Вот странный фильм под названием «Гора» снял Рик Алверсон. Монотонный и тревожный, задействующий выдающихся актеров вроде Джеффа Голдблюма, Удо Кира и Тая Шеридана, «Гора» кажется на первый взгляд новым словом в драме. Здесь найдется место и захватывающему визуалу: странные симметричные коридоры, одинокие номера гостиниц, белые и приглушенные цвета. Сама атмосфера нагоняет тяжелую депрессию и гнетущую атмосферу. Однако за всем этим фасадом печальной историей и желания подсунуть зрителю нечто высоколобое (не зря фильм номинировали на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля) таится нечто незаконченное. Все визуальные решения так и остаются банальной неспособностью автора решить, каким образом ему рассказать историю и почему эта история вообще достойна быть рассказанной. Действие происходит в 1950-е. Тай Шеридан играет Энди, покорного парня-интроверта, работающего на ледяном катке. Его отец по имени Фредерик (Удо Кир) работает там же инструктором по катанию на коньках. Мать Энди госпитализирована с депрессией, а когда Фредерик умирает, Энди хочет восстановить контакт с матерью. Его намерения разрушены появлением странного человека – психиатра доктора Уоллеса (Голдблюм). Молодой человек присоединяется к команде Уоллеса, чтобы фотографировать пациентов, подвергшихся лоботомии. Всё это развивается очень, очень, ОЧЕНЬ медленно, словно проходя через какой-то голливудский густой кисель. Режиссерская группа поразительным образом фиксирует все оттенки депрессии, особенно касающиеся страдания в медицинских учреждениях, однако словно держит зрителя на расстоянии от эмоционального вовлечения в мир героев. Каждый из персонажей выглядит словно зомби без индивидуальности и внутреннего мира, проходя лишь через страдание. Кажется, что Алверсон был заинтересован в желании создать красивые кадры, чем исследовать внутренний мир людей в центре повествования. В какой-то мере Алверсон был заинтересован и в том, чтобы показать, что 1950-е были абсолютно ужасным временем для американской истории. С другой стороны, история о двух мужчинах (где один заменяет другому отца) должна происходить на фоне этой эпохи. Драма подчеркивается выступлением центральных персонажей. Тот же доктор Уоллес обладает комплексом Бога, хотя сценарий настолько погряз в стилизации, что забывает об этом факте. Суррогатная совесть эры в лице Энди слишком пассивна, а в остальном же фильм слишком очевиден. Перекос американского процветания 1950-х, показанный в «Горе», демонстрирует, что в инди-кинематографе гламур проиграл. Фильм очень сложный для восприятия, а намеренная тревожность добавляет в киноленту неоднозначность и двойственность. Тем не менее, несмотря на благородные желания съемочной группы продемонстрировать нечто трогательное и стильные визуальные эффекты, «Гора» оказывается невероятно блеклым и серым фильмом. Сохраняя разочаровывающую эмоциональную дистанцию «Гора» чувствуется больше утомительным и претенциозным, чем провокационным и добрым. 5 из 10
Впечатления от этого фильма у меня совсем неоднозначные. И описать их можно следующим образом: представьте, что встретились два зрителя после просмотра и делятся своими впечатлениями. Одном мнение вот такое: 'Красиво, возвышенно, изящно, вдохновенно. Как умозрительно. Какой свет и как много философской утонченной недосказанности. Остается просто следить за умелым актерским дуэтом Джеффа Голдблюма и Тая Шеридана'. А вот второе мнение совсем иное: 'При всей изящности этому фильму явно недостает сюжетного лоска. Да, завязка выходит убедительной: Америка, еще не взбудораженная Карибским кризисом, психбольница и шоковая терапия. Любовь. Но вот дальнейшее развитие событий выходит чрезмерно размытым. Право, ну нельзя же так абстрагироваться от рациональных сюжетных эскапад'. И вот, каждое из мнений имеет право на жизнь. В первом измерении фильм представляется едва ли не шедевром. А вот в измерении втором - это весьма ровный и не слишком интересный образец. И вот, признаюсь вам, что так сложно сделать однозначную и точную оценку, рубануть сказав - 'отлично' или 'удовлетворительно'. Что, в свою очередь, позволяет безошибочно причислить этот фильм в такую размытую условную категорию, как 'средне'. Увы, не заслуживает этот фильм ни критики, ни похвалы. Простая история, рассказанная в стилистике намного более эффектной, нежели сам предлагаемый сюжет. 5 из 10