Павла Семёновича Лунгина можно смело относить к ряду самых выразительных отечественных indie-постановщиков вместе с Андреем Звягинцевым и Василием Сигаревым, продолжателями славных дел и традиций Андрея Тарковского и Алексея Германа. Давно перебравшийся во Францию на постоянное место жительство в любом случае пользуется любовью и уважением у российского зрителя. В первую очередь все помнят его по лентам 'Такси-блюз' (1990) и 'Остров' (2006). Но субъективно говоря мне лично больше по душе его фильмы 'Свадьба' (2000) и 'Олигарх' (2002). Также Лунгин пользуется заслуженным авторитетом во Франции, не раз становясь лауреатом Каннского кинофестиваля. Все свои кинокартины Лунгин снимал на русском языке, удивительно тонко разбираясь во всех нюансах нашей души, устройства быта и обычаев вне зависимости от времён. Его фильмы практически всегда преисполнены трагикомизмом, где горечь идёт сквозь ностальгическую улыбку как смех сквозь слёзы. Но в 2019-ом году Лунгин снял свой первый фильм на английском языке, где ушёл в экзистенциальную притчу. Этим фильмом и стал 'Эсав'. Сюжетной основой его стала книга известного израильского деятеля Меира Шалева, который в свою очередь переработал библейскую притчу об Исаве и Иакове. Речь в 'Эсаве' идёт о двух братьях-близнецах, которые несмотря на родственную любовь долгое время не общались друг с другом из-за женщины. В фильме их зовут Эсав и Яков, а играют их два, пожалуй, самых известных израильских актёра Лиор Ашкенази и Марк Иванир. Последний вообще давно закрепился в голливудском кинематографе, хоть и чаще всего ему достаются второстепенные роли, но в любом случае он запоминается зрителю. Оператором стал один из самых авторитетных европейских представителей жанра Фред Келемен. А музыку к 'Эсаву' писала Екатерина Владимировна Чемберджи - заслуженная пианистка и композитор, и к тому же дочь того самого Владимира Познера. А что более приятно, что Лунгин не позабыл и про отечественных актёров, точнее актрис: приглашения получили Юлия Пересильд и Ксения Раппопорт. А из США в ряды всей этой мощной 'кинобанды' прибыл сам Харви Кейтель. И, как уже можно было давно догадаться, что место действия 'Эсава' - Земля обетованная, к жителям которой по происхождению целиком и полностью относится сам Павел Семёнович. Чтобы понять конфликт между братьями нас на протяжении всего фильма окунают в их прошлое, где они растут в семье Авраама и Сары. Некогда их пращуры пришли на Землю обетованную, но вот Авраам считает себя чистокровным евреем, а вот Сару он презирает и часто оскорбляет её по национальному принципу. Так что сказать, что Эсав и Яков растут в любящей семье нельзя. А между тем между самими близнецами нарастает напряжение, ведь они влюбились в одну и ту же соседскую девушку. Эсав давно уехал в США и пишет книги о хлебе, которые пользуются спросом, но никогда не забывал о своих корнях. И однажды ночью раздаётся телефонный звонок и Эсав наспех собирает вещи и приезжает в отчий дом. Сумеют ли братья наладить родственные отношения, смогут ли они простить друг друга, возникнет ли взаимопонимание, а все проблемы прошлого там и останутся? Вопрос очень сложный и каждый зритель впоследствии сам сможет дать себе ответ... Помимо того, что на поверхности лежит конфликт между братьями, которые также похожи, как и разнятся между собой, как бы это парадоксально не звучало, но ещё и раскрываются тяжёлые условия быта, где всего приходится добиваться только тяжёлым и упорным трудом в пекарне. Эсав пошёл характером в мать, а Яков - в отца, а припоминая тот словесный абьюз, который устроил Авраам Саре, то становится очевидным, что наладить отношения братьям будет архисложно. На фоне всех развивающихся событий наблюдаешь и внутренне судорожно осознаёшь, что конфликт не был сглажен, он лишь на какое-то время задремал, но с приездом Эсава 'дракон' готов проснуться и воспылать с былой силой. Но при всей морально-философской экзистенции в 'Эсаве' нельзя обойти вниманием и внушительную актёрскую игру, которую показали все без исключения участники действа. Можно долго наблюдать ту мощь войны характеров между Ашкенази и Иваниром. С каким уважением все относятся к Кейтелю. С каким сожалением наблюдаешь за жизнью героини Пересильд. И пусть были нечастыми появлениями Раппопорт, но зато очень яркими. И, подводя итог, можно утвердиться во мнении, что Павел Семёнович всегда снимал своё кино, в его фильмах всегда наблюдалось что-то личное. И отечественный зритель всегда мог понять его, вкусить все тонкости русской души, смотреть на это с улыбкой сквозь слёзы. В 'Эсаве' он несколько отошёл от привычного авторского почерка, но создал всё равно талантливое, глубоко драматическое кино, добившись нужного понимания, в том числе и за счёт убедительной актёрской игры. Но в данном случае хочется остаться несколько объективным и сказать, что после 'Свадьбы' и 'Олигарха' от Павла Семёновича всегда ожидаешь чего-то особенного, но в 'Эсаве' этого не произошло. Поэтому, прошу прощения, но: 6 из 10