Эх, корпоративная Америка снова отравляет жизнь какому-то маленькому человеку! Возможно, цинично прозвучит, но это корпоративные откровения вряд ли станут сюрпризом. Сущность большого бизнеса с глубокими карманами, который уклоняется от ответственности, является темой в кино чуть ли не извечной. На протяжении многих лет мы наблюдали как одинокий борец пытается справиться с корпорацией, последствиями её деяний и ложью вокруг них («Силквуд» и пр.). Даже недавние «Тёмные воды» был на эту тему. Такие фильмы всегда сняты по одному сценарию, только с разным уровнем качества исполнения или идеей (взять, хотя бы «Эрин Брокович», который, как водится, был песнью совсем не о том). «У дьявола есть имя» пытается вписаться в этот условный жанр, только без выдумки, креатива или достойного кинопроизводства: всё происходящее какое-то серое, а во время просмотра можно впасть в летаргию. Само название намекает, что имя дьяволу – капитализм. Хотя, само собой, внимания на конкретный термин здесь не обращают, и сводят зло до уровня корпораций, но тем не менее посыл очевиден. В фильме утверждается, что единственный способ превзойти логику обогащения – нанести вред тем, кто загрязняет окружающую среду, что, вроде как, выступит предостережением для остальных. Тяжело сказать, что подобная стратегия работает (например, трудно представить, что корпорации откажутся от погони за краткосрочной прибылью), но это является хорошим плацдармом для кинофильма. В теории. По сюжету «Дьявола» фермер сражается с крупной нефтяной компанией. Однако в целом сценарий наполнен карикатурами и пасквилями, причем «на серьезной мине» это смотрится нелепо. Злодеи уровня богатого техасца из «Симпсонов», какие-то потешные корпоративные боссы существуют только в воображении «Кукрыниксов» – всё же вместо чего-то хитрого или мудрого идею «Дьявола» сводят до примитива. Не говоря уже о том, что хронология повествования запутана, а заключения о выборах основных действующих лиц сценарий делать не хочет. Разоблачающая драма пытается усидеть на двух стульях: комедии и нуаре. В итоге всё здорово проседает: у картины, кажется, отсутствует сердце в нужном месте, из-за чего вообще существование «Дьявола» хочется отнести к конъюнктуре. Либеральная или даже анархическая картина, возможно, была снята с целью бунта, только вот киноязык совсем неправильный: ощущения от просмотра «Дьявола» удручающие, ведь персонажи здесь – непрописанные, история – запутанная, а выводы – неконкретные. 3 из 10
Фильмы, тематика которых затрагивает сложнейшую ситуацию, когда человек или горстка людей начинают противостоять могущественным корпорациям, всегда вызывают живой интерес. А переживания во время и после просмотра перерастают в глубокую задумчивость по поводу того, кто же правит нашим миром и кому писаны законы, а кто их создаёт под себя. Поэтому, если маленький человек (условная формулировка, относящаяся ещё к приёмам советского кинематографа) из последних сил одерживает верх над самым серьёзным противником в жизни, то такие фильмы становятся воодушевляющими и в каком-то роде агитационными. Так в своё время Майкл Манн поставил чуть ли не с документальной точностью ленту 'Свой человек' (1999), где журналист и его информатор противостоят крупнейшему сигаретному производителю. Джулия Робертс берёт 'Оскар' за роль в фильме 'Эрин Брокович' (2000), где её героиня борется за экологическую безопасность. И совсем недавно выходит сильная картина 'Тёмные воды' (2019) с Марком Руффало, идущего против тефлонового загрязнения. К этому ряду фильмов без обиняков можно причислить 'одногодку' 'Тёмных вод' - ленту Эдварда Джеймса Олмоса, сыгравшего, кстати, главную роль в ней же, 'У дьявола есть имя'. Вообще, Эдвард Джеймс Олмос достаточно узнаваемый человек, но по большей части как телевизионный актёр, правда часто приглашаемый в полнометражные проекты, но чаще всего как актёр второго плана. У него был опыт режиссуры - он ставил эпизоды в сериалах, где сам снимался. Примерно такой же формат актёра, как и у Олмоса, у Дэвида Стрэтэйрна, который играет его лучшего друга в 'У дьявола есть имя', хотя их отношения больше напоминают комедийное действо, разыгранное великолепным дуэтом Джек Леммон и Уолтер Мэттау в дилогии 'Старые ворчуны' (1993 и 1995). А против героя Олмоса выступает истеричная владелица нефтяных промыслов (Кэйт Босворт), которая на протяжении многих лет цинично отравляет отходами производства землю местных жителей. Теперь предстоит долгая тяжба, где защитником истца становится опытный, но сдавший свои позиции юрист, и в его роли было приятно вновь видеть Мартина Шина. Вообще в 'У дьявола есть имя' собран солидный актёрский состав, но при этом он не вызывает особого ощущения восторга, хотя в совокупности они могли бы выдать сильный проект. Ведь помимо Олмоса, Стрэтэйрна, Босворт и Шина были задействованы Хэйли Джоэл Осмент и Альфред Молина. Но каждый из них в фильме существовал по отдельности. При этом актёры ещё пытались самостоятельно что-то создать в своих персонажах, потому что в сценарии дебютанта Роберта МакЭвити были очень поверхностно прописаны образы. Будто бы МакЭвити пользовался вдохновением из ленты братьев Коэнов 'Фарго' (1995), но таланта и мощи мысли не хватило, поэтому сценарист разработал такой материал, который уже был видопроизведён в других фильмах, так что ничего нового в 'У дьявола есть имя' зрителю не предстоит увидеть. К тому же лента какая-то отрывочная, в том смысле, что сюжетные линии про разных персонажей не складываются в один единый организм. И что ещё плохо - порой непонятно кто и какую смысловую нагрузку несёт в фильме, отчего надо бы фильм смотреть внимательнее, но внимание рассеивается уже на первых порах из-за безынтересного сюжета. И если уж ложилась основная часть на героя от Эдварда Джеймса Олмоса, к тому же он и срежиссировал этот фильм, то он мог бы добиться большей убедительности, но, увы, особых эмоций по отношению к его персонажу не появляется. Так что игра Олмоса была довольно посредственной. Как, кстати, и у Стрэтэйрна, и, что самое обидное, у Шина. На роль Альфреда Молины можно было позвать любого человека с улицы, обладающего фактурой, чтобы он злобно зыркал и решал якобы многомиллионные вопросы. У Хэйли Джоэл Осмент осталось очень мало от того мальчика из 'Шестого чувства' (1999), 'Заплати другому' (2000) и 'Искусственного разума' (2001). И вообще его персонаж больше всех раздражал в 'У дьявола есть имя'. И вот, пожалуй, что самое интересное - только Кэйт Босворт выглядела представительной и в её образе была какая-то изюминка, отвечающая за то, чтобы зритель запоминал её персонаж. Оказывается, что человек с неуравновешенной психикой и алкогольной зависимостью может разрабатывать хитроумный план, чтобы выйти сухим из воды. Финальная сцена с её участием - лучшая сцена из всего фильма, а вот всё остальное - это мрачное, разобщённое, малоинтересное действо. А лучшей финальная сцена становится не только из-за того, что можно наконец-то выдохнуть, так как этот нудный и монотонный фильм окончился, а ещё из-за того, что в ней присутствует композиция культовой группы 'Iron Maiden'. Большего о картине 'У дьявола есть имя' про борьбу фермера с могущественной нефтяной корпорацией сказать нечего. 3 из 10