Коллапсирующий и агонизирующий от переизбытка комедий казахстанский кинорынок упорно пытается освоить и осмыслить иные жанры. И если Акану Сатаеву второй опыт психологического триллера скорее не удался, а проба вера в этом же направлении от Нуртаса Адамбая только готовится выйти на экраны, то дебют в режиссуре Нурлана Батырова «Проявление» уже выглядит хоть и сырой, но уже вполне осмысленной попыткой пощекотать нервы зрителю. Все действие фильма происходит в одном особняке, куда недавно переехала молодая женщина Карина вместе с супругом Ринатом и десятилетней сестрой Алисой. Между Ринатом и Алисой возникла крепкая дружба, которая вроде бы должна лишь усилить ощущение гармонии и идилии в семье. Однако, Карина регулярно слышит посторонние голоса в еще не обжитых комнатах... История фильма «Проявление» началась с короткометражной картины «Дом», которую Батыров поставил несколько лет назад собственными силами на чистом энтузиазме. Собственно, история знает не мало примеров того, как из интересной короткометражки рождалась полноценный блокбастер («Зловещие мертвецы», «Пила», «Одержимость»). Некоторые из них превращались в многосерийные франшизы. Учитывая, завершенность сюжета «Проявления», у Батырова изначально замысла на сиквел не было. Собственно, это один из главных плюсов «Проявления». Четко выстроенная история с непривычно нетривиальным для современного казахстанского кино финальным твистом, который переворачивает все представление о героях и сюжете с ног на голову. Едва ли зритель сможет догадаться, что на самом деле происходит с главными героями до кульминационной сцены. К еще одному жирному плюсу «Проявления» можно отнести небезынтересную работу оператора Кайрата Темиргалиева. Именно благодаря его работе со светом и пространством, довольно сжатая по бюджету картина, снятая в одной локации, не смотрится дешевкой. Кроме того, Батырову и его сорежиссеру Ниязу Абдыгапару повезло с исполнительницами главных ролей. В частности, солирующая в картине Жанель Макажан уникальна хотя бы тем, что в отличие от подавляющего большинства казахстанских актеров и актрис, смогла сыграть неподдельный страх, который становится верным спутником главной героини. Впрочем, довольствующая минимальным количеством экранного времени Дина Тасбулатова смогла перетянуть на себя значительную часть зрительского внимания. Учитывая, повальную проблему с женскими образами в отечественном кино, «Проявление» выбивается тем, что показывает на экране сразу два нетипичных и отлично сыгранных образа. На этом плюсы фильма, увы, заканчиваются и начинаются минусы, главный из которых неровный монтаж, из-за которого часть сцен, которые должны напугать зрителя, со своей функцией не справляется. Сказывается нехватка опыта отечественных постановщиков в жанре. Визуальный и звуковой инструментарий наши режиссеры освоили, но сложить из него полноценный паззл, к сожалению, пока не складывается. Именно поэтому кульминация и развязка фильма наступает в середине хронометража, а затем идет неоправданно длинный флэшбек, расшифровывающий всю первую половину фильма. Кроме того, «Проявлению» не хватает детальной проработки диалогов, бэкграунда и взаимоотношений между героями. Как результат, Марату Абишеву и Лине Султановой практически нечего играть в кадре.