Ричард Айр снял психологическую драму с лесбийским оттенком. В ней старая и сухая училка в исполнении Джуди Денч пытается шантажировать более молодую и живую в исполнении Кейт Бланшетт, прознав про её связь с 15-летним учеником, чтобы вынудить к дружбе и верности. Фильм о том, что часто за любовь мы принимаем совершенно другие чувства. Шеба Харт (Бланшетт) поддаётся страсти и заводит опасные отношения со своим 15-летним учеником. Барбара (Денч) так боится одиночества, что начинает испытывать чувства к своей коллеге, а потом, сгорая от ревности, шантажирует её и в конце концов предаёт. Денч играет просто потрясающе. Номинация на Оскар. Если бы не «Королева», Джуди Денч была бы лучшей. Её героиню ненавидишь, презираешь. Но так ли она виновата? Пожилая женщина, безумно одинокая, понимающая, что её уважают, только потому, что боятся и за это тайно ненавидят. Кошка для неё - единственный друг. А дневник, который она ведёт на протяжении всей жизни, лучший слушатель. Барбара принимает за любовь – желание обладать, ревность, даже слепую страсть. Она придумала себе мир, в котором они с Шебой могут быть счастливы. Уверенность, что это счастье наступит, толкает её на необдуманные, жестокие поступки. Барбара искренне не понимает, почему Шеба бросает её одну с умирающей кошкой на руках. Для Барбары кошка – это семья. Это важнее всего, даже первого спектакля маленького сына Шебы, страдающего болезнью дауна. Герои этого фильма запутались, заблудились в собственных чувствах. Шеба находит путь обратно, а Барбара идёт дальше. Обе хотят быть любимыми. Обе этого достойны. Обе наказаны за свои проступки. И обе не сдаются. Это фильм о двух женщинах, которые страстно хотят любви. Но одна из них предаёт это чувство, ради минутной страсти, а другая путает любовь с наваждением. Фильм настолько глубок, что разбирая сцену за сценой, мы понимаем, как одиночество порой разъедает человека и превращает его в монстра. 9 из 10.
Одно дело, когда собственные помыслы хранятся под нужным реквизитом секретности в твоей черепной коробке. И совсем другое, когда ты теряешь контроль над собственной глупостью, то есть уже не распознаешь своих ошибок. Конечно, этот фильм не Цветаевский цикл стихов к Софии Парнок. Это скомканное из эпизодов 'грязное белье' героев - зависть, одиночество, озлобленность. Можно любоваться красотой Кейт Бланшетт, точной игрой Джуди Денч, но большего вы в этом фильме не найдете. Он некрасив, потому что никакой любви в нем и в помине не было. Разве что со стороны мужа Шебы. Да, пожалуй, он единственный положительный герой картины, вызывающий уважение. Герои себя жалеют, а надо ли? Много ли семей вы знаете, в которых все вместе танцуют после обеда, собираются за одним столом на Рождество, ищут друг друга, если кто-то пошел выбрасывать мусор и не вернулся через 5 минут, ездят в полном составе на выступления детей ради того лишь, чтобы морально поддержать их? И если вы мысленно ответили 'да, знаю', вероятно, вам крупно повезло в жизни. Однако это не умаляет ценности, потребности в такой дружной семье. Безусловно, фильмом нельзя показать всей жизни героев, но из всего, что все-таки было показано, я не нашла ни единой причины для Шебы опускаться на самое дно, ублажая 'в кустах' какого-то озабоченного подростка, да еще и представлять, будто она влюбилась. Внутреннее одиночество ее - надуманное; не более, чем страсть, характерная для приверед, для тех, кто с жиру бесится. Про Барбару и говорить не стоит, ее образ малоинтересен. Сошла с ума старуха от зависти, одиночества и неудовлетворенности, вот и все. Но как играет Джуди Денч! Только за ее игру можно поставить 5 из 10
Мысли, на которые меня натолкнул этот фильм: Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и всю жизнь мучиться. Несбыточные желания отравляют жизнь. Чем лучше самого преступника тот, кто его осуждает? Жизнь и закон идут разными дорогами. Я увидела в этом фильме двух антагонистов: женщину, поддавшуюся своим желаниям, и женщину, не способную воплотить своё желание в жизнь. И обе достойны как сочувствия, так и осуждения. История первой аморальна с точки зрения закона, а вот с точки зрения жизни всё не так страшно (а может быть, даже и прекрасно). Героиня искренняя и открытая, она способна как к самоосуждению, так и к принятию себя. Именно поэтому у неё всё складывается хорошо (насколько это возможно в данных обстоятельствах). История второй протекает в глубинах подсознания. Эта героиня лицемерна, но ей, как и первой, просто хочется счастья, пусть и очень специфического (опять же с точки зрения морали). Однако дело здесь в том, как и каким способом каждая из них хочет воплощать свои желания. На мой взгляд, героини фильма попали в ловушку из трёх звеньев: Жизнь, Мораль, Закон. Выход из неё оказался прост. Первая героиня выпуталась из паутины, благодаря своей искренности, и поставила во главу угла Жизнь. А вторая продолжает всё сильнее запутываться в противоречащих друг другу желаниях: быть и высоконравственной, и законопослушной, и счастливой. 7 из 10
Участие в “Скандальном дневнике” Ричарда Эйранем двух потрясающих актрис – Кейт Бланшетт и Джуди Денч – подкупило сразу. Сам фильм – словно чередование сольных этюдов этих двух талантливейших женщин. Своей игрой они смогли передать параллельное существование двух безумств, которых лбами друг с другом столкнуло душевное одиночество. Это история двух женщин, мировосприятие которых не укладывается в границы здравого смысла. Одна задыхается в уюте семейной жизни и ищет спасения в постели пятнадцатилетнего мальчика, другая, как маньячка, очередной раз выбирает себе новую “подругу” – спутницу жизни – и строит вокруг себя иллюзии. Весь фильм героини только и делают, что совершают малоприятные поступки, но это не вызывает отвращения к ним, а наоборот разжигает интерес и дает больше понимания их характеров. Чисто по-человечески можно понять и одну, и другую. Сожаление вызывают обе, ведь мы так близко познакомились с их внутренним миром. Когда возникает острый момент, где интересы героинь сталкиваются, открывается то, какие они есть на самом деле: заботливая мать и старая эгоистичная психопатка. В картине много крупных планов, где глазами, мимикой, жестами актрисы показывают нам своих персонажей “голыми”, такими они бывают наедине с собой. И это невероятно. Есть фильмы, которые воспринимаешь как длинную историю, похожую на саму жизнь. При просмотре “Скандального дневника” не оставляло чувство какой-то скоротечности и эпизодичности. Режиссер уложил историю в полтора часа, но этого более чем достаточно, чтобы получить эстетическое наслаждение от великолепной игры Бланшетт и Денч.
Не успела досмотреть фильм первый раз, сразу начала смотреть его по-новой. Мне кажется, нет, я даже уверена, что хорошие фильмы нужно смаковать, как хорошее вино, окунаться в него снова и снова. Фильм острый и неоднозначный, но на протяжении полутора часов я не секунды не сомневалась в том, что я на стороне героини Бланшетт - пусть она и совершила необдуманный поступок (кто-то даже скажет аморальный), но это было так естественно и искренне, что её совсем не хочется осуждать, а хочется понять. Героиня Джуди Денч мне совсем не близка, хотя, возможно, задумка режиссера как раз и была в этом: зритель все равно встает на сторону Шебы, а не Барбары. А вот уж Стивена, этого 15-летнего дьяволенка очень легко понять - с его стороны было больше эпатажа, чем чувств или страсти. При это, нужно отметить очень удачное попадание актера в типаж и в роль. Так и хочется сказать: 'Эх, где мои 15 лет?...' В очередной раз убедилась в гениальности Кейт Бланшетт как актрисы - ей нет равных, какие бы роли она не исполняла. И роль любовницы 15-летнего парня идеально ей подошла. 10 из 10
Уже само название фильма нам недвусмысленно намекает, что в фундамент сюжета будет заложен какой-то скандал. И прямое понимание название будет недалеко от истины. Но о самом сюжете картины и о его восприятии скажу несколько позже, но остановлюсь на самом 'скандале', на этом злом и неприятном термине. Дело в том, что пока я смотрел данную картину, то меня даже смущал тот факт, что общественные организации, особенно упорствующие на защите подрастающего поколения, не объявили её бойкот и не устроили пикетов по поводу запрета на показ. Ведь в 'Скандальном дневнике' рассказывается про интимные отношения между пятнадцатилетним школьником и женщиной старше его как минимум в два раза. И после того как в Европе многие стали трепетать перед одним упоминанием структуры 'ювенальная юстиция', странно, что 'благоверные и неравнодушные' активисты не придали картине особого 'скандального' оттенка. Но, видимо, это не случилось потому что предварительно 'Скандальный дневник' прошёл цензуру, когда был ещё книгой, написанной Зои Хеллер. Итак, надо сказать и про сюжет фильма, потому что таких фильмов не так уж и много, ведь затрагивается весьма острая и тонкая тема. Милая женщина Шеба (сокращённо от Батшеба) Харт поступает на работу в школу. Пока у неё ещё нет друзей среди коллег, но примечательную блондинку замечают все. И не только коллеги: в одной из мальчишечьих потасовок была затронута честь Шебы. В конце концов, новенькая учительница всё же находит себе подругу - ею становится мудрая и опытная учительница Барбара Коветт. Одного взгляда достаточно было бы, чтобы составить мнение, что эти две женщины слишком разные, но если учесть тот факт, что Шеба замужем за мужчиной, который гораздо старше её, то всё как бы становится ясным. Но однажды Барбара узнаёт об одной тайне Шебы, которую она неспроста называет гнусной. огласка этой тайны может привести к краху всей жизни Шебы, но Барбара решает воспользоваться ситуацией в своих интересах... Роль Шебы Харт исполнили Кэйт Бланшетт, за что получила множество наград и номинаций, в том числе и на 'Оскар' в категории 'Лучшая женская роль второго плана'. Честно говоря, то я никак не представлял Кэйт Бланшетт в подобной роли. Для меня (ад и, наверное, не только для меня) эта актриса является олицетворением женственности и красоты, яркого и многогранного таланта, настоящего профессионализма, доведённого до самых высот искусства. А тут к её героине возникает неоднозначное отношение, Шеба Харт может вызвать своими необдуманными, построенными на страсти, поступками ярую ненависть. Однако же, лично у меня Шеба Харт вызвала сочувствие. Где-то подсознательно я ощутил, что эта женщина захотела вырваться из клетки, она - птица, заточённая обязанностями жены и матери. И всё же при этом я не хочу обелить Шебу Харт, я только хочу донести насколько совершенна игра Кэйт Бланшетт, сколько эмоций вызывает её героиня, и уже после просмотра 'Скандального дневника' не раз Шеба Харт заставляла задуматься: а как бы я отнёсся к произошедшему, если бы это случилось где-то близко. Например, в той же школе, где я учился и знаю многих оттуда учителей? Да, я пребываю в восторге от игры Кэйт Бланшетт, но её всё же назначили как актрису второго плана в фильме, а главную же роль отдали Джуде Денч, воплотившей образ Барбары Коветт. Беря в расчёт, насколько же была великолепна Кэйт, я всё же скажу, что Денч её переиграла. Её героиня поначалу вызывает уважение, ведь играет она мудрую учительницу, умеющую держать хулиганистых учеников в ежовых рукавицах. И она возрастает ещё больше на моих глазах, когда демонстрирует желание сохранить тайну Шебы. Но когда знакомишься с этой женщиной ближе, то хочется бежать, бежать и бежать от неё, чтобы никогда с подобным человеком не сталкиваться! Ей бы не учительницей быть, её тщательность, цинизм, эгоизм - это находки для настоящих политических интриганов! Умеет же она поворачивать любую ситуацию в свою пользу, при этом оставаясь на глазах внимательной и тактичной леди. От одного только взгляда Барбары мурашки бежали по телу. Она же растопчет любого, кто встанет на пути её цели. Ужасная и двуличная женщина - вот кто Барбара Коветт и если Вам интересно посмотреть как прекрасная актриса гениально воплощает данный образ, то лучше, чем Джуди Денч в 'Скандальном дневнике' Вам не найти. Номинации и награды за 'Лучшую женскую роль' абсолютно заслужены! Создательница литературного первоисточника Зои Хеллер не особо лестно отозвалась по поводу экранизации своей книги. Но лично мне не с чем сравнивать, так как книгу я как раз и не читал, а вот от фильма остался в восторге. Пусть в 'Скандальном дневнике' затронута щекотливая тема, но она несколько отходит на второй план, а наибольшее удовольствие доставляет наблюдение за блистательной игрой Кэйт Бланшетт и Джуди Денч. И если Вы цените совершенство в исполнительском искусстве, то Вам необходимо посмотреть драму 'Скандальный дневник', ибо она того заслуживает. 9 из 10
Это ужасный фильм. В нем подняты такие темы, что даже подумать противно о таком, а здесь это ещё и показано. Центр сюжета - лесбийская ревность к растленнице малолетних, проще говоря педофилу. И за ТАКОЕ в прогрессивной Америке дают 'Оскары' и другие престижные кинематографические награды? Плююсь. Противно... Но вместе с тем, Кейт Бланшетт - слабая игра, не понравилась совсем, она может в сто раз лучше. А вот Джуди Денч - прекрасна! Образ одинокой старый девы, работающей учительницей в школе подобран изумительно точно. На 90% она напоминает мне мою учительницу по английскому языку: причём и лицом и прической и манерой поведения. Вот она и вытягивает весь фильм, одна... Человек бывает самым честный только когда он наедине с самим собой. А если он ведёт дневник о своей жизни без цели показать кому-либо, то он становится самой правдивой книгой в истории литературы. Для чего мы пишем дневники? Для возможности поностальгировать в будущем о безвременно ушедшему настоящему? Для того чтобы ярче испытать чувства вновь, уже с высоты опыта и мудрости лет? А может быть для кого-то дневник - это единственный друг, и только ему можно доверить все самые глубокие тайны. Человек так устроен, что ему нужно обязательно с кем-то поделиться тем, что находится внутри него и что его гложет. В случае с дневником этого можно достичь не опасаясь быть раскрытым и скомпрометированным. И если его прочитает второй человек, то автор предстанет перед ним 'нагим' и с секретами наружу. Героине Джуди Денч нужна была подруга скоротать одиночество. Судьба преподнесла ей подарок в лице молодой и наивной новой учительницы Шебы. И в дополнение - рычаг управления над ней, с помощью знания её секрета (слабости). Настоящий друг не стал бы пользоваться таким 'рычагом'. Поэтому цель дружбы Барбары вполне ясна - обладать полностью... Только на корысти искренных отношений не построить. В конце концов все рухнуло, как карточный домик, до основания. 6 из 10
Наверно, у каждого кинозрителя есть свои предпочтения и критерии фильмов. Мне нравятся драмы, и среди них я выделяю те, непосредственным участником которых становишься сам, и те, которые наблюдаешь со стороны, но душой до дрожи и слез переживаешь за героев ленты. 'Скандальный дневник' находится где-то между этими двумя категориями. Его основная тема - одиночество, знакомое многим. Фильм настолько пронизан им, что по ходу ленты начинаешь чувствовать эмоции и безвыходность героев кожей. Других оправданий их поступкам нет. Все делается во имя светлого будущего, с надеждой на него. Но какой ценой? Одиночество - самый настоящий бич современности. Казалось бы, население планеты растет, социальные сети и средства массовой коммуникации дают нам стабильную связь на расстоянии. Мы вольны общаться с кем угодно и посещать те места, которые нам интересны. Но и это не спасает нас. Фильм 2006 года, но проблема остается актуальной по сей день. И даже не связь взрослого преподавателя с учеником здесь проблема, скорее наоборот - на фоне этого появляется сочувствие к героям ленты. Два взрослых преподавателя - Барбара и Шеба. Первая живет с кошкой - 'главным атрибутом одинокой женщины', но и та покидает ее к концу истории. Вторая живет в семье, любима мужем, двумя детьми, но ее жизнь совершенно не то, что ей хотелось бы переживать. Это становится причиной связи с юным учеником. Барбара, узнав эту тайну и поняв невыгодность положения Шебы, решает, что это ее шанс обрести 'безодинокую' жизнь. Итог предсказуем. Финал заставляет кричать от боли - Барбара не остановится, она найдет того, кто воплотит ее мечту в жизнь. Но стоит ли разрушение нескольких жизней этого? Сможет ли вообще Барбара жить по-другому, в окружении внимания?
Английское кино всегда вызывало у меня некое эстетическое раздражение. Уж так повелось. От картин, порожденных Туманным Альбионом, веет сыростью, депрессией и ностальгией. Как, собственно, и от самой старушки Англии. По этой причине, я всеми силами стараюсь избегать английского кино и уже даже не помню, когда последний раз смотрел что-нибудь подходящее под данную классификацию. Но вот однажды, лежа на диване и лениво листая каналы телевизора, я наткнулся на необычную сцену - диалог двух женщин, молодой красавицы и престарелой девы, проходящего в старом сарае, переделанном под студию. Фрагмент впечатлил меня, и через пару минут гугл выдал мне название фильма, а еще через несколько я уже жадно впивался глазами в начальные титры картины. Notes on a Scandal. Старушка Барбара, преподает историю отпрыскам рабочего класса, которых терпеть не может, время от времени сталкивается с презренными коллегами и вот-вот будет готова уйти на заслуженную пенсию. Ее жизнь проходит под знаменами глубокого одиночества, а забота о кошке и бережливое ведение дневников являются основой ее существования. Волей-неволей зритель проникается жалостью и ненавязчивой симпатией к этой безобидной старой леди. В один прекрасный день, в школу на позицию преподавателя искусств устраивается молодая и аристократичная Шеба, которая к тому же весьма и весьма недурна собой. Между двумя женщинами завязываются приятельские отношения, и тут уже зрителя не может не растрогать по-детски наивная и радостная реакция Барбары на дружбу с Шебой. То, что происходит в фильме дальше, по своей глубине и психологизму не уступает лучшим шедеврам мирового кинематографа, а сюжетные повороты и обворожительная развязка разом срывают маску слезливой мелодрамы с лица великолепного психологического триллера. Пожалуй, именно необычайно крутой сюжетный поворот и является изюминкой данного фильма. Но поворот этот, происходит не на «вещественном» уровне, а так скажем на уровне «духовном». Сюжет фильма хотя и не тривиальный, но все же довольно непримечательный. Совсем иначе дело обстоит с персонажами картины. Героини Шебы и Барбары настолько содержательно глубоки и четко прорисованы, что зрителей (уж меня точно) во время просмотра время от времени невольно пробирает дрожь. Но важнее всего то, насколько мастерски режиссер и сценарист раскрывают характеры своих героинь. Суть в том, что не так уж и важно насколько великолепно задуманы характеры. Гораздо ценнее умение раскрыть перед зрителем эти самые характеры. Я бы даже сказал, что это целое искусство. И именно манера, в которой перед нами предстают Барбара с Шебой, и делает «Скандальный дневник» шедевральным триллером. Едва зритель составил себе начальное представление о Барбаре, как сценарист раскрывает новый факт, и тебе приходится переосмысливать свое первое впечатление. Только новое впечатление обрело форму, как на стол падает новая карта и до основания рушит твое предыдущее представление о героях картины. Повторюсь, острых сюжетных поворотов как таковых в фильме нет. Но вот эволюция характеров… О, это надо увидеть. Отдельной замечательной чертой фильма является то, как в картине обыграна тема одиночества. Не нужно быть философом, чтобы понимать: человек существо сугубо социальное. Средний человек (не шизоид и не аутист) в общении с людьми черпает жизненную энергию и вдохновение. И по-настоящему человек расцветает лишь в обществе себе подобных. По какой-то непонятной для меня причине в классической литературе принято возносить и восхищаться одиночеством. Но я глубоко убежден, что в одиночестве (я имею в виду настоящее, неподдельное, всепоглощающее одиночество) нет абсолютно ничего красивого. Оно ужасно, отвратительно и неестественно. Именно эта идея исследуется и обыгрывается на протяжении всего фильма. Возможно, это еще одна причина, по которой фильм мне так неожиданно понравился. Существует очень мало хороших картин, досконально изучающих тему одиночества. «Скандальный дневник», бесспорно, одна из лучших их представительниц. Подводя итог, фильм Ричарда Эйра по всем своим показателям является чисто английским. По всем кроме одного. Я всегда привык думать, что терпеть не могу английское кино. Но данная картина, будучи великолепно сотканным психологическим триллером, открыла мне глаза и избавила от дурных предрассудков. Пожалуй, передо мной открылась новая неизведанная часть мирового кинематографа. Пора отправляться в путь. Ну и наконец, небольшая цитата из фильма. Великолепное определение одиночеству. Barbara Covett: People like Sheba think they know what it is to be lonely. But of the drip, drip of the long-haul, no-end-in-sight solitude, they know nothing. What it's like to construct an entire weekend around a visit to the launderette. Or to be so chronically untouched that the accidental brush of a bus conductor's hand sends a jolt of longing straight to your groin. Of this, Sheba and her like have no clue.
Фильм напомнил мне непроходимый лес, по которому можно блуждать очень и очень долго, не находя верной дороги. Версий происходящего рождается много, но ни одна из них не является единственно верной. Пожалуй, за это стоит поблагодарить авторов, фильм всегда интереснее смотреть, когда непонятно, чем же он закончится. 'Дневник' случайно попался мне по ТВ, решила задержаться из-за актерского состава, который не разочаровал уже в который раз. Билла Найи удалось рассмотреть плохо, хотя его роль тоже запомнилась. Его герой стал эдаким островком, на который все же удалось вернуться после всего произошедшего. Он сохранил характер до самого конца. Конечно, вне конкуренции здесь для меня Джуди Денч и Кейт Бланшетт. Их героини настолько разные, что порой было непонятно, за кем нужно следить больше. Но Барбара (Денч) все же брала на себя основную часть экранного времени. Здесь наверняка уже было сравнение с пауком, и я не буду оригинальной, если скажу, что она, словно паутиной, опутала Шебу (Бланшетт), заставляя ее невольно подчиниться себе, своей воле, своей нездоровой дружбе. Нездоровой, наверное, потому, что Шебу Барбара хотела без остатка, так, чтобы женщина отказалась от семьи и проводила время только с ней. Подтекст отношений двух женщин здесь присутствует, но он едва различим. На ум приходит, скорее, тема тотального одиночества, от которого люди сходят с ума и придумывают разные способы самоутвердиться, завоевать внимание других. Барбара как раз из таких. У нее было очень много времени, чтобы обдумать свои поступки, но она никогда не осуждала то, что делает. Дневник тому подтверждение. Каждый шаг, каждое слово, фотографии, даже какие-то чеки - все это записывалось с такой точностью и даже любовью! Мне показалось, что именно это было для Барбары делом всей жизни. По крайней мере, в последние несколько лет. Но хватит о ней, иначе смотреть будет совсем неинтересно. Шеба предстает перед зрителем уставшей от рутины женщиной. Семья высасывает из нее все соки, поэтому она решает сбежать от этого. На какое-то время получается. Школа, новая подруга, пусть и намного старше. Любовник, в конце концов. Она знает, что это неправильно, но не может ничего поменять. Это то ли неуверенность, то ли нежелание - много всего в ее характере. Мне было интересно наблюдать за изменениями и шагами героини Кейт Бланшетт. Понравилась атмосфера Лондона - немного сыро, немного грустно, немного мрачно. Очень подошло к настроению всего фильма. За все и даже больше: 10 из 10
Если в 'Скандальном дневнике' Ричарда Эйра оставить только основную мелодраматическую линию взаимоотношений 15-летнего подростка и его учительницы, то сюжет уж очень напоминает старенькую шведскую драму Бу Видерберга 'Цветения пора'. Там тоже всё начиналось пылко и страстно, но чем дальше - тем сложнее и запутаннее становились отношения между главными героями. Такая связь между учительницей и учеником сама по себе уже является провокационной темой, дающей повод моралистам негодовать от возмущения. Причем молодые юнцы в более выигрышном положении, поскольку им можно списать всё на гормоны пубертатного периода и тягу к получению нового сексуального опыта. А желание молодого тела и опостылевшая повседневная супружеская жизнь как-то слабо тянет на оправдание для взрослого человека, нарушающего законы профессиональной этики. По идее Шеба Харт не должна вызывать сочувствие у зрителя, поскольку сама наломала дров. Но главная изюминка фильма в том, что ее тоже можно считать жертвой в данной ситуации. Перчинку вполне заурядному сюжету добавляет другая преподавательница Барбара, якобы близкая подруга молодой коллеги. Это, пожалуй, даже большее зло, чем поступок Шебы. Та хотя бы не манипулировала юношей в корыстных целях, а тут четко чувствуется шантаж и маниакальное желание. Большая доля напряжения вовсе не в том, станет ли достоянием общественности порочная связь учительницы и ее воспитанника, а в том, как далеко готова зайти Барбара, чтобы получить желаемое? Опять же, нельзя осуждать старую одинокую женщину за то, что она хитрыми методами добивается внимания к себе. Будь в ее руках козырь цветущей молодости, возможно, методы обольщения были бы более благоразумными и менее назойливыми. А тут смешался в кучу эгоизм, одиночество, страх перед надвигающейся немощью, последний шанс устроить свою личную жизнь и найти отдушину в живом человеке, а не в безликой черной тетради, ревность и неоправданные ожидания. Не думаю, что Барбара пытала иллюзии на счет возможных отношений. Наверняка ей просто хотелось занимать такое же значимое место в жизни Шебы, как та заняла в ее собственной. Фильм увлекает буквально с самого начала и пролетает практически на одном дыхании. События постепенно набирают обороты, что приводит к эмоциональной кульминации. Тем более, что убедительная игра обеих актрис достойна лестных слов. Если Кейт Бланшетт вряд ли удивит кого-то образом немножко странного человека искусства, то Джуди Денч не так часто можно увидеть в образе злодея. Образ получился многогранным. Она одинокая, но при этом вовсе не жалкая старушка, живущая с кошкой, а властная и циничная паучиха, хладнокровно плетущая сеть интриг вокруг новой жертвы. Концовка получилась тоже неоднозначной. Вроде можно сказать, что она вынесла урок из прошлых ситуаций и будет уже более тактично обхаживать новую подругу. С другой стороны - кто его знает, как будут развиваться события дальше? Но это была бы уже другая история. В общем, это действительно фильм из разряда тех, которые обязательно нужно посмотреть самому, чтоб сформировать свое мнение и отношение к нему. 7 из 10
'Скандальный Дневник' - сильная драма, не оставляющая после себя приятных ощущений. На протяжении всего фильма, я никак не могла разобраться, вызывают ли у меня главные персонажи неприязнь или жалость. Но, не буду скрывать, снят фильм на высшем уровне, а игра актеров - безупречна. Барбара, пожилая одинокая женщина, которая преподает в школе. В один день на пороге учебного заведения появляется новый педагог, преподающий изящные искусства. Барбара сразу же заинтересовывается ею, как человеком общительным, в то время как сама Барбара достаточно замкнута и педантична и единственным ее собеседником является дневник, в котором она записывает свои мысли и происшествия. Беда Барбары в ее отчаянном стремлении к дружбе. Одиночество гложет и убивает ее, она готова на любые подлости лишь бы завоевать дружбу приглянувшегося ей человека. Барбара словно паук плетет свои сети, и затем когда добыча в них попадает, она начинает медленно высасывать из нее внутренности. В данном случае, Барбара удачно манипулирует Шебой путем одолжения, оказанного ей. Шеба, тем временем, такая покладистая и добродушная, что даже не подозревает человека, который ее подставил. Я не могу оправдывать Шебу за ее роман с 15-ти летним подростком, но и осуждать ее я не в праве. Она всеми силами пытается сохранить семью, и измена была для нее единственным глотком свежего воздуха. На протяжении всего фильма я не могла разобраться, кто вызывает во мне большую симпатию и антипатию. В итоге я осознала, что из представленных персонажей никто не заслуживает осуждения, но и жалость к ним не следует испытывать. Барбара - истинный манипулятор, готовый разрушить жизнь чужого человека, лишь бы заполнить свою пустоту, а Шеба - женщина не умеющая бороться со своей страстью и из-за этого попадающая в беду. Последние пятнадцать минут невероятно наэлектризованы. Сцена в доме Барбары, после того, как она возвращается из магазина и застает Шебу со своим 'сокровищем' - самая напряженная из всего фильма. Противостояние двух персонажей просто захватывает дух. Кейт Бланшетт и Джуди Денч - вот кто виртуозно вытягивал на себе фильм! Второстепенные персонажи здесь не особо важны, главные звезды в кинокартине, только лишь две вышеупомянутые актрисы. Причем каждая была по своему хороша и невозможно выделить кого-то одного. Для меня, 'Скандальный Дневник', это фильмов о манипуляторах, шантаже и одиночестве. Не лучше ли признаться в своей ошибке, чем быть в неоплатном долгу перед кем-то? Ведь свобода от гнета - это лучшее, что может быть на свете. Тем временем, неужели страх одиночества способен преобладать над всеми моральными принципами? Ведь, по сути человек отчаянно желающий иметь рядом с собой какое-то общение такой же зависимый как и тот которого шантажируют... 'Скандальный Дневник' наполнен смыслом и из-за этого достоин просмотра.
Пожилая одинокая учительница истории Барбара в исполнении блистательной Джуди Денч не любит никого и ничего — ни свою работу, ни учеников, ни их родителей, ни имеющихся в наличии родственников. Единственное родное существо — кошка. Старая дева с кошкой — классический, затасканный сюжет… Ее жизнь монотонна и тускла, не за горами пенсия, унылое увядание и ничто, казалось бы, не способно изменить годами сложившийся ход событий. Но вот в школе появляется новая учительница — белокурая, тонкая, почти прозрачная Шеба, совершенно неземное существо, прекрасное в своей чистоте. Кейт Бланшетт в этой роли настолько органична, что иногда становится страшно — а не списан ли сюжет тем или иным образом с ее жизни. Потому что перевоплощение просто полное, веришь всему происходящему на экране безоговорочно. У Шебы за внешне благополучным фасадом все не просто плохо, а очень плохо — и в браке, и в душе. А тут рядом начинает крутиться мальчик-ученик, 15-и лет, первые гормональные всплески, «Мисс, вы невероятно прекрасны». И бастион сдается без боя. У зрелой женщины случается роман с несовершеннолетним учеником — в литературе и в кинематографе сюжет обыгран и описан десятки раз с разной степенью откровенности и пошлости. В этом фильме нет ни того, ни другого. Только легкими полунамеками — да, было. Да, случилось. Да, страсть животная. Какая там, к черту, любовь, когда ему 15 и это впервые, а ей 40 и очень хочется хоть раз в жизни побыть плохой девочкой. Это фильм о том, как одиночество сжирает человека изнутри и постепенно превращает в садиста. И о том, какое ничтожное значение имеет внешний фасад. С другой стороны, может иногда и не стоит заглядывать за закрытую дверь. Особенно если ты не уверен, что справишься с тем, что можешь увидеть за ней
Обыденное течение жизни порой приобретает зловещие очертания раковой опухоли, что ежеминутно разрастается глубинными метастазами, лишая все вокруг привычных ценностных координат. Все надоело: одинаковые дни сменяют друг друга, пустые лица окружающих, даже самых близких людей, вызывают не апатию, не анемичные реакции и даже не истерики в духе 'Пропади оно все пропадом!', а просто отвращение, тошнит уже физически от осознания своей ничтожности, ненужности, брошенности. И подчас, чтобы хоть как-то раскрасить своё тоскливое существование, человек слепо совершает поступки, за которые ему предстоит многократно раскаяться, но как же сладостно было в те мгновения, когда Рубикон пересекался. Впрочем, кое-кто спасается от собственноручно созданного кошмара одиночества куда как изощреннее. Экранизация культового романа британской писательницы Зои Хеллер 'Скандальный дневник', снятая в 2006 году Ричардом Эйром, имевшем длительный опыт телевизионных и театральных постановок, в переложении драматурга Патрика Марбера начинается с обманчивого сюжетного хода, как эдакая педагогическая драма в самом что ни на есть традиционном стиле, с педалированием конфликта непонимания между учителями и учениками. Впрочем, ожидать английский вариант 'Доживем до понедельника' не стоит совсем; 'Скандальный дневник' в сущности кино намного более многослойное и даже циничное, даром что весь авторский цинизм цитируется закадровым текстом главной героиней ленты - неприятной, неприветливой, не вызывающей никаких к себе положительных чувств Барбарой в исполнении Джуди Денч. Её предысторию зритель так и не узнаёт толком, но мотивы, которыми руководствуется в своей жизни Барбара, нельзя назвать созидательными. Не сумев выстроить свою жизнь должным образом, увядая в злобе и нереализованности, Барбара постепенно стала тем типом манипулятора чувств, что с лёгкостью способны расположить к себе людей или слабых, или лишённых смысла жизни, притвориться им другом, чтобы далее пользоваться этой дружбой в любом удобном для себя случае. Её презрение, желчь, ненависть ко всему миру, её неспособность принять чужое если не счастье, то хотя бы благополучие, обрекают Барбару на саморазрушение, но прежде чем свершится оное, она отыграется на славу. Графоманство таки грех, но мизантропия ещё больший. И ей больна не только Барбара, но и сам режиссёр, оставляющий историю без жирной точки, при том, что ленте присущ киноязыковой реализм, даже некоторый визуальный примитивизм, придающий ощущение некоего вуайеризма, подсматривания за жизнью обычных и таких несчастных в основном людей(в ключевой для сюжета ленты сцене имеет место натуральный вуайеризм, причём естественно, что роль подобного наблюдателя играет Барбара, в то время как зритель ленты с самого начала оказывается вовлечённым в эти увлекательные игры страсти). Эйр, между тем, изначально взятую тему педагогики довольно быстро оставляет где-то далеко на периферии, ибо режиссёра интересует иной социальный институт - не школа, но семья. Которой нет у Барбары, чьими глазами и с чьих слов ведётся практически все повествование картины, и которая есть у Шебы - той, что для опытной и властной Барб кажется её отражением. И это отражение сильно ей не нравится, а значит надо в любом случае разбить это мерзопакостное зеркало на мелкие осколки, разрушить приторную притворность обыденного счастья новой учительницы, превратить Шебу, что пала жертвой типичного рокового влечения отнюдь не к невинному созданию, а к коварному юнцу, ложью заманившего её, в своё подобие. И именно это и есть самоцелью бытия героини Джуди Денч - сотворение энтропии, ибо её внутренняя природа не может замыкаться лишь на самой себе, так и самой впору сгореть на костре своих ярости и человеконенавистничества. Её дневник является квинтэссенцией истинной сущности Барбары; на этих страницах, исписанных геморроидально мелким почерком, она не притворяется доброй, не лицемерит. Интимный дневник, идеальное средство шантажа для очередного куража, но на поверку лишь гадкого миража, что кажется спасением от рутинности. Но только ли в ней дело? Трагедия Шебы заключается в хрупкости её характера, в её невозможности избежать порока, ведь он так сладок, коль в жизни этой самой сладости на губах нет совсем, тогда как трагедия Барбары - в её замкнутости, неприметности и жестокости, воистину адское сочетание.
Есть фильмы, которые забываются сразу после просмотра, а есть такие, которые будут всплывать в памяти еще не один раз. Именно такой шедевр представил на зрительский суд Ричард Эйр, сделав очень мудрый ход, – показал историю в истории, отделив главное от второстепенного. На первый взгляд, главное в «Скандальном дневнике» – интимная связь между учительницей Шебой (Кейт Бланшетт) и ее 15-летним учеником (Эндрю Симпсон). Не хочется осуждать героиню за такой «достаточно скабрезный» момент в ее биографии, но и оправдывать тоже нет никакого желания. Лично мне не понятно влечение зрелой женщины к «мальчику», но это лишь мое личное мнение. Смотреть сцены 'любви', происходящие в школьной подсобке, где-то на путях железной дороги, между вагонами, было неприятно и мерзко. И дело не в самом месте. Была ли химия или страсть между героями? Очень сложно ответить на этот вопрос. Но никто еще не отменял половое взросление подростка, который захотел испытать, как и многие другие его ровесники, всю сладость женского тела. Здесь нет любви, и точка. Оправдана ли связь? Нет. Ученика еще как-то можно понять в силу его возраста и гормональных особенностей, а вот героиню Кейт Бланшетт – сложно, но возможно, нужно только очень захотеть… Мне не хочется этого делать. Эта порочная связь всего лишь грязный эпизод из жизни мальчика и учительницы. А вот главная история оказалась куда интересней, увлекательней. Основная роль в этом фильме отведена пожилой учительнице Барбаре (Джуди Денч), которая становится подругой Шебы. Эта «дружба» изменит все в жизни героини Кейт Бланшетт. Отношения между этими женщинами можно назвать странными. Только вот Шеба испытывает действительно дружеские чувства, а вот у Барбары все сложно. Старая дева относится к новой пассии как к собственности, она хочет и мечтает обладать ею полностью, иногда в ней просыпаются лесбийские наклонности, связанные с феминистическим настроем к мужчинам (благодаря «чуткому» воспитанию матери). Свою новую жертву Барбара любит и ненавидит, желает и презирает, помыкает ею и заставляет плясать под свою дудку. Шеба попадает в капкан этой маньячки, знающей о преступной связи с учеником и шантажирующей ее. Конечно, тема одиночества громко и тревожно звучит в этой кинокартине. Результат отношения Барбары к людям, к понятию дружбы на лицо, она совершенно одна и очень страдает от этого. Ее жалко. Но при этом героиня Джуди Денч вызывает большую неприязнь. Да, кто она такая, чтобы решать за других, как жить. Блестящий актерский дуэт из двух прекрасных женщин Джуди Денч и Кейт Бланшетт, к сожалению, не получил заслуженных американских статуэток за этот фильм. Но гораздо важнее другое, что этот киношедевр трогает за живое, заставляет задуматься и сопереживать обеим героиням, но в разной степени и по разному поводу. Финал фильма очень показателен. Он раскроет образ Барбары полностью. Изменит ли ее жизнь и мировоззрение, отношение к людям эта скандальная история, произошедшая с Шебой, об этом вы узнаете в самом конце. Приятного просмотра, будьте готовы к самым незабываемым и странным эмоциям. 10 из 10
Безусловно этот фильм про одиночество и внутреннем мире отдельно взятых личностей, про эгоизм и требовательность в эмоциях. Фильм смотрится на одном дыхании, как всегда восхищает актёрская игра Кейт и Джуди к которой у меня уже выработалось стабильное чувство антипатии по её ролям. Также фильм наводит на мысль что душа и мысли другого человека потёмки. Не хочется заниматься долгим литьём воды о фильме, просто скажу что фильм очень хорош. Чётко показываются эмоциональные грани персонажей, хороший сценарий, великолепное звуковое сопровождение, качественная операторская работа. Думаю что в жизни таких персонажей как Барбара гораздо больше чем кажется и дело не в том что они маньячки или ненормальные, а в том что это трагизм одиночества и потребность в эмоциональной подпитке. И как говорится десять месяцев не срок, а жизненный урок. 8 из 10
Героиня Джуди Денч - Барбара - уже не молодая учительница в средней школе. В ее жизни нет никаких ярких пятен, она глубоко одинока и не слишком охотно заводит новые знакомства. Пока в школе не появляется молодая учительница Шеба (Кейт Бланшетт). Шеба - абсолютно непосредственна, у нее нет никакого опыта работы в школе; но есть желание давать детям знания. Она не понимает, почему учителя такие безразличные и ведет политику скорее пряника, нежели кнута. Постепенно между учителями завязывается некое подобие дружбы. Хотя каждый видит это по-своему. Шеба живет семьей и работой, у нее нет особо времени на максимальное сближение с уже не молодой Барбарой. Барб же видит в Шебе своего лучшего друга, хочет ее 'забрать себе' и быть с ней, что называется, навеки. Попутно разворачивается личная драма Шебы - она заводит интрижку со своим 15-летним учеником (Эндрю Симпсон). Барбара узнает об этом и начинается само действо. Меня заинтересовала сама идея фильма - как так случилось, что учительница, при чем в годах, имея семью и двоих детей смогла позволить себе романчик с учеником. Это так нелепо и в то же время так понятно. Понятно с точки зрения как ученика так и учителя. Молодой парень, переполненный тестостероном, ищет доступный объект для получения сексуального удовлетворения. И если ему не подошли одногодки, он может очаровать учительницу, более менее молодую, и получить от нее желаемое. Эндрю Симпсон сыграл своего персонажа несколько двояко, и его сложно раскусить - чувства у него или подростковая похоть. Хотя в одной из финальных сцен, где он приходит к Барбаре, как бы становится понятно, что он недоволен завершением романа. Но по поводу его истинных чувств все таки не понятно. Что касается тандема Денч-Бланшетт, то тут только аплодисменты. Вообще, мне кажется Бланшетт может сыграть любую драматическую роль, которую ей предложат. У нее невероятный потенциал и своего рода предрасположенность передавать любую эмоциональную нагрузку в нужной амплитуде, без переигрывания. Игру Бланшетт очень хорошо дополняет Денч, они очень друг другу подходят в плане актерских возможностей. Одна из самых ярких сцен - это ссора Шебы с ее супругом Ричардом (Билл Найи). Действительно очень хороший эмоциональный накал. И мы узнаем что Шеба познакомилась с упругом в 20 лет, т.е. довольно юном возрасте как для старушки Европы. Отсюда и последующая интрижка. Плюс всякие нелады в браке. Ведь говориться же, что можно чувствовать себя одиноким даже в кругу самых близких людей. Глубоко как то я копнула. Что касается Джуди Денч - она просто невероятна. Смотришь и веришь, что человек немного сдвинулся на почве постоянного одиночества. И ее глаза в момент усыпления кошки - вот это действительно игра мастера. Хотя ее привязанность к Шебе носит несколько лесбийский характер. Она видит все предметы как по-своему и даже извращенно. В целом, мотивация каждого персонажа более чем ясна. Картина не претендует на оригинальность сюжета, если вы читаете классиков. Но тем не менее смотрится очень интересно. К просмотру рекомендую.
Что значит дружба? В понятие 'дружба' каждый вкладывает своё. Но суть остаётся одна - друг это близкий не по крови человек, который готов поддержать вас в любой момент действием или словом. Друг готов пройти вместе с вами все препятствия на пути, разделить без тени зависти радость. Барбара вкладывала в значение этого слова нечто большее, чем самоотверженность. Она желала полностью владеть другом, его душой, его жизнью, его телом. В ответ она ждала того же. Барбара- дама в возрасте с холодными глазами, в которых отражается одиночество. Её самый верный и молчаливый друг- это чёрная тетрадь, в которую женщина каждый вечер аккуратно записывает мысли. Дневник это отражение нашего внутреннего мира. Самое не защищенное место, где мы не прячем 'скелетов в шкафу'. У Барбары целая полка чёрных тетрадей- вся её жизнь... без фальши и страха. Шебу попала в щекотливую ситуацию. Новая учительница ещё не встретила подруг среди коллег по цеху. Но один взгляд уже пристально наблюдал за каждым взмахом её руки. Барбара знала, как удержать вожделенного друга рядом. Её метод работал всегда. Барбара кое- что видела через дверную щель. И это «кое- что» дало шанс крепко привязать к себе друга. Эгоизм и одиночество- коктейль взрывной силы, шипучая злость колючими пузырьками поднимается на поверхность, уничтожая все. Шебу не смогла поддержать Барбару в трудной ситуации по не менее важной семейной причине…. Пожилая дама, сверкнув ледяным взглядом, решает отомстить. И где, спрашивается, здесь настоящая дружба? Картина смотрится на одном дыхании. Великолепная игра актеров, качественная режиссерская работа и чувственная музыка Гласса. Все собрано в чувственную историю отношений.
Я не могу собраться с мыслями после просмотра фильма... Его можно сравнить с процессом наблюдения за водной гладью, когда ты неожиданно становишься свидетелем природного явления, которое затем пытаешься понять, кого-то оправдать. Эта картина - круговорот страстей человеческих в ритме танца под музыку Ф. Гласса с ее арпеджиями и остинато, которая все время держит в напряжении, лелея по углам ростки тревог… И я смотрела, затаив дыхание, как судьбы человеческие подобно пенистым волнам «шумят, бурлят, с минуту искрятся на солнце, затем со стоном разбиваются о стены» неодолимых и болезненных влечений, но не любви. Фильм, снятый по роману З. Хеллер «Хроники одного скандала», который попал в шорт-лист Букеровской премии, своим названием предвкушает развитие событий. В центре – порочная связь 15-летнего подростка и замужней учительницы. Что это? Кризис среднего возраста? Или томление после десятилетнего ухода за больным ребенком? Попытка чувствовать себя в строю желанных женщин, когда твой муж устал им быть? На самом деле все эти вопросы уходят на второй план. Становится понятно, что скандал тут служит призмой, через которую мы видим истинные лица и мотивы главных персонажей. Повествование от первого лица злодейки, думаю, тоже удачный ход. Помогает взглянуть со стороны на «сфинкса» с золотыми волосами, на «странную» ее семью глазами циника (который знает цену всему и ничего не ценит) - тоже преподавателя. Чему такой учитель может научить? И разве можно одиночеством оправдывать подобные поступки?Ответ не заставляет себя долго ждать. Шеба бросает (тем самым обличая и себя) в ярости слова после знакомства со «скандальным дневником», мол, в своем одиночестве Барбара сама виновата. Финальная сцена (очередное знакомство со словами «Мои способности еще действуют») и покупка нового ежедневника тоже о многом говорят… Драма в эмоциональном плане настолько мощная, что после пережитого вместе с потрясающими актерами не остается сил никого судить. А хочется сказать, забыв про те вопросы: «Все живы. И слава Богу».
Главная героиня Шеба Харт (великолепно исполненная Кейт Бланшетт) сколько себя помнит, всегда была тихой, безобидной и правильной девушкой. Ее мечта учить детей в скором времени превратилась в реальность, поэтому Шеби никак не могла насладиться своим нынешним положением. Но у каждого человека есть свои секреты, тайны. Шеба всегда скрывала от своего мужа тот факт, что ей порой очень одиноко, а сделать она, увы ничего не может, ну и не хочет, ибо понимает, что она уже не молодая, а кардинально менять свою жизнь в бальзаковском возрасте очень глупо и неразумно. В местной школе, где проживает Шеба все соседи знают про все и о всех. Городок маленький, потому, сегодня ты ругаешься со своим мужем из-за того, что он разлил на кухне кетчуп и не убрал за собой, а на утро об этом маленьком скандале будет гудеть весь город. Шеба знакомится со своим классом и в первый же день замечает, что на нее положил глаз ее пятнадцатилетний ученик. Другая учительница сразу же на месте дала бы понять молодому человеку, что все это неправильно, но у Шебы свои тайны и свои желания. Женщина, которая все время чувствует себя одинокой сделала шаг на встречу аморальному поведению. Шеба закручивает роман со своим малолетним учеником. Фишка всего фильма - это актерская игра двух прекрасных актрис: Джуди Денч и Кейт Бланшетт. Фильм 'Скандальный дневник' режиссера Ричарда Эйра очень интересная и интригующая драма, в которой понять главную героиню труднее всего. Ну да, в жизни всегда кому-то чего-то не хватает, но переступать границы, при этом понимая, что это неправильно, со стороны зрителя, имеется в виду меня, выглядело и попахивало некой психической патологией. Главную героиню трудно назвать взрослым, умным человеком, несмотря на то, что она учительница, жена и мать. Драма 'Скандальный дневник' рассказывает о том, как переступая через допустимые моральные нормы, можно перечеркнуть всю свою жизнь. 7 из 10