Чего меньше всего ждал от прославленного фестивального любимчика Рюсукэ Хамагути («Сядь за руль моей машины», «Случайность и догадка»), так это любовной мелодрамы с сюжетом, характерным скорее для аниме Макото Синкая. Судите сами: сердце главной героини, очаровательный скромницы Асако, крадет разбитной парень Баку. Их любовь развивается стремительно, но свободолюбивый Баку однажды исчезает, не сказав никому не слова, и оставляет любимую с незаживающей душевной раной. Но время лечит и через 2 года девушке выпадает возможность вновь пережить высокое чувство, на сей раз к офисному работнику Рюхэю, как две капли воды похожему на Баку. Однако беглец не заставит себя долго ждать и вернется к бывшей возлюбленной в самый неподходящий момент. По пересказу синопсиса может показаться, что это сюжет какой-нибудь сладенькой дорамы? А вот и нет, поскольку «Асако 1 и 2» вовсе не сопливое мыло, а томительное горько-сладкое романтическое удовольствие. Данная картина является отличным примером кино, главная художественная ценность которого не в том, о чем оно рассказывает, а как оно это делает. Киноязык Хамагути - не схематичное повествование, поведанное сухим артхаусным слогом, а настоящее смакование, благодаря чему два часа, проведенные у экрана, кажутся подлинным наслаждением. Как настоящий эстет и созерцатель, постановщик предлагает аудитории распробовать каждое мгновение, которое проживают его герои, словно порцию изысканного восточного яства вкупе с бокалом хорошего вина, после которого хочется то помечать, то погрустить и даже всплакнуть, вспоминая о чем-то своем. Камера пристально наблюдает и фиксирует любой, даже самый незначительный жест, позу или взгляд персонажей и замирает, запечатлевая какую-то особую, невероятно невинную чистоту и глубоко трогательную наивность лиц исполнителей главных ролей (Эрика Карата и Масахиро Хигасидэ - просто чудо и являются буквально эталоном понятия «кавайность»). Не так проста и сама история, какой может показаться поначалу. Да, поведение Асако часто будет вызывать ряд вопросов, но ее сомнения и метания подчеркивают главную идею фильма - антитезу понятия «мы в жизни любим только раз, а после ищем лишь похожих». Для девушки первая любовь сперва кажется неким шаблоном, по которому должен развиваться и ее следующий роман, ведь неслучайно Баку и Рюхэй внешне выглядят братьями-близнецами. Но Хамагути хочет донести до аудитории понимание того факта, что первое чувство вовсе не тождественно чему-то главному и единственному, поскольку романтические розовые очки частенько держат в плену иллюзий и не позволяют разглядеть истинную личину объекта вашей страсти. И именно из-за веры в подобные клише порой можно так легко запутаться и навсегда потерять искренне любящего тебя человека, которого по-настоящему узнаешь за долгие годы и который предан тебе всем сердцем, лишь из-за того, что он не такой, как «первый». А ведь второго шанса судьба может попросту больше не дать. P. S. после просмотра искренне жалею лишь об одном: о том, что фильм не стали переводить близко к оригинальному названию, ведь «То сплю, то просыпаюсь» звучит так поэтично и изящно, в полной мере передавая всю эмоциональную тонкость этой картины.
Это как приехать в Японию, но не туристом, а погостить к близкой подруге и остаться с ней жить на пару лет, несколько раз вместе с ней поменять дом, друзей и... любимого. Один ушёл за новыми ботинками – и не вернулся, другой появляется спустя два года и похож на прежнего как брат-близнец, но видит девушку в первый раз. И пока мы будем ломать голову, кто же эти два человека и куда пропал первый, мы многое переживём вместе с милой Асако во всех нюансах. Сюжет взросления? И он в том числе. Фильм Асако 1 и 2 (Netemo Sametemo, 2018) трогательный купаж лирической драмы и триллера, по-японски изящный и чудный. Искусное погружение в реальность, просто пьешь кофе вместе с Асако и её друзьями, идешь с ними в театр, цитируешь Чехова, ешь свежие устрицы и кормишь кота. Кот, кстати, очарователен! И как персонаж, и как сквозная деталь — драматургически совершенная. Каждая сцена - как четверостишие - эмоциональна и созерцательна, создаёт особенный ритм и наполнена жизнью. А внутри тем временем сжимается пружина. Но любители классических триллеров будут слегка удивлены. Вопросы, которые на самом деле интересуют авторов фильма лежат в плоскости драмы и акцент на них. Они вглядываются в отношения. Дают возможность зрителю наблюдать созидательную и разрушительную силу одного и того же впечатления. Но впечатление - лишь катализатор и есть что-то более фундаментальное, на что действительно можно опереться, полезно посмотреть этот фильм, чтобы взглянуть на собственные отношения шире и глубже, как минимум — с двух сторон, понять природу некоторых поступков. Понять и простить, или нет.