'И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься' (Мф 11:23) Как известно из Библии, Капернаум был Галилейским (древнееврейским) городом, в котором долгое время жил и совершал чудеса Иисус Христос. Знаменитый православный богослов Феофилакт Болгарский в своих толкованиях на Евангелие переводит название Капернаум как «Дом утешения». Но в современном французском языке разговорное слово «капернаум» означает хаос. В Российской империи XIX века это слово обозначало кабаки и публичные дома. Таким образом, уже в самом названии города/фильма заложено неустранимое противоречие между должным и действительным. Если предельно развивать и обобщать это противоречие, то можно придти к парадоксальному выводу: лучше никогда не быть. Так как любое бытие представляет собою неустранимый разрыв между идеальным и реальным. Человеческая жизнь всегда наполнена незначительными и непродолжительными радостями (должное) и множеством постоянных страданий (действительное). Тогда как отсутствие жизни равнозначно отсутствию страданий, что, безусловно, есть благо. В то время как отсутствие удовольствий не есть зло, если не существует того, для кого данное отсутствие удовольствий является потерей. Данный аргумент, известный как «Бенатарова асимметрия» (по имени его автора Дэвида Бенатара – южноафриканского - что весьма показательно! - философа), направлен на бытие человека как такового. Но в несравненно большей степени он убедителен на примере из фильма «Капернаум» мучительной жизни мальчика Зейна (омофоном арабского имени Zain - Зейн или Зайн является немецкое слово Sein – бытие, и, таким образом, под конкретным мальчиком Зейном можно понимать бытие человеком как таковое). Предположительно-двенадцатилетний (никаких документов удостоверяющих личность у него нет, и никогда не было!) Зейн не ходит в школу, вынужден подрабатывать грузчиком и уличным торговцем, присматривать за многочисленными сёстрами и братьями, помогать родителям в незаконном обороте наркотиков и делать ещё много того, что в его возрасте делать не стоило бы. Всему виной экстремальные условия обитания за чертой бедности, на которые он был изначально обречён самим фактом своего появления на свет в такой семье. Как слишком хорошо известно русским людям - «бедность не порок». Но вот плодить нищету в таких условиях – это уже порочно. Бессовестные и безответственные родители Зейна «поставили на поток» производство детей, обречённых на беспросветное существование во мраке бедности и невежества. Таким отношением человек низводится до статуса длящегося во времени следа совокупления, обречённого на репликацию себе подобных. Зейн осознаёт мучительные условия своей жизни и жизни ему подобных детей, рождаемых безответственными родителями за порогом возможности достойной жизни. И он бунтует против такой несправедливости – начинает тяжбу против своих родителей как виновников его появления на свет в несусветно убогих жизненных условиях. 'Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои! ' (Иер. 31:16-17) Другой важной социальной темой Капернаума является проблема иммигрантов. Эфиопская женщина с «говорящим» библейским именем Рахиль символизирует не только мать, которой рождение ребёнка «стоило жизни», но и мать, до конца сострадающую своим детям. Рахиль хочет во что бы то ни стало сохранить своего сына и остаться вместе с ним в стране, в которой она пребывает как незаконная иммигрантка. Её путь переплетается с судьбой Зейна. Также в фильме встречается юная сирийская беженка Майсун, что отсылает зрителя к размышлениям об известной проблеме сирийских мигрантов. Помимо прочего в «Капернауме» встаёт вопрос о ранних браках и угнетённой роли женщины в арабском обществе. Капернаум – это драматический взгляд на юдоль человеческой скорби, на неустранимый разрыв между тем к чему призван любой человек (к достойной жизни) и тем, на что в действительности обречены многие люди, которым был причинён непоправимый вред самим фактом их появления на свет в беспросветных условиях существования. 10 из 10
Не думал никогда, что когда-нибудь посмотрю этот фильм. Наткнулся я на него совершенно случайно. Знакомые смотрели по телевизору, а я пришёл к середине. После чего решил лично посмотреть «Капернаум» и дать свою оценку этому кинопроизведению, так как фильмы такого типажа выходят очень редко. Оценивать этот фильм мы будем по таким критериям, как сюжет, актёрская игра и soundtrack. С этой ремарки можно плавно перейти и к самой рецензии. Сюжет: Здесь нам рассказывается о жизни бедного слоя населения в Ливане на примере одной бедной семьи. Вместе с ней мы знакомимся со всеми теми ужасами, которые происходят в разных точках мира. Честно говоря, этот сюжет очень сложный на восприятие, так как мы, живя в достаточно хороших условиях, и предположить не можем, что где-то происходит вот такой ужас, описываемый здесь. Несмотря на всю свою тяжесть, само сюжетное повествование не докучает. Всё происходит достаточно гармонично, и время проходит практически не заметно. Стоит ещё сказать, что несмотря на достаточно небольшой бюджет и небольшой опыт режиссёра в создании таких картин сюжетная линия имеет целостность, то есть имеется связь между сценами. Иными словами, ничего за кадром не остаётся никаких недоговорок. В связи с чем у зрителя не возникает каких-либо вопросов, которые мешают полноценному и углублённому восприятию истории. Кроме того, надо выделить, что здесь не имеется какого-то острого сюжета с острыми сюжетными поворотами. Фильм исключительно одножанровый, а именно драма. Других жанровых элементов нету вообще. Но, стоит написать, что жанр драма используется по максимуму. У некоторых индивидов такой сюжет может вызвать реальные слёзы и страдания, но у более устойчивых индивидов никаких намёков на слёзы вообще не может быть. Актёрская игра: Вот здесь первое, что меня удивило, так это то, что в фильме не снимается ни одного профессионального актёра. Большая часть из них вообще была подобрана с улицы, и, они рассказывали прямо свою реальную историю, но в рамках драмы, а не биографии. Также не мало важным является то, что актёры не работали по какому-то сценарию. Им было поставлено задание вести себя как в реальной жизни. Поэтому фильм по сути был снят исключительно на основе импровизации актёров. И знаете, это очень круто. Было ощущение будто эти герои всю жизнь снимаются в кино. Основываясь на этом, актёрскую игру стоит только похвалить, это реально высший уровень. Обычно в этом критерии я также затрагиваю раскрытие образов героев со стороны сценаристов и режиссёра, а также сами мена, так как некоторые смотрят фильмы исключительно по актёрскому составу. Здесь же я этого делать не буду. Во-первых, потому что сценаристы практически не прикладывали руки к образу героев. Во-вторых, эти имена вам ничего не скажут, так как они в большей части даже не актёры, а просто люди, которые за вознаграждение решили рассказать про свою жизнь. Скажу лишь то, что некоторым «Капернаум» полностью изменил жизнь и сейчас они все живут намного лучше, чем до этого. Soundtrack: Музыкальное сопровождение такое же тяжёлое, как и сам сценарий. Это такая очень нагнетающая мелодия, которая вызывает только негативные эмоции и передаёт всю тяжесть происходящего в гипертрофированных размерах. Со своей задачей музыка полностью справляется. Благодаря музыкальному сопровождению зритель ещё больше погружается в эту атмосферу Ливана. Больше здесь добавить нечего. Таким образом, «Капернаум» - это очень тяжёлая драма, которая не то, что заставляет подумать о жизни, а больше вызывает чувства сострадания к таким же людям, как и мы сами. Сюжет имеет свой message, который лежит на поверхности. Фильм раскрывает проблему бедности, продажи людей, голода, семьи, брака и так далее. «Капернаум» нам рассказывает о всех худших сторонах вышеперечисленных проблем и не более того. Каждый делает выводы для себя лично, нету одного конкретного посыла, разве что посыл к тому, что надо любить и ценить то, что ты имеешь, так как, если у тебя есть хотя бы документы, то ты уже имеешь ряд прав и обязанностей, нежели жил бы ты без документа, того же обычного паспорта. Кино реально заслуживает просмотра, но фильм явно на один раз. Но от просмотра вы не пожалеете, так как снято всё очень качественно, несмотря на все условия, при которых создавалось данное кинопроизведение. Да и сам факт двух наград Каннского кинофестиваля о многом говорит. Надеюсь, эта рецензия была полезна! 8 из 10
Зейн за свои 12 лет ни разу не был в школе, зато сызмальства знает, что такое работа и все тяготы проживания в натуральном клоповнике. Его многодетная семья находится Бейруте без какой-либо регистрации — у них нет даже документов подтверждающих факт рождения. Получив пять лет тюрьмы, Зейн решается подать в суд на своих родителей за то, что они «подарили» ему жизнь. Есть такая старая и добрая традиция в Каннах: по 15 минут аплодировать тем, кто живёт хуже местной публики. И, что удивительно, в этот раз это было вполне оправдано — фильм на любого жителя более-менее развитых стран действует максимально отрезвляюще. Грязь в кадре столь удручающая, а показанная нищета такая шокирующая, что невольно можно пересмотреть свои взгляды на привычные вещи в своем обиходе. Эффект от демонстрации условий жизни и положения детей работает безусловно мощно, но сама идея с судом против родителей работает исключительно в качестве инструмента для рассказа, где раскрываются детали злоключений бедолаги Зейна. Тяжба эта никуда не ведёт и ничего не решает в плане социальной справедливости или философской задумки. Это не история, основанная на реальных событиях, а в основном личный опыт съёмочной группы. Задумка с использованием непрофессиональных актеров удалась на славу — кастинг выше всяких похвал. Зачем актерам играть жителей трущоб, если можно набрать самих бедняков прямо с улиц? Удивительное творческое решение в плане органичности образов и прагматичное с точки зрения нерезинового бюджета. Зейн Аль Раффеа в роли Зейна — главная звезда-самородок всего фильма. Мальчик отыграл с такой самоотдачей и настолько чувственно, что иногда игровая драма смещается в сторону документалистики. «Капернаум» — крик о помощи, взывающий обратить внимание на наиболее уязвимую часть общества в виде брошенных и жестоко эксплуатируемых детей. Однако, не совсем понятно на что конкретно рассчитывают создатели этого кино в плане решения этих проблем, что они предлагают или что они вообще этим хотели сказать. Надавить на нерв и отпустить — дело нехитрое, а вынести из этого какую-то мораль уже сложнее. Без этого фильм имеет исключительно созерцательный характер, нацеленный лишь на то, чтобы пресыщенный в быту западный зритель мог быть благодарен судьбе за то, что ему изначально повезло чуть больше, чем другим. 7 из 10
Тот случай, когда фильм понравился, но сказать о нем, что он отличный (хороший), язык не поворачивается, сложно найти хвалебную метафору... Пожалуй, 'Капернаум' - это мощное, сильное, бьющее точно в цель высказывание создателей фильма на почти заезженную тему 'всегда ли детство - самая счастливая пора жизни?'. Я много фильмов видела на эту тему, но именно Капернаум зацепил, потряс, гвоздем засел в голове. Все настолько реалистично в этих 'декорациях' хаоса ливанских разрушенных кварталов и этот мальчик Зейн - исполнитель роли, которая для него, видимо, не очень то и роль, сам он тоже сирийский беженец - пронзил мою душу своим взрослым взглядом, много повидавшего в своей жизни и понявшего уже что-то такое, о чем мы и не догадаемся, ребенка, что уже несколько дней не могу стряхнуть с себя это фильм и не думать о нем. Ощущение, что посмотрела документалку, или даже будто я подглядела некоторый период жизни реальных людей и ужаснулась. Такой фильм снять можно только, когда наболело, когда жгут, не дают спать и спокойно жить эти взрослые детские глаза, когда рвется крик: 'давайте что-то с этим делать!!!'. Но ровно в этом же, мне кажется и главное слабое место этого фильма - высказывания, обращения к миру, что большинство посмотревших его, как и я, этот крик услышит, задумается на несколько часов или дней (даже недель), но потом он потонет, увы, в потоке жизни... Ну потому что я вот не знаю, что, ну что сделать с этой бедой? А проблема такой недетской жизни детей, это же не Ливанская проблема, она только вставлена на время съемок в ливанские декорации, потому что снята ливанским режиссером, но на самом деле, я уверена, в любой стране мира, есть свой Капернаум с его страдающими детьми хаоса, который в башках и в жизни их бестолковых, безмозглых родителей. Спасибо создателям фильма, взявшим на себя ответственность и смелость снова напомнить нам, что проблема существует, хоть и упрекнут их многие, что сто раз об этом говорено и переговорено. Уверена, каждый кому попал в сердце Зейн, теперь точно не пройдет мимо голодного ребенка со взрослыми глазами (как в фильме все сытые проходят мимо парочки ребятишек, явно нуждающихся в помощи), которого можно хотя бы просто накормить, пусть хоть такая малость, но это уже шаг навстречу. Будем честны, ведь большинство брезгливо и раздраженно проходит мимо, уже не принимая таких детей, как мы говорим, из неблагополучных семей, за их вероятное предсказуемое криминальное будущее. И да, скорее всего, таким и будет их будущее, но маленький кусочек жизни Зейна, не убеждает ли вас в том, что других вариантов практически нет! Должно произойти чудо, чтоб изменился маршрут. Вопросов больше, чем ответов... Но фильм смотреть настоятельно рекомендую всем, хоть и предупреждаю, что удовольствия от просмотра вы не получите и улыбаться не будете, но вы проверите свое сердце на чуткость.
'Но мальчишки должны скрываться И однажды убежать прочь, Когда Золотому веку придет конец. Но Золотой век уже прошел...' Бейрут, наши дни. Мальчик лет 12-ти вынужден жить самостоятельной жизнью в условиях тотальной нищеты. На ребёнка он похож лишь внешне, но мыслит он более зрело и здраво, чем многие взрослые. В числе таких непутёвых старших находятся и его родители, на которых парень решает подать в суд. За что? За их главную ошибку - они позволили ему родиться. Поначалу фильм кажется очередным скучным бытописательским артхаусом. И даже раздражает отстранённость режиссёра, который старается ограничивать проявление эмоций у героев даже в те моменты, когда это необходимо. Но постепенно, по мере умножения невзгод в жизни мальчишки, кадр всё больше и больше наполняется жизнью. Для современного кино, отличающегося излишней терпимостью ко всяческим проявлениям жизни внутри семьи, эта картина кажется довольно смелой, ведь она несёт в себе такую простую идею, которую, к сожалению, не все понимают: дети - это не всегда хорошо. Конечно, можно вспомнить знаменитый румынский хит '4 месяца, 3 недели и 2 дня' о нелегальных абортах, где продвигалась схожая идея. Но чего там точно не было: мы не могли прочувствовать всех тягот безрадостной жизни детей, когда, едва начиная себя осознавать, человек уже устаёт от жизни и познаёт экзистенциальную пустоту. Ужасно, когда дети в столь юном возрасте всей душой ощущают себя совершенно никому не нужными. В 2015 году вышла картина Кэри Фукунаги 'Безродные звери', рассказывающая об африканском мальчишке примерно того же возраста, которому пришлось взять в руки оружие и начать убивать людей. 'Капернаум' показывает примерно такой же хаотичный и мученический путь жизни ребёнка, под конец так же даря зрителю надежду на то, что у мальчика наконец-то будет долгожданное детство, наполненное радостью и восторгом. И сам начинаешь испытывать трудно объяснимую жажду жизни, чувство, казавшееся уже давно утраченным. Возможно, для человека нет ничего важнее на Земле, чем ощутить себя хоть кому-то нужным. И фильм Надин Лабаки вполне можно расценивать как манифест против тотального безразличия этого мира. 7,5 из 10
12-летнему ливанскому мальчику Зейну не позавидуешь – приходится жить в грязной квартирке с кучей других детей, пока родители за занавесочкой зачем-то строгают новых, торговать на улице прохладительными напитками и иногда наркотиками, а маленькую сестру всегда готовы продать здоровенному мужику в жены за десяток куриц. Не в силах помешать этому, он сбегает из дома и прибивается к эфиопской мигрантке Рахиль, помогая ей по дому и присматривая за ее маленьким ребенком. Из-за подобных радостей жизни всё, что остается сделать Зейну – заявить в полицию на родителей и обвинить их в том, что они вообще произвели его на свет. Ливанская постановщица Надин Лабаки бесспорно нашла идеальный способ баланса между восприятием простых зрителей и вкусами профессиональных критиков, сняв кино на не шибко приятную социальную тему – выживание детей в маргинализированных странах третьего мира. В работе с фактурой материала она несомненный профессионал: реалистичная камера, охватывающая как масштабные панорамы нищенских курятников, так и проникающая в грязные закоулки, детально запечатлевает лица грязных детишек и тараканов на стенах, плюс отличная работа с юными актерами, которых находили прямо на улице. Моментов, чтобы поплакать – хоть отбавляй, порой можно даже пару раз улыбнуться, а как узнаешь, что судьба детей после выхода картины изменилась в лучшую сторону (например, мальчик, сыгравший главную роль, в данный момент живет в Норвегии), так и вообще на душе становится радостно. Вот только есть небольшая проблема, не позволяющая фильму приобрести нужную силу и зазвучать во весь голос – «Капернаум» все же спекулятивен и одномерен. Фактура, антураж и желание угождения всем зрительским срезам побеждают глубокое изучение проблемы: уже из того, как Лабаки преподносит события на экране, прекрасно понятно, что в жизни все обстоит намного хуже. Она не прибегает к особо жестким методам и при этом не упускает ни малейшей возможности выхватывать как можно больше детских лиц с печальными глазами, тут и сердобольные зрители поплачут, и за жестокость не поругают. Из-за этого Лабаки предпочитает педалировать мелодраматизм в эмоциональных сценах, отчего эффект от глаз юного Зейна, производящих неизгладимое впечатление на его безмолвном и одновременно таком красноречивом лице сразу нивелируется нагромождением плаксивых и откровенно манипулятивных моментов, снабжающихся пафосно-громкими и не всегда уместными речами. В вопросах выхода из гуманитарного тупика она вообще видит один-единственный способ решения: нищим жителям нищих стран нельзя рожать, а если рожать хочется, то приезжайте в Швецию. Относительно людей, которые живут как сельди в бочке и питаются чуть ли не водой и сеном, упорно клепая новых и новых бэбиков, может это и справедливо, но все же в масштабе всего мира подобный манифест звучит плоско, ведь кризисная основополагающая лежит куда глубже и выше подобной теории, как и высказываний героев типа: «А мы иначе не умеем, попробуйте на нашем месте». Однозначно сказать, что «Капернаум» - совсем нечестная работа, тоже будет несправедливо, поскольку она хоть и выстроена по лекалам выставки фоторабот в духе «Дети смотрят на мир», воздействие она оказывает и обезоруживает предельно аутентичной детской игрой. Просто подобной проблематике компромиссный подход уже не подходит, и условный хэппи-энд будет лишь паллиативным воздействием, пускай несколько судеб и смогли выйти на светлый путь. Тем самым «Капернаум» Лабаки кажется идеальным вариантом для сытой европейской аудитории – мол, мы знаем трудности бедных людей, говорим о них, печалимся о тяготах и премируем на фестивалях, вот только потом с чувством выполненного долга спокойно возвращаемся к дорогим домам и ресторанам, ведь в кино так легко можно найти корень вселенских проблем. 7 из 10
Кино. 'Капернаум' ('Capernaum', 'Capharna?m', 2018) Мальчику Зейну - двенадцать. Точнее, так думает тюремный врач, который его осматривает. Сколько на самом деле Зейну лет не знает никто. Ни его родители-забулдыги, ни семь его братьев и сестёр. Сколько им лет тоже можно определить только на вид, ведь ни у кого из них нет и не планируется документов. Фильм рассказывает не просто о том на что выживают эти люди, и как остаются на плаву, а о том как мальчугану выжить за чертой бедности, и при этом попытаться остаться хорошим человеком. Множество раз по ходу фильма есть повод задуматься 'а что бы я делал в такой ситуации', и в большинстве случаев мой личный ответ - 'не имею ни малейшего понятия'. Нельзя сказать, что здесь экстраординарные операторская работа и звук, но всё сделано очень хорошо - музыка, постановка и ракурсы погружают в историю так, как будто это ты всё время за плечом этого маленького человека, который каждую минуту делает новый выбор, бороться сейчас против стихии жизни или пока поплыть туда, куда уведёт течение. Весь фундамент погружения в атмосферу сделан на совесть, и это подготавливает почву для того, что делает фильм по-настоящему... Настоящим. С первых же минут главный вопрос, который вертелся у меня в голове - 'где, ну где они находят таких детей, которые играют так, как взрослым и не снилось?'. Оказалось, что всё очень просто. Предположительно-двенадцатилетнего мальчика Зейна, не умеющего читать, играет предположительно-двенадцатилетний мальчик Зейн, который не умеет читать. Почти всех актёров для фильма набирали на уличном кастинге, и в результате эти люди не играют, они как будто просто живут своей обычной жизнью, пока их увековечивает камера. Именно этот эффект искренности, настоящести, и жизнеописательности - главная бомба, которая заложена под фундамент человека, которй сел смотреть этот фильм с уверенностью, что очередная сказка про проблемы голодранцев его не впечатлит. И взрывом сносит башню. 8,5 из 10 Ближайшими аналогами мне виделись бы 'Жизнь Прекрасна' и 'Мальчик в Полосатой Пижаме', но и там и там есть некоторый контраст - 'вот, смотрите, есть люди, считающие себя первым сортом, а остальных браком, и вот как тяжело быть браком'. Тут этого нет - все люди здесь родились в нищете, существуют в нищете и умирают в нищете, никаких контрастов, никаких ущемлений с чьей-либо стороны. Просто такая жизнь. Наверное, ближе всего к ливанскому 'Капернауму' падает бразильский 'Город Бога', за вычетом фактора жестокости. И тот и другой фильм в основном именно про детей, у которых нет того, что другие понимают под детством, и оба фильма нахватали кучу номинаций, но незаслуженно мало наград. Из всего, что я пока смотрел из Каннов-2019 - это лучшее (хотя жюри посчитало, что 'Чёрный Клановец' достойнее). Смотреть это я рекомендую, только если вы готовы к депрессивному жизненному фильму, который невозможно прекратить смотреть из-за боязни, что только сердце так и не разожмётся, пока не узнает, чем всё кончилось. kinobalashow
Майские праздники это отличный повод не только загрузиться шашлыком и прочими яствами, а потом их отрабатывать, яростно крутя педали, но и прекрасная возможность восполнить кино пробелы. И в контексте истории, рассказанной в фильме, «Капернаум» не самый очевидный выбор для просмотра в разгар первомайского гедонизма. Наконец-то ознакомиться с сим фестивальным хитом меня подвигла новостная повестка китайского бокс-офиса, где картина Надин Лабаки стала настоящим кинопрокатным хитом, собрав за первую неделю проката $25 млн.(!). Это был знак, учитывая, что фильм давненько засиделся в моем листе ожидания. Уже с первых минут становится ясно, что манипулятивному настрою картине не занимать. Создатели своей постановочной безапелляционностью начинают исполнять с особым дьявольским безумием бесконечные душераздирающие событийные увертюры на струнах моей души. Да, Лабаки не гнушается периодически прибегать к помощи запрещенных кинематографических приемов, будь то саднящая мелодика закадровой музыки или демонстрация бытовой хтони трущобного существования. При этом «Капернаум» это какой-то беспощадный социальный хоррор, который пробирает до дрожи своей тотальной безысходностью и безрадостным существованием главного героя, который подобно Маугли вынужден доказывать огромной человеческой стае свое право на существование в бетонных джунглях. Я ощущал, как своими режиссерскими методами Лабаки с особым постановочным садизмом пыталась до одури выкручивать мои слёзные железы, добиваясь нужного катарсического эффекта. И будь это так, «Капернаум» можно было бы с легкостью отнести к разряду выхолощенной манипулятивной чернухи, не нивелируйся увиденное потрясающей и разрывающей в мелкие клочья мою киноманскую душу актерской работой юного Зейна Аль Раффеа. Это создание, которое нашли на роль в ходе стрит-кастинга и которое восемь лет прожило в обстоятельствах, которые в разы хуже показанных фильме, сыграло в картине так, что оскароносная позолота наград большинства лауреатов последнего времени должны почернеть от зависти. Какой-то ошеломляющий перформанс Зейна, который, как и его герой, работал нелегально, никогда не был в школе и на момент съемок даже не мог написать свое имя. Да и весь актерский ансамбль, полостью состоящий из непрофессионалов, живет на экране так, что вышибает слезу на раз. Радует, что Лабаки удалось не утянуть историю в пучину беспросветного хаоса и отчаяния, наградив персонажей пусть и горьковато-условным, но хэппи-эндом, в котором Зейн оказывается героем не хуже Капитана Америки, чей логотип красуется на засаленных штанах юнца. Вердикт: Кулик хвалит это болото!
“Капернаум” заходил в сезон призом экуменического жюри в Каннах, продолжил свой путь номинациями на Золотой Глобус и Оскар за лучший фильм на иностранном языке, где наград взять не смог, но однозначно точно зрителям запомнился. Параллельно с этим прошёл его прокат в России, и прошёл также весьма удачно для подобного социального высказывания. Сюжет одновременно тяжёл в качестве выбранной диспозиции и героев, но прост и грамотен структурно - завязкой является подача в суд заключённого, предположительно двенадцатилетнего, мальчика Зейна на своих родителей с требованием более детей не рожать. История проходит через ключевые моменты заседания с выступлениями истцов, ответчиков и свидетелей, которые поддерживаются долгими раскрывающими подобный итог флэшбеками, знакомящими зрителя с ситуацией. Фильм Надин Лабаки родом из Ливана и про Ливан. Сложно назвать его творческим искусством, поскольку в нём нет ни искажённой реальности, ни фантасмагории, ни подчёркнутого своеобразного течения событий. Скорее это документальная плёнка с гиперреалистичным покрытием, как максимум заснявшая не частную жизнь и частный случай, а зафиксировавшая собранный персонаж с собранным увиденным паноптикумом родственников, друзей и сограждан, таковыми, по факту, не являющимися. “Капернаум” призван говорить и имеет в своём назначении единственное слово - “побуждать”. Социальное высказывание с просьбой обратить внимание на проблему. Не сочувствовать, а действовать. Собраться, помогать, вновь усваивая и усваивая значение слова “человек”. Фильм, предсказуемо и цинично критикуемый за такое течение, за своё, на самом деле, честное направление, предельно сжатое и конкретное выступление с сухими щеками и минимумом слёз. Со сжатыми зубами, исключительно про бедственное положение части земного шара и путях выхода из него. Лабаки не заставляет зрителя страдать и сопереживать, хотя вступительный прогревочный круг проходится именно на таких скоростях - есть неприятные ожидания от манипулирования детской непосредственностью, перемешанной в груди матери со сгнившей беднотой. Однако всё это низвергается с момента настоящего повествования - прежде всего тем, что у маленького героя ленты есть мужской характер и стремление всё изменить, чего не хватает и половине живущего, обеспеченного или нет, мира. Не остаётся даже шанса на пропаганду и прочие популистские лозунги - лента обращает внимание на обыденные поступки человека и твёрдость духа, а не на необходимость сплотиться до лумумбовских основ и ходить по шару дружно строем, не забывая под углом наклона униженных и оскорблённых. Рожать или не рожать? Спор, на самом деле, из другой плоскости, но Лабаки замечает, что сухой коэффициент полезного действия от подобного процесса ой как низок, поскольку те, кто уже родился, полезным действием обеспечить никого не могут. Поэтому в некоторой степени даже красиво выглядит то, что все занятые в фильме актёры, как таковыми артистами киношного жанра не являются - простые жители, равные своим героям, случайно обнаруженные и выбранные, однако обладающие теми самыми характерами и жаждой работать для того, чтобы измениться. Фильм помогает им, и как расчётливый проект, это более успешная работа, чем любой дошедший развлекательно-фэнтезийный жанр ради случайной улыбки. Пусть суровый реализм уходит всё дальше от электромагнитного поля искусства, зато в таком виде, в виде “Капернаума”, он честен, а соответственно, гораздо ближе зрителю, который даже если захочет почувствовать в этом манипуляции собой - то только из-за того, что честности в жизни своей не чувствует. А это значит, что Надин Лабаки сделала всё правильно. 27.4.2019
О детях принято говорить, как о мертвых – или хорошо, или ничего. Поэтому все страны по ту и эту сторону Атлантики восторженно заявили - Надин Лабаки может побороться за оскар, взять награду в Каннах и получить массу положительных фидбэков от критиков. В мире существует несколько холёных трендов – «наши зайчатки», «наши котятки» и «великий топик еды». Чтобы сотворить искусство, то режиссеру нужно поступить как в знаменитом буддийском коане номер 14 - разрубить котёнка пополам. Манипулирование низшими эмоциями противопоказано кинематографу, а Надин Лабаки действует именно так – она берёт и давит на жалость, пока зрители не станут уязвимыми. Чтобы снимать подобные фильмы особого таланта не нужно, необходимо знать немного психологию потребителя - он покачает головой и воскликнет: «Как ужасно! Как ужасно живут люди в странах ближнего востока, надо что-то с этим делать, великолепный фильм!» Через час он уже сидит в каком-нибудь приличном кафе, не замечая, что в его родной стране своих проблем тоже хватает, а несчастные дети есть везде, не только в Сирии, Ливии, Афганистане и Ливане. А уж если снимать про них, то среди художественных элементов должно быть что-то большее, чем разруха и стыд. В случае «Капернаума» всё завязано на детском плаче и беспомощности – от образа главного героя, Зейна, который в глазах зрителя выглядит святым, до его окружения – наивной сестры (как мы знаем мотивом послужила дочерняя роль женщины в арабском мире) и чернокожего годовасика (чтобы уж точно охватить все слои населения). Все эти элементы служат хорошим прикрытием для очень слабого сценария. Мир знает, что о детях делать хорошее кино тоже можно. В свое время Самира Махмальбаф сняла достойную картину «Двуногий конь», где показала жизнь разных сословий и мировоззрений через детей, убедительно выстраивая драматическую линию без морали, бьющей в лоб. Капернаум же с каждой минутой уходит всё глубже в повествование о тяжелой судьбе и справедливости, пытаясь показать развитым странам тяжелую долю третьих стран, при этом отбрасывая все религиозно-культурные аспекты. Тем не менее фильм смотрится увлекательно и динамично при том, что в ленте играли актеры непрофессионалы. Еще один ход, который работает как дополнительная пиар машина: «Настоящий Зейн – сирийский беженец. Зейн никогда не был в школе. Зейн жил в условиях еще худших, чем показано в фильме». Никто не напишет, что Зейн – это ребенок, которому повезло, и которого выбрали для этой роли, отвергнув толпу детей с такими же проблемами. Закрывая глаза на эти нюансы, можно смело заявить, что Лабаки прекрасно осведомлена о проблемах детей в своей стране, и даже хорошо, что она решила таким способом призвать мир на помощь, но для искусства требуется намного большее, чем обсуждение внутренних проблем – пусть этим занимаются политики, это их прямая обязанность. К сожалению, общество слишком быстро трансформируется в двоичный код, желая принимать только однослойные картины, так как при современных скоростях на другие слои совершенно нет времени. И здесь встает очевидный вопрос: «Неужели мы не способны на большее?» 5 из 10
Для чего приходят дети в этот мир? В идеале — для того, чтобы их любили, о них заботились, окружали теплом, добротой, укутывали в счастье, помогали стать хорошими людьми. Но так бывает далеко не всегда. Так получилось. Давление общества. Традиции. Несчастная любовь. Отсутствие любви. И эти дети лишены всего, чем должны быть окружены. Они — тени. Часто без документов, прав и свобод. Без родительской любви, опеки и ласки. Без уважения, выбора и чувства безопасности. Они мечтают о своей личной комнате и сытном обеде. Они вынуждены взрослеть в 11, искать работу, выходить замуж, рожать детей, хотя их психика и тело ещё не готовы. Этот фильм тяжело смотреть. Ещё сложней — писать о нем. Я забыла, где я нахожусь, забыла, что это фильм и актёры. Эмоции настолько неподдельные, чистые, искренние — было ощущение, что я становлюсь свидетелем всего происходящего. Смотрю, плачу, но не могу ничего сделать, ничем помочь. Чувство бессилия опустошает. Часть боли этих детей выходит из зала вместе с каждым зрителем. Каждый унесёт его в своём сердце. «Люди не имеют права рожать детей, если не могут о них позаботиться». Ежедневно сотни, тысячи детских психик ломаются от жестокости самых родных, казалось бы, людей. Сотни, тысячи детских сердец разбиваются, не выдерживая насилия и грубого обращения. Этот фильм сделает вам больно. Но это нужно, чтобы помнить, ценить, держать себя в руках и брать ответственность за каждый шаг, каждый поступок. Не сваливать все беды на отсутствие выбора, условия, страну. Фильм — нерв, фильм — боль. Фильм, который надо смотреть обязательно. Надин Лабаки очень тонко и без нажима показала нам кусок реальной жизни. Эта красивая, сильная женщина заговорила о том, о чем не принято говорить. Это вызывает огромное уважение. После просмотра я полезла читать про фильм в интернет, и весь пазл сошёлся. Я поняла, почему меня не отпускало ощущение реальности происходящего. Я впервые читала факты о фильме со слезами на глазах. Это кино выдернет вас из зоны комфорта, схватит за жабры и откроет вам другой, непривычный мир, полный боли, отчаяния, одиночества и сломанных детских судеб. Финальный кадр вынет из вас душу, вывернет наизнанку и запихнёт обратно.
Знаете, иногда хочется пойти на фильм и найти для себя какие-то новые смыслы или увидеть обычную повседневность иначе, со стороны автора картины. Но этот фильм точно не об этом. Уже по трейлеру было понятно о чем будет фильм, но приз жюри Каннского фестиваля давал надежду на что-то большее, чем банальные проблемы бедности. Сравните просто фильмы.'Я, Дэниел Блэйк' или 'Жизнь Адель' и 'Капернаум'- какие проблемы берутся, как развиваются герои, каков итог каждой истории. Вы думаете Бедность-острая тема?. Это тема над которой высказались уже все кто мог и БАНАЛЬНЫЕ сцены с разрушенными апартаментами, шинами на крышах или ужиманиями на тонком пледике огромной 'семьи' в очередном предсказуемом фильме не вызывает никаких эмоций кроме как скуки. Чтобы понять насколько это жвачка для зрителя, спросите себя, чем закончилась эта история и какой урок можно вынести из сказанного или, если выносить нечего, то что хотел сказать автор. Этот фейс в конце фильма стопкадром с грустной музыкой вообще не понятно к чему там появился... И я не говорю уже о том, чем закончился суд. Разрешили ли рожать детей или нет семье ГГ и как это вообще можно воплотить? Или опять очередное клише 'ДОДУМАЙТЕ САМИ',на человеческий язык переводящееся, как 'НАМ БЫЛО ЛЕНЬ ПРОДУМЫВАТЬ КОНЦОВКУ'. В реальности же ответ очевидный - здесь и нет разумного конца. Сама постановка проблемы уже абсурдная. Еще раз просто спросите, что хотел сказать автор этого 'Шедевра' или что вы получили от этого фильма, вариант получить удовольствие не котируется, так как это не развлекательный фильм. Если затрудняетесь ответить или говорите банальные вещи-значит я прав. После 'ПРИЗ ЖЮРИ КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ' И 'НОМИНАЦИИ НА ОСКАР' мне стало интересно чем же он так зашел 'высшему' обществу. И Лео с его речью на вручении оскара мне подсказал. Я не знаю как конкретно называется эта позиция, но попробую объяснить. Вот есть толерантность не первый год шагающая с лицемерием в киноиндустрии. Афроамериканцы ГГ, которых не могло быть в конкретном месте, в конкретный временной отрезок или униженные права ЛГБТ. А есть похожая проблема показушности по проблемам 'ОСТРЫМ',как пример-сохранение природы и т.д. Так вот бедность одна из таких проблем. Взяв которую и не урвав наград можно сослаться на бессердечность. Вот эти цели и преследует фильм. Мол, смотрите, вы не переживаете за этих детей?Тогда вы грубиян и невежа. Расстраивает тот лишь факт, что такому корыстному 'толерастскому' фильму дают такие награды на одной из наиболее уважаемых мною церемоний. Ах да единственный плюс 'высокого' фильма это музыкальное сопровождение. Уж тут они постарались, и мурашки действительно идут. Фильм не супергеройская жвачка и не глупая комедия поэтому +5 точно, но ставить ей больше не позволяют другие шедевры, которым нельзя ставить 11) 6 из 10
Есть фильмы ужасов, драмы, трагедии, а есть фильмы боли. От драм и трагедий тебе становится грустно, от ужастиков жутко, а фильмы боли - выворачивают тебя наизнанку и...делают чище. Капернаум - фильм боли. На это больно смотреть, с этим сложно мириться, но с этим придётся как-то жить. Жить с тем, что пока сытые и довольные всем ребята забавляются и живут напоказ в инстаграме и других социальных сетях - гибнут дети, голодают и живут в нищете целые семьи, тысячи, сотни тысяч семей, и целые районы превращаются в притоны и клоповники. Придётся жить не нам, а им. Странно, что в этих клоповниках рождаются милые и симпатичные люди, с чистыми душами и благородными сердцами. Странно, что они появляются на свет не дикарями с озлобленным внутренним миром. Но нет ничего странного в том, что к зрелому возрасту большинство из них, начинает ненавидеть белый свет. Вот и герой фильма - маленький, но благородный рыцарь, чьё невинное сердце, не в силах совладать с бездушным миропорядком, постепенно черствеет. Его никто не услышит, и мир вокруг него никто не изменит. Он борется сам, пытается изо всех сил. Мальчишка. Если говорить о технических и творческих составляющих, то Капернаум ещё и фильм восхищение. Я не представляю, как это сняли, и как вложили в голову Зэйна и всех остальных такую органику. Ни малейшей театральщины и игры на публику, полнейшее ощущение наблюдения за живой и настоящей историей. Потрясает тот факт, что в картине нет профессиональных актеров, это просто не укладывается в голове. Есть сцены, которые обезоруживают своей неподдельностью и искренностью. Высший пилотаж, когда максимум нашей, зрительской задействованности - подглядывание. Весь Капернаум - высший пилотаж, и заслуженная пальмовая ветвь в Каннах. Парень, ты мой маленький герой, и я запомню тебя навсегда, и ещё не раз о тебе вспомню и расскажу. 9 из 10
«Капернаум» - это картина ливанского режиссёра Надин Лабаки, чьи предыдущие фильмы с очень большим трудом можно называть чем-то выдающимся, однако, её последнюю работу можно не просто назвать хорошим представителем своего жанра, но и полностью перенаправившим карьеру Лабаки в лучшую сторону. И хоть ленту нельзя назвать чем-то неординарным, может быть она в чем-то даже типична, прямолинейно рассказывающая историю, но считать «Капернаум» вторичным никак не получается. Режиссёр очень любопытным образом разворачивает своё полотно. Вместо очередной попытки вызвать жалость у сердобольных зрителей к бедным и несчастным детям, Лабаки предлагает решать проблемы голодающих радикальным методом. Фильм Надин Лабаки выглядит, чувствуется и преподносится, как один большой вопрос, ведь через призму маленького двенадцатилетнего мальчика, проживающего в Капернауме, Израиль, режиссёр старается показать не сколько всю сложность жизни ребёнка в городе, в котором нищета входит в понятие нормы, сколько нечто в корне противоположное. Она тратит львиную долю хронометража на наглядную демонстрацию ужасающей действительности не для того, чтобы лишний раз напомнить о бедности малоимущих стран. Лабаки поставила перед собой цель, чтобы у зрителя не было никаких “против”, чтобы высказать их режиссёру, чтобы эмоциональная привязка к героям работала в момент кульминации. Сюжет строится вокруг мальчика по имени Зейн. Он не единственный ребёнок в семье. У него так много братьев и сестёр, что он сам не знает сколько их у него. Он даже не уверен сколько ему точно полных лет, а про такую обыденную для нас вещь, как документы – он и не слышал. Как говорится в фильме, даже у бутылки из-под кетчупа есть бирка, дата изготовление и документ, а у детей, родившихся и умирающих каждый день в Капернауме, этого нет, их никогда и не существовало. Да и можно ли их жизнь назвать нормальным существованием? Они призраки бедных городов. Всё, что у них есть в жизни, это лишь боль, ненависть, труд, голод, сигареты, болезни, бесконечная борьба за выживание и попытка выбраться из нищеты, что не представляется возможным даже при наличии неординарного умственного подхода к выполнению этой задачи. И Зейн, при всей своей схожести с другими детьми, обладает именно таким необычным мышлением, помогающим ему выживать. Что интересно, персонажи фильма намеренно обделены индивидуальными качествами, хоть и различны между друг другом. Будь то Зейн, его мать, отец, другие дети, окружающие его взрослые – всего лишь архетипы. Все герои «Капернаума», в первую очередь, живые люди, и, лишив своих персонажей индивидуальности, режиссёр лишний раз показывает, что происходящие в картине события – не исключительные для конкретной семьи. Всех этих озлобленных и жестоких мужчин, несчастных женщин, ещё более злых от своей беспомощности детей объединяет нищета, пропитывающая Капернаум до основания. Всё, что есть у них – это жизнь. И именно жизнь режиссёр ставит под вопрос в фильме. Зачем нужна такая жизнь? Большинство этих детей умрут, не дожив до своего совершеннолетия, десятилетних девочек будут выдавать замуж педофилам, считающимися нормальными людьми, поскольку в Капернауме из-за нищеты люди с каждым днём теряют человечность всё сильнее. Все эти дети вырастут в жестоких, озлобленных тараканов, продолжающих плодиться и приносить в этот мир таких же нелюбимых, ненавидимых детей, больше напоминающих расходный материал. И это единственное косвенное объяснение того, почему дети продолжают рождаться в городе. Ведь в Капернауме нет ничего такого, что сподвигло бы выдать свою маленькую дочь замуж за сорокалетнего, чтобы взамен получить несколько десятков куриц. Человечно ли это? Какая мать способна на такое? А зачем вообще это нужно? «Капернаум» отличается от себе подобных картин именно тем, как он задаёт все эти вопросы и отвечает на них. Фильм начинается с быстрой нарезки красивых кадров, в которых фигурируют дети, играющие друг с другом, а между делом нюхающие клей, курящие и ведущие себя, как дикари. И среди этих маленьких зверей выделяется мальчик Зейн. Он, пожалуй, единственный, кто задаётся вопросами в этом фильме. Его непонимание происходящих ужасов переходит в яростную ненависть ко всему в этом миром. Попав в тюрьму за нападение на человека с ножом, Зейн подаёт в суд на своих же родителей. Казалось бы, в чём маленький подонок, наделавший глупостей, может обвинять своих родителей? И ответ весьма прост. Весь фильм – это ещё и один большой ответ. Для Зейна важно узнать, зачем его родители дали ему бессмысленную жизнь, зачем обрекли на голодное существование животного. И хоть по ходу действия сюжета картина ощущается затянутой, прямолинейной и местами притянутой за уши, «Капернаум» всё же оправдывает потраченное на него время. Надин Лабаки наглядно показала всю ту грязь, через которую приходиться пробираться детям таких нищих городов, как Капернаум. Сконцентрировав внимание зрителя на Зейне, режиссёр смогла эмоционально привязать зрителя к герою с отсутствующими счастливыми эмоциями, не познавшего материнской любви, кроме бесконечных оскорблений. Единственно, что может заставить ребёнка в «Капернауме» улыбнуться – это фотография на удостоверение личности. Простая фотография на паспорт может вызвать у ребёнка восторг, ведь он теперь существует, ведь он теперь не бродячий пёс, а гражданин. «Капернаум» прекрасно понимает, какую реакцию он может вызвать у семей, демонстрируемых в фильме, именно поэтому у Надин Лабаки имеется небольшое камео в собственной картине. Выступившая свидетелем рассказанной Зейном истории и его адвокатом, Лабаки слышит в свой адрес от матери мальчика следующее: «Кто вы такая, чтобы меня осуждать? Я вкалываю, как проклятая, чем я заслужила такое отношение?». Что любопытно, ответа на этот вопрос героиня Лабаки не даёт. Вот и получается, что «Капернаум» о бессмысленной борьбе с бедностью, ведь люди не слышат критики в свой адрес, они винят всех вокруг себя и не видят всю ту низменность, созданную ими. «Капернаум» - кино, сделанное по всем законам высокого, в чём-то академического производства, но пропитанное авторским высказыванием на острую тему, предлагающим не менее горячую интерпретацию на решение проблемы с бедностью. Главная магия ленты в том, что спустя два отсмотренных душераздирающих часа невозможно не согласится с идеологией картины. Если у вас нет денег даже на предметы контрацепции, то о каком десятом ребёнке в семье может идти речь? Зачем обрекать ребёнка на никчёмное существование? Впрочем, задавать эти вопросы нет смысла, что картины и показывает, ведь кричащая направо и налево «мать», которой все вокруг всё должны и обязаны, никогда не услышит конструктивной критики, а лишь в очередной раз ударит своего ребёнка, запьет горе алкоголем и продолжит развлекаться. Вот только после таких развлечений, вообще-то, дети и случаются, а ребёнок – это ответственность. Здесь не работает правило: «Дал бог зайку, даст и лужайку».
Удивительно, насколько мудрым может быть ребенок, и насколько недалекими бывают взрослые. Двенадцатилетний Зейн - мальчик с большим сердцем, умеющий любить. Он любит свою сестру и всеми силами пытается спасти ее от раннего брака и жизни, полной страданий и унижений. Он тянется к знаниям и к другой, нормальной, обычной человеческой жизни. Жизни, в которой детям не приходится уговаривать родителей позволить ходить им в школу. Жизни, в которой родители не заставляют своих детей работать с утра до ночи, чтобы прокормить всю семью. Жизни, в которой у детей есть имя и документы, и они точно знают, сколько им лет... В фильме раскрыты образы двух матерей. Единственное, что объединяет их - низкий уровень жизни. Мать Зейна уверена, что жизнь женщины начинается с полового созревания и немедленного вступления в брак, а затем продолжается чередой бесконечных беременностей и родов. При этом неважно, что ты можешь дать своим детям: любовь, образование, воспитание или сахар с водой и работу с утра до ночи чуть ли не с рождения. Возможность отправить сына в школу кажется ей привлекательной только потому, что это поможет улучшить условия жизни всей семьи. Возможность выдать одиннадцатилетнюю дочь замуж за хозяина квартиры, в которой они живут, избавит ее от лишнего рта и убережет от потери жилища… Мать Йонаса действительно достойна того, чтобы называться матерью. Да, она забеременела и родила ребенка нелегально, вынуждена скрывать его и он тоже растет, словно невидимка без документов. Но она работает с утра до ночи, пытаясь прокормить сына. Еле сводя концы с концами, она, тем не менее, решает приютить Зейна и обращается с чужим для нее ребенком гораздо заботливее, чем его родная мать. Она знает, на что способен Аспро и никогда в жизни не отдаст ему ребенка, сколько бы денег он за это ни предложил… Главная проблема, которую поднимают авторы фильма, актуальна как никогда. Жить, чтобы бездумно размножаться и плодить нищету, несчастных детей, обеспечивать тюрьмы непрекращающимся потоком преступников? Зейн, переживший за двенадцать лет столько, сколько иные не переживают за всю жизнь, рассказывает всему миру о том, что ежедневно происходит в его стране и о своей боли от этого. И посмотрев 'Капернаум', зритель тоже сможет почувствовать и разделить с Зейном эту боль. Зачем люди рожают детей, приводят на этот свет нового человека, если не могут вырастить его, окружить любовью и заботой? Такие фильмы нужны и важны, они проникают глубоко в сердце, пробуждают в людях чувства и заставляют думать. Конечно, мир не изменится мгновенно, но каждый фильм, подобный этому, рассказывает огромному количеству людей во всех частях света о существующей проблеме. И не просто рассказывает, а пропитывает этим жарким и пыльным воздухом Ближнего Востока, детской болью и слезами...
Мальчик по имени Зейн живет в очень большой и очень бедной семье. Он точно не знает, сколько у него братьев и сестер. Но Зейн уверен, что детей в бедной семье должно быть меньше. Несмотря на столь юный возраст, парень уже работает, а после помогает матери по хозяйству. Каждое утро, идя на работу по улочкам нищего Бейрута, он мечтает уехать в Швецию. Все, что есть у Зейна – боль, ненависть, голод и бесконечная борьба за выживание. У него даже нет документов. А его родители не могут точно ответить, сколько ему лет. Зейн попадет в тюрьму. Оказавшись за решеткой, он подаст в суд на родителей за то, что те «дали ему жизнь». Создатели фильма попытались ответить на один главный вопрос: а нужна ли такая жизнь? Картина кажется затянутой, прямолинейной и местами притянутой за уши. Режиссер Надин Лабаки показала, как живут дети в таких нищих городах, как Капернаум. Они вырастают жестокими и озлобленными. Из-за нищеты теряют человечность. Выдают своих маленьких дочерей за сорокалетних педофилов, чтобы взамен получить несколько десятков куриц. С первых минут привязываешься к главному герою, у которого, кстати, на протяжении всего фильма напрочь отсутствуют эмоции счастья. Один раз Зейн улыбнется, когда увидит свою фотографию на удостоверении личности. Простое фото вызовет у ребенка восторг. Ведь он теперь не бродячий пес, он - гражданин. Кстати, в фильме «Капернаум» снимались непрофессиональные актеры. Роль Зейна исполнил сирийский мальчик, его тоже зовут Зейн. Он жил в Ливане и с малых лет работал нелегально. Никогда не ходил в школу. Сыгравшая роль сестры Зейна – сирийская беженка. В киноленте дети говорят о собственных ситуациях, поэтому он такой убедительный. Два душераздирающих часа проходят незаметно. Это не просто фильм.
Я не могу покрасить рецензию в красный цвет, потому что фильм нельзя назвать плохим, но рассматривать его в качестве шедевра или картины из категории 'must watch' при всем желании не получается. Подмена понятий сейчас повсеместна, если рассматривать гуманитарный эффект от картины, то он действительно большой, но с точки зрения искусства это не дает каких-то сверх преференций. Неправильно фильм про бедность ставить выше фильма про спорт, успех, гусениц и т.д., только потому что он про бедность. Есть в фильме очень красивая идея, которая безусловно заслуживает того, чтобы подумать о ней лишний раз. Мальчик по имени Зейн, выросший в многодетной бедной семье из Ливана, подает в суд на своих родителей, иск не самый замысловатый. Зейн обвиняет родителей в том, что его родили. Он в панике, что мать беременна, что на свет появится еще один ребенок с судьбой схожей с Зейном. Все показано максимально естественно, другого результата ожидать было бы довольно сложно, ведь мальчик Зейн сыграл сам себя, рассказывают, что его жизнь была еще хуже чем события в фильме, а сам Зейн не смог написать свое имя на бумаге. Актеры выбраны не самые известные, чтобы ничего не отвлекало зрителей от происходящего. Снято уже большое количество картин, которые сочетают в себе гуманистический посыл и эффектную драматургию, на сей раз последнего мне не хватило. История заставляет сопереживать и главному герою, и всей семье, декорации и костюмы - просто реальность. В тех же 'Паразитах' был особый взгляд автора на происходящее, хоть и с довольно странными сюжетными линиями. Здесь мы видим работу портретиста, причем уровень искажений остается вне зоны нашего понимания. 7 из 10
Жалею зря потраченного времени на этот фильм. Он делался исключительно ради наград, а не ради зрителя. Жильё главного героя напомнила мне мою коммуналку в спальном районе, я тоже росла в бедности и тоже иногда мучилась подобными мыслями: зачем меня родили на свет. Поэтому мне понятны чувства главного героя. Проблема в том что при такой крайне интересной идее, при такой животрепещущей и по-прежнему актуальной теме, несмотря на её избитость, кино не вызвало у меня никаких чувств, кроме разочарования. Когда я берусь смотреть такие фильмы, я заранее надеюсь, что хотя бы один раз за весь фильм я пролью хотя бы одну слезу, хотя бы один комок в горле застрянет у меня. Но этого не произошло и не потому что тема заезженная, которой якобы никого не разжалобить, и не потому что я жестока и равнодушна. Всё дело в реализации идеи, и это самое обидное, потому что идея эта хорошая и фильм мог бы получиться великолепный. Проблема, я считаю, в сценарии, в игре некоторых актёров, которым не веришь, в мотивации, поступках некоторых актёров, которые выглядят не натуральными. Фильм направлен на то чтобы выдавить слезу у зрителя, но цели своей он не достигает. Может, потому, что цель выбрана неправильная? Недавно узнала, что мальчик счастливо перебрался в Норвегию. И уже за то, что этот фильм изменил жизнь хотя бы одного ребёнка я добавлю ему баллов. Кстати, если вам нравятся подобного рода фильмы, посмотрите лучше 'Ваджда' (2012). Идея: 9 из 10 Реализация: 4 из 10 Итого: 6 из 10
В 'Капернауме' снимали не профессиональных актеров, а людей с улицы в прямом смысле – их там и отбирали. Съёмки на улицах Ливана – 'говорящая' натура, нищета, серость. Всё это делает происходящее настолько реальным и достоверным, что фильм смотрится документальным. Главный герой Зейн (исполнителя и в жизни так зовут) – мальчик из нищей семьи, без документов, без детства, без будущего. Тема не нова, знакома нам ещё по 'Детям подземелья' Короленко. Но здесь потрясает естественность, искренность 'актеров', ни на минуту не сомневаешься, что эти реальные люди так и живут. Нет театральности. О житейских драмах и трагедиях рассказывается буднично, без пафоса. И от этого впечатление только усиливается. Зейн в свои примерно 12 лет работает, заботится о младших детях в семье, толком не ест, не учится. Как-то со всем справляется, пытается защитить от произвола собственных родителей свою сестру. Это мужское начало – быть защитником – проявляется и тогда, когда ему приходится заботиться о чужом ребенке, сыне бывшей проститутки, пытающейся выжить в чужой стране. Поражает, что в самой тупиковой ситуации Зейн, по сути ребенок, ищет выход, действует, борется. Он честен и прямолинеен. Он твердо знает, что нужно делать и делает это. Он подаёт в суд на родителей за то, что они его родили для такой жизни, считая это безответственностью. Ещё одна деталь и черта характера героя: вера в справедливость. Несмотря на то, что он многого навидался в своей жизни, он всё же верит, что суд всё рассудит и исправит ошибки. Нам, сытым и благополучным, есть чему поучиться у этого ребенка. Мир уже не будет прежним. Совсем иначе теперь воспринимается происходящее на Ближнем Востоке. Не кажутся безрассудными беженцы, рискующие жизнью ради жизни в Европе. Предельно ясно: им нечего терять. Фильм выдающийся и по уровню работы режиссера Надин Лабаки, и по уровню тем, которые он поднимает. Обязателен к просмотру! 9 из 10
Совершенно невероятная картина ливанского режиссера Надин Лабаки погрузит вас с головой в жизнь обычного мальчика из Бейрута. Главный герой Зейн живет со своей семьей в Бейруте. Вот только живет, или выживает? Детский труд, преступность и человеческая жестокость - все что видел Зейн в своей жизни. Несмотря на это, в нем проявляются удивительные человеческие качества, несвойственные для людей вокруг. Он пытается защитить свою одиннадцатилетнюю сестру от выдачи замуж за взрослого мужчину. Однако, не сумев помешать этому, сбегает из дома. Зейн оказывается один на один с жестокой жизнью стран третьего мира. Судьба сталкивает его с беженкой из африки и ее маленьким ребенком. Они стараются держаться вместе, но порой обстоятельства сильнее. Мальчику приходится делать все, чтобы все чтобы выжить. Однако он не просто выживает, но и пытается остаться человеком и совершать правильные поступки. Отдельного внимания заслуживают актеры. Всех их нашли на уличных кастингах и они играют себя. Несмотря на это не чувствуется никакой фальши в игре главных героев. Им не пришлось вживаться в роль, потому что они сами проживают такие же нелегкие судьбы. Несмотря на тему, Надин Лабаки не пытается выбить слезу у зрителя. Просто становится больно от осознания того, сколько людей на земле живут точно также и каждый день работают за кусок хлеба. Вообще режиссер поднимает множество тем. Тут и вопрос беженцев (после этой картины совершенно по-другому относишься к людям, которые уехали в другие страны в поисках лучшей жизни) и проблему отцов и детей и вопрос материнства. На все это предстоит ответить зрителю. 7.6 из 10