Вторые сезоны сериалов редко бывают лучше первых, но здесь именно такой случай. Тот факт, что история трагического недоразумения закончилась в первом сезоне, позволил «Опасным мамочкам» поэкспериментировать с основной темой, добавить личного, поставить интересные вопросы, дать больше приключений, чем было ранее. Теперь у сериала, как и у героинь, руки оказались развязаны, и стало возможным включить такие невероятные вещи, как самодельную супергероику, серьезного маньяка взамен потешной мафии, что в совокупности обострило сюжет, сделало его местами напряженным и более увлекательным, чем прежде. Довольно часто тема необходимости чего-то общего у людей поднимается в отношении любви, но в «Опасных мамочках» она становится ключевым элементом дружбы. С одной стороны, таковым является Ассоциация, тогда как «дамы в масках» явно ее прямое продолжение. Ассоциация, как и доморощенные супергероини, помогает людям, по идее, она должна бы закрывать потребность в добрых делах для четверки главных героинь, однако, ее результаты невидимы, а вот деятельность «дам» по поимке мелких преступников наглядна, и результат очевиден, даже если благотворительная организация может достичь большего и принести более существенные результаты. Таким образом, в некоторой степени существование «дам в масках» — это необходимость потешить самолюбие главных героинь, ведь едва ли четверка женщин эффективнее полиции, даже если проявляет себя ярче. Не имея никаких ресурсов, наши героини рискуют совершать ошибки, не будучи (чаще всего) вооружены они подвергают свою жизнь опасности, в чем проигрывают традиционным правоохранительным органам. Вся их деятельность в плане полезности сомнительна: единственная ее польза, видимо, репутация и некоторый страх хулиганов перед дамами, но не более того. Тот перманентный успех, что случается с Майте и ее подругами, чаще обусловлен элементарным везением, чем реальным супергероическим профессионализмом. За эти сомнительные «плюшки» дамы вынуждены платить проблемами в собственных семьях, ведь, увлекшись спасением Мадрида, они не видят того, что происходит перед носом. В некоторой степени, так могло случиться, будь главной безобидная Ассоциация, и проблема отношений Лурдес с ее мужем или Майте с ее дочерью вполне универсальна. Помимо сложностей существования «дам в масках» для них самих, любопытной темой становится их восприятие окружающим миром. Здесь присутствует некая двойственность: с одной стороны, «дамы в масках» ставят себя выше закона, формально они преступницы, вне зависимости от мотивации и результатов их поступков. С другой стороны, они способны помогать людям без бюрократии и немедленно, даже если реальная эффективность ниже, чем придуманная. В конечном итоге, само существование супергероинь району нужно как факт, как надежда на помощь, когда никто не помог, и не важно, реальная она или эфемерная. Людям всегда нужно в кого-то и что-то верить, и наши героини закрывают эту потребность. В принципе, их двусторонняя проблема роднит их и с «взрослыми» героями того же плана, здесь они в том же положении, что и «настоящие» супергерои, но с той разницей, что «летают пониже» и возможностей у них меньше. Учитывая финал сезона, главным преимуществом героинь становится то, что они «соседки и подружки», вся их поддержка оказывается основанной на знакомстве с ними и на понимании их равности всем жителям района, а вовсе не на их деятельности и реальных способностях. Сюжет второго сезона отличается гораздо большей динамикой и насыщенностью, чем первого. Теперь имеют место мини-миссии «дам в масках» по помощи людям, но параллельно разгораются испанские страсти личных взаимоотношений, дополненные реальной криминальной угрозой, а также назойливой журналисткой. Парадокс, но именно журналистка Белинда Чаморра долгое время играет роль главной опасности и основного антагониста, чему способствует кристально чистый циничный, бессовестный характер этой героини. Опасность, которая грозит женщинам, до последнего уведена на второй план, она очевидна, она является той загадкой, которую нужно бы разгадать, но трогает меньше, чем расследование упомянутой репортерши. Впрочем, этот прием — не более чем маскировка, сюжетная линия прячется до поры до времени так же, как и ее герой-негодяй, чтобы выскочить и удивить в последних сериях. Главный мерзавец «Опасных мамочек» почти все время скрыт в тени, сериал то тут, то там подкидывает обманывающие наводки, но финал расставляет все по своим местам. Удивительно, но, хотя имя антигероя удивляет, с его мотивацией все предельно ясно, она очевидна, не возникает практически никаких вопросов относительно логики его поведения, что довольно редко встречается и в более серьезных сериалах. Хотя герой выскакивает словно черт из табакерки, его злобность кажется уместной, как и его явное помешательство, нездоровье, очевидна исходящая от него опасность. Актера, сыгравшего эту роль, очень хочется отметить, так как исполнено реально здорово. Кстати, о качестве актерской работы в «Мамочках»: все четыре главные героини, а также Белинда и Аннабель очень выразительны. Пожалуй, наиболее сложная работа, на сей раз, выпала на долю актрис в ролях Вирхинии и Белинды, причем, преимущество второй не в трудностях личностного роста, а в изображении чистоты отвратительного характера. Хотя упомянутый рост ее тоже, отчасти, накрывает, не это главное в исполнении роли. Очень понравился актер в роли Висенте: до чего выразительный герой у него получился! Сколько можно прочитать на его лице, в его манере держаться, сколько всего порою в его глазах! Один из самых обаятельных персонажей «Мамочек» вообще. Сезон венчает очень выразительный, яркий финал, который трогает почти до слез, до комка в горле. Отмечу, как аккуратно закончен второй сезон: вроде бы история рассказана, но при желании ее можно продолжить. Здесь нет явных «крючков» для третьего сезона, но ничего не мешает его снять, впрочем, как и остановиться на достигнутом. Идеальное завершение для любого сериала: нет недоговоренностей, сюжет сезона закончен, а что дальше — можно фантазировать. Я продолжаю считать, что «Мамочками» в нашем переводе сериал назвали зря, и «Опасные дамочки» было бы лучше и уместнее, и название банды «дамы в масках» с ним бы коррелировало. Но что есть, то есть, и, пожалуй, название в нашей версии — чуть ли не главный недостаток этого, на удивление, позитивного сериала, юмористический и легкий настрой которого не сбивают порою трагические и даже кровавые события. Сейчас, досмотрев второй сезон, я могу смело рекомендовать сериал всем, кому охота посмеяться, поулыбаться, но и попереживать за героев. «Мамочки» дают это все, не провисая по сюжету, не мучаясь от несостыковок. Очень качественно сделанный телепродукт.
Сложные, экстремальные ситуации всегда были катализатором человеческих отношений, причиной настоящей дружбы или нескрываемой вражды. Но откуда взяться чему-то чрезвычайному в жизни обычных жительниц Мадрида, занятых своими повседневными делами и увлеченных проблемными отношениями или банальному сведению концов с концами непростого существования матери-одиночки?.. Однако, как показывает практика, случается всякое, а уж в случае знойных испанцев — тем более, и это «всякое» не только отнимает у четырех подруг покой и нормальный сон, но и многое им дает, в первую очередь, настоящую дружбу — почти вторую семью. Семья вообще является ключевым понятием «Опасных мамочек». У всех героев она разная, и не в смысле нетрадиционных отношений, но в плане вполне привычных вещей: здесь и проблемные отношения с супругами, и их отсутствие, и неполная семья матери-дочери и внука, и сложные отношения бывших жены, мужа и его новой пассии, словом, много всего в любых вариантах. Даже странное сообщество агентов по продаже кухонных роботов мельком называют семьей, может, преувеличивая его значимость, а, может, выводя тем самым на первый план это главное для сериала слово. Конечно, в такой ситуации просто не мог не возникнуть настоящий противовес привычным, нормальным семьям, и так в сюжете возникает мафия, также с некоторой долей сарказма называемая семьей. Но это «семья» фальшивая, «семья» в кавычках, это что-то, абсолютно семье и ее ценностям противоположное. Семья — это сообщество людей, которые дорожат друг другом, которые связаны отношениями, а в мафиозной «семье» никаких отношений нет, а связь построена исключительно на страхе. Выстраивая противостояние главной героини Майте и главы мафиозного клана, этакой мамки Кармоны, авторы предсказуемо озвучивают тезис о похожести женщин, но всеми способами показывают его ложность. Тот факт, что для главной героини актуальны любовь и преданность, лишь несведущим и недальновидным людям покажется слабостью, тогда как на самом деле эти чувства представляют собой сильнейший мотивационный фактор, сам по себе становящийся причиной, зачастую, случайного успеха героини. Не обладая таким преимуществом, представители местной потешной мафии безнадежно неудачливы, хотя и бессмысленно жестоки. Существование Кармоны и ее клана вообще показано бесцельным, ее деятельность представляет собой насилие ради насилия, и, может, именно поэтому взгляд этой «мамки» на Майте и ее подруг столь искажен, поэтому она строит ложные вооруженные до зубов воздушные замки в отношении героини — из-за бесконечного ничегонеделания. Во многом «Опасные мамочки» являются очень феминистским произведением, но идея женской силы здесь не главная, скорее, вынужденная и обусловленная обстоятельствами. Все главные героини — женщины, как положительные, так и отрицательные. Все проблемы также решают женщины, и, преимущественно, они подставляют друг другу плечо. Мужчины не то чтобы слабы, но уведены на второй план: разборки с ними неизбежны, они даже играют определенную роль в сюжете, но никогда не решающую, они чаще создают проблемы, чем их решают. Думаю, это не попытка возвысить роль одних над другими, это просто взгляд с женской стороны, что и обуславливает характер повествования. Что же до главных героинь, то чрезвычайное обстоятельство, положенное в основу сюжета, превращает их в самую настоящую семью, и бьются они друг за друга до крови и до последнего, хотя, как и во всякой семье, не обходится без ссор и выяснения отношений. Не зря иногда звучит, как одиноко без подружек, и это одиночество есть характеристика привязанности, когда три другие женщины не просто знакомые, а друзья и почти сестры. Здесь есть помощь друг другу и моральная, и материальная, общая беда учит понимать друг друга и ценить, она дает каждой новых самых близких людей, что в случае «Мамочек» не является преувеличением. Стоит отметить, что русифицированное название «Опасные мамочки» совершенно неудачное и не отражает сути сериала. Хотя все героини матери, это оказывает не столь уж большое влияние на сюжет. Да, героини вынуждены что-то делать для своих детей, и местный родительский комитет играет некоторую роль в их жизни, но в первую очередь важно, что героини — женщины. Где женщины, там всегда есть и дети, и семьи, но это не делает главной характеристикой героинь материнство. Лучше было бы назвать «Опасные дамочки» — куда более верно. Хотя сериал строится на истории убийства и его последствий, сам по себе он очень позитивен и по стилю изложения ближе к мелодраме, чем к детективу и боевику. Здесь есть жестокость, но куда больше юмора, причем, действительно смешного. Все это приправлено небольшой долей романтики, а также сложностями семейных взаимоотношений (история перемены Висенте — мужа одной из героинь — лучшая, что есть в сериале). В целом, вышло достаточно отдыхательно и разгрузочно, сериал затягивает и веселит, а за героинь с их сложной жизнью переживаешь как за родных.