Прощённый: отзывы и рeцензии

cyberlaw
cyberlaw14 февраля 2023 в 04:17
привет, колониальный мир

Неожиданно откровенное кино. Конечно прямо взять и раскритиковать колониальный мир - дело весьма себе сомнительное. А вот вывернуть историю так, чтобы там столкнулись две цивилизации, да еще и внешне вполне себе добропорядочные британцы выглядели бы не в лучшем свете. Но об этом чуть позже. Сюжет ленты балансирует между 'Под покровом небес' Бертолуччи и 'Поворотом' Абдрашитова. Двое оказываются в пустыне и не могут противостоять противоречиям. Именно пустыня оказывается странным порталом в другой мир, который искушает каждого из персонажей. Покинув урбанистическую реальность люди оказываются наедине с самими собой и эта близость оказывается невмоготу. Макдона намешивает странное варево из проявляющихся грехов, позволяя своим героям оказываться в таких ситуациях, которые проявят скрытое. Эта лента ни в чем не удивила меня. Стилистически - это повторение пройденного, изящный набор цитат классиков - от Висконти до Мингеллы. Однако режиссер был выразителен и не слишком толерантен, что в наши времена уже заслуживает внимания. Приятно порадовал и актерский состав. Файнс в свои 60 лет в прекрасной актерской форме, а кто бы мог подумать, что Саиду Тагмауи уже почти 50 лет? Каждый из образов получился объемен: и Честейн, и Мэтт Смит, и многие другие актеры могут участие в этой ленте записать себе в актив. Достойная заметка в фильмографии - красочная психологическая драма о пустыне. Такие фильмы не подвергаются старению 7 из 10

blackmaria
blackmaria8 августа 2022 в 08:19
Превосходство богатых и белых в африканской пустыне

Джон Майкл МакДона снял фильм про столкновение белых богачей с нищими арабами в Марокканской пустыне. И похоже умудрился разозлить и расстроить своим фильмом и тех и других... 'Прощенный' 2022 г. грозился стать многообещающей киноновинкой. Режиссер, снявший такие громкие трагикомедийные ленты как 'Голгофа' 2013 г. и 'Однажды в Ирландии' 2011 г. взялся за экранизацию успешного британского романа Лоуренса Осборна. Главные роли исполнили блистательная Джессика Честейн и Рэйф Файнс, для которого истории о белом человеке в чужой пустыне неизменно становились громким успехом (одними из главных лент в его карьере являются 'Преданный садовник' и 'Английский пациент'). Но кинонаграды на фестивалях этот драматический фильм не собирает, а рейтинг оставляет желать лучшего - 5,8 в IMDB и 6,2 в Кинопоиске. Что довольно странно с одной стороны, а с другой стороны - предсказуемо и лишь свидетельствует о том, что МакДона уж слишком сильно надавил на больное место современного общества. Его фильм не хотят видеть - не потому что он плох, а потому что слишком честен и суров. О чем же 'Прощённый'? Главные герои - состоятельная британская супружеская пара. Они отдыхают на Африканском континенте и направляются в дом своего знакомого. У того посреди пустыни роскошный дом, слуги, и он устраивает вечеринку для таких же беззаботно богатых белых друзей. По дороге супруги сбивают местного мальчика подростка. Насмерть. И дальше сюжет будет разворачиваться вокруг тела мальчика и его похорон. Если вы смотрели мексиканскую ленту 'Сука любовь' 2000 г. Алехандро Гонсалес Иньярриту, то наверняка этот фильм вызывал у вас чувство дискомфорта из-за того, что в нем невозможно найти хоть какого-то персонажа, который был бы хорошим и вызывал симпатию. Там даже собака - отвратительное существо... Так вот 'Прощённый' - тоже редкий пример истории, в которой абсолютно все герои способны вызывать антипатию. Развращенные богатеи, получающие удовольствие от жизни, раздражают своим праздным образом жизни, беззаботностью и надменностью. На них лежит 'вина белого человека'. Она огромна, неискупима и прощения им нет... Но они погрязли в разврате, потеряли моральные ориентиры, и даже если понимают, что мир устроен неправильно и несправедливо, естественно, не собираются лишать сами себя своих привилегий. Нищие арабы выглядят ничтожными, безвольными и настолько обездоленными, что сложно воспринимать их как равноправных героев истории. Более того, они вообще кажутся скорее какими-то пришельцами, героями из параллельной реальности или артефактами из прошлого, а не реальными людьми, существующими вместе с нами здесь и сейчас. Они похоже могут лишь служить белым, получать их подачки, ну а если разозлятся, то могут убить. Больше ни на что они не способны... МакДона далеко не первый, кто противопоставил в своем фильме подобные миры поработителей и порабощенных. Обычно такие ленты получали восторженные отзывы зрителей и критиков. 'Ох, это правда. Это важно. Это плохо. Это несправедливо. Мир должен измениться' - такова была реакция на фильмы, поднимавшие эту проблему. Но 'Прощенный' от МакДона, вышедший на экраны в 2021 г. столкнулся с холодным приемом: 'Тут нет ничего нового. И нет решения показанных проблем.' Претензия про отсутствие демонстрации решения конечно же абсурдна. С каких это пор кино должно давать ответы на глобальные социальные проблем? Но критика в адрес фильма все же оправдана. Многие видят фальш в подобном противопоставлении белых и всех прочих. Эта фальшь раздражает, не только потому что это отражение суровой реальности, но потому что в сердцевине этой истории заложена еще более суровая ложь. Ведь подобное заострение и противопоставление рас и стран - неправда. Есть богатые белые, но ведь есть и богатые арабы. Есть нищие арабы, но ведь есть и нищие белые. Да, всем плевать на мертвого мальчика. Но ведь не потому что он араб. А потому что он нищий. Малое внимание зрителей и критиков к 'Прощённый' - ответ на подмену понятий, заложенных фильммейкерами в их ленту. Вовсе не нужно телепортировать представителей элиты в африканскую пустыню, чтобы продемонстрировать их вседозволенность. Нищего мальчика они могли бы задавить и у себя на родине. И им было бы точно также плевать на него. Если бы он был нищий... В любом случае 'Прощённый' - достойный внимания фильм. Он заводит зрителей в тупик и оставляет их там - этот тупик не выдумка, он реален. Он составляет основу проблем современного мироустройства.

Tristo
Tristo30 июля 2023 в 08:16
'...А пустыня, убогий колониальный мир доносится прямо до сознания без лишних объяснений...'

Кинематографическая карьера Джона Майкла МакДона в полном метре стартовала с адаптации романа Роберта Дрю для картины 'Банда Келли' (2003) о легендарном персонаже из австралийской истории в духе Робина Гуда. В дальнейшем же Джон Майкл МакДона стал не только сценаристом, но и начал занимать режиссёрское кресло. Дебютом на новом поприще для МакДоны стала лента 'Однажды в Ирландии' (2011) с Бренданом Глисоном в главной роли, принесшая режиссёру статуэтку Берлинского кинофестиваля, а сам фильм стал самым кассовым в истории ирландского независимого кинематографа. Далее МакДона продолжил сотрудничество с Глисоном, когда в 2013-ом году вышла трагикомедия 'Голгофа', получившая зрительское и критическое признание и вновь МакДона получил приз на 'Берлинале'. Третий режиссёрский фильм МакДоны 'Война против всех' (2015) в духе чёрной комедии была уже принята не столь радушно, получив в основном средние и нейтральные оценки. А в 2022-ом году МакДона адаптирует основанный на реальных событиях роман Лоуренса Осборна для своего фильма 'Прощённый', в котором главные роли исполняют Рэйф Файнс и Джессика Чэстэйн. Философская драма 'Прощённый' начинается с того, что чванливая супружеская пара Дэвид (Файнс) и Джо (Чэстэйн) Хеннингеры в ночное время едут по марокканской пустыне к фешенебельному особняку их общего друга, где проводится светская вечеринка для избранных. Дэвид при этом находится в состоянии алкогольного опьянения, что, собственно, его обычное состояние в последнее время, когда между ним и супругой наметился раскол. И во время натужного разговора Дэвид насмерть сбивает местного подростка. Не зная как поступить дальше, Хеннингеры привозят тело мальчика в дом друга, который вызывает местных представителей закона. После недолгих вопросов по поводу драматического события все признают это несчастным случаем и Дэвид облегчённо выдыхает. Но дальше его ждёт отец мальчика и переводчик, которые объясняют ему, что Дэвид должен отправиться с ними в их деревню для проведения похоронного ритуала. А Джо остаётся в особняке, где в изобилии алкоголь и наркотики, а про целомудрие никто из гостей и не слышал. Финал этой истории будет драматичным, но в чём-то закономерным... В 'Прощённом' Джон Майкл МакДона без лишних изысков и прямолинейно показывает пороки великосветского общества, которые у обычного человека вызывают сильнейшее отторжение, гнев и возмущение. Но, так сказать, в 'Прощённом' это всего лишь определённый антураж, который довольно далёк для понимания большинству зрителей, а из-за этого он чаще всего вызывает скуку. Как и типа философские рассуждения гостей особняка, будто бы они основаны на серьёзном опыте, а произносящие многозначительные фразы словно познали всю суть бытия, но на самом деле их речи - это чистой воды словоблудие, благодаря которому они оправдывают всю свою праздность, своё чрезмерно завышенное эго и другие пороки. И когда при просмотре ты всё это чётко осознаёшь, то 'Прощённый' становится ещё более скучным. Да и сама атмосфера вызывает сонливость, будто бы ты попал на древнегреческий пир, когда тебя лениво обмахивают опахалом. Ну и на фоне того, что в 'Прощённом' минимум персонажей и они как-то идентифицируются весьма похожими друг на друга, то вальяжность повествования откровенно смывает всю драматическую подоплёку фильма. При такой структуре фильма всё же можно без микроскопа найти и положительные стороны 'Прощённого'. Во-первых, это экзистенциальная мысль картины, которая становится откровением в финале и даже оказывается шокирующей, а далее каждый зритель может сам проанализировать произошедшее и понять для себя как он к этому относится: заслуженно ли всё это или нет? И это тоже положительная сторона картины, то есть то, что 'Прощённый' всё-таки заставляет подумать и всё взвесить, а также сделать определённые выводы по поводу нескольких персонажей. А это было достигнуто благодаря отточенной работе актёров, которые явно осознали всё то, что хотел передать Джон Майкл МакДона. В профессионализме и таланте Рэйфа Файнса и Джессики Чэстэйн никто не усомнится и свою задачу в посыле образов в фильме они выполнили на все сто. Но хотелось бы отметить и Мэтта Смита, который в своём персонаже будто бы воплотил все стереотипы по поводу современных аристократов. И это в хорошем смысле, он не вызывает ожесточённой антипатии, но и в тоже время симпатичным его нельзя назвать, и именно этого добивается Смит как актёр, а его герою на это всё - на отношение к нему окружающих - глубоко плевать. Вот такая вот неоднозначная картина получилась у Джона Майкла Макдоны, который снова обратился к теме прощения, которую он глубоко раскрыл в своей ленте 'Голгофа'. С одной стороны 'Прощённый' - это бездейственное кино с липкой песчаной атмосферой и персонажами, которые либо скучные, либо отталкивающие. Но с другой стороны в 'Прощённого' вложен философский вопрос, который встаёт ребром в финале фильма и каждый зритель пытается для себя найти на него ответ, а актёры дают основание, чтобы их персонажей проанализировали. И наверняка у 'Прощённого' найдутся хэйтеры, а найдутся и те, кто будет восхищаться этой экзистенциальной картиной в режиме нирваны. 6 из 10