Во время войны: отзывы и рeцензии

Dimitriy01
Dimitriy018 апреля 2020 в 11:46
Позднее взросление Дона Мигеля

«В сильных жажда вечности преодолевает сомнения в её достижимости, жизнь переполняет их и выплёскивается по ту сторону смерти». (Мигель де Унамуно) Пако и Пепе пьют лимонад и предлагают его посланцу Третьего Рейха. А Пепе любит пугать своей глазницей детей да молодёжь – чисто хулиган. Будто дети, играющие в историю, – когда и кто их такими показывал? «История демонстрировала мне образ великой и блестящей Испании», – писал в последний свой год Дон Мигель. Он стал соглашаться с тем, что мэра убили и бросили в канаву браконьеры, и даже поговаривает об «иудео-масонско-марксистском сговоре». Ты тоже из любителей игры в историю, Дон Мигель? Не зря твоя покойная жена, будто несговорчивого ребёнка, называла тебя «сынок». Ты был католиком, леворадикалом, прогрессистом-либералом, но роковой час застал тебя в маске консерватора-традиционалиста. Маска пишет о защите западноевропейской цивилизации от варваров с Востока, и недолгое (или очередное) помрачение философа становится главным цветом героической окраски гробов, извлечённых из недр звериного царства. Ты ещё не расслышал, о чём они поют, Дон Мигель? Я человек, чей жребий – Когтями рвать, подобно зверю. И смерть – моя невеста, Ведь я связан тесно С верным моим легионом. Да, ты уже начинаешь слышать и даже замечаешь запёкшуюся кровь на брусчатке. Время поговорить с ними, правда? Всё же кое-кто из них ходит на мессы, в отличие от тебя, и читает с женой и дочкой «Радуйся, Мария…» Что они тебе сказали? Что позволяют врагам признаться в содеянном и так дают им шанс попасть на небо? Не убеждает? Не такой была твоя первая любовь: жажда вечности и вера в бессмертие души. Пора высказать им всё. Кто-то считает твою последнюю смелую речь легендой, но мы знаем, что это не так и ты никогда не стал бы молчать, услышав безумный звериный вопль «Да здравствует смерть». 6 из 10

Креван Гартенлий
Креван Гартенлий10 февраля 2022 в 15:54
Парадоксы человека и истории

Фильм вышел в 2019 году и в этом же году состоялось перезахоронение останков генерала Ф. Франко, могила которого находилась до этого события в 'Долине павших' - мемориальном кладбище в лесистой и горной местности в окрестностях Мадрида. Кому эта могила могла там помешать? Выход антифранкистского фильма и перенос останков Франко просто совпадение? Оставлю без ответа этот риторический вопрос. Но все же ключевой фигурой фильма является не Франко, а личность знаменитого испанского писателя и философа дона Мигеля де Унамуно. Я надеялся что фильм раскроет и покажет мне как зрителю такого безусловно интересного и полного парадоксов человека. Парадокс его заключался хотя бы в том, что имея близких друзей из числа сторонников республиканцев и революционеров-социалистов, сам профессор, тем не менее, поддерживал восставших контрреволюционеров (и даже жертвовал им немалые суммы денег), видя в них силу, способную вернуть в страну утраченный порядок. А порядок в Испании при новой власти действительно был утрачен - репрессии 'красных' были схожи с теми, которые происходили в те годы в СССР - десятки и даже сотни тысяч людей были ликвидированы во имя 'светлого будущего', особенно сильно пострадали испанские католики, которых уничтожали массово - как священников, так и обычных мирян. Показано ли это в фильме? Нет. Прозвучала лишь одна фраза ну эту тему, которую главный герой вообще никак не прокомментировал, как будто это что-то незначительное и маловажное... Ф. Франко, как и все его приближенные показаны в фильме с негативной стороны. Причем сделано это хитро и со знанием дела - в одном эпизоде нам намекают на его двуличие, в другом берут крупным планом надменный взор его жены - ревностной католички и т.д. В таких эпизодах зрителя как бы подводят к выводу - 'смотри, это плохие люди'. В то время как все 'республиканцы' предстают положительными персонажами, доблестными борцами против испанского 'фашизма'. Да, несмотря на то что ни Ф. Франко, ни его сторонники никакими 'фашистами' не были. Они сотрудничали с фашистской Италией и нацистской Германией, потому что иначе бы проиграли войну, ведь весь 'прогрессивный' мир, а также СССР, поддерживали республиканцев, поддерживали физическую ликвидацию традиционной Испании и разрушение ее культурного наследия. Был ли в таких условиях выбор у Франко? Вообще, при просмотре фильма не покидало чувство что создатели наделили некоторых своих персонажей определенным 'пост-знанием'. Шел 1936 год, А. Гитлер только три года у власти и еще мало чем проявил себя, Б. Муссолини в Италии вообще 'белый и пушистый котенок', если сравнивать его режим с реками крови, которые лились тогда в СССР и в Испании при республиканцах. Возможно это еще один парадокс - Испания как и Россия не может быть посередине, не может признать какой-то умеренности в своей политике, она либо за 'левых' и уничтожает все что 'не левое', либо за правых, и тогда репрессии идут в противоположную сторону. Именно последнее и попытались показать создатели фильма - как Франко и ненавистные 'фашисты' репрессировали друзей великого, без преувеличения, философа Мигеля де Унамуно, а он пытался их спасать. Только получилось это не сказать чтобы удачно, а скорее блекло и односторонне.