Успешный издатель и литератор Фаусто де Сильвио (Альберто Сорди) пресытился искусственными, лживыми и примитивными взаимоотношениями в римском высшем свете. Своеобразным бунтом против повседневности ему видится поездка в Африку, где три года назад исчез без вести Оресте Сабатини — свояк Фаусто. Де Сильвио хочет разыскать не подающего сигналов родственника, а чтобы поездка не была скучной, берет с собой бухгалтера Убальда Палмарини (очередная замечательная роль второго плана Бернара Блие). Но поиски неожиданно затягиваются: одни говорят, что Оресте работает шофером, другие — проповедником, третьи показывают его могилу. При этом, за Сабатини по саванне гоняется отряд наемников, который он надул во время продажи оружия. Неужели все это говорится об одном и том же человеке? Вот это и предстоит выяснить Фаусто и Убальда, а заодно поближе узнать не только друг друга, но и самих себя. Следы Оресте то теряются, то появляются снова. Иногда под фамилией Сабатини прячутся самозванцы. Особенно колоритные персонажи — командир наемников по кличке «Леопард», который сетует на превращение его отряда в банду из-за отсутствия хотя бы маленькой войны. А также упитанный белый делец, для которого местные жители — бездушная и бездумная масса. Не задумываясь, он на автомобиле переезжает реку по мостку, который африканцы в прямом смысле слова, держат на своих плечах. Говорят, основой для фильма послужил диснеевский мультик 1958 года Topolino e il Pippotarzan по рисункам Романо Скарпы. В нем Тополино берет своего друга Микки Мауса и отправляется в африканскую экспедицию на поиски Пиппотарзана. Получается, Бернар Блие сыграл роль Микки Мауса на большом экране? Изначально режиссер Этторе Скола хотел пригласить на роль издателя-путешественника Нино Манфреди, а Альберто Сорди отдать роль Оресте Сабатини. Однако из-за занятости Нино, актеры поменялись ролями. 8 из 10
В начале своей режиссёрской карьеры Этторе Скола снимал исключительно комедии. Не стал исключением и этот фильм с длиннющим названием. Но если большинство режиссёров комедий зачастую снимают однотипные фильмы, то итальянец пробовал охватить разные темы — до 1968 года в его послужном списке были картины о взаимоотношении мужчин и женщин, а также на историческую и криминальную тематику. На этот раз Скола взялся за приключения. Несмотря на то, что впервые итальянский режиссёр не взял на главную роль в своём фильме Витторио Гассмана, актёрский состав оказался невероятно мощным для комедии: Альберто Сорди, которого сами итальянцы ставят в один ряд с великим Тото, и Бернар Блие, нередко ассистировавший очень придирчивому к выбору партнёров гению французских комедий Луи де Фюнесу. Сюжет фильма представляет собой историю о том, как двое успешных горожан, отправляются в Африку на поиски своего друга. Во время этого путешествия они столкнутся с дикой и нетронутой человеком природой, местными жителями и их обычаями, познакомятся с колонистами. Но, как нередко бывает в подобных фильмах, приключения человека, которого они искали, оказались гораздо интереснее, чем сами поиски. Взявшись одновременно и за комедию и за приключения, Скола, на мой взгляд, прогадал. Юмора в фильме недостаточно много и зачастую он кажется однотипным (подтрунивание над недотёпой бухгалтером), а самим приключениям не хватает динамизма. В фильме живописно показана дикая природа Чёрного континента, но некоторые кадры, явно заимствованные из документального фильма, не слишком удачно вмонтированы в повествование (хотя, подобный минус можно приписать всем «древним» фильмам приключенческого жанра, раньше технологии были далеки до современных, когда всё можно нарисовать на компьютере). В то же время, в картине есть эпизоды, в которых очень тонко поднимаются темы эксплуатации местных жителей и своевольства белых людей, что и является, по моему мнению, главным достоинством очередного фильма Этторе Скола. 7 из 10
Так называется этот фильм. И если о нем ничего неизвестно, то давайте устраним этот пробел. Уже из названия видно, что все это несерьезно. Это комедия! Этторе Скола всегда умел ехидно улыбаться, говоря о смысле жизни («Терраса»), так и о Великой французской революции («Ночь Варены»). И вот всю эту практику ехидства он получил как раз на фильмах типа «Удастся ли нашим героям…» (1968г), на образцовых «комедиях по-итальянски», когда громкая слава еще не пришла, но манера уже сложилась. И уже тогда манера Сколы весьма ценилась кинозвездами. Если Альберто Сорди с Бернаром Блие исполнили в фильме главные роли, то знаменитый Нино Манфреди согласился только мелькнуть, появиться в конце. Но со значением! Итак. Два римлянина, Сорди и Блие, начальник и подчиненный, едут искать дальнего родственника начальника, пропавшего где-то в Африке. Едут, поскольку начальника осенило, что «все люди — братья». Нашего брата такие мысли посещают после не первой выпитой рюмки. Как знать, может этот начальник когда-то выпил с русскими. С этой идеей они попадут к пигмеям и на золотоносную шахту, в католическую миссию и в лапы бандитов-наемников, от Сан Жозе и Вакумбосы проделают путь в самое сердце джунглей. В общем, из огня да в полымя. Из приключения в приключение! Альберто Сорди нам больше известен по фильму «Воздушные приключения», но мне он понравился в фильме «Две ночи с Клеопатрой», где он сыграл с Софи Лорен. В кино у Бернара Блие не было главных ролей, но все его герои были ключевыми в сюжете. Вспомните хотя бы сотрудника спецслужбы Милана «Высокий блондин в черном ботинке». Любителям итальянских комедий фильм придется по душе!Скола, Сорди, Блие, Манфреди! Смотрите и узнаете: удастся ли нашим героям разыскать друга, который таинственно исчез в Африке?