За пределом: отзывы и рeцензии

ivvpetr12
ivvpetr1225 декабря 2021 в 23:50
Как же легко можно всё исказить!

Художественная гимнастика - невероятно красивый вид спорта. Так скажут все, кто способен восхищаться потрясающей гибкостью, чистотой линий, умением работать с предметом в точном соответствии с выбранной музыкальной композицией. Правила, по которым проводятся соревнования, меняются каждые 4 года и последним крупным и самым важным стартом не только всего цикла, но и карьеры большинства спортсменок экстра-класса являются Олимпийские игры. Фильм охватывает период с Чемпионата Мира 2015 года, прошедшего в немецком Штутгарте, по Олимпийские игры 2016 года в бразильском Рио-де-Жанейро и представляет собой вырванные из контекста соревнований диалоги между Маргаритой Мамун, её личным тренером Аминой Зариповой и главным тренером российской сборной Ириной Александровной Винер-Умановой. Я подчеркну: вырванные из контекста! И именно поэтому фильм нельзя назвать объективным. Более того, честный любитель гимнастики может даже заподозрить режиссёра в предвзятости. И вот почему. В самом начале фильма у станка мы видим трёх наших гимнасток: титулованных Риту Мамун и Яну Кудрявцеву на переднем плане, а также Сашу Солдатову (не в фокусе) чуть поодаль. И это важно понимать: достойных гимнасток у нас три, а мест на Чемпионатах Мира и Олимпиадах от страны только два. В Штутгарте в квалификации Рита допускает потерю в мяче, лишь на самую малость обходит Солдатову по очкам и выходит в финал многоборья. А финале допускает потерю в ленте и уступает уже травмированной на тот момент Яне Кудрявцевой очередной титул абсолютной чемпионки мира. Но режиссёр потери не показывает, тем самым не даёт обычному зрителю проследить логическую связь между тем, что случилось на ковре, и тем, что будет сказано в весьма резкой форме главным тренером на улице. Вместо объективной критики, сказанной по делу, некомпетентный зритель услышит только грубость. Далее мы видим, как на Гран-при Москвы 2016 года Рита теряет обруч, но не видим стараниями режиссёра, что она допускает потери ещё в двух из трёх оставшихся видов, что золото выигрывает Солдатова, а Рита даже не попадает в число призёров. Чемпионат России также выигрывает Солдатова, но тем не менее с учётом всех факторов на Чемпионат Европы едут Рита и Яна Кудрявцева, где Рита... снова теряет!!! Ирина Винер-Усманова не выдержит и выдаст на-гора тираду, содержащую в себе нецензурную лексику. Но так как режиссёр не покажет очередную потерю и не подчеркнёт, что Чемпионат Европы - это крупнейший и самый нервный старт перед Олимпиадой, зритель скорее всего так и не осознает всю глубину и точность слов, сказанных в адрес Риты. Он воспримет их как грубость и даже жестокость. Ирина Винер не поедет в Рио - она останется ухаживать за тяжело больной матерью. В фильме о матери в силу объективных причин ничего не будет сказано. Как итог, слова Винер 'Расскажи все про папу' будут восприняты зрителем не как отражение собственной боли главного тренера, а снова как грубость. На тренировках в Бразилии у Риты снова не всё будет получаться, но разве подумает зритель о том, что в таких условиях только мудрый и верящий в потенциал Риты тренер не заменит её на ту, которая не теряет - более стабильную и энергичную Солдатову? Нет! Зритель даже не будет знать, что место в сборной России Рите совсем не гарантированно и может уплыть от неё в последний момент. Что вообще увидит в этом фильме человек, не интересующийся гимнастикой, не понимающий профессиональной лексики, не сознающий, что за результаты ученика головой всегда отвечает тренер? Разве он увидит, что Рита роняет, роняет и ещё раз роняет, а тренеры стараются привести её в чувство, пытаются научить её не ронять? Разве он увидит тренерскую любовь и заботу, мудрость и ласку? Разве он осознает, что благодаря Ирине Александровне и Амине Василовне Рита в финале Олимпиады не просто не уронит, но и выдаст лучшее по чистоте и эмоциональности выступление за всю свою карьеру. Нет! Зритель увидит грубость, грубость и только грубость. Плюс жестокость. Очень жаль! 3 из 10