Если ты «гайдзин» в Японии, то ты – особенный: кажется, именно так можно сформулировать основной подтекст «Предвестника землетрясения». Кинематографический опыт и атмосфера фильма воссоздают то, что через поп-культуру нам, зрителям европейским, ненавязчиво говорят – де-факто Япония стала фоном для проектов о людях, которые чувствуют мир иначе. От «Токийского дрифта» до «Трудностей перевода»: Земля Восходящего Солнца часто изображается местом, где «гайдзины» могут выйти за зону комфорта. Многие из этих фильмов, чего греха таить, не содержат ничего кроме, собственно, атмосферы Японии (в том виде, в котором её представляют себе европейцы), а дистанция между страной и чужаками не всегда подается в правильном ключе. «Предвестник» исключением не стал. Хотя кинолента может быть слишком запутанной (в хорошем смысле) и представляет собой образчик психосексуального триллера, концепт всё же немного теряется при просмотре. Люси Флай живёт в Японии конца 80-х и, естественно, выделяется. Эта суровая девушка живёт в Японии более пяти лет, говорит достаточно свободно и работает переводчиком. Однажды Люси отвозят в полицейский участок и допрашивают: её подруга-американка пропала. Начинается история, которая разворачивается в обратном хронологическом порядке. Корни растут из Тейдзи – молодого привлекательного фотографа, начавшего крутить романсы с суровой иностранкой. Самыми убедительными сценами являются загадочные японские пейзажи и моменты, приоткрывающие завесу над этой чужой страной. Люси одевается в кимоно и играет на музыкальных инструментах с тремя японками, едет на гору Фудзи или встречается с подругой ночью. Некоторые из этих сцен бросают вызов сознанию зрителя, его ожиданиям. Героиня действительно помогает ассоциировать себя с ней и тем самым она выстраивает доверительные отношения со зрителем: реальность улочек Токио передана неплохо. Основная сила любого триллера заключается в том, что даже самые невероятные сюжетные повороты и непродуманные недостатки в подноготных персонажей кажутся правдоподобными. С «Предвестником» же всё совсем не так. Персонажи тут слишком деревянные, а диалоги – тяжелы для восприятия. Несмотря на присутствие минимальной сексуальной химии между главными героями, эротическая составляющая тоже не особо продумана. В какой-то момент «Предвестник» наглеет настолько, что позволяет самым значительным событиям фильма произойти за кадром! На уровне реализации «Предвестик» - отполированная пустышка. Действие разворачивается в основном темной осенней цветовой палитре, соответствующей настроению нуара. Оператор методично проработал контрольный список достопримечательностей Японии: от горы Фудзи до Токийской башни; от кимоно до караоке-баров. Возможно, японофилы будут пищать от восторга, но из-за своей особой атмосферы (которая поддерживается, в том числе, и саундтреком от Аттикуса Росса) подобное может понравится далеко не всем. Актеры тоже попали в струю: Викандер, судя по всему, по-настоящему выучила японский, хотя по сравнению с Райли Кио и Наоки Кобаяси она слишком сильно перетягивает внимание на себя. Для её героини важно было быть органичной, а здесь она всё же из кожи вон лезла, чтобы показать душевные страдания. Если быть честным, то «Предвестник землетрясения» - фильм далеко не для всех. Вообще, из-за реализации, киноленту вполне можно обозвать какой-то доморощенной постановкой: уж слишком здесь всё претенциозно, но при этом дёшево выглядит. Недурно снятый, однако абсолютно инертный «Предвестник» разбазаривает весь свой потенциал: психосексуальный триллер обладает слишком низким энергетическим уровнем, что, вероятно, непростительно представителю такого выдающегося жанра. 5,5 из 10
Итак, у нас очередная новинка от NETFLIX, вышедшая 15 ноября. Фильм 'Предвестник землетрясения', является экранизацией одноимённой книги Сюзанны Джонс. Если я не ошибаюсь, то книга вышла ограниченным тиражом. Что примечательно, Сюзанна сама жила в Японии какое-то время. Поэтому антураж, культура и дух страны восходящего солнца, переданы в книги максимально правдоподобно. Удалось ли режиссёру фильма Уошу Уэстмоленду перенести всё это на экран? Сюжет на первый взгляд довольно прост. События происходят в 1989 году в Токио. Несколько лет назад замкнутая британка Люси (Алисия Викандер) переехала в Японию, где устроилась на работу переводчиком. Местная полиция, обнаружив в Токийском заливе женскую руку, заподозрили Люси в предположительном убийстве пропавшей подруги и землячки Лили (Райли Кио). Но перед этим она повстречала фотографа Тэидзи и между ними завязались отношения. Люси напросилась на знакомство с её новым парнем и это знакомство не сулит ничего хорошего для всех троих. Когда дело доходит до демонстрации своей преданности роли, актеры, как известно, набирают вес, посещают тренажерный зал, бреют головы и даже вытаскивают зуб. Но это все признаки физической приверженности. Гораздо сложнее выучить иностранный язык - или подделать его достаточно хорошо, чтобы зрители не заметили разницу. «Смерть следует за мной», - говорит однажды Викандер, создавая линию на совершенно убедительном японском языке. Уэстморленд подходит к проекту с таким же уважением к японским обычаям, как и Джонс, хотя только часть её идей проникает в фильм. Писатель может объяснить социальные различия, которые обнаруживает её главный герой, в то время как зрителям кино требуется более практичный вид внимания, чтобы через наблюдения уловить некоторые невысказанные нюансы. Такие, как Люси носит свою юкату, как ей удается выглядеть соблазнительно, когда она ест лапшу или смущённо идти на три шага позади своего парня. Викандер отлично справилась со своей ролью, максимально показав своего персонажа замкнутым и нелюдимым. А Наоки Кобаяси - крупное открытие, танцор J-pop, модель и хореограф, дебютирующий здесь на английском языке (фильм представляет собой смесь английского и японского диалога). Первоисточник фокусируется не на местных деликатесах, а на сравнении с той редкой птицей, которую слышат только после толчков землетрясения, периодически происходящих в Токио, но песня смешивается с шумом автомобильной сигнализации. Метафора не совсем соответствует книге написанной Сюзанной, хотя она предполагает поэтическую чувствительность, которую фильм стремится охватить и это означает, что она лучше подходит для терпеливых зрителей и тех, кто искренне интересуется Японией.
1989 год. Эмигрантка из Швеции Люси Фли, пять лет и два месяца живущая в Японии, подозревается в убийстве своей европеоидной подружки Лили Бриджес. Превосходное знание языка подкупает внимание двух твердолобых копов, и вот, редкие гости страны сентиментальности, они готовы бросить все дела, только выслушать бы странную историю о любовном треугольнике и врожденном проклятии. Может быть, на японском интрига «Птицы землетрясения» и звучит захватывающе, только рассказанная в манере дешевых нео-нуаров неопределенным режиссером Уошем Уэстмолендом, она теряет свою бюджетность — обладательница Оскара, Ридли Скотт в качестве продюсера, внучка Элвиса Пресли, точная копия своей мамы, и неоновая Япония лопаются как мыльные пузыри в отсутствии главного человека на съемочной площадке — крутого режиссера, готового рискнуть всем ради кинематографа. После просмотра «Птицы землетрясения» Уоша можно вписать только в ряды унылых тонкокишечников, укравших мое время, а главное надежду насладиться не шедевром, обойдемся без громких заявлений, то наверняка очаровательной кинолентой, способной увлечь внимание на протяжении одного часа и сорока семи минут. Что не получилось? С текстом Сузанны Джонс я не знакома, но создается впечатление, что режиссер слишком прямолинеен, несмотря на рваные флэшбеки и отсылки к тяжелому детству героини. Понятно, что в «Птице землетрясения» центральная фигура это Алисия Викандер, но разве можно в одиночку создать захватывающий сюжет? Герои Райли Кио и Наоки Кобаяси по очереди выпадают из сюжетной канвы — первая слишком поздно в ней появляется, что кажется очень странным, ведь именно ее считают токийской Лорой Палмер, а второй показывает не самый высокий класс актерского мастерства, кажется, ему тяжело работать в англоязычной атмосфере, он больше выглядит зажатым, чем производящим таинственное и настораживающее впечатление, и также как с Райли, но уже ближе к концу, в фильме есть момент, когда о существовании его героя забываешь напрочь. С глаз долой, из сердца вон — это о них, странной парочке Райли и Наоко. Все, треугольник распался, я поняла, что из Уоша Уэстмоленда вышел неудачный интриган, что тогда у фильма остается — виды Японии и Алисия. Начну со второй. Алисии Викандер пора написать книгу для подрастающих старлеток о том, что путь к Оскару лежит через постель. Она одна из самых бездарных и переоцененных актрис нового столетия. Не знаю, может кого-то и вдохновляет ее унылое лицо, но только не меня. В аннотации к фильму ее героиню описывают как замкнутую и нелюдимую, Боже, я видела семь фильмов с ее участием и если судить по выражению ее лица, то во всех своих самых популярных картинах, она играет замкнутую и нелюдимую личность. Представляю, как продюсеры зачитывают свежие неснятые сценарии и натыкаясь на нелюдимую и замкнутую девушку задействованную в откровенной постельной сцене, безоговорочно заявляют — нам нужна Викандер. Как актриса она оживает только на партнере или под ним, а вот сыграть любовь, увлеченность, симпатию или растерянность одними глазами ей не под силу. Чтобы показать эмоции она начинает отчаянно использовать весь спектр резких, неуклюжих ужимок. В 31 год она выглядит неискренним ребенком, чьи даже самые обычные реакции кажутся фальшивыми. В ситуациях, где я должна сочувствовать ее героине в «Птице землетрясения», я над ней смеюсь. Несчастный случай с коллегой по струнному квартету, попытка вклиниться в танец и отвоевать внимание своего парня у раскрепощенной героини Райли Кио — ее эмоции такие нелепые в этих сценах, что выглядят они по-настоящему трешовыми. Единственными плюсами фильма можно назвать интересную задумку с фотографиями, последовательно рассказывающими истории о девушках, классный саундтрек и выступление аутентичной рок-группы, а также красивую операторскую работу — вид на Фудзияму действительно захватывает, его статичность это единственное, что хочется забрать с собой на память.
У режиссёра и сценариста Уоша Уэстмоленда («Колетт», «Всё ещё Элис»), лично адаптировавшего роман Сюзанны Джонс, была отличная возможность поставить хичкоковский триллер в ориентальном антураже, но всё, чем запоминается «Предвестник землетрясения» - это очень красивая картинка. Отличный оператор Чон Чжон-хун («Оно», «Служанка», «Олдбой») с большой любовью запечатлевает роскошные японские пейзажи и детали быта, создавая благородный и эффектный фон для развития событий, но они ничем примечательным порадовать зрителя не могут. То ли роман был откровенно слаб, то ли Уэстмоленд не обладает талантом грамотно ставить саспенс, но история, поначалу увлекающая довольно интересной завязкой и персонажами, быстро выливается в банальщину, особенно сильно разочаровывает кульминация. Поставлено всё это, к тому же, довольно искусственно и картонно: химии между персонажами нет, взаимодействуют они друг с другом инертно и скованно, а мизансцены холодны и вычурны – возможно, тем самым Уэстмоленд пытался придать своему детищу ритм и настроение неспешной восточной медитации, но по факту выдал набор скучных и безжизненных тривиальных эпизодов, разбавленных оборванными сюжетными линиями, не доведенными до ума, и нелепыми поступками героев, временами вызывающих полное недоумение вплоть до роялей в кустах. Из актёров живой и настоящей выглядит лишь Райли Кио в роли Лили, поскольку лауреатка «Оскара» Алисия Викандер внезапно разочаровывает – она почему-то путает таинственность своей героини с безэмоциональностью, а замкнутость с деревянностью и большую часть времени просто смотрит в разные точки кадра, не моргая. Тем самым её роботизированное поведение задаёт тон всей картине, превращая психологический триллер в ходульный спектакль, а тяжеловесные диалоги ещё больше усиливают это впечатление. Тем более обидно видеть столь слабый результат, поскольку японский бэкграунд в кино уже давно зарекомендовал себя в качестве отличной среды, оттеняющей одиночество людей, попавших в эту страну из другого мира, здесь отчетливее звучит тема потерянности, изучения себя и переосмысления, когда даже знакомые по множеству других произведений сюжеты могут зазвучать по-новому. В «Предвестнике землетрясения» мы можем лишь ощутить хорошо ухваченный дух и колорит Японии, который остаётся не более чем изысканной рамой, в которую воткнули блеклую картину, лишенную какой-либо энергетики и чувственности. И единственное, что в ней впечатляет – лингвистические старания Викандер, бойко освоившей реплики на японском языке.
Роман Сюзанны Джонс я прочитал довольно давно, еще в нулевых. Он произвел хорошее впечатление, даже посещало желание освежить его в памяти. Поэтому, когда я узнал, что существует экранизация этой книги, вопрос «смотреть или нет» у меня не возникал. Немного о сюжете. Главная героиня, Люси Флай, еще будучи подростком, несколько раз становится косвенно виновна в гибели людей. Причем, один из погибших – ее родной брат. Этим несчастным случаям она придает чуть ли не мистический смысл. Мучимая комплексами и игнорируемая родственниками, она, как только это становится возможным, бежит куда подальше из родных пенатов. А именно в Японию, куда же еще. Однако от себя убежать невозможно. Отправляясь куда бы то ни было, мы, сами того не осознавая, прихватываем с собой все наши проблемы. К счастью, фильм не слишком эксплуатирует надоевшую тему несхожести европейского и азиатского менталитетов. Картина о другом. В частности о том, что комплексы вряд ли помогут вам в выборе подходящего партнера и построении правильных отношений с ним. Тут надо бы сказать о некоторых различиях между фильмом и первоисточником. Например, в романе Люси сама обратила на себя внимание хрупкого, необычно выглядящего юноши с фотоаппаратом. В экранизации же Тейдзи, самоуверенный рослый японец, первым вторгся в личное пространство героини. Казалось бы нюанс, но весьма значимый. Если книжный Тейдзи представляется такой же жертвой обстоятельств, как и сама Люси, то в фильме он предстает социально опасным типом, который, не слишком рефлексируя, поступает, как ему хочется. Соответственно изменен и финал. Если повествование романа как бы повисает в воздухе, обрываясь на довольно тревожной ноте, то финал фильма куда более определен и вполне стандартен для психологического триллера. Не могу сказать, что я в восторге от этих изменений. По моим субъективным ощущениям книга более реалистична. Она об одиночестве, о жизни с чувством вины, о внезапно возникающей привязанности, такой нерациональной и разрушительной. Экранизация же на голливудский манер несколько более пафосна. Во всяком случае ее финал. Впрочем для зрителей, незнакомых с первоисточником, эти различия едва ли будут важны. Сам по себе фильм неплохо снят, он атмосферен и психологичен ровно настолько, чтобы претендовать на некоторую интеллектуальность, но не казаться при этом заумным. Игра Алисии Вискандер заслуживает отдельной похвалы. 7 из 10
Свой творческий путь Уош Уэстмолэнд начинал в дуэте с постоянным сорежиссёром, а ныне уже и супругом Ричардом Глатцером. Их ниша - независимое авторское кино, которое зачастую затрагивало их личные переживания и чувства. Среди таких работ был скандальный 'Подсос' (2001) о любви гомосексуала к порноактёру, затем была остросоциальная драма 'Пятнадцатилетняя' (2006) на тему ранней беременности. А в 2014-ом году к творческому дуэту пришёл первый успех после премьеры драмы 'Всё ещё Элис', где сыгравшая главную роль Джулианн Мур получила за неё впоследствии 'Оскар'. И было предчувствие, что с этих пор у Уэстмолэнда и Глатцера карьера пойдёт вверх, но неожиданно они приняли решение, что одного Уэстмолэнда хватит в режиссёрском кресле, а Глатцер вплотную займётся иными функциями. Таким образом в 2018-ом году на экраны вышел байопик 'Колетт', рассказывающий историю жизни французской писательницы Сидонии-Габриель Колетт, которая была снята, так сказать, на злобу дня, учитывая все современные социальные изменения, но всё же одобрения в качестве престижных наград не получил, хотя неплохо была принят в критических кругах. Но разве это стало поводом, чтобы остановиться? Отнюдь, это стало импульсом к тому, чтобы двигаться дальше и развиваться. Но тут произошёл ещё один неожиданный поворот, который на сей раз затронул жанровую приверженность Уэстмолэнда, ну и Глатцера, не будем забывать о нём. Для нового своего проекта они выбрали драматический триллер писательницы Сусанны Джонс 'Предвестник землетрясения'. Авторам фильма посчастливилось уговорить на женскую главную роль одну из самых талантливых актрис последнего времени - шведку Алисию Викандер, которая прочно укрепилась в Голливуде и уже успела получить 'Оскар' за роль в биографической драме о гендерном восприятии 'Девушка из Дании' (2015). Возможно, что Алисия держала в уме тот факт, что Джулианн Мур получила свою статуэтку, работав у Уэстмолэнда и Глатцера, так что, при хорошем стечении обстоятельств, Викандер могла снова попасть в список претенденток на 'Золотого рыцаря'. Кроме того в актёрский состав влилась внучка Элвиса Пресли Райли Кео, а также танцор, певец и модель Наоки Кобаяси. На этом практически весь основной актёрский состав был утверждён, ведь действующих лиц в 'Предвестнике землетрясения' очень мало. Всё начинается с того, что молодая незамужняя девушка по имени Люси Флай (Викандер) оказывается в полицейском участке, где её подозревают в убийстве некой Лили Бриджес (Кео). С этого момента мы возвращаемся на некоторое время назад и узнаём, что Люси весьма скованная и одинокая девушка, но однажды судьба сводит её с фотографом-любителем Тейдзи Мацудой (Кобаяси) и внутри Люси вспыхивает пламя. Но точно также она неожиданно знакомится с бойкой и активной Лили, с которой в один момент Люси знакомит успевшего стать её парнем Тейдзи. Но вскоре у Люси начинают возникать подозрения, что между Лили и Тейдзи начался роман за её спиной. Бурные переживания, которые Люси переносит внутри самой себя, приводят к тому, что у неё возникает паранойя. Но в действительности ли она виновна в исчезновении Лили или же существует ещё кто-то или что-то, о чём молодая девушка не подозревает? Напряжение нарастает, нервный стресс Люси сводит её с ума, но не плод ли это всё её собственных фантазий? Во всём придётся разобраться, иначе происходящее окончательно превратит жизнь Люси в череду параноидальных эпизодов. Надо знать о том, что 'Предвестник землетрясения' снят на фоне японской местности, так как главная героиня и все остальные живут и работают в Стране восходящего Солнца. Это, по идее, должно было добавить колорита картине, но почему-то кроме двух-трёх порядочных сцен, завораживающих своей японской самобытностью, больше и вспомнить нечего. Драматический уклон Уэстмолэнда даёт о себе знать, потому что он практически выпустил из рук ниточку триллера, превратив картину в постоянные переживания Люси. Безусловно, что Викандер обладает достаточным талантом, чтобы глубоко и выразительно показать свою героиню, что, собственно, она и делает, но при этом тема исчезновения её подруги будто бы уходит на второй план, а некоторыми фрагментами вообще об этом забывалось. Уэстмолэнд усердно выводит контуры драматической обстановки возможного любовного треугольника, но при этом ничего нового и особенного в этом увидеть было нельзя. О триллере и развязке Уэстмолэнд вспомнил лишь в финале, но они заняли лишь минут десять и общего впечатления не повысили в градусе одобрения. Единственный положительный параметр 'Предвестника землетрясения' - это актёрская игра, где Викандер, Кобаяси и Кео старались вытянуть крайне размытую ленту. Поэтому смотреть её рекомендуется в лучшем случае только большим поклонникам шведской актрисы, потому что ничем иным 'Предвестник землетрясения' зацепить не в состоянии. И, наверное, что Уэстмолэнду нужно вернуться в русло драматического кино, у него это гораздо лучше получается, нежели работа с триллерами. 5 из 10