение тухлых будней очень больной женщины, на которую больно и крайне неприятно смотреть. Все ее реплики - это либо грубые оскорбления, либо ядовитый сарказм, она пьет до беспамятства, курит как дышит, забывает помыться, носит какие-то замызганные тряпки и постоянно что-то строчит то в блокноте, то на машинке, но результатами явно не довольна и очень зависит от мнения мужа о ее работе. Муж большой любви к ней не питает, талант видит, но умеет только критиковать. Самое большое проявление его нежности к жене - это подкуривание сигареты. Вокруг нее как будто что-то происходит, в доме поселяется молодая пара, но это лишь фон для формирования бреда главной героини. Тут в отзывах отметили игру Одессы Янг. Я вообще не поняла, что она играла. 99% времени она ходила с открытым ртом, будто у нее гайморит. Неужели так было задумано? А если нет, то почему никто ей не сказал о том, как глупо это выглядит? С чем она неплохо справилась, так это с обнаженными сценами. Но они все разыгрывались в такой унылой и отталкивающей атмосфере, что о них даже не особо хочется вспоминать. Я честно досмотрела фильм до конца, ожидая, что хотя бы финал поменяет интонацию и темп, что будет какой-то накал и разрядка, но он закончился так же плавно, как и начался, оставив меня с ощущением, что можно было бы гораздо интереснее провести эти полтора часа. Что же все-таки хорошего? Игра Элизабет Мосс впечатляет, тут можно аплодировать стоя, но на мой взгляд такой талант можно потратить на что-то гораздо более грандиозное. Но тут уж хозяин-барин. Еще мне очень понравилась картинка. Каким бы унынием и затхлостью от нее не веяло, палитра и цветов, и эмоций очень ровная и не изменяет себе ни на секунду, оставляя ощущение цельности и завершенности. Ну и тему они в целом раскрыли. Муки творчества показаны без прикрас и ванили. Наверное кому-то это близко и знакомо. Мне же это показалось скучным. И не просто скучным, а еще и страшно непривлекательным. Если авторы хотели вызвать интерес к этой писательнице, от в моем случае им это не удалось. Мне совершенно не хочется узнать, что же она там так мучительно и нудно писала. 5 из 10
Что может скрасить скучное воскресное утро? Только хороший фильм. Именно таким правилом руководствовался я, когда закрывал за собой дверь кинотеатра. Через два часа эту дверь открыл другой человек… Фильм «Ширли» - это, безусловно, сильное кино. Сильное в эмоциональном плане. Идея показать писательницу, которая балансирует между жизнью и смертью, между реальностью и своими безумными идеями, возможно, не нова. Но для тухлого репертуара кинотеатров, и для ценителей киноискусства с большой буквы – это настоящая находка. С первых же минут режиссер безжалостно погружает нас в мрачный мир – крупные и безумно крупные планы, будоражащие звуки, смена ракурса, смена сцены, грязное мутное стекло, усыпляющие звуки движения – и из кровати мы переносимся в летящий на всех порах поезд. Резкая и неожиданная постельная сцена без постели как таковой говорит нам: это фильм для взрослой аудитории, где возможно все… На этом я прекращаю говорить о конкретных моментах в фильме, так как могу случайно обронить спойлер. Делать этого я не хочу, хотя и руководствуюсь принципом: «Хорошую историю спойлер не испортит»… Итак, здесь есть все, чтобы быть по-настоящему сильным фильмом. Здесь есть потрясающие актеры. Думаю, стоит начать как раз с них. Неподражаемая Элизабет Мосс в свои 38 крайне устала от жизни. Только так можно подумать, когда узнаешь о ее последних работах. Везде она играет измученных женщин: уставших, запущенных, забитых, сломленных. Ведь только в марте кинотеатры штурмовал фильм «Человек-невидимка», где она играла измученную жену, уставшую от жестокости гениального тирана – собственного мужа. Теперь она сама выступает в образе некого монстра – но измученного, уставшего – от недосказанности, от постоянной лжи, от лицемерия. Настолько она устала от этого всего, что заперлась в таком же запущенном доме, как и она сама, и только пишет. Письмо становится единственным средством к спасению от ужасной скуки, которая ею овладевает. О, как замечательно Мосс сыграла сходящую с ума писательницу! Складывается ощущение, что 38 лет жизни она провела будучи не гениальной актрисой, а гениальной писательницей. Юную гостью Ширли сыграла Одесса Янг, и не ударила в грязь лицом, несмотря на то, что до этой работы она не появлялась в серьезных проектах. До этого из ее более-менее известных работ можно выделить только фильмы «Нация убийц» и « Во все тяжкие». Самовлюбленного профессора и по совместительству мужа Ширли сыграл небезызвестный Майкл Стулбарг, сыгравший 3 года назад в таких оскароносных проектах, как «Назови меня своим именем» и «Форма воды», а еще раньше появившийся в фильмах «Доктор Стрэндж», «Прибытие», «Хранитель времени» и «Стив Джобс». Вообще, на счету этого актера более 60 ролей, поэтому сыграть даже в этом сложном фильме ему удалось на ура. Наконец, Логан Лерман, сыгравший гостя Ширли, появлялся до этого в проектах разного качества и уровня, но все же, посмотрев «ширли», в его актерских способностях я не сомневаюсь. Режиссером фильма стала женщина – Жозефин Декер, с достаточно скудной фильмографией, из которой особо и выделить нечего. Но это вовсе не означает, что это повлияло на качество фильма. Вполне возможно, что это первый раз, когда ей удалось высказаться до конца, войти в положение писательницы на грани нервного срыва, более того, на грани безумия, и показать, как она стоит над обрывом человеческого сознания. Съемка, планы, ракурсы показались мне до боли знакомыми. Такой неповторимый стиль я где-то уже видел. А когда я узнал, что оператор - Стурла Брандт Гревлен, все встало на свои места – ведь он снимал «Еще по одной», на котором я был не так давно. И все-таки после просмотра остается некое ощущение недосказанности. У Ширли было, что еще сказать в кадре, у нее был еще миллион выходок, и мы ждали от нее чего угодно, но все же каких-то коренных сюжетных поворотов и неожиданного финала лично я не обнаружил. Однако, некоторых такой финал может шокировать. Мне же кажется, что здесь нужно хвалить сам стиль, саму подачу, эмоциональное напряжение, которое не отпускает даже во время титров, нужно похвалить композитора, который заставляет нас дрожать, даже когда играет легкий танцевальный джаз, потому что он играет не когда нужно веселиться – а во время кульминации, и не сглаживает, а наоборот, обостряет накал. Недосказанность можно объяснить и задумкой. Все-таки большая часть жизни Ширли – это то, что невозможно передать словами. Образы, мелькающие в голове, неуловимые нити, которые известны только творческим людям, эти вспышки озарения, которые показать на большом экране невозможно – все это пытается показать «Ширли», и не стоит ругать фильм за то, что он берется за невозможное – у него это получается лучше ожидаемого. Попытка отвратительное завернуть в эстетичную обертку тоже не заканчивается провалом – мне нравится обстановка в доме Ширли, несмотря на бардак, мне нравится Ширли, несмотря на запущенность. Она манит к себе, завлекает в свои сети, из которых нет выхода… О чем мы говорим, если даже постер выглядит заманчиво и необычно – скромная женщина сидит за письменным столом, еле заметно улыбается, а слоган гласит: «Она написала убийство». Да и возрастное ограничение 18+ безумно привлекает. Ведь только в фильмах с такой отметкой мы можем ожидать всего, что угодно. Именно тогда у режиссеров максимальная свобода в изложении мыслей. После просмотра я несколько иначе посмотрел на мир. Меня вдруг взбесило все окружение, на прохожих я смотрел чуть ли не с открытым презрением, да и вообще, захотелось запереться и писать даже больше, чем пишу сейчас. Возможно, это и не очень хороший побочный эффект, но что делать? Таков фильм. Ширли – фильм о творце и для творцов. Именно этим можно объяснить посредственный рейтинг на кинопоиске – 6.0. Зато кинокритики гораздо справедливее – их средняя оценка – 7.5. Я же, как человек, уставший от мусора, который постоянно выливается с больших экранов в полупустые залы ставлю этому фильму высокую оценку. Не жалею ни потраченного времени, ни денег на билет. Это того стоило, может, даже больше. 9 из 10
Ширли Джексон является одной из величайших американский писательниц XX века, оказавших влияние на творчество, например, такого видного новеллиста, как Стивен Кинг. Нашему читателю она может быть знакома по готическому роману «Призрак дома на холме». В своих произведениях писательница через призму страха и ужаса показывала человеческую порочность, вскрывала двуличие людей, давая понять, что даже в хороших людях обязательно живет что-нибудь тёмное. У многих исследователей её творчества сложилось мнение, что Ширли хорошо разбиралась в тонкостях человеческой психологии, отчего любопытно, а каким она была человеком? Эту завесу тайны, пускай в виде художественного вымысла попыталась раскрыть Жозефин Декер в своёй интеллектуальной драме-головоломке «Ширли». Синопсис Молодая супружеская пара Фред и Роуз приезжает в небольшой студенческий городок, где останавливаются в доме писательницы Ширли Джексон. Пока Фред пытается построить карьеру преподавателя Беннингтонском колледже, его молодая беременная жена вынуждена проводить время наедине с Ширли. Поначалу девушке пришлось привыкнут к сложному характеру хозяйки дома, но вскоре женщинам удается найти общий язык. Тем не менее, когда в жизни Роуз начинает происходить какие-то странности, она начинает подозревать, что попала в паутину опасной игры, придуманной самой Ширли. Игра актёров «Ширли» отличается небольшим актерским составом, по крайней мере, тех лиц, кто исполнил главные роли. Прежде всего, хотелось бы отметить Элизабет Мосс в роли Ширли Джексон. Её героиня – это творческий, талантливый, но очень-очень сложный человек, который постоянно черпает вдохновение из реальной жизни. Но проблема в том, что эта реальная жизнь приносит ей кучу эмоциональных страданий, чтобы справиться с которыми она выбирает нетривиальные способы. Также можно смело похвалить работу Одессы Янг в роли Роуз. На первый взгляд, Роуз может показаться типичной молодой девушкой, которой кажется, что она обрела настоящее счастье в лице красивого мужа, ожидаемого ребенка и знакомства с интересными людьми. Но в действительности эта девушка желает большего, прежде всего, мечтая о личной свободе и праве выбора жить жизнь так, как она этого желает. Режиссура Сказать, что Жозефин Декер сняла классический байопик нельзя, тем более, что сюжет фильма в большинстве своем является чистой воды вымыслом. Здесь, скорее, представлена попытка заглянуть во внутренний мир писательницы, причем как с точки зрения самой Ширли, так и с точки зрения тех, кто её окружал, но, прежде всего, главной героини Роуз. Мы сразу видим, что Ширли была очень творческим человеком, которая буквально вкладывала душу в свои произведения. Причем процесс сочинения романа представлен в фильме таким образом, что сложно понять, был ли это полёт фантазии писательницы, либо провидение, поскольку реальность и фантазия смешиваются в фильме так тесно, что порой сложно разобраться, а что именно происходит на экране. В то же время режиссер не избегает феминистских посылов. В данном случае это касается разбора персонажа Роуз Немзер, которая на экране то ли реальный герой, то ли плод воображения самой Ширли. В любом случае, мы видим историю молодой женщины, которая только-только вышла из родительского лона, чтобы оказаться под крылом заботливого мужа. И девушка действительно рада выполнять все прихоти своего супруга, тем более что он никогда с ней не спорит, никогда не оскорбляет, никогда не заставляет делать то, чего она не хочет. Т.е. Роуз как бы сама себе приписывает эту роль, тем самым закладывая всё глубже и глубже эмоциональную бомбу. Тут ещё свою лепту вносит Ширли, которая пользуется эмоциональной слабостью девушки, манипулируя ею. В общем «Ширли» больше походит на очень тонкий психологический триллер с элементами настоящей головоломки, чтобы разобраться в которой, понадобится какое-то время после просмотра. Сценарий Фильм сам по себе является фривольной адаптацией одноименного романа американской писательницы Сьюзан Скарф Меррелл. Действие сюжета происходит в конце 1940-х в штате Вермонт в городке Беннингтон, куда приезжают молодожены Роуз и Фред Немзер. Фред планирует продолжить свою академическую практику в местном колледже, став ассистентом профессора Стэнли Хаймана. Поскольку свое жилья у героев пока нет, они останавливаются в доме профессора и его супруги, известной писательницы Ширли Джексон, которая работает над написанием нового романа. Пока Фред и профессор Хайман ежедневно подолгу пропадает в кампусе, Роуз тоже решает внести свою лепту и помочь по дому Ширли, чтобы та смогла пока сосредоточиться на работе. Со стороны всё выглядит довольно обычно и безобидно, если бы не одно НО – Ширли. Ширли ведет себя, как какая-то бестия. Она практически ничего не ест, не выходит дома, постоянно лежит в кровати, но с появлением Роуз начинает потихоньку оживать. Она вечно подкалывает девушку, создает неловкие ситуации в присутствии Фреда и Стэнли, огрызается на окружающих. Но всё это – часть творческого процесса, поскольку для Ширли важно понять свою героиню, а для этого она начинает приписывать черту Роуз, а чтобы понять еще лучше, начинает Роуз манипулировать. Девушка поначалу боится Ширли, затем испытывает к ней ненависть, а затем симпатию, перерастающую в сексуальное влечение. В общем, описать сюжет довольно сложно. Проще увидеть фильм, но сперва может показаться, что и сюжета у фильма как такового тоже нет. Итог Однозначно можно сказать, что «Ширли» - это кино не для рядового зрителя. Фильм относится к той категории интеллектуального кино, над которым приходится еще очень долго думать, чтобы понять, а что ты только что увидел, в чем заключался основной смысл. В любом случае перед просмотром надо быть готовым, что вас ждёт не тривиальное кино, а многосложная психологическая драма с элементами триллера. Поэтому приятного просмотра.
Молодая пара, в которой парень Фред сбежал от родителей, не одобрявших его брак с Роуз, сбегает. Семья находит временное пристанище в доме преподавателя Фреда, чьей женой, в свою очередь, оказывается классиком американской литературы, преступно малоизвестным в России, - Ширли Джексон. По признанию Стивена Кинга роман Ширли 'Призрак дома на холме' является важнейшим произведением американской литературы ужасов двадцатого века. Литературное направление, в котором работает Ширли, вполне соответствуют её внутреннему миру: в доме писательницы и её мужа - преподавателя университета и литературного критика - 'они как в Шотландской пьесе - на грани безумия'. А с приездом молодой пары конфликт, витающий в воздухе, только усугубляется. Режиссёр 'Ширли' Жозефин Декер потрясающе умело работает с жанрами, мнимо используемыми в картине. При желании можно разглядеть жанровые тропы и байопика, и драмы, и триллера, и даже детектива, но 'Ширли' всё равно остаётся проектом сугубо авторским: от названных выше жанров тут и правда только формальные приёмы, их сути Декер не следует. Зато, далеко уже не впервой для художественного кино, пускается с головой в омут парадоксов творчества, противоречий художественной действительности и реальности, подсознательной образности каждого автора. И, с одной стороны, в одну реку дважды не заходят, а с другой, если уж опять затрагивать вечные для искусства темы, будь обязан хотя бы выйти из этого бездонного океана смыслов, наконец, в другом месте, или выплыть как-то по-иному. Получилось ли это сделать у Жозефин Декер в своём новом фильме, основанном на биографии известной американской писательницы? Да, ничего таить, получилось. Чтобы объяснить, как и куда режиссёрка выплывает и к чему приходит в итоге, нужно уделить немного внимания детективной линии фильма, которая как раз и зиждется на сходстве-несовпадении художественной реальности, создаваемой Ширли в новой повести, основанной на исчезновении студентки университета, где учится молодая пара, и реальной жизни, в которой как раз эта студентка и пропала по-настоящему. И линия расследования проходит не в реальности, а в голове у писательницы: никаких объективных выводов о судьбе девушки не получается, ведь поиск этих выводов Ширли - не более чем образное представление в голове, мрачный карнавал мыслей и идей, проступающий перед зрителем в моменты приступов героини. Этот явно экспрессионистский приём оживляет повествование и придаёт ему больше динамики, а также неплохо справляется с погружением зрителя в психоз Ширли. Режиссура Декер соответствует истории, которую она рассказывает: главное же достоинство этой режиссуры - тонко и точно выдержанный ритм: не быстрый и не медленный, он задаёт восприятие фильма наравне с операторской работой, исполненной тоже на славу. Стурла Брандт Грёвлен мастерски управляется с камерой, фиксирую события почти сновидчески, что ещё раз даёт зрителю усомниться в своём положении относительно грани безумия, упомянутой Стэнли - мужем Ширли в первой сцене совместного обеда двух семей. Говоря об актерских работах, кончено, хотелось бы сначала отметить главную звезду - Элизабет Мосс, воплотившую на экране образ на первый взгляд эксцентричной и самовлюблённой, подверженной паническим атакам, приступам и видениям, страдающей и заставляющей страдать писательницы. Побороться с ней за звание главного актёрского бенефиса фильма может только Майкл Стулбарг, играющий её мужа. Сначала может показаться, что он просто повторяет свой образ из 'Назови меня своим именем', однако это впечатление быстро улетучивается, когда в характере Стэнли начинают проявляться демонические нотки. На фоне Ширли и Стэнли молодая чета немного теряется. И, хотя и Одесса Янг, и Логан Лерман - оба справляются с ролями отлично, по сценарию они лишены такого количества по-настоящему сильных сцен, кроме одной - крупный план Одессы Янг в машине в финале - сцена, в которую заложен один из основных идейных твистов фильма. Главным же поворотом является интереснейший вывод о сущности помешательства и страданий Ширли - и это как раз то, как именно выплывает Жозефин Декер из исследования классических проблем творца: искусство не значит ничего, оно является только отражением личности автора, но и фильм-то в итоге совсем не об искусстве, а о людях и чувствах. О том, как важна честность в отношениях, о поддержке, о любви - и о том, что с человеком может произойти при отсутствии выше названных факторов в его жизни. Вторая половина двадцатого века показала, что мастерство режиссёра состоит в том, чтобы вывёртывать затёртые штампы на новый лад, а именно это и получилось у Жозефин Декер в 'Ширли' отлично. 8 из 10
Ширли Джексон – писательница, известная в Америке, но не очень известная в России. Самым значимым её произведением является роман «Призрак дома на холме», который был неоднократно экранизирован. Настало время пролить свет на биографию писательницы, хотя есть ли в этом смысл? Медленная драма основана на нескольких месяцев из жизни писательницы и, такое чувство, совершенно не нужна: люди, незнакомые с Ширли, не познакомятся с её личностью после просмотра, а те, кто имеют представление, ничего нового не узнают. Стэнли – профессор литературы и настоящий подонок. Он упивается своей личностью и изменяет своей жене… с её разрешения! Жена – Ширли Джексон, которая превращается в «кошатницу», переживает творческий кризис, не следит за собой и едва терпит мужа-свинью. По соседству поселяется пара: Фред и Роуз. Фред собирается ассистентом Стэнли, а вот Роуз… что ж, её, так сказать, увлеклась Ширли, и вскоре молодая пара соседей послужит источником вдохновения. К чести создателей «Ширли», им удалось создать атмосферу беспокойства. По большей части сценарий зиждется на психологизме и настроении главной героини. Однако какой бы то ни был изощренный замысел у сценаристов, фильм вышел чрезмерно искусственным. Дело в том, что режиссер боролась с извечной проблемой, эмм, творческого человека – как правильно показать пресловутый процесс создания произведения. В итоге вышел сумбур: от странных трансоподобных состояний, в которое впадает Ширли, до попыток продемонстрировать муки творчества. В структурном формате сценической пьесы, в котором выполнена «Ширли», подобное очень сложно передать: разве что, хочется отметить, узкость реального мира, где происходит действие, по сравнению с воображаемым в голове у главной героини. Таким образом, повествовательная сторона – не сильная сторона киноленты. Честно говоря, и динамика отношений между персонажами тоже часто хромает. Вытягивает всё, разве что, актерская игра. Элизабет Мосс всегда стремилась к сложным ролям, но часто со смешанными результатами. В «Ширли» она сыграла хорошо. Майкл Стулбарг, сыгравший роль пресловутого Стэнли, постарался казаться отвратительным, но образ его – слишком надуманный. «Ширли» - это такой «Игры разума» наоборот. Здесь очень мало романтизма и не хватает интриги. Вместо того, чтобы красиво и душераздирающе показать психоз, провести аналогии с муками творчества, сценарий оказался каким-то вялым и унылым. Кажется, что фильм сознательно преуменьшает реальную подоплёку, из-за чего не получается лаконично раскрыть основную тему: как женщины влюбятся (и остаются) с невыносимыми и ужасными мужчинами. В итоге доверять показанному не получается: несмотря на интригующего главного героя – сложную, самоотверженную ведьму-феминистку, проживающую под ногтем мужа-тирана, сюжет не предлагает удовлетворительных и интересных концептуальных решений, а сама история – различных интерпретаций. 5 из 10
Конец 1940-х. Молодая пара Роуз и Фред заселяются к профессору Беннингтонского колледжа Стенли Хейману. Мало того, молодожёны скоро ждут прибавление. Жена Стенли - Ширли Джексон, не одобряет посторонних в своём доме, так как у писательницы неординарный характер и привычки, но её привлекает девушка, которая помогает ей написать первый в своей жизни роман. Постановщица Жозефин Декер в своей очередной работе плавно подводит нас к истории непростого человека, ищущего вдохновения, но к, сожалению, не в силах продолжать работу, но от этого она (Ширли) становится не менее притягательным человеком, коим кажется для юной героини Янг. Не буду скрывать, картина основана на одноименном романе Сьюзан Скарф Меррелл, в котором вымышленная биография писательницы, вплетена в реальную жизнь. Не знаю, как в книге, но экранную Ширли было жалко, потому что её ассоциировали с ведьмой. Хотя на самом деле она видела правду и говорила на острые темы не угодные окружающим. Но режиссёр взглянула на новую главу в жизни женщины, пока герои Стулбарга и Лермана пропадают на лекциях со студентками, всё самое интересное происходит с героинями вне поля их зрения. Отношения между женщинами становятся ближе, чем раньше. Постепенно одной, тяжело жить без другой, несмотря на то, что у молодой особы уже имеется семья. Плюс ко всему Роуз не может принять вольные нравы профессора, которые выходят за рамки дозволенного, этим она рискует разрушить только зародившуюся дружбу. Но мужчины тоже отличились. Каждый по отдельности утаивает правду от жён, для Ширли может и не секрет, что её муж ходит налево, но для Роузи, похождения святого Фреда, станут откровением. Стулбарг сыграл супруга, временами поддерживающий контакт с женой, но не принижающий её способностей. По мне, он не пассивно-агрессивный человек, а скорее трезво мыслящий оптимист. И всё же не даёт покоя игра главных актрис, их прекрасный дуэт выделяется на фоне остальных блеклых персонажей: Элизабет Мосс - блестяще исполнила роль писателя, с развитым шестым чувством, её игрой поражаешься. Австралийская актриса Одесса Янг - тоже исполнила роль поначалу доверчивой, но постепенно трезвеющей на глазах девушки. Они обе очень талантливы, и надеюсь увидеть из снова когда-нибудь вместе. Под конец, вам и самим покажется, всё что было в фильме на самом деле не существовало, в моменте когда супруг закончит читать роман. Но решать вам. Говоря словами безымянного отца другой героини из другого фильма: 'Ложь для художника, это шанс открыть правду'.
Классик Ширли Джексон занимает в истории американской литературы первой половины ХХ века своё особое место. Отголоски её творчества («Лотерея», «Призраки дома на холме») до сих пор заявляют о себе на страницах таких писателей, как Стивен Кинг и Ричард Мэтисон, которые называли именно Джексон своим главным вдохновителем, повлиявшим на их работы. Её неуютную, выворачивающую наизнанку своего читателя литературу обожали критики, а миллионы по всей страны с упоением зачитывали от корки до корки её пугающие и в то же самое время манящие своей стилистикой произведения. Но какой же была эта женщина в жизни? Хороший вопрос. Ответ на этот вопрос постаралась найти режиссёр Жозефина Декер в своём наполовину правдивом биографическом призёре Сандэнса-2020 «Ширли». Хоть в самом сюжете фильма и появляется образ Ширли Джексон, назвать фильм Декер полноправным байопиком отнюдь непросто. Несмотря на свои жанровые задачи, «Ширли» вообще никакой информации о знаменитой писательнице не даёт, монотонно пересказывая известные факты зрителю из Википедии. Самый смак здесь кроется в авторских изысках режиссёра, которая явно не очень-то и хотела познакомить мир ни с творчеством Джексон, ни с ней собой. Режиссёр поставила перед собой совсем другие цели. На первый план в «Ширли» выводится готическая стилистика и неуютная, лишённая комфорта и личного пространства атмосфера. Картина Декер не скупится использовать излюбленные Ингмаром Бергманом визуальные приёмы и очевидные метафоры, помещая персонажей аккурат прямо у объектива оператора Стурла Брандта Грёвлена («Виктория»). И что-что, но снята «Ширли» роскошно, камерно и необычайно красиво. Каким бы грязным, прогнившим у плинтуса и разваливающимся на части дом Ширли Джексон не был, окружает этот дом девственно чистая природа, контрастирующая с вечно растрёпанной и отталкивающей хозяйки дома на холме. Образ самой же Ширли Джексон в фильме исполнила Элизабет Мосс, которая не просто удачно выглядит в образе экстравагантной писательницы, а является полноценным воплощением своего живого прототипа на экране. Стопроцентное попадание выбора актрисы. Элизабет Мосс удерживает внимание зрителей одновременно и отвращением, и маниакальным интересом к собственной персоне. После просмотра «Ширли» сложно однозначно что-то сказать о героине Мосс, ведь, с одной стороны, вечно курящая и больная психосоматическими заболеваниями женщина заставляет зрителя испытывать антипатию к себе, а с другой – что-то в ней есть. Что-то особенное, чего фильм так и недодаёт в должном объёме. Углубляясь в визуальную эстетику и атмосферу, режиссёр полностью забыла про основу картины. А точнее, «Ширли» почти полностью лишена всех азов сценарного мастерства. Фильму словно плевать на причинно-следственные связи, из-за чего его персонажи совершают хаотичные поступки, порой лишённые всякого смысла. А те действия, которые хотя бы чуть-чуть имеют смысл и мотивацию, происходят к ленте словно где-то на третьем плане, аккуратно перетекающие на первый по воли режиссёра. При этом картина Декер словно забывает в определённые моменты о том, что в её арсенале есть такая личность, как Ширли Джексон. Частично, конечно же, сделано это осознанно. «Ширли» нельзя назвать стопроцентным байопиком, поскольку в нём, наравне с художественным вымыслом, фигура писательницы маячит на втором плане, в то время как сама история подаётся через призму вообще других людей, которые никакого отношения к Джексон в жизни не имели. Да и исключительно идейно, ближе к финалу лента словно пазл складывается в авторское высказывание о женской свободе в мире гендерного неравенства. Подаётся это при помощи четырёх персонажей: сама Ширли Джексон, её муж Стэнли, по совместительству литературный критик и профессор в университете, а также через молодую супружескую пару, ставшую временными соседями семейству писательницы. С первых минут ленты зрителю дают понять, кто в доме главный. Жена не способна даже встать с постели из-за своих проблем со здоровьем, а муж вечно пропадает на работе, на которой он явно больше времени уделяет любовнице, чем другим своим обязанностям и жене дома. Образ мужчины выступает в качестве доминатора, который хочет контролировать всё вокруг и владеть всем, что плохо лежит или имеет слишком красивые ноги. Образ женщины в «Ширли» же наоборот поначалу имеет что-то общее с домашним питомцем – она является сердцем дома, за пределы которого ей и выходить особо не надо. Постепенно подобная картина мира начинает медленно, но очень уверенно разрушаться. Героиня Эдизабет Мосс находит в персонаже Одессы Янг сначала творческий стимул к написанию нового рассказа, затем всё это перерастает в одержимость, плавно переходя то ли в сексуальный интерес, то ли в любовь художника к своему творению (Ширли видит девушку героиней своего произведения). И поскольку сама Ширли отошла куда-то на второй план, сам фильм монотонно гуляет по закоулкам женского космоса, толком не объясняя, где начинается мир фантазий, вырывающийся наружу из головы писательницы, а где реальный мир пересекается с желаниями. «Ширли» делает всё это настолько неуверенно и рвано, что и воспринимается фильм из-за этого чем-то противоестественным. Лишь притяжение к отталкивающей Ширли Джексон и удерживает зрителя на месте, а вовсе не сценарий и его персонажи. Режиссёр слишком сильно заигралась с метафорами в своей же ленте, превратив её в набор банальных сцен, которые за собой мало что несут. Ни о самой Ширли Джексон, ни о её творчестве или же окружении, случайно наткнувшийся на этот фильм зритель не узнаёт. Фильм попросту не даёт толком никакой информации о своих героях, из-за чего не знакомые с личностью Ширли Джексон и вовсе могут подумать, что Элизабет Мосс играет полностью вымышленного персонажа. Жозефина Декер стала таким же заложником собственных авторских желаний, как и героиня Элизабет Мосс, забывшая о том, что такое реальный мир за работой. Вместо истории и раскрытия персонажей «Ширли» предлагает лишь красивую картинку, отличные актёрские работы и целое ничего на протяжении всего своего полуторачасового хронометража, по завершении которого зритель испытывает лёгкое облегчение. Облегчение от того, что это наконец-то закончилось. И явно не такими эмоциями запоминается творчество Ширли Джексон. 5 из 10
Если вы смотрели замечательный сериал 'Призраки дома на холме' 2018 г. или фильм 'Мы всегда жили в замке' 2018 г., то наверняка уже открыли для себя имя Ширли Джексон. Она является легендарной американской хоррор писательницей, а ее роман 'The Haunting of Hill House' считается лучшей историей о сверхъестественном в истории литературы. Произведения Ширли Джексон отличаются магическим сочетанием мистики и реальности, создающих невообразимую и неповторимую сомнамбулическую атмосферу. Такие истории могла создавать только необычная женщина. Именно такой Ширли и была. Писательница была замужем за литературным критиком, который зарабатывал существенно меньше нее, но при этом полностью контролировал и распределял семейный бюджет. Ее муж постоянно изменял ей, при этом они были очень дружной и счастливой семейной парой. Они постоянно устраивали вечеринки, на которые приглашали молодых литераторов и без сомнения подпитывались их идеями, энергией и жизненным задором. А своих собственных детей Ширли постоянно превращала в героев своих жутких и устрашающих историй... И вот в 2020 г. на киноэкраны вышла не очередная экранизация произведений Ширли Джексон, а фильм, посвященный ей самой, ее странным взаимоотношениям с мужем и 'вампирскую' природу дружбы с юными студентами. Роль Ширли исполнила блистательная Элизабет Мосс ('Рассказ служанки', 'Человек-невидимка'), а ее мужа сыграл Майкл Стулбарг ('Серьезный человек', 'Назови меня своим именем'). Элизабет Мосс удалось изобразить поразительно отталкивающую, как на физическом, так и на ментальном уровне, персону. Ширли Джексон предстала перед зрителями в образе монстра, но ее монстр - это не что-то бесцельное. Она сознательно погружается в мир иллюзий и отгораживается от обыденности. А чтобы подпитывать свой воображаемый мир и иметь вдохновение для написания книги, Ширли превращает в ад и практически доводит до сумасшествия девушку-жертву, оставшуюся ненадолго жить в их с мужем доме. Еще более поразительными и навевающими подсознательный ужас действия Ширли становятся, учитывая ее странные амбивалентные взаимоотношения с супругом. 'Ширли' - пример психологической интеллектуальной драмы, в которой вымысел и реальность переплетены, сюжет непредсказуем, а актерская игра поражает воображение. Очень необычный, двойственный абсолютно во всех аспектах, фильм.
Ширли Джексон – классик американской литературы прошлого века, но в нашей стране она известна, наверное, только романом «Призрак дома на холме», в то время как в Штатах особой популярностью пользовался её рассказ «Лотерея». Именно к личности Ширли Джексон, о которой кинематограф практически не рассказывал, обратилась Жозефин Декер, снявшая популярную у критики, но дико мутную зарисовку «Мадлен Мадлен». Что ж, странная любовь к расфокусированному повествованию у госпожи Декер никуда не делась и посему портрет выдающейся писательницы оказался довольно невнятным, чьи авторы предпочли пойти по дороге модных поветрий. Стоит сказать сразу – из «Ширли» о самой Ширли как интересной персоне вы ничего особо нового и запоминающегося не узнаете. В картине она выведена обычной чокнутой феминисткой-кошатницей, которая страдает агорафобией, впадает в какие-то экстатические состояния, пребывает в творческом запоре и периодически устраивает словесные дуэли с мерзеньким мужем, преподавателем и литературным критиком Стэнли Хейманом. Неожиданным источником вдохновения для нее оказывается молодая чета Немзер, появившаяся в их доме – вернее, юная Роуз, супруга ассистента её мужа, которую Стэнли просит присматривать за Ширли, а также готовить и чуток прибирать бардак. Что у Декер получается неплохо, так это обрисовать состояние психологического дискомфорта, в котором находилась Джексон, по утверждениям многих критиков, перековывавшая личные страхи и неврозы в сюжеты для своих произведений, с чем, впрочем, не соглашался сам Хейман. В остальном язык Декер абсолютно дискомфортен, её как постановщицу постоянно качает от одного героя к другому, портрет самой Ширли с её муками творчества то и дело уступает семейным дрязгам Рози и её малахольного муженька, из-за чего о титульной писательнице порой забываешь напрочь, а попытки внести чуть ли не детективные нотки, посвященные пропавшей в округе студентке, забиваются стандартной феми-агиткой на тему «как умных и талантливых женщин угораздило влюбляться в недостойных мужиков-шовинистов» с элементами предсказуемого лесбийского романа. Хотя в фильме совершенно неочевидным для всех незнакомых с творчеством Джексон образом раскидываются отсылки к сюжетам её произведений вроде «Мы всегда жили в замке» или «Луиза, вернись домой», достойного оммажа и увлекательного нарратива о рождении на свет маленьких шедевров у Декер не складывается, кроме демонстрации огромной разницы между бескрайним внутренним миром талантливой писательницы и ограниченным реальным пространством как её дома, так и личной жизни. Конечно, основной плюс здесь заключен в наличии ведущей актрисы – Элизабет Мосс вновь поражает мощным перевоплощением в трудный образ, который она наполняет эмоциональной силой, обилием продуманных деталей и особенностей поведения, превращая свою героиню не в клишированную героиню очередного схематичного байопика, а яркого персонажа, способного выдержать достойную конкуренцию с героинями «Часов». Обидно, что весь этот сумбур, сильнее всего педалирующий мысль о том, что женщина должна бороться со статусом домохозяйки и не позволять мужчине диктовать, что ей делать – совсем не то, чем должен был запомниться фильм о столь неординарной фигуре. Хотя, чего еще можно ждать от данного опуса, если сама Ширли Джексон была превосходной рассказчицей, а вот режиссерка – не очень.
Известная писательница романов ужасов находит вдохновение для следующей книги, когда в ее доме поселяется молодая пара. Перед просмотром фильма, я не был знаком с творчеством американской писательницы Шерли Джексон, и вообще думал, что сценарий - этот придумали (хотя судя по фильму: фантазия и реальность тут - возможно, не так далеки друг от друга). В интернете можно найти подробную биографию Джексон и ознакомиться с её творчеством. Шерли Джексон, или Ширли Джексон (14 декабря 1916 года, Сан-Франциско, США — 8 августа 1965 года, Норт-Беннингтон, США) — писательница, классик американской литературы XX века. Более всего известна рассказом «Лотерея» (англ. The Lottery, 1948) и романом «Призрак дома на холме» (англ. The Haunting of Hill House, 1959). Под её влиянием находился к примеру - Стивен Кинг. Роман Шерли Джексон «Вешальщик» (1951) и рассказ «Пропавшая девушка» (о создании которых в фильме и ведётся речь) имеют в основе реальные мистические события 1 декабря 1946 года, когда исчезла 18-летняя студентка Беннингтонского колледжа Пола Джин Велден. Это преступление остается нераскрытым по сей день, оно произошло в лесистой части парка Glastenbury Mountain в Беннингтоне на севере шт. Вермонт, где Шерли Джексон и её муж жили в тот момент. События, описанные в «Пропавшей девушке», имеют много общего с историей Полы Велден. Стоит отметить, что эти же события легли в основу романа Донны Тартт «Тайная история» (англ. The secret history). Молодая пара сбежала от родителей и приезжает в новый город, где молодой человек - студент Фрэд (устраивается работать ассистентом к местному профессору университета) и его 19-летняя беременная жена Роузи знакомятся с его женой - писательницей (у Ширли и её мужа - необычные отношения - 'спорящие интеллектуалы'). На девушку повесили обязанности по дому (Фред и Роузи получили полный пансион от пригласившей стороны), а также заставили присматривать за Ширли у которой случаются 'приступы', и которая два месяца не выходит из дома. Писательница в качестве основы для нового романа занимается самостоятельным расследованием дела об исчезнувшей студентке колледжа, и в этом ей начинает помогать Роузи. Временные периоды биографии Ширли Джексон в романе (который взят за основу фильма) и в фильме отличаются кардинальным образом. В книге - это последние годы жизни писательницы, когда она была глубоко больна, а в фильме - почти начало карьеры: рассказ 'Лотерея' наделал шума и Ширли приступает к написанию романа 'Вешальщик'. Эмансипированная Ширли выглядит нелепой чудачкой в глазах знакомых, а скромница Роузи вынуждена терпеть все невзгоды беспросветной домохозяйской жизни. Обе понемногу сходят с ума и эти два безумия в какой-то момент пересекаются. Режиссёр Жозефин Декер создаёт странное кино о творчестве со своим внутренним настроем и ритмом. Но при этом перед нами сильное актёрское кино - где Элизабет Мосс блестяще исполняет свою роль (она здесь - продюсер, также как и Мартин Скорсезе), прекрасный Майкл Стулбарг с бородой походит на Робина Уильямса в известных картинах, а Одесса Янг и Логан Лерман довершают эту композицию. Композицию с прекрасной работой художников и костюмеров (американская глубинка, дом увитый плющом, период творчества Капоте) где 'реальность' и 'фантазия' смешиваются, представляя нам картину 'глазами' самой Ширли. Творческий процесс во всём своём обличие - замкнутая и нацеленная на творчество Ширли пытается написать очередное произведение, воссоздавая 'образ' того самого 'странного и непонятого всеми гения'.
Так исторически сложилось, что в кинокартинах меня привлекают персонажи неоднозначные. Таких интереснее изучать, рассматривать, а порою даже разгадывать. Одним из таких оказался образ Ширли Джексон - фигуры, несомненно, именитой и важной - сам Король Ужасов ни раз говорил о влиянии, которое оказали произведения Джексон. Перед нами зарисовка эпизода из жизни молодой пары, зависимость отношений в которой столь же очевидна как и блестящая игра Элизабет Мосс. Он - амбициозный выходец из обеспеченной семьи, она - молодая девушка, оказавшаяся в положении, судя по всему, непреднамеренно. Желанию продолжить обучение в колледже придется обратиться мечтой. Она всецело зависит от него, а тот - от профессора и по совместительству мужа Ширли, через которого молодой отец Фред (Логан Лерман) пытается проложить дорогу в образовательскую деятельность и к студенткам из 'Шекспировского общества'. И то и другое, впрочем, у него неплохо получается. Было бы странно, если в эпоху обострения феминистических настроений в кино женские образы оказались бы совсем не independent. Однако, и сама главная героиня Ширли - не то, что не оказывается художественным воплощением феминизма 50х годов, но и оказывается эмоционально зависимой от своего мужа, о чем свидетельствует последняя сцена фильма. На протяжении всей картины присутствует ощущение, что вот-вот и Ширли сейчас всех переиграет, отомстит мужскому роду за ложь и неверие, да воцарит тотальный girls power. Ведь не зря она сама себя провозглашает ведьмой. Однако сказки про добрую колдунью не случается. Случается самозабвенная темная магия и предстоящая расплата за гениальность.