Ни для кого не секрет, что за всю свою историю человечество не изобрело ни одного совершенного закона. По этой самой причине за решёткой зачастую оказываются люди, которые быть там совсем не должны, а настоящим преступникам, напротив, удаётся избежать заключения. Судебная система США - отдельная песня. Там маньяк-психопат спокойно может быть отпущен только потому, что ему не зачитали права. Справедливо ли это? Именно такую проблематику имеет под собой снятый в 1971 году Доном Сигелом фильм 'Грязный Гарри'. Картина имела огромный успех и породила целых 4 сиквела. В чём же секрет его популярности? Во-первых, это основная идея. В то время американское общество постепенно теряло доверие к власть имущим. А тут как нельзя кстати Гарри Калахан со своей правдой и своим кодексом чести, плюющий на процессуальные формальности. Да и история с маньяком по прозвищу 'Зодиак', имеющая определённое сходство с сюжетом данного фильма, тоже сыграла его создателям на руку. Кто читал об этом расследовании, тот знает, что заглохло оно как раз по причине разнообразных бюрократических препонов, И очень многие в то время, попадись им настоящий Зодиак, не побрезгвовали бы всадить ему пулю в лоб, как и герой данного фильма. Во-вторых, это главный персонаж. Хотя по сути своей, Клинт Иствуд сыграл того же Человека без Имени из 'Долларовой трилогии', всё равно Гарри Калахан получился очень крут. Жёсткий, циничный, но в тоже время справедливый, смелый и решительный - именно такой типаж ему идёт больше всего. Цитаты Гарри очень быстро пошли в народ, зрители получили именно того персонажа, которого они и желали увидеть. Третий аспект - техническая сторона. Здесь всё на высшем уровне - операторская работа, монтаж, звуковые эффекты. Создаётся ощущение, что снимали фильм куда позже - настолько он опередил своё время по части съёмок. Картинка радует глаз, никакой нынче модной трясущейся камеры, ракурс всегда выбран превосходно. Все эти вышеперечисленные факторы сыграли в пользу фильма. Картина очень хорошо прошла в прокате. И самое главное - пересмотреть 'Грязного Гарри' можно даже сейчас - технически снято всё отменно, проблема до сих пор актуальна (законы такие же не совершенные), а Клинт Иствуд всё также крут. Да и фильм, в первую очередь, не бессмысленный и беспощадный боевик, каких сейчас прорва, а серьёзная драма об отношении человека к существующей уголовно-процессуальной системе. Так что, к просмотру данное кино настоятельно рекомендуется. 8,5 из 10
В 1971 году на экраны выходит фильм Дона Сигела «Грязный Гарри», с участием неподражаемого Клинта Иствуда в главной роли. Это их четвёртая совместная работа. Первой была картина «Блеф Кугана» 1968 года, затем вестерн «Два мула для сестры Сары» 1969 года, в котором Иствуд сыграл напару с Ширли МакЛейн, и психологическая драма «Обманутый» 1971 года. Сюжет фильма прост: некто убивает девушку выстрелом из винтовки с оптическим прицелом и оставляет послание полиции, гласящее о том, что он требует сто тысяч долларов или он снова станет убивать. Дело поручают Кэллахану. Так кто же такой Гарри Кэллахан и почему его прозвали «грязным»? Работая в полиции Сан-Франциско, вряд ли можно разбогатеть или прославиться. Но для Гарри работа там, если не смысл жизни, то абсолютно точно подавляющая её часть. И он отдаётся ей всецело. Это его призвание – очищать город Сан-Франциско от криминальных элементов. А делает это Гарри с душой и помощью своего друга-пистолета «Магнум» 44 калибра. Он не боится запачкать руки в крови, не гнушается самых жёстких и порой жестоких методов. Ему легче пристрелить негодяя, чем вступать с ним в переговоры. Он руководствуется своим собственным кодексом чести и справедливости. Этим он и заслужил дурную славу и прозвище «грязный». За это его и недолюбливает начальство, а он недолюбливает его в ответ. Персонаж Иствуда один из тех, кто определил образ крутого парня в кинематографе на долгие годы вперёд. Хладнокровный и жёсткий, саркастичный и бескомпромиссный. Он не болтлив и говорит тогда, когда надо. Он говорит то, что надо и никогда ни впопад. Он лихо справляется с бандитами, при этом отмачивает хлёсткие шуточки. Он не скрывает своего презрения к тем, кто мешает жить другим. Он всегда действует один, лишь изредка прибегая к помощи напарников, которым фатально не везёт (они погибают, либо попадают в больницу). Его всегда отстраняют от дела, а он плюёт на это и вершит суд. Ведь дело всегда оказывается личным. В сущности, в фильме идёт борьба не столько главного героя с маньяком, сколько с законом. Маньяк слишком жалок и слаб. Столкнувшись один на один с Гарри, он визжит как девчонка и просит пощады. Он ему не соперник. Всё, на что он способен – лишь подлый выстрел из-за угла. В современном мире условностей и бюрократии законными методами очень сложно добиться справедливости. Иногда в борьбе за неё, закон становится препятствием. И тогда возникает дилемма – закон или справедливость? Кэллахан выбирает справедливость. Герой, стоящий на страже закона и справедливости наталкивается на этот самый закон, мешающий ему делать своё дело. Парадоксально, не правда ли? Под знаком такого парадокса и существовали крутые парни в кино 70-80-х годов. Они балансировали на грани, ходили по острию, были вне системы. Иствуд, Бронсон, позже Сталлоне и Шварценеггер (последний, кстати, многое взял от образа Иствуда). Такое может быть только в кино. И именно с такого кино, как «Грязный Гарри», всё и начиналось. Фильм добротно выдержан в стилистике полицейского боевика своего времени. Здесь нет полутонов. Всегда хороший парень – это хороший парень, злодей есть злодей и ничего больше. Здесь всё предельно просто. Преступник убегает - полицейский ловит. Удар есть удар, выстрел есть выстрел. Никаких хитросплетений, сюрпризов и неожиданных поворотов. Как и Человек без имени из трилогии Серджио Леоне, Грязный Гарри стал фирменным персонажем Клинта Иствуда. Его имя стало нарицательным, а фразы – крылатыми (как минимум две реплики, произнесённые им, вошли в историю). Это знак качества и истинного признания. И хотя в финале фильма Гарри выбрасывает свой полицейский значок – приключения его не окончены. Он вернётся в следующих фильмах серии. Поистине знаковая работа замечательного тандема Сигел-Иствуд, ставшая классикой полицейского боевика.
«Грязный Гарри» увидел свет более пятидесяти лет назад, но те проблемы, о которых в нем говорил режиссер Дон Сигел, до сих пор имеют место быть в нашем обществе, которое периодически трясет от ужасающих преступлений и расправ. Бюрократия, казуистика разнообразных поправок, законов и кодексов, проституция, насилие, превышение служебных полномочий и прочее никуда не ушли из нашей жизни, что делает это кино еще более злободневным и актуальным. Криминал прочно сидит в человеческих душах, что заставляет думать нас о том, что с ним делать дальше. Инспектор Каллахен, например, долго не думает и выносит приговор сразу же, если только видит факт правонарушения. Если рядом с ним будут грабить банк, угонять машину или пытать женщину, то полисмен просто вытащит свою пушку из кобуры и снесет полчерепа бандиту. Это ставит его над законом, где и шеф полиции, и прокурор, и судья сразу же начнут что-то там лепетать про права подонков, сутенеров и прочих маргиналов, стремящихся поживиться за счет простого народа. Мол, это тоже люди, нельзя же обходиться с ними настолько сурово. А что прикажете делать с маньяками, для которых убийство – это демоническая страсть, чуть ли не та извращенная любовь и призвание, когда можно смело издеваться над детьми или девушками? Вдруг с таким из них столкнется ваша жена или дочь? Договориться с ними не получится, ибо в такую минуту с вас стянут серьги, пальто, отберут кошелек, а то и вовсе застрелят в грязной подворотне. Вы заговорите тут же про закон? Чушь, в подобной ситуации любой будет рад увидеть Грязного Гарри, если тот окажется поблизости. Естественно, что инспектор бывает жесток, но порой иначе просто нельзя. Дон Сигел показывает, что иногда обычные инсинуации не работают, ведь тяжелая машина судов и приговоров излишне миндальничает с некоторыми мерзавцами, по которым давно плачет тюрьма или электрический стул. Есть в «Грязном Гарри» эпизод, когда полученные копом улики не могут быть привлечены к делу в связи с тем, что они были изъяты незаконным путем. Дескать, он стал пытать преступника, да и плевать нам на то, что его жертве на тот момент оставалось лишь секунд десять до смерти! Беги, мол, сначала за ордером, соблюдай правила, а все остальное оставь на потом. Каллахен не согласен с устоявшейся системой, при которой мэр города идет на уступки какому-то дикому человеку, беспричинно расстреливающего мирных граждан. Телефоны звучат как музыка в кабинетах полиции, город разрывает будничная преступность, а тут еще и этот стрелок кошмарит население, так как у него что-то перемкнуло в голове. Для Дона Сигела важно разобраться в том, что мы с этим собираемся делать дальше. Вести долгие беседы по поводу правосудия или смотреть, как обкрадывают, избивают и наносят побои нашим близким? Конечно, образ Гарри Каллахена является классическим антигероем, решающим все дела на поле брани. Он образумит самоубийцу лучше кулаком, нежели психоанализом, но тем не менее спасет тому жизнь. Клинт Иствуд достойно играет жесткого и матерого копа, живущего по уличным законам, когда его окружают сотни людей, желающих пустить кровь ненавистному шпику. Манера его общения с подобной публикой оправдана, потому что бандиты его жалеть не станут. К тому же стоит понимать, что в его жизни иногда счет идет на секунды, и тогда думать уже поздно. Нельзя забывать о том, что Гарри держится из последних сил, когда дает последний шанс для тех, кто перешел границу дозволенного. Сколько было выстрелов, дружище? У меня в руках всего лишь револьвер, а в его обойме только шесть патронов. Ты можешь обставить судьбу вокруг пальца и уйти от наказания, если хорошо считал во время перестрелки. Подобные детали придают фильму налет двойственности, этакого балансирования на краю, где и преступник, и страж закона находятся в одинаковом положении. Понятное дело, что создатели делают полисмена донельзя крутым и запоминающимся, но кино же снимали в 70-ых годах, а в ту эпоху был бум на данных героев. Крутые автомобили, точеные ножки красавиц, обильная обнаженка в пивных барах, роскошные костюмы и стиль ретро во всем, что касалось бы архитектуры, музыки или характеров персонажей. Нас окутывает тонким слоем того, что обычно мы называем ностальгией, потому что «Грязный Гарри» как раз из этой оперы. Сигел снимает в простом исполнении, без всяких сложностей, чтобы людям понравилось. И людям нравится, ведь под надстройкой трехкопеечного, по сути, сюжета прячется пружина, чьи витки сжаты до предела. Есть в «Грязном Гарри» особая сила восприятия, когда авторы напрямую критикуют законодательство, концепцию правосудия и общественный строй. Вроде бы и детектив, но если посмотреть иначе, то и едкое высказывание, где главный герой иронизирует и отпускает горькие шуточки. В них соль времени, они раскрывают душу инспектора, уже довольно уставшего от насилия, беснующихся психопатов и гнета морального слома. Ни детей, ни жены, никого вокруг, чтобы поделиться хоть с кем-то своими чувствами и эмоциями. У Гарри даже нет постоянного напарника, потому что те вечно ловят пули рядом с ним. Типичный пример одиночки, рвущегося навести порядок на родных улицах, чтобы на них было поменьше грязи, воровства и вездесущей анархии, когда в очередной раз подонки силой берут то, что желают их изодранные в хлам души. Каллахен похож на последнего защитника, на чьих плечах лежит весь груз ответственности перед этим порочным и страшным мегаполисом. В обычные дни мы всегда судачим и думаем над тем, а нужны ли нам подобные типажи в реальной жизни? Сегодня эта тема достаточно колкая, скользкая и вязкая, так как всегда найдется место и как полицейскому произволу, так и порядочному исполнению долга и присяги, когда тот или иной коп придет на помощь попавшему в беду человеку. Каллахен кажется собирательным образом, но он дорог сердцу, потому что люди иногда тянутся к похожим персонажам. В героев необходимо верить, ибо без них все летит в тартарары. «Грязный Гарри», безусловно, остается интересным фильмом, даже спустя полвека после его выхода на экраны. С Клинтом Иствудом в детективный жанр пришел и пыльный ветер вестерна, где его герои всегда стреляли по негодяям, не давая тем и шанса на то, чтобы опустошить магазин. Надев цивильный костюм и получив служебную тачку, его манера игры ничуть не изменилась. В меру циничный, хладнокровный и сильный Каллахен сначала наставит на вас пушку, а уж потом задаст интересующие его вопросы. И не дай Бог, если вы начнете артачиться и играть с ним в молчанку. ЛЕГЕНДА ПОЛИЦЕЙСКОГО ЖАНРА. 8 из 10
Уже к концу 60-х в фильмах начала проскальзывать толика реальности, более мрачной и жестокой, чем её показывали ранее на больших экранах. Коснулось это всех жанров, но в первую очередь, конечно, криминала. «Грязный Гарри», вышедший в 1971-м, стал, пожалуй, наиболее явным примером настроений тех лет. Небезызвестный режиссёр Дон Сигел снял фильм с великолепным жизненным посылом – что всех нас, и полицейских в частности, по рукам и ногам нередко связывает закон. И пускай он был издан с благими намерениями – во всём есть свой изъян. Так, инспектору Гарри, выполняющему далеко не самую чистую работёнку, выпадает на долю противостояние вышестоящим органам, лишающим его свободы в обучении напарника, а потом и мешающим по-справедливому поступить с убийцей-психопатом. Захватывающий, но достаточно простой сюжет о том, как инспектор преследует мерзкого преступника, внезапно делает шаг в сторону малодушной политики, будто разрешающей отбросам общества творить любой беспредел. Неудачное стечение обстоятельств, клевета – всё как в реальности, и не притянуто за уши. И на фоне всего хаоса, в который погружается Гарри, любой захотел бы чем-нибудь швырнуть в сторону тех, кто говорит: «Стой, успокойся, подумай о чьих-то правах». Хочется похвалить удачно переданную атмосферу тесных, мрачных, пропитанных всеми пороками преступных кварталов, в которых ненависть и смерть шагают нога в ногу. Неудивительно, что герой Эндрю Робинсона вышел именно из тех мест. Удержаться от того, чтобы на ком-то не сорваться, здесь очень тяжело, но Гарри не из таких – он держится до самого конца. Но когда конец настаёт, преступникам несдобровать. Клинт Иствуд отлично сыграл полицейского, стремящегося сквозь тернии неправильного закона наказать преступника. Персонаж Эндрю Робинсона, наверное, многим настоящим убийцам показался знакомым, если не родным. Претензий нет и к Джону Вернону, превосходно передавшему бесстрастие и полную беспомощность законодателей, во всём пытающимся наладить какой-то порядок, не понимая, что есть ситуации, когда раскладывать всё по полочкам нет времени, и это чревато ужасными последствиями. В фильме есть и напряжение, и экшн во время погонь и перестрелок. И только замедленный местами темп повествования может показаться в наши дни слегка растянутым. В остальном всё весьма удачно. 9 из 10
– Город Сан-Франциско не платит преступникам, чтобы они не совершали преступлений. Итак, бывают копы хорошие и плохие, а бывают и «грязные». Каждый полицейский должен действовать в рамках закона, но в критические минуты не всем хватает хладнокровия, и тогда вступает в силу моральный закон, а он у каждого свой. Для некоторых нормально пытками выбить признание или даже подбросить улики, если они уверены в виновности подозреваемого. Для других в порядке вещей обыскать дом преступника без ордера или сыграть с пойманным в своего рода лотерею, решающую, отправить ли его в тюрьму или застрелить на месте. Вот к последним и относится Грязный Гарри. Этот персонаж Клинта Иствуда стал практически нарицательным, и актер не раз возвращался к нему. Причин тому несколько. Так, фильм вышел именно в тот момент, когда многие не верили в справедливость общих законов – для них жесткий, но честный полицейский стал идеалом стража порядка. Такой бы запросто мог расправиться, скажем, с хорошо известным «Зодиаком», начавшим орудовать в конце шестидесятых и не пойманным по сей день. Да и выбор Клинта на роль Гарри оказался весьма удачным: таков уж типаж крутого копа, разбирающегося с грабителями банка между двумя укусами хот-дога, что Иствуд вписывается в него идеально. И неважно, что в жизни актер даже не смог стрелять из своего хваленого «Магнума» 44 – отдача оказалась слишком сильной, и он повредил себе руку… Сюжет для своего времени нетривиален, и это тоже большой плюс. Убийца-снайпер по кличке Скорпион обращается к «городу Сан-Франциско» с заявлением: он будет убивать по одному человеку в день, пока ему не выплатят крупную сумму денег. Фактически киллер оказывается хлипким неуравновешенным парнем, живущим в нищете – довольно неожиданно видеть Эндрю Робинсона в роли озлобленного маньяка, но он неплохо справился. Вместо того, чтобы молча отдать деньги, Грязный Гарри со своим напарником устраивают охоту на преступника. Занятно, что в сиквеле Гарри предстал совсем другим: за недопустимые методы работы его понизили в должности и перевели в другой отдел; более того, теперь полицейский открыто критиковал людей, считающих себя в праве убивать без суда и следствия. Надо думать, слишком уж «грязный» персонаж вредил имиджу полиции, попирая основные американские права. Увы – смягченный вариант Гарри особого успеха не сыскал. И всё же серия о Гарри на много лет определила традиции жанра полицейского фильма, включающего элементы детектива и боевика, а фраза про «повезет ли тебе» попала в сотню популярнейших киноцитат. А значит, стоит выкроить время хотя бы на первый фильм серии.
Фильм о супер герое одиночке. Он самый честный, умный, сильный, меткий, уверенный в себе и просто самый самый, американский полицейский. Главный герой 'известный коп' единственный дееспособной сотрудник полиции, который может поймать маньяка убийцу. Поэтому инспектору по должности приходиться работать 24 часа в сутки: следователем, оперативным сотрудником группы захвата, патрульным, снайпером, психологом-переговорщиком, да даже деньги передать преступнику лучше его никто не сможет, хоть и беспокоится руководство по поводу того, что он не всегда выполняет их приказы. И при всём этом этого персонажа показывают равнодушным и на всех наплевательким. А что же все остальные? У ни тоже есть своя заслуга: все остальные полицейские летают на вертолетах по всему городу, не позволяя киллеру выбраться на крышу и засесть там днем. (внушительный у них авиапарк похоже) Главный герой в фильме натуральный позёр. Его реплики, поступки, манеры не могут принадлежать здравомыслящему человеку. Весь фильм больше похож на штампованную комедию, чем на криминальный триллер. Именно в такой манере и делают современные комедии про полицейских. Антигероя показывают дурачком (еще бы, платить 200$, чтобы тебя избили, когда сам живешь в кладовой стадиона) но тем не менее он нашел где то винтовку и патроны к ней. Прокуратура конечно показана не в лучшем свете, если человек сознался и есть улики и свидетели, то вряд ли некий 'адвокат дьявола' его спасет, а у его и среднестатистического адвоката даже не было.. Это детям еще можно рассказать, что без ордера всё аннулируется, если надо будет и ордер задним числом сделают. Тем более раз преступник жил в подсобке стадиона по устной договоренности с охранником, вряд ли это можно считать его частной собственностью. Ну еще один момент меня позабавил, когда 'известный коп' проник к маньяку в убежище, он решил проверить посуду на плите и обжегся. Я понимаю, что он таким образом узнал, что маньяк еще недавно был здесь, но сам то убийца чем руководствовался, когда после перестрелки и ранения в ногу, покинул мед. пункт, прибежал домой и не успев даже сменить брюки решил приготовить ужин. Такое кино нам не нужно! 4 из 10
Представленный аккурат на Рождество 1971, «ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ» – возможно, самый легендарный и влиятельный из всех полицейских фильмов. Большой хит уже в момент выхода на экраны, он преумножил свою славу благодаря четырём продолжениям; со временем выросло и его признание в среде критиков. Методы Гарри, впрочем, сразу вызвали протесты у многих, и этот дискурс не угас и спустя полвека – что лишний раз подтверждает значимость картины. …Сан-Франциско, самый живописный и вольнолюбивый город Америки. Психопат-убийца Скорпио (прообразом был реальный Зодиак) раз за разом бросает страшные вызовы обществу. На страже правопорядка - инспектор Гарри Каллахан c «Магнумом» 44-го калибра («самым мощным пистолетом в мире»), одержимый чувством долга и презирающий бюрократическую волокиту. Когда наконец Гарри добирается до злодея, прокурор… отпускает того на свободу – ибо при задержании был нарушен ряд законов. «Значит, закон безумен!», протестует Гарри и пророчит, что Скорпио продолжит своё чёрное дело («Ему это нравится»)… Четвёртая (из пяти) и лучшая совместная работа Дона Сигела и Клинта Иствуда – незаурядное достижение по всем показателям. Прежде всего, это безусловная режиссёрская победа: Сигел удерживает напряжение все 100 минут действа и крайне эффектно встраивает его в географию города (оператор – Брюс Сёртис). Джазовая музыка Лало Шифрина создаёт тревожную и пульсирующую атмосферу. Наконец, Иствуд сложил здесь свой архетипический образ – прямолинейный, немногословный, грубый коп-трудяга в дешёвом костюме, без всякой личной жизни и каких-либо интересов кроме служения справедливости, которую он интерпретирует по-своему, руководствуясь законом улиц. Ряд любопытных моментов: • This is a movie about a couple of killers: Harry Callahan and a homicidal maniac. Harry's the one with the badge – слоган диктора из трейлера звучит одновременно и провокацией и саморазоблачением. • Гарри, приступающий к допросу раненого маньяка и камера, взлетающая ввысь над пустынной чашей стадиона – один из самых хрестоматийных кадров 70-ых. Но в то же время и этическое суждение о пытке подозреваемого, прячущееся за облаками. • Эндрю Робинсон в роли Скорпио, мгновенно переключающий регистры эмоций – важнейшая составляющая успеха фильма. Сигел признавался, что искал на роль злодея актёра с «лицом певчего из хора». Сцена, в которой Скорпио организует собственное избиение, поистине сенсационна. • Гарри (в скрытый микрофон): «Вижу пару… Просто пара ребят обнимается». Гонзалес: «Мальчики или девочки?». Свободные нравы «детей цветов» во Фриско обозначены мимоходом. • Мост Золотые Ворота появляется «во весь рост» только по истечении первого часа, но это выдающийся кадр – утренняя дымка, фигура Гарри крупным планом на его фоне – что подчёркивает черточку нео-нуара. Теперь о полемике. Dirty Harry немедленно подняли на щит американские правые, и он остаётся на нём до сих (в число поклонников вошли президенты Рейган и Буш-младший). Либеральная же критика обвиняла Гарри во всех смертных грехах, а Полин Кэйл (выросшая в Сан-Франциско) в своей печально известной рецензии клеймила его в таких выражениях как «фашизм вышел на поверхность» и «глубоко аморальный фильм». Клинт Иствуд (сам уроженец Фриско) десятилетиями оправдывался за поступки своего персонажа, но, думается, шёл тут против течения, ибо буквальное прочтение слишком очевидно: герой-одиночка со своим (весьма консервативным) кодексом противостоит уродливому порождению контркультуры, покрываемому (порождённому?) либералами местной администрации. Разумеется, и первое, и (особенно) второе, и третье – гротеск и карикатура, и то, что художественными средствами жанрового кино убедительно иллюстрируется какая-то позиция, не делает авторов автоматически морально ответственными за её толкование («Искусство – зеркало, где каждый видит себя», говорил Гёте). Многолетняя вражда Иствуда и Кэйл вошла в историю Голливуда и не прибавила чести обоим; в заключительной части цикла о Каллахане (The Dead Pool) маньяк расправляется с кичливой критикессой (очень похожей на Кэйл) со словами «Разве у критика есть сердце?!». Из потёртого пиджака Каллахана-Иствуда вышли, так или иначе, кажется, все «последние герои боевика» 80-ых: Риггс Мэла Гибсона («Смертельное оружие»), «Крепкий орешек» Маклейн Брюса Виллиса, «Терминатор» Арнольда Шварценеггера, «Кобра» Сильвестра Сталлоне. Самый верный его преемник в моих глазах – борец с терроризмом Джек Бауэр из сериала «24» (Кифер Сазерленд), но каждый волен назвать своего кандидата (не забудем про крутых парней из комиксов Фрэнка Миллера). Впрочем, Грязный Гарри – много больше, чем просто экранный персонаж, это один из символов Америки, амбивалентный и раскольнический, и сегодня даже в большей степени, чем полвека назад. Представляется, что весь образ Каллахана, его идеология и общественная реакция на него – лишнее свидетельство противоречия между эстетическим и этическим измерениями реальности, присущее кино, как никакому другому виду искусства, начиная ещё с «Рождения нации» Гриффита (1915). И то, что сакраментальный (и убийственный) вопрос Гарри You've got to ask yourself, 'Do I feel lucky?' до сих пор берёт за живое всякого зрителя – непреходящая часть его наследия.
Америка. Шестидесятые годы. В городе Сан-Франциско появляется убийца-психопат. Он убивают девушку, плавающую в бассейне на крыше многоэтажного дома, точным снайперским выстрелом, а затем обещает, что будет убивать по человеку в день до тех пор, пока ему не выплатят кругленькую сумму денег. Мэр города и полицейское управление решают не идти на поводу у убийцы, бросая все силы на его скорейшую поимку, но поймать его не удается до тех пор, пока он не берет в заложники девушку. Но после поимки преступника отпускают, ввиду некоторых лазеек закона. В центре сюжета Гарри Кэллахан, офицер полиции, имеющий прозвище «грязный» за свою жестокость и непримиримость с чем-либо. Роль Гарри исполнил Клинт Иствуд, прославившийся в шестидесятые годы благодаря участию в 'Долларовой трилогии' Серджио Леоне, где он сыграл молчаливого ковбоя с револьвером наголо. Его персонаж в данном фильме мало чем отличается от классического образа Клинта Иствуда тех лет. Нам показывают абсолютно непредвзятого полицейского, который полностью отдает себя своему любимому делу и действует по совести. После 'Долларой трилогии' и 'Грязного Гарри' Клинт Иствуд частенько занимал победные места в списках лучших киноактеров. На волне успеха «Грязного Гарри» сняли ещё пять лент о беспощадном защитнике правосудия, в том числе одну из них поставил сам Клинт Иствуд, но всем им было тяжело тягаться с оригиналом. Шестидесятые годы прошлого столетия выдались действительно страшными для Америки. В стране росла обеспокоенность общества политической ситуацией. Доверие народа к действующим законам и властям было сильно подорвано. Убийство президента Кеннеди, Вьетнамская война, Уотергейтский скандал - все эти события нашли свое отражение в кинематографе семидесятых годов, ознаменовав собой 'новую волну' голливудского кино. К числу этих фильмов принадлежат культовые 'Апокалипсис сегодня', 'Разговор' и 'Таксист' - 'Грязный Гарри' также в их числе. Главный герой 'Грязного Гарри' обозначает своё мнение к действующим законам очень коротко: он называет их абсурдными и сумасшедшими. Сюжет не раскрывает мотивов преступника, он отводит этого персонажа на второй план. Во главе сюжета становятся рассуждения о законе, морали, доблести и чести - уместности всего этого в определенном жизненном контексте. Герою Клинта Иствуда противопоставляют вовсе не маньяка-убийцу, а коллег и сослуживцем, которые готовы простить убийство нескольких человек, если улика добыта не самым законным путем. Грязный Гарри на первый взгляд может показаться излишне грубым и черствым, но по ходу фильма симпатии касательно этого персонажа неустанно растут. Жестокость и непримиримость Гарри вполне объяснимы: за свою службу он повидал так много ужасов, что его больше ничего не удивляет. Он разочаровался как в жизни, так и в законе. Он ловит преступников, ожидая, что те, в свою очередь, получат заслуженное наказание, а в итоге они запросто уходят от правосудия, даже не прикладывая к этому особых усилий. Случай со снайпером - последняя капля. Герой окончательно осознает неспособность существующего порядка обеспечить безопасность граждан. В конце фильма, свершив заслуженное правосудие, Гарри выкидывает в пруд свой полицейский значок, тем самым освобождая себя от ноши в виде службы закону, который перестал работать. Таким образом, пригласив на главную роль популярнейшего актера, а также взыграв на страхах американского общества тех лет, режиссер Дон Сигел создал очень значимую для кинематографа ленту, которая стала толчком для появления поджанра криминальной драмы про доблестную полицию, сражающуюся против убийцы-психопата со снайперской винтовкой, прячущегося на крыше ближайшего небоскреба. Став первым в своем роде, фильме поневоле приобрел черты классического произведения, а ныне заслуженно является эталоном своего жанра. 8 из 10
Эй, ты! Да, ты, читатель! Приготовься лицезреть Клинта Иствуда в роли инспектора Гарри Кэллахана. Он циничен, суров и особенно жесток с подонками, но справедлив как никто другой, когда дело касается защиты слабых и угнетенных - пусть даже он и по своему неоднозначен. В его руках Смит и Вессон 44 калибра, который снесет ваш череп начисто, если вы ему не понравитесь! Начальство и коллеги прозвали его «грязным», поскольку он готов взяться за самую безнадежную и дерьмовую работу! Чуешь ли ты, читатель, мощь Клинта Иствуда? Разве ты не чуешь насколько убедителен он в своей актерской игре? То-то же, салабон! Под нагнетающе-напряжную и крайне атмосферную музыку Грязный Гарри, работая то в одиночку, то с напарником, победоносно пробежит по самым темным закоулкам Сан-Франциско, чтобы в конечном итоге взять за жабры и присушить к пиву жестокого убийцу-извращенца, который к тому же явно не в себе. И в этом благородном деле Закон ему не помощник, а скорее наоборот - досадная помеха. Не просто же так Гарри называет эти законы безумными! А вот теперь скажи сам себе, дорогой друг, каким должен быть по твоему злодей-маньяк из данной кинокартины? Быть может лысым и татуированным стеройдным качком? Или быть может жестоколицым жилистым наемником? А вот и нет. Этот негодяй по кличке Скорпион - патлатый и тщедушный убивец, чей визгливый голос и паучьи черты лица и в самом деле делают похожим его на ядовитое насекомое, чьи укусы смертельны. Вот так вот, дружок: боевики 70ых годов не любили клише и стереотипы (они тогда их потому что только создавали). Ну, а если все-таки серьезно, то трудно в наше время развитых компьютерных технологий недооценить эту ленту. Ведь думается мне, что многие киноделы в дальнейшем, снимая собственные боевики и триллеры, учились по этому фильму, намереваясь повторить успех; в особенности у Иствуда. Но скажем честно, 'Грязный Гарри' - неповторим! 8 из 10
Который раз мне попадается под руку кинолента тех старых незабвенных времен, когда и солнце было ярче, и трава зеленее, и люди, с доброй улыбкой на лице бытующие в лучезарности и неге. Однако, то ли судьба так распоряжается, то ли мой пресловутый 'зоркий глаз' начал сопоставлять жизнь и факты, но повествование резким хватом дает понять, что существуют мотивы, не устаревающие со временем, имеют постоянный несметный характер. Все в точности мы видим и по сей день, однако вот же казус - не учимся на былых ошибках, не помним историю и не предпринимаем в будущем никаких действенных мер по противодействию бессмыслице. Грязный Гарри, этот убийственный живчик, высокопарый красавчик с модной мужской шевелюрой на кочане, роль которого исполняет бесспорный лидер в жанре вестерна - Клинт Иствуд, непомерно контрастирует на фоне всей убогой ленты. Убогость ее заключается не только в невзрачных актерах, правдоподобно исполняющих роли алчных бездушных ментов города Сан-Франциско, что готовы предать сотоварища по службе ради куска сочного пирога в виде повышения по службе. Не только, на сегодняшний день, в древней интерпретации криминального боевика, что дал толчок для себе подобных, пафосных полицейских расследований всяческих FBI, но в истинности установленных законов, уголовной ответственности, всей этой бюрократической нескончаемой мишуры, что донимает цивилизованный мир и не дает продохнуть ни на секунду. Вразрез идут понятия человечности, и, упаси меня господь, если я упомяну о филантропии - ее в бездушных телесах юристов и сопричастных днем с огнем не сыщешь. И даже не поможет оправдание наличия собственных отпрысков, так, якобы, любимых очередным судьей-адвокатом-прокурором. Понятное дело, что существует экая ипостась как Презумпция невиновности, основополагающий принцип для любого судопроизводства. Но когда беззащитную школьницу насилуют и избивают до полусмерти, описывая ее женские прелести в письме для выкупа, а потом бросают к черту на куличики, откуда нет ходу и воняет плесенью и крысами - тут ни один человек не сдержит свои хлынувшие через край эмоции в узде. А кто сдержит? Гарри, что выполняет самую препоганую работенку, на которую не отважится другой полицейский смерд. А в чем его контрастность? Если не причислять бесконечное обаяние, присущее единицам подобным, стиль, магнум 44-го калибра, что 'напрочь сносит дурную бошку', сей сморщенный в недоумении лоб, когда дело принимает несуразный оборот и приходится исподволь, в нестандартном способе лишать суицидника желания прыгнуть с крыши, то хотя бы в этой гуманности и непринятии юридической абсурдности. Словно апостол Павел в стае волков, неся гордо на спине ношу службы в рядах правопорядка, Гарри доходит до своего конца - превышает полномочия, аж несколько раз, обаче ликвидирует психопатическую мразь. Имеются в данной франшизе и последующие продолжения, и что там, пока для меня остается загадкой. Да и не нужно об этом рассуждать. Останется ли он полицейским, или же будет вершить самосуд, изловчаясь не попасть под решетку - не важно. Главное, что поведано в данном обособленном продукте. И он неплох, крайне неплох, хотя львиная доля заслуги лежит на плечах Иствуда. Не то что вытянул - вся лента принадлежит ему, и только ему. 7 из 10
Данный фильм хоть и является классическим образцом кинематографического противостояния полицейского и преступника, но мне он не очень понравился. Дело в том, что авторы ошиблись в фильме, как минимум, дважды. Первая, главная ошибка - наш маньяк. Очень жалкое зрелище. Какой-то психопат истеричный, который при удобном случае начинает зачем-то избивать человека, который просто принёс ему деньги в качестве выкупа. Придурок в общем. Это тот самый случай, когда опять-таки крутому и харизматичному главному герою в антагонисты запускают в кадр жалкое существо, за чьими действиями лично мне смотреть неинтересно. Даже думалось: 'ну поймай ты его, да закончите уже фильм, это не тот злодей, за которым интересно наблюдать'. Хотя справедливости ради, отмечу, что начальные кадры, когда мы видим дуло винтовки и развевающиеся позади волосы, но при этом не видим лица - вот это снято потрясающе, на мой взгляд. Молодец режиссёр и оператор, что придумали именно такой ракурс, чтобы впервые показать убийцу. Это правда очень здорово выглядит. Но вот чтобы компенсировать довольно-таки жалкого злодея, авторы вводят недовольное лицо Клинта Иствуда по отношению к видите ли законам, которые выстроены таким способом, что пойманного маньяка придётся отпустить. Это ни в какие ворота. Извините, господа, он пришёл без ордера, без понятых, выбил дверь, якобы нашёл там винтовку, прострелил жильцу ногу и давай его ещё избивать. Вау, поймал маньяка. Это мы с вами знаем, что это действительно тот самый маньяк, потому что нам показывали всё, как он убивал. И тут герой Клинта Иствуда весь озлобленный: как это так, почему полицейский не может просто так выбить дверь, подложить винтовку, ранить подозреваемого и пытать его? Что это за несовершенные законы? И самое смешное, что какие-то зрители соглашаются с фильмом, мол, ага, Гарри прав. Вы неумные. Сейчас и с такими законами любой может оказаться в камере с бутылкой шампанского в заду, а представьте, если и таких законов не станет. Короче. Это бред. Всё, что в фильме показано, вся эта линия с якобы несовершенством законодательства, с несправедливостью - это бред. И вообще всерьёз рассматривать это как проблему не стоит. Чтобы вломиться к человеку, начать в него стрелять, 'находить' у него оружие, для всего этого нужны необходимые документы и понятые. А не только личное желание полицейского. Так должно быть всегда. И не нужно вестись на такие вот фильмы. 6 из 10
Мой магнум замер в руке, ему не терпится выпустить очередную пулю. Он смотрит на мразь, убивавшую негров, детей, женщин, насильника. Это безумное животное, выбившееся из стада: его хищный оскал, как всегда с тупой улыбкой на лице, может завести в замешательство. Он рокочет, что ранен, что он человек с правами, что это я мразь, которая только что ранила его. Права – это, конечно хорошо, но мне они безразличны. В его маленьких свинячьих глазах неподдельная паника за свою шкуру, но самое главное, что мне нравиться, нравится то, что он боится - я чувствую его страх. Умоляет сохранить ему жизнь. Но мой магнум непреклонен. Проще убить его без суда и следствия, но, в конце концов, он тогда победит. В конце концов, я полицейский. Иногда кажется, что законы писали идиоты, неспособные трезво оценить в перспективе свое детище, и я все чаще думаю, оправдана ли вся система. С таким дерьмом надо бороться лишь его методами. Проза автора отзыва, навеянная фильмом. Гарри. Легендарный персонаж за исполнением Клинта Иствуда, прошедший целых 5 фильмов рука об руку со своим огромным Магнумом – огромным револьвером, которым впору раскалывать цельные орехи. Полицейский, чье отношение к преступникам и методы воспитательной работы надо ними снискали ему дурную славу человека жестокого и неотступного, за что и получил кличку «Грязный». Когда-то у него была жена, но теперь он одинок и полностью посвящает себя работе. Если он говорит, что следил за подозреваемым в свободное время, есть повод задуматься, что он следил за ним все свое время. Гарри настолько ушел в мир преступности, что когда-нибудь этот мир захватит его полностью, и лишь увидев в окне обнаженную девушку, он невольно воздыхает: «Надо бы и тебе, Гарри, когда-нибудь вспоминать о радостях жизни». Не стоит объяснять, что Клинт Иствуд просто живет своей ролью. Дорогого стоит. Сан-Франциско. Собственно место действия. Холмистый калифорнийский мегаполис с известным мостом. С одной стороны он напоминает Майами, да и многие зрители точно захотят сравнить его с местами действия, например, старого сериала Тернер и Хутч (это по которому удачно «прошелся» Бен Стиллер в одноименной постановке) и других подобных картин. Но одно «НО». Это Сан-Франциско. Тут солнечно, тут ярко, но тут насилуют малолеток, тут убивают просто так, тут могут избить даже офицера полиции, приняв его за случайного прохожего. Та меланхолия, навеянная туманными пейзажами, и неон вечернего Сан-Франциско дает понять, что это совсем другой город. Время действия. Как написано на одной чудесной коллекции музыки: «Wow! That was the 70’s. Или в русской версии «Эти чудесные семидесятые». Да-да. Клеши. Такие наивные джазовые композиции. В общем, смаковать и говорить знающему человеку все прелести тех времен даже как-то неудобно. Тут 2 варианта: нравится или нет. Пробивает на некую ностальгию или наоборот. Хотите на денек оказаться в том времени или воротит это этого. Жалко, конечно, что в нынешних реалиях шанс на появление жанрового проекта в специально выверенном временном промежутке «рэтро» ничтожно мал. Ну кто сейчас снимет такой жестокий боевичок про полицейского-садиста, тем более в стиле рэтро? Безо всяких сотовых телефонов и высоких технологий. Вот именно, что никто. Ибо неприбыльно и непопулярно. Поэтому наслаждайтесь замечательными приключениями Грязного Гарри, ведь эта картина просто современник тех времен. И надо заметить, просто образцовый. Без пяти минут классика
Каким-то актёрам трудно перетекать из жанра в жанр, поэтому они в большинстве своём окучивают наиболее поддающиеся им темы: кто-то - комик, кто-то - в боевиках сниматься любит, кто-то - мастер психологических драм... Так вот, Иствуд - не из таких. Да, трудно представить его в, например, комедии, но это - очень способный, многогранный и действительно крутой актёр и режиссёр. Когда жанр вестерна, некогда зажёгший его звезду начал постепенно сходить на нет, Клинт успешно перетёк в начинавший развиваться жанр полицейского триллера, сыграв чуть более приземлённого персонажа, нежели Человека в пончо - обычного копа Гарри Каллахана, который от многих других копов отличается одним - ему не пристало вошкаться с преступниками, его методы - более жестоки. Надо заметить, Гарри - не Супермен. Его охота на, казалось бы, жалконького Скорпиона протянется через весь фильм, а в одной из сцен Гарри будет бит простыми людьми, которые примут его за извращенца. Так что Гарри, конечно, не промах, но и от простых людей Сигел с Иствудом его не отрывают, не заставляя одним выстрелом взрывать машины, спокойно расхаживать под пулями и так далее. Вот со Скорпионом, по-моему, немного переборщили, сделав его более жалким, чем следовало. Но опять же - редко кто из реальных маньяков был огромным силачом-дуболомом, плюс несмотря на всю свою шизу Скорпион вышел весьма хитрым, так что в целом получился довольно заметный образ, подкреплённый игрой Робинсона. Свою лепту в фильм внесли также оператор Брюс Сёртис, сделавший яркую и чёткую картинку, и композитор Лало Шифрин, написавший весьма заметный (хотя и не самый яркий в его карьере) саундтрек. Для начала семидесятых 'Грязный Гарри', надо сказать, получился довольно бескомпромиссным и жестоким, но другого во времена Вьетнама ждать и не следовало. На смену суровым и стреляющим без промаха ковбоям, героям прошлого, пришли герои настоящего - тоже суровые, но промахивающиеся уже чаще. И пионером среди них выступил Грязный Гарри Каллахан - не идеальный человек, вокруг методов которого можно поднять полемику о допустимости жестокости, но чертовски харизматичный коп, держащий свой 'Магнум' всегда наготове. 8 из 10
Фраза, использованная мною в качестве заглавия к рецензии, принадлежит персонажу другого фильма - Биффу Таннену, в исполнении Томаса Ф. Уилсона ('Назад в будущее 2', 1989 год), и эта фраза - единственное, в чём был прав Бифф... Впрочем, вернёмся к 'Грязному Гарри': Фильм был снят в 1971 году - в самом начале нового десятилетия, и новое поколение кинозрителей больше не хотело смотреть 'морально устаревшие' истории про ковбоев. Кинопроизводители это поняли, однако, кардинально менять структуру жанра не стали: как был бескомпромиссный герой-одиночка, искусно наказывающий 'плохих', не сюсюкая с ними - так он и остался; поменялся лишь антураж: вместо прерий - городской пейзаж, вместо лошади - патрульный автомобиль, ну и ещё пара изменений и дополнений, в угоду эпохи, а в случае с Гарри Каллаханом - так ему даже оружие, особо-то, изменять не стали... Так появился поджанр городского полицейского боевика. Впоследствии, фильм попал в когорту классических представителей жанра, и был просто превращён в донора сценарных штампов, растасканных по разным фильмам, также являющимся (справедливости ради, это нужно отметить) весьма достойными его 'потомками': Здесь и отчётливо читающаяся первая часть 'Смертельного оружия', и ещё более узнаваемая третья часть 'Крепкого орешка', и 'Городская полиция' ('Метро'), и даже пародийный шедевр 'Голый пистолет' позаимствовал у 'Грязного Гарри' некоторые моменты! В фильме очень приятна атмосфера далёких 70-х, подчёркнутая неплохим музыкальным оформлением. Порадовала некая натуралистичность: если персонажу воткнули нож в бедро, так он и хромает потом, пол-фильма, а если набили морду - так он ходит в синяках, ссадинах и опухолях. Непонятно почему, но со временем, на такие важные 'мелочи', во многих фильмах попросту перестали обращать внимание... Помимо всего прочего, фильм имеет некоторый политический подтекст, на который, возможно, не обратит внимания большая часть российских зрителей: Фильм вышел в разгар народных волнений, вызванных войной во Вьетнаме, а также в на пике популярности движения Хиппи (кстати, в фильме мы можем периодически видеть соответствующую публику, расхаживающую по улицам Сан-Франциско), когда политика государства ставилась населением под сомнение. Естественно, государство, ведущее политику активного вмешательства в этот конфликт, не было особо довольно деятельностью протестующих. Полиция же, как мы понимаем - это государственный инструмент, а Гарри Каллахан - аккуратно постриженный сотрудник полиции, что называется 'при галстуке'. Его антагонист по фильму, Скорпион (Эндрю Робинсон) - явный хиппи в яркой рубашке и с длинными волосами. Его образ хиппи-бунтаря ненавязчиво подчёркивается оператором: в один из моментов фильма нам показывают разграфиченную стену, вдоль которой идёт Скорпион. На этой стене, на переднем плане красуется пацифик, который нам дают отчётливо рассмотреть, после чего камера резко переходит на Скорпиона, 'выхватывая' из общей картины пряжку его ремня, выполненную также в форме пацифика. Это противостояние 'полицейский-убийца' есть ни что иное, как завуалированное противостояние 'государство-протестующие', призванное подчеркнуть силу и решимость государства в борьбе с инакомыслием, а Гарри Каллахан олицетворяет 'мышцы' государства. Скорпион же - это символ 'нехороших' (с точки зрения госдепа) хиппи, мешающих вести очередную праведную американскую войну, 'ради мира и демократии на Земле'. Несмотря ни на какие недочёты и минусы, 'Грязный Гарри' - это фильм-ветеран! Превосходный образчик жанра, достойный места в коллекции добротного кино! 8,5 из 10
Я знаю, о чем ты думаешь. Сделал ли он все шесть или только пять выстрелов. Что ж, скажу по правде, в этой суматохе я и сам сбился со счета. Но как бы там ни было, у меня в руке Магнум 44-го калибра, самый мощный револьвер на свете, который в одно мгновение снесет тебе башку, так что задай себе всего лишь один вопрос – Может мне повезет? А может тебе, придурок?… Инспектор полиции Сан-Франциско Гарри Кэллахан (Клинт Иствуд) является сплошной головной болью для всех – своих боссов, коллег и, само собой, для преступников. С точки зрения начальства – он полностью не управляем и следует своим собственным правилам и распорядкам. Это, безусловно, совершенно недопустимо в рядах полиции, где необходима четкая субординация и исполнение приказов, на которые с таким нескрываемым удовольствием чихает инспектор полиции Кэллахан. С напарниками Гарри тоже не везет, большинство из них не выдерживают напряжения, и они либо переводятся на более спокойное место, либо отправляются в эти спокойные места не по своей воле, но зато навсегда… С преступниками инспектор обращается еще хуже, чем со своими коллегами или боссами – он предпочитает их убивать, а не допрашивать. Жесткий, принципиальный и не идущий на компромиссы, Кэллахан получил прозвище «Грязный Гарри», в первую очередь за то, что не гнушается вступить в открытый конфликт с кем бы то ни было, и не страшится запачкать руки в крови преступников и подонков разных мастей. Действие фильма разворачивается вокруг поимки опасного психопата, который расстреливает людей из снайперской винтовки и пытается шантажировать полицию и мэра, дабы получить в качестве отступных 100 тысяч долларов, угрожая новыми убийствами. Слаженная работа всех подразделений полиции вскоре увенчалась успехом, и убийца по прозвищу Скорпион (Эндрю Робинсон) был загнан в ловушку. К сожалению, как это часто случается, судебная система дала сбой и маньяка-психопата, хладнокровно убившего несколько человек, отпустили на свободу. И тут, как тоже обычно происходит, отдельно взятый полицейский, а в нашем случае это Гарри Кэллахан, берет правосудие в свои руки. Что значит, что Скорпиону осталось жить не очень долго… Знаменитый полицейский боевик Дона Сигела по-прежнему смотрится очень даже неплохо. Напряженный интригующий сюжет, яркие персонажи, отличный драйв и невероятная харизма Иствуда сделали эту картину поистине культовой. Имя главного героя стало нарицательным и цитируется в бесчисленном множестве фильмов, например в «Красной жаре» с Арнольдом Шварценеггером. «Грязный Гарри» стал своего рода национальным символом Америки 70-х, наряду с Суперменом и Капитаном Америка. Впоследствии актер еще 4 раза исполнял роль непримиримого инспектора Кэллахана, каждый раз находя в этом, в общем-то, достаточно узком типаже, всё новые и новые черты. Для многих Иствуд до сих пор является, прежде всего, не режиссером оскароносных лент «Непрощенный» и «Малышка на миллион долларов», а легендарным исполнителем ролей суровых, крепких парней, готовых переступить любую черту, чтобы установить порядок и справедливость в отдельно взятом уголке мира. Таким он был, когда играл в спагетти-вестернах у Серджио Леоне, таким же он и остался и в «Гран Торино». Сам типаж и образ Грязного Гарри нещадно эксплуатируется кинематографистами, причем не только в Голливуде, но и в Европе. В частности, французские актеры Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо не раз в своей карьере исполняли роль жестоких, но справедливых служителей закона. Для некоторых нынешних суперзвезд кино роль полицейского-одиночки стала своеобразным трамплином в мир больших гонораров и Аллеи звезд. Так, например, случилось с Брюсом Уиллисом, который в одночасье стал знаменитым после грандиозного успеха «Крепкого орешка», в котором он исполнил роль полицейского Джона Маклейна. Можно также вспомнить картины «Безумный Макс» и «Смертельное оружие», которые сделали суперзвездой Мела Гибсона. А Сильвестер Сталлоне вообще точь-в-точь скопировал типаж Иствуда в своем фильме «Кобра». Те же циничные шуточки ('Ты – болезнь, а я лекарство'), те же черные очки, тот же стиль обращения с начальством и преступниками. Кстати, в «Кобре» засветился и Эндрю Робинсон (главный злодей в «Грязном Гарри»), только на этот раз по эту сторону баррикад, в роли детектива. Возможно в наш век высоких технологий и масштабных компьютерных баталий, эта классическая лента про полицейских и бандитов покажется кому-то сильно знакомой. Так и есть, потому что и сюжет, и образы героев уже не раз копировались в мировом кинематографе. Однако мало кому удалось повторить успех Грязного Гарри и при этом самому стать образцом для подражания.
С началом 70-х эпоха вестернов закончилась. Герои этого времени остались не у дел: знаменитые ковбои Чарльз Бронсон и Клинт Иствуд долго искли свое место в новом кинематографе. И нашли. Ночной город. Одинокий Вершитель правосудия борется своими жесткими методами с преступностью. Спасительной соломинкой для Бронсона стала 'Жажда Смерти', для Иствуда - 'Грязный Гарри'. 'Грязный Гарри'- культовый фильм. Фильм - Легенда в жанре городского боевика. Герой Иствуда, Гарри Калахан- Жесткий, твердый как кремень коп, со своими взглядами на правосудие. В этом фильме он вступает в схватку с опасным преступником по прозвищу 'Скорпион', убивающий свои жертвы с крыш высотных зданий. Это идеальный боевик. В нем есть все - погони, рукопашные схватки, и , главное в фильме чувствуется настоящий Герой. Колорит 70-х, музыка Лало Шифрина делают фильм настоящим удовольствием. Браво Сигел! Браво Иствуд! 10 из 10! P.S. У фильма несколько продолжений, которые лучше не смотреть- портят все впечатление от великолепного первого фильма.
Гарри Каллахан, известный среди коллег как Грязный Гарри, - эффективный, но жестокий коп. Он по возможности не арестовывает преступников, а валит их на месте, запугивает и избивает. И вот у него появляется достойный противник - снайпер, называющий себя Скорпионом и убивающий случайных людей. Он требует у города выплаты крупной суммы, иначе убийства продолжатся. Каллахан с навязанным молодым напарником должны поймать его, пока не погиб кто-то еще... Разочарованный в жизни коп, молодой напарник и преступник, который окончательно поменяет взгляды главного героя, - куда уж стандартнее? И именно 'Грязного Гарри' следует благодарить за эти штампы. Но хорош он не только влиянием на жанр. Сразу о главном: это история противостояния двух маньяков. Та самая битва воспаленных умов, которая многим так нравится. Да, Гарри - тоже определенно сумасшедший. Он одержим мыслью очистить город от преступников, даже в обход закона. Закон позволяет им вырваться из-за формальных ошибок, оговорок и недоработок. А перед верным 'Магнумом' равны все. И фирменный монолог Гарри про последнюю пулю - чисто маньяческий пассаж, вполне характерный для человека, вообразившего себя вершителем судеб. Гарри уже стал одним из тех, кого пытается истребить, и отличает его только значок (через несколько лет это прямым текстом проговорит его коллега Безумный Макс). Одержимый мыслями о враге, Гарри сам давно стал этим врагом. Это глубоко трагический, но довольно неприятный персонаж, который ненавидит людей, но продолжает их защищать. А вот его соперник Скорпион такой глубиной похвастаться, к сожалению, не может. Он скорее похож на опасного клоуна, но даже эта сторона его уродливой личности толком не раскрывается. Мы не знаем, кто он, как помешался, где достал оружие - с такой-то психикой. Вся его игра с городом какая-то картинная, а сам он - трусливый истерик, убивающий женщин и детей и начинающий истерично хныкать, как только появится реальная опасность. У него вроде есть какие-то знакомые преступники, но эта тема толком не раскрыта. Почему он называет себя Скорпионом, тоже не очень понятно (ответ есть в нашей реальности - это отсылка к маньяку Зодиаку, но в кино она уходит в никуда). Об остальных героях много не скажешь. Напарник главного героя - персонаж не самый нужный, но по сравнению с множеством коллег по жанру хотя бы не слишком серый. Он все понимает, не пытается учить Гарри жизни или взывать к его совести. Оно и к лучшему. Прочие же или появляются по разу, или просто предельно функциональны. А вот к картинке претензий нет. Множество культовых кадров (в основном Гарри с револьвером, показанный снизу) плюс очень красиво показанный город - стены, окна, вращающаяся красно-синяя (как полицейская мигалка) вывеска церкви, многократно процитированная экшен-сцена в автобусе... У 'Грязного Гарри' много запоминающихся моментов. Этот фильм стал культовым не просто так - он не идеален, но действительно здорово сделан и во многом психологичен. И действительно важен для одного из самых популярных жанров в мире. 7 из 10
В конце 60-х годов в окрестностях Сан-Франциско и Северной Калифорнии орудовал маньяк-убийца, получивший от СМИ прозвище 'Зодиак' из-за своего пристрастия присылать головоломки с полицию и газетные издательства. Имя этого душегуба, убившего от 5 до 37 человек, так и осталось неизвестным. И, будем честными, что вряд ли когда-нибудь оно будет раскрыто. На основании этого скандального дела был разработан сценарий целой коллегией кинематографистов, среди которых отдельной статьёй выделяется имя Джона Милиуса, создавшего впоследствии сюжеты для ряда картин, например, для 'Апокалипсиса сегодня' (1979, номинация на 'Оскар'), для 'Конана-варвара' (1982, где все признали Арнольда Шварценеггера восходящей звездой), для 'Прямой и явной угрозы' (1994, с Харрисоном Фордом в главной роли). Но всего этого могло и не быть, если бы на экране не появился некто Гарри Каллахан с полицейским значком и огромным пистолетом с мощной разрушительной силой. В городе все называли детектива Каллахана 'Грязным Гарри'... Гарри Каллахан служит в полицейском участке города Сан-Франциско, где несколько своих преступлений совершил реально существовавший 'Зодиак' (о нём есть пара фильмов). Но в 'Грязном Гарри' вместо 'Зодиака' появляется другой маньяк - себя он называет 'Скорпионом'. В отличие от реально существовавшего прототипа, 'Скорпион' представлен как самый настоящий психопат, его преступления не ограничиваются убийствами влюблённых парочек в машинах вечерами при пустынных улицах. 'Скорпион' ведёт себя куда более хищно и даже меркантильно. Ему всё равно, кто погибнет от пули снайперской винтовки, ведь он убивает не только ради удовольствия, а и ради выгоды: мэрии Сан-Франциско он поставил условие, что если они не заплатят ему солидную сумму по меркам 70-х годов, то он продолжит свою серию. И всё доходит вплоть до того, что он уже угрожает и высокопоставленным чиновникам. И город готов был уже откупиться от 'Скорпиона', но у Сан-Франциско был свой герой - из кобуры вынул свой 'Магнум' 'Грязный Гарри' собственной персоной... Конечно, это наивно думать, что по названию главный герой какой-то чумазый неряха. Нет, это вполне стильный себе мужчина, с ухоженной внешностью, ногтями и волосами. Он немногословен, если того не требует ситуация, а в них он привык ориентироваться мгновенно. Он смел и хладнокровен, он профессионал с большой буквы, но не всегда пользуется буквой закона, используя иногда методы далёкие от гуманизма. Вот за эти методы Гарри Каллахана и прозвали 'Грязным'. С англосаксонской самоуверенностью он заявляет, что ненавидит всех и вся. Кстати, за это фильм был обруган некоторыми общественными организациями, обвинившими создателей в разжигании межнациональной розни. Чем бы дитя не тешилось... На самом деле Гарри Каллахан ненавидит рамки, ненавидит систему, но больше всего он ненавидит преступность во всех её проявлениях. Он может и не выстрелить в лоб преступнику, так как не знает сколько же патронов осталось в барабане, но направленной дуло бандит запомнит навсегда и после этого мучительно долго будет просыпаться по ночам, припоминая безжалостный взгляд владельца 'Магнума'. Почему же такое обширное описание главных персонажей, столкнувшихся по разные стороны баррикад? А это очень прозаично: да потому что персонажи эти того заслуживают. Появившийся в 1971-ом году полицейский боевик/детектив 'Грязный Гарри' на десяток лет вперёд обозначил развитие жанра, но этого могло же не произойти, если бы над ним знатно не постарались сценаристы: они со всей тщательностью прописали героя и злодея, что до сих пор позволяет называть 'Грязного Гарри' актуальным фильмом и фильмом-эталоном. Разумеется, что даже при хорошей работе сценаристов персонажи могут быть похоронены плохой игрой актёров. Клинт Иствуд и плохая игра актёра? Да это уму непостижимо, такого не бывает, скорее небо свалится в море, прежде чем Клинт Иствуд позволит себе слабину в работе. Ещё до премьеры 'Грязного Гарри' Клинт Иствуд был знаменитым - это случилось благодаря съёмкам в трилогии-классике 'спагетти-вестернах' от Сержио Леоне. Но в образе Гарри Каллахана Иствуд стал незыблемой звездой мирового кинематографа, создав новый неповторимый образ, после чего начал путь к статусу 'иконы Голливуда', коей сейчас и считается. И если я уж значительное место отвёл 'Скорпиону', то надо же сказать и про актёра его воплотившего. Им стал Эндрю Робинсон (в титрах указан как 'Энди'). Нельзя сказать, что после роли 'Скорпиона' у Робинсона пошла ввысь карьера, хотя он по=прежнему востребованный актёр кино и телевидения, но больше он снимается во второстепенных и малозначительных ролях. Однако его воплощение 'Скорпиона' - это запоминается всерьёз и надолго. Ему без изъянов удался образ психопата, который, правда, не страдает помутнением рассудка - ему нравится убивать, но делает он это с корыстной целью и очень любит славу. В общем, убедительный образ, этим-то и запоминающийся. Отмечу и несколько технических сторон фильма. Во-первых, одним из заметных символом 'Грязного Гарри' стали панорамные кадры с улицами города. В них есть своя эстетика и красота, хотя понимаешь, что если здесь появился Гарри Каллахан, то где-то тут таится зло. И не отнять прекрасное музыкальное сопровождение от композитора Лало Шифрина. 'Грязный Гарри' стал только первым фильмом из пяти частей с неумирающим образом Гарри Каллахана. На данный момент фильму уже 45 лет, но он всё также относится к классике жанра и, пожалуй, что всегда будет ценится как эталон. На ряду со 'Смертельным оружием' за создание поджанра 'buddy-movie'. А тем, кто впервые посмотрит 'Грязного Гарри' навсегда будет презентовано воспоминание, где неприступный как скала Клинт Иствуд будет произносить текст, направив при это ствол в сторону преступника. 9 из 10
В начале 1970-х в кино демократической Америки всё более актуальной становится тема сопротивления злу насилием. Это стало реакцией на чрезмерный либерализм законов в отношении преступников. Одним из первых фильмов, живописующих насилие как праведную акцию, стал 'Грязный Гарри'. Полицейский-одиночка Гарри Каллаген (по прозвищу Грязный Гарри), вооруженный гигантским «Магнумом», не стесняется в выборе средств при поимке убийцы-маньяка по кличке Скорпион. А в финале ещё и выбрасывает свой полицейский значок, как это некогда сделал шериф Гари Купера из знаменитого вестерна 'Ровно в полдень'. Смесь мифологий вестерна и гангстерского боевика привела к тому, что Каллаген больше напоминает шерифов с Дикого Запада, нежели современных блюстителей закона. С той только разницей, что прерию здесь с успехом заменяют небоскребы и улицы Сан-Франциско. Взвинченный ритм, эффектный монтаж, акцентированная электронная музыка - всё это весьма способствует нагнетанию саспенса. А кажущаяся идейная примитивность ленты, как бы оправдывающей насилие, меж тем не помешала ей стать архетипом жанра: в результате фильм имел 5 серий-продолжений, а также массу подражаний, например, 'Жажду смерти' (1974).
Как много хороших, похожих друг на друга, на одну тему, фильмов? Много. А почему они всё равно успешны? В каждом таком фильме должно быть что-то особенное, своё, иначе он обречён на провал. Полицейский боевик при участии, на тот момент уже невероятно популярного, Клинта Иствуда, не удивляет и не поражает, не создаёт впечатления открытия в кинематографе, но просто радует и оправдывает ожидания от просмотра. В полиции работает безжалостный коп, которому чужда жалость, сострадание, плевавший на законы. Довольно обычный персонаж, но в исполнении такого мастера, привыкшего исполнять хладнокровных героев, он кажется особенным. Может из-за необычного вида для полицейского, а может из-за наличия коронной фразы, которая запоминается после первого произношения, а потом ожидается её повторение. В основном, фильм обязан таким успехом именно Иствуду. Я знаю, о чем ты сейчас думаешь. Выстрелил он шесть раз, или только пять? Честно говоря, в этой суматохе я и сам сбился со счета. Теперь ты задаешь себе один вопрос: «Повезет ли мне?». Ну, повезет ли, подонок? Режиссёр тоже ничем не удивил, а в общем, качественно выполнил свою работу, хотя иногда были недобрые мысли в его адрес, из-за большого количества слишком тёмных сцен, особенно в погонях и преследованиях не видно абсолютно ничего. Сюжет достаточно незамысловатый, но со своими особенностями. Допустим, понравилась сцена на стадионе. Интересный ход. Также порадовало присутствие музыки, хотя и почти незаметной, фоновой, но в нужных моментах создающей напряжённую атмосферу. По прошествии лет, сейчас этот фильм не кажется таким мощным, жестоким и захватывающим, как это, наверное, было в те времена, но всё-таки он считается классикой и образцом жанра, и не зря. 9 из 10