Прежде всего, хочу сказать, что я не являюсь поклонником творчества Линча. Единственный фильм, который мне понравился - это «ТП». Но он нравился почти всем. Почему же я решил посмотреть Империю? Сам не знаю, возможно, из-за того, что часто натыкался на отзывы, взбудораженное ожидание выхода фильма со стороны почитателей Линча, а может и по каким-то другим, не понятным мне причинам. В любом случае, факт остается фактом, фильм я посмотрел. 2 чувства возникали попеременно во время просмотра - дискомфорт и какой-то болезненный интерес. Дискомфорт из-за крупных планов, любительской съемки, освещения, непонятности сюжета, а вернее его отсутствия. Интерес я объяснить не могу, возможно, это проявление моих мазохистских наклонностей. В любом случае - это не мой фильм. Это вообще не фильм, в привычном понимании этого слова. Это не кино. Это психическая атака в чистом виде, попытка расшатать и без того подверженную всякого рода влияниям, психику. Это шизофрения в самой тяжелой форме. Это абсурд. Мне было сложно оценить подобное. С одной стороны, понятно, что именно этого, возможно, Линч и добивался - игра на эмоциях и образах, игра на абсурдности и паранормальности. С другой, я не люблю, когда мой мозг подвергают насилию и пытаются вывести из равновесия. Я не люблю дискомфорт, по крайней мере, такого плана. Мне не нужны добавочные стимулы, жизнь и так достаточно сложна, чтобы усложнять ее еще и подобными 'фильмами'. 4 из 10.
Я ярый поклонник творчества Линча, но это.... это просто не кино. эксперимент да, но не Кино с большой буквы. У Линча ушло то, что всегда делало его на голову выше остальных - Форма. Форма определяет содержание. В данном фильме, так сказать, былая форма заменена на экспериментальную псевдо документалистику. Отсутствие простой работы со светом, мне как человеку, занимающемуся фотографией, просто убило. Визуально фильм снят паршиво (а ведь как цифра подана Триром и Родригезом!). Сюжет - тут нет смысла обсуждать. Но психоэкзерссисы снятые на цифру ближе к концу стали просто раздражать и вызывали полное отторжение каких либо попыток восприятия. Но я досмотрел. Финал просто рассмешил - все просто и ясно - практически никаких неоднозначностей. Фильм не идет ни в какое сравнение с отличнейшим 'Маллхоланд Драйвом'. Как эксперимент - все таки это интересно наблюдать, но не боле. Надеюсь Линч одумается и забросит к чертям эту цифру. В целом фильм смотрится претенциозным трэшняком. Моя оценка 6 из 10
Многие попытки интерпретировать этот потрясающий фильм начинаются с рассуждения о том, кто же из героев картины реален и первичен. Чья 'внутренняя империя' нам показана? В чей ночной кошмар мы втянуты? Не думаю, что нужно ставить вопрос таким образом. Попытаюсь объяснить почему. Фильм мне видится во многом метафорой киноискусства. Первичен и зритель, и персонаж сценария, и реальный прототип, с которого этот персонаж был списан, и актер, который воплощает образ в своей роли. Нам показано из каких слоев, из каких пластов состоит кино, как они питают друг друга, проникают друг в друга и замыкаются в конце концов. Сценарий фильма питается обыденной жизнью, черпая из нее сюжеты и образы, концентрируя их и придавая им художественность. Так порождается 'реальность сценария'. Но чтобы персонаж сценария ожил, а не был 'рожден лишь на половину', ему нужна плоть, то есть актер, который его сыграет! А гениальный актер, как Никки, не просто сыграет, а проживет эту жизнь, примет страдания на себя и 'оплатит' чужой 'счет'. Таким видимо должно быть высокое искусство. Кроме того, Никки сражается с неким абстрактным злом, по видимому какой-то деструктивной идеей, представленной в виде гипнотизера и поедателя лампочек Фантома-Спазмовича, который тоже ищет своего воплощения и пытается 'найти проход'. И все это нужно для того, чтобы зритель, отождествляя себя с героями фильма и соотнося свою жизнь с увиденным, получил некий опыт и испытал катарсис) Но для меня, это фильм преимущественно о профессии актера) У меня даже такое ощущение, что этим фильмом Линч выразил свое восхищение талантом Лоры Дерн. И фильм снят как бы специально ради нее. А роль у нее невероятно сложная. У Лоры три ипостаси в фильме: жена-домохозяйка, актриса и персонаж фильма 'высоко над печальными днями'. Лично у меня игра Лоры вызвала восхищение)
Самый авангардный полнометражный фильм Линча начинается с нескольких необъяснимых самоцитат и поступательными движениями зарывается в самые бездны подсознательного. Оказавшись после разрозненных зарисовок в доме актрисы, мы становимся свидетелями беседы хозяйки с чудаковатой тёткой. Впечатляет смелый монтажный ход, который проворачивает Линч в конце разговора. Новая соседка изъясняется загадками, говорит о роли в кино, о каком-то убийстве, но цель её визита ускользает как от Никки, так и от зрителей, но под конец это существо похожее на ведьму уверенно заявляет: «Если бы сегодня было завтра, то вы сидели бы там». Персонаж Лоры Дерн смотрит по направлению крючковатого пальца и видит на софе себя с подругами. Так неожиданно, поддавшись магии монтажа, мы переходим к следующему эпизоду, не разгадав сути диалога. Уже ясно, кто будет нашим проводником в мир ночных кошмаров Дэвида Линча, Никки - вот кто наш сообщник, её выделяет способность удивляться. Итак, Никки в компании девушек узнаёт, что получит роль, получит как ей и было предсказано, и это хороший повод для праздника, но вскоре выяснится, что «On High in Blue Tomorrows» - ремейк, а съёмки оригинала не закончены, так как двое главных актёров были убиты. Казалось бы, работа - ещё одна соломинка из реального мира, но снова земля движется под ногами, порция новых загадок подготовлена хитрым кукловодом. Польские цыгане, проклятья, гипноз, пугающие лица и крупные, слишком крупные планы, вызывающие чувство тревоги. К норме мы уже не вернёмся. Никки беседует с Дэвоном, но после их разговора звучат слова «Стоп, снято». Ах, это, конечно, были съёмки одного из первых эпизодов. Приём популярный, но что если сделать его сюжетообразующим элементом? Чуть позже подобный обмен репликами Никки в порыве отчаяния завершает фразой «Чёрт, звучит как диалог из нашего сценария», но слышит в стороне «Стоп! Стоп!», видит камеру и недоумевающие лица. Погодите, это же не кино, это жизнь! Или нет? Экранная реальность - иллюзия по определению. Кто за кем наблюдает и кто у кого в голове обитает? Где заканчивается сон и начинается нечто «настоящее»? Или, если выразиться точнее, как отличить визуализацию условной «реальности» от кино, сна и фантазии? Наверное, никак. Очень может быть, что только декорации по-настоящему реальны. Другая опора «Внутренней империи» - нелинейность времени и мутация понятия памяти. «Это произошло вчера, но я знаю, что это случится завтра». Что предпочтительнее - вспоминать будущее или чужую жизнь? Может, удобнее самому быть воспоминанием? Память, возможно, это только игра. Неприятно осознавать, что ты не являешься полноценным участником этой игры, ты - всего лишь счёт на табло. Это открытие - рычаг, с помощью которого можно перевернуть мир, даже сжать его в точку. Не будем прикасаться руками к тонкой паутине сюжетной ткани. Скажем только, что Никки по одной из версий, разработанной фанатами, проникает внутрь фильма, в котором снимается. Однако, столь же вероятно, что она существует только на экране телевизора. Быть может, всё происходящее - предсмертная фантазия девушки, ткнувшей себя отвёрткой в живот? На самом деле, ставить вопрос нужно иначе. Так ли важно, кто чьей фантазией является? Линч - шутник и провокатор. У него была возможность снимать без какой-либо оглядки на зрителя. Многие поклонники американского автора пытались разложить «Малхолланд Драйв» по полочкам, хотя там всё на поверхности, за исключением тех эпизодов, которые в действительности ничего не значат или не поддаются точной дешифровке. «Внутреннюю империю» можно понимать как издёвку над этими людьми, которые, по большому счёту, не понимают и не принимают язык кино. Конечно, это произведение искусства открыто для интерпретаций, но мудрствования добавляют в копилку эстетического зрительского опыта не так уж и много. Важна интрига, а не ответ. Такого рода кино стоит смотреть глазами плюралиста. Любое прочтение имеет право на жизнь, если оно достаточно изящно и убедительно. Теоретические построения не находятся в вакууме, самые разные догадки являются частью атомарного множества интерпретаций. Совершенно ничего не мешает одной теории оказаться истиной наравне со взаимоисключающей трактовкой. Противоположности, отрицающие друг друга, суть единое и неделимое целое. Достаточно принять допущение, что ноль неизбежно является одновременно и единицей, вне единицы его не существует. Для кино эта идея подходит даже лучше, чем для литературы. Природа абсурда успешно сочетается с базовыми языковыми принципами кинематографа, с абстрактным визуальным кодом. У «Внутренней империи» есть несколько источников. В частности, Линч заимствует загадочных человекоподобных ушастых зверей из своего сборника короткометражек «Кролики». Ещё некоторые эпизоды взяты из неснятого телевизионного проекта. Режиссёр фактически вплетает уже отснятый материал в тело «Внутренней империи» и он, не имея совершенно никакого отношения к сюжетным поворотам, становится поводом для бесконечных спекуляций. Неотъемлемое внутреннее свойство творческого метода Дэвида Линча заключается в сознательном зашумлении визуального кода ложными символами. Далеко не всё должно быть понятно, такого рода кино обязано удивлять, иначе оно утратит значимую долю своего обаяния. В день, когда съёмки остались позади, монтаж завершён, а фильм выходит на экраны, он перестаёт быть личным творением режиссёра, превращаясь в площадку для зрительской игры в интерпретации. «Внутренняя империя» пугает и смешит, затягивает и утомляет, вызывает чувство дискомфорта и желание пересматривать её вновь и вновь. И если вы считаете себя готовым к знакомству с блестящим примером авангардного кинематографа, тогда забудьте о чужих советах, включая мои, ведь только вы знаете, как именно нужно смотреть этот фильм, именно вам предстоит отправиться за пределы реальности и довериться интуиции. Со своей стороны могу лишь пожелать удачи в этом нелёгком деле!
С творчеством Линча знаком поверхностно, но эмоциональный 'Человек-слон', или по-настоящему жуткий 'Голова-ластик', это действительно крепкие работы мастера. О 'Внутренней империи' слышал много, даже слишком, поэтому ничего хорошего не ожидал. Фильм представляет собой набор кадров, на первый, как и на все последующие взгляды, хаотично разбросанные, от чего смысл теряется напрочь. Что зрителю доступно, так это уловить некоторые сюжетные аспекты и то не сразу, даже такое простецкое дело пройдёт в мучительном созерцании ненужного. Как положительные моменты можно отметить парочку удачных сцен. Одна из них является открывашкой, где Грейс Забриски своим богатым талантом настраивает зрителя на необходимый лад, задавая общий темп для всей картины. Получилось таинственно и зловеще. Вторую сцену, которая меня впечатлила, откровенно говоря, уже не помню, для такой нудятины хронометраж чересчур огромен. Фильм не буду рекомендовать к просмотру, это полная бессмыслица, с простецкой сюжетной закруткой, затянутая до безобразия, с угловатой операторской работой и яростным злоупотреблением крупными планами. Картина снята для эстетов, то есть смысловую нагрузку нужно придумать самому и свято верить, что мастер хотел сказать именно это и даже именно этими же словами - сухой корм для интеллектуалов. Вы, которые не стесняетесь быть собой, то есть рядовым зрителем, не тратьте на это время!!!
Дэвид Линч, несомненно, настоящий мастер в создании триллеров и виртуоз в использовании сюрреалистических приёмов. Один из таких приёмов — это сюжет «с двойным дном», примерами которого являются картины «Малхолланд Драйв» и «Шоссе в никуда». Эта фишка, ставшая «визитной карточкой» режиссёра, жмёт педаль в асфальт в фильме «Внутренняя империя», делая его весьма сложным для понимания и восприятия. Не случайно он был противоречиво встречен зрителями: не каждый сможет оценить абсурдный сюжет с порушенной хронологией, многослойным повествованием и кучей, казалось бы, ничем не связанных между собой второстепенных линий, да ещё и продолжительностью три часа. Завязка, намекающая то ли на детективную историю, то ли на мелодраму, плавно переходит в фантасмагорию, напоминающую бредовый сон. Только во сне можно увидеть такие неожиданные переходы от одной «вселенной» к другой: голливудские аллеи сменяются замёрзшим польским городком, он же, в свою очередь, сменяется то ли европейским, то ли американским предместьем, героиня Лоры Дёрн бесконечно блуждает по улицам, коридорам и комнатам своей «внутренней империи», преображаясь сама: из успешной актрисы она превращается в жертву домашнего насилия, а затем и в уличную проститутку, и так и не поймёшь, какая из личностей является настоящим «Я» героини. Безумное, почти шизофреническое повествование сопровождается мрачной и напряжённой атмосферой, усиливающей ощущение картины как кошмарного сна. Даже «развязка» оказывается вовсе не развязкой, и после просмотра так и остаёшься в недоумении: удалось ли главной героине навести порядок в своей внутренней империи, разложив персонажей и вещи по полочкам, или же она так и осталась в мире собственных галлюцинаций? Главным достоинством «Внутренней империи», благодаря которому я смог перенести необычайно длинный хронометраж, является её атмосферность: все эти комнаты, закоулки, обшарпанные лестницы и коридоры, заснеженные улицы старого города, вкупе с ощущением тревожности и ирреальности происходящего необычайно притягательны и красивы. Даже нетипичная техника съёмки — а «Внутренняя империя» была снята на цифровую камеру — не вызвала отторжения, а лишь усилила гипнотический эффект фильма. В итоге, пусть временами мне и хотелось, перефразируя бездомного негра из одной из финальных сцен, сказать: «Линч, зачем ты показываешь нам эту херню?» — картина тем не менее оставила однозначно положительное впечатление. Абсурдное полотно сновидений и образов, над разгадкой которого лучше не трудиться, а лишь наслаждаться красотой его узоров. 7 из 10
Пыталась посмотреть этот фильм несколько раз. Потому что Маллхоланд Драйв более чем впечатлил. Но даже с третьего раза не удалось понять автора, получить удовольствие от просмотра и разделить всеобщие восторги. Начало интригующее: арт-хаус в чистом виде, странная комната с людьми-кроликами, всё так мистически, угрожающе и наркомански не понятно. С первых же кадров ждём чего-то страшного. От того, что всё не понятно, напряжение нарастает с каждой минутой. После сцены с кроликами появляется странная пожилая леди и ведёт какие-то мутные разговоры с главной героиней фильма, - напряжение и ожидание страшного усиливаются. У автора фильма явно преломленное восприятие мира, в каком-то другом разрезе, чем у всех остальных людей. У человека постоянная 'измена', извиняюсь. Он будто знакомит нас со своими галлюцинациями. Всё больше убеждаюсь, что кое-кто расширял сознания запрещёнными веществами (весьма тяжёлыми). Но, как говорится, не будем судить тонкую творческую натуру, расширять или нет - личный выбор каждого. Вернёмся к фильму: чем обоснован выбор главной героини? Почему она такая не красивая и не молодая? Героиней хотелось бы любоваться, но у неё не то лицо, на которое приятно смотреть. Зачем так много крупных планов с носогубками, запавшим безгубым ртом, поплывшей вульгарной помадой, постоянно блестящей кожей, расширенными порами, обильными морщинами и сведёнными вместе бровями? Это не лицо, а перекошенная гримаса. Вы скажете, что это не главное, а что тогда главное? что есть в этом фильме? В нём нет ничего, кроме формы. Смысл этого фильма в его форме, подаче и больше ни в чём. В нём нет содержания. Никакой драмы и глубины в нём нет. Детектива и триллера тоже нет, хотя наживка такая есть, но по факту - нет. Самое точное определение, уж простите за прямоту - наркоманский мистический бред. человек долго принимал и 'попал на измену' - всего боится, кругом враги, сознание путается - в этом состоянии снял кино. Можно сказать, подзаработал на своём пороке. И не один раз (вспоминая Маллхоланд Драйв...). Видимо имел коммерческую жилку и вовремя понял, что его творения одурманенного разума неплохо покупают, так почему-бы не срубить баблишек? Раз платят? И снял он три мистических кина... Из которых действительно заслуживает внимания одно - Маллхоланд Драйв. Спасибо за внимание. Всем приятного просмотра.
Начну с того, что это первый фильм Дэвида Линча, который я посмотрела, поэтому проводить какие-либо параллели с другими его произведениями не могу. Это, в определенной мере, свежий взгляд. Первое, что зацепило, это безжалостно крупные планы. Подумалось, господи, как же неприглядны люди при очень близком рассмотрении, когда в глаза бросаются все дефекты кожи, морщины, поры, прыщики - в общем, видишь, что лица персонажей крайне некрасивы. Естественно, возникает мысль об аналогичном внутреннем содержании героев при ближайшем рассмотрении. Думаешь, о, это великолепная задумка. Но, нет, фишка не в этом. В чем же тогда? Пытливый зритель настроен на то, чтобы найти смысл во всем происходящем, найти идею, мотив, лейтмотив, связующее звено, найти хоть что-нибудь. Изначально дан посыл в образе зловещей старухи-соседки, которая приходит знакомиться с героиней и рассказывает о странных смертях, связанных с фильмом, в котором героиня будет сниматься. Потом о гибели актеров, которые раньше снимались в фильме по данному сценарию, упоминает режиссер. Это всё. Развития тема не получает. Фильм нельзя назвать драмой абсурда, поскольку той всё же присущ определенный сюжет и определенная логика. Всё, что происходит здесь, похоже на тяжёлый, бессвязный, бессмысленный бред или галлюцинации больного с сильно запущенной шизофренией. Есть элитарные, сложные для восприятия режиссёры, в фильмах которых нет ни одного случайного образа (есть только образы-символы), ни одной случайной сцены (каждая подчинена раскрытию идеи, заложенной в фильм) К таким режиссерам относятся и Ларс фон Триер, и Тарковский, но никак не Линч. Искать смысл в фильме 'Внутренняя империя'- это то же самое, что искать черную кошку в тёмной комнате, когда изначально кошки в этой комнате нет. Как любой тяжелый бред не предполагает ни времени, ни пространства, так и в фильме нет представления о них. С английского языка герои переходят на польский, персонаж мгновенно переносится из одного места действия в другое, появляются, исчезают и вновь появляются странные личности (плачущая у телевизора, не понятно из-за чего и не понятно где, веселящиеся девушки-шлюхи, адвокат, а, может, и не адвокат и т.д., и т.п.) На протяжении всего фильма возникает сцена, где люди с ослиными головами сидят на диване в комнате, бессмысленно уставившись перед собой) Те, кто знаком с творчеством Линча, утверждают, что это кролики из его предыдущего фильма. Я же, как человек не знакомый с другими фильмами режиссера, видела именно ослов. Три часа бессмысленности и скуки, под каким бы соусом эта бессмысленность не подавалась. И когда в конце фильма вновь появились ослы, я поняла, что это мы, зрители, сумевшие всё-таки досмотреть этот бред до конца. Взгляд этих людей-ослов, очевидно, и был направлен на экран. Или режиссёр изыскано поиздевался над своими поклонниками, или у него самого проблемы с психикой. 3 из 10
Сразу скажу что писать о таком фильме - это почти самоубийство. Потому что облекать такой шедевр Линчевского бессознательного(а может быть и сверхсознательного), имеющий конечно свою внутреннюю структуру, в какие-то формы и догмы просто непростительно. И я бы этого не делал, если бы фильм после второго просмотра не стал мне совершенно понятен. Это самый ясный и самый простой для меня фильм Линча. Конечно, я не имею ввиду здесь весь внутренний символизм, я имею ввиду главную идею фильма. А она - о творчестве и об освобождении, о катарсисе. Мы видим в фильме актрису Никки, которую берут на главную роль в окруженный мистическим ореолом фильм 'Над вершиной печального завтра', который оказывается римейком старого фильма '47', который не был снят, а его актеры были убиты. И во время первой же репетиции начинается нескончаемый поток безумных образов и совершенно не связанных на первый взгляд событий - мафия польских цыган, танцующие проститутки, разговаривающие друг с другом кролики - в общем все как любит старина Линч. Но на экране часто появляется еще и плачущая девушка (в титрах она значится так и значится). Она смотрит на все происходящее как на фильм. Через телевизор. А в конце, Никки, пройдя через все испытания, заходит в комнату девушки и обнимается с ней. А затем исчезает. Плачущая девушка и была не то чтобы двойником-допельгангером Никки, а скорее ее творческой сущностью, ее душой. А весь фильм - это поиски Никки своей подлинной творческой сущности. И пройдя через все испытания, через всю грязь и мерзость нашего бытия, она нашла выход, она освободилась. И освободилась через творчество. Она прошла через свой Черный Вигвам. Добрый Дейл Купер все таки победил. Если все таки говорить о внешней оболочке фильма, а именно о том как он построен и о использованных в нем символах, то нужно остановится на том что фильм по сути о кинематографе. И Линч не зря использует именно эту форму подачи своей идеи. Кинематограф - это то чем он живет с рождения. И ему легко использовать эту форму. Не буду обсуждать все эти сложнейшие образы - кроликов, старуху рассказывающую притчи и не знающую где она - в будущем или прошлом(она вам никого не напоминает? 'I am the arm. And I sound like this')- обсуждение всех этих образов займет огромные полотна, да и вряд ли кто-то будет это читать. Потому что тому, кому это важно, кто живет тем же, чем Линч - тот посмотрит фильм и поймет. Не могу не сказать об актерах. Они просто великолепны. А разве у Линча по другому бывает? Все та же старая гвардия - Лора Дерн, Грейс Забриски, Гарри Дин Стэнтон, Джастин Теру - все они бесподобны, собственно, как обычно. Кажется, Линч ввел в кинематограф потрясающую плеяду актеров. Этим фильмом Линч подводит итог своего творческого пути, доводит свои идеи до полной ясности и выражает их в новой форме. Он надеется, что мы поймем его. И сможем освободиться сами.
До определённого переломного момента в своём творчестве гений сумрака человеческого разума Дэвид Линч не принадлежал к тому многочисленному аки легион сонму творческих единиц, кто нарочито, в открытую, не без эксбиционистского удовольствия переносит на кинопленку детали своей жизни, препарируя её с очевидным экзистенциальным сладострастием. Как и все сюрреалисты, Линч склонен к тотальному отрицанию бытового примитивизма, его киновселенная прикована железными цепями к надреальности, ирреальности, а там и прошлое, и настоящее, и будущее растворено в серной кислоте эксплицитной образности. Но пришёл и его час волка, и в 2001 году Линч снимает 'Малхолланд Драйв' - авторскую исповедь, где Фабрика Грёз, Голливуд представлен режиссёром как царство мёртвых. Последовавшая же за 'Малхолланд Драйв' 'Внутренняя империя' 2006 года и вовсе стала, пожалуй, самым личным и автобиографическим творением Линча, поскольку весьма нетрудно найти в сюжете этой ленты отголоски крайне мучительного брака режиссера с Изабеллой Росселлини. Но это лишь внешний слой картины. Кем в сущности является Никки Грейс, главная героиня 'Внутренней империи'? Это актриса, находящаяся в творческом кризисе, идущая себя и свою роль, и при этом терзаемая, порой совершенно необоснованно, ревностью своего мужа. Линч практически не показывает зрителям мужа Никки; он фактически затворник, отшельник, коим некогда был в 70-80-х годах сам режиссёр, приманивший этой своей загадочностью Изабеллу Росселлини. И как и вымышленная Никки, реальная Изабелла мучилась в этом браке, ей было сладко и горько, больно и томно. Вместе с тем вторым отражением самого Линча в фильме становится Кингсли Стюарт, постановщик проклятой картины, в которой занята сама Никки и Дэвон Берк - сублимация всех ревностных страхов самого Линча. Стюарт в своей кинематографической работе - жёсткой, властной, подавляющей - суть рифма и самому Линчу, доведшего Изабеллу Росселлини до нервного срыва. Таким образом, перевоплощая на экран самый свой тяжёлый опыт отношений Дэвид Линч буквально проводит жирную черту над ним, отпуская все свои терзания на свободу, как Никки отпустила Потерянную Девушку, прощая и себя, и реальную Изабеллу при том, что на прямой контакт с актрисой Линч так и не решается. В кинематографе все проще... Но, между тем, Внутренняя империя это не только империя самого режиссёра. Таковой обобществляющей империей являются авторские иллюзии, преподнесенные в удобном формате 'фильма в фильме'. По сути каждый кинематографический объект, любое кино в отрыве от жанров и стилей, это отдельная Вселенная, самоценный и самоцветный мир, претендующий на первичную реальность. Во Внутренней империи зритель наблюдает как порой незаметно стираются грани между постановкой и всамделишной бытийностью; роковой сценарий обретает плоть в нашем мире, захватывая в заложники чужой авторской воли - Режиссёр в картине не более чем посредник, а Демиургом, истинным и безжалостным, является невидимый сценарист - исполнительницу главной роли, которая жертвенно отдаётся на заклание этим язычникам от Цейса. Причём её жертва добровольна; настоящее искусство, по Линчу, это тотальное разрушение и растворение психофизиологической сути человека, актёра, природа которого заключается в множественностях перевоплощений, до степени утраты своей индивидуальности, в изощренном вымысле, который становится для него первичнее того, что снаружи. Но вместе с тем Внутренняя империя - это империя нашего сознания, подсознательного. В фильме Линча сознание интроспективно, то есть все, что режиссёр показывает, происходит внутри разума субъекта Никки. Сознание главной героини становится фильмом, на протяжении которого она заново проживает свою жизнь и обретает своё истинное Я, коим есть Потерянная Девушка, заточенная до поры до времени в недоступных пределах разума Никки. Кролики - это посредники между подсознательным и бессознательным; это цепкие страхи и комплексы самой Никки, в прошлом которой было что угодно, но не гламур и притворство. Но когда приходит время понять кто ты и что ты есть, оказывается, что для Никки, обманывавшей саму себя на протяжении многих лет, это до чудовищности тяжело, мучительно, происходит слом её сознания, невысказанные кошмары оживают, а доппельгангеры своего затаенного озлобления несут лишь боль не только для Никки, но и для всех, кто был причастен к её судьбе. И империя страстей и пороков человеческих это тоже, по Линчу, Внутренняя Империя. Кого не копни, неглубоко даже, из героев этой картины, то станет ясно, что для протагонистов во Вселенной Линча никогда и не было места. Никки - актриса, жаждущая большей славы, денег, готовая на все ради роли, даже если цена за неё будет высока: её жизнь и разум. В ней воплощены алчность, жадность, слепота. Девон Берк - самовлюбленный, эгоистичный, эгоцентричный актёр, пожалуй, давно продавший свою душу даже не за гениальность, но за отблеск её. Он - очевидное воплощение похоти и гордыни. В Кингсли Стюарте Линч воплощает уныние и гнев от невозможности создать то, что он желает, но не способен сделать, но лишь до определенного времени. Им овладевает зависть, как и Дорис Сайд, которая идёт на убийство, обрекая себя в дальнейшем на ничтожное небытие. Линч снова возвращается к финалу фильма к мысли о Голливуде как городе мёртвых, ибо 'фильм в фильме' завершается смертью на Аллее Славы. И дальнейшим переходом Никки в потусторонье. Одновременно порождённая режиссером множественная тройственность - мир Потерянной Девушки, Польский Ад, Голливуд и Никки - кривозеркалит Трём Ступеням Лестницы Мироздания, и Никки, как и зрителям, суждено перед поднятием вверх, опуститься далеко вниз, посмотреть на неизлечимые уже души в польском борделе, туда, где царствует Фантом, новый лик Сатаны (его проводником была Старуха, косвенно предупредившая Никки), с тем, что бы в конце спастись и спасти других. Внутренняя Империя, как и Шоссе, сотворено по законам цикличности, и Линч зарифмовав финал сводит все к новой истории новой Никки, очистившей себя от грехов и страхов. Но надолго ли, ведь сумеречные пределы Голливуда она так и не покинула?
Дэвид Линч кажется сумел наконец то исполнить свою мечту, и снял фильм который практически невозможно понять полностью, по крайней мере при первом просмотре. В процессе просмотра неоднократно ловишь себя на мысли об абсурдности и алогичности происходящего. Но проходит какое то время, заканчивается сцена, и происходящее начинает потихоньку выстраиваться в стройную картину, что бы при следующем витке сюжета перевернуть всё с ног на голову. В этом и состоит главное достоинство сюжета, он заставляет внимательно вглядываться в каждый кадр, ожидая мельчайших намёков на объяснение происходящего. Грань между происходящим в реальности и в воображении размыта настолько, что до конца не понятно, что же правда, а что видения. Режиссёрский почерк отлично узнаётся. Тут и длинные статичные, сцены, и необычные ракурсы камеры, и главное отдающие особым видом безумия диалоги. Множество сцен напрямую не связанных с главной историей, придают фильму ещё больше загадочности. У меня сложились странные ощущения после просмотра этого фильма. Он очень неплох, но осилить его полностью весьма непросто. Через него приходится продираться словно сквозь джунгли. 6 из 10
Претенциозная пост-модернистская фантасмагория. Американская «Алиса в стране чудес» под тяжелыми наркотиками. Пожалуй, квинтэссенция Линча. Смотрится фильм легко, несмотря на намеренную спутанность сюжетных линий и наличия массы «порожняка», всунутого то ли из желания спутать, то ли для эпатажа. Впрочем, что творится в мозгах этого американца (в его внутренней империи) сложно сказать, да и насколько ему помогают сеансы медитации тоже. По факту мы имеем оборотную сторону «Американской империи». С ее Голливудом, любовью к нафталиновым любовным историям, плейбоями и шлюхами, эмигрантами, кулуарными байками про проклятые фильмы да еще черт знает что еще. В общем, понятия о кино у самой снимающей нации в мире весьма своеобразные, что уж говорить о таком режиссере-эксцентрике. Дешевая цифра, как ни странно, фильм не только ни портит, но создается стойкое ощущение, что именно так и должно быть. Если честно, то я больше люблю Линча за послевкусие, чем во время просмотра. Хотя, как говорят буржуи, it depends. Вот так и тут, есть большое количество отвлекающих мелочей, понять которые невозможно. И есть общее, ткань фильма. Это и есть последняя зацепка, за которую хватается калькулирующий разум в попытке дать этому безобразию оправдание. К сожалению, ключи не спрятаны, их просто не пожелали выковать. Ухожу из зала разочарованный. 3 из 10
На данный момент крайний полнометражный фильм от Дэвида Линча. Очень сложный фильм для восприятия, очень большой хронометраж, эти условия четко делят людей на категории, которые его смотрят – либо случайно как-то, может по совету, и выключают минуте на пятнадцатой, либо синефилам или поклонникам данного режиссера. Сюжет. На мой взгляд, банальный по своему общему смыслу. Фильмы про судьбы актеров снимались давно и успешно такими мастерами, как Бергман, Трюфо, Годар и другие. Но все фильмы Линча проходят под призму сюрреалистического осмысления головного мозга Дэвида. В этом фильме нет четкой формы, четкой логической цепочки событий происходящих действий и от этого фильм только выигрывает. Ведь необязательно понимать все что задумывает автор, каждый найдет свой лимонный кусочек пирога и возможно попробует на вкус черничный и постарается понять и его. Режиссер дает нам 3 часа агрессивной атаки на наш мозг и ждет от нас бурю эмоций, чувств, страсти. И он все это получает с лихвой. Фильм напоминает попурри своих ранних фильмов и оммаж некоторых своих любимых режиссерв в первую очередь Хичкока и все это только в плюс. Атмосфера фильма постоянно меняется. Постоянный разрыв шаблонов всех попкорн фильмов, загадки, мистика и сны реальные или нет. Естественно Линч дает нам полный картбланш на осмысление. А эти чудесные кролики. Фильм полон безумия, тайн (без следствия), параллелей сюжета которые иногда сплетены тонкой зубной нитью, иногда нет. Все что нам предлагает мастер это кинополотно в которое необходимо вдумываться, всматриваться и еще раз пересматривать. Чумовой актерский состав. Великолепная актерская игра Лоры Дерн, возможно лучшая за ее карьеру. Грейс Забриски, очень интересная внешность у актрисы, которая придает зловещности и некой мистики к своему образу. Ну и конечно Джереми Айронс. Британский интеллигент с харизматичной аурой истинного поданного короны. И конечно любимице Линча Джастин Теру. Возможно есть претензии к фильму, но это великое кино. Да к тому же одного из величайших режиссеров. 10 из 10
Мы с подругой совершенно недавно «подсели» на творчество Дэвида Линча. Фильмы Линча – это как наркотик, хочется еще и еще, потому что это дает нехилую встряску мозгу, который в век наших развитых технологий зачастую находится в спящем состоянии. Первым просмотренным фильмом был «Малхолланд Драйв», который мы тщетно пытались разобрать с подсказками и без. Да, «МД» кажется сложным фильмом, пока не сложишь воедино все «ключи» и образы, которые дает нам Линч для разгадки, однако, в «МД» их не так много, как во «Внутренней Империи». Если в «МД» можно было еще в какие-то моменты «расслабиться» и просто смотреть кино, то во «ВИ» приходится следить за каждым кадром, потому что каждый кадр, каждое слово, буква на стене, звук – это и есть разгадка. Ни секунды расслабления, ни секунды потери концентрации внимания – вот, собственно, главные эмоции при просмотре фильма. Каждые сорок минут мы ставили фильм на паузу, чтобы обсудить те образы и подсказки, которые дает Линч. Забавно, но самая первая подсказка к разгадке и есть само название фильма. Что же подсказывает нам название? «Внутренняя империя» - это сложный, таинственный внутренний мир каждого человека – тут и сознание, и подсознание, и наше образное мышление, и восприятие мира через призму своих предыдущих опытов и навыков, это и принятие себя в человеческом качестве. Список можно продолжать до бесконечности. Человек – это маленькая безграничная Вселенная, прикрытая завесой тайны и мистики для других обывателей. Все мы – ты, я, она, он и есть та самая «Внутренняя Империя», которую можно разгадывать до бесконечности. Многие окрестили все действо «ВИ» шизофреническим бредом без смысла и приписали, мол сюжета тоже нет, однако, я категорически не согласна с этим. Разгадку к смыслу фильма дает нам женщина, которая приходит к Никки домой. Кажется, что она несет полнейшую ахинею, но потом в течение фильма раскрываются все карты – становится понятным, о чем говорила женщина и для чего дала зрителю подсказки. Не менее важной основополагающей для понимания фильма являются сцены с кроликами. Кролики дают нам колоссальные подсказки, хоть порой и кажется, что они мелят полнейшую чушь. Проще представить, что кролики – это ваше подсознание, которое говорит с вами, кролики – это, как вспышка мысли, появившаяся в человеческом мозгу – прерывистая, образная, но вполне логичная и имеющая последствия. В общем, трюк с кроликами прокатил на ура – именно за них я цеплялась весь фильм, чтобы уловить смысл. Более того, кроликов можно рассматривать и с несколько другой точки зрения – они – это то самое тайное, самое закрытое и неприкосновенное, что есть в каждом человеке. Порой это могут быть даже те вещи, в которых мы не то что другим, самим себе не можем признаться. Считайте, что комната с кроликами и сами кролики – это подсознание, то есть бессознательное восприятие действительности и реация на эту самую действительность. Чтобы понять появление кроликов в фильме, нужно очень внимательно слушать, что они говорят, все это находит дальнейшее объяснение и присутствие в фильме. Повторение – мать учения, на что, собственно, Линч и делает упор. Повторяющиеся кадры, фразы, образы – это еще один ключ в разгадке. Стоит обратить особое внимание на название фильма, на название пластинки, которую слушает девушка в номере отеля, на то, что говорит женщина в доме Никки, на разговоры кроликов, на часы и упоминания о времени, на красный свет и на мужчину, которого встречает Никки-Сюзи в коридоре отеля – вот, собственно, что и поможет разгадать смысл фильма. Что касается эмоций – было тяжело смотреть. Во-первых, фильм идет 3 часа, во-вторых, очень много деталей, которые нужно собирать воедино, в-третьих, постоянное напряжение и работа мозга, в-четвертых, какие-то моменты смотреть было неприятно, но не страшно. Никакого особого страха я не испытала, скорее легкая щекотка собственных нервов и любопытство. Для меня это безусловно 10 из 10
Это второй фильм Линча на моем зрительском опыте. Первым был «Малхолланд Драйв». Ничегошеньки в нем не понял, а когда потом прочел, как легко кажущаяся нелепица укладывается в связный линейный сюжет, был порядком раззадорен. Так что «Внутренняя Империя» в некотором роде воспринималась как реванш. Но где-то после часа просмотра вздохнул с облегчением: пошла такая катавасия, что нечего и думать о том, чтобы уложить ее в единую систему (расплата за это, впрочем, была жестокой: тяжелого психоза здесь гораздо больше, чем в «Драйве»). Повествование принципиально разомкнуто, поливариантно, как будто фильм снят не по готовому сценарию, а по создающемуся здесь и сейчас - режиссер с актерами (да и со зрителем тоже, раз он вовлечен в бесконечный лабиринт «дорисовывания» смыслов) прямо на съемочной площадке, под объективом работающей камеры, обсуждают разные сцены, репетируют, редактируют. Эти сцены, снятые своеобразно, но, сразу видно, рукой мастера, эти первоэлементы кино в данном случае и составляют собственно произведение - в том смысле, что упорядоченному повествованию Линч противопоставляет калейдоскоп самоценных эпизодов. Это не ново: еще на заре кинематографа существовали экспериментаторы, считавшие, что связный сюжет - достояние литературы, которая посредством его подчиняет себе визуальное искусство; необходимо освободиться от ее диктата и скреплять видеоряд с помощью тонкой субстанции киноязыка, т.е. такой фиксации реальности с помощью камеры, которая отбрасывает необходимость во «внешней» истории. То, что «странность» творчества Линча во многом обусловлена развитием этой маргинальной, но смелой тенденции в наши дни, в моих глазах ее - «странность» - оправдывает. Но есть и другой вопрос - о предмете изображения. ЧТО, собственно, показывает Линч? Право, в этом фильме ни в чем нельзя быть уверенным - реальности замысловато пересекаются, фантазмы наплывают на объективную действительность и буквально разбирают ее по косточкам. Полно, существует ли вообще эта первичная действительность? Пффф… В рамках художественного мира Линча такие вопросы - просто моветон. Давайте отталкиваться от того, что у нас есть железно - от заголовка «Внутренняя Империя» и слогана «Женщина в беде». Изображение скрытого психического мира главной героини, разыгравшегося на фоне неблагоприятных событий (как она сама говорит, все началось после смерти сына), - такова основа сюжета (и ей же он исчерпывается? Есть ли в «Империи» вообще нечто внешнее по отношению к сознанию Никки Грэйс? Но это уже казуистика). Проблем у этой героини, внешне весьма благопристойной и уважаемой в обществе, оказывается, навалом. Ее внутреннее согласие изменить мужу заставляет отождествлять себя с проституткой и воображать себя в компании «коллег». Психические травмы юношеского возраста, всплывая из подсознания, обнаруживают, насколько в глубине своей она груба и жестока - показателен эпизод с визитом к психоаналитику, где из уст Никки лезет сплошная чернуха. Мы узнаЕм про одноногую девушку, у которой вместо второй ноги кривая палка и которая в первом классе убила троих детей, и еще многое другое. Вообще кажется, что в «Империи» Линч выливает на зрителя всю чернуху, которая только есть в мире (читай: в подсознании). Как будто именно это магистральная цель фильма, суть и смысл сценарного калейдоскопа. (Кстати, и визуально получается чернуха - большую часть хронометража происходящее дай бог освещено слабым фонарем или ночником. Что сказать, чужая Внутренняя Империя - потемки.) Один вопрос: мне-то это для чего? Историю про одноногую девушку Никки резюмирует хлестким «this is a kind of shit». Много всякого «this is a kind of shit» существует в мире - и что? Совершенно неважно, что оно существует; важно, что читать/смотреть/слушать про это, вбирая «shit» в свое личное пространство, или же жить в параллельной ему реальности - зависит только от меня. К Линчу, такому неудобному и непонятному, можно отнестись так же. Да, есть такой человек, он снимает свои фильмы. Хорошо. На здоровье. Но я пойду своей дорогой, и давайте не будем друг друга беспокоить, мистер Линч. К тому же, все эти «внутренние империи», альтернативно-наркотические миры, в значительной степени противостоят реальной, полнокровной и осязаемой жизни, уводят от нее. Что обладает известным гипнотическим эффектом - человеку ведь всегда интересно, что там, за гранью. Но нет: я пожертвовал царству грез три часа своей жизни на просмотр «Империи», большего не дождетесь. Скажу еще: вопить после просмотра, что ЛИНЧ - ГЕНИЙ, и яростно пытаться вжиться в изображаемый мир - значит, на мой взгляд, плохо отделять Главное от вторичного. Продукты человеческого разума под названием «произведения искусства», все эти культурные игры - по определению лишь придатки, дополнения к нашей жизни и явно не заслуживают таких жертв. Мысль стара как мир, но после таких фильмов, как «Внутренняя Империя», осознаешь это особенно отчетливо. П. С. Адептам творчества Линча могу только посочувствовать - боюсь представить, каких масштабов достигла эстетизация процесса уничтожения жизни в их сознании. Включая тех, кому ощущение своей избранности помогает поддерживать самооценку. 3 из 10
Сложнее всего было признать сам факт того, что очередное, так долго готовящееся творение безмерно уважаемого мною художника кинематографического искусства мне не понравилось. Не один раз, возвращаясь к этой картине я возвращался к безусловным шедеврам, которые он снял, ища не только параллелей, но и определенного наития, вдохновения, волны, которая бы помогла мне осознать глубину и оригинальность режиссерского замысла. Не найдя точек пересечения, я сконцентрировался на визуальной составляющей - неспроста ведь Дэвид так уверенно расхваливал преимущества цифровой камеры. По правде говоря, я ожидал если не смелых решений, то повторения уже опробованных, успешных новаций (как, к примеру, дрожащая камера в некоторых фильмах фон Триера). Однако предложенные Линчем постоянные крупные планы, выхватывающие части лица говорящего и фактически искажающие его лицо не показались мне заслуживающими внимания. Тут вспоминается 'Ночная рыбалка' Пан Чан-Ука, снятая едва ли не сотовым телефоном, но настолько красочная в своей цветовой гамме, что ее можно просто созерцать, не вдаваясь во все сюжетные подробности (кстати, придающие режиссерским решениям веса). Постановка сцен также не выглядела креативной. Мне было достаточно встречи в начале ленты героинь Грейс Забриски и Лоры Дерн. Конечно тут получилась не самая удачная реинкарнация известных сцен из 'Твин Пикса', повторение пройденного. Причем расстроила не столько вторичность, сколько односложность сцены. Точно такие же впечатление вызвала и стабильное клише 'постепенного озарения', которое, вероятно по режиссерскому замыслу, активно использовала Лора Дерн. Понятно, что ее героиня пыталась понять происходящее, испытывая страдания пустоты и вспышки озарения. Тут уже не важно, что точно также указанные клише использовались Кайлом Маклахленом и Биллом Пульманом в картинах Линча. Важно другое - на процесс осознания уходит больше часа экранного мнения. Меня такая затянутость совсем не вдохновила. Тут очень неожиданно приведу пример Гая Мэддина, который в своей лаконичной и не менее абстрактной 'Замочной скважине' можно сказать, сам удивляюсь, дал собственный ответ нынешней кинематографической форме Линча. Абстрактное полотно Мэддина получилось ярким, интересным и четким (даже жаль, что я его не слишком высоко оценил поначалу), в отличие от затянутой и размытой 'ИМПЕРИИ' Линча. Нужно признать, что 'канонический' Линч - это не только психоделичные сюжеты и их фееричное воплощение, это еще и замечательные саундтреки. Причем, каждый фильм так не похож на последующий по своему музыкальному звучанию. Веселый рок-н-ролл 'Синего бархата' переходит в печальные баллады Джули Крус в 'Твин Пиксе', возвращаясь в более надрывных композициях 'Диких сердцем'. Но это только начало, ибо полного единства визуальной и музыкальной составляющих Линч, на мой взгляд и слух, добился именно в 'Потерянном шоссе'. В 'Империи' же саундтрек будет более чем скромным. Режиссер, предпочтет бергмановское молчание уже опробованным решениям или новым исполнителям. Ну а для самого конца я приберег и несколько слов о сюжете. Для меня он принципиально не важен. Линч абсолютно прав, когда сравнивает смотрящего на абстрактную картину со зрителем своего фильма. Он признает, что ему 'не доверяют те, кто ждут прямого и последовательного сюжета'. Подчеркивая при этом, что: 'человек может понять гораздо больше, чем ему кажется. Просто иногда он не в состоянии передать это понимание словами, но он чувствует, что понимает'. Тут я с ним соглашусь и только отмечу, что те эмоции, которые вызывает фильм заставляют меня вспоминать былые шедевры Мэтра, раздражаться тому как слабо и неуверенно раскрыты возможности польского пленэра и местных актеров. Это все равно, как сравнивать творения Пиросмани и Ротко. Мне неизменно более нравится последний. 4 из 10
Некогда блиставшая, ныне остепенившаяся актриса Никки получает предложение сыграть в фильме, основанном на легенде польских цыган. Недолго думая, она соглашается, поскольку данная роль снова выведет ее на Олимп. Но оказывается, что фильм является ремейком так и не доснятой картины. Причиной тому послужило жестокое убийство ведущих актеров. Проклятие повисло над фильмом, или же это просто легенда, обернувшаяся правдой? Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что «Внутренняя империя» является последним на сегодняшний день художественным фильмом Линча – мастера своего дела – и, одновременно, самым противоречивым. Противоречие этого фильма содержится, и это естественно, в сценарии. По сути, следующие события за посещением Никки киностудии и лицезрением самой себя являются абсурдным сюрреализмом, но как же прекрасны эти визуальные решения! Если бы они были сняты на должном уровне, а не в убогом 480i, то можно было бы говорить о начале новой «эры Линча», поскольку «Внутренняя империя» является первым фильмом, снятым режиссером на цифровую камеру. «Внутренняя империя» оказался самым завораживающим фильмом Линча. При колоссальной продолжительности, оторваться от него невозможно практически ни на минуту. Погружаясь во внутренний мир героини Лоры Дерн и в ее альтернативные версии, ты словно забываешь о том, что когда то она блистала в «Парке юрского периода» в роли ученого. Здесь она – приличная обеспеченная актриса, живущая в дорогом районе, интеллигентная и невероятно симпатичная, а ближе к концу фильма – проститутка-алкоголичка с парой синяков и злобным, пропитанным агрессией и обидой на весь этот мир взглядом. При всех своих достоинствах, «Внутренняя империя» - фильм далеко не для всех. И это учитывая даже поклонников режиссера, поскольку здесь Линч полностью погружается в собственное видение альтернативной реальности, не обращая внимания на привычные каноны, хотя бы близкого к поступательному развитию сюжета и логики в повествовании. Его фильм – один сплошной большой секрет, ответ на который вряд ли сможет найти с первого раза даже внимательный зритель.
Посмотрев 'Малхолланд Драйв', я пребывала в полном восторге. Это именно такой фильм, который я давно искала: непохожий на другие, запутанный до невероятности. Его хочется изучить до конца, понять все детали и тонкости, одним словом, разобраться. Кроме того, заинтересовал режиссер, создающий фильмы-головоломки. Позже, обратив внимание на 'Внутреннюю империю', почитав немного отзывов о его замысловатости, я выбрала время, чтобы не только внимательно посмотреть, но еще и устроить 'разбор полета' - поискать толкование и разложить всё по полкам. Включила, сконцентрировалась, посмотрела. Но как бы мне этого не хотелось, по окончании не возникло ни эмоций, ни порывов. Поняла я лишь картину в целом, абстрактно, а желания постичь ее в деталях, увы, не возникло. Большого интереса во время просмотра я не испытывала, но терпеливо ждала финала все эти три часа. Совершенно размытые грани, стертые реалии, сумбурная смесь сюжетных линий заводят зрителя в тупик. Тяжело воспринимать камеру а-ля хоум-видео и атмосферу - темную и мрачную. И несмотря на то, что данные детали привносят арт-хауса еще больше, а я люблю такое направление в кинематографе, во 'ВИ' это создает напряжение для восприятия. Мне даже жаль, что я не смогла и не захотела вникнуть в фильм. Тем не менее это Линч, его творчеством либо восхищаются, либо отторгают, а так как я отношусь к первой категории, не могу сказать что 'Внутренняя империя' - плохое кино. Оно на любителя, оно не для каждого. Хочется отметить прекрасно подобранную и вписывающуюся в атмосферу музыку, особенно композицию 'Ghost of Love'. Как итог: смотреть стоит в том случае, если вы истинный поклонник Дэвида Линча или же просто любите настоящий арт-хаус.
Все начинается с команды «мотор!», как обычно. Как обычно герои Линча путаются в тайнах прошлого, копаются в своей памяти и фобиях, сталкиваются с другими реальностями, бытийствуют в совершенном режиссерском киноимпрессионизме в духе «красочного» нуара… И только девушка плачет, глядя на спектакль, где люди с заячьими головами ведут странный диалог. Она плачет, хотя все зрители смеются… А потом… а потом начинается тягучая боль. Затяжная, невыносимая. С любовной истории начинается, как обычно. Необычна лишь сама боль: от нее хочется кричать, бежать, разбивать стекла, выбивать двери, лишь бы избавиться, освободиться, не быть здесь и сейчас, а быть «завтра» (это слово повторяется многократно)… быть завтра и совсем в другом мире… В другом мире? Пожалуйста. Их много. Они все здесь. Режиссер собрал их воедино. Вот только миры замкнуты. Замкнуты на себе. Туда не попасть без приглашения. Внутри каждого из них, как в мыльном пузыре собран кусочек воздуха, там тем же герои и звуки те же, но миры разные. Почему? Почему разные?... «Я тебя слушаю, но не слышу»,- звучит фраза в фильме. Это не удивительно – страхи не могут договориться, их демоны говорят на разных языках и держат держат за горло героиню фильма Никки Грэйс, понимая своим хищным чутьем, что вот она уже совсем их и они имеют право на эту душу, они борются за нее… Так вот где секрет. Душа ускользает в иные миры, а не тело, для тела они замкнуты. Для тела есть только одна история, а миров много и каждый из них – это страх, упивающийся сам собой, хватающий добычу и рвущий ее на куски. Забавное зрелище. Развлечение масс. Все смеются, а девушка смотрит и плачет… Но Линч не так жесток, как кажется, он не заставляет героиню кочевать из страха в страх. Нет. Это ее добрая воля – тащить или нет за собой два жутких видения: убивать и быть убитой. Он оставил открытой дверь… только одну… и ее надо найти в лабиринте пузырей-страхов и спасти Никки Грэйс. Ищите… Это фильм-игра со зрителем. Великий. Великий игрок – Дэвид Линч. Ищите… Ведь девушка может плакать, когда все смеются…
Позвольте себе отвлечься от обыденных забот нашего круга жизни, настроится на волну Axxon N., откинуть в сторону мысли о грядущем рабочем дне, о том, что приготовить на завтра, как быть в сложившейся ситуации, и попытаться на секунду остановить кроличью жизнь. Прикурим сигарету, оденем на руку время и прожжем шелковый занавес своего существования. «Брачные узы – крепкие узы. Мы почитаем данные нами клятвы… и следим за их исполнением… ради себя… сами… или, если необходимо, кто-то делает это за нас». Думаю следует начать именно с этих фраз, прозвучавших из уст человека в зеленой куртке (мужа Никки). Последнее предупреждение – Нарушение – Расплата. Цепочка не нова, но преподнести ее можно по-разному, тут то и проявляется мастерство автора, его творческие способности созидания «нового» из уже давно имеющегося «старого» или отражение оного, пусть и в другой обложке. Что это было? Пусть зритель останется при своем мнении. Кто-то скажет, что куда проще признать галлюциногенный абсурд творящегося на экране, нежели попытаться повоевать с привычной логикой мыслей, а кому-то покажется что режиссер впал в творческий кризис. Был ли это бред обкурившегося шизофреника или гениальное творение искусства, или истина находится где-то посередине? В любом случае, оставим все как есть. Казалось бы скучный сюжет: муж и жена из разных империй (воистину одна сатана) в погоне за призрачной мечтой приносят в жертву своих любовников (спасибо английским субтитрам, благодаря которым головоломка, связанная с польской историей убийства, все же сложилась в моей голове). Но как привнести в него изюминку и даже не одну? Все правильно, добавим запоминающихся образов, подкрепленных загадочным словом. Соседка-провидица знала, «что если сейчас 9:45, то уже за полночь. И если бы сейчас было завтра, то вы бы даже не помнили о неоплаченном счёте. У каждого действия есть последствия. Но есть еще и волшебство. Если бы сейчас было завтра, то вы бы сидели там…», как и знала Никки (или не знала?) с кем живет под одной крышей и к чему ведет выбранная дорожка, но все-таки, а вдруг это шанс, последняя возможность оставить яркий след? Как бы то ни было, дело сделано, внутренняя империя дала трещину – без третьего лица не обойтись, ведь ему нужно найти вход. Настало самое время появиться на сцене адскому «кукловоду» (где-то я уже видел эти манипуляции рук…), устраивающему трагичное представление для высших лиц… Призрак, Кримп,… у него много имен, но он появляется в нужном месте и в нужный час. Кто-то платит по счетам, кто-то их собирает, а кому то нравится разводить кроликов, лицезреть за ними, за тем, как собаки размышляют над своими проблемами, как они продумывают выход из самых сложных ситуаций. И может быть кому-то удастся открыть заветную дверь, сыграть свою роль так, чтобы свет озарил синеву завтрашних дней… Но для этого нужно погрузится в «гуннский колодец», дабы воспользоваться последним шансом (и может единственным?) зажечь отражение наверху. Только испив его до дна мы сможем искупить последствия своих действий с целью обрести счастье, и, кто знает, возможно наш путь станет примером для кого-то еще? Хотя вряд ли, мы слишком подвержены чувствам, чтобы позволить пережить их за нас, иначе зрелище наверху потеряло бы смысл… P.S. И помните: звезды рождают мечты, а мечты зажигают звезды.