Внутренняя империя: отзывы и рeцензии

Aydar Akhatov
Aydar Akhatov13 января 2020 в 03:54
Турне по шизофрении.

Смотрим то мы до конца по разным причинам. Но вы знатоки, поклонники, покажите хотя бы одного, кто понял эту картину. Глубоко копать, в любом бреде можно найти ассоциации. Но 'Шоссе в никуда' был по веселее. Если примерно первая половина еще имеет какую то форму и несет за собой что-то, то потом уже во многом каша и смысловая нагрузка падает, видимо автор устал и начал халтурить, типа затянутых темных сцен, резких обрывающих напряженное спокойствие, криков-звуков, грубые диалоги от героини. Эти сцены как бы отражают творческий кризис, выдохшегося автора, вот это можно понять. Хотя бы даже по тому, какие метаморфозы происходят с главным персонажем, она становится раздраженной проституткой, вот так живет в ней Девид Линч. Кино тяжелый труд, это нам понятно. Временами почти кромешная темнота в обстановке подсказывает, режиссер не видит что показать. Читал в комментариях, что некто Жаринов Е. В. в своей лекции сказал, кто поймет фильм, вызывайте ему тут же скорую. Это правда, продюсеру получилось неплохо описать помешательство злыми духами или еще какие мозговыми ветвями, кто имел опыт общения с шизофрениками, подтвердит. Людям кажется вот там кто то прячется, за углом, за деревом, или осколки сознания не способные собраться в единую картину, щелканье пальцами Обсессивно-Компульсивное расстройство, признаки психических болезней разной тяжести. Злая бабуля наведывается в дом, по напустительству того злого мужика ищущего вход, что вначале, она и есть шизофазия.

K4trin
K4trin12 января 2014 в 19:05
Добро пожаловать в бесконечность Никки Грейс

Приступаю к рецензии, а с чего начать совершенно не представляю, как передать читателю ту непостижимую какофонию мыслей, которые начали проламывать мне череп после обезумевшей соседки, у которой сегодня наступает завтра и если на часах 9.45,то уже за полночь. Это кино вообще можно судить, разбирать по частям, критиковать, чёрт возьми?!Нееет, друзья мои это кино нужно впитать и переработать, усердно пытаясь не сойти с ума в пучине 'реальности',потому что это уже больше, чем просто кино. На этот раз дружище-Линч загадал нам такую загадку, которая( с первого просмотра, по крайней мере) оказалась не по зубам. Этот хитрец специально запутывает, мучает, теребит нервы зрителя, попросту играет с нами, посредством дичайших образов. Если вы спросите его о 'смысле' сей картины, он отделается шуткой, даже название фильма'Внутренняя империя',якобы, было выбрано совершенно случайно, однако, по-моему глубокому убеждению(на эту мысль натолкнула фраза про внутреннюю империю, упомянутую в фильме единожды),этот старик вовсе не спятил, нет, это его личный метод 'естественного отбора' зрителей. Держу пари, что выдающееся большинство не вытерпит такую пытку. Общность с более ранними произведениями Линча делает картину крайне интимной, доступной лишь узкому кругу, но вместе с тем и ярко выделяется на их фоне, так как здесь'реальности' нет, как таковой. Здесь мы видим изобилие перевоплощений, зеркальных отражений, реинкарнаций, если вам так угодно, будоражащих сознание. Я пришла к мысли о том, что пути нашей героини совершенно бесконечны, она одновременно существует в огромнейшем количестве миров, каждый из которых по-своему реален( или это новая форма шизофрении, что скажите?)и каким-то образом произошло смешение(кролик, её отвёл туда кролик!)и героиня пытается найти себя, между тем, как это невозможно. Создаётся впечатление, что она в зеркальной комнате своего 'Я'. В фильме есть сцена, где она умирает в окружении 'разноцветных'(прошу простить мой рассизм) бомжей, которые словно не замечают её и разговаривают о блондинке с дырой в вагине и её мартышке, что вечно какает, так вот эта сцена и натолкнула на вышесказанные мысли, но эту сцену нужно было терпеливо ждать аж 2,5 часа. Между этим я всё ещё плутают в своём личном лабиринте мыслей, пытаясь понять почему цветом картины был избран зелёный?(я ждала отсылки к синему бархату)что значит 47?почему на всем часах за полночь?почему мужчины представлены как некое демоническое начало?и т.д.(прищёлкните пальцами, если понимаете о чём я) Говоря кратко, если вам давненько не щекотали нервы, если вы готовы искать ответы и смиренно принимать их отсутствие, если к чёрту смысл, важен образ и сам процесс, то вам в комнату с кроликами, друзья мои. Не стану отмечать высококачественную игру, музыкальное сопровождение, неповторимый стиль и отсутствие граней, т. к. рецензия и без того затянулась.

mega ti
mega ti10 марта 2011 в 18:42

Линч – король запутанных историй. Часто снимает фильмы в которых не возможно понять что происходит, но выключить фильм почему-то не хочется. Здесь трюк не прошёл, единственным что удерживает - это актёры в костюмах зайцев (смахивающее на импровизационное камеди-шоу ), остальное смотрится как-то скучновато. Ещё сильнее расстраивает отсутствие действительно запутанного сюжета. К концу это уже откровенный рваный монтаж, а не фирменный Линч. Отдельно нужно упомянуть и о том как это выглядит, не мелочась режиссёр взял полупрофессиональную камеру и начал снимать крупные планы всех актёров, по началу это выглядит довольно интересно, но ближе к конце не много недоедает. Только не думайте что фильм плохой, он – никакой(вся проблема в монтаже). Один режиссёр однажды взял кучу старой плёнки, нарезал её и склеил. Получился фильм не о чём продолжительностью 48 часов. И ведь его показывали на фестивалях, это тоже кино! Только для поклонников творчества Дэвида Линча.

Кинопоиск
Кинопоиск1 ноября 2009 в 08:21
Фильм 'точно не для всех'

Про этот фильм писали что он 'самый неоднозначный и загадочный' фильм Линча. Фильм отсмотрел за 3-4 дня пытаясь хоть что то понять. Несмотря на это фильм не 'высушил мозги'. Не пытался искать какой-то подвох, особую философию. Наверное поэтому фильм понимается относительно легко. Как всегда в своих фильмах Линч не дает однозначную концовку фильмов. Здесь концовка также представляет собой какое-то безумство. Здесь хотел поставить фильму высокую оценку, но оценю так: 6 из 10 (за концовку)

Кинопоиск
Кинопоиск18 декабря 2008 в 09:34
Дэвид Линч. Архетипы и Чудовища.

Когда ты пишешь об одном из фильмов Линча, то ты пишешь сразу обо всех его фильмах. Это тот самый случай когда творец не отделим от творения. «Внутренняя империя» это своеобразное подведение итогов творчества, величественный фейерверк, после которого маэстро может сказать, что поставил если не точку, то восклицательный знак в своем творчестве. Здесь он снял всех своих любимых актеров, свою музу – Лору Дерн, здесь звучит любимая музыка вечного Анджело Бадаламенти. Здесь его идеи нашли наиболее кристаллизованное выражение. Фильм стал своеобразным мерилом для тех, кто говорил о своей любви к кинематографу Линча. Одни сочли его неудачной шуткой сумасшедшего старика, ведь ожидали то чего-то пусть красивого, но насквозь попсового вроде «Малхолланд Драйв» или сакраментального «Твин Пикс», другие услышали, что говорил им Линч фильмом. Имеющие глаза да видят. Линч никогда не был мейнстримовым режиссером. Те фильмы, что нравились широкой публике он сам ценил не высоко, что впрочем не умаляет их гениальности. Гений гениален во всем. Теперь собственно об архетипах. Их как водится в позднем творчестве Линча четыре: Игра, Зло, Дверь и Девушка в беде. Игра. Лейтмотивом «Внутренней империи» является тема так или иначе затронутая практически во всем Линче – тема вымысла и реальности. Наиболее ярко она была выражена в «Синем бархате», апогея достигла в «Малхолланд Драйв». Фильм показывает влияние творчества на исполнителей его, на то, что акт игры, творит волшебство в том, что в итоге нельзя разобрать что игра, а что реальность. «Одному монаху часто снилось, что он бабочка, и проснувшись, он никак не мог понять бабочке приснился монах или монаху приснилась бабочка». Смешение реальностей ясно показывают эпизоды с кроликами. Кролики произносят диалоги, где фразы нарочито нелогичны и не связаны в беседу. При этом количество теней от ушей кроликов всегда на одну тень больше, чем самих кроликов. Линч показывает, что игра, внутри себя тоже есть игра и так до бесконечности. Далее, один из кроликов выходит в комнату, которая является чем-то вроде буферной зоны между реальностью и кино. И в этой самой зоне существует Зло, желающее прорваться в наш мир. Оно говорит об этом честно – «ищу проход». Таким образом, в фильме происходит тотальное смешение реальностей. Говоря словами Пелевина, когда делаешь куклу куклы и сам при этом тоже кукла. Реальности нет, и все вокруг нас реально одновременно. Потрясающая по накалу сцена с угасанием жизни вместе со спичкой оказывается всего лишь фарсом и режиссерской задумкой, но чувства, которые мы испытали – настоящие. А значит и все остальное по-настоящему. Кролики явно отмечают границу между реальностью, фильмом и старой польской историей. Это определенная реминисценция из «Алисы в Стране Чудес», где основным проводником был именно кролик. Зло. Зло как субстанция у Линча очень настоящее. Другого слова не подобрать. Оно иррационально, агрессивно и сексуально притягательно. Зло не стремится разрушить тело, как это делают многочисленные орды вампиров и иже с ними, оно разрушает душу, причем, как правило, душу невинную. Вот и во «Внутренней империи» Зло разрушает душу актрисы, снимавшейся в первоначальной версии фильма. Вместе с тем Зло преодолимо, и, более того, оно хочет, чтобы его преодолели. Вряд ли стоит говорить, что Линч изображает Истинное Зло, но он вплотную подошел к пониманию Его природы. Дверь. Это не материальный предмет, это некая точка входа в иное пространство. Во «Внутренней империи» она выражена в виде комнаты, через которую Зло попадает в не-киноматографический мир, в «Малхолланд Драйве» это великий театр «Силенсио», в «Твин Пикс» - картина с дверью. Дверь это точка смыкания двух пространств. При этом каждой из них реально. Черный Вигвам ли это, Театр «Силенсио» или фильм «Высоко над печальными днями». Таким образом, Линч, с одной стороны, поднимает гипотезу параллельных пространств, признавая вслед за Булгаковым творчество в качестве одного из них. При этом Дверь отворяется герою лишь когда он готов к этому. Всегда присутствует внутренняя готовность преодоления себя, вызванная у Линча некими внешними инициациями, будь то труп Камиллы, видения Боба или перспективная роль. Девушка в беде. Она всегда привлекательна, печальна и имеет некий инфернальный флер. При этом девушка всегда имеет две ипостаси – темную и светлую. Это две стороны Лоры Палмер, Камилла и Рита, и, наконец Лора Дерн в роли актрисы или шлюхи. Наличие двух сторон – это некое духовное испытание, через которое субъект познает свою сущность, а зачастую и гибнет (Лора Палмер живой тому пример, прошу извинить за каламбур). Эти женщины всегда искушаемы и искусительницы, они ярко сексуальны и сексуальность эта носит деструктивный характер. Какие чудовища водятся под черепной коробкой? Скелеты в шкафу гремят, и маэстро Линч заставляет их исполнять Пляску Смерти вокруг своих обладателей. А что же чудовища? Боб, Человек с камерой, Человек-Овца, Инфернальный Поляк, Артист «Силенсио». Они не более чем кривое зеркало нас самих. Это алчность, вожделение, эгоизм, фальшь, безучастность. Всех этих персонажей мы замечательно знаем еще с детства – мы с ними вместе выросли. Вот она Внутренняя Империя. Вся как на ладони. Внутренняя Империя духовного мира величайшего режиссера. Внутренняя Империя Голливуда как фабрики грез и мясорубки судеб. Внутренняя Империя жизни каждого из нас, некое потайное место, где водятся дурно пахнущие грешки и приводящие в сладострастный трепет мысли. И просто, черт возьми, один из районов Лос–Анджелеса, он тоже – Внутренняя Империя. Смешать, но не взбалтывать. В этом весь Линч.

Happiness_come
Happiness_come29 марта 2012 в 22:35
Глубокая внутренняя империя

Долго думая, о том писать ли рецензию или нет, я все-таки решила, что да. Многие любят Линча, потому что это модно, дерзко и интеллектуально смотреть и рассуждать о фильмах режиссера. Но думаю после этого фильма мало из тех кто «любит» Линча сможет сказать, что он действительно понял фильм и ему понравился каждый кадр. Только истинные почитатели таланта маэстро смогут понять этот фильм и выдержать стойко до конца три часа ударов в голову мыслей, слов и переплетений сюжета. Так вот, пишу рецензию после того как пересмотрела фильм, причем с большим перерывом после первого просмотра фильма, и поняв, что легче абсолютно не стало. Могу сказать только одно, что «Внутренняя Империя» весьма спорный фильм. Поняв со временем, что чем больше фильмов Линча просмотрено, тем сильнее к ним привыкаешь, не можешь без них жить, и хочется добавки, но « Внутренняя империя» для меня находится особняком, так как этот фильм весьма оригинален, если это можно так назвать. Здесь нет, как мне показалось, всего, чему Линч всегда уделял большое внимание в своих работах: деталям и крупным, пронизывающим до глубины души, планам. При каждом просмотре « Синего бархата» меня пробирает дрожь с первых кадров, где появляются ярко-красные цветы на фоне белого забора, или от красного цвета, который показан в комнате ожидания в «Твин Пикс». Всего этого, что так любимо, просто нет в фильме. Идея снимать фильм цифровой камерой подкачала. Пропал весь шарм, какая-то магия, которые были присущи всем его фильмам. Возможно с помощью этой камеры обстановка должна нагнетаться сильнее, но не тут то было, из-за неё не возможно уловить каждую деталь, а может я просто и не хотела, потому что в дрожащей картинке мало, что было ясно и понятно. Сюжет скрыт так глубоко, что его не вытащить из данных обрывистых и жутковатых кадров. Весь ажиотаж и трепет разбивается об увиденное на экране. Линч собрал в фильме свою музу Лору Дерн и нового главного героя Джастина Теру, но это не спасло этот фильм и ни капельки не украсило. Идеально в фильме, в прочем, как и всегда, музыкальное сопровождение. Но даже музыка не ведёт за собой, она просто не вписывается в происходящее на экране. В заключении скажу, что фильм не оставил особого впечатления по сравнению с другими работами режиссера. Все его фильмы нужно пропускать через себя и каждый, кто действительно понимает его работы, делает это по-своему. Этот фильм сложно интерпретировать хоть как-то, его сложно собрать воедино. Приблизится к истине, помогает только одно - консистенция из всех ранее просмотренных фильмов Линча. Могу сказать, что этот фильм стоит того, чтобы его посмотрели и оценили, но не каждый выдержит это действо на экране, которое для некоторых покажется вечностью.

Кинопоиск
Кинопоиск5 июня 2009 в 11:45
У каждого свое кино.

Критики считают, что Линч сломал стену, разделяющую арт-хаус и голливудский кинематограф. Я не знаю. Но я хочу, чтобы это было неправдой. О как вы от меня далеки! Я знаю, что Линч сломал этим фильмом мою стену. Я строил эту стену лет 20. А Линчу понадобилась два с лишним часа, чтобы разломать ее. Я люблю его за это. Что-то искал! Что-то терял! В книги ПОЙМАТЬ КРУПНУЮ РЫБУ, Линч писал, что он закончил с кинематографом как со средством. Он писал, что кино умерло. Какая у вас ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ? Когда мы начинали, никакой ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ не было. Ничего не было. Просто я однажды встретил Лору Дерн. Может нам опять что-нибудь вместе сделать – предложила Лора. Я ответил: Конечно! Давай, я для тебя что-нибудь напишу. Вы теперь понимаете, почему Линч гений? Он сделал для актрисы фильм. Снял его на цифру. Актриса Лора Дерн, не осталась в долгу. Она сыграла свою роль, на 5. А ты не сдерживай слез! А еще в этом фильме на одном диване сидит гениальная актриса Настасья Кински. Кто-то мне пусть скажет в ответ, ничего такого здесь нет. Друзья давайте удивляться, а не критиковать кино. Ведь это намного интересней. Спасибо. P.S. Похлопайте в ладоши. Если вы услышите звук. Значит, я был прав. Разве это не удивительно? В конце всегда я люблю жизнь. 10 из 10

Talja
Talja7 мая 2007 в 13:57

Я думаю, что это тот фильм, в котором Линч покончил со всеми любителями доморощенной мистики и черных вигвамов, где он наконец-то поставил их на место и исключил из числа поклонников своего творчества. А так же вычеркнул из этого листа почитателей истории стрейта. Поделом. Это не фильм - это опыт по добавлению новых извилин в мозг зрителя практически хирургическим способом. Звук, визуализация, атмосфера - все направлено на то, что бы подчинить твое воображение не условным рамкам, а жесткой последовательности мысли автора. Ты перестаешь быть собой вместе с персонажем Лоры Дерн. Ты растворяешься в ощущении нестабильности, опустошенности и страха, панического страха увидеть внутренний мир человека, вывернутый наизнанку, увидеть как образуются мысли, воспоминания... Это уже не игра в загадки для интеллектуалов среденй школы, как в 'Малхолланд Драйв' или 'Шоссе в никуда'. Это уже четкая формула с переменными и постоянными, формула человеческой души, формула внутренней империи. Что я могу сказать... Этот фильм - триумф смеси магии, безумства и мастерства искусства. Триумф художника. Как одно из чудес природы - Ниагарский водопад, столь же опасен и впечатляющ этот фильм, который только оставляет задуматься КАКОВА же внутренняя империя самого маэстро... 10 из 10

doctor-ant
doctor-ant1 июля 2010 в 17:05
Где моя гармонбозия?

Прочесть «Улисса», услышать Llorando в исполнени Ребеки дель Рио, уйти в дауншифтинг и посмотреть «Внутреннюю империю»- вот четыре вещи, которые должен успеть в жизни каждый настоящий мужчина. А также каждая настоящая женщина. И все прочие. Где- то в «странном городе, в котором всегда идет дождь», в промежутках между тренингами по трансцендентной медитации, съемками клипов для Моби и упражениями в психоделическом караоке, Дэвид Линч снимает нечто, состоящее из импровизированного перформанса, комментариев к «Образам бессознательного» и семинара по актерскому мастерству от одной многоликой актрисы. После «Истории Стрэйта (Простой истории)» режиссер, которого начали списывать со счетов, неожиданно нокаутировал пресыщенную каннскую публику своим запредельным «Малхолланд- драйвом», фильмом, который положил начало специфическому увлечению Линча мистической стороной географии Лос- Анджелеса. «Империя» столь тяжеловесна в своей многоуровневости, сколь безупречна в художественной составляющей- готовая видеоинсталляция для какого-нибудь именитого биеннале. Первый фильм Линча без Бадаламенти, карликов и красных штор и второй после «Диких сердцем»- с Лорой Дерн в главной роли снова насыщен множеством специфически американских мифологем и ночных кошмаров. Но если самое страшное, что может пригрезиться обывателю- это невозможность выключить свет во сне, то у Линча фирменным декадентским хоррором оборачивается обычный диалог между людьми с кроличьими головами. Пожалуй, любые попытки систематизации увиденного в этой творческой вакханалии изначально обречены. Синопсис в синопсисе, фильм в фильме и около десятка противоречивых инкарнаций Лоры Дерн- вот и все, о чем в данном случае можно говорить с уверенностью. В гости к полузабытой актрисе би-мувиз Никки Грейс приходит странная женщина, представившаяся соседкой, и с неопределенным восточноейвропейским акцентом начинает в притчевой форме излагать события из жизни Никки, которые белым шумом больной совести отзываются в памяти последней, образуя причудливый калейдоскоп гипотетических и давно стертых из памяти событий и уплывает в пространственно- временной континуум, из которого уже не возвращается, успев побывать и домохозяйкой, и мистической куртизанкой в заснеженном Лодзе, и страдающей амнезией женщиной на грани нервного срыва. Конечно, Грейс Забриски (Соседка) уже одним выражением лица вселяет иррациональную тревогу, но в сочетании с гиперреалистичным эффектом цифрового видео (готовый хит для youtube) и, к примеру, фразой «Если на часах без пятнадцати десять, то полночь уже прошла»- желательно иметь под рукой ферменты. Дерн, внешняя копия Литвиновой, акклиматизируется мгновенно и воплощает даже не женщин, а скорее набор архетипов, возникших в воспаленном воображении Линча. Здесь привычно все не то, чем кажется: люди закамуфлированы под животных (излюбленный анимализм режиссера), похоронная атмосфера- под разухабистое диско, защитная избирательность памяти- под амнезию, светильники в таинственном (иначе и быть не могло) мотеле- под ключи к пониманию происходящего. Один из главных титулованных мистификаторов современости призывает не искать расшифровок там, где без экстракта пейота не разобраться, а вместо этого- подключать интуицию и довериться приобретенному индивидуальному опыту. Дэвид Линч в очередной раз показал какой-то нечеловеческий пилотаж, пугающий универсум знаний и способностей: тут тебе и по-прежнему вызывающий неприятный холодок набор индустриальных звуков, и вставные короткометражки, где плывущие по темным водам Стикса персонажи притворяются живыми до тех пор, пока их не проткнут отверткой, а сцену, в которой Никки (или все- таки Сью?) бежит по темному павильону, наверняка «позаимствует» не одно поколение кинематографистов. Реакция на «Внутреннюю империю» оказалась на удивление сдержанной, что не помешало многим режиссерам чуть ли не приписать себе патент на это фриковатое по сути своей мокьюментари, которым теперь кормятся конкурсные программы разных «утрехтов» и «авориазов». Сам же мэтр предпочитает отмалчиваться и в борьбу за копирайт не вмешивается. Ему намного интереснее рассматривать медицинские снимки матки своего продюсера, или мастерить странные лампы в подвале собственной «внутренней империи», возможно, черпая вдохновение для съемок «Синевы завтрашнего дня» (тот самый фильм Никки) о ярких, но быстро сгорающих ради квадратного метра вечности на голливудской Аллее славы звездах. 10 из 10

kopashin
kopashin4 мая 2009 в 12:46

Описать в двух строках фильм Дэвида Линча – это значит сказать, что изображено на пазле из 2000 кусочков, который предстоит собрать. Или раскрыть имя убийцы в детективе, который вы только что начали читать. О чём фильм «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» я не знаю, как не знает никто, кроме Линча. С самого начала, когда мы видим луч кинопроектора (или осветителя?), светящий в темноту (кинозал, пустоту, внутреннюю империю?), понимаешь, что этот фильм необычен. Далее крутится виниловая пластинка, начинается самая длинная радиопостановка: черно-белые кадры, люди с размытыми лицами, мужчина привёл в номер девушку (проститутку?), которая ничего не помнит. Далее понеслось: ситком с людьми-кроликами, плачущая у телевизора полька… и завертелось трёхчасовое линчевание. Моя попытка распутать нить повествования с того, что реально, а что нет, провалилась. Всё нереально. Шучу. Сюжет всё же в фильме есть. Немолодая актриса в исполнении Лоры Дерн получает (возможно, не без помощи влиятельного и очень ревнивого мужа) роль в фильме о любви, измене, ревности и убийстве, который основан на легенде польских цыган. По ходу съёмок выясняется, что фильм уже пытались снять в Польше, но актёры, исполнявшие главные роли были убиты при загадочных обстоятельствах. Между главными исполнителями начинается интрижка, а персонаж Лоры Дерн настолько запутывается в происходящем, что не может отличить события фильма от своей реальной жизни. Хочу выделить одну гениальную, на мой взгляд, сцену, где режиссёр (Джереми Айронс) перекрикивается с оператором Баки Джеем (сам Дэвид Линч) и просит его пустить на два фута осветитель. Если B. J. сдвинуть на две буквы в английском алфавите, то получится D. L. Такая вот своеобразная подпись художника на полотне. У Линча всё так – каждая, казалось бы, нелепая сцена есть тонкая загадка с разгадкой. При всей своей непонятности фильм увлёк меня настолько, что я пересматривал его всю неделю каждый день. В нём всё красиво: цвета, интерьеры, фактурные актёры, операторская работа, загадочные польские проститутки, зимняя улица в старом городе, так похожая на питерскую. Всё страшно, прекрасно и таинственно. Фильм меня гипнотизировал, я его боялся, и снова шёл смотреть. Потом выкачал с трекера все линчевские фильмы и короткометражки. Некоторые говорят, что этот фильм невозможно понять логически, можно лишь интуитивно, эмоционально, на подсознательном уровне. Бесспорно, Линч соткал одну из самых великих сюрреалистических картин в истории кино, да и вообще искусства. Но что это – просто сложная, запутанная головоломка или набор загадок ради загадок, искусство ради искусства? Вполне возможно, что этот фильм так и не будет разгадан. Но определённо его всегда будет интересно пересматривать. Говорят, для художника быть непонятым – это трагедия. Быть понятым и хорошо продавать работы – удел хороших мастеров. А быть понятым неправильно – привилегия гениев. Разве это не про Дэвида Линча?

DavidEdisson
DavidEdisson29 сентября 2018 в 04:23
Чрез тернии к звёздам, и обратно...

При всём моем уважении к Дэвиду Линчу, его рост в исследовании монографии по спектру человеческих переживаний (страданий) в кино, начиная с «Шоссе вникуда» и заканчивая «Малхолланд Драйвом», в его «Внутренней Империи (Мире)» — как достигает орбиты траектории его режиссерской звезды, так и сгорает в собственном разнузданном огне. «Inland Empire» представляет собой сложнейший конгломерат не только сновидений, но теперь и бурлящего потока из сознания, грёз, воспоминаний и даже оккультизма, и не у одного героя, а нескольких. Таким образом в настолько судорожно сгущенных анфиладах из лабиринтов судеб, любому, даже подкованному в толковании сновидений зрителю, будет трудно найти выход без спасительной нити Ариадны, которая на удивление есть и в этой киноленте Дэвида, правда выраженная музыкально. Также безумно, но со вкусом, сконструированная как и нарратив фильма, музыка, на-пере-писанная самим Дэвидом Линчем! интуитивно подсказывает и намекает направление повествования и развития сюжета, описание которого вызывает неподдельный интерес. Метафора на современный Голливуд в «Империи» Линча, перемалывающий кости и души актрис (женщин) словно каток, приобретает настолько мощную интенсивность, что можно сравнить ее с сигаретой Ники, прожигающей многослойные оболочки выцветшего «синего» бархата, сплетенного из мириад нитей-шаблонов, или аффективностью либидо Эго абсолютно освободившегося от влияния цензуры. В мире Внутренней Империи, где день, порой мрачнее ночи, где кролик выглядит зловещее волка, где грани между реальностью и кино попросту нет — Ники Грейс в игре под названием «жизнь» таки обретает свою самую заветную мечту — свободу. Пройдя все жизненные испытания по самым криповым коридорам тревоги, ужаса и смятения, победив всех своих внутренних демонов, аллюзорно напоминающих зомби из Resident Evil, она сгорает в свете софита сродни солнечному, и растворяется в объятиях эйфории долгожданной, но губительной славы, обретая наконец свое место под 'прожектором' (занавесом). И в качестве оваций звучат не обманчивые аплодисменты и смех зрителей, а искренняя серенада в исполнении Chrysta Bell и Дэвида Линча. Занавес...

Hajimeru
Hajimeru15 декабря 2009 в 12:53
То ли день, то ли ночь - нечто среднее... Но все здесь такое же, кроме света.

Описания к фильмам Дэвида Линча лучше вообще не читать, чтобы изначально быть не обманутыми, и не быть приготовленными к тому, что ожидаете увидеть. Фильм лучше смотреть вообще не имея про него никакой информации как бы спонтанно, как иногда попадаете случайно на какой-нибудь канал, на котором идет неизвестный вам фильм и смотрите его до конца, просто потому, что он вас заинтересовал. ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ - даже не фильм, а материал для строительства понятия о фильме. Проще говоря ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ - детали пазла, причем находятся они в изначальном положении уже на четверть в собранном состоянии, с намеком на то, что все эти детали между собой связаны и нет не одной лишней и это собственно говоря ключ к разгадке. Линч именно так сделал монтаж и собрал кадры в такой последовательности тем самым давая тот самый ключ. Если бы чуток изменить эту последовательность, ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ в таком случае было бы понять вообще не реально. Поэтому Дэвид как бы сделал половину работы за нас и поэтому все это можно называть фильмом. В общем немного о нем самом и немного моего мнения: Проститутка занимается сексом в номере отеля с каким-то парнем, после чего сидя на диване плачет и погружается то ли в свои мечты, то ли в воспоминания, в которых она сидя на том же месте смотрит телевизор - показывают какой-то фильм, о том как снимают фильм 'Высоко над печальными днями' то есть проще говоря фильм в фильме. В этом кино, что смотрит девушка - 'Актеры Никки Грейс и Девон Берк приступают к съемкам «On High in Blue Tomorrows». По мере погружения в роль, жизнь Никки резко меняется: она перестает понимать, где кончается реальность и начинается кино. Неожиданно Никки узнает, что она не первая исполнительница роли. Несколько лет назад съемки прервались, после того как главных актеров нашли убитыми. Но еще больше Никки беспокоит то, что ее героиня становится более реальной, чем она сама…' Всю ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ нам крутят: тот самый фильм, который смотрит в своей комнате неизвестная девушка, кадры из фильма 'Высоко над печальными днями', который снимают в фильме, который смотрит неизвестная девушка, его польский вариант ленты 'Четыре семь', незаконченный в свою очередь, и чисто вымышленные фантазии, то ли уже самой Сью, то ли девушки у телевизора глазами Сью (главной героини фильма по телевизору). Причем понять я так до конца и не могу, где между всем этим границы. К чему именно относится то или иное событие. Все эти миры, фантазии, фильмы пересекаются между собой в разные моменты ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ (я имею ввиду сам фильм Линча, который мы смотрим с вами, так как грани понятия кино просто стираются в нем) и имеют смысл, который строит ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ. Но я думаю главный смысл ВИ заключается в самом название, может его только слегка изменить: ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ ЖЕНЩИНЫ. 10 из 10 Этот фильм увиденный мною однажды изменил меня навсегда. Такого я действительно больше, скорее всего, никогда не увижу. И меня поразило как Линч смог из хаоса (старые работы: кролики, симфония, короткометражки, отдельные нереализованные работы) создать упорядоченность сохранив иллюзию хаоса. И да еще кое-что, когда будете смотреть это кино. Многие слова не следует воспринимать в прямом смысле. Посмотрите его, а затем пересмотрите для того, чтобы найти отображения этих понятий в переносном значении.

Александр Попов
Александр Попов27 февраля 2020 в 20:21
Другой в кино (часть 18)

Талант Дэвида Линча корнями уходит в американское беспредметное искусство 1950-х годов, прежде всего абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока, кинематографический мир Линча – физиологически отвратителен, Другой его картин (как в лентах «Голова-ластик», «Человек-слон») неприемлем эстетически, эпатажен. В картине «Голова-ластик» Другой предстает почти сошедшим с картин Френсиса Бэкона – еще одного из пиктографических источников вдохновения Линча. Линч – в первую очередь художник, и лишь потом кинематографист. Сны, воображение, абсурдистские эпизоды, порой пародийные, на протяжении многих лет искусно вплетались в нарративную основу, что делало его фильмы вполне зрительскими. В картине «Внутренняя империя» игре в поддавки со зрителем пришел конец, однако, трудно представить себе картину, в которой зритель был бы в большей степени важен, чем здесь. Путешествие героини фильма – преуспевающей актрисы по закоулкам собственного бессознательного, зараженное будто вирусом, нарративом фильма, в котором она снимается, позволяет Линчу, подобно Алену Рене в 'Провидении' поставить ряд вопросов о сущности кинозрелища и его влиянии на бессознательное. Во «Внутренней империи» нет иного нарратива, кроме условно кинематографического, актриса пытается проникнуть в роль, разрушая этим свою психику – завязка схожа с «Премьерой» Джона Кассаевтеса, за одним исключением – картина последнего реалистична, картина Линча – сюрреалистична в самом прямом смысле слова. Один из эпизодических персонажей «Внутренней империи», систематически повторяющийся на всем протяжении этой трехчасовой картины – плачущая девушка, созерцающая распадающийся мир психологических состояний героини-актрисы Лоры Дерн. Она – своего рода внутренний человек, средоточие личности главной героини, которую она в финале фильма освобождает из заточения. Линч делает свой фильм максимально психологически неудобным, визуализирует фантазмы и страхи зрителя, попавшего внутрь условного кинематографического континуума, чтобы показать нам, как должен строиться диалог зрителя и режиссера. Любой фильм – это коллективный фантом, нашпигованный фобиями и надеждами гигантского количества людей, нуждается в расшифровке и высвобождении внутреннего человека, обнажении самого сокровенного, что коренится в зрительском бессознательном.

Аристофаныч
Аристофаныч24 января 2012 в 17:55
Трещина противоречий

Линч разочаровал во всех смыслах... Не скажу, что являюсь его поклонником, но в 'Маллхоланд-драйв', 'Простой истории', 'Синем бархате' можно увидеть интересное кино; а здесь... Такое ощущение, что Дэвид Линч играет со зрителем в какую-то игру, но правила игры известны только самому Линчу и никому больше. А это скучно. Потому не столько смотришь фильм, сколько ждёшь когда же всё это закончится. Не скажу, что Линч не знает, про что снимает свой фильм; по ходу развития действия нащупываются и смысловые связи, крепнет ощущение, что куда-то мы всё-таки идём, но... 'Внутреннюю империю' разъедает глубокое внутреннее противоречие, делающее этот безусловно занятный фильм изначально мертворожденным созданием. В самом деле: один смысловой полюс фильма - погружение в мир женщины, успешной актрисы, но видимо, не очень-то счастливой в личной жизни (внешне вполне благополучной). Погружение в глубинные стихии её подсознания, страхи, комплексы, вожделения и т.д. Обстоятельства приведшие героиню к кризису (съёмки фильма оказавшегося ремейком другого, несостоявшегося фильма, стоявшая за этой историей тайна убийства, сложные отношения с партнёром по съёмочной площадке и ревность мужа) лишь служат трамплином для такого погружения. И всё бы хорошо, да только женщина Дэвида Линча совершенно не интересует! А интересует его свой личный джельтменский набор собственных страшилок, прилежно таскаемых Линчем из фильма в фильм. Страшилки заботливо упакованы в красивые обёртки ярких образов и образуют другой смысловой полюс 'Внутренней империи'. Мне думается, что основная проблема этого фильма в том, что Линч не знал, какой из этих полюсов сделать доминирующим. Фильм - своеобразный тяни-толкай, то в одну, то в другую сторону. Внутренний мир художника всегда может быть наполнен и тревогами, и комплексами, и страхами, и ещё многим-многим чем. Другое дело, как сам художник к ним относится. Или он пытается понять их суть и глубину и поняв, изжить их; либо, подобно Дэвиду Линчу, смаковать их. 'Внутренняя империя' потому и представляет довольно унылое зрелище, что здесь полностью утрачено чувство меры, а личная боль подменена позой. Это видно хотя бы по нарочито резким приёмам и деталям, таким, как внезапные крики во время тихий сцен, резкие всплохи света и прочие прелести псевдоискреннего кино. 3 из 10

BitterFirmament
BitterFirmament6 декабря 2013 в 19:39
Каждый человек, как «Внутренняя Империя»

Мы с подругой совершенно недавно «подсели» на творчество Дэвида Линча. Фильмы Линча – это как наркотик, хочется еще и еще, потому что это дает нехилую встряску мозгу, который в век наших развитых технологий зачастую находится в спящем состоянии. Первым просмотренным фильмом был «Малхолланд Драйв», который мы тщетно пытались разобрать с подсказками и без. Да, «МД» кажется сложным фильмом, пока не сложишь воедино все «ключи» и образы, которые дает нам Линч для разгадки, однако, в «МД» их не так много, как во «Внутренней Империи». Если в «МД» можно было еще в какие-то моменты «расслабиться» и просто смотреть кино, то во «ВИ» приходится следить за каждым кадром, потому что каждый кадр, каждое слово, буква на стене, звук – это и есть разгадка. Ни секунды расслабления, ни секунды потери концентрации внимания – вот, собственно, главные эмоции при просмотре фильма. Каждые сорок минут мы ставили фильм на паузу, чтобы обсудить те образы и подсказки, которые дает Линч. Забавно, но самая первая подсказка к разгадке и есть само название фильма. Что же подсказывает нам название? «Внутренняя империя» - это сложный, таинственный внутренний мир каждого человека – тут и сознание, и подсознание, и наше образное мышление, и восприятие мира через призму своих предыдущих опытов и навыков, это и принятие себя в человеческом качестве. Список можно продолжать до бесконечности. Человек – это маленькая безграничная Вселенная, прикрытая завесой тайны и мистики для других обывателей. Все мы – ты, я, она, он и есть та самая «Внутренняя Империя», которую можно разгадывать до бесконечности. Многие окрестили все действо «ВИ» шизофреническим бредом без смысла и приписали, мол сюжета тоже нет, однако, я категорически не согласна с этим. Разгадку к смыслу фильма дает нам женщина, которая приходит к Никки домой. Кажется, что она несет полнейшую ахинею, но потом в течение фильма раскрываются все карты – становится понятным, о чем говорила женщина и для чего дала зрителю подсказки. Не менее важной основополагающей для понимания фильма являются сцены с кроликами. Кролики дают нам колоссальные подсказки, хоть порой и кажется, что они мелят полнейшую чушь. Проще представить, что кролики – это ваше подсознание, которое говорит с вами, кролики – это, как вспышка мысли, появившаяся в человеческом мозгу – прерывистая, образная, но вполне логичная и имеющая последствия. В общем, трюк с кроликами прокатил на ура – именно за них я цеплялась весь фильм, чтобы уловить смысл. Более того, кроликов можно рассматривать и с несколько другой точки зрения – они – это то самое тайное, самое закрытое и неприкосновенное, что есть в каждом человеке. Порой это могут быть даже те вещи, в которых мы не то что другим, самим себе не можем признаться. Считайте, что комната с кроликами и сами кролики – это подсознание, то есть бессознательное восприятие действительности и реация на эту самую действительность. Чтобы понять появление кроликов в фильме, нужно очень внимательно слушать, что они говорят, все это находит дальнейшее объяснение и присутствие в фильме. Повторение – мать учения, на что, собственно, Линч и делает упор. Повторяющиеся кадры, фразы, образы – это еще один ключ в разгадке. Стоит обратить особое внимание на название фильма, на название пластинки, которую слушает девушка в номере отеля, на то, что говорит женщина в доме Никки, на разговоры кроликов, на часы и упоминания о времени, на красный свет и на мужчину, которого встречает Никки-Сюзи в коридоре отеля – вот, собственно, что и поможет разгадать смысл фильма. Что касается эмоций – было тяжело смотреть. Во-первых, фильм идет 3 часа, во-вторых, очень много деталей, которые нужно собирать воедино, в-третьих, постоянное напряжение и работа мозга, в-четвертых, какие-то моменты смотреть было неприятно, но не страшно. Никакого особого страха я не испытала, скорее легкая щекотка собственных нервов и любопытство. Для меня это безусловно 10 из 10

hatalikov
hatalikov23 июля 2012 в 22:46
У меня не очень получается думать о завтрашнем дне, а сегодняшний день убегает прочь...

В который раз мне, недалёкому по разгадыванию сюрреалистических 'выкидышей' человеку, помогает рецензия другого зрителя, сумевшего то ли понять, то ли найти полное отображение разъяснения путаницы, выдуманной безмерно напряжённым мозгом Дэвида Линча. Его почти трёхчасовая 'Внутренняя империя' - это испытание для неподготовленного любителя сюрреализма, так что единицы могут вообще что-то предположить о том, что вообще это за штука такая, в которой после часа просмотра решительно ничего не понятно. Благодарю искренне пользователя под ником 'karkaty', потому что оставшиеся полтора часа я досматривал линчевский эксперимент хоть что-либо понимая. Хоть что-либо. Некоторые сюжетные линии соприкасаются с прочими, и можно уловить пару таких соединений, но вот в действие вмешивается снова нечто постороннее, и 'носок не связан, лыко не шито'. Впрочем, про плачущую девушку в самом начале я угадал, непостижимым образом поняв, кто она. 'Внутренняя империя' похожа на огромную кучу рассыпанной крупы совершенно разных сортов, и нужно достаточно долго копаться в поисках даже не какой-то особенной крупы, а совсем чужеродного предмета, означающего одну из удавшихся разгадок. Таких предметов в куче множество, все они ведут к единому, большому, спрятанному в самой глубине... Теперь, пожалуй, можно поделиться непосредственно впечатлением от картинки, монтажа, музыкального ряда и игры актёров, хотя лучше высказаться обо всём сразу. Об ощущениях. Как всегда у этого режиссёра - странно, жутко, с давящей атмосферой сна. Растянутый хронометраж состоит на семьдесят процентов из главной актрисы Лоры Дёрн (чуть не написал 'Лоры Палмер') и её скитаний по закоулкам подсознания Линча, которое тот в очередной раз поднатужился вытащить на лицезрение своих поклонников. Сыграла женщина хорошо, даже отлично, потому что не понятно, как ещё сыграть в подобном кино. Уж плакать она умеет - значит, не зря старалась. Так же стоит отметить немалое количество мата и эротических отсылок, что добавляет в начинку сюжета немалого откровенного шарма. Линч не заигрывает со своим зрителем, сразу давая понять, что поверхностное в фильме, всё режущее слух и глаз, не имеет значения. Безумное количество символов, присутствует разбитие на отдельные сценки - даже ничего не осознавая как надо, смотреть каждую из них довольно интересно. Резкие моменты притягивают внимание, через мгновение засыпающее от монотонности действия. Короче говоря, я понял одно и самое главное: фильм нельзя смотреть один раз, если вы заинтересовались самой историей, а не рядом мелькающих картинок. Его нужно штудировать, каждый раз открывая что-то новое, и подводя итог, мне не сложно поставить данному кинопаззлу 8 из 10 Меньше что-то не позволяет. Повторюсь, смотреть неоднократно, ибо сам Дэвид Линч советовал применять при просмотре интуицию, а не интеллектуальное мышление. Задумайтесь чувствами...

Avangardd
Avangardd1 августа 2011 в 23:40
О субъективной реальности, сюрреализме и районе Калифорнии

Яне кинокритик, но тоже пишу что думаю. Сегодня мне на растерзание попал фильм, который мне совершенно не понравился. Не потому, что он плохой, а потому что фильмы подобного рода мне просто не интересны. Многие считают, что Дэвид Линч - гениальный режиссёр, вот только я недолюбливаю его гениальные произведения искусства. Из пяти фильмов Линча, что мне довелось увидеть (Малхолланд Драйв, Шоссе в никуда, Внутренняя империя, Синий бархат, Человек-слон) мне приглянулся лишь один – «Человек-слон» - из-за отсутствия «гениальных» классических линчевских приёмов вроде экспериментов с реальностью. Но речь пойдёт о фильме самом длинном и самом непонятном из всей пятёрки – «Внутренняя империя». Если упомянуть в двух словах о сюжете, то он повествует о некой Лоре Дерн из калифорнийского региона Внутренняя империя. Лора киноактриса, утверждённая на главную роль в фильме, предшественник которого недосняли из-за убийства исполнителей главной роли. И постепенно, в её голове реальность перемешивается со сценарием фильма. На самом деле, я перестал улавливать линию сюжета и хоть какую-то логическую цепочку, связывающую все события, уже по окончании первого часа. Далее начинается своеобразный сюрреализм из коротких невнятных эпизодов непонятно какую связь имеющих с основной сюжетной линией. Напоминает переплетённые между собой короткометражки. Где реальность, а где съёмки фильма или типичная галлюцинация становится совершенно неясно даже по окончании фильма. Резкая смена событий, говорящие кролики из одноимённого сериала, появление внезапных странных персонажей и всеобщая хаотичная несвязность «взрывают мозг». Стоит отметить, что это первый полнометражный фильм Линча, снятый на цифровую камеру. Многим критикам это не понравилось, мне тоже. По всей видимости, камера не дорогая и резко отличается от тех, на которые снимали второй эпизод «Звёздных войн» и «Аватара», потому что визуально создаётся ощущение какого-то любительского фильма или дешёвого сериала. Вообще, кто-то из критиков выстраивал в одну линию три линчевских хита: «Малхолланд Драйв», «Шоссе в никуда» и «Внутренняя империя». И не случайно. Все три фильма объединены чертой психологического характера – субъективной реальностью: в «Малхолланд Драйв» это сон, в «Шоссе в никуда» - фантазия, а в «…империи» - помешательство, бардак в голове перемешивающий реальные и нереальные события, создавая своего рода альтернативную реальность. Видимо, это и есть «внутренняя империя» - субъективный мир, спроецированный под влиянием внешних факторов мира реального. Оригинально, скажете вы, интересный ход, ведь таким образом показано то, что непосредственно творится в голове главных героев, что их терзает или беспокоит. Но.. Скучно… Ужасно нудно… И «Внутренняя империя» по этим показателям бьёт все рекорды. Подведём итог. Линч – культовый режиссер, один из лучших. Смотреть его фильмы нужно, но не обязательно смотреть все. Посмотрите пару лент или хотя бы один фильм. Если заинтересует – продолжайте познавать дальше мистические драмы с элементами детектива и сюрреализма. Что же касается меня – я посмотрю ещё минимум три полнометражных фильма и один сериал Линча. Вся надежда узреть его гениальность падает на «Твин Пикс». РЕЙТИНГ: оценке не подлежит; совсем не понравился.

JaneJustice
JaneJustice1 сентября 2013 в 08:51
Ящик пандоры или что можно найти внутри ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ.

ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ трудно назвать фильмом в привычном рядовому зрителю смысле. Ещё труднее не воспринимать его через призму традиционного киноповествования. Но а что совсем не представляется возможным, так это сказать, что является истинным смыслом картины: что реально, что нереально и во что всё это вытекает. Дэвид Линч строил свою ИМПЕРИЮ весьма долго, очень тщательно и ревностно. Режиссёр оставлял актёров в неведении, не давая полного сценария. Съёмку, как и собственно монтаж, он вообще доверил только себе и цифровой камере. О работе над фильмом мир узнал только к моменту выхода фильма в свет. Так и проходили 2 года полного погружения съёмочной группы в ИМПЕРИЮ Линча. Однако настоящее погружение началось уже после, и на карте были зрители всего мира. Более яростные споры по поводу смысла фильма найти трудно, если вообще возможно. В интернете можно обнаружить уйму форумов, сайтов, блогов, которые любезно представляют вниманию всех страждущих полный анализ, препарирование и разжёвывания сюжета и смысла фильма. Мало того, авторы подобных анализов предлагают несколько вариантов, так сказать, на выбор. И эти люди в принципе правы. Сюжет ВИ более чем нелинеен. Различные герои, не всегда связанные между собой, несколько реальностей, в которых разворачиваются порой совершенно бессмысленные эпизоды либо непонятные события. Перед зрителем сразу встают вопросы: что же из всего показанного реальность, где таиться правда, как отыскать связующую нить всех героев и сюжетов? За помощью оставленные в замешательстве зрители обратились, кончено, к автору. Дэвид называл этот фильм своей главной работой. И правда, кажется, Линч снял фильм без каких либо ограничений, реализовав все свои идеи в одной картине, поэтому фильм можно назвать его собственной ИМПЕРИЕЙ. Однако зрителям Линч говорит только то, что фильм нужно смотреть как картину, вникая в его смысл самостоятельно, и что негоже спрашивать у живописца, почему это он нарисовал то, что нарисовал. То есть, кинокартину нужно осмыслить самому и найти в ней свою ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ. Если бы режиссёр на весь мир провозгласил, что реально, что на самом деле происходит и т.д., то ВИ не смогла бы стать открытым миром, в котором возможно всё, что зрителю угодно. Тем не менее, хочу заметить одно НО - продолжительность подобной картины. Почти 3 часа наслаждаться мало связными отрывками действительности, которые ещё и сняты с помощью цифровой камеры в руках режиссера мягко говоря тяжело. Из этого можно сделать вывод: Линч воздвиг ИМПЕРИЮ, а зритель - это путешественник, который открывает в ней свою ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ через героев фильма и через события, которые они переживают. О смысле фильма спорить можно и нужно, ведь каждый высказывает то, что он сам видит в этой ИМПЕРИИ. Отправиться в путешествие по ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ как открыть ящик пандоры: никогда не знаешь, что нового и неясного найдёшь внутри. 6 из 10 я являюсь сторонником Линча и его идеи создать самостоятельное произведение, не обременённое традициями съёмки фильма и системы повествования. Более того мне нравится, что Дэвид отказывается разжёвывать сюжет и навязывать определённое понимание своей картины. Но моя оценка не столь высока из-за недостатков, описанных выше.

ruthaizer
ruthaizer10 января 2011 в 09:44
Под сенью 'Твин Пикса'

Как и все фильмы Линча «Внутреннюю империю» нет смысла описывать, передавать сюжет. Он не поддается реконструкции, не подлежит логике, во всяком случае, обычной. Это, скорее, театр абсурда, где шоу возможно лишь один раз по воле режиссера. Но, как и всякое творение безумного гения, оно имеет свойство каждый раз переживаться нами по-разному. Здесь, как нигде, чувствуется могучая сень Твин Пикса. Мрачно-тревожный музыкальный бэк-граунд. Засасывающие интерьеры. Телеэкраны, озарение и угасание света в помещениях – это из «Огонь иди за мной». Резче только смысловые разрывы, преувеличенно рваные скачки между разными кодирующими линиями и движениями. Это похоже на намеренный слом сюжета, принципиальное отрицание его единства. Тщательная маскировка замысла коварно ведёт запутанного и перепуганного зрителя к финалу, где всё сойдется. Этот прием был использовал Линчем в «Малхолланд Драйв». Много нарочито крупных планов лиц, словно вываливающихся из экрана наружу, на зрителя. Этот прием производит острый почти тошнотворный эффект, вызывает почти истерическое состояние. Особенно сильны в этом отношении сцены начала фильма с демонической Грейс Забриски, которая умеет неподражаемо жутко таращиться. Шизофренические ракурсы лица во время монологов и диалогов разрушают присутствие нормы и задают новый режим – режим экспансивной ненормальности, атакующего сдвига. Первая скрипка картины, всё же, Лора Дерн. Одна из самых ранних муз Мастера, профи в передаче нарушенных состояний - от едва возникающего беспокойства до резко растущей паники. Всякое произведение Линча умеет обращать нас к самим себе, к чему-то в самих себе. Если в нас нет ответных психических структур и душевных движений, то его кино не для нас. Оно так и останется чужим и невнятным. Ключевые цитаты из фильма. «Если вам так не хватает потрясений, взгляните в зеркало». «У каждого действия есть последствия. Конечно же, будут последствия и у неправильных действий. Мрачными будут они, и неотвратимыми. Неотвратимыми. К чему же плодить ненужные страдания?»

Кэня
Кэня5 ноября 2010 в 20:39
Либретто сна

Просмотр «Внутренней империи» оставляет стойкое ощущение невозможности происходящего на экране по одной простой причине: записать сон при помощи технических ухищрений пока нельзя. И тем не менее пробуждение после долгого предутреннего кошмара, сотканного из всех предшествующих видений режиссера-сновидца, приносит жизнеутверждающую мысль о силе искусства, позволяющей автору быть понятым зрителями. Линч начинает фильм лучом прожектора в кинозале и пластинкой - едва ли не той самой, из «Тошноты» Сартра, с которой Негритянка разубедила Антуана Рокантена в полной абсурдности мира и потребовала закончить роман, связывающий автора, героя его исследования и читателей. «Внутренняя империя», по Линчу, - место, где общаются души, не скованные ни своей эпохой, ни телами своих «материальных носителей». Разбегающиеся и сходящиеся главы фильма-лабиринта также невозможно нанизать в линию, как заменить прослушивание оперы чтением либретто. Проследовать по хлебным крошкам, оставленным автором в лабиринте, - значит найти выход к пониманию сна Дэвида Линча. Сюжет развивается параллельно в нескольких временных пластах: запутавшаяся в своей жизни зрительница смотрит фильм «Высоко над печальными днями» - римейк незаконченного фильма «47», снятого по сказке польских цыган. Сказка о потерявшихся во времени мальчике и девочке была впервые рассказана жителями города, чей воздух, отравленный выбросами с химического завода, туманил мозг и вызывал галлюцинации. Порожденный отравленным сознанием, сюжет изначально был проклят, и потерявшийся сказочный мальчик породил зло, персонифицированное в фантоме – демоне, слоняющемся между мирами. Гипнотический дар фантома стал причиной убийств ведущих актеров фильма «47», рассказывавшего об адюльтере в Польше конца 19 века. Дух девушки-жертвы жаждал отмщения и воззвал к магам из польских цыган для уничижения демона. Маги узнали о новой (на этот раз американской) экранизации сюжета от духа пострадавшей полячки и постарались повлиять на ход голливудской постановки, чтобы найти сопутствующего сюжету фантома и исполнить наказ жертвы из прошлого. Время во «Внутренней империи» устроено в виде слоеного торта: слои наложены друг на друга - прошлое снизу, настоящее выше. Но эти слои, хоть и мутные, как грязное стекло, проницаемы для отчаянно смелого наблюдателя, коим является снимающаяся в «Высоко над печальными днями» актриса Никки Грэйс (Лора Дерн). Маги «поднимаются» в верхние слои времени, чтобы связаться с героями американской постановки, актриса Никки, исполняя роль непутевой Сью, напротив, спускается «вниз по улице», пока не увидит зимнюю Польшу - родоначальницу сюжета. Дух девушки обратился именно к Никки через магов, поскольку редкий талант актрисы позволяет ей «углубиться в мир сценария» по призыву режиссера (Джереми Айронс) вплоть до потери себя. Никки находит мир сценария за немытым стеклом домика-декорации и уходит туда полностью, выйдя из фокуса на съёмочной площадке и собравшись заново уже по ту сторону, чего не удается ее партнеру Девону (Джастин Теру), тщетно вглядывавшемуся в темноту через стекло в подтеках. Персонификации зла зеркально соответствует персонаж с положительным знаком: жуткая, но добрая волшебница предупредила Никки об опасности предстоящих съёмок. Волшебница, как и фантом, живет вне времени, потому постоянно путается во временных слоях и вчера для нее неотличимо от завтра. Волшебница оказывается «соседкой» внутренней империи Никки – из «мира сценария» глазами своей героини актриса видит дом, в котором живет странная предсказательница. Тот самый дом за деревьями «вниз по улице», которого не видать из родного Никки лос-анжелесского пригорода. Главная мелодия – тема Никки – вступает, когда прочие инструменты уже вовсю играют интро. Начало для Никки вовсе не есть начало спектакля, дезориентацию Грэйс усиливают постоянные намеки всех окружающих на неизвестные ей аспекты происходящего. Совмещение «главной скрипки» (Никки) с аранжировкой (обстоятельства), позволившее главной героине опрокинуться в зазеркалье сценария, происходит после увлечения актрисы партнером по съёмкам. Перемещение между лежащими поверх друг друга временными напластованиями требует сосредоточенности и сноровки: даже польские маги смогли проникнуть в дом Никки только после того, как актриса получила сценарий. Между миром голливудских особняков, картонных декораций «Печальных дней» и видениями ночной зимней Польши есть второстепенные, промежуточные измерения: серый коридор, ведущий в комнату исповеди, и абсурдистские подмостки с кроликами из мини-сериала Линча 2002 года. Места переходов маркированы: серая железная дверь с набором начертанных мелом букв и дырка, прожженная в нейлоновой комбинации (образ из «Темной комнаты», 2002). Помощь Никки в попытках разглядеть оригинальную историю сквозь мутные наложения более позднего времени оказывают ее многочисленные внутренние Я, представленные в виде молоденьких дурно одетых девиц: именно «внутренние девки» показывают актрисе исходную Польшу. Тема скрытых шлюх в завершающей части фильма вырастает до отождествления Голливуда с ночными бабочками, ловящими клиентов на Аллее Звезд. «Вертикальные связи» грязных стекол времени усилены за счет введения цыган в сценарий «Печальных дней»: по сюжету, муж Сью бросает жену после ее измены и отправляется в Польшу вслед за цирком, с которым кочуют цыгане. Тема преодоления времени и даже безразличия к его всевластию повторена многократно: это и бегущие обратно стрелки часов, когда Никки готова узреть прошлое, и ветер, несущий грозовые облака в прокрученной задом наперед записи, и постоянная синхронизация слоев через временные отсечки «9.45» и «заполночь», и повторение фраз «все это как-то связано со временем», и вербальные указатели: «до», «после», «завтра», «вчера». Цвет маркирует значимые узлы лабиринта: розовая комната Сью, серо-стальной коридор перехода, красное в начале нового разветвления. По обшарпанной штукатурке, нависшим сводам и толщине стен героиня узнает, что вбежала в «польскую» часть лабиринта. Она едва успевает выдохнуть пар в холодном подъезде, как выскальзывает на задний двор лос-анжелесского клуба. Через дневное окно мелькнула польская ночь, через дырку, прожженную в белье, видна ткань чужой комбинации. Расплывающиеся контуры расфокусированных фигур намекают на «замыленные глаза», уставшие прозревать мистическую суть происходящего: фокус плывет во время спиритического сеанса, и когда актриса Никки превращается в свою героиню Сью, и когда нищая отпевает Сью на Аллее Звезд, провожая ее душу «высоко над печальными днями». Отлетающую душу канонически символизирует огонек:  свечи на картине для жертвы-полячки и огонек зажигалки – для Сью. Актриса-медиум, актриса-посредник в общении между мирами оказывается той самой девочкой, которая «наполовину родилась на аллее за площадью», перевоплотившись в Сью. Роль – особая сущность, наделенная жизнью только наполовину, но и этой половины достаточно, чтобы выловить из лабиринта неудач и ошибок зрительницу, сидящую у экрана. По окончании съёмок Никки проходит через все слои и открывает все двери, все порталы, завершая возложенную на нее миссию по уничтожению фантома, отбывшего из Польши «Печальных дней» во Внутреннюю Империю и сделавшегося тем самым очередным «соседом» актрисы. Последняя преграда на пути Никки к своему зрителю сломлена: дверь с номером «47» открыта, тайна первой экранизации разгадана, - Никки лицом к лицу со зрительным залом. Чтоб повстречать своего зрителя, Никки покоряет сцену, ранее бывшую ареной бесконечного абсурда. Царившие на этой сцене кролики, чьи выходы на подмостки и обрывочные фразы сопровождалась смехом зрителей в самых неожиданных местах, по словам помощника режиссера Фредди (Гарри Дин Стэнтон), «находят выход из сложнейших ситуаций». Никки, как и наблюдаемые Фредом кролики, смогла найти путь из почти безвыходного лабиринта. Смех невидимого зрительного зала придавал невыразительным утверждениям кроликов отголосок пугающего, недоступного пониманию смысла: актеры на сцене и зрители были заодно в сокрытии обстоятельств, предшествующих постановке «Печальных дней». Смех зала, насыщавший значительностью любой обрывок кроличьих монологов, прервался только с триумфом Никки над фантомом. Понимание между мирами по ту и эту сторону экрана достигнуто, потерянная зрительница, чья история схожа с историей «Печальных дней», выведена из лабиринта. Актриса в придачу к своим многочисленным личинам, ликам, личностям получает в качестве трофея еще пару обитателей своей «внутренней империи»: сестру фантома и девицу в белом парике, что «знает цену времени». Галлюцинации, множественность эго и неверное восприятие времени – классические симптомы безумия, отражение которого в искусстве выковало постулаты сюрреализма. И тем не менее вызов абсурдного мира принял не только «отец тошноты» Сартр, но и внутри самого сюрреализма – Рене Магритт, чья «Империя света» созвучна мистической драме Линча. Три часа сна, заснятого Линчем на цифровую камеру, сопровождаются звенящим гулом, виной которому нерешенная задача, «фантом по имени Спазм» и вызванная им головная боль. Чтобы вернуть к жизни потерянного зрителя, снять боль и помочь вырваться из тупика, потребовался не доктор, а художник - «врач хроноверт», способный смотреть над печальными днями и вести из лабиринта не только вперед, но и вверх.