Как гром среди ясного неба Фильм Кэрол Морли «Out of Blue» («Из ниоткуда») – это детектив, в тугом узле которого, смешались множество нитей: нео-нуар, психологическая драма, астрофизика и философия. Детектив, который обходится без жанра триллер, где для загадки используется научный метод, а не откровенная мистика. Фильм, в котором вместо экшена с невероятными спецэффектами - неспешное повествование о звёздах, Чёрных дырах, жизни и смерти во Вселенной. Как гром среди ясного неба в астрономической обсерватории происходит убийство астрофизика, ведущего эксперта по Чёрным дырам, Дженнифер Рокуэлл (Мэми Гаммер), являющейся дочерью полковника Тома Рокуэлла, героя войны и успешного бизнесмена. Следствие ведет опытный женщина-детектив, с мужским именем - Майк Хулихэн (Патриша Клэрксон), помимо имени, у нее грубый мужской голос и мужской стиль одежды. В ходе расследования под подозрение полиции попадают, как учёные, коллеги Дженнифер, так и её родственники - члены богатого семейства Рокуэлл. Но все найденные в ходе расследования улики и новые подробности о жизни погибшей заводят следствие в тупик, рассыпаясь, как звёзды по небосклону. Через призму судеб жертвы и ищейки, словно искажённые Чёрной дырой, проявляются всё новые детали и обстоятельства, уводящие расследование в дебри прошлого самой главной героини и таинственного серийного убийцы «38-й калибр». Кино не для всех Представьте себе кино, в котором сочетается английский детектив «Мисс Марпл» с: Поиском неуловимого преступника как в «Обещание» Шона Пенна; Внутренним эмоциональным состоянием героя как в «Бессонница» Кристофера Нолана; Астрономической Вселенной как в «Древо Жизни» Терренса Малика; Странностью и ретро эстетикой как в «Твин Пикс» Дэвида Линча. И всё это объединено демонстрацией фрагментарных образов и доминированием визуального ряда над содержанием, характерного для творчества режиссера Николаса Роуга, одного из основоположников Австралийской Новой Волны, повлиявшей на большинство вышеупомянутых авторов. И фильм «Out of Blue» - во многом, дань уважения именитому мастеру, тем более что его сын Люк – один из продюсеров фильма. Очевидно, что многим зрителям данный фильм не только не придётся по вкусу, но и окажется не по зубам, прежде всего своим концептуальным смешением и неторопливой подачей материала. «Из ниоткуда» - кино, которое, кажется, не очень-то и старается, чтобы понравиться зрителю. Оно не хочет продавать себя, как очередной никчёмный товар в рекламном ролике. Это кино не для всех, кино другого полёта, живущее по своим законам. Фильм-головоломка, сюжетный паззл которого, зрителю, придётся собирать вместе с детективом Майк Хулихэн. Главная особенность фильма - фокусировка на предметах, сосредоточение на мелких подробностях. Анализ улик и осколков воспоминаний, умение читать между строк двусмысленные реплики подозреваемых и свидетелей - всё это придаёт фильму особый шарм. Кино для внимательного и заинтересованного зрителя. Истинный смысл многих монологов в фильме открывается только после повторного просмотра. «Ночной поезд» Сценарий фильма «Из ниоткуда» - вольная экранизация романа «Ночной поезд» («Night Train») британского писателя Мартина Эмиса. В отличие от литературного первоисточника, в котором преобладает стандартная, местами банальная детективная история о жизни и смерти Дженнифер Рокуэлл, банальная, не потому что плохая, а потому что реалистичная своей циничной обыденностью, сценарий фильма намного сложнее, многограннее и глубже. Как и в романе, здесь исследуется загадка самой человеческой природы, но если Эмис использовал науку больше для галочки, то Кэрол Морли пошла гораздо дальше оригинала, используя астрофизику, как психологическую метафору, объединила науку и судьбы двух разных женщин в один сюжет. В итоге, ей удалось провести параллель между Дженнифер и Майк на более высоком уровне сложности, сохранив при этом непредсказуемую предсказуемость (Или предсказуемую непредсказуемость?) и открытый финал литературного произведения. Как после своего коллапса бывшая звезда, превратившаяся в Чёрную дыру, забывает практически всю свою начальную информацию, так и главная героиня вытесняет в глубину своего подсознания травмирующие её психику события, подавляя внутри себя переживания прошлого. Надо сказать, что автор фильма Кэрол Морли очень здорово удалось передать настроение романа «Ночной поезд», всю эту непредсказуемую предсказуемость и загадку человеческой природы. Чтобы оживить сухую детективную историю, она добавила научно-популярных элементов, но так и не смогла показать тот эмоциональный пик, необходимый для кульминации истории. С другой стороны, такого яркого взрыва эмоций не было и в книге. Но весь вопрос в том, насколько достаточен такой подход в мире кино? Одна из главных проблем данного фильма, в том, что все его достоинства превращаются в одни сплошные недостатки для тех, кто «не в теме», то есть для большинства зрителей, привыкших к одноразовому экранному развлечению. Для тех зрителей: кто не читал роман Мартина Эмиса, кто не знаком с психоанализом, кто не интересовался астрономией и возникновением Вселенной. И это, не говоря уже о более сложных вещах, о которых упоминается в фильме: Общей теории относительности Эйнштейна, квантовой механики, космологии, научных трудов Стивена Хокинга в области изучения Чёрных дыр и многое другое. Самое смешное то, что, если бы производством этого фильма занималась крупная кинокомпания с огромным рекламным бюджетом, которая бы привлекла к работе известного режиссёра и популярных актёров на главные роли, то это кино обсуждали бы очень долго различные кинокритики и зрители. «Мол, что это было, и что хотел сказать режиссёр?» А так фильм для многих оказался незаслуженно незамеченным. Фильм «Из ниоткуда» - достойная экранизация романа «Ночной поезд», но понравится он далеко не каждому. 9 из 10
Банальная для американского кино история. Берется жанровая схема и в нее добавляются разные слои интеллектуального подтекста. Это позволяет одновременно рассматривать ленту в разных измерениях. В таких работах все зависит от проработки, а толкований всегда будет множество. Вот в этой картине все нарочито просто. Женщина - детектив общается с несколькими людьми, пытаясь распутать убийство. Она будто путешествует по ленте, т одного персонажа к другому. Так, шаг за шагом вырисовывается некая абстракция, связанная с темой семейного насилия и харрасмента несовершеннолетних детей. Отличием фильма является то, что режиссер лишь обрисовывает контуры, особо не вникая в фактологию. В этой вселенной куда важнее настроение, контекст и дискурс. Ну а вместо неприятных подробностей мы совершенно неожиданно получаем беседы о черных дырах, котах Шредингера и визуальные решения открывающейся бездны. В таком подходе нет ничего провального. Отнюдь. Именно подобных решений сейчас американскому кино и не хватает. Однако если обращаться к просмотренному фильму, то вопросы возникают к самой композиции. Мне не показалось, что объединение столь разных тем и направлений оставило в ленте целостность. Есть несколько разрозненных линий, в ряде моментов они сталкиваются. Все. Динамика, темп, визуальные решения - все меркнет на этом фоне. Да и сама глубина бесед не особо впечатляет. Складывается впечатление, что того же злополучного кота Шредингера создатели подают как нечто возвышенное, интеллектуальное и малоизвестное. Они стремятся разжевать все зрителю Так что, можно наслаждаться концептуально необычным решением ленты. А можно подойти к ней весьма скептически. Мне более по душе второе решение. При этом я уверен, что решения картины при немного более точечной огранке могут быть просто гениальны. Взять хоть недавно вышедший фильм 'К звездам'. Несмотря на разницу в жанрах, по сути это очень схожие ленты. И эта картина положительный пример того, как тщательно нужно прорабатывать подобные фильмы. Выходит, что 'Из ниоткуда' - это очень смелый эксперимент. Не более 5 из 10