Наконец, добрался я и до этого фильма. Вообще, фильмы Спайка Ли, которые есть у меня можно посчитать по пальцам, но я с уверенностью могу сказать, что это лучший фильм данного режиссера. Почему? Во-первых, Дэнзел Вашингтон сыграл чуть ли не лучшую свою роль (поспорить с ним может, наверное, только Алонсо из 'Тренировочного дня '), практически влившись в роль Малькольма. Может кто-то и скажет, что он тянет одеяло на себя, но это буду явно не я. Мало того, что он внешне очень похож на него, так вдобавок Вашингтон сумел очень тонко почувствовать своего героя, который может показаться на первый взгляд простым чернокожым (кем он и был вначале фильма). В результате актер очень глубоко и, главное, без пафоса, сумел показать своего героя так, что в конце фильма, когда показывают документальные кадры, мы практически не можем отличить актера от героя. Во-вторых, Спайк Ли так грамотно поставил фильм, что за три с лишним часа ты не можешь зевнуть более 1-2 раз, и это, учитывая, что фигура Малькольма Х мало известна у нас в стране, за что огромный RESPECT режиссеру. В конце хочу отметить, что академики небрежно отнеслись к данной картине. Я понимаю, что в гонке за лучшую мужскую роль Вашингтон не мог переплюнуть Аль Пачино. Однако, обидно, что фильм больше не получил ни одной номинации. Короче посмотрите этот фильм и вы все поймёте, а я ставлю 9 из 10
Безусловно одна из лучших работ Спайка Ли, на протяжении всего фильма видно, как режиссер вкладывал в эту работу всю свою душу. Но это, наверно, и не удивительно, т.к. это фильм о проблеме, наиболее актуальной, как мне кажется, для Спайка Ли, о проблеме расовой дискриминации. В любой его работе, будь то «Его игра», вроде бы спортивной драме, или «Не пойман, не вор», замечательном фильме о грабителях банка, всегда затрагивается проблема многонациональности США. А в этой работе ему не нужно было вуалировать вопрос, который стоит для него на первом месте, потому что это фильм-биография одного из самого значимого политического деятеля для афро-американцев в истории США. Ну и в дополнение к хвалебным одам Спайку Ли обязательно следует сказать, что Дензел Вашингтон сыграл эту не простую роль выше всяких похвал. И, думаю, свой первый Оскар за главную мужскую роль он должен был получить именно тогда, в 1992 году. Тем не менее, стоит отметить, что сама тематика фильма, для нас не так актуальна. Не смотря на то, что Россия, в принципе, одна из самых многонациональных государств в мире, у нас проблема расовой дискриминации, во всяком случае, в новейшей истории, никогда не стояла так остро. Наверное, именно поэтому просматривая этот фильм, я наслаждался великолепной работой Спайка Ли и Дензела Вашингтона, сопереживал главному герой, Малькольму Х, но не более. Когда пошли титры, мне не захотелось поставить главного героя в один ряд с историческими персонажами, которыми я восхищаюсь, чтоб потом ставить его в пример кому-либо, или, наоборот, занести его в группу людей, мои антипатии к которым наиболее сильны, и обсуждать это со своими знакомыми, а все потому, что этот фильм безусловно можно назвать шедевром кинематографа, просто он «чужой» шедевр.
Выдающаяся лента об Малкольме Икс, борца за права темнокожего населения в США, борца против коррупции и деспотии против темнокожих со стороны представителей власти. Спайк Ли снял отличную биографическую ленту об персоне, про которую можно было бы снять картину и с более длинным хронометражем, но тем не менее, режиссер постарался вложить все ключевые моменты из жизни Малкольма, которые так или иначе повлияли на его жизнь и мировоззрение. Очень четко показана сама концепция ислама, проповедующая на территории США, ее недостатки и недостоверная база учения, где спустя некоторое время, после совершения Малкольмом Икс хаджа, он отказался от чёрного расизма и от всех идей, не соответствующих вероучению ислама, что впрочем, и послужило главным расколом между ним и Мухаммадом Элайжда. Не маловажен тот факт, что «Малкольм Икс» первый не документальный фильм, получивший разрешение не съемки в Мекке, и это говорит только об истинном отношении самих мусульман к персоне Малкольма Икс. Отличный фильм, из категории «интеллектуального» кино, если вам нравятся такие картины как «Бобби», «Никсон», «Харви Милк», то «Малкольм Икс» ваши ожидания не разочарует. 9 из 10
Сейчас только посмотрел этот фильм, он про американских негров, и про то, какой ценой им досталась свобода. Но вот что интересно, этот фильм актуален сейчас, в нашем 2012, как никогда. Было бы нелишним показывать этот фильм тем, кто считает себя вправе судить и людях по их национальности и цвету кожи. Было бы актуально сейчас показать людям исламский мир, с его истинной стороны, а не таким, каким его рисует американское правительство. Есть люди, которые никогда не захотят мира, которые никогда не расстанутся с властью. Малкольм, и в этом заслуга Дензела Вашингтона, жил как отброс, пока он не нашел себя и Бога. И, в отличие от своих учителей, он решил идти до конца. В то время, как они предали свою веру ради денег и власти, он остался верен Аллаху и всему миру. Он прошел путь от преступника, националиста, который обвинял всю белую нацию, до 'человека мира'. Сейчас в мире то же самое, насилие порождает насилие, и этот фильм четко показывает, как Америка начала рыть себе могилу, и скоро в нее и угодит, так как насилие против всего мира обернется насилием всего мира против них. Главное помнить, что человек познается по своим поступкам, а не по расовым признакам. Не тот тебе брат, кто одного с тобой цвета кожи, а тот, кто желает тебе в сердце добра и мира. 10 из 10
Академически выверенный биографический очерк про историю Малкольма Икса отличается простотой и изяществом. Осторожно сводя острые как лезвия звенья цепи расовых противоречий, которые накопились за четыре сотни лет Спайк Ли отнюдь не занимает позицию наблюдателя. Он сопереживает духовному пути познания истины Малкольма и ставит его Дорогу в центр всего фильма. Длинный хронометраж тут совершенно оправдан, ведь перед нами роуд-муви по жизни известного человека. Дензел Вашингтон, тогда еще не обремененный звездностью, выдает одну из лучших ролей в своей карьере. Легко и не особо напрягаясь. На руку идет и внешнее сходство актера с Малкольмом. Нужно отдать должное Спайку - на фронтон фильма был выведен Дензел. Все остальные актеры старались не затмевать его, ограничиваясь крепкими, но все же скромными ролями. При этом, Делрой Линдо и Анджела Бассетт выдали очень достойные второстепенные 'арии'. Ранние работы Спайка Ли меня очень радовали своей искренностью. Ему было что сказать, и он прилагал все свое дарование, чтобы донести свои взгляды до массовой аудитории. Разумеется, практически каждый из его ранних фильмов немного 'трясло' по теме расизма. Однако, эпопея про Малкольма Икс остается приятным островком респектабельного отношения к настоящей истории современной Америки, неудобной правде. Рекомендую, тем более, кино совершенно не скучное. 8 из 10
Каково быть чернокожим ребёнком в США в сороковых годах ХХ века? Не сладко, даже, если ты живёшь на Севере страны и учишься на пятёрки, будучи лучшим в классе, где, кроме него, учатся одни белые дети. Ведь учитель настойчиво повторяет, что ты – чёрный. Тебе не светит стать тем, кем мечтается, ибо профессия юриста – это только для белых. И вообще, не стоит слишком много хотеть от этой жизни – ты же чёрный. В таком случае, что может стать с чернокожим ребёнком после того, как отца, после долгих преследований, убивает ку-клукс-клан, а мать попадает в психиатрическую лечебницу?.. Об этом и кино Спайка Ли. Кино сложное, биографическое, долгое… Кино на больную для Соединённых Штатов тему, снятое без морализаторских выпадов. Без однозначного ответа на вопрос о добре и зле. И уж тем более – без попытки идеализировать образ такой личности, как Малкольм Литтл, ставшей известной всей Америке, всему исламскому, да и остальному миру, как Малкольм Икс. Кино Спайка Ли снято в разных манерах. Первая часть повествования - о становлении молодого, дерзкого, пытливого ума, приведшего его на путь, к которому приходят тысячи чернокожих подростков, юношей, так и не нашедших применения своей энергии. Эта часть красочна, динамична, тут есть место и забавным моментам… Зато вторая условная часть – серьёзная, суровая, местами трогательная и совсем не весёлая. Тюрьма и Ислам, который он в ней обрёл, кардинальным образом переродили Малкольма, сделав из него надежду и опору для огромного количества чернокожих американцев, одного из главных проповедников дела Мухаммеда. Начиная с низов движения «Нация Ислама», благодаря лидерским качествам, Малкольм приходит к тому личностному весу внутри движения, когда его руководители начинают испытывать тотальный дискомфорт от присутствия в своих рядах столь неоднозначного «брата». От того и исход его не долгой жизни не удивителен. Потрясающий Дензел Вашингтон радует талантом, радует этой ролью. Его монологи – это удовольствие. Его призы и номинации – это награда за работу над персонажем. Сложным персонажем, ибо он был не просто реальным человеком, а человеком, занявшим определённое место в истории. «Мы заявляем о своём праве быть человеком на этой земле, быть личностью, иметь права, быть уважаемыми в этом обществе, на этой земле сегодня. И мы намерены воплотить это в жизнь любыми необходимыми способами». В этой фразе – суть борьбы, суть жизни Малкольма Икс. Он искренне верил в правду. А множество его последователей искренне верили ему самому. «Наш прекрасный чёрный принц, который без колебаний принял смерть, потому что любил нас».
Очень очень большая картина но к сожалению не её художественному наполнению а только по продолжительности. Я не знаток американской истории но поверю что этот человек много сделал для США и его история если судить по фильму довольно неординарный но смотреть на это в кино 3 с небольшим часа по моему невозможно, краткость сестра таланта не зря говорят, можно сколь угодно долго и подробно описывать жизнь человека но главное передать суть что здесь получилось но её можно потерять по мере просмотра картины. Работа создателями проделана конечно огромная но все же лучше посмотреть более короткие и интересные фильмы говорящие примерно о том же. P.S. То что понял герой ближе к концу фильма по моему прописные истины я их знал еще в детстве, хотя можно сделать ссылку на 40 лет. 5 из 10
История о бандите вставшем на путь религии. Он образумился слишком поздно и ему пришлось поменять всю свою политику, когда он уже попал в западню. Кто знает, что случилось бы если бы он с самого начала проповедовал хотя бы равенство рас с возможностью оружия не говоря уже сатьяграхе Ганди. Он и Мартин Лютер Кинг два таких одинаковых и в то же время разных человека. У одного господство черных, у другого содружество, у одного ислам с отрицанием других религий, у другого христианство с принятием всех. Эта знаменитая речь Лютера Кинга(ниже) и есть мысли после посещения Мекки Малкольмом. Как же долго он шел к этой истине и как мало успел о ней рассказать И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня все же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте. Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: 'Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными.' Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом. Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнета, превратится в оазис свободы и справедливости. Я мечтаю, что придет день, когда мои четыре ребенка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личными качествами. Я мечтаю сегодня! Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с меленькими белыми мальчиками и девочками. Фильм о борце за свободу ставившим идеалы выше собственной жизни и о том, кто верил в невозможную тогда и сбывшуюся сейчас мечту 9 из 10
Благодаря Спайку Ли одним вопросом истории стало меньше. К личности Малкольма Икса можно относиться по — разному. Но не уважать его не стоит. Очень просто и в тоже время гениально сделанный фильм. Ли не показывает ничего сверхъестественного, а лишь отсылает нас к основным понятиям. Немногие биографии, если честно, по-настоящему удаются. Но жизнь Малкольма — история борьбы, борьбы с человеческим невежеством, с расизмом, с ксенофобией, со всем тем, что мешает цивилизации заявлять о своих правах, покуда на дворе 21-й век, а эти вещи по-прежнему имеют широкое хождение в массах. Фильм кстати входит в десятку кинотворений, повышающих уровень адреналина в крови. Ведь что, как не адреналин, повышается во мне, когда я смотрю финал. В сухом остатке мы имеем лишь то, что мир как был несправедлив, так им и остался, что такие люди, как Икс всегда были, есть и будут неудобны власти. Но Спайк Ли показывает нам нечто большее. Он твердит о том, что счастье обретается в борьбе. Ну а об исполнении роли Дэнзэлом Вашингтоном я и говорить не буду. Я не могу представить себе фильм без него.
Сразу же присоединюсь к предыдущим отзывам и замечу, что это одна из лучших работ Спайка Ли! Вкладывался он в неё так, потому что будучи 'афро-американцем' он знает каково это стать кем-то в мире где очень тяжело добиться признания ! Фигура Малкольма Х очень известна в США но нашей страны это не особо то и коснулось. Благодаря этому фильму мы можем узнать истинную историю жизни уже ставшей Культовой личности! Дензел Вашингтон на высоте. Немного непривычно его было видеть в такой спокойной роли. Большинство его работ наполнены динамикой и постоянным движением, чего практически нет в роли Малкольма. Но это не делает этот фильм скучным и не интересным! за 200 минут интерес к личности главного героя не только не снижается но наоборот растёт! наблюдать за идеологической войне внутри Малкольма очень интересно! В общем если вам нравится биографическое кино, то этот фильм займет достойное место у вас в коллекции. Моя оценка 8 из 10
В кино есть три самых главных проблемы: 1 - Неопытные и слабые режиссёры. 2 - Жадные продюсеры. 3 - Бездарные сценаристы. Именно с последними мы и имеем дело в этом фильме. Само по себе биографическое кино - очень непростой для всей съёмочной группы творческий процесс, так как нужно в весьма небольшой отрезок времени вместить целую жизнь человека, при этом раскрыв его мотивацию и идеологию, причём сделать это нужно таким образом, чтобы у зрителя после просмотра сформировался некий собирательный образ, по возможности максимально приближенный к реальному прототипу героя и оставляющий после себя наименьшее количество вопросов. Здесь же всего того, что я описал, нет. Зато есть куча шаблонов, сумбурных сцен, некачественной режиссуры и плохо прописанной идеологии главного героя (которая в жизни была весьма конкретна). Если вкратце: весь фильм словно порезан на 3 части, переходы между которыми разительны, и каждая из частей выполнена на разном уровне - от бездарности до очень толкового зрелища; к тому же, длится он 3 часа 20 минут - и высидеть их было ой как непросто. Итак, первый час (причём ровно) фильма, мы наблюдаем за становлением эдакого негра-повесы-гангстера, который пользуется всеми благами цивилизации: наркотиками, проститутками, нелегальным оружием и т.п. - который можно было смело сократить до 20 минут, не потеряв совершенно ничего - т. к. ничего концептуально важного для фильма он не несет - он просто до безобразия скучен. Затем идёт резкий - очень резкий - переход на 'тюремные годы и последующее становление идеологической концепции', которую пропагандировал наш незабвенный Малкольм. Этот отрезок длится около полутора часов, очень крепко собран, изложен и развит до вполне вменяемого и удобоваримого зрителем действа. И, наконец, третья часть - длится около 50 минут, и как раз в ней та концепция, которая развивалась на протяжении полутора часов, просто заходит в тупик и скисает. Наш герой начинает мямлить, противоречить самому себе (хотя это можно объяснить его поездкой в Мекку) и вообще - в его словах нет больше той уверенности и чёткости, которую он демонстрировал во второй части фильма. Творится полнейший сумбур, который завершается закадровым голосом, который в переводе на русский представляет собой околесицу, чуть ли не прямо противоположную той, которую проповедовал наш Малкольм. В результате я понял, что: а) Фильм писали три сценариста, и каждая часть фильма представляет собой именно их видение жизни главного героя, которое от части к части разительно отличается, что создаёт ощущение неполноценности фильма. б) Собирательный образ не был создан, а последние 50 минут запутали меня окончательно - задача как режиссёра, так и сценариста не была выполнена - не зачёт. в) Прежде, чем смотреть биографические фильмы, следует прочесть биографию героя фильма в тексте - так вы хотя бы поймёте, о чём речь и кем он был. Исключительно за игру актёров (А Дензел мало того, что похож на прототипа, так и играет его отменно) и вторую часть фильма, длиной в полтора часа, я ставлю 5 из 10
Посмотрим, каким был жизненный путь Малкольма X. Гедонистические принципы, проводимые в жизнь в их крайних проявлениях, могут подобно затягивающему водовороту втянуть человека в воронку депрессии, отчаяния и самоуничтожения. Это происходит потому, что удовольствия и боли недостаточно для того, чтобы сделать жизнь целеустремленной, а бесцельная жизнь вряд ли стоит того, чтобы испытывать боль бытия. Малькольм X являет собой хороший пример человека, который не мог найти свой жизненный путь, пока не нашел цели и смысла жизни. Его отец, Преподобный граф Литл, был баптистским священником, посвятившим себя организационной работе во Всемирной Ассоциации по улучшению положения негров. Малькольм гордился деятельностью своего отца, но его семье она дорого обошлась - их дом в Омахе (штат Небраска) был сожжен куклуксклановцами. Позже его отец был убит, и семье пришлось переехать в Лансинг (штат Мичиган). В юности Малькольм хорошо учился в школе, был даже старостой класса один год, но вся охота учиться у него пропала, когда его учитель сказал ему, что негру не стоит даже надеяться стать юристом. Жизнь Малькольма стала терять для него смысл из-за расизма, разрушившего его амбиции. Он переехал в Бостон жить со старшей сестрой и начал искать от жизни удовольствий. Провинциальный мальчишка Малькольм Литл был очарован жизнью Бостона. Его главными целями в жизни стали увеселения, снискание авторитета среди ровесников и амурные похождения. В Бостоне он ходил на танцы в своем шутовском костюме и исполнял линди-хоп. Он также искусственно выпрямил свои волосы при помощи очень болезненной процедуры, которая выровняла его вьющиеся волосы и придала им блеск. В конце концов он начал продавать наркотики. В возрасте 21 года он стал кокаинистом и был посажен в тюрьму за кражу со взломом. За решеткой Малькольму пришлось подумать о том, хочет ли он перебороть наркотическую зависимость и выжить, или просто умереть и прекратить свои страдания. Когда брат убедил его стать сторонником Элии Мухаммада и Нации Ислама, Малькольм нашел новый стиль жизни, удовлетворявший его основные потребности и сделавший его жизнь осознанной. Он перестал посещать вечеринки и обратился к основным ценностям жизни: чести, лидерству и социальной справедливости (идеализму). Он стал преданным мусульманином и быстро продвинулся на руководящий пост в организации Нация Ислама. Малькольм X, получив известность после принятия ислама, в корне изменился. Из уличного ловеласа он превратился в религиозного лидера; от наркомании он перешел к строгой приверженности законам ислама; безответственность в его жизни уступила место социальной заботе о людях. Однако корни таких перемен уходят в детство Малькольма. Он всегда гордился своим наследием и был озабочен вопросами социальной справедливости американцев африканского происхождения. Как только Нация Ислама предоставила ему возможность удовлетворять его главные потребности, Малькольм обрел смысл жизни. История жизни Малькольма X показывает нам разницу между чувственным счастьем и ценностно-ориентированным счастьем. Когда он стремился к чувственному счастью, его жизнь была бессмысленна и он катился все дальше к жалкому существованию. Когда он начал стремиться к ценностно-ориентированному счастью, он спас себя и вновь обрел целеустремленность и общее ощущение благополучия. 7.5 из 10
Спайк Ли, несомненно, яркий представитель не-кондового направления в американском кинематографе, примеченный мной еще по перестроечной шумихе вокруг его «Лихорадки джунглей». О, тогда в начале 90-х, поднятая им тема межрасовых проблем была для простого советского человека каким-то совершенным откровением. Да, Спайк Ли является апологетом афроамериканского самосознания, его кино-провозвестником. Вклад его в общественное сознание и современное американское общество трудно недооценить. Именно и благодаря ему, наряду с другими значимыми фигурами этого «темнокожего фронта» (тем же Майклом Джексоном), мы выучили назубок такое сложное слово «политкорректность» (хотя русский аналог «терпимость» мне кажется более глубоким). Не скажу, что тема цвета кожи как-то особенно близка мне, но я благодарен режиссеру за еще одну открытую страничку истории. Благодаря которой мне становится легче понять в том числе и то, что происходит в Америке и во всем мире в наше неспокойное время. Теперь я знаю, что означает эта странная неизвестная «Икс» на бейсболках темнокожих американцев. И я заново открываю для себя, что и в глянцевой сытой Америке, каковой она казалась нам из-за «железного занавеса», тоже живут простые люди. Люди с разным цветом кожи, люди разного социального статуса и разных возможностей, люди ищущие и ошибающиеся. Падающие, но вновь поднимающиеся с колен. Мне удивительно и интересно, что кроме Мартина Лютера Кинга, Анжелы Дэвис и Нельсона Манделы, икон антиимпериалистической советской пропаганды, были и другие не менее значимые личности, повлиявшие на ход современной мировой истории. Я просто поражен великолепной игрой Дензела Вашингтона и его органической схожестью с персонажем. Учитывая, что этот фильм я посмотрел позже последних его киноработ. И пусть жизненный путь Мистера Икс был крайне противоречив и неоднозначен, и пусть эта тема мне не близка и кажется излишне пафосной и ангажированной, и пусть Спайк Ли не является моим любимым режиссером, и пусть эпический размах кинобиографии ныне заклеширован и полностью девальвирован критической массой подобной продукции голливудской машины грез, и пусть фильм с точки зрения современного лихорадочного темпа жизни показался кое-где затянутым, я благодарен создателю фильма за его точку зрения. Точку зрения во многом близкую, как мне показалось, тем идеям, которые принес в мир Малькольм Икс. И мне очень жаль, что в нашем обществе нет режиссеров, способных поднять такую тему, нет Личностей такой величины как Малькольм Икс, нет таких Идей, которые заставили бы людей объединиться: народ осознать себя богоизбранным, нацию вновь осознать себя единой, а свою страну – великой.
Почти в каждой стране есть своя господствующая нация . В США это белые. И не просто белые, а такие белые которые на протяжении двадцатого века сумели навязать свою культуру, значительному большинству стран. Сумев приучить их к своей еде, своим напиткам,своему языку, своей музыке, своему кино, своей морали, своим деньгам, своей религии. Если перед ними частично пали даже такие культуры , как индийская, китайская, японская, то представьте насколько тяжело, было неграм, которые попали под их непосредственный и многовековой культурный штурм. Не удивительно что они начали следовать белым в манере речи, в одежде, в прическах, в ценностях. Но у каждого из них в душе жило чувство что, что-то здесь не так, что чего-то не хватает. И с каждым днем, часом, секундой притворничества оно становилось все сильней и сильней . И по немного как с разогретого вот-вот готового разорваться котла, оно начало вырываться наружу. В песнях и музыке, в кулаках и поступках Моххамеда Али, в речах Мартина Лютера Кинга и Малкольма Икс. Одну из этих историй нам и попытался донести Спайк Ли, великий пророк негритянской культуры с помощью не менее великого Дензела Вашингтона. В центре сюжета история о человеке лидере, о человеке который никогда не удовлетворялся имеющимся и которого всю жизнь гнало вперед его сердце. Сначала он попался на крючок культуры потребления , которая погнала его в гангстеры,где он мог заработать сразу и много денег, чтобы купить себе много выпивки, женщин и кокаина. Но поскольку за все в этой жизни приходиться платить, то и наш герой заплатил за свои ошибки тюрьмой. И вот в ней он встретил человека, который раскрыл ему глаза на мир, где черного все время гнобят и делают лишь придатком 'культуры' белых. И Малкольм стал насколько верным последователем чернокожего ислама, что лишь один смог дойти до конца борьбы длинною в жизнь настоящим мусульманином. Осознав в конце всю мудрость пророка и проникнув наконец в его истинные идеи. Фильм длинною больше трех часов, но эти часы не будут потрачены Вами зря. Весь фильм наполнен событиями - скучать не придется. Очень поступательно и классно изображена линия личностного роста главного героя. Игра Вашингтона естественно на голову выше всех остальных и наверное одна из его лучших ролей, также мне очень понравилась игра Анджелы Бассетт, которая сыграла его жену и сумела совместить на экране деятельную активистку, с отличной матерью и верной женой. По-моему немного не дотягивает до блестящего саундтрек. Фильму поставил 9, несмотря на то что он мне очень понравился. Потому что не будучи афро-американцем никогда не смогу понять того, что этот фильм значит для них.