22 июля: отзывы и рeцензии

Ali_Mensaf
Ali_Mensaf23 января 2020 в 02:08

Экранизация отрывка из биографии Андерса Брейвика каким-то респектабельным режиссером было только вопросом времени, и честно сказать, факт, что к этому приложил руку именно Пол Гринграсс может и к лучшему. Режиссер уже неоднократно показывал себя в адаптациях исторических событий, и «22 июля» это резюме вряд ли испортит. Хотя к ленте ощущается некая осторожность, ни в коем случае объектом критики становятся сами трагические события, но коль речь идет у художественном произведении искусства, то можно и разбить его на детали. Первые пол часа ленты, без какого-нибудь особенного пролога, сразу дают понять зрителю что жара начнется совсем скоро. Сюжет раскрывает события, происходящие за несколько часов до взрыва в Осло, а затем на острове, где был расположен детский лагерь. Стоит отметить, атмосфера подана очень сурово, а в контексте пережитого реальными людьми – возможно и вовсе еще мягко сказано, но как только манифест Брейвика заканчивается, начинается раскачка на эмоциях зрителей. Параллельно характеру самого Брейвика, сценарий с разных сторон показывает, как события повлияли на других персонажей, будь это два брата чудом уцелевших в тот день на острове, или же адвокат обвиняемого, которому приходится очень несладко работать под сильным давлением общества исполняя свой долг. Но кажется из-за множества этих всех параллелей, которые быть может с гуманных соображений в таких историях выбрасывать из обзора невозможно, сам фильм «22 июля» выглядит каким-то незаконченным в положении характеров. Разумеется, если бы концепт проекта был бы больше преподнесен под «документалистику», перечисляя множество фактов и хронологию, зрителю интересующимся в этих событиях было бы интересней смотреть ленту. А так получилась просто хорошая экранизация, но, к моему убеждению, без какого-либо последнего слова или же индивидуализма взгляда на события от авторов. 6 из 10

KVfilm
KVfilm4 мая 2019 в 00:52
Важное кино

Помимо фильмов великих, потрясающих, запоминающихся, авторских произведений, эталонных представителей жанра, да и просто любимых зрителями, есть особая категория – фильмы важные. И это не «Мстители: Финал», не «Ла-Ла Ленд» и даже не «Титаник». Зато с уверенностью могу сказать, что одним из таких - важных - является фильм Пола Гринграсса «22 июля». Это картина почти в документальной манере рассказывает – не реконструирует события, а именно рассказывает - о террористическом акте, произошедшем в Норвегии 22 июля 2011 года. А также о последовавшем за ним судебном процессе по делу маньяка-одиночки, хладнокровно убившем 77 человек и нанесшим незаживающие раны ещё более чем 500 людям. Но главное – и это то, что делает его важным в моих глазах – этот фильм позволяет зрителю не просто стать участником роковых событий того дня, но и во всех смыслах пережить его последствия. Да, в этом фильме нет впечатляющих художественных образов, искусных операторских кадров, находчивых монтажных решений, нет неожиданных сюжетных поворотов и запоминающихся реплик, в нём нет масштабных сцен, нет кино-аллюзий, нет символизма. Но чего у этого фильма точно не отнять, так это оголенных, пульсирующих, бьющих через край человеческих эмоций. И это не просто ужас, который возводит в самоцель норвежский режиссёр Эрик Поппе, заставляя зрителя в реальном времени пройти через кошмар той самой террористической атаки в фильме «Утойя, 22 июля». Фильм Пола Гринграсса – режиссёра британского по происхождению и голливудского по опыту – сосредоточен именно на чувствах. Это чувства жертв, выживших в атаке и переживающих её день за днём. Недаром одним из ключевых персонажей картины становится Вильяр Хансен – юноша, получивший 5 пулевых ранений, переживший несколько сложнейших операций, но нашедший в себе силы научится заново говорить, ходить, да и просто жить. Это чувств семей, потерявших в той бессмысленной трагедии близких, пытающихся адаптироваться, справится с этим, жить дальше. И вынужденных смиренно наблюдать за разворачивающимся юридическим процессом – бенефисом шизофреника-анархиста, эксплуатирующего демократичность европейской судебной системы. Наконец, это чувства государственных деятелей – адвокатов, обвинителей и власть имущих, - так или иначе вынужденных действовать, отбросив, а на деле скрывая, эмоции (хочется верить, что это не только часть кинематографических допущений, призванных усилить драматургию, но и отголосок реальности, в которой государственных мужей подобные события задевают лично). Поэтому я считаю, что именно «22 июля» - это важная, пусть и болезненная, кинематографическая прививка против равнодушия, развивающая умение переживать и сопереживать, а, следовательно, выполняющая главную функцию кинематографа, как искусства.

cyberlaw
cyberlaw14 января 2019 в 15:08
22 июля

Гринграсс умеет снимать весьма корректные ретроспекции. Он старается абстрагироваться от оценок, снимая ситуацию 'как она есть'. По крайней мере, у зрителя складывается именно такое впечатление от его работы. А это позволяет создать иллюзию погружения в проблему. '22 июля' как раз такой фильм. Во время его просмотра кажется, что внимательный режиссер учел все самое важное, равно как и то, что взгляд его лишен назидательности, пропаганды и всего такого, что отталкивает от кинематографа, даже самых преданных его любителей. Создатели ленты наверное так и ожидали, что по итогам просмотра зрители скажут - 'ну, нам тут все понятно'. И в вопросе с Брейвиком у общественности будет некое однородное понимание. Однако, на деле все получилось не совсем так. Прежде всего мне непонятно, почему вообще историю о Брейвике экранизировали. Это ведь наш современник, вполне еще молодой человек, ведущий активную социальную жизнь. Своими действиями он хотел привлечь к себе (и возможно некоторым высказываемым им идеям) повышенное мировое внимание, популярность. И этого он добился с лихвой. Он действительно известен. Так зачем эту известность приумножать? Разве в современном обществе не является критерием успеха, если о тебе снимет фильм известный режиссер с голливудским бэкграундом? Таким могут похвастаться Эминем, Джордж Буш, младший, теперь вот Дик Чейни... и Брейвик. Что же касается личности самого Брейвика, то нам показали ровно такой же образ, который мы видели в информационных новостях. Даже дополнительных штрихов, соответствующих реалиям не добавили. Согласитесь, чуть больше освятить его взаимоотношения с родителями - и перед нами уже совсем другой человек. Портрет получился бы совсем далеким от репортерской суеты, глубоким. При этом, совершенно непонятно отношение самого режиссера к Брейвику. В своем стремлении к объективности он видимо забывает расставить акценты. Вроде перед нами один из самых опасных преступников современности, но в суде он совсем не выглядит кротким агнцем. И Гринграсс акцентирует внимание на данном аспекте. И эта линия вполне походит на картины о правозащитниках, которые сражаются с судебной системой. Да, при этом Гринграсс внимателен и к одной из жертв. Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Нужно понимать, что Брейвик старался вызвать симпатии. Определенно точно, что ретроспекция трагедии не должна содействовать появлению таких симпатий (даже в самых минимальных дозах). А потому фильм не кажется мне достойным. Более того, даже если абстрагироваться от самой фигуры Брейвика и сконцентрироваться на самом нападении, то возникает ряд вопросов, которые попросту остались вне поля зрения. Известно, что ряд подростков оказали Брейвику отчаянное сопротивление. Но об этом нет упоминаний в ленте. Конечно, в сфере таких подробностей Брейвик бы выглядел нескладно. Вот и напрашивается ряд вопросов: а действительно ли объективен фильм? насколько соответствует портрет Брейвика реалиям? и, самое важное - не способствует ли фильм развитию того образа, над которым так старательно работал сам преступник? А что касается моего отношения к фильму, то оно весьма определенно и соответствует самой низкой из всех возможных оценок. 1 из 10

C_B_J
C_B_J3 декабря 2018 в 15:54
Бойня на острове Утойя

Сервис Netflix продолжает приятно удивлять зрителя не только обилием хороших фильмов, выпускаемых под маркой бренда, но и тем, насколько широким является взгляд компании при выборе будущих проектов. Фильмы выходят самого разного жанра и на самые разные тематики, а их создатели – люди с мировым именем. Во время просмотра «22 июля» был приятно удивлен, что это кино снято Полом Гринграссом, снявшем «Капитана Филлипса», серию фильмов о Джейсоне Борне, а также боевик «Не брать живым». Новый проект Гринграсса – это основанный на реальных событиях фильм, рассказывающий о чудовищном теракте в Норвегии в 2011 году, когда Андерс Брейвик – человек с фашистскими взглядами, устроил взрыв в центре Осло, а затем и бойню на острове Утойя. Тогда от рук этого психопата (даже несмотря на то что его признали вменяемым, назвать его нормальным язык не повернется) погибли 77 человек! Фильм снят при участии европейских и скандинавских актеров в частности, а главную роль – того самого Брейвика сыграл Андерс Даниельсен Лье, которого зритель уже мог видеть в 2018 году в фильме «Париж. Город зомби». «22 июля» идет более двух часов и описывает события с 21 числа, т.е. накануне терактов, когда Брейвик уже был готов свершить задуманное, реконструирует устроенный им взрыв и массовый расстрел на острове, а также рассказывает о судебном процессе, вызвавшем в Норвегии широкий общественный резонанс. Снятый в холодных и неприветливых тонах он с одной стороны отражает суровую природу Норвегии, а с другой словно подчеркивает жестокую тематику кинокартины и леденящую жестокость террориста. Это в особенности отражается в сцене, где Брейвик высаживается на острове Утойя и начинает методичный отстрел подростков. Складывается такое ощущение, будто для него это лишь миссия в очередном компьютерном шутере и он является героем какой-нибудь из частей Call of Duty к примеру. Стоит отметить, что фильм не только рассказывает о суде и террористе, а также о его жертвах, но еще и предлагает зрителю посмотреть на других участников процесса, в частности адвоката Брейвика и его семью. Гьер Липпестад, защищавший убийцу в ходе судебного процесса столкнулся с невероятным давлением со стороны окружающих, которые осуждали адвоката за то, что он взялся за это дело. Но такова адвокатская судьба и суть профессии – они ведут дела, о которые прочие люди не будут «марать» руки. И даже сложно представить, что переживал он, слыша угрозы в адрес себя лично и своей семьи, когда снимал трубку с телефона. А ведь проблемы возникали и у его детей, вынужденных переходить в другую школу из-за того, что их отец представляет интересы Андерса Брейвика. Здесь также много времени уделено Вильяру Хансену – одному из чудом выживших на острове. Парню досталось изрядно, а одна из пуль попала в голову и некоторые ее осколки там так и остались. Хансен выступил со своими показаниями в суде, перед этим пройдя серьезный курс реабилитации. В фильме показано, как во время его речи Брейвик словно начинает осознавать, что он натворил. Возможно, это лишь художественный прием Пола Гринграсса, ведь сам террорист до 2017 года вообще не раскаивался в содеянном и только в прошлом году в газету «утекла» информация о том, что он «хотел бы вернуть все назад и не совершать того, что совершил». Фильм не рассказывает (как это принято у реальных историй) при помощи финальных титров о дальнейшей судьбе участников тех событий, но если вы почитаете о дальнейшей судьбе Брейвика, наверное будете удивлены тем, как он живет в тюрьме. Точнее в каких условиях. 24 квадратных ветра камера, состоящая из трех комнат (!), игровые приставки, компьютер, учеба в университете в режиме онлайн и дальнейшее продвижение своих фанатичных идей. Как и говорит персонаж Андерса Даниельсена Лье – его дело будет продолжено. От этого, если честно, становится не по себе… Новый фильм Пола Гринграсса получился хорошим в плане освещения тех ужасающих событий и подчеркивает щепетильное отношение режиссера к нюансам и детализации описываемого им сюжета. «22 июля» достаточно жестокое кино (здесь нет рек крови и мяса) в плане того, как может один человек, ненавидящий общество, относиться к тем, с кем живет бок о бок. В связи с этим, следует задуматься – стоит ли его смотреть вместе с детьми. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 8 из 10

Egorche23
Egorche2318 октября 2018 в 21:14

Кажется, что само название ленты «22 июля» сразу же настраивает зрителя на то, что перед ним, скорее, фильм-посвящение, а вовсе не фильм-исследование. Особенно, если принять во внимание, что у руля проекта встал Пол Гринграсс – режиссер, который и память «Кровавого воскресенья» почтил, и в «Потерянном рейсе» трогательно о жертвах 11-го сентября рассказал. «22 июля» концептуально близок к обоим этим картинам и повествует о знаковой для Норвегии дате – дне, когда печально известный господин Брейвик устроил бойню на острове Утойя. Режиссер весьма осторожно подходит к этой деликатной, свежей теме, сосредоточив внимание не на террористе, как многие думают из аннотации (да и, честно сказать, в целях рекламы для продвижения проекта его проще было обозвать «фильмом про Брейвика»), а на тех, кто сказать ничего о трагическом инциденте уже не может. Тем не менее, несмотря на внешнее сходство с тем же «Потерянном рейсом», «22 июля» ощущается более компрометирующим и, не побоюсь этого слова, драйвовым в плане подачи сюжета. Человеческая драма представлена здесь строго, а не процедурно, и по-настоящему выглядит разорванной анатомией бытовой трагедии. Сама по себе массовая бойня передана невероятно напряжено, начинается почти сразу же после вступительных титров, и длится около 20 минут при общем хронометраже фильма 2 с половиной часа. Массовое убийство, с одной стороны, не преувеличивается и не смакуется, а, с другой стороны, так и остается важной частью кинокартины – отбросить его как Гас Ван Сент сделал в «Слоне» Гринграсс не рискнул. Сценарий находит свой центр в Вильяре – подростке, выжившем в террористическом акте. Его восстановлению, как физическому, так и психологическому, посвящена большая часть фильма. Таким образом, «22 июля» больше похож на недавний проект «Сильнее», чем на полноценное хронологическое описание массового убийства и его последствий, из-за чего и влияние этого сюжета можно развить на некоторые другие сферы. В конечном счете это не просто пальба на острове или банальное зло, а демонстрация отголосков трагедии на различные уровни: на физическое состояние, эмоциональные слои и национальную реакцию. Несмотря на воодушевление и сильный посыл этой линии, динамика её развития всё же чуть менее убедительна, чем у другого подсюжета. Речь идёт об адвокате, который обязан представлять Брейвика в суде и защищать его в меру своих способностей. Очевидно, что даже защитник испытывает к террористу отвращение. В некотором смысле, это выстраивает особый микромир, в общем и целом служащий метафоре всех тех мыслей, что тихо сквозь экранного Брейвика высказывает Гринграсс: противостояние всего толерантного, доброго, но решительного и безумного фанатизма неонацистов. Сценарий в общих чертах и за исключением этой ремарки является не особо тонким, особенно если речь идёт о главной личносте картины. Мрачный Брейвик представлен невероятно пугающим, однако создатели не были заинтересованы в том, чтобы покопаться у террориста в душе. Антимигрантские и антиглобалисткие идеи остаются за кадром, так что, вероятно, политический климат в реальной жизни сыграл злую шутку с «22 июля»: создатели так боялись придать контекст убийству молодых либералов в летнем лагере на острове, что начисто этот контекст стерли. Подобное обоснование вполне годиться для хорошо сделанного художественного фильма, только вот ремесла тут значительно меньше, чем необходимо, чтобы затронуть ещё и культурно-политические грани этой истории. В тот момент, когда Гринграсс заходит слишком далеко, кажется, что сам постановщик понял важность своего детища. В сцене, когда родители протестуют из-за того, что террористу Брейвику предоставили голос в суде и что у него, как и у других порождений пресловутых западных ценностей, есть, оказывается, права, вывод неутешителен: за что боролись, на то и напоролись. Как бы то ни было, то, что окрестили войной одного человека, можно назвать лишь бойней и никак иначе. «22 июля» - вполне очевидный и ангажированный проект с крепким сценарием, хорошими запоминающимися образами, неплохими актерами и, само собой, прекрасной природой Норвегии. Только с мессаджем не задалось, потому что основная мысль «22 июля» проста и была озвучена уже сотню раз, даже без привязки к контексту любой трагедии – надо жить дальше. Брейвики приходят и уходят, и тот факт, что о нём говорят, вероятно, доказывает его триумф. Что ж, «22 июля» оставляет после себя горькое послевкусие и непростые эмоции, хотя и зачастую ложные. 7 из 10

Distarneo
Distarneo12 октября 2018 в 16:55

«22 июля» - новинка от Нетфликс, американо-норвежский проект от режиссёра Пола Гринграсса, известного многим по картинам «Ультиматум и Превосходство Борна», «Капитан Филлипс» и другим. Фильм-участник Венецианского кинофестиваля придется по душе всем, кому интересны истории, основанные на реальных трагических событиях. Сразу хочется уточнить, что в этом году вышли два фильма на одну и ту же тему почти с одинаковыми названиями. Другая чисто норвежская картина «Утёйа, 22 июля», режиссера Эрика Поппе, до нас еще пока не добралась, поэтому не стоит путать два разных фильма во время поиска. Сюжет двух картин затрагивает страшные события произошедших 22-ого июля 2011 года в Норвегии. В один день после мощного взрыва возле здания правительства неизвестный человек с оружием в руках приплывает на отдаленный небольшой остров Утёйа, на котором размещен детский лагерь, где отдыхают несколько сотен несовершеннолетних подростков, включая детей из богатых семей и членов правительства. В результате атаки вооруженного экстремиста за считанные минуты погибают десятки детей. Остров, где еще недавно царило дружеское веселье, превращается в кровавую территорию хаоса и террора, откуда невозможно сбежать и скрыться. Что касается фильма «22 июля», бoльшая часть повествования посвящена тяжелым последствиям страшной трагедии. Перед зрителем предстанет почти задокументированная драма о некоторых героях, оказавшиеся в эпицентре тех или иных событий. Но стоит предупредить, что первые минуты сюжетного развития многим покажутся чрезмерно жестокими. Страшные кадры расстрела невинных детей показаны со всей хладнокровностью и невозмутимым спокойствием в лице их убийцы. Конечно, дальнейшие события хоть и без смертей, но наполнены личностной трагедией, страхом и бессилием. В центре внимания оказывается молодой парень, который после атаки остался инвалидом с гигантским чувством страха и ненависти. Несмотря на всю тяжесть последствий, молодой человек все же находит силы восстановиться физически, но, к сожалению, в душе себя живым не чувствует. Но, как оказалось, главное испытание ожидает впереди – встреча в суде во время дачи показаний, где парню предстоит встретиться лицом к лицу со своим убийцей. Не уверен, что многим будет по нраву стилистика такой постановки, которая очень похожа на безэмоциональную документальную реконструкцию, где нет художественной яркости с усиливающим эффектом драматического накала. Картинка отражает и в особенности подчёркивает холодный реализм происходящего, поэтому любители насыщенных высокохудожественных историй будут вероятно разочарованы. Я бы рекомендовал этот фильм в основном поклонникам документального кино, ибо предложенный формат идеально отражает все вкусовые предпочтения сухого и строгого повествования. Как по мне, фильм получился хорошим, тяжелым, зрелищным и мрачным. Очень мощное короткое начало сменяется на длительное и в какой-то степени монотонное послесловие, которое в финале истории отлично отражает всю суть происходящего, демонстрируя сильную актёрскую подачу и пронзительные монологи главных героев. Приятного просмотра. 7 из 10

kinoman_82
kinoman_823 мая 2019 в 22:51

22 июля 2011 года стал черным днем для всей Норвегии и ужаснул остальной мир, когда местный националист Андерс Брейвик устроил взрыв в центре Осло и позже учинил самую настоящую бойню на острове Утойя, где размещался молодежный лагерь правящей Норвежской рабочей партии. В результате его преступлений погибли 77 человек, а еще 151 был ранен и получил тяжелую психологическую травму. Снять художественное кино об этих тягостных событиях, произошедших не так давно, решил Пол Гринграсс, уже изучавший вопросы терроризма и политических столкновений в таких картинах как «Кровавое воскресенье», «Потерянный рейс», «Не брать живым» и «Капитан Филипс». Конечно, чтобы рассказать о террористических актах, свидетели которых еще живы и чья боль до сих пор не угасла, нужно было обладать и смелостью, и тактом. По большей части Гринграсс с этим справился – его сухая, но цепкая и четкая режиссура, безупречно выстроенная по темпу с почти документально-бесстрастной манерой съемки для подобного проекта очень подходила. Довольно быстро перейдя от трудной для многих сцены бойни, снятой лаконично, жестко и хладнокровно, к аресту Брейвика, режиссер развивает историю в трех направлениях, показывая ее через Брейвика и его адвоката, реакцию правительства и трудности психологической и физической адаптации чудом выжившего парня, получившего на Утойе тяжелые ранения. Аспекты эти Гринграсс старается раскрывать в необходимом объеме, избегая дешевой сенсационности и скандальности, заодно стремясь изобразить персонажей не только в черно-белых контрастах, а как живых людей со своими взглядами. Вот только в этой истории уж слишком много острых, болезненных углов, а также неудобных и спорных моментов, углубиться в которые подчас не всегда представляется возможным, и поэтому нарративная мощь начинает ощутимо гаснуть со второй половины картины. Но конечный результат трудов режиссера хоть и не поражает, но впечатляет и заставляет задуматься, наглядно растолковывая, что нет в мире таких вещей, которые можно было бы оправдать терроризмом. 7 из 10

Белый_Егерь
Белый_Егерь15 апреля 2021 в 20:42
Норвежский стрелок

Существуют фильмы, ангажированные в одну сторону, но этот фильм показывает события такими какие они есть. Непредвзятый стиль Гринграсса сделал этот фильм особенным. Гринграсс показал и отразил события полностью объективно. Брейвик здесь выступает одним из главных героев картины, и он здесь показан не как скучный и обыкновенный психопат-маньяк, а как ультраправый идеалист со своими определёнными мотивами. Режиссёр стремясь к объективности, отражает не только те действия, которые совершил стрелок, но и взгляды стрелка и причины его поступка. Также можно отметить хорошую актерскую игру тёзки Брейвика — Андерса Лье. Смотря на него в фильме верится, что это тот самый террорист, Лье отлично вжился в роль и передал поведение Брейвика. Это отличное кино для того, чтобы поглубже ознакомиться с терактами в Осло и посмотреть на них не только глазами жертвы, но и от лица самого террориста. 8 из 10