К своему счастью или несчастью просмотрел этот фильм только после просмотра 'Ван Гог. С любовью, Винсент', который и выпущен на год ранее, чем обозреваемая кинокартина. Поэтому, возможно, моя оценка фильма 'Ван Гог. На пороге вечности' и оказалась настолько низкой, хотя дело не только в этом. Что хотел показать фильм 'Ван Гог. На пороге вечности'? Показать настоящий образ Ван Гога? Но ещё далеко до просмотра всех этих фильмов я крайне случайно ознакомился с биографией этого художника через книгу Ирвинга Стоуна 'Жажда жизни'. В фильме Ван Гог показан будто наивный ребёнок, открытый миру, которого все предают и унижают, а ему только требуется родительская ласка в виде 'обнимашек' со своим братом Тео. Возможно, это отчасти правда, но в то же время это никак не вяжется полностью с образом Ван Гога, который жил до этого в бедном бельгийском шахтёрском посёлке проповедником, где старался вести борьбу за права трудящихся. Для меня Ван Гог из известных фактов в его биографии это далеко не глуповатый 'ребёнок' или 'дитя природы', а взрослый и думающий человек, который только слишком остро и сильно воспринимает страдания даже очень чуждых людей. Да, актёр в фильме очень сильно и похоже сыграл Ван Гога, но дальше 'выпрыгнуть' ему не позволяют рамки всего фильма, рисующего из него шаблонный образ наивного дурачка, ловящего на палец бабочек. Если в фильме хотели передать образ всех картин Ван Гога, то для меня это полный провал по сравнению с 'Ван Гог. С любовью, Винсент'. Я очень далёкий любитель любого музейного искусства, знаком со всем крайне поверхностно, но если вы хотите знать почему людям нравится искусство Ван Гога, то лучше смотреть его картины и знаменитые репродукции, а не его биографию. Если вы хотите узнать его как историческую личность, то зачем тогда смотреть в данном фильме все эти ненужные длинные и унылые пейзажи с постоянными походами Ван Гога в жёлтой шляпе по полям Франции, если можно сразу посмотреть его картины? Ведь его картины известны не фотографической точностью, а именно субъективностью передачи образа автором, который ну никак не изобразить без самих картин художника. А тут как раз этот фильм по передаче настроения картин, безусловно, проигрывает фильму 'Ван Гог. С любовью Винсент', который рисовали несколько лет масляными красками на холсте из репродукций и в схожей манере с художником. Для меня в фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' всё было окончательно опошлено, когда Ван Гог и Гоген во время разговора о серьёзных художественных вещах совместно помочились с обрыва, будто выражая всё своё презрение и несерьёзность к сказанному во время их диалога. Тем самым создатели 'Ван Гог. На пороге вечности' показали, что относятся к таким разговорам в фильме, как к 'пустышке', что, скорей всего, и есть на самом деле. Для меня сцена обмочения двух известных художников никак не образ их полного слияния с природой или их бунта против академической живописи. Что же в итоге получается? Ни хорошей передачи настроения картин Ван Гога, ни полное историческое изучение его биографии, так как затрагиваются всего несколько последних лет его жизни, да и то куцо. Весь фильм забит наискучнейшими длинными походами Ван Гога по пейзажам с долбящей по ушам пианинной музыкой да краткими биографическими моментами, которыми, я думаю, не будет 'осчастливен' зритель, требующий больше конкретики. Смотрите другие биографические кинокартины о Ван Гоге, смотрите его картины, а не эту фильм-'пустышку'.
Джулиан Шнабель с самого начала себя зарекомендовал как человек творческий, находящийся в постоянном поиске собственной реализации и оценки публики. До того как он стал уделять наибольшее время кинематографу, он был довольно популярным художником, славящимся своим стилем неоэкспрессионистизма. Также он показал себя и скульптором, а его детища выставлялись во многих авторитетных музеях и на выставках. К кинематографу Джулиан Шнабель вплотную подошёл в 1996-ом году, когда по собственному сценарию поставил картину 'Баския', повествующую об американском художнике Жан-Мишеле Баския и, собственно, друге самого Шнабеля. Картина была неплохо встречена, в особенности в критической среде, за что и была в числе номинантов на приз Венецианского кинефестиваля. В 2000-ом вышла ещё одна независимая работа Шнабеля 'Пока не наступит ночь' с Хавьером Бардемом в главной роли. И вновь главный герой был выходцем из творческой среды. А в 2007-ом году к Шнабелю пришёл самый громкий успех (если не сказать оглушительный) - его картина 'Скафандр и бабочка' с Матьё Амальриком и Эмманюель Сенье в главных ролях была восторженно принята как публикой, так и у критиков. Ворох престижных наград и номинаций были вполне заслуженными. Шнабель в свойственной ему манере взял небольшой перерыв на три года после успешных 'Скафандра и бабочки', а затем снял драму с оглядкой на социально-политическую обстановку в Ираке 'Мирал'. И внезапно картина прошла практически незамеченной. Да и скупые отзывы в основном кренились в сторону отрицательных оценок работе Шнабеля. При этом художник и скульптор не брал в 'Мирал' за основу сюжета биографию какой-либо известной личности. Видимо, посчитав это ошибкой, в 2018-ом, то есть спустя целых восемь лет после 'Мирал', Шнабель вернулся к излюбленному жанру - драматическому байопику. И для экранизации он взял персонаж известный каждому человеку на планете. Им стал Винсент ван Гог. Тот самый о котором ходит множество мифов и домыслов. Типа того, что он продал при жизни лишь одну картину, а великим художником, работы которого продаются и поныне по бешеным деньгам, стал уже после смерти; или что ван Гог в приступе безумия, напившись абсцента, вызвавшего галлюцинации. В общем, известен ван Гог не только своим творчеством, но легендарной аурой, создавшейся уже после кончины великого постимпрессиониста. Джулиан Шнабель в содружестве с известным сценаристом Жан-Клодом Каррьером решил не экзальтировать публику и так уже на половину выдуманной биографией Винсента ван Гога. Вместе этого он предложил глубокую драму, обрамлённую сложным психологическим состоянием великого художника, величие к которому придёт уже после того, как он опробует смертный одр. И избрал стилистику и атмосферу холодного, словно на постоянном сквозняке, состояния главного героя, который находил утешение лишь в общении с женским полом: он быстро влюблялся, но также быстро разочаровывался в избранницах, при этом будучи весьма скромным и неловким в романтических связях, что, несомненно, ломало и так уж истерзанную психику художника. Его любовь к алкоголю также не прошла мимо сюжетного действия, но при этом это вовсе не уклон, а лишь констатация горького факта из биографии великого таланта. Часть картины уделена и отношениям Винсента с младшим братом Тео ван Гогом. И если пристально всматриваться в структуру картины, то вполне можно увидеть знакомые очертания из известной трилогии 'Три цвета', созданной ещё одним гением (не по праву забытым) Кшиштофом Кьесловским. Но, признаться, вся эта холодная, вызывающая озноб и депрессию атмосфера лично мне пришлась не по вкусу. Конечно, понятен тот факт, что тем самым Джулиан Шнабель хотел передать внутреннее состояние главного героя, дабы зритель имел возможность буквально ощутить его муки и терзания. Однако, такой подход больше вызывает судороги, нежели желание глубоко и тщательно анализировать картину. К тому же задействованные длительные сцены, лишённые каких-либо диалогов, будто бы принуждают отвлечься и отбросить апатичные мысли, навеянные атмосферой фильма. С другой стороны, все слова, что есть в ленте, напротив, вызывают интерес. В особенности запоминаются диалоги Винсента с братом. И, конечно, жуть берёт, когда Винсент ван Гог оказывается на грани сумасшествия (есть такое поверье, что гениальность и безумие разделены очень тонкой гранью). И тут надо отдать должное высокому профессионализму Уиллему Дэфо, воплотившему столь сложный персонаж. Актёр в который раз продемонстрировал свою разносторонность и дар настоящего драматического актёра. Не зря же Дэфо был в числе номинантов на 'Оскар' за свою искусную работу. Но всё же при том, что у ленты Джулиана Шнабеля имеются ярко выраженные положительные стороны (в особенности игра Уиллема Дэфо), всё же та дремучая атмосфера, нордическая стилистика, порой слишком затянутые сцены не вызывали положительных эмоций и не было особого интереса. И остался нераскрытым вопрос, что же так старался нам передать Шнабель? Помешательство творческого человека? В принципе, об этом можно было и так догадаться. Поэтому особой глубины и выразительности эта работа всё же не имеет. И в этом 'Ван Гог. На пороге вечности' имеет общие черты с другой биографической драмой 'Дикарь' о жизни другого великого художника - Поле Гогене. 5 из 10 P.S.: Интересно, что полное имя Винсента ван Гога - Винсента Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh), а образ его воплотил Уиллем Дэфо (Willem Dafoe). Так что их можно назвать немного тёзками. Символично!
Винсент Ван Гог определенно один из самых известных художников за всю историю, а судьба нидерландского гения была очень и очень трагична. Казалось бы, идеальное сочетание для производства стандартного голливудского байопика (возможно, так и было в предыдущих попытках), но не в этот раз. Режиссером картины выступил Джулиан Шнабель – художник-неоэкспрессионист, а с 1996 года еще и режиссер. Его дебютная картина повествовала о Жане-Мишеле Баския, трагично известном художнике, который сотрудничал с Энди Уорхоллом и вместе с Джулианом Шнабелем стоял у истоков неоэкспрессионизма. И если «Баския» был талантливым дебютом и скорбью по другу, то «На пороге вечности» - это уже крепкая работа известного режиссера, посвященная своему кумиру, но по-прежнему такая же личная и интимная. Сюжет рассказывает о периоде жизни Ван Гога с момента, когда он переезжает в Арль и до его смерти, то есть о последних годах его жизни. Однако, сразу хочу отметить, что треть фильма мы будем смотреть как Уиллем Дэфо в роли Винсента будет ходить по живописным местам, искать натуру и рисовать. Но это совсем не скучно! Во-первых, Уиллем Дэфо в роли Ван Гога бесподобен. Есть такая стандартная дежурная фраза об очень хорошей игре актера, что он не сыграл ее, а прожил. Вот тут она идеально подходит. И вроде бы Дэфо не походит совсем на Ван Гога, и нет никакого грима скрывающего этот факт, и разница в годах у них значительная (62-летний Дэфо играет 37-летнего Ван Гога), но ты смотришь фильм, и нет никаких сомнений, что это самый настоящий Винсент Ван Гог. Во-вторых, натурные места невероятно прекрасны. Как им такими не быть, ведь съемки фильма проходили именно в тех местах, где жил и писал свои картины Ван Гог. Здорово, что они остались такими же, как и 130 лет назад. В-третьих, потрясающая техническая часть. Отличная колористика картины, особенно когда светлый яркий день, кадр так и полнится воздухом, свежестью и жизнью. Интересная операторская работа (Бенуа Деломм), к которой нужно будет привыкнуть, так как много близких планов, камера всегда в движении, принимает странные ракурсы, подчеркивая душевную неуравновешенность художника. Часто будут эпизоды снятые через желтую линзу – любимый цвет Ван Гога, но так же символизирующий сумасшествие. В-четвертых, это очень талантливый саундтрек, который подчеркивает фильм, идеально его дополняет. Композитором выступила Татьяна Лисовская и это ее дебют. Выше всяких похвал. В фильме отличные диалоги, в которых раскрываются вопросы об искусстве, эволюции искусства, о прекрасном и безобразном, о роли художника, его предназначении. Один из самых запоминающихся диалогов будет у Винсента Ван Гога с священнослужителем в исполнении Мадса Миккельсена, в котором Ван Гог размышляет на тему, что его творчество для людей, который еще не родились. Очень мощно и трогательно. Актеры второго плана все отличные. И Мадс Миккельсен, и ОскарАйзек (Поль Гоген), Руперт Френд (Тео) и Эмманюэль Сенье (мадам Жину). Очень симпатично смотрелся в эпизодичной роли Матье Амальрик, сыгравший доктора Гаше. Таким образом, перед нами авторское полотно Джулиана Шнабеля, который с большой любовью пишет портрет своего кумира. Уиллем Дэфо играет одну из лучших своих ролей, потрясающий артист. Фильм может быть слегка медитативным, неспешным, но смотреть его одно удовольствие, благодаря актерской игре, музыке, технической части фильма. Думаю, что эстетика и мысли фильма должны многим запасть в душу и сердце, точно так же как и творчество самого Винсента Ван Гога. 9 из 10
Год назад мы имели удовольствие лицезреть замечательную анимационную работу «Ван Гог. С любовью, Винсент», языком картин художника рассказывающую почти детективную историю из его жизни. Поведать о последних днях Ван Гога, на этот раз в формате игрового кино, захотел Джулиан Шнабель, известный своими драмами о трагических судьбах реальных людей («Пока не наступит ночь», «Скафандр и бабочка»). «На пороге вечности» не стремится к языку банальных байопиков, сделав ставку на эмоциональную передачу мироощущения творческого человека в наиболее острой для него жизненной фазе – например, что-то подобное стремился изобразить Брюно Дюмон в «Камилле Клодель 1915». Название фильма «На пороге вечности» (или, точнее, «У врат вечности») отсылает к одной из последних картин Ван Гога, известной также как «Старик, опустивший голову на руки», образ на которой так подходит к описанию перманентного измученного состояния непризнанного при жизни гения, терзаемого страстью, доходящей до безумия, и страдающего от непонимания обществом. Основной акцент Шнабель предсказуемо делает не на сюжет, отказываясь углубляться в традиционные для подобных историй конфликты, более-менее обрисовав лишь взаимоотношения Ван Гога с братом Тео и Полем Гогеном. Главных героев тут два – бесподобный Уиллем Дефо и экспрессивнейшая камера Бенуа Деломма. Заполучивший за свою игру четвертую номинацию на «Оскар» актер в этом фильме определенно сыграл одну из лучших ролей, самозабвенно погрузившись в исступленное сознание художника. Кажется, этой картине вообще не нужен никакой сценарий – Дефо словно сам сплошной киноязык ленты, пускай не шибко глубокой и не для каждого увлекательной, но удивительно живой и осязаемой. Тонко чувствующий персонажа в мельчайших деталях, он ловко улавливает болезненное состояние Ван Гога, балансирующего на грани здравого смысла и помешательства, жившего и творившего будто исключительно в ожидании собственной смерти. Что касается операторской работы, к которой высказывались претензии относительно неудобоваримой для глаза и вестибулярного аппарата техники, то, на личный вкус, Деломм вызывал дискомфорт лишь парой лихорадочных сцен. В остальном же его манера съемки, опирающаяся не только на ударную экспрессию кадра, но и на изумительную композицию и цветовую гамму, делает фильм очень чувственным, дышащим, предельно живым и лишенным фальши. Благодаря оператору мы не просто ощущаем горячечное состояние главного героя, но и понимаем, что именно его вдохновляет: растения, поля, букет цветов в вазе, корни деревьев, случайная крестьянка на сельской дороге – все это передается на экран невероятно живописно и максимально текстурно. Привыкшим к событийным биографическим драмам из серии «жизнь замечательных людей» зрителям, скорее всего, работа Шнабеля придется не по вкусу, поскольку попытка заставить смотреть на мир исключительно глазами художника почти два часа и не всегда в комфортных условиях может показаться испытанием. Но, с другой стороны, после просмотра понимаешь, что о Ван Гоге вряд ли можно снять иначе, и этот красивый, печальный и блестяще сыгранный экспириенс совершенно точно пополнит копилку выдающихся картин о выдающихся художниках.
Этот фильм полон любви. Во всех ее ипостасях. Самая совершенная, полная, безоговорочная и безусловная любовь в каждом кадре, в каждом слове, взгляде режиссера на эту историю и художника, покорившего не одно сердце своими нереальными картинами. Я обожаю Ван Гога уже давно, это чувство будет со мной всегда. С тех пор, как увидела впервые репродукции его картин в какой-то книге лет в 14, наверное, мама показала. Сейчас он один из трех нежно любимых мной художников, я восхищаюсь его работами. Сложно оторвать взгляд от мазков на его картинах. Несколько лет назад я была на интерактивной выставке, и смотреть на экранах в три моих роста на эти невозможные ирисы, или на цветущий миндаль, или поля и просторы, написанные его рукой - это было настолько невероятно, что я плакала от восторга и не могла насытиться. Вот с этим фильмом абсолютно то же самое. Восхитительно эмоционально и неописуемо прекрасно передан свет его картин. В какой-то момент вы просто проваливаетесь в небо над его головой, вы смотрите на мир его глазами, буквально находитесь в его голове. Насколько это ценно, что снимают именно такие фильмы. Вы не можете противостоять такому потоку любви, потому что, боже, у вас нет столько сил вообще. Уиллем Дефо не был в числе любимых мной актеров, и я не следила за его фильмографией, но тут он гениален. Мне кажется, сам Винсент сказал бы ему спасибо за такое исполнение. Он живет этой жизнью на экране, он передает наивность и искушенность, доверчивость, желание бежать от всего и в то же время встречать трудности лицом к лицу, все те противоречия, которые, думаю, составляли личность великого гения. Гении не такие как мы, простые смертные, гении, которые творят целую Вселенную своими руками, буквально одним взглядом, проживают миллиард жизней за короткие часы своей жизни, они кометы на нашем небе. Мы до них никогда не дотянемся. Но мы можем видеть. 10 из 10
Что пытался донести до людей Винсент Ван Гог? Ответ очевиден: мир. Это может быть настолько ёмким и настолько точным описанием искусства Ван Гога, что «На пороге вечности» и не нужен был бы вообще, как самостоятельное произведение. Тем не менее, фильм существует и правильно доносит до зрителя квинтэссенцию творчества выдающегося художника: именно эта кинолента (наверное, даже больше, чем недавний «Ван Гог. С любовью, Винсент») позволяет прочувствовать зрителю то, каким образом восхищенная повседневность преобразовывалась в мистический дух и чувственность. «На пороге вечности» не претендует на то, чтобы показать зрителю законченную историю. Это драма, состоящая из моментов, фрагментов, эпизодов и впечатлений и хотя в центре трагедии стоит Ван Гог, запертый наедине со своими психическими заболеваниями, скорее всё равно кинолента повествует в первую очередь о природе вдохновения. Образ Ван Гога в фильме честный, остроумный и в то же время романтичный. Винсент, изображенный ярким и сильным Уиллемом Дефо, представлен человеком, буквально влюбленным в трансцендентность природы. Начинается всё как традиционная биография: Ван Гог в Париже устраивает «показ» картин где-то в тёмной пивнушке, но даже та публика не в состоянии оценить его работы. Художник находится на грани отчаяния, но встречает Гогена, рекомендующего переехать из Парижа в провинцию. Во французской глуши Ван Гог наконец-то осознал, что находится дома и начинает творить. Камера постоянно следует за Ван Гогом: вот он бродит по колышущимся пшеничным полям в соломенной шляпе, вот он пишет картины на открытом воздухе. Звучит немного банально, но иногда кино надо полагаться на банальность: пускай «На пороге вечности» не безупречен, это всё равно полное видение творческого процесса. Фильм достаточно сложен, чтобы изобразить творца как депрессивную личность, и достаточно откровенен, чтобы обсудить природу и страсть к живописи. Кинолента под действием эмоций буквально оживает на глазах. Со времён «Последнего искушения Христа» у Дефо не было достойной роли, позволяющей сочетать агонию и радость, проявлять преданность актерскому Мастерству с большой буквы. «На пороге вечности», вероятно, стал лучшей актерской работой Дефо за последние несколько лет. Как утверждала съемочная группа, Уиллем черпал описание образа из настоящих писем Винсента Ван Гога, которые художник написал своему брату Тео. Дефо представляет легендарную персону в задумчивом и одиноком виде, но всё же рациональность в личности присутствует: искусство, переполняющее душу этого человека, льётся через экран. Диалоги, как и природа и медиативность происходящего, напористы и проницательны. Здесь найдется место и оживленным монологам Винсента о его творчестве, и беседам с привередливым Гогеном и мрачным дебатам со священником, считающим картины Ван Гога безобразными. Именно во время этого разговора чувствуется полная идентификация Винсента с полётом творческой мысли как таковой: всё же есть мир обыденный, а есть мир чувств, который и затронул художник. Фрагментированный взгляд на душу Винсента Ван Гога, запечатленный в стиле фильма – духовного путешествия, операторской съемки «от первого лица» и экспериментального подхода к некоторым моментам пресловутого стори-теллинга, является сложным и медиативным опытом, но всё же мощным. В «На пороге вечности» избегают нытья, вместо этого сосредотачиваясь на последствиях чувств эмоций и страха перед самим собой центральной личности. В результате получился немного грустный, потерянный в самом себе фильм, разительно отличающейся от типичного байопика. Благодаря этому фокусу, конечно, сценарий упускает шанс углубить отношения между Ван Гогом со своим братом, Гогеном или иными второстепенными лицами, однако глубокие и вдумчивые диалоги и монологи наводят на мысли о природе искусства и существования вообще. 7 из 10
- Мне казалось, что художник должен учить других… - Да, но вот чему? Посмотри, что это за линии, ты совершенно не думаешь о технике, твои картины выглядят как скульптура… Пойми, никто не захочет учиться рисовать, вдохновившись скульптурой, как бы дорого она ни выглядела… Кино – это жизнь или душа? Это визуализация переживаний, чувств и эмоций или же сухая последовательность интересных с точки зрения истории фактов? Какова же главная цель кино: направить нас на правильный путь или же описать его во всех красках жизни? После просмотра первого за долгое время настоящего «нефестивального» фильма именно такие вопросы являются основными для каждого зрителя, выходящего из кинотеатра. Несмотря на то что в последние годы было снято много фильмов о Ван Гоге (в том числе и очаровательный «С любовью, Винсент»), картина Джулиана Шнабеля выделяется на их фоне своей уникальностью, режиссер будто открывает для нас мастера заново. Мы наблюдаем за художником, который работает с невероятным самозабвением, в любую погоду, сжигаемый своим стремлением к идеалу и южным солнцем Франции. Но что же хотел сказать Джулиан Шнабель, показывая нам свою интерпретацию столь популярной у кинематографистов истории жизни сейчас уже Великого художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога?.. … Фильм «Ван Гог. На пороге вечности» охватывает время, когда Винсент практически без гроша в кармане переезжает из Парижа в Арль (1888 г.), где после суровой зимы берет в аренду знаменитый «жёлтый дом». Пребывание художника в этом небольшом прованском городке, «арльский период», связан также с именем знаменитого художника Поля Гогена. Именно здесь Винсент начал уходить от импрессионизма, погружаясь в постимпрессионизм. В Арле родилась его серия натюрмортов «Подсолнухи», а также картины «Спальня в Арле», «Красные виноградники в Арле», «Розовый персик в цвету» и портреты, в которых он осваивал новую технику, – в общей сложности более двухсот полотен. … И хотел ли режиссер что-то сказать зрителю? Нет, это кино, как и мир самого Винсента, создается только буквально «переданными в кадре» эмоциями и внутренним состоянием художника, которые заставляют камеру дышать, а теплый южный ветер Франции проникать в кинотеатры по всему миру. Джулиан Шнабель, сам являясь художником, главной целью при создании фильма ставит возрождение красоты и мимолетности мира Винсента. Ручная съемка, съемка «с плеча», эффект «Fish-eye» и столь необходимый для настоящего художника натуральный свет, передающий каждый оттенок природы La provence, лишь только визуализируют именно сам образ принятия жизни Ван Гогом, его особенное видение мира, но не его жизненный путь. Биографический аспект, конечно же, важен для понимания глубины каждого кадра, «прорисованного» Бенуа Деломмом, но не стоит именно эту кинокартину оценивать как любой другой «байопик», фильм о жизни знаменитых людей. «Ван Гог. На пороге вечности» - это, в первую очередь, не «тяжелый историческо-биографический» сюжет, а именно местами громоздкая, как и «штукатурочная, скульптурная» живопись Ван Гога, тяжелая для неподготовленных глаз картина. Все изображения, которые наполняют кадр, накапливаются слой за слоем и отпечатываются у тебя в памяти буйством красок и жирными мазками. Для их осознания важна тишина мысли, а не влечение режиссера и сценаристов «вместить» все яркие детали жизненного пути Человека в заявленные два часа… Но тишина мысли, как ни странно, в этом фильме подчеркивается музыкой, что во многом замедляет ход художественного повествования, но наполняет его своеобразной атмосферой притягательного мира художника. Очень тяжелое наложение произведений Татьяны Лисовской на картины, созданные Джулианом Шнабелем и Бенуа Деломмом, может показаться и нагромождением, но пустым его никак нельзя назвать, ведь именно в музыке кинокартины отражается стремление Винсента Ван Гога опередить самого себя, завладеть временем и успеть подарить этому миру возможность увидеть истинную красоту. Мастерски прописанные диалоги так же дополняют эту тишину. Не являясь рабами сюжета, они определяют развитие образов персонажей и их жизненных целей. Великолепные диалоги и творческие споры между Ван Гогом и Полем Гогеном прерывают тишину мысли картины, давая возможность Джулиану Шнабелю все же прошептать зрителю заветные слова о светлом предназначении искусства на фоне французских olives, valles, montange… Джулиан Шнабель, добавив диалог Ван Гога и священника, в котором прозвучала фраза «Иисус тоже до 33 лет был почти никому не известен», подарил нам надежду на то, что, покидая этот мир, великий мастер знал свое истинное предназначение и принимал тот факт, что он был рожден для поколений, которые пока что не появились на свет. - Мне казалось, что художник должен учить других… Что же является доминантой в фильме “Ван Гог. На пороге вечности”? Эта картина –сама жизнь души великого художника. Это визуализация его переживаний, чувств и эмоций. Но какова же главная цель этого кино: направить нас на правильный путь или же описать его во всех красках жизни? Или же открыть таинство вечности - вечности души человека, которая подарила миру возможность видеть красоту природы и искусства, жизни и смерти, вдохновения и свободы… - Скажи мне, почему ты считаешь себя художником? - Я ничего не могу делать кроме этого, поверьте, я пробовал… - И ты думаешь, что твои картины будут вечны? - Сейчас я лишь только пытаюсь понять свое отношение к вечности…
Сложно только начать. Трейлер уже нас готовит к тому, что фильм поймет только любитель произведений гения. А трейлер как оказалось плохо передает саму картину. Суть не раскрывает и только путает. Думаешь про себя: “Нужно подготовиться, будут грузить страданиями”. В действительности же все строго наоборот. Фильм плавный, лиричный. Любуешься природой, светом, цветом. Выходишь из зала и дышишь полной грудью. Да, есть напряженные моменты и душевные страдания. Но видите ли вы это в картинах Ван Гога? Фильм об отношении художника к своему делу. О призвании и о пути. Надо отдать должное режиссеру и оператору. Особая изюминка фильма - попытка найти мгновения вдохновения Ван Гога и передать их экран. Много экспериментов с положением кадра, особенно в начале фильма. Фокус экспериментов направлен на игру с естественным солнечным светом в пейзажах. Полдень и закат. Угадываешь мотивы и даже цвета из сюжетов художника. Непросто избавиться от ощущения, что в этих экспериментах есть что-то лишнее, непонятное, чересчур гиперболичное. Узнаются акценты режиссера из его более ранней работы “Скафандр и бабочка”, но в новой картине все очень свежее. Вообще, “свежесть” - хорошо описывает происходящее в фильме. Актер Уиллем Дефо показывает нам Ван Гога в последние его годы жизни в Арле, времени наибольших жизненных тягот и обретения своего уникального видения света. “Я люблю рисовать и всегда это делал. Сколько себя помню, я всегда был художником,” - рассказывает Винсент Ван Гог о своем предназначении. Уиллем Дефо органично вошел в эту игру света, тени и красок. Потрясающая работа на уровне психофизики. Разумеется, это не взгляд историков. Это взгляд актера, который сам несет собой художественную интерпретацию. Уиллем ничего нам не объясняет, но плавно подводит к воссозданному образу. Актер чутко показывает нам невероятную преданность делу Ван Гога. Одна из финальных сцен, где мы видим Винсента в лечебнице, разговаривающего со священником, прекрасно иллюстрирует это почти фанатичное стремление Ван Гога передать то, как он видел мир. Сама сцена – некоторая отсылка к прошлой жизни художника. “Я не могу заниматься ничем другим. Поверьте, я пытался,” — это фраза звучала бы очень пафосно, если бы мы не знали, что Винсент и сам стремился стать священником в ранние годы. Целостность фильма была бы нарушена без остальных персонажей и сцен. Они обернули игру в что-то историческое и законченное, добавив очень важный ингредиент, от которого и появляется эта свежесть. Ингредиент, кажущийся избитым в наше время, но не в этом фильме. Это любовь к ближнему, готовность протянуть руку помощи. Все вместе дает нам ту редкую свежесть при всей трагичности. Рекомендую после фильма прогуляться в солнечную погоду с широко открытыми глазами, а вернувшись домой, беспричинно обнять родного человека. 9 из 10
Один из немногих фильмов ушедшего «Оскара» который в большей части своего диалога к зрителю включал эстетику, нежели потребительское удовлетворение. «Ван Гог. На пороге вечности» - в отличии от большинства голливудских байопиков погружает зрителя в своего протагониста нежели пытается на скорую руку прочесть как можно больше дат и фактов из биографии великого творца. Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога возможно отметился своей лучшей ролью в карьере, а Джулиан Шнабель подтвердил, что является одним из немногих режиссеров современности преданным независимому видению кино. История начинается с момента, когда непризнанный еще даже в узких кругах художников Ван Гог ограничивает себя от сообщества художников, а позже, при помощи своего брата и Поля Гогена выходит на предназначенный ему путь. Деталей из биографии художника совсем не много в фильме, и в отличие от других знаковых фигур любого искусства, режиссер дает свое видение и пытается указать на то, что именно делало Ван Гога другим от остальных. Бескрайние, глубокие, философские диалоги, панорамные съемки – все это часть медитации в пространстве созданного Джулианом Шнабель. В кино было немало попыток рассказать о жизни Ван Гога, но что делает данный фильм особенным – это непринятие героем Дефо своего безумия. Чего только стоит финальный разговор со священником в больнице – возможно один из лучших диалогов в кино в ушедшем году, данный фильм не имел шансов развернуть кампанию сопоставимой другим номинантам последнего «Оскара», но номинация Уиллема Дефо – как луч света в политизированном и коммерческом «Оскаре». Итог – отличный независимый фильм, насыщенный мыслями и эмоциями. 8 из 10
Фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' - это не столько история о самом великом художнике, сколько о пути его души, подарившей миру неописуемые творения, история переживаний и слабости, страха и вдохновения, безмерного одиночества и человеколюбия приведшего к концу. Фильм невероятно эстетичен и гармоничен. Сам стиль съёмки в самом начале просмотра немного сбивает: постоянно трясущаяся камера, которая то и дело показывает крупным планом лица людей, настолько крупным, что при просмотре начинаешь чувствовать острую неловкость, забывая при этом улавливать эмоции героев. Сцены из 'реальности' перемежаются со сценами творчества, 'актом рисования' которое перед зрителем предстаёт в образе некоего потока сознания: бегущий Ван Гог на встречу закату, Ван Гог ловящий потоки воздуха и обмазывающий своё лицо грязью. Всё это выглядит невероятно забавно и поразительно в тот же час. Уиллем Дэфо - прекрасен. Его бездонные синие глаза наполненные невообразимой всему человечеству грустью пленяют и заставляют сочувствовать. Одними глазами он показывает глубокое страдание творческой души и жажду творить наперекор всему. Вытянутое лицо, рыжая борода и простодушность - он словно сошёл с картин художника. Оскар Айзек - приятная неожиданность в роли Поля Гогена, повлиявшего на творчество Ван Гога. Его роль короткая, но немаловажная и пронзительная. Фильм и его настроение дополняет музыка. Спокойная и ненавящевая она подключает зрителя в тот самый 'поток сознания' во время длинных сцен без слов (коих в фильме достаточное количество). Картина Джулиана Шнабеля - это прекрасный пример искусства в кино, но плохой пример кино в искусстве. Мне не хватило интереса. Уже примерно через 20 минут после начала фильма, несмотря на бешенную органичность и красоту начинаешь нервно ёрзать на месте и то и дело отвлекаться. Такие фильмы необходимо смотреть обязательно, но перед этим нужно обязательно настроиться, потому что такие фильмы не смотрят - в них погружаются душой с тем, дабы прочувствовать настроение героя. Я, к моему глубокому сожалению, не сумела копнуть вглубь, надеюсь, что у вас получится.
Про некоторые фильмы не хочется отзываться плохо (потому что они и вправду неплохие), но и восхвалять их тоже не получается. В подобных случаях обычно говорят, что кино «на любителя». Именно к такому разряду я бы отнес картину «Ван Гог. На пороге вечности». Это самый честный и самый емкий отзыв, который только можно дать на эту ленту. Если углубляться в нюансы, то однозначно плохих или хороших элементов в картине немного. И мое субъективное мнение о них изложено ниже. Действие фильма на всех этапах развивает очень медленно. Сюжету не хватает динамики. Это очевидно не та лента, которая может захватить все внимание зрителя силами одной только истории. Те люди, которые хотя бы приблизительно знакомы с биографией Ван Гога, понимают глубину его страдания и любят его картины, будут с придыханием следить за происходящим на экране. Но если судить о фильме в отрыве от личности самого художника (например, если героем картины был бы какой-нибудь выдуманный персонаж), история начнет казаться гораздо менее душещипательной. А вот что действительно удалось с точки зрения сценария – это диалоги. Персонажи картины большую часть хронометража пытаются объяснить самим себе либо друг другу (то есть зрителю), в чем заключается суть искусства (их слова можно отнести не только к живописи). Очень сложные вещи здесь проговариваются и объясняются очень простыми, понятными словами. Я поверил, что это на самом деле речи настоящих художников, речи людей, посвятивших свои жизни искусству. Если, например, ученые или философы берут свои сложные мысли и объясняют их сложным языком, который дано понять единицам, то художники берут свои сложные мысли и преобразуют их в форму, более доступную человеческому уму. Фильм об этом очень хорошо и доступно рассказывает. Особенно отмечу диалоги и творческие споры между Ван Гогом и Полем Гогеном – они просто великолепны. Если говорить о постановке и операторской работе, то здесь все предельно неоднозначно. Режиссер на пару с оператором явно стремились создать что-то «из ряда вон». Сцен, снятых по обыденным кинематографическим лекалам, можно сосчитать по пальцам одной руки. В итоге картину воспринимать сложно в физическом плане. От мельтешения камеры в некоторых сценах начинает натурально кружиться голова (в самом плохом смысле). Мое мнение таково: зритель может полноценно воспринимать картину тогда, когда он доволен. Зритель доволен, когда ему комфортно. Этот же фильм о комфорте зрителя заботится мало. Причем видно, что режиссер нашел и хорошее место для сьемки, и красивый пейзаж, и кадр сумел наполнить. Почему же не показать по-человечески эти сцены? Местами такой метод сьемки выглядит уместно и помогает передать внутреннее состояние главного героя. Но в большинстве сцен работа оператора смотрится «кривой» и только мешает воспринимать происходящее. Немного простоты не навредило бы фильму. Если режиссура самый спорный элемент фильма, то актерская игра – наиболее однозначный. Дефо идеально попал в роль. Свою работу он выполнил на высочайшем уровне. На крупных планах особенно ясно видно, как каждая морщинка, каждый взгляд и даже каждая улыбка переполнена страданием. Дефо смог не только передать эмоции своей игрой – он смог передать то чувство неизгладимой тяжести на сердце, с которым жил сам Винсент Ван Гог. Более менее заметные роли также получили Руперт Френд (Тео Ван Гог) и Оскар Айзек (Поль Гоген). Несмотря на недостаток экранного времени, они своих персонажей тоже исполнили весьма достойно. Особенно это касается Айзека – его Гоген неподражаем. Теперь я хочу и про него байопик увидеть. «Ван Гог. На пороге вечности» – фильм пусть и чуть-чуть, но все же выше среднего. Те, кто способен воспринимать тягучий сюжет и, скажем так, «экзотическую» режиссуру, получат от картины много удовольствия. Но на массового зрителя картина явно не рассчитана. 7 из 10
Ван Гог в наше время - это уже не просто художник, недооцененный в свое время, с трагической судьбой и мистической аурой смерти. Ван Гог - это брэнд, который выгодно использовать, чтобы нажиться и распиариться на его имени. Вряд ли найдется художник, который на слуху больше, чем наш великомученик (в последнее время даже Леонардо ушел на бэкграунд). Режиссер Джулиан Шнабель уже один раз отметился, выпустив свою дебютную картину про американского художника Баскию, что сделал весьма убедительно для своего времени - он рассказал о Баскии почти всё. Здесь же он пытается выстроить некоторый эксперимент, который, как ему кажется, отражает сущность картин и характера самого Ван Гога. Перед нами в фильме не биография, не исторические факты, не домыслы, а просто Ван Гог и его взгляды на этот мир через призму собственного сознания, вплетенный в эпизоды из жизни. Я смотрел практически все художественные фильмы о Ван Гоге и могу сказать, что каждый из них отражает по большей части время, в которое был снят фильм. Но, если в других картинах кроется сюжет, то здесь даже камера интерпретирует сознание самого Ван Гога, как кажется режиссеру картины - нервное и измученное. Когда-то Дефо играл у Скорцезе Христа, эта мантия, которая водрузилась на Ван Гога и в этом фильме. Ван Гог - мученик, который в один момент в фильме приходит к размышлениям о Христе. Он меньше художник, больше философ. Он не алкаш, не буйный, а человек, которого не понял мир. Вся картина пропитана этой жалостью к художнику, а люди, которые должны играть каких-либо персонажей его окружения, играют по сути сами себя: они смотрят в камеру, они толкают сырой текст, который трудно представить в реальной жизни, они словно призраки, мучающие творца. Однако, несмотря на то, что фильм является только интерпретацией режиссера и никого более, для любителей Ван Гога просмотр обязателен, поскольку подобной подачи материала о художнике еще не было. В свою же очередь, я бы рекомендовал посмотреть рисованную анимацию 'Ван Гог: С любовью, Винсент', которая, по моему скромному мнению, выполнена в талантливом ключе, в отличие от арт-хауса Шнабеля. 5 из 10
Фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' показывает, как трудно снять хороший фильм про Ван Гога... Начну с того, что понравилось. Это любовь режиссёра к Ван Гогу и попытки прочувствовать его душевные переживания и терзания. Очень хорошо показано в фильме одиночество Винсента. Тишина ('по нескольку дней не с кем словом перемолвиться'). Тишина, и в этой тишине - только вой ветра за окном и звуки движения кисти по холсту. Интересна (и первая, наверно, в кино) новаторская трактовка причины гибели Ван Гога. Неподтверждённая, но озвученная исследователями Ван Гога совсем недавно. Её и взял на вооружение Дж. Шнабель. И это, пожаалуй, всё, что в фильме понравилось. Думаю, одна из причин того, как блёкло всё получилось, - режиссёр взял слишком большой временной срез: от отъезда Ван Гога из Парижа до смерти в Овере. Сцены следуют в хронологическом порядке и представляют отдельные зарисовки жизни и быта Винсента. При этом, каждая следующая сцена является логическим продолжением предыдущей. И вот логичного-то повествования и не получилось! Напротив, впечатление отдельных штрихов, тонких, узких (и часто спорных), и в их последовательности - очень уж упрощённое (чтоб не сказать примитивное) толкование жизни и характера Ван Гога. Почему он уехал из Парижа? Потому что ему Гоген посоветовал. Почему Гоген уехал из Арля и не ужился с Ван Гогом? Потому что считал, что необходимо работать в мастерской, а Ван Гог настаивал - что на пленэре. Проще не придумаешь! Наверно, из-за огромного материала, множества противоречий и тайн только и возможно было показать лишь отдельные штрихи из жизни художника. Но это выглядит очень примитивно. В конце фильма появляется ещё одна новаторская версия - бухгалтерская книга с эскизами Ван Гога. Это открытие было представлено широкой публике в 2016 году и вызвало фурор - чудо обретения неизвестных работ Ван Гога!!! И тут же было опровергнуто Амстердамским музеем Ван Гога. И до сих пор не подтверждено! Но Дж. Шнабель чётко сообщает об этой книге и её подлинности, как о свершившемся факте. Нехорошо. С точки зрения подлинности фактов. Дождемся сперва подтверждения учёных. Визуальная часть фильма лично меня очень напрягла. Прекрасны пейзажи, солнечный свет сквозь листву и т.д. И совершенно невыносимы подёргивания камеры практически в течение всего фильма. Эта особенность призвана показывать нам мир как бы лично от Винсента - не плавное движение камеры перед ним, а вид с высоты его роста, ощущения подскакиваний на неровной земле и камнях. К середине фильма меня от этого по-настоящему укачало. Играет только один актёр - конечно же, Уиллем Дефо. Он хорош! Но всё равно некая однообразность выражений чувств присутствует. Но старается. Читала в интервью с актёром, что ему претит массовый образ Ван Гога, как сумасшедшего, и всё гораздо сложнее. Но к сожалению, в этом фильме я как раз и увидела трактовку Ван Гога, как человека, постепенно сходящего с ума и укрывающегося в живописи от своего недуга. То есть, опять же, упрощённее не придумаешь. Других актёров я не запомнила. Ни одного. Ни одного образа. Может, это намеренное желание режиссёра затушевать все образы, кроме одного? Общее ощущение после просмотра фильма - невозможно, наверно, снять фильм, адекватный по силе воздействия самому Ван Гогу. Или надо брать и исследовать только одну проблему. Тогда хоть что-то можно собрать воедино. Как сделал режиссёр рисованного фильма 'С любовью, Винсент'. Несмотря на ряд спорных мест и трактовок (и не только), этот фильм оставил гораздо более цельное впечатление. 6 из 10 (за саму тему и за любовь к Ван Гогу режиссёра и Уиллема Дефо).
История последних лет жизни великого Винсента ван Гога, которые он провел во французском городе Арль и Овер-сюр-Уазе. За этот недолгий период непризнанный гений создает шедевр за шедевром, злоупотребляет алкоголем, отрезает себе ухо, содержится в психиатрической лечебнице и пытается понять всю сущность бытия. Как истинный гений, он всегда находился на пороге вечности… Ох, как же сложно говорить о непростых фильмах, которые так просто тебя зацепили. Честно, картина очень живая, яркая, она прям кричит об одиночестве этого гения, и режиссёр очень точно передаёт настрой Ван Гога, его смятения и терзания. Определённую нервность в фильме вносит операторский приём - камера наезжает, быстро отъезжает, теряет фокус, чуть ли не переворачивается и мечется, как Ван Гог. Подыгрывают его настроению дребезжащие звуки пианино, иногда их поддерживает скрипка, чтобы ещё больше обнажить душевную боль художника, превратившуюся в физическую боль. Есть такой приём в театре, литературе, как повествование от первого лица, где все события, все эмоции преломляются и показываются от лица героя через его ощущения. Вот и в фильме снимающая камера это не оптический прибор, а голубые глаза Ван Гога с ясным взором, с пеленой заплаканных глаз, с мечтами, со страданиями. Как видит он окружающий мир, окружающих его людей, так видит и зритель. Вот поэтому все лица людей некрасивые, почти карикатурные и угловатые, как на картинах художника. 'Ты рисуешь слишком быстро', - говорил Винсенту единственный друг Поль Гоген. Вероятно, он спешил жить, спешил напитать свою жизнь красками, которые искал все время среди природы, среди людей. А находил их в своих картинах, в своём сказочном сознании. В главной роли снялся гениальный и любимый мной Уиллем Дефо, смотрящийся в этой роли невероятно гармонично, (кстати ему 63 года, а Ван Гогу было 37 лет) настолько вжился в неё, что понимаешь, - да, Ван Гог именно таким был - больным, странным, измотанным, страдающим, бедным и.. . талантливым. Но при жизни он продал только одну картину. Из 900. Это самый большой, самый болезненный удар по личности художника - непризнание плодов творения. В этом я считаю и вся суть фильма. Шнабель постарался акцентировать внимание на всех нужных аспектах биографии художника, его знакомств и методов рисования, видения цветов, чувствования природы в полном одиночестве и единения с ней. Фильм не просто повествует об этапах жизненного пути художника, но погружает зрителя в его образ мыслей, в духовный мир его видений, наваждений и искажений сознания. Ван Гог неоднократно лежал в клинике для душевнобольных, что являлось следствием его трудного образа жизни одиночки, изгоя общества, неудачных попыток создать семью и интегрироваться в реальную жизнь. Он прожил свою короткую жизнь в 37 лет стоя на пороге вечности, осознавая, что должен оставить миру навсегда то, что неизбежно умрёт и состарится как розовый букет цветов на столе. 'Все цветы вянут, а мои останутся навечно.' © P.S. Не спешите убегать с сеанса, после титров есть нужная сцена о жёлтой комнате. 10 из 10 Кнышов Андрей. 14.02.2019.
«Человек несет в душе яркое пламя…» Винсент Ван Гог. «Письма к брату Тео» *** Фильм режиссера Джулиана Шнабеля рассказывает о последних годах жизни и творчества великого художника - новатора, ни на кого не похожего, мгновенно узнаваемого и легко отличимого от остальных. О том, как он произнес свое живописное слово, которое можно только повторить, но не превзойти. В Арле, Сен-Реми и Овере на Уазе Винсент Ван Гог создал шедевры, обеспечившие ему бессмертие. Доминанты фильма – пшеничные поля под ярким солнцем, кипарисы и оливы южной Франции, не стихающий мистраль, лицо Уиллема Дефо, который сыграл достойно. Актер создал запоминающийся образ художника – одинокого, страдающего, жаждущего дружбы, одержимого творчеством. Не продавшего ни одной своей картины, но имеющего мужество выслушивать жестокие слова «ценителей искусства» о безобразности и никчемности своих картин, и продолжающего упорно делать свое дело. Конечно, авторы фильма имеют право на свою трактовку образа художника. И все же выскажу ряд важных для меня замечаний. Душевная болезнь художника визуально подчеркивается дрожанием камеры и заволакиванием части картинки белесой мглой. Делается это, пожалуй, чаще, чем нужно. На мой взгляд, создатели фильма могли бы более глубоко отразить существенный фактор душевного состояния Ван Гога в эти три года – ощущение убегающего времени. Художник понимал, что он болен, что болезнь целые недели и месяцы не дает ему создавать картины, и поэтому он торопился. Вроде бы авторы это учитывают, но подают это слишком прямолинейно. Ван Гог говорит: «Я тороплюсь» и спешит по лесу и полю, карабкается в гору, чтобы найти наилучшую точку для работы. Возможно, предчувствие близости порога нужно было решать через отказ Ван Гога от благ цивилизации, через отказ от общения с людьми, которые могли бы быть его друзьями, если бы не спешка. Ни режиссеру, ни Уиллему Дефо не удалось показать лихорадку, терзающую Винсента, его страсть писать много и быстро, его боязнь не успеть создать несколько шедевров, которые своей критической массой, насыщенной солнечным светом и светом звезд, преодолели бы непонимание и косность. Пробиваясь сквозь свой недуг, порой черпая из своего недуга, он смог в своем творчестве отразить свет Солнца и звезд, свет природы, рожденной и пропитанной этим светом. «Мой удел – работать и время от времени создавать такое, что останется надолго…» Гений был скромен, сказав «надолго», а не «навсегда». В итоге он успел – и понял, что создал шедевры, что они подтянут к себе остальные картины – с корнями, ботинками и перевязанной головой - и все они разлетятся драгоценными созвездиями по небосклонам музеев и частных коллекций. И еще замечание: не верю, что Ван Гог не улыбался. Конечно, последние его годы были драматичными, но три года драмы без перерыва - это перебор. Ясно, что когда он писал, а потом смотрел на «Вороны над ржаным полем», поводов для улыбок не было. Но ведь у него в тот период много светлых картин, и нельзя не улыбнуться, рассматривая его луга с ирисами, миндальные веточки и грушевые деревья в цвету. А уж когда была закончена «Звездная ночь» - то тут уж точно на изможденном лице Винсента Ван Гога не могла не появиться улыбка – улыбка человека, познавшего и воплотившего в красках то, что останется навсегда. 7 из 10
Операторская работа в первой половине фильма. В самом начале и до примерно середины фильма камера трясётся как ненормальная, это, хоть и оправдано состоянием ван Гога (да, если вы не знали, то фильм рассказывает о последних годах жизни художника, о жизни после переезда в Арль), но она трясется слишком сильно, на это просто очень трудно смотреть. Но во всё остальном фильм реально хорош. Актёрская игра (всех актеров); диалоги; состояние голландца переданное НЕ ТРЯСКОЙ КАМЕРЫ, а именно работой с ней, и монтажом фильма; музыка это просто что-то невообразимое, очень простая, но подходящая на все 100 к фильму; декорации, хоть фильм происходит не во многих локациях, но когда камера 'устает' и перестаёт ходить ходить то вы сможете увидеть всю эту красоту Франции. В общем и целом фильм заслуживает вашего просмотра, но надо быть готовым к общей не торопливости, и камере, ну, по крайней мере, на первый час фильма, ибо потом она утихомиривается, и картинка становится очень приятной. {поставил 7 только из-за камеры} 7 из 10
История Винсента Ван Гога, наверно, не может не растрогать любого, знакомящегося с ней. Удивительный человек с непохожим, особым взглядом на мир, пытающийся передать это видение через краски и холсты, чтобы поделиться той истинной красотой, которую вокруг многие почему-то не замечают. Человек, чья тяжёлая судьба заставила столкнуться с непониманием окружающих, что вылилось в тотальное и беспробудное одиночество, терзающее душу. И, наверно, 'Доктор Кто' был в чём-то прав: Винсент действительно был бы рад, оказавшись в наше время сейчас, увидев почитаемость его по-настоящему великолепного и захватывающего творчества, яркого и не похожего ни на кого. И передать взгляд этого человека на мир, несомненно, трудно, если даже не невозможно. Однако Джулиан Шнабель, взяв на роль великого художника не менее великого актёра Уиллема Дефо, постарался это сделать. Однако вышло всё у него далеко не так хорошо. Разумеется, так, как видел всё вокруг Ван Гог, нельзя представить обычным взглядом, как не старайся Шнабель и оператор Бенуа Деломм выставить камеру видом от первого лица почти весь фильм. Передать видение Ван Гога можно только через призму его картин, что понимали и успешно выполнили создатели поразительного 'С любовью, Винсент', сравнения с которым Шнабелю, как бы не хотелось, уже не избежать. Сквозь творчество художника мультипликационный (или даже больше) фильм трогательно передавал тяжёлую судьбу Винсента и позволял глубже окунуться в его подсознание. Шнабель пытается проделать эту же вещь, но выбирает для подобного не самые удачные решения, как, например, та самая съёмка от первого лица в нужные и ненужные моменты, желание обрывать рассказ на отдельные куски, скрепляемые рассуждениями Винсента или, например, продолжительное любование природой. Но, обо всём по порядку. Самое ужасное в выбранной манере съёмки то, насколько она используется сверхмеры. И дело даже не в странности смущающих переключений с третьего лица на вид от первого даже в обычном диалоге на скамейке или же при взгляде на обычный дом, не несущий за собой абсолютно ничего, главная проблема в том, что подобное решение грешно по своей сути, когда на ведущей роли царит удивительный Уиллем Дефо, отбирать у которого минуты демонстрации его игры - истинное кощунство. Именно Дефо, выступая истинным сокровищем ленты, позволяет отвлекаться от всех смущающих решений и проникаться душевным грузом Ван Гога. Уиллем, словно проживающий за художника его жизненные периоды, передаёт и постепенно нарастающее безумие, и нечеловеческую душевную боль от расставаний, и тяжёлое бремя одиночества с одной стороны, как с другой, с такой же честностью передаёт и лучшие моменты жизни художника: удивительно ярко раскрывает наслаждение миром вокруг, несмотря на все невзгоды, отражает искреннее желание творить и делиться этим с людьми и, конечно же, совмещённую с возникающим отчаянием безграничную веру в своё призвание, подкрепляемую желанием и надеждой на может быть и небольшое, но самое верное признание в будущем. В пору Ван Гогу, Дефо обладает проницательным талантом, благодаря которому сердце зрителя даже в подобной картине точно расколется на несколько кусочков, глядя на творящуюся жизненную несправедливость с истинным творцом. Когда камера держит в своём фокусе Уиллема, даже предъявлять претензии к картине не сильно хочется, но, к сожалению, кроме Дефо Шнабелю не удаётся выложить ещё какой-либо козырь на стол. Режиссёр отчаянно пытается передать душевную трагедию главного героя через молчаливые кадры, когда оператор постоянно пытается выбрать всё более причудливый ракурс, то, например, словно кладя камеру на пол, то непростительно близко приближая объектив к щеке Дефо. Безусловно, трудно обвинить Деломма в желании быть ближе к удивительному Дефо, но всё же тут кино стараемся смотреть. Шнабель не постесняется после получасового показа Ван Гога, гуляющего по лугам, сделать кадр на пару мгновений чёрно-белым, а в дальнейшие минуты - будет готов повторять секунду назад свершившиеся диалоги для зрителя вновь. Естественно, цель данного действа ясна: Шнабель старательно стремится погрузить зрителя в нарастающее безумие художника, на которого все происходящие события оказывают огромное недоброе влияние. Однако это повторение лишает момент действительной эмоциональности, когда вместо того, чтобы проникаться игрой Дефо, пытаешься осознать, действительно ли сейчас идёт тот же самый ранее слышимый диалог. Шнабель в показе безумия поиграется и с наложением кадров с двумя говорящими героями и, что ещё хуже, не остановится прерывать повествование, разрезая его на разделённые чёрным цветом отдельные куски, призванные показать глубину личности Ван Гога. Это всё понятно, но тем не менее из-за подобного решения не позволяет истории как-то увлечь, не заставив зевнуть. Раз - и уже новая глава, ещё раз - внезапно конец жизни художника, ещё разок - на экране титр, сообщающий о необыкновенном открытии 2016 года. Из отдельных кусочков жизни творца, разумеется, можно увидеть его душевную боль как факт, но узнать и прочувствовать самого Ван Гога глубже и ближе - навряд ли получится. Конечно, Шнабель выбрал очень специфичную манеру повествования. Несомненно, кого-то подобные операторские находки не засмущают, кому-то хватит и обрывистости, чтобы проникнуться историей, а кто-то даже и не зевнёт во время просмотра. Однако, со временем, становится понятно, что главным, объединяющим и сдерживающими фактором здесь является именно Дефо, а ни нечто иное, ведь лишь он один позволяет ленте работать даже в самые неприятные моменты. Без вложившего душу Уиллема 'На пороге вечности' растеряла бы любое своё имеющееся обаяние. Но, абстрагируясь от Дефо и обратив взгляд на всё остальное, возникает простая мысль, что Шнабелю, при всех попытках не удалось бы выбранным неудачным стилем добиться погружения в творческую натуру Ван Гога при имеющемся 'С любовью, Винсент', состоящего от и до из творчества великого голландца. Конечно, кому-то может и не будет скучно на протяжении получаса глядеть на молчаливо гуляющего по полям Дефо, наслаждающегося природой, но если вдруг зритель, что неудивительно, к такому типу людей не принадлежит, то лучше уйти с этого порога куда-то в сторону. Например, в сторону искреннего любовного послания художнику, чьё имя и без прямолинейных сравнений с Иисусом явно останется в вечности без каких-либо вопросов.
Когда передо мной равнина, я вижу вечность, только я её вижу. Существование, не может быть без причины Стимулом для просмотра данной картины для меня является 'С любовью, Винсент', от которого в своё время был без ума и до сих остаюсь под впечатлением, как создатели карпели над персонажами и выстраивали технику живого варианта мультфильма. До сих пор не понимаю, почему он не выиграл 'Оскар', но надеюсь за право быть настоящим искусствоведом поборется Дефо. Тем более он уже заслужил Кубок Вольпи в Венеции, о чём ещё мечтать. Думаю, не надо говорить что Уиллем Дефо исполнил роль не просто живописца, а в полной мере отобразил чувства, стойкость человека, стоящего посреди поля и обласканный весенним ветром. Этого человека мучили поиски духовных, нравственных ценностей, об этом даже узнает его брат Тео (Руперт Френд) из писем. Сам актёр четверть века старше обычного 37-летнего Ван Гога, не теряет изюминки и может влюбить в себя зрителя. Это очаровывает всё происходящее в картине ещё одного художника Джулиана Шнабеля, от его камерной съёмки оторваться нельзя. Переехав на юг Франции в местечко под названием Арль, Винсент надеялся обрести покой и вечное вдохновение, о котором так рьяно рассказывал его друг Гоген (Оскар Айзек). Ему приходилось ходить на пленер, запечатлеть пейзажи необыкновенной красоты, портреты, этюды в тёмной живописной гамме и проникающей горячим сочувствием, которые остались на веки в холстах. Однако всё хорошее длилось не долго. В последние годы напряжённой работы заставляли его передвигаться с место на место. Затем попав в больницу Сан-Реми для душевнобольных и Овер-Сюр-Уаз, он покончил собой. Но его жизнь на этом не закончилась. Ведь его творчество продолжало жить и отобразилось в вехе кризиса буржуазного гуманизма. Известно, что он был беден, но когда не хватало денег на холсты, он писал на обратной стороне картины. Если влюблялся в кого-то из женщин, то полностью и страстно. Возможно, многие из его спутниц стали натурщицами для его работ. Как выразился герой Дефо, про роман Шекспира Ричард III рассказывая одной даме: 'Шекспир любил тайны, и я тоже'. Не важно что писал - цветы или ботинки расположенные в комнате под сквозняком, и заедая одной булкой, он надеялся запечатлеть что редкое и прекрасное в мире. И даже я сейчас пишу рецензию не для того, чтобы восхвалить художника, а для того чтоб он был и имеет место быть в нашей жизни!
Любовник, право, никудышный Вниманием женщин обойдён Но избран был на путь всевышним И в тайны вечности введён Творить мазками плодотворно Ложить за слоем краски слой Нести в смирение крест покорно И быть всегда самим собой В 28 лет он пришёл в живопись. А в 37 лет ушёл из жизни. Совсем ушёл. Навсегда. Девять лет творческой деятельности. Много это или мало? Написано более 2000 картин. Сумасшедшие цифры. Абсолютно не реальные. Неподдающиеся здравому осмыслению. Но это так. Разбогател? Грёб монету совковой лопатой? Не знал ни в чём отказа? Шиковал соря деньгами? Какой там. Лишь 14 работ было продано при жизни. За 9 лет - 14 картин. Денежный эквивалент в расплате - сущие гроши. На излёте - смирительная рубашка и лечебница для душевнобольных. Почти скотобойня для отдавших силы, истративших искру, потерявших темп, ослабевших умом. Впавшие глазницы, ввалившиеся щёки, израненное ухо, агонизирующий мытарствами мозг. Пройдёт чуть больше ста лет и цена полотен взлетит до небесных высей. Пабло Пикассо станет равноценным по стоимости картин с Ван Гогом. До 100 млн. и выше станут 'уходить' с аукционов работы Винсента. 'О времена, о нравы'. 'Ван Гог. На пороге вечности' как отзвук 'Последнее искушение Христа' преображением Уильяма Дефо. Плотник изготавливающий кресты для преступников внезапным перерождением-преобразованием в Спасителя. И здесь Спаситель входящий в уста творца обретшего покой души в гранях творческого выплеска. За распахнутой словами душой понимание происходящего: за работой, перестаю думать. Кто перед нами? Художник. Но только ли? Мальчик из семьи пастора. А значит с детских лет вобравший в себя вопросы философской морали, размышления о вечном, ставящий перед собой вопросы и отвечающий на них. Ведь до 'художественного промысла' были серьёзные шаги и на религиозном поприще. Но чаша весов искусства, перевесила. А вопросы? А размышления? Они остались. И внутренняя работа продолжается. И здесь показательной является беседа со священником (роль Мадса Миккельсена). Она многое объясняет. Зритель, благодаря режиссёру присутствует на исповеди - всё что говорил Христос, обвинило его. Поэтому я тоже должен говорить с Вами осторожно. Если персонаж Мадса Миккельсена - это Исповедь Ван Гога. То Поль Гоген (Оскар Айзек) - это привязанность Ван Гога. Дружба в проявлении. Так же как Тео Ван Гог - воплощённая любовь. Три эти персонажа - ключевая конструкция ленты. Языковое щебетание - проявление внутреннего настроения, отношения художника в своём естестве. Переливы музыки, фоновая составляющая дополнительной краской в палитру. Рояль ли, фортепиано звучат, блики без примесей, продолжением видеоряда. С шумом ветра, облачными разводами белизны в небе, бескрайней равниной под ноги идущему. Таков внутренний мир этого странника с соломенной шляпой на голове? Наверное. Каждый день в путь. Каждый день с кистями и красками. Каждый день в счастливом соприкосновении с собой. И каждый день от самого себя. Лодка печали в похоронном прощании не менее величава. Тело, скользящее среди полотен посмертной выставки. И чопорные господа и дамы молча взирающие на холсты оставленные в наследство. Берёте? Завернуть? Смотрите-смотрите... 7 из 10
Кто такой гений? Не такой как все, он всегда одинок. Рожденный не в своё время инноватор, идеи которого современники неспособны принять. Но именно такие люди приходят, чтобы изменить наш мир. Словно натягивая холст на подрамник, гении стоят с краю и тянут всё больше в свою сторону. Возвышаясь над холстом сочными мазками импасто, превращают картину в подобие скульптуры. Сближая невозможно отдаленные миры, они не поняты своими современниками. И потому часто являются лишь причиной насмешек. Народ, серая масса, всегда старается соответствовать. Гений - отличаться. Гении странны. Они видят красоту мира не там, где принято её видеть. Такой подход пугает и отвращает большинство, привыкшее быть в середине, привыкшее ходить по проторенным дорожкам. Гении создают новое, изобретая и совершенствуя. И сами становятся своим творчеством. Гении сумасшедшие. Но их это мало волнует. Настоящее чудо для них - это настоящий друг. Тот, кто сможет разглядеть их талант. Поверить в них. Стать опорой. И быть с ними до конца. Зажатый в коконе своего таланта, обречённый быть не понятым при жизни, гений дарит миру свой талант, а значит, и себя. И задача человечества - оценить не потерять это богатство.