Ничто так не портит семейную беседу, как секс, религия или политика. «Присяга» в какой-то степени построена вокруг последней, но в гиперболизированном формате. Беспричинные споры по поводу нового правительственного указа превращают обыкновенную американскую семью в каких-то монстров, что дальше трансформируется в полномасштабный захват заложников, членовредительство и т.п. Сатирическое высказывание, соответствующее духу времени, превращается в смелую антитрамповскую агитку, слабо понятную международному и особенно русскому зрителю, хотя пару интересных идей здесь при желании найти можно. Итак, действие «Присяги» разворачивается в мире, находящемся в одном шаге от «Судной ночи»: администрация президента США дает гражданам срок в неделю, чтобы те принесли клятву верности правительству и лично первому лицу государства. Технически, подписание присяги патриота не является обязательным, хотя людей, организующих митинги и т.п., кидают в каталажку. Те, кто поддерживает президента, сразу же объявляют ренегатов в том, что они американофобы и террористы, а аполитичные просто подписывают присягу, чтобы от них отвязались. Крис Пауэлл – обычный представитель американского среднего класса; он живёт с женой-афроамериканкой и чувствует, что его патриотической долг – воздержаться от подписи присяги президенту, за которого его семья даже не голосовала. Какой бы возмутительной или провокационной ни была эта идея, базовая концепция или её аллегорическая форма не такая уж надуманная: особенно, если проецировать её на действительность других стран. Фильму даже не нужно скатываться в откровенную антиутопию вроде «451 градус по Фаренгейту» или «1984», чтобы передать свои идеи; многое из того, что показано в «Присяге» подходит для любого общества с тем или иным уровнем политического взаимодействия. Увы, «Присяга», пусть и интересно раскрывающую тему того, как взгляды вбивают клинья между членами семьи, быстро увядает. Во-первых, некоторые жанровые ограничения. Из всего происходящего можно было выдавить хороший материал для черной комедии, однако создатели стали вольно играться с тематикой триллера. Когда в дом семьи Пауэллов вторгаются правительственные агенты-чиновники, фильм становится излишне серьезным, экспериментируя с условностями надоевшего «домашнего вторжения». Не то, чтобы «Присяга» полностью трансформировалась или пыталась изменить тон, однако это здорово бьёт по впечатлению. Подобный прием приводит к ещё одному разочарованию – отсутствию хорошей кульминации, которая, по-видимому, отчаянно требуется подобной истории. «Присяга» заканчивается буквально ничем, предоставляя вымученный «рояль в кустах». Вторая причина кроется уже во внутренней ценности. «Присяга» представляет собой либеральный страх, ставшей реальностью. Кипящая паника социума из-за негативного политического решения властей показана весьма живо, но далее наступает игнорирование экспозиции. Как только «Присяга» всё ближе подходит к тому, чтобы окончательно высказать существенное мнение… насчет чего-нибудь хотя бы, тем больше кинокартина разочаровывает. Актеры извлекают максимальную выгоду из ограниченного окружения, стараются; сценаристы вложили в их губы интересные мысли… Только в совокупности «Присяга» просто не может найти удовлетворительный способ выразить перспективную постановку. Весь эффект от просмотра заглушается точкой зрения самих авторов: они на стороне Криса и его политическо-нравственной позиции? Сценаристы и режиссер хотят, чтобы общество отодвинуло политику в сторону и сосредоточилось на своих семьях? «Присяга» содержит в себе дьявольскую изощренную предпосылку, но, кажется, понятную только современным американским зрителям, хотя съемочная группа прилагала все усилия, чтобы этот проект был понятен абсолютно всем нациям и зрителям из разных страны. Сердце истории находится в нужном месте, правда повествование излишне неравномерное, из-за чего и конфликт для стороннего наблюдателя кажется отчасти высосанным из пальца. Баланса не наблюдается ни на стороне консерваторов, ни на стороне «проклятых» либералов. Обе политические крайности сперва развиваются в едином порыве, а потом отрываются друг от друга, что приводит к бесконечной и неумелой конфронтации. Хотя сценарий «Присяги» отказывается называть вещи своими именами и пытается мимикрировать под притчу о том, как политические вопросы легко настраивают людей друг против друга, кинолента, в той авторской форме, в какой она представлена, может быть истолкована лишь как обнадеживающая байка о том, как, оказывается, плохо жить в современной трамповской Америке. 5 из 10