Новая работа Питера Стриклэнда британского кинорежиссёра и сценариста. Потрясающий сатиристический хоррор про общество потребления. Артхаус жанру отведено отдельное место в моём сердце. В этой жанровой нише я наполняю свои внутренние ресурсы некой гурманикой, артхаус становится почти осязаем. Если вы такой же гурман, я буду услышана. Перед нами аутентичная атмосфера 70-х. Главная героиня Шейла (Марианн Жан-Батист) разведена, но не отчаялась. У неё есть взрослый сын, оттачивающий навыки своего серьёзного, несколько изощрённого искусства на стремительно стареющей постельной подруге. Питер Стриклэнд задействует клише, гиперболизируя каждое из них; он попросту глумится над зрителем, бросая вызов ему в лицо. И зритель успешно оправдывает ожидания режиссёра. Ещё бы, 'Маленькое зловещее платье' вызывает общественный резонанс. Стриклэнда называют британским визионером и он мастерски справляется с этой ролью. Шейла в попытках доказать себе, бывшему мужу, сыну и его стареющей подруге, что она ещё чего-то стоит и имеет право на счастье. Она знакомится с мужчинами через объявление в газете. И какое у женщин свидание без шикарного платья, скажите мне? По телевизору крутят психоделическую рекламу, словно гипнотизирующую нас, о бешеной распродаже в 'Эксклюзивном бутике'. Конечно же, Шейла посетит злополучный бутик. Там она встречает эксцентричную, вышколенную до эстетического безобразия, продавщицу мисс Лакмур (неизменную актрису Питера Фатма Мохаммед), но директор превосходит готичную продавщицу-консультанта по эксцентричности: выглядит как граф Орлок из 'Носферату: Симфонии ужаса' Фридриха Вильгельма Мурнау, с некоторыми наклонностями и удивительной мимикой. Роль Фатмы запоминающаяся, образ готический, но не скатывается в вульгарщину; тревожный, но нельзя сходу определить, что не так. После примерки, Шейла становится объектом иррационального влияния кричаще-броского платья, способного подстраиваться под любые размеры своих владельцев. Прекрасный образ иллюзии, который при помощи одежды люди проецируют в мир. Женщинам нравится надевать вещи, в которых можно сменить образ, почувствовать себя лучше. Это как нанести грим или надеть маску-всего лишь роль, в которой можно быть кем-то другим. 'Дерзость всегда затмевает тонкие контуры осторожности' (с). Потребность к потребительству не произрастает в нас просто так. Одна из причин к чрезмерной покупательской деятельности-способ обуздать одиночество и опустошённость, но это очередная ловушка. Человек покупает, ощущает удовлетворение и наслаждение, но эти ощущения слишком скоротечны, затем наступают неизбежные разочарование и всепоглощающее одиночество. И так по кругу. Платье имело печальную репутацию, связанную с трагедией на грани смерти одной модели. Задайте себе вопрос: если бы вы нашли платье, которое ранее принадлежало некогда живой женщине, оно неописуемо здорово на вас сидит, в нём вы будете неизбежно успешны; платье словно было сшито по вашим меркам, и достанется вам за сущие копейки, купите? Вопрос этики. Дальше нас ожидает настоящий гротеск, аудиосопровождение вставлено в настолько нужных частях, что в эти моменты ощущение саспенса не покидает. Стриклэнд сатиристически относится к офисной теме. Взять сцены с начальством, которые доводят ситуации до комичности, высасывая претензии их пальца и при этом, на полном серьёзе, ставя компетентность Шейлы под сомнение. Отдельное внимание стоит уделить второй новелле кинокартины, которую, к слову, незаслуженно обходят стороной. Там судьба злополучного платья продолжается,- оно попадает в благотворительный магазин,- и его приобретает для мальчишника некий Рег. Персонаж аутического характера и некоторыми особенностями, Питер Стриклэнд показывает нам иную сторону общества, которой он наслаждает с особым юмористичным упоением, смакуя каждый кусочек целого паззла. Герой Рег даже через монитор передаёт своё опустошение, что способен ввести в транс одним только пересказом к стиральной машине. Тщательно спроектированная шизофрения была бы не совсем полной без музыкальной составляющей от группы Cavern Of Anti-Matter. Здесь Стриклэнд рассказывает очень много, остаётся читать между строк. 'Маленькое красное платье'-двухчасовое явление, с множеством визуальных загадок и почти таким же количеством решений, апеллирующее расширенным сознанием зрителя и его тонкостью восприятия. Новая работа режиссёра Питера Стриклэнда-эффектная качественная работа, которая достойна быть в топ списке 'самые странные киноленты года'. Вам может понравиться этот фильм или нет; вы можете понять его или не понять и вовсе, но уверяю, увидеть 'Маленькое красное платье' вам стоит. Хотя бы ради того, чтобы познакомиться с творчеством талантливого режиссёра. Отдельно скажу о его ранней работе 'Герцог Бургундии' (2014)-это эстетика, это история, это любовь на грани безумия, это БДСМ игрища...дальше не стану говорить. Просто посмотрите. Стриклэнд умело расширяет рамки сознания при помощи визуальных и метафорических составляющих. Мне никогда не забыть вполне себе живой и чувственный лобок на причинном месте манекена. Ад существует и его филиалы находятся под каждым крупным сетевиком, как повествует нам о том Питер Стриклэнд.
Новинка сезона! Чёрные мужские носки. Хватит лишь недели, чтобы проносить их и больше не вспоминать о ткани, обволакивающей ступни. Носки на 100% впитаются в часть тела, предназначенной для ходьбы, поэтому ноги всегда будут чёрными и без дырок. Люди живут в прекрасное время. Мир изобилует разного рода предложениями, и вряд ли верно утверждение, что спрос превышает своего визави. Хочешь чипсов? Вот тебе разные вкусы, даже - малосольных огурчиков. Вдруг вспомнил, что когда-то умел писать, и нужна ручка? В магазине канцтоваров огромный ряд инструментов. Требуются открытки для поздравлений? Пожалуйста, крути стенд в поисках самой красочной или просто приятной картонки. То же касается выбора ночных бабочек, банковских услуг, начинки перед приготовлением хот-дога. Но вот есть такая категория товаров, которая прямо захватывает своим присутствием наши предназначенные для жилья квадратные метры. Да, это одежда. Вспомните, сколько сейчас предметов гардероба в ваших гардеробах. Малая часть активно прикрывает - минимально или максимально - ваше тело, а вот большая - бесцельно валяется в шкафах из года в год. Причём при мысли выкинуть ненужный хлам мгновенно просыпается вот внутренний протест. Вдруг пригодится? Появится тот самый или та самая? Вечеринка года? В горы поднимусь? Особенно сие касается наших любимых женщин. Ни капли отвращения, иронии или скорби. Просто так у них устроено. Вообще, к чему вся эта ахинея с описанием очевидного? Вот если выдержите почти два часа при просмотре 'Маленькое красное платье', тогда и поймете. Начинается фильм вполне благопристойно, но заканчивается женственным бойцовским клубом. Скидки, желание быть красивой, скудность гардероба, скидки, новое свидание с незнакомыми мужчинами, мечта обладать красивой вещью, снова скидки, просто одежда для души. Скидки! Сходите в любой торговый центр. В изобилии одежда, бытовая техника и еда. Так много товаров, что бедные кошельки в большинстве своем быстро теряют свой вес, который явно еле набирают в течение месяца. Произойти это может в течение одного лишь посещения пресловутого центра. Маниакальное желание обладать и потреблять без тормозов приводит к своеобразной блестящей наркотической зависимости. Исходящий поток не остановить. Порой для нас эти ТРЦ настоящие фильмы ужасов. Столько еды и вещей! Однажды их станет так много, что накроют нас с головой. Забавно, что история Питера Стриклэнда затрагивает судьбы обычных людей, которые далеки от всего этого сумасшествия. Казалось бы, можно было бы придумать хоррор о кровавой охоте маленького красного платья на шопоголиков, но режиссер решил показать, что платье не будет щадить абсолютно никого. Всё это подано в гротескном соусе, что не всегда мягко понимаешь, как реагировать на происходящее. Взбесившаяся стиральная машинка, например. Или сильная нирвана, когда персонажи слышат, как работает стиралка. В общем, весело и непринужденно! Отдавая дань уважения энергетике джалло и схожим направлениям 70-х годов, интересный британский постановщик (он лысый) создал кино, которое точно соберет в залах мало людей. А пришедшие точно увидят на большом экране один из самых странных фильмов с вопросом 'что я только что увидел?'. На самом деле, увидите действительно качественное и одиозное творение, которое расширяет рамки дозволенного путем интересных сюжетных образов и визуальных решений. Лобок на причинном месте манекена, например. Так что все в кинотеатр!
Сотрудница банка Шейла, женщина средних лет, страдает от одиночества, к тому же её сын как назло прямо под носом устраивает сексуальные утехи с дамочкой постарше. Желая привлечь к себе внимание потенциальных кавалеров, Шейла замечает на распродаже яркое красное платье, которое таинственная продавщица, напоминающая готическую ведьму-косплейщицу, томно уговаривает купить. Так в жизни Шейлы появляется «маленькое красное платье», которое обладает удивительной способностью принимать любой размер и не портиться. Правда, оно еще может разнести в щепки стиральную машину, оставлять после себя на теле странные язвы, да и вообще склонно к душегубству. Герой одного из первых фильмов Питера Стрикленда, «Студия звукозаписи «Берберян», произносил такую фразу – «мое кино это вам не какой-нибудь фильм ужасов», и сам режиссер максимально точно придерживается этой формулировки. Обожающий культовые европейские картины 70-х, он сполна отдается стилистике при полном отказе от четкой жанровой принадлежности, когда «Маленькое красное платье», начавшись как «Суспирия» в мире моды, рекламы и розничных распродаж, быстро перетекает в сатиру консьюмеризма и выливается в безумную черную комедию. Этот сценарный и стилистический «фьюжн» хоть и предлагает порой искать кучу глубинных смыслов, действует, в первую очередь, исключительно аудиовизуально, акцентируя звуки, саундтрек, экранные образы и активно нажимая на кнопку киноманского базиса зрителя, без которого фильм смотреть попросту невозможно – несведущая публика, к слову, моментально покидала зал, доев попкорн. Логика построения «Маленького красного платья» - это логика классического джалло, когда мотивация поступков персонажей и правдоподобность их действий отодвинуты куда-то на третий план, чтобы уступить место смачному видеоряду; сей принцип модно описывать термином АСМР (автономная сенсорная меридианальная реакция), когда человек просто испытывает удовольствие от различных стимулов, как от зрительно-слуховых, так и от тактильных. Стрикленд не ограничивается имплантацией приемов Дарио Ардженто и Марио Бавы в тело старых британских сериалов, более того, порой даже сложно определить эпоху, в которой разворачивается история – то ли это 70-е, то ли 80-е, а то и вовсе порой кажется, что уже начало 90-х годов ХХ века. Гротескные ведьмы, предстающие то пугающе-жуткими, то комически-нелепыми, драматическая героиня Марианны Жан-Батист (актриса, между прочим, номинантка «Оскара» за «Тайны и ложь» Майка Ли), сменяющаяся пародийно-нелепым мастером по ремонту стиральных машин, манекены, тканевые текстуры, зернистая картинка, электронный саунд, стоны, шепоты, юмор, страх, трэш, элегантность и пошлость, философия и бессмыслица, стиль и китч, сопровождающиеся совершенно диким ритмом (да-да, при креативном переизбытке фильм может как увлечь, так и порядком наскучить) – все это взбивается Стриклендом в эклектичный коктейль, который предсказуемо ориентирован на точечного зрителя. Ведь «Маленькое красное платье» ведет себя с аудиторией точно так же, как и титульный предмет одежды с героями – кому-то оно придется по размеру и его никак не захочется снимать, любуясь им вновь и вновь, а у кого-то моментально начнется мощная аллергическая реакция с отеком Квинке и неминуемым анафилактическим шоком.
'Маленькое красное платье' - это британский фильм ужасов режиссёра Питера Стриклэнда. Картина рассказывает кровавую историю универмага в Южной Англии и проклятого красного платья, идеально подходящего для женщин, которые имеют несчастье примерить его. Этот фильм напомнил, возможно один из самых лучших хорроров года, 'Солнцестояние'. Обе картины умудряются выбить зрителя из колеи и сделать атмосферу максимально не комфортной. Обычная реклама бутика превращалась в пугающую и странную сцену, а любая смена локации нагнетала ситуацию до максимума. Этим мог похвастаться и юмор, который непривычно сочетался с созданной атмосферой, вновь ломая все стереотипы. Безусловно он ни разу не мог повеселить зрителя, а мог только усилить шокирующий эффект от происходящего. При этом, я могу упомянуть о нескольких минусах: неуверенная актёрская игра, нелогичная незавершённая концовка, прилично не объяснённых моментов, которые создатели не сумели прояснить. Однако за ту невероятную атмосферу в особенном стиле, прекрасную и не менее оригинальную работу оператора, за подходящее музыкальное сопровождение, я готов простить все эти недостатки. Ведь такие невероятно атмосферные фильмы ужасов приходится наблюдать не часто. Фильм точно не для массовой аудитории. Он скорее имеет узкую направленность, для любителей неординарных кинокартин и для киноманов, которые смотрят вообще всё (вроде меня).
Для современного зрителя тема проклятых предметов в фильмах ужасов стало уже настолько привычным делом, что ни куклы, ни проклятые шкатулку, ни смертоносные кассеты едва ли могут по-настоящему напугать. В большинстве успех фильма зависит от качества режиссуры, толкового сценария и яркой и незабываемой стилистики, которую под силу достичь не каждому режиссеру. Однако для британца Питера Стриклэнда идея снять ужастик «Маленькое красное платье» про женское платье-убийцу не стала препятствием, а даже возымело определенный успех. Синопсис Пока ее сын околачивается в компании хамоватой девушки-гота, а на работе начальство докапывается до интимных подробностей, разведенная женщина Шейла пытается наладить свою личную жизнь. Чтобы произвести впечатление на кавалера, она покупает в таинственном женском бутике изысканное красное платье. Вскоре Шейла начинает замечать за платьем мистические странности, подозревая, что оно может представлять смертельную угрозу. Игра актёров В фильме были задействованы наиболее популярные и талантливые по британским меркам актеры, которые, несмотря на специфику жанра, прекрасно исполнили свои роли. Прежде всего, хотелось бы отметить Марианн Жан-Батист в роли Шейлы, одинокой «разведёнки», пытающейся наладить свою жизнь, но вынужденной столкнуться с внезапным проявлением сверхъестественных сил со стороны, на первый взгляд, обычного женского платья. Также весьма неплохо сыграл Лео Билл в роли мастера по ремонту стиральных машин Реджа, живущего однообразной жизнью с уже давно нелюбимой девушкой, с которой по непонятным причинам решил сочетаться брачными узами. К сожалению, едва узнаваемая Гвендолин Кристи (известная по роли Бриенны Тарт из «Игры престолов») скорее выполнила лишь вспомогательную функцию, чем сыграла полноценную роль. А вот малоизвестная румынская актриса Фатма Мохамед в роли экстравагантной продавца-консультанта мисс Лакмур запомнится надолго. Режиссерскую работу Питера Стриклэнда отличает сочетание ретро-эстетики, царящего абсурда, неспешного развития действия и глубоким социальным подтекстом. Кто-то увидит в его работе отсылки сюрреализму Дэвида Линча и джалло Дарио Ардженто. Возможно, эти отсылки и присутствуют, однако, режиссер не пытается переиграть этих кинодеятелей, а создает свое авторское кино, в котором утрирует над проблемой современного общества потребления, готового продать душу за предмет своего обожания, при этом не замечая собственных проблем. Конечно, фильм не может не смущать своей непонятностью происходящего и абсурдом. Взять хотя бы сцену, где мисс Лакмур спрятала оторванную страницу от каталога в одном специфичном месте. Но несмотря на этого, режиссер сумел добиться гипнотизирующего эффекта фильма, который не отпускает до последних минут. Сценарий Специфичность фильма проявилась и в его сюжете, поскольку здесь банальная история была разыграна небанальным способом. Сюжет фильма состоит из (и это, пожалуй, ошибка автора) из следующих друг за другом линий, повествующих о разных героях, павших жертвами беспощадного женского платья. Одна из героев Шейла, разведенная женщина, работающая банковским клерком, решает наладить личную жизнь, назначив свидание «вслепую». Чтобы произвести на кавалера впечатление, она покупает роскошное красное платье в инфернального вида женском бутике, в недрах которого творятся необъяснимые сверхъестественные вещи. Хотя свидание идет не по плану, Шейла все же оставляет платье, но вскоре замечает за ним ряд странностей. Тот оно перемещает по дому без ведомой причины, то становится причиной поломки стиральной машины, пока, наконец, не расправляется с одними героями, и оказывается в руках других. Недостаток сюжета выражен именно в его недосказанности, т. к. все же хотелось бы получить логическое объяснение происходящего, какой бы странной эта логика не показалась. Итог С момента своего появления жанр ужасов имел только одну цель – напугать зрителя. Однако за многие десятки лет было снято такое несчетное количество ужастиков, что современного зрителя едва ли можно чем-нибудь напугать. В последнее время мы можем наблюдать картину того, как фильмы ужасов сами по себе стали функцией, через призму которой авторы пытаются донести какую-либо идею. Такое мы видели в фильме «Прочь», такое – в фильме «Реинкарнация», и новая работа Питера Стрикленда «Маленькое красное платье» не стала исключением, которое следует увидеть, но быть готовым к непонятностям. 8 из 10
«Маленькое красное платье» британского режиссера Питера Стриклэнда можно назвать своего рода спин-оффом «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски. Если помните, в «Реквиеме» было красное платье, которое так мечтала надеть блистательная Эллен Бёрстин, игравшая роль мамы героя Джареда Лето. Она пила таблетки для похудения (оказавшиеся обычной наркотой), чтобы влезть в свое старое платье, и постепенно сошла с ума. Примерно то же самое происходит и в «Маленьком красном платье», где этот желанный кусок красной ткани будто вырвался на свободу, и теперь, так или иначе убивает всех тех, кто его надевает. Весь этот сюр, что творится на экране, стилизован под типичный джалло – итальянские фильмы ужасов 60 – 70-х годов, отличающиеся яркой цветовой палитрой, эротизмом и детективной составляющей. Ко всему прочему Стриклэнд пытается вставить в фильм и сатиру на современное британское общество, что с одной стороны добавляет картине немного юмора (и хоть какое-то лекарство ото сна для зрителя, мало-помалу начинающего засыпать после первого часа), с другой – лишает ее целостности. Неоднозначным выглядит и решение режиссера рассказать в фильме не одну историю о платье, а целых две. В итоге такая подача производит впечатление не цельной картины, а словно склеенных в один фильм двух серий некоего сериала. Подобная игра с формой и прочие попытки заложить абстрактный смысл в изначально лишенные смысла или имеющие совершенно любую трактовку события, обстоятельства и декорации, почему-то заставляет визжать критиков и напрочь сбивает с толку обычного зрителя. Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Так же и с «Маленьким красным платьем». Не стоит забивать себе голову вопросами, что же хотел сказать автор и о чем эта картина. По мне так, это пустое, хотя и довольно стильное (с другой стороны, а что сейчас кроме стиля нам предлагает большинство режиссеров?!), нагромождение всего и вся, что уже где-то когда-то мы с вами видели. Назвать это переосмыслением прошлого или новой вехой, увы, я не могу. Кстати, фанатов «Игры престолов» также ждет разочарование, ведь Гвендолин Кристи, (Бриенна Тарт) играет в «Маленьком красном платье» далеко не главную роль.
Сложно снять что-то настолько своеобразное, что с трудом верится в 2018-й год производства. «Маленькое красное платье» похоже на оду слэшерам 70-х (особенно «Суспирии» Ардженто) и вообще этой аутентичной атмосфере 70-х. Довольно странная история — платье, которое приносит беды, — однако же, не всё так просто: режиссёр успел пройтись по ряду клише, гипорболизируя каждое из них, да ещё и посмеялся над классикой офисной работы, которая перемалывает людей просто потому что. Да и вообще, опасное красное платье — это какой-то гротеск на тему убийственной моды. Сюжет Но начнем сначала. Разведенная, но ещё не стареющая сотрудница банка по имени Шейла ищет кавалера через газетные объявления и назначает несколько встреч. Ради свидания она отправляется в магазин, который упорно рекламировал старт рождественской распродажи по телевизору (отдельная тема — эта грохочущая психоделическая реклама, которая будто гипнотизирует людей идти — и тратить, тратить). Конечно же, Шейла отправляется в магазин: она хочет выглядеть на свидании великолепно. Сам магазин — то ещё произведение искусства: все консультанты — стройные красивые девушки в готических нарядах, которые, готически изъясняясь, помогают подобрать самый лучший наряд среди бесконечных вешалок. Одна из них — совсем уж эксцентричная, — заманивает бедняжку вглубь магазина, предлагая примерить манящее красное платье, которое призвано впечатлить ухажёра на свидании. Как ни странно, платье на пару-тройку размеров меньше того, что обычно носит Шейла, оказывается ей впору — и вуа-ля: покупка совершена. Далее следует странная история о том, как платье поменяло жизнь добропорядочной служащей банка в разводе. О чем фильм Фильм поделен на две части: во второй появляются новые персонажи и новый виток в судьбе платья. И та, и другая часть повествуют о том, как люди цепляются за конкретную вещь, как они подвержены влиянию продавцов-консультантов, как слово «распродажа» меняет сознание покупателей и как «вещизм» портит жизнь в целом. Нельзя вверять свою судьбу в руки пары красивых и дорогих шмоток — однако так делали раньше и продолжают делать до сих пор. И это даже, пожалуй, не основная мысль в данном фильме, однако и её Стриклэнд доносит так доходчиво, что от конкретного красного платья, как и от платьев в целом начинает тошнить. Вот Шейла — типичный маленький человек, она на предпоследние деньги покупает платье, чтобы понравиться незнакомому человеку. Она одинока, а вот её муж уже с разводом справился. Её сын встречается с девицей, чьё поведение категорически расходится с ценностями Шейлы, и даже в своем собственном доме женщина начинает чувствовать себя некомфортно. В банке директор может из-за какой-то мелочи поставить её профессионализм под сомнение — и эта мелочь катастрофически абсурдна, настолько, что начинает казаться будто директор тупо стебётся над работницей. Представьте эту вот историю с бесконечно странными выдержками из корпоративной этики, которая активно сжирала сотни рекомендаций и карьер как раз во второй половине XX века. Единственная надежда Шейлы почувствовать себя человеком — и красивой женщиной, — это платье. Красное платье с распродажи, благодаря которому свидание обречено на успех. Тяжело не впасть в зависимость от вещей в таком случае, не правда ли? Это как примерить маску, роль, наложить грим: попытаться быть не собой — вдруг так счастливее стану? Предположительно, именно это руководит главной героиней. А когда она попадает в лапы хищника продавца, конечно же, она не может сопротивляться убедительному тону и бесконечным доводам. К тому же, витиеватая до смерти, жутко путаная и странная, гиперлитературная речь консультанта запутает кого угодно. А вот если не относиться к этому серьёзно, то вся ситуация выглядит пугающе комично. Режиссёр вворачивает издевательские шутки в самых неожиданных местах, запутывая зрителя, который уже настроился на саспенс-волну. Что интересно, другие персонажи могут иным образом попасть под чары платья, однако история маленьких людей по-прежнему остаётся на месте. Да, зависимость от красивых вещей и от вещей вообще — это целый бич. Люди зачастую вверяют своим диванам, тарелкам, шмоткам и тачкам свою судьбу, попадая в нешуточное рабство. Да, всё плохо, но зато у меня есть красивое платье. Что бы ни случилось, а вопрос с диваном уже решён. (Помните Тайлера, опровергающего постулат о ценности материального мира?) Но ещё хуже, что бизнес-машина, где нет незаменимых, а твоя оторванность от коллектива может говорить только о том, что ты наркоман или псих, работает одинаково с самыми разными людьми — и незаметно выкидывает за борт сотни нормальных обычных простых адекватных людей. И вот тут вопрос: лучше стать жертвой потребительской философии или же капиталистического чудовища? В итоге на фоне странной истории о том, как платье влияет на Шейлу и окружающих, мы получаем чуть более масштабную тему — менее заметную, но более пугающую. Забавно, что мистические вещи в данном случае лишь забавляют, а вот реальные заставляют всерьез напрячься. Должна предупредить: если вам не заходят фильмы в стилистике «Суспирии» Дарио Ардженто и хоррор-фильмы 70-х в целом, атмосфера «Маленького красного платья» может оказаться слишком непривычной, чтобы досидеть до конца. Однако если же вы — любопытствующий киноман, то самое время пополнить список самых странных фильмов года.
Посмотрев новую «Суспирию» многие отметили, что фильм хорош, изобретателен и красив, но полностью утратил дьявольскую гипнотическую магию оригинала. «Маленькое красное платье» (в оригинале «In Fabric» - «В ткани») британского режиссера Питера Стрикленда воплощает в себе все то, чем была оригинальная «Суспирия» - тягучая тревожная атмосфера джалло, мистические ритуалы, страшные смерти, завораживающая музыка. Как и положено хорошему джалло, действие фильма происходит в прошлом, где-то на рубеже 70-80х годов. Героиня фильма в безупречном исполнении Марианн Жан-Батист обращает внимание на рекламу платья в телемагазине и отправляется в супермаркет, где продавщицы буквально гипнотизируют их странными речитативами о розничной торговле, а потом вершат в подсобках дьявольские ритуалы. Не ждите логических объяснений – кто эти «розничные» ведьмы, чего они хотят, и кто таков их уродливый спутник, изливающий свое семя, пока они ласкают кровоточащие манекены – как и положено хорошему джалло, зло здесь инфернально, непознаваемо и настойчиво. Поневоле проникаешься сочувствием к героине, которая собирается с силами противостоять всем – неверному мужу, сыну-оболтусу, его хищной подружке, идиотам-начальникам, эгоистичным ухажерам. Но коварство «маленького красного платья» слишком велико даже для нее. К большому удивлению зрителей, где-то в середине фильма история женщины заканчивается и начинается новая – об аутичном продавце стиральных машин, которого подвыпившие друзья на мальчишнике одевают в то самое злополучное платье, и его доминирующей жене. Сшиты эти две истории не очень хорошо – не то, чтобы сюжет был шит белыми нитками, но обе истории настолько полноценны, что тянут на отдельное кино. Возможно, Стрикленду стоило бы добавить третью историю и получить уже привычный для зрителя формат хоррор-альманаха. Но рамки и лекала киноформатов тесны режиссеру – он легко лавирует между жанрами, превращая демоническую историю в социальную сатиру, и наоборот. Смотреть на это завораживающе и тревожно – во время показа на Московском Кинофестивале некоторые особо впечатлительные зрители даже выходили из зала. Фильм остается в памяти даже не самими историями, а созданными ощущениями – вплоть до фантомно-осязательных. Вещизм, фетишизм, мода, смерть. Черная комедия и абсурдизм. Монологи о стиральных машинах и розничной торговле как инфернальные заклинания. Вот она, настоящая 'Суспирия' сегодняшнего дня! 9 из 10
Любой может найти для себя суеверие. Как одни верят в помощь талисманов, так другие видят проклятие в воображаемых свойствах обычных вещей: встал не с той ноги, вошёл не в ту дверь или снова надел костюм, в котором раньше имел одни неприятности - так что идея этого фильма лежала на поверхности, и, ухватившись за неё, режиссёр решил, что ему для дела этого хватит. Суеверный страх поднимается от ложной связи, которую Стрикленд создаёт умышленно совмещая внезапные напасти покупательницы с появившейся в доме обновкой, - таким образом назначая платье виновницей всех бед неудачницы Шейлы, перед тем рассказав о невезучести его хозяйки, у которой и с личным разорвалось, и и на работе не крепко связалось. Используя удобный момент, режиссёр искусственно нагнетает давление, используя затянутый кадр, паузу или выбирая для акцента напряжённый музыкальный момент, откровенно манипулируя жанровыми инструментами, сжимая кольцо ожидания, либо прибегая к внезапности, которая перестаёт быть неожиданностью, поскольку, не отойдя далеко от начала, выясняется, что кино не имеет сюжета и даже в нём не нуждается. Стрикленд на полпути бесцеремонно меняет половину своих героев, живо переключаясь на новых жертв невезения, над которыми по-прежнему витает кровавое полотнище вездесущего платья, взятого в бутике и возвращающегося в него снова, чтобы режиссёр смог поглумиться над коварством продавцов и ничтожностью покупателей, задействовав арсенал собственноручно изготовленных символов, представляя людей манекенами, а манекенов - дошедшими до точки людьми, покрывая абсурд красками словоблудия, кромсая ножницами диалогов безнравственность деловых позиций, жонглируя техникой, без заботы о единстве идеи и целостности истории. В порыве сатирической активности режиссёр теряет чувство меры, превращаясь из творца в деятеля, которому приспичило высказаться на тему, и, захлёбываясь, он перескакивает с одного на другое, увлечённый созданием визуальных абстракций белой ниткой сшивая фрагментированную ткань своей картины, моделируя ужасы социальных связей, производственных отношений и личной жизни, соединяющиеся в фантасмагорию профессионального эксперимента, который Стрикленд ставит над своими зрителями, предлагая им вытерпеть кошмар своего произведения, потому что оно кошмарно, а не оттого, что оно сеет некий кошмар.
Представьте себе одинокую темнокожую банковскую служащую лет пятидесяти, от которой недавно ушел муж, и она делит жилплощадь с взрослым сыном-художником и его моделью-любовницей. На этом практически весь реализм заканчивается. Её боссы (их двое) словно вышли из романов Кафки, но при этом свои видом и поведением вызывают скорее вызывают усмешку, нежели полагающийся по иерархии трепет. Они дотошны, мелочны и желают полностью контролировать работника: даже время похода в туалет жестко регламентировано. Итак, Шейла желает найти мужчину по объявлению, или же бежит от одиночества? А знает ли она сама? Это не так уж важно: гораздо ценнее тот фетиш, который ей поможет в процессе соблазнения, а именно красное платье. Прошла владелица платья умерла, но желание обладать сильнее суеверий. Магазин – это мистическая зона, где продавщица, вполне сгодившаяся бы для фильма Тима Бертона, несет что-то невообразимое в духе Дамы с Поленом из городка Твин Пикс. А директор магазина и вовсе похож на Носферату. А напряженное звучание старого синтезатора и яркая цветовая гамма является прямой отсылкой к «Суспирии» Дарио Ардженто. Вместе с тем, фильм не производит впечатление эклектически сшитого лоскутного кино-полотна. Режиссеру удается создать уникальный мир: странный, абсурдный и непредсказуемый. Не выходя за пределы жанра, фильм умудряется обойти все клише ужастиков, но именно этим он рискует не понравится любителям ужасов. Предназначено тем, кто любит ретро-ужасы и, в частности, джалло, но при этом готов погрузиться с головой в абсолютно шизоидную атмосферу. 8 из 10
Немного шизанутый фильм, в хорошем значении этого слова. Я бы сказала, что он «ненормальный», но, что можно считать нормой для авторского кино?) Поэтому употребила именно слово «шизанутый». Фильм длится долго, события развиваются плавно. У зрителя есть возможность самому додумать некоторые события или толковать имеющиеся. Никаких откровенно «ужасных» сцен в этом фильме нет, «ужас» здесь заключается в непонятной, можно сказать, немного мистической, необычной атмосфере. Тем не менее, в этом кино присутствует смысл. Фильм состоит из двух новелл, каждая из которых развивается вокруг красного платья. Есть некоторое количество героев, которые также появляются в обеих историях. Лично меня фильм порадовал именно «странненькими моментами» и общей атмосферой, которая, почему-то, напомнила сериал «Чёрное зеркало». «Маленькое красное платье» подойдёт тем, кто спокойно воспринимает реальность не только такой, как она есть в жизни, и любит эстетический визуальный ряд. 6 из 10 Но только за необычность.
В фильме два главных героя, разделивших между собой одну роковую покупку. История Шилы — это история сексуальной неудовлетворённости зрелой женщины, живущей в мире вездесущего секса, которым пропитана атмосфера окружающего мира, созданного с целью сделать всё желанным. На работе её донимают карикатурные, не скрывающие своего сожительства начальники, в модном бутике её соблазняет сладкими речами продавщица одежды, а дома ей не дают покоя стоны от кунилингуса, которые издаёт любовница её сына (художника-порнографиста!). Но ровно с того момента, когда протагонистом становится Редж, фильм срывает с себя маску феминистической агитки и беззастенчиво скатывается в классовую сатиру. Хронологически фильм ближе всего к неолиберальной эпохе Тэтчер: беспокойство о расизме при вопиющем отсутствии чернокожих моделей в каталогах, контроль над рабочей производительностью, который наберёт обороты с изобретением гаджетов (в фильме их не видать, за исключением ламповых телевизоров, зомбирующих зрителей рекламой), классовая пропасть, лежащая между тремя пространствами: универмаг, банк, пригородный дом. В фильме у классов разный язык, их миры окрашены в разную цветовую гамму, и даже сексом они занимаются по-разному. Их столкновение неизбежно вызывает искры агрессии и эротического напряжения: Редж приводит своих клиентов в состояние экстаза, бубня техническую информацию о стиральных машинах, а Бэбс, его невеста, приходя в бутик, который для неё скорее магаз, называет продавщицу «подругой» (в оригинале звучит еще более пролетарское, сравнимое с пощечиной mate), создавая разрыв в идеально алгоритмической системе потребления. Однако главная тема всего фильма, достаточно красноречиво вынесенная в его название — это концепция товарного фетишизма, получившего чрезвычайно наглядное и гротескное воплощение.
Есть такой обсессивно-компульсивный товарищ – Питер Стриклэнд. Это отнюдь не значит, что режиссер он плохой или зацикленный на чем-то одном (как правило, имеющем отношение к теме садо-мазохизма), но всё же мужчина он странный. Его любовь к жанру giallo, особенно, кстати, проявившаяся в «Студии звукозаписи ''Барберян''», каким-то образом преобразилась во что-то самобытное. Этакий хоррор за гранью разумного – то, что во многих умах было бы неоригинальным и посредственным, благодаря Стриклэнду получает новое толкование. Стиль чувствуется, но всегда ли празднование цвета, звука и текстуры, фетишизированное чуть ли не до абстракции, может быть уместным? Так и «Маленькое красное платье» - это не фильм о моде или о соответствующей индустрии и уж точно не «Призрачная нить». Это хоррор, причем в исконном смысле этого слова – абсурд, граничащий на уровне с дерзкой нелепостью, строит ужас на уровне неверия в происходящее. Дарио Ардженто и Марио Бава создавали художественные образы для слабо последовательного повествования и теперь к ним присоединился и Стриклэнд. «Платье» очень похоже на те самые ультра стилизованные итальянские триллеры, пропитанные сардоническим чувством юмора и атмосферой другого измерения, где люди ведут себя как сомнамбулы, паранормальщина на каждом шагу, а из музыкального сопровождения лишь лютый синтезатор. Неудивительно, что похожий фильм появился на волне популярности римейка «Суспирии». Сперва «Платье» повествует о Шейле – кассирше-одиночке, недавно пережившей сложный развод и вновь готовящейся к отношениям. Действие происходит в 1980-х и женщина, найдя каталог товаров, нашла идеальное платье. Сценарий никогда не объясняет, почему покупка оказывается проклятой и опасной. Вместо это сюжет фокусируется на том, как изменилась жизнь Шейлы после покупки платья, а также его гадких деяниях: вся паранормальная активность, связанная с этим предметом одежды, выглядит невероятно глупо… и пугающе. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы красное платьице жутко парило над кроватью, однако Стриклэнд подбирает правильный тон. Чем более загадочным и экзистенциальным становится «Платье», тем больше он фокусируется на физичности происходящего. Вообще мир паранормального (шабаш сатанистов и ожившие манекены в универмаге) быстро уступает миру реальному: после определенного момента действие в фильме скатывается в какую-то кататонию. Всё происходит в каком-то герметичном мире, что, однако, успевает наскучить. Чувственные элементы слишком ярко выражены, хотя некоторым подобный убийственно серьезный подход может понравиться – каждая деталь здесь фетишизирована и сводит с ума. Настоящий ужас Стриклэнда выходит за пределы склонности обывателей к покупке вещей. То, что происходит в фильме, тяжело назвать адекватным и это, наверное, и является частью удовольствия при просмотре. Увы, вышеупомянутая герметичность стирает правдоподобие. По мере того как развивается сюжет (от отчаяния одиночества в поисках нового платья для свидания до беспокойства о работе), стиль увядает. Стриклэнд словно решил объять необъятное, что в итоге бьёт по качеству кинопродукта. Как и всё остальное творчество режиссера, «Платье» основан на трансгрессивном желании. Между всеми героями существует определенное сексуальное напряжение. Персонажи часто касаются друг друга, проводят пальцами по предметам одежды, а сексуальный ритуал с манекенами с кровоточащими гениталиями наводит на мысли о фрейдизме. Конечно, «Платье» тяжело назвать фильмом поверхностным, однако чего-то интеллектуального тут нет: простой комментарий о потреблении представляет универмаги и бюрократизированные рабочие места как места сборищ каких-то вампиров, хотя и в магазине можно найти миллион интимных связей -– страшное и красивое место формирует фантазии, которые, вероятно, даже более захватывающие, чем конечный фильм Стриклэнда. 6,5 из 10
Общее впечатление: Режиссер данной ленты мне совершенно не знаком, но его легкое рукопожатие в поджанре джалло (сочетает элементы криминального триллера и эротики), будто невесомый реверанс в сторону Дарио Ардженто, да и персонажи кое-где перекликаются с известной «Суспирией» 1977 года. Поэтому визуально «In Fabric» (оригинальное название) — это точное попадание в цветокоррекцию ярких тонов, алые оттенки платья элемент крови, как в принципе соло в фильме, как интерпретация убийственной моды, так и компонент потребления. Кино поделено на 2 части, где загадочное кровавое одеяние кочует из рук в руки. Сначала это милая одинокая женщина Шейла (Марианн Жан-Батист), которая вдруг магическим образом влезла в 36 р-р (наш 42), и вещи такие не носит, красный цвет это в целом призыв, оттенок считается сексуальным, а что еще нужно для свидания в слепую? Но, увы, вместо желания быть любимой, ткань приносит лишь неудачи. Вторая история платья — это новелла про обычного мастера по ремонту стиральных машин, для него платье стало отправной точкой кошмара. Интересно в фильме перекликаются судьбы двух героев, от эпизода к эпизоду зритель понимает, что все декорации это замкнутый круг. Попросту рутина. Про проклятие вам здесь не расскажут, а вот эффект гипноза режиссер заложил добротный. Это и звуковые дорожки, непохожие ни на что, скрипы, возгласы эротического содержания, приковывают ваше внимания, а диалоги, которые будто нашептывают в ухо — «Не отвлекайся!» И отвлечься действительно сложно, ибо происходящее завораживает. Что здесь обыграно очень умело, так это юмор, создатель преподносит напряжение нетривиальными шутками, в нелепых ситуациях между героями. Где лично у меня, то смех, то улыбка проскальзывала от увиденного/услышанного. Несомненно, «Маленькое красное платье» несет в себе гораздо больше, чем кажется. Высмеивание человеческих предрассудков, пороков и маленьких условностей сатирически преподносятся в кадре как настоящее манипулирование. Реклама внушаемая нам — «купи, купи, купи», акции и распродажи, как виток стадного эффекта, стало обыденностью, куда же мы катимся? Такое кино очень сложно рекомендовать, но сделано оно шикарно, если вы знакомо уже с поджанром джалло, если вы любите необычное видение мира со смыслом, символизмом, то милости прошу, ценителям кинематографа наслаждение гарантирую 8 из 10