Да, жителям ныне раздробленной усилиями США и НАТО на «удельные княжества» Югославии есть, чем гордиться перед всем миром- своими героическими партизанами! Столь масштабное по охвату территории и числу бойцов партизанское движение в годы Второй Мировой войны было ещё только в Белоруссии и на Украине. Потому югославский послевоенный кинематограф, как и «Беларусьфильм», справедливо и по-доброму можно назвать «Партизанфильмом». Кстати, наши славянские братья во всесторонней и массовой разработке данной темы почти на 10 лет опередили белорусов! В 60-х годах прошлого века они сняли, только по моим скромным (!) подсчётам, не менее 20-ти серьёзных, глубоких и интереснейших картин о борьбе партизан за свободу своей Родины. Слабо, некачественно их снять было нельзя просто по определению: тема-то святая, народ бы «лажи» не простил! (В скобках: это у нас, в современной России народ почему-то часто прощает авторам многих «военных» фильмов (вроде «Белого тигра») и сериалов недостоверность, а то и явную «фантастику», откровенную халтуру; люди, неужто у вас такая короткая память, которая пробуждается только на 9-е мая?). За исключением картин, рассказывающих об отдельных военных эпизодах или боевых заданиях, у большинства тогдашних югославских «партизанфильмов» много общего, схожего и в художественной концепции, и даже в синопсисе, сценарии, в чём лично я не вижу ничего плохого. Как правило, повествуется о том, как партизаны оказываются в трудном, порой безвыходном положении (зажаты, отрезаны, окружены превосходящими силами фашистов), но, благодаря находчивости и мужеству, ценой огромных потерь всё же пробивают путь к свободе и продолжают борьбу с оккупантами. Такова и наша «Козара», такова же и вышедшая семью годами позже более «размашистая» (копродакшн, мировые «звёзды»- Юл Бриннер, Сергей Бондарчук, Франко Неро, Курд Юргенс), дорогая и, пожалуй, более известная (номинация на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке) «Битва на Неретве» (режиссёр, между прочим, один и тот же- Велько Булайич), которую настоятельно рекомендую посмотреть как своеобразное продолжение и развитие темы. Кстати, обе ленты роднит один «момент»: и там, и там у видного партизана погибает кто-то близкий, о чём он не знает, а его товарищи до последнего хранят тайну и говорят о нём как о живом. Это, вообще-то, мудрое военное правило: никогда не сообщать бойцу/командиру о его личных потерях перед большой битвой, дабы не поколебать его воинский дух и не ввести в уныние! А вот и ещё одна важнейшая черта югославских «партизанских» фильмов той поры. Огромное внимание (иногда собственно партизаны и их боевые действия даже уходят на второй план) в них всегда обращено на Народ, на его боль, страдания и беспримерную стойкость (в «Козаре»- поют песню о родном крае под дулами карателей-эсэсовцев!). Я всегда поражался тому, как просто, естественно, органично (и замечательно снято!) смотрятся эти люди на экране, старики и молодые, простые крестьяне и партизанские герои! В них не чувствуется ни капли фальши, наигранности… Неужели у югославов было столько отличных актёров, откуда? Потом только я понял: не в актёрском мастерстве дело! Это же Сам Народ, живя недавними воспоминаниями (страшная война закончилась всего 20 лет назад), предстаёт перед миром на экране, играет самого себя. И в этом мире не найдётся ни одного самого великого актёра, который бы сыграл лучше!!! Ещё от меня низкий поклон старому югославскому «партизанфильму» за просто потрясающее мастерство в показе коротких, болевых, жестоких «военных» сцен, органично вписанных в общую канву повествования. В нашей «Козаре» их множество, и они эмоционально бьют зрителя наповал… Например, малыш подползает в кустах к только что убитой матери: «Мама, бай-бай, бай-бай…» Мои глаза тут же превратились в Ниагарский водопад… Вот так-то. Не думаю, что моя здешняя оценка «Казаре» завышена. Как не завысил свою оценку ММКФ в 1963-м, присудив ей Главный приз. Поэтому с радостью подниму стопочку вина и провозглашу тост в духе «генерала» Булдакова: «Ну, за югославских партизан, за югославский «Партизанфильм», за «Козару»! 8 из 10