Что есть истина? (Понтий Пилат) Документальный цикл Фрэнка Капры и Анатоля Литвака «Почему мы сражаемся», снятый для идеологической загрузки отправляющихся за океан солдат, являет собой какую-то невероятную смесь неумелой, но настырной манипулятивности и наивной честности. Идеологически верный ответ на поставленное названием «почему», как заботливо напоминают нам в конце каждого фильма - «потому что победа демократии возможна только в случае полнейшего разгрома военных сил Германии и Японии». Соответственно вся Вторая Мировая добровольно-принудительно укладывается в схему борьбы свободных народов против государств, которые не хотят решать свои проблемы «демократическим образом», а стремятся сделать это за счет других. Соединенные Штаты же предстают эдаким обитающим на иной планете (это не ирония!) хранителем Высшей Ценности, внимательно вглядывающимся издали в чужой конфликт и методом регулярных опросов своего населения (снова не ирония) пытающихся определить, достаточно ли уже трупов/информации, чтобы счесть Гитлера однозначным врагом демократии и поднять над миром звездно-полосатый щит, или можно пока ограничиться запретом вывоза металлолома в Японию. Специфичность ситуации заключается в том, что лица, глядящие с трофейных кинопленок, заголовки газет, исторические факты, излагаемые взволнованным голосом Энтони Вейллера, не желают послушно ложиться в прокрустово ложе идеи. Содержание откровенно конфликтует с интерпретацией, и авторы, поддавшись понятному восхищению, ужасу или состраданию перед тем, что предстает их глазам на монтажном столе, то и дело сбиваются с заданного курса. Наиболее проблематичны в этом отношении пятый и шестой фильмы серии: «Битва за Россию» и «Битва за Китай». Схема здесь трещит по швам: все good guys в этой войне должны быть поборниками демократии, а уж те из них, кто упрямо стоит на ногах после третьего раунда или, тем более, предпринимает попытки надрать общему врагу задницу – так просто обязаны. Но обрядить красных гигантов в белые одежды не получается, и Капре, взявшему эпиграфом слова Христа «Истина сделает вас свободными», приходится лгать умолчанием. Страшное для американского зрителя слово «коммунизм» так ни разу и не прозвучит, Сталин буквально пару раз мелькнет на заднем плане, пряча в усах мудрую отеческую улыбку, а лидеры Китайской Республики и вовсе будут идентифицированы как вожди свободного народа, только-только свергшие тиранию. Те же сомнительные с точки зрения принадлежности к good вещи, вроде советской прогулки в Польшу, которые обойти нельзя, будут преподнесены в качестве вынужденного тактического шага. Немудрено: на момент съемок СССР и Китай – друзья и братья США, ближайшие соратники в борьбе с нацистской чумой, огневые рубежи демократии, ее нерегулярные войска. Но странным образом именно эти две картины получились самыми сильными, масштабными и… да, самыми честными из всего, что было снято режиссерским тандемом. Невозможность говорить о Советах с точки зрения демократии заставила смолкнуть навязчивую ура-патриотическую риторику, а готовность смотреть на союзников с аполитичной благожелательностью позволила вполне отдать должное их трагедии, их мужеству, их подвигу. «Битва за Россию» - это против воли срывающийся в эпичную вагнеровскую тональность рассказ о многонациональном русском (тогда эти прилагательные не конфликтовали) народе, богатом, суровом и непобедимом. О русских городах - Пскове, Новгороде, Брест-Литовске, Минске, Ростове, Харькове, Киеве, Курске, Смоленске, Одессе, Севастополе, Ленинграде, Сталинграде – грудью встретивших сокрушающий вражеский удар, израненных, практически стертых с лица земли, но стоявших до конца. О двух миллионах человек, летней ночью пересекших границу, о той цене, которая была заплачена, чтобы выдворить их обратно, о величайшем военном противостоянии в истории, о судорогах блицкриг, предстающей в фильме чем-то вроде живого коварного существа, и о том неоплатном долге, который уже к 1943-му знал перед Россией весь мир, за то, что она не сдалась, не позволила Гитлеру нажиться на своих неисчерпаемых природных, промышленных и человеческих ресурсах. Этот пафос сегодня был бы даже нелеп, если бы его не разбавляли забавные американизмы вроде изменения площади захваченной территории в количестве штатов Вайоминг, если бы не глядели с экрана глаза мертвых детей, если бы сопереживание не звучало так искреннее, а к явственному уважению к русским не примешивался бы оттенок священного страха, с котором мы смотрим на мучеников. Потому что – архинеудобная в рамках концепции фильма, но прорастающая буквально из каждого сказанного слова, каждой тактической схемы, каждый озвученной цифры истина – побеждает не тот, кто в белом, побеждает тот, кто готов на большую жертву.
Увидев в фильмографии Фрэнка Капры цикл документальных фильмов «Почему мы сражаемся», и в числе прочих в этом цикле – фильм «Битва за Россию», я совсем не удивилась. Кому как не Капре, честному и патриотичному, немного идеалисту, немного консерватору, браться за такую работу. Фильм удался во всех смыслах: он хорош и как научно-популярный, и как патриотический, и как фильм-пропаганда. Капра снял фильм, который не стыдно (и даже наоборот) было бы снять в нашей стране. Здесь нет поверхностного изложения фактов или неверного понимания особенностей русского менталитета, Капра не грешит предрассудками или лубочными представлениями о России. Здесь есть чёткое изложение фактов и глубокий, хотя и краткий анализ: 1) формирования русского ментальности, 2)географических особенностей и 3) исторических предпосылок и современной военной тактики, приведшей к провалу планов Гитлера, а потом и к его поражению. Он рассказывает о тактике глубокой обороны, о городских боях и о партизанах; он рассказывает об обороне Севастополя и блокаде Ленинграда; о подступах армии к Москве и сталинградской битве; а ещё – о том, как отмечали в Советском союзе новый, 1943, год, как радовались люди весне в осажденных или разрушенных городах, как досталось от фашистов музею-усадьбе Чайковского, Ясной Поляне и… слону в зоопарке; и всё это мастерски, с использованием огромного количества архивных материалов, с закадровыми комментариями, сопровождающимися цитированием изречений всяких историчеких деятелей о России и наглядным иллюстрированием на карте. И хотя фильм снят в 1943 году и исход войны ещё не известен, голос за кадром нисколько не сомневается в том, что победа будет за нами и что нацистам нечего надеяться на счастливый (для них) исход войны. Капра снял фильм, который, увы, наверное, не мог быть снят в СССР – слишком уж он демократичный. Здесь нет ни слова о нашем политическом режиме, о славном деле партии, хотя из песни слов не выкинешь и Сталин, разумеется, 3-4 раза появляется в фильме (но не как великое и безгрешное божество, а просто как достойный, суровый и простой руководитель достойного и свободолюбивого народа); зато есть уникальные кадры с митрополитом Сергием и текст его антифашистского обращения к православным, что никак не могло попасть в советский документальный пропагандистский фильм 1943 года, а так же кадры о сельских женщинах, встречающих советских освободителей, где одна из этих женщин, тоненькая как тростинка, каждый раз осеняет себя крестным знамением, прежде чем обнять очередного солдата – вот так забавно и вместе с тем удивительно; я думала, люди боялись публично демонстрировать свою религиозность в те времена, ведь в советском союзе Бога и секса якобы не было… Получился фильм о народе. Не только и не столько о войне или там о Гитлере, не о Сталине или о коммунистах. А о русском народе и о русской земле – вот так, так просто. О том, какое богатство мы имеем, какое богатство сами собой представляем, какие славные были у нас предки – всё, о чём мы позабыли. Всё, о чём позабыли и современные американцы. Безусловно, русскому человеку согреет душу то, что в фильме много цитат европейских и американских полководцев о великой и основополагающей роли русских в событиях и исходе Второй мировой войны; и даже то, что Гитлер (приводится его цитата) прямо называл Россию и её территорию с богатейшими природными ресурсами как главную и конечную цель этой войны, а потому надежды Сталина на силу мирного договора изначально были розовыми мечтами: уже захватывая Австрию и вторгаясь в Чехословакию и Польшу, Гитлер собирался завладеть территорией России; а главное - упор Капры на то, что именно всё в совокупности – русский менталитет, русская история и география России способствовали тому, что Советский Союз противостоял гитлеровской армии и заставил её отступить, что вклад каждого русского в защиту родины был важен, что мы побеждаем не только потому что Великий Сталин ночь не спит, думу думает, а потому что и сами кое-чего стоим… ну, или стоили тогда, в 43-ем. Фильм, который стоит показывать в школах на уроке истории. Для взращения и/или возвращения национального самосознания.