Если макаронные вестерны уже стали привычными, то к 'викингации' только привыкаем — три классических спагетти-вестерна Серджо Леоне с середины шестидесятых годов пережили и огонь критики, и похвалу сквозь зубы, а зрительский спрос завершил споры 'мировой'. Разнесут ли критики 'викингацию' или пощадят, пока вопрос открытый. Чтобы убедиться, что уже пекутся, как блины, новые 'спагетти', да только теперь уж по скандинавским рецептам, достаточно посмотреть прошлогодний фильм 'Кровь викингов'. Поскольку кино по качеству не более, чем любительское, лучше потратить время на просмотр оригинальных версий. Сюжет: в деревеньки викингов в эпоху внедрения христианства на лошадке приезжает бродяга-мечник... Это скандинавский 'двойник' Клинта Иствуда, а если копнуть, то 'новое скандинавское кино' оказывается вольным ремейком самурайской драмы Акиры Куросавы «Телохранитель» (1961), действие которого транзитом с границы США и Мексики доехало до викингов. Местный ярл гоняет христиан. От приятеля мечник узнаёт, что тут за арена: противоборство влиятельной Гудрун и ярла, распявшего в лесу сестру Гудрун и держащего в заточении одного недобитого священника — присланного из Англии для обращения язычников, из-за которого может начаться война. Мечник решает 'раскачать' ситуацию. Он провоцирует на бойню обе группировки, часть 'оппонентов' убивает сам. Доказав свою ценность, нанимается на службу к ярлу, сперва заработав монет у Гудрун, которой вернул спасённую в лесу сестру. У ярла выкрадывается пленённый священник... Дальше зритель сам решает, у кого списали это кино: у Леоне или у Куросавы. Есть сомнения, что по 10-бальной шкале фильм получит от зрителей хоть один балл.
'Кровь викинга' так подают это зрелище. Роскошный постер, интригующий ролик, заманчивое описание ленты. Казалось бы это и есть квинтэссенция подогревающая интерес. Вот только как не странно, нигде и никем не заявляется что Акира Куросава здесь вольным переложением сценария. Именно великий японец, подаривший миру 'Телохранителя', 1961 года блеском отражения. Нет, к сожалению и упоминания о том, что Сержио Леоне в 1964 году выпустил вольный ремейк самурайской драмы одарив мир вестерном 'За пригоршню долларов' с Клинтом Иствудом. И не будь датский режиссёр столь скрытен в своих витиеватых блужданиях, глядишь это добавило бы картине внимания, подогрело к ней интерес. Судите сами - одно и то же событие, но в различных декорациях исторического обрамления. Хотите самурайский сюжет в кимоно - пожалуйста. Желаете упражнения в стрельбе на кольтах - сделаем. Хотите сагу о викингах - откушайте. И параллели зрителю в размышления - времена меняются, людские массы текут как песок меж пальцев, а истории повторяются зеркальным отражением. Искушённый зритель, конечно же помнит, как именно развивались события в фильмах уважаемых мэтров. Небольшой населённый пункт, тирания местных жителей двумя противоборствующими группировками жуликов. Одинокий странник оказывающийся меж двух жерновов. Раздавят? Но гость намерен послужить за монету, заработать. Чей хлеб изберёт для себя? Какому лагерю отдаст предпочтение? Не ошибётся? А своя то позиция у него есть? Или прислужник расшаркивающийся поклоном живёт в его душе? И именно на этом выстраивается сюжет. Прорисовка лиц, характерами внутренней работы - пороки жадности, подлости, цинизма, предательства. И кристальность героя в противовес. Сцены экшна - классика мирового кинематографа. Будь то мастерство демонстрируемое Тосиро Мифунэ, или ловкость рук прищуривающего глаза блондинчика. Так что же в сюжете Ури Шварца 'перепевкой' и что 'придумкой'. Помещение 'героя' в скандинавскую среду - новизной, остальное - работа почти под копирку. Середина Х века. Дания. Деревенька у моря. Два лагеря противниками друг другу. В одном заправляет воинственная 'амазонка' Гудрон, в другом правитель и ярл Одинсен. Несколько лет назад они участвовали в совместном походе-набеге на земли Британии. Гудрон прониклась идеями христианства и оставила прежних богов. Одинсен продолжает исповедовать канонический завет предков. Вернулись домой с победой. Вернулись домой с награбленным. Но общности теперь нет. Почти враги. Распря готова. И вот в столь благодатную почву - зерно, то есть из ниоткуда появившийся воин чужестранец. Оба лагеря 'рвут его на части', стремятся заполучить к себе в услужение. Подумав и послушав сторожила этих мест, незнакомец принимает решение... Опечалила крайне убогая обстановка декораций. Впечатление, что это не место жительства всех этих людей, а покосившиеся от времени шалаши. Укрытия от дождя? Да, наверное. Наспех сколоченная фанерная щепа. Рыбацкие хижины для лодок? Тоже возможно. И это в каждом кадре. Так обычно ряженная потеха декорируется - на скорую руку, на непродолжительное использование. Что ещё? Ни в одном из персонажей не чувствуется ни личности, ни характера. Так, лёгкие всполыхи эмоций, которые необходимо продемонстрировать во включённую камеру и не более. Тускло. Не правдоподобно. Низкобюджетное кино с 'губернскими' актёрами. Сцены ристалищных поединков? Умеренно-мизерные. Без изысков. Интересно исключительно в сравнительном плане. С шедеврами 60-х годов. 3 из 10