Откровенный и (конечно!) неполиткорректный фильм Габриэля Маскаро «Божественная любовь» – это не только сатира на правоконсервативный режим бразильского президента Жаира Болсонару. Это выпад против всех попыток навязать человеку счастье при помощи применяемого для его же блага насилия, пусть даже мягкого и едва ощутимого в дурмане религиозной наваждения. Бразилия, 2027 год. Жоана - сотрудник многофункциональной бюрократической организации, специализируется на примирении супружеских пар, решивших развестись. Проявляя инициативу, она пытается (во имя Господа и любви) спасти как можно больше браков, используя при этом самые необычные средства. Например, вовлекая пары в некую группу под названием «Божественная любовь», членами которой является сама Жоана и её муж Данило, где помимо всевозможных психологических тренингов, практикуется и обмен сексуальными партнёрами. Закон не осуждает, мораль соглашается: ведь всё это во имя любви. Главное, чтобы семя попадало в родную почву и давало всходы – беременность освящена церковью и Богом. Она не скрывается от окружающих, о наличии или отсутствии таковой становится известно сразу после прохождения специальных рамок в любом магазине или учреждении. Беременность, как и деторождение, – предмет гордости, дело богоугодное, а значит, гарантирующее уважение и определённые привилегии в обществе. Например, лучшие места в любых помещениях. Хотя религией проникнута вся жизнь общества, это не возрождение мрачного средневековья. Совсем наоборот - люди, внешне абсолютно свободные, восторженно принимают мироустройство, основанное на Божественной любви. Нравы царят совсем не пуританские, жизнь весела и радостна. А на праздниках Божественной любви счастливые мужчины и женщины развлекаются так же, как когда-то на знаменитых бразильских карнавалах, ныне (в 2027-м) отменённых. Проникнуться этой атмосферой счастливого благоденствия зрителю удаётся благодаря мягкой, хотя и энергичной, музыке, неоновому цвету, в свете которого люди танцуют и занимаются любовью, неторопливым ритмом развития действия и столь же спокойными разговорами, не переходящими в агрессивную истерику, даже когда возникает конфликт. Особая роль женщины в обществе на примере пары Жоана и Данило подчёркивается не только их разницей в возрасте (муж заметно моложе жены), но тем, что она – хоть и винтик, но огромной государственной системы, а он всего лишь «ремесленник», создающий причудливые цветочные венки для похорон. Да, где-то есть неверующие. Откуда они берутся и каков их социальный статус, не уточняется, а их наличие констатируется лишь мимолётно упоминаемым фактом их смерти и подбором цвета венка для похорон. И это метафорично: ведь безверие – это смерть, а верующий обретает жизнь вечную. Есть «незаконнорожденные» дети, не имеющие документов и растущие сиротами, чьими слезинками взрослые люди, надо полагать, уравновешивают свой эмоциональный баланс. Есть (всё ещё!) желающие разрушить свой брак, но они как заблудшие овцы, неизбежному возвращению которых на путь истинный Отец Небесный возрадуется больше, чем своим праведным детям. Есть случайно родившиеся и никому не нужные беспаспортные и безродословные щенки, выбрасываемые на улицу. Но всё это где-то в стороне от всеобщего благоденствия и никак не нарушает общей гармонии. Даже перевод Жоаны из одной структуры организации в другую после конфликта с навязчивой посетительницей, не становится для неё катастрофой. По-настоящему её волнует другое. Будучи искренним фанатичным адептом существующего общественного устройства, живущим по установленным правилам и отклоняющимся от них лишь из благих побуждений (опять же – во имя любви), Жоана долго не может обрести статус, освящённый церковью, – забеременеть, чтобы стать матерью. Исключительность Жоаны не предвещает ей ничего хорошего в мире, где исключительность не подразумевается. Авторитарное общество не приветствует отклонений от нормы. Потому что в этом обществе всё слишком рационально, всё подчинено принципу целесообразности, всё разложено по полочкам, как в конторе, где работает Жоана. Парадокс! Религиозное общество, ожидающее второго прихода Мессии, невосприимчиво к явлению чуда. Так ли уж истинна эта вера в таком случае? Система иллюзорного благоденствия, одухотворённая «божественной» любовью, в которой счастливо подавляющее большинство людей, может дать сбой и вытолкнуть самого верного своего адепта за пределы этой всеобщей зоны комфорта. А новый Мессия начнёт ниспровергать все нормы, ранее казавшиеся незыблемыми, и разрывать самые мощные скрепы. 10 из 10
Привет всем! Сегодня я расскажу о бразильской драме под названием «Божественная любовь». Сюжет переносит нас в антиутопический мир, Бразилию 2027 года. В стране правит абсолютная теократическая монархия, обязывающая каждого гражданина веровать в бога и «высшие силы». Главная героиня - Жоана, работающая в отделении местного центра ЗАГСа, которое отвечает за разводы. Она верит, что если люди скрепляются семейными узами однажды, то те обязаны быть вместе навсегда, поэтому старается сохранить некоторые браки, отговаривая пары всеми своими силами разводиться. Параллельно Жоана вместе со своим мужем пытаются завести ребёнка, но тщетно. Поэтому супруги вынуждены ходить на собрания особой религиозной секты под названием «Божественная любовь»… Шёл я на показ без каких-либо ожиданий или представлений о ленте, поэтому всё, что я там увидел - было сплошным для меня шоком. Совершенно не ожидал, что весь фильм основан на фанатично-религиозной антиутопической концепции. Что ж, давайте расскажу, что я думаю о просмотренном. Обязан вас предупредить, что в фильме присутствует тонна откровенных и эротических сцен. Притом непонятно, зачем они вообще здесь нужны в таком количестве и подробностях. По всей видимости, автор захотел создать по-настоящему эксцентричный фильм с примесью эротики. За что однозначно можно похвалить, так это за визуал, операторскую работу и саундтрек. По порядку: визуал кишит мною обожаемым неоном и просто эстетичными кадрами; практически с первых минут заметно, что оператором является приятель и завсегдатай Николаса Виндинга Рефна - Диего Гарсиа, ранее снявший «Слишком стар, чтобы умереть молодым» того же режиссёра; саундтрек же очень гармонирует с ранее перечисленными достоинствами картины и звучит расслабляюще. Поначалу кажется, что лента пытается зрителю сказать что-то острое и философское, но после первой половины хронометража понимаешь, что картина - практически пустышка. Если убрать отсюда приписку «происходит в 2027 году, в абсолютной теократической монархии», то получится самая непримечательная любовная драма с очередными библейскими отсылками и метафорами, которую можно пустить в эфир «России-1». А сюжетные повороты, образы персонажей, поднимающиеся темы - всё это мы уже видели в более ранних фильмах. Об актёрах сказать практически нечего. Главные роли исполнили Дира Паис и Жулиу Мачаду. Сыграли абсолютно обычно, без харизмы или каких-либо всплесков эмоций. Персонажи совершенно не цепляют. Может в силу своего возраста, а может из-за самой ленты я никак не сопереживал паре главных героев и их проблемам, было совершенно всё равно. Подытожу. «Божественная любовь» - довольно смелый и любопытный случай в кинематографе, который рассчитан на крайне узкую аудиторию, даже не знаю какую… Однако лично я не кайфанул от просмотра и не понял, ради чего режиссёр проделал весь этот «путь». 6 из 10
Лауреат Венецианского фестиваля Габриэль Маскаро предлагает нам неоновую аллегорию на библейские события, которые разворачиваются в 2027 г. в Бразилии. В центр люминесцентной истории режиссер помещает Жоану, стремящуюся зачать ребенка. Взрослая героиня с мужем Данило ходят на встречи религиозной группы “Божественная любовь” для решения своих проблем. Габриэль вместе с оператором Диего Гарсиа (“Слишком стар, чтобы умереть молодым”) создает в картине религиозный нуар. Электронная музыка и закадровый голос ребенка погружает вас в набожный мир будущего. В нем, наряду с обычными вещам, присутствуют кабинки автомолитв, детекторы беременности в общественных местах, приюты для незарегистрированных детей и бюрократическая система по фиксированию актов гражданского состояния. В этом ЗАГСе будущего работает Жоана. Отговаривая пары разводиться, она взывает супругов к остаткам взаимной любви. Словами веры женщина пытается воскресить семьи. В ответ получает не только благодарность, но и гневные жалобы на вмешательство в личную жизнь. Героиня не сдается, семья для нее - высшая ценность. Поэтому будьте готовы к убаюкивающим речам психоанализа и цитированию Библии. Пуританскую семейную терапию Маскаро соединяет с разбавляет сценами с$кса. Автор полностью раскрывает тему бразильских пятых точек через набор поз из камасутры. В гротескном эротическом приеме радиально соединяются библейские заповеди о передаче семени и правила свингерских вечеринок. В гиперболизированных ритуалах секты “Божественной любви” Габриэль фантазирует на тему трансформации нравственных норм под влиянием религии - что может стать нормой. Он не переступает черту анафемы, а задает провокационные вопросы о будущем веры. В итоге, смелый эксперимент превращает картину в футуристическую антиутопию, которая вызывает разные эмоции. Одних возможно отпугнет полуторачасовая неспешная рефлексия Габриэля над христианскими догмами о любви к ближнему и Богу. Других - позабавит религиозный сарказм и порадуют метафоры. Мои впечатления расположились примерно посередине. Выберите и вы свою “позицию” - понаблюдайте за соитием религии и общества будущего.
В прокат выходит драма бразильского режиссёра Габриэля Маскаро под названием “Божественная любовь”. Повествующая о человеческих взаимоотношениях ближайшего будущего, картина помаячила на фестивалях, главным результатом среди которых было гран-при жюри на Сандэнсе. В остальном - достаточно модное переосмысление мира ближайшего будущего, в котором вроде бы всё осталось среди мира традиционного, не нарушив привычных связей хомосапиенса, но в той же мере вступило в предсказуемый этап развития, надуманный строго на шаг вперёд. Здесь вам и рэйв, и секты, и free love, и исповедь в новенькой иномарке. Всё как разгоны для стендапа рассуждения. “А что же случится с человеком лет через десять?” Даже не столь важно, что случится, и как на это посмотрят сторона человека душевная и сторона человека прагматичная. Законы его развития одинаковы, а время съёмки ленты современное. Не изменится ничего. В пору говорить о бесконечной константе, чем о божественной любви. Куда приплыл корабль под названием “любовь” с управлением Маскаро, чувствуется, одному божественному и известно. Такое ощущение, что заехал на четырёх колёсах в автосалон. Нет, нельзя не отметить гораздо более приятную синтетику кадра. В остатке сцен лишь те, которые могут собой олицетворять отдельные произведения искусства. В совокупности же лента выглядит больше арт-выставкой, галереей современного искусства, посвящённого, к примеру, тому же 2027-му. Из них можно выудить само ощущение “любви”, рассмотренное под призмой обновлённой религиозности. Из них можно выудить блестящие визуализаторские способности творческой группы, окружающей камеру. Однако совершенно нельзя найти авторскую точку зрения и хоть сколько возвышающуюся над видимым проблематику. Если бы фильм создавался исключительно ради эффекта наблюдения, не возникло бы ни единого сомнения. Но здесь очевидным образом в основу заложено высказывание, и вряд ли можно закрыть на это глаза, даже под длительным воздействием вступительного саундтрека. “Гаспар Ноэ в полулёгком весе”. Без провокаций и без выразительности. Различим разве что в том варианте, что “божественная любовь” - это пустое множество, величина беспрерывно отсутствующая, где за бурным потоком отображения нежных чувств прячется раскрывающаяся бездушность. Равна ли бездушность определению божественного, и не это ли символ отсутствия сверхсил. Утопия для источника поклонов и преклонений? Разве можно смотреть на зачатие или смену половых партнёров не иначе, как с сатирической точки зрения? До самого конца хочется услышать объяснения от режиссёра. Даже не в плане величин. Хотя бы в виде ответов на весьма конкретные вопросы - кто же виноват и что делать? Однако Маскаро отыгрывается в электронную молчанку, составляя композицию из сэмплов человека, бога, чувств, государства, общества, сект, норм, ценностей, традиций и предсказаний. Правда, всё оказывается на одной дорожке и сводится никак не хочет. Остаётся лишь некоторое впечатление от галерии. 14.8.2019
Новая картина бразильского режиссера, сценариста и художника Габриэля Маскаро. Его предыдущий фильм «Неоновый вол» получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале и собрал порядка 60 наград и номинаций, поэтому новую ленту режиссера критики ждали с нетерпением. «Божественная любовь» также успела снискать успех: получила главный приз кинофестиваля в Гвадалахаре, была номинирована на приз Международной ассоциации арт-кинотеатров на Берлинале, на гран-при жюри - на кинофестивале в Сандэнсе, на приз за лучший фильм - на Бухарестском кинофестивале. Сразу хочется отметить операторскую работу. Удивительная гармония цвета и света. Диего Гарсиа заслуженно занимает пьедестал в своей профессии. Это не фильм-антиутопия и ближайшее будущее описано довольно условно. Если убрать сцены с кабинками автомолитв, что выглядят слишком утрировано, то вполне себе фильм нашего времени. Смешно и грустно наблюдать за деятельностью секты. Со стороны все эти ритуалы смотрятся глупо, алогично и нелепо, но люди во всё это верят и вверяют свои жизни – это страшно. Сам же режиссер говорит, что этот фильм – аллегория на политическое и религиозное положение дел в его стране. Но это всё на поверхности. А фильм, конечно, о любви. И вере. Поразительно на что готовы пойти люди ради любви и веры, через что они готовы пройти, чем пожертвовать. Какую цену готовы заплатить за «божественную любовь». В фильме нет антагонистов, нет героев, нет тех, кому импонируешь или испытываешь неприязнь. Фильм не дает ответов, но задает вопросы. Есть фильмы, в которые до конца не погружаешься, но которые служат прекрасным фоном для осмысления или переосмысления поднимаемых в нем тем. Этот фильм – один из них.
Бразилия, 2027г. Хотя страна вроде как является светским государством, здесь вовсю правит религия, а легендарные бразильские карнавалы заменены праздником Вечной любви, представляющим из себя синти-поп дискотеки. Сотрудница местного ЗАГСа Жоана, занимающаяся регистрацией разводов, вместе с мужем Данилу состоит в духовной секте «Божественная любовь», практикующей Высокое Чувство как главную движущую силу и инструмент веры в Бога и свято чтущей узы брака. В связи с этим Жоана пользуется служебным положением и старается отговорить многих супругов от развода, но в её собственной жизни не всё так гладко – хотя они с Данилу следуют всем правилам, часто молятся и любят друг друга как в духовном, так и в физическом смысле, они не могут завести ребенка. Однажды Чудо всё же случается, вот только как смогут распорядиться им люди? То, что действие подобного кино разворачивается в Бразилии, неудивительно – ведь именно в этой стране религия легко сочетается с раскованностью, а духовность со страстью и жизнелюбием. Режиссер Габриэль Машкару, чья предыдущая работа «Неоновый вол» была удостоена приза Венецианского кинофестиваля, постарался уловить эту национальную особенность, в связи с чем «Божественная любовь» вышла очень красивой и атмосферной. Свою историю он рассказывает в томно-приглушенном свете, сочетающем мягкие неоновые огни и эротичный полумрак, приятно обрисовывает футуристический антураж парой-тройкой деталей и любуется переплетенными в экстазе голыми телами. А вот что касается мыслей и философских рефлексий, то с этим дела у Машкару обстоят уже не столь внятно. Самая большая проблема фильма - это довольно мутное отношение постановщика к демонстрируемому им религиозному строю и слабовато прописанная вселенная той самой «Божественной любви». Исходя из его режиссерских методик, порой делаешь вывод, что клерикализм как инструмент власти выставляется в некотором сатирическом свете (отличная задумка с так называемыми «экспресс-молельнями» наподобие эдаких духовных АЗС), но местами Машкару откровенно любуется и очаровывается идеей всепоглощающей чувственности, человеческой раскованностью и способностью любить ближнего в буквальном смысле. Вот только та самая любовь, которой поистине одержима Жоана, как и святость брака, не показана христианской добродетелью, как следовало ожидать. В этой секте, больше напоминающей коммуну хиппи, воспевается вовсе не ветхозаветное понятие «агапэ», любовь без оснований, покрывающая всё на свете, а всего лишь банальное свингерство и свобода в сексе, главное, простите, эякулировать в собственную жену. За этой подменой понятий легко прячется жестокосердие верующих (дети, рожденные вне брака, обречены на трагическое будущее) и неумение многих людей распоряжаться Чудом, но опять же эти моменты Машкару совершенно не прорабатывает. Если его работа выступает антиклерикальной сатирой, намекающей о различии между истинной Верой и религиозным фанатизмом, в котором людям больше важны ритуалы (тем более основанные исключительно на плотских удовольствиях), нежели подлинные свидетельства существования высших духовных сил, то справляется с этой задачей он несколько беззубо и осторожно, обходясь общими фразами, заданными вскользь важными вопросами без внятных ответов и расплывчатыми формулировками. Если же Машкару наоборот хочет воспеть Любовь как настоящий праздник жизни, то в это понятие следовало вложить куда больше, чем банальную смену партнеров, когда персонажам легче переспать с братьями по общине, но не принять чужие недостатки, идти на жертвы и воспитывать в себе христианское всепрощение. Нет спору, «Божественная любовь» красива, чувственна и гипнотична, но её концепт оказался куда глубже слишком легковесной, даже мелковатой реализации, поскольку секса и ритуалов нам продемонстрировали хоть отбавляй, а вот более важных откровений, которых требовала душа, а не тело, зрителю припасли значительно меньше.
«Божественная любовь» Габриэля Маскаро — это не тот фильм, который стоит посетить компанией в пятницу вечером. Это идеальный вариант тех, кто любит самокопание, красивую картинку и антиутопизм на больших экранах. Предупреждаю сразу — фильм максимально шокотерапийный. Тут есть и серо-бетонное давление конструкций, и неоновый свет, заливающий глаза, и долгие сцены супружеского и не только соития и даже выпихивание ребенка из чрева матери. По словам самого режиссера «Божественная любовь» — это «ответ на консервативную, махровую, националистическую повестку, которая распространяется все шире, и способ взаимодействовать с ней для тех, кто ее не поддерживает». Фильм показывает совершенно невообразимое участие религии в жизни каждого человека: налаженная система бюрократических проволочек при разводах, множество мест для исповеди и даже стукачество за «богохульство» — хотя героиня даже по самым строгим меркам не сказала ничего предосудительного. И уж совсем нелепое и ужасное приспособление - рамочный аппарат, который во всеуслышание кричит о личном деле каждой женщины — ее беременности. Главная героиня — фанатичная женщина, глазами которой подобный мир разумен и прекрасен. Единственный персонаж, которого можно было бы считать нормальным, и который появляется на экране на пару минут, — для зрителей показывается в негативном свете — ведь он кричит на ближнего, который пытается ему «помочь». Думаю, у нас этот фильм будет довольно сложно принять в качестве ближайшего будущего, — и тем страшнее представить, что кто-то смотрит такое кино и видит это все ежедневно за окном. Стоит посмотреть, но морально подготовиться нужно серьезно, 9 из 10