Те, кто читают про исторический сюжет и участие в фильме Натали Портман, могут ожидать романтики, костюмной мелодрамы. Ничего этого в фильме нет. Милош Форман верен себе. Хотя основная аудитория в зале женская, фильм получился по-мужски жестким и представляет известное испытание для зрителя, поскольку речь идет о делах испанской инквизиции периода последних конвульсий конца 18 в. Тому, кто все это воспринимает как должное, очень рекомендую этот фильм, поскольку он хорошо сделан, и в нем главные роди сыграны хорошо. К сожалению, у Портман роль скорее второстепенная, но она не умеет плохо играть, какая бы роль ни досталась. Стеллан Скарсгард отлично сыграл Гойю. В ходе просмотра понял, что десять лет назад он играл в фильме 'Ронин', ну а те, кто смотрел его в 'Пиратах...', смогут, очевидно, увдеть, насколько широк диапазон ролей у этого актера. Но лучшая роль в фильме, на мой взгляд, у Хавьера Бардема, который умело изобразил причудливые изгибы порочной инквизиторской души. Нет ни малейшего желания воспроизводить эпизоды фильма, но тот из них, где палач к немалому для себя изумлению вдруг превращается в жертву, по моим наблюдениям, приносит зрителям чувство глубокого удовлетворения. Столкновения и конфликты, показанные в картине, имеют прямые параллели с сегодняшним днем. Фильм затрагивает многие жизненные и философские вопросы - о добре и зле, коварстве и чести, об опасности навязывания всем справедливости в чьем-то собственном понимании и так далее.
Я очень разочарована фильмом!!! Я вчера дочитала прекрасную книгу Лиона Фейхтвангера ' Гойя, или тяжкий путь познания'. Перед началом просмотра фильма, я очень рассчитывала увидеть визуализацию большей части повествовательного материала изложенного в книге, и в то же время с не доверием относилась к тому, что это окажется возможным. После первых 20 минут просмотра, у меня зародилось недоумение по поводу сюжета, и до конца фильма оно только нарастало, т.к.: 1.Замечательная, волнующая и трагическая любовная линия Гойи и Каэтаны Альба ОТСУТСТВУЕТ ПОЛНОСТЬЮ!!! 2.Отношения Гойи и королевской семьи режиссер уместил в какие то 10-15 минут фильма, и зритель не знакомый с текстом книги, ни чего не поймет и не прочувствует какое на самом деле напряжение, злая ирония, присутствовали между ними. 3.Не показаны отношения Гойи с друзьями. 4. Никак не обозначена фигура Дона Мануэля, который сыграл очень значительную роль в истории Испании того периода. 5.Не показана семейная жизни Франсиско! Драматизм, теплота отношений между Хосефой и детьми, которые радовали, умирали, подавали надежды....В фильме ничего нет! Мне вообще непонятно, для чего Форман уцепился за линию жизни Инесс!? Не была она его музой!!! И причины глухоты у Гойи появились и развились по абсолютно другим причинам. В общем, фильм нелеп, кособок. Может понравиться людям, абсолютно не знакомых с жизнью художника. Очень рекомендую книгу! Прочтете, потом сами все недостатки увидите. Оценка фильму - 2 из 10!
Нельзя выставлять красоту напоказ, она вызывает у разного рода мерзавцев похотливое желание разрушить, унизить красоту, и тем самым возвыситься. Так и произошло в сюжете этого страшного фильма, когда закомплексованный и трусливый монах сделал всё, чтобы разрушить красоту, овладеть ею, насытиться ею. Это фильм относится к редкому нынче жанру: трагедия. В сюжете нет никакого просвета, никакой, даже маленькой надежды на избавление. Череда нелепых смертей, постоянное унижение и саморазрушение – вот сюжет этого, одного из самых мрачных фильмов старика Формана. И на фоне всего этого – образ великого Гойи, которого столь талантливо изображает Скаргард. Художник созерцает ад, творящийся вокруг него, пытается иногда вмешаться, чтобы как-то облегчить участь людей, но ничего из этого не выходит. И тогда он понимает, что его роль – наблюдать и рисовать. Он, словно папарацци начала 19 века, тщательно прорисовывает мир вокруг себя, таким, каким он предстаёт перед ним. И это – страшно. Юная прелестница – Натали Портман сыграла в этом фильме одну из своих лучших ролей: она сумела показать, как гибка и неистребима женская душа, как она сохраняется, проходя через жесточайшие испытания Фильм невозможно смотреть без душевной боли, настолько глубокие чувства он вызвает. Жалость, сострадание, гнев, отчаяние – всё это Вы, зритель, испытаете, когда будете смотреть этот фильм. И в этом – талант режиссёра Формана. Фильмы его смотреть тяжело, но забыть их невозможно. 5 из 10
Призраки Гойи Что бы там не говорили критики, новый фильм Милоша Формана («Пролетая над гнездом кукушки», «Народ против Ларри Флинта») из тех редких картин, которые я бы не отказалась пересмотреть через годик-другой. Всё производит впечатление и увлекает: • Хавьер Бардем («Море внутри») в необычном амплуа демонического святого отца. • Натали Портман в роли невинной жертвы инквизиции. • Гениальный Гойя, который здесь не главный персонаж, а лишь штрих к срезу эпохи. Срочно захотелось увидеть всю графику цикла «Капричос» (чуть-чуть ее нам показали в начале фильма Формана) и «Бедствия войны»… В финале мы обсуждали с другом, почему же отец Лоренцо не захотел последовать совету «дядечки в красном»? Ведь Лоренцо всегда отличался «гибкостью». И пришли к выводу, что он слишком высоко взлетел, чтобы вновь пасть и быть на побегушках у инквизиции в каком-нибудь тьмутараканском приходе. P.S. попробуйте не бежать сразу после финальных титров, а послушать музыку и посмотреть работы Гойи.
Мне очень понравился фильм вообще и как один из лучших фильмов о художниках- и образ великого Гойи здесь раскрыт несколько неожиданно, мы ведь совсем немного знаем о его последних годах... Фильмы, книги о художниках как правило описывают их самые продуктивные годы, пик творчества, и вот вдруг в интерпретации Милоша Формана перед нами художник на стыке эпох, а потом и вовсе уже старый всеми забытый Гойя, глухой, но зоркий и внимательный к происходящему... именно благодаря его гениальным рисункам и гравюрам последних лет мы знаем о том что происходило в Испании начала 19, вернее не то что а то, как... Художник должен держать руку на пульсе времени, и Гойя безусловно был одним из тех кто умел видеть, понимать и глубоко чувствовать актуальность и здесь это показано буквально намеками- но красной лентой через весь фильм идут кадры с его зарисовками и работой над образами современников Некоторые считают что он тоже был душевно больным- так сильны и даже страшны его работы. Но мы то теперь понимаем что не обязательно художник сошел с ума если он рисует ужасы и кровь- скорее это его отношение к миру... А Гойя как раз и жил в такое время когда борьба идей и войны порождали такой ужас, который как в зеркале отражался на лицах людей в работах Гойи... безусловно ему присуща гиперболизация, и это групповой портрет Испании. Он опередил время, был первым экспрессионистом еще до появления этого понятия, так же как Иероним Босх, картина которого есть в фильме, был сюрреалистом за 2 века до Дали и Миро...Сам сюжет безусловно сильный, я не буду повторять, я присоединяюсь к восторженным отзывам, Форман безусловно гениален, игра актеров и антураж все прекрасно...Но главным героем я все таки считаю Франсиско Гойю!
Режиссёр Милош Форман наиболее известен благодаря своему культовому фильму 'Пролетая над гнездом кукушки', за который Джек Николсон получил свой первый Оскар, и картине 'Человек на Луне', где Джим Керри исполнил одну из своих лучших ролей. Эти фильмы можно назвать лучшими в карьере режиссёра, но есть один, который был незаслуженно забыт зрителями и полностью отвергнут критиками. И говорю я о картине 2006 года 'Призраки Гойи'. Как можно понять из названия, фильм повествует о жизни великого художника Франциско Гойи (Стеллан Скарсгард). Но, на удивление, его нельзя назвать основным персонажем сюжета, так как главный герой здесь - время - то, что оно делает с людьми и куда может привести. Завязка в том, что муза художника, по имени Инесс (Натали Портман), была заключена в тюрьму по приказу испанской инквизиции. Франциско просит помощи у своего знакомого, брата Лоренцо (Хавьер Бардем), чтобы тот исправил положение и помог Инесс вернуться домой. На протяжении всего фильма нам показывают как меняются судьбы троих героев - Франциско, Инесс и Лоренцо. Итак, почему время является главным героем фильма? Потому что именно обстоятельства определённого времени и влияют на всё происходящее здесь. Персонажи лишь жертвы жестокости происходящего. Гойя - художник, тот, кто может остановить момент и перенести его на полотно. Лоренцо - подчинённый суровой действительности, который действует только ради собственного блага, по своим желаниям и потребностям. Инесс же невинная жертва этого мира, в котором остались только 'призраки'. Сюжет фильма интересен и необычен, и заставляет вновь задуматься насколько страшные люди жили и продолжают жить в нашем мире. Люди, прикрывающиеся церковью и 'словом Божьим' для того, чтобы вершить свои тёмные дела. Но, что наиболее ужасно, так это то, что они не чувствуют себя виноватыми, ведь 'действуют по канонам и выполняют Божью волю'. Насколько же отвратительно то, что показано в картине очень ярко и реалистично. Подобные мысли приводят нас к печальным, итогам - к сожалению, такие люди существуют. Существуют и те, кто готов изменять своей вере, взглядам и мировоззрению ради собственной выгоды. В фильме примером подобного человека является Лоренцо, который представляется мне своеобразным переосмыслением Клода Фролло из романа Виктора Гюго 'Горбун из Нотр-Дама'. Что Лоренцо, что Клод, старались оставаться верными Богу, но лишь одно обстоятельство помутило их разум - появление женщины. И все данные чувства были прекрасно показаны актёром Хавьером Бардемом. В определённый момент ты боишься его персонажа, но в конечном итоге презираешь. Он - волк, который гонится за добычей - он не остановится, пока не получит выгоду для самого себя. Инесс - представитель той группы людей, которых всегда нужно защищать от 'волков', их можно назвать 'овечками'. Она невинна и чиста, и лишь жестокое время делает с ней всё, что ему захочется. На протяжении фильма, она сильно меняется, и данное изменение было гениально сыграно моей любимой актрисой Натали Портман. В определённом смысле, это одна из её лучших ролей, так как за всю картину она показала три образа, и все были столь различны и необычны. Ведь показать девушку, невинно пострадавшую от времени и его жестоких порядков, сыграть её полнейшее перевоплощение, под силу не многим современным актрисам. И наконец, Гойя. Франциско Гойя - творец, художник, который через картины показывает людям то, какими они являются на самом деле. Возможно это не их облик, но точно их души. Через свои работы он призывает их одуматься и измениться. Он, как художник, старается вдохновить людей, показывая их истинные лица. Любой ценой он будет защищать 'овечек' от 'волков', и пусть церковь дальше выступает против его работ, ведь ему не страшно показывать правду его времени. Хотя, с тех пор мало что изменилось. До сих пор сильные угнетают слабых, а деятели искусства продолжают призывать людей одуматься. Но, к большому сожалению, как и всегда, к искусству прислушиваются в последний момент. Человек будет слушать и доверять политикам, церкви, но не своей душе и сердцу. Это отлично показано в картине 'Призраки Гойи', так как никто практически не пытается понять суть картин Гойи. Почему у его людей такие страшные лица, почему они кажутся призраками? Потому что многие люди уже стали этими призраками, потеряв свою человечность и любовь в сердце. Рассуждая обо всём этом, мы возвращаемся к самому фильму. И справедливо будет задать один важный вопрос - почему данный фильм не приглянулся зрителям и не понравился критикам. Возможно, многие стали придираться к некоторым поворотам сюжета, которые кажутся слишком простыми и удачно совпавшими. Но, честно сказать, для меня чувства и эмоции, которые я испытал во время просмотра, оказались сильнее логики и аналитического восприятия. Главное - идея фильма, его призыв одуматься и посмотреть на свою жизнь, на своё время, которое мало чем отличается от того, что показано в 'Призраках Гойи'. Люди до сих пор глупы и жестоки. Но, что мешает нам хотя-бы попробовать помочь этому миру? Возможно, так же как и Гойя, создавая что-то прекрасное? Я верю в то, что человек, пожелавший помочь миру своим искусством, всегда найдёт его отклик, и хотя бы на одну триллионную он сможет изменить часть этого сурового и жестокого мира. 10 из 10
Фильм повествует об одном из известных художников Испании периода конца 18 – начала 19 веков - Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентесе. А также в фильме раскрываются истории знатных семей Испании, простых жителей, церкви и их взаимодействие друг с другом через призму трагических событий, которыми была наполнена историческая действительность, какой её запечатлел сам Гойя. Удивительные картины, оставшиеся в наследство мировой культуре от этого художника, послужили отправными точками в создании сюжета фильма. А уникальная гамма цветов в картинах того времени перешла на экран, что конечно выглядит как по-настоящему оживший холст. Режиссёром картины стал известный режиссёр Милош Форман, снявший в 1975 Пролетая над гнездом кукушки. Актёрский состав очень серьёзный, это Стеллан Скарсгард (в роли Гойи), Хавьер Бардем, Натали Портман, Рэнди Куэйд и другие замечательные актёры. Фильм снят на высоком профессиональном уровне, с отличной игрой актёров, великолепной стилизацией (под картины Гойи), отличными костюмами и гримом, а главное это удивительный и непредсказуемый сюжет. Всё это делает фильм в моём понимании достойным высокой оценки критика-зрителя, но фильм не получил должной оценки со стороны зрителя и оказался провальным в прокате. 9 из 10
После того, как прочёл достаточно интересную книгу 'История исскуства' Г. Эрнста, в которой описывалось течение истории живописи, архитектуры и в которой достаточно много цветных иллюстраций знаменитых произведений исскуства различных эпох и стран мира, возникло желание посмотреть фильм-биографию какого-нибудь художника. По данной тематике нашёл фильм 'Призраки Гойи'. Поскольку он имеет высокую среднюю оценку на этом сайте и поскольку режиссёром является Милош Форман, 'Пролетая над гнездом кукушки' которого произвёл на меня положительное впечатление, решил посмотреть. Поставил низкую оценку, потому что мне не было понятно, что вообще происходит. Приведу в пример пару эпизодов. Лоренцо совратил, находящуюся под стражей Иннесс, однако, перед тем как он выследил её для задержания не было изображено его мотивов. Такое ощущение, что он решил взять любую девушку. Сама Портман, исполняющая роль заключённой, плакала во время ареста так, будто она пародирует плач. Может это связано с самой атмосферой картины, где эпизоды сменялись слишком быстро и все действия не производили нужного впечатления драматизма. После того, как у священника Лоренцо отец Иннесс, заключённой под стражу, выпытал признательную записку о том, что тот не может являться дееспособным, ожидалось, что Иннесс отпустят. Должны были её отпустить, потому что отец показал записку влиятельному лицу Испании (вроде королю). Однако, в фильме идут события '15 лет спустя', а Иннесс всё это время была взаперти. Почему не показали причины, по которой её не отпустили, тем более Лоренцо сбежал. Действия в фильме разворачивались хаотично, и последние 10 минут досмотрел с трудом. И путь Гойи как художника, и судьба Иннесс после заключения, и переворот в Испании, и возвращение Лоренцо после побега с изменившимися взглядами на жизнь, и поиски дочери Иннесс - много элементов, и, на мой взгляд, их стоило описывать более досконально и связывать между собой более чётко. Драмы и глубины не ощущалось. Не хватало атмосферности. Саундтрек не запомнился. Единственное, что меня восхитило, это игра Х. Бардема. Натурально изображал властность натуры. Образ вышел колоритный. 4 из 10
Печальная, трогательная история. История выражающая дух жестокого, невежественного и несправедливого времени прошлого. Создателям удивительно точно удалось вдохнуть жизнь и перенести на экран гравюры и картины великолепного художника Франсиско Гойа, обличающего в своем творчестве пороки своего времени. Этот фильм ни в коем случае не нужно воспринимать как биографию художника, он скорее повествует о тех событиях которые повлияли на его творчество. Трагическая судьба Инес не оставит равнодушным никого, за ее судьбу переживаешь от начала и до конца. Натали Портман просто великолепна, я не знаю как ей это удается, но в этом фильме она сыграла целых три образа и все они получились полноценными и интересными. Актерский состав великолепен, каждый персонаж на своем месте и все они играют безупречно. Костюмеры и гримеры тоже постарались, они в полной мере воплотили на экране атмосферу и образ времен Наполеоновских войн. Возможно некоторых смутит весьма трагическая концовка фильма, однако я полагаю, что именно так фильм и должен был закончиться. 9 из 10
Если у вас с самого начала не задался день, а настроение мрачнее тучи, то отложите этот фильм для более светлых времен. «Призраки Гойи» пронесут вас сквозь смутное и жуткое время. 19 век, Испания, время царствования инквизиции, которое сменяется революцией и вторжением армии Наполеона. Гениальный Милош Форман (именно он снял «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном) раскрывает нам всю суть превратностей человеческой истории через живописца Франсиско Гойя и его музу Инесс. Имущие власть грешники осуждают на адские муки праведников, войны и революции меняют и перетасовывают власть предержащих. Сегодня ты сам Бог, а завтра оказываешься тем, кото еще вчера судил. Главные роли исполняют талантливые Стеллан Скарсгард, Натали Портман и Хавьер Бардем. Им веришь, сочувствуешь, ненавидишь. Идеальная режиссура, стыковка кадров и музыки полностью погружают в сюжет этой картины. Сценарий фильма настолько хорош, что ничуть не удивительно, что одним из ярких событий 2007 года во французской литературе стал выход опубликованного литературного сценария Милоша Формана и Жан-Клода Карьера «Призраки Гойи». Этот фильм Вам будет нелегко смотреть. Даже редкие ироничные моменты полностью подходят под определение «смех сквозь слезы». Но пройдя через все испытания, можно душевно обогатиться. Вы еще долго будете вспоминать этот фильм, думать о нем, а последние кадры фильма останутся у вас в душе навсегда.
Запутанная драматическая история, лишенная глубины -- вот что хочется сказать про 'Призраков.. .' Формана. Красивые декорации, достоверные костюмы, но зрелище кажется картонным. Желтоватые тона фильма усиливают впечатление от простой стилизации ( пожелтением под старину любят имитировать древность). Возмутительно вольно Форман обходится с историческими событиями. О вольностях пишут разные люди, заметившие лажу. Но пишут как-то по мелочам. Что-то о том, что де ноги не так связали, дыбой пользовались не так. Что такая-то картина не тогда была написана, когда в фильме показывали. Я вас умоляю! Это такая чепуха! Намного страшнее другое... Это кто режиссеру рассказывал, что узники в казематах были голыми? Видать, это он присочинил, чтоб добавить картине эротичности. Будь там какой-нибудь мужичок с обрюзгшим телом, его бы приодели. Кстати, узница покидает заточение в одежде. Можно подумать, что она по дороге ее нашла, но где? Это вам не американская тюрьма, когда то, что забрали, после срока выдают обратно. Да и как она вышла, когда ее приговорили к смерти? У Формана получилось, что все инквизиторы такие дураки и мерзавцы, чтоб заподозрить кого-либо в ереси только из-за нелюбви к свинине! Преувеличение заметит и не историк, а историк уж точно скажет, что охочая до создания огромного количества протоколов и дотошная испанская инквизиция не могла вот так слету, без размышлений верить любому доносу. Это такое известное преувеличение по поводу священного трибунала, которое появилось ближе к нашему времени. Славе инквизиции как чего-то порочного и пользующегося абсолютной безнаказанностью поспособствовал известная книга бывшего не то секретаря, не то еще какой крутой шишки от инквизиции Хуана Антонио Льоренте, которая так и назывался 'История Инквизиции'. Кстати, про этот труд более чем уместно в вспомнить, потому что главный злодей в 'Призраках.. .', как говориться, ну просто вылитый Володька.. . в смысле, Хуан Антонио. На картине, показанной в фильме, этот герой стоит в такой же позе и в такой же одежде, в каких написан Льоренте у Гойи. А главное, что основные повороты судьбы этого злобного инквизитора с известного историка инквизиции ну просто списаны! Персонаж нашего фильма тоже секретарь инквизиции и тоже убег к французам. Льоренте у французов стал лютым свободоборцем и написал эту самую книжицу, так любимую нашими советскими борцами-антирелигизниками, хотя даже самый последний Григулевич как бы между делом сознавался, что хоть испанский историк и помог ему что-то осмыслить, но легонько приврал в количестве жертв и намеренно сгустил краски. Как жаль, что Лиоренте жил так давно и не может оценить, прототипом для какого героя стал! У мертвых глаза не видят. Придется нам, зрителям, моделировать возможную реакцию. Вот мне кажется, что он испытал бы, как сейчас говорят, сильнейший баттхерт, который, как опять же мне кажется, полностью заслужит. Так тебе и надо, презренный враль! Получи от плодов сочиняемых тобой баек. А будь я поклонником Льоренте, я бы возмутился. Вы что, свечку держали? Это же чистой воды поклеп! Никаких узниц Хуан Антонио не совращал. Понятно, что все в фильме вымысел на реальных событиях, но если придуманное про Гойу и его музу в целом не обидно, то про инквизитора, сбежавшего к французам вышла чистая клевета. Между тем, самому Форману и людям, не любящим инквизицию как-то странно бросать камнями в тех, с кем они солидарны. Гойи в фильме мало и он очень неэмоционален. Он в целом положительный герой, хотя известно, что в жизни художник не был слишком кроткого нрава. С Гойей в фильме связана одна хорошая мелочь. Показано, как он делает офорты -- это полезно для зрителя, не имеющего прямого отношения к изобразительному искусству. Порадовала достоверная шляпа со свечами. Не порадовало то, как Гойа писал героиню Натали Портман, потому что вышло слишком современно, хотя это тоже мелочь. Вообще в 'Призраках' очень мало и Гоий и Инквизиции, зато много перевоплощений Натали Портман, которая на девушек с картин великого испанца ну как-то совсем не похожа. Уж очень типичная для современного глянца у ней красота. Фильм кончается, а оплакивать никого не хочется. Для этого 'Призраки Гойи' получились слишком стерильными, хотя я не считаю, что зря потратил время на просмотр.
Думаю, еще с первой строчки стоит сообщить о том, что сейчас, в момент написания рецензии на фильм 'Призраки Гойи', я нахожусь под огромнейшим впечатлением сразу же после просмотра, так что мой отзыв не будет содержать ни единого отрицательного комментария. Также хочу предупредить, что не слишком хорошо знакома с историей, а такого художника, как Франсиско Гойя, имела случай узнать лишь сегодня, следовательно, едва ли мое мнение во многих аспектах можно будет считать объективным. Собственно, я и наткнулась на этот шедевр не из желания пополнить свои знания об инквизиции в Испании или о творчестве одного из великих мастеров изобразительного искусства, а изучая фильмографию прекрасной Натали Портман, поэтому бОльшую часть повествования я посвящу тому, как хорошо ей удалось войти в роль каждого из своих персонажей, ведь актриса очень убедительно, волнующе сыграла трех совершенно разных людей. Сперва мы видим ее той самой Музой художника, невероятно красивой лицом и душой девушкой, такой молодой и невинной, еще не познавшей жизнь, однако по нелепой случайности, гигантской несправедливости она становится жертвой подозрительных преследователей неких изменников, заставивших Инесс под страшной пыткою признать свою вину перед Господом. С этого момента начинается совершенно другая жизнь героини…ее буквально вырывают из теплого круга семьи и друзей, вынуждая проводить те по идее лучшие годы в темнице. После 15 лет заключения от прежней Инесс остаются лишь измученная голодом оболочка и искренняя, страстная натура девушки, потерявшей связь с разумом и отдавшейся идее о поиске своей дочери, чью роль Натали сыграла так же великолепно. На этом моменте во избежании спойлеров, которые уже так и просятся влезть в мой рассказ, я прекращаю вдаваться в подробности. Остальные актеры были также на высоте. Ни один персонаж не заставил меня разочароваться в картине. Каждый исполняет роль так, как, казалось, и должен. Ничто не заставляет усомниться в искренности героев. Фильм охватывает огромный спектр проблем, оставляет множество мыслей после себя, открывает глаза на вещи, о которых ранее не задумываешься. Безусловно, мотивирует познавать, развиваться духовно и нравственно. Подводя итог, хочу сказать, что невозможно передать в должной мере все эмоции, которые пришлось испытать. Невозможно разобрать все идеи, выдвинутые создателями. Невозможно описать все прелести оформления и исполнения. Это стоит увидеть. 10 из 10
Не скрою, я давно хотела посмотреть этот фильм, и вот, наконец-то до него добралась. Толчком послужило недавнее изучение творчества Франсиско Гойи на лекциях по зарубежному искусству XIX века. Хочу выделить, как мне показалось, важную тему, затронутую в этом фильме. Эту тему я обозначила в заголовке своей рецензии: контекст времени, в котором жил и творил великий испанский художник. На мой, да и не только мой взгляд, важно понимать условия, в которых художник создавал свои произведения, так как именно эти условия и находят прямое отражение в его творчестве. И это как раз и показывает фильм. Инквизиция, продержавшаяся в Испании аж захватившая начало XIX столетия, люди, которых за одно неверное движение или слово подвергавшиеся священному суду со всеми вытекающими последствиями, вторжение армии Наполеона в Испанию и кровавый беспредел, который она принесла. Все эти факторы нашли отражение в творчестве великого Гойи (вспомним серии офортов «Капричос» и «Бедствия войны»). И может, не будь этих событий, мы бы знали другого Гойю, а может и не знали о таком художнике вообще. Поэтому, по моему мнению, идея режиссёра показать не самого даже художника, а ту обстановку, в которой он жил и творил не менее ценна, чем если бы Милош Форман создал игровой биографический фильм о Франсиско Гойе. Хотелось бы отметить ещё два пункта. Мощная концовка, а точнее титры, фоном для которых выступают работы Мастера. Они являются как бы итогом, выводом, отражением событий, показанных в фильме. Игра актёров. Все были хороши в своих ролях, но в особенности, Натали Портман. Поистине нужно обладать недюжинными способностями и талантом, чтобы сыграть трёх абсолютно разных людей. Итог: оригинальная идея, плюс великолепная актёрская игра, плюс замечательная работа художников - равно десять баллов. И почётное место в моей фильмотеке.
'Призраки Гойи' - красивый исторический фильм, который погружает зрителя в Испанию времен заката Святой инквизиции. В последние дни своего существования эта чудовищная машина калечит своими жерновами жизнь совсем еще юной красавицы Инесс. Тяжелейшие испытания выпадают и на долю ее семьи. Все в фильме выверено и уравновешенно до мелочей. Грязь и чистота души, любовь и предательство, честность и ложь. Но он бы так и остался в памяти красивым историческим фильмом, если бы не последние минуты. Не знаю, вкладывали ли создатели фильма именно этот смысл в происходящее. Но тем не менее. После невероятнейших страданий Инесс наконец-то улыбается счастье. Она находит свою дочь и воссоединяется с любимым, и теперь они несомненно будут жить долго и счастливо. И только со стороны видно, на сколько безумно и призрачно это счастье. Дочь у Инесс уже давным давно не маленький невинный ребенок, а вместо мужчины ее мечты, мертвое тело. Но сколько женщин, да и мужчин, во всем мире тешат себя подобными иллюзиями? С одной стороны людей, которые отрицают дурное в близких, можно понять. Но не безумие ли не замечать очевидного? Стоит ли обманывать себя, отгораживаясь от реального мира, саваном иллюзий? Или все же правильнее быть честным с самим собой, честным на столько, чтобы мысли и слова не расходились с делами? В противном случае мы рискуем зайти в тупик собственной лжи, оставшись бесплотными призраками для стороннего наблюдателя. 10 из 10
С первых кадров картина притягивает внимание изящностью, плавностью, продуманностью постановки. В последующих притягивает душу за шиворот и начинает неистово копаться в ней, выставляя всё новые и новые вопросы очарованному зрителю. Трепетное отношение к истории и запредельный уровень игры триумвирата актёров Бардем - Скарсгард - Портман не могут оставить равнодушным ни одного вдумчивого и искушённого зрителя, - два козыря, бьющие любое сочетание находимых псевдонедостатков. Фабула, сюжет, артисты, декорации, непредсказуемость, глубина - ни один из параметров не представлен ниже уровня, достаточного, чтобы приковать к экрану и не отпускать до финальных титров. Неотъемлемая черта глубокого кино отчётливо проступает и в данном удивительном экземпляре - во время просмотра не раз хочется задать рефлексивный вопрос: 'Как бы поступил сам?' Сложность ответа блистательно демонстрируется в изумляющей, самой неожиданной в и без того пестрящем такими поворотами фильме, сцене с пыткой покамест инквизитора Лоренцо. Который за несколько мгновений до этого был уверен в помощи бога, как в чём-то, не подвергающемся сомнению. Как говорится, всем наука, не спеши с ответом.
Если уж говорить об изобразительном искусстве, то никак нельзя обойти стороной испанцев, поскольку они добились колоссальных успехов в живописи. Именно оттуда к нам дошли имена таких гениев кисти, как Сальвадор Дали, Диего Веласкес, Пабло Пикассо, Эль Греко и, конечно же, Франсиско Гойя. Вот о последнем как раз и хотелось бы поговорить. Я помню, что давным-давно смотрел этот фильм, но сюжет совершенно стерся из памяти, оставив там только обнаженную Натали Портман, поднятую на дыбе. Пересмотрев фильм еще раз, мне стало понятно, почему я его не запомнил. Тут же практически нет самого Гойи. Он, конечно, ходит туда-сюда, улыбается и даже пишет несколько портретов, но выступает исключительно в роли стороннего наблюдателя, что довольно странно, на мой взгляд, ведь в жанре значится биографическая военная драма. Из биографии великого художника вы узнаете только то, что он действительно был живописцем при королевском дворе какое-то время, страдал от глухоты и делал офорты на политические, социальные и религиозные темы. Ну, еще сможете увидеть его работу над картиной 'Королева Мария-Луиза на лошади' и несколько других картин в финальных титрах. На этом биографические сведения заканчиваются, к моему огромному разочарованию. А дальше идет историческая драма об испанской инквизиции начала XIX века. Священник Лоренцо призывает своих собратьев доносить на всех, кого можно заподозрить в ереси, иудействе и прочих грехах против церкви. Одной из жертв инквизиторов стала молодая муза художника Инесс за то, что ей не нравится свинина на вкус. А уж при помощи дыбы священники узнали, что девушка была тайной иудейкой. Вот, собственно говоря, весь сюжет о смутном времени испанской инквизиции и начале французской революции. Казалось бы, пусть себе снимают на здоровье очередную историческую драму. Но зачем же туда Гойю впихнули, если от него нет никакого толку? Поставлю среднюю оценку за неплохой актерский состав и работу художников-постановщиков и гримеров. Мне понравилось, как из красивой и цветущей Натали Портман сделали тощую и беззубую сумасшедшую. Это смотрелось убедительно. Хавьер Бардем отлично отыграл в финальной сцене. Пожалуй, это самый яркий эпизод в фильме. Но в целом фильм совершенно не оправдывает ожидания тех, кто ориентируется по названию и указанному биографическому жанру. Тут даже не упоминают о том, что у Гойи была жена с детьми и шурин Франсиско Байеу, при помощи которого Гойя попал ко двору! По фильму он вообще кажется одиноким холостяком. Это не призраки Гойи, это просто жертвы инквизиции, которые к самому художнику не имеют практически никакого отношения. 5 из 10
Не перестаю поражаться, как тонко некоторые режиссёры моделируют перипетии человеческих жизней на фоне масштабных исторических событий. В данном случае, это наполеоновская война. Что касается части человеческих жизней, то режиссёр берёт пример тихой богатой семьи, чья дочь Инес (Натали Портман) является, своего рода, вдохновительницей художника Франсиско Гойя (Стеллан Скарсгард) и попадает под суд испанской инквизиции, под пыткой, признав себя иудейкой. Сразу хочу отметить, что бесполезно разбирать этот фильм на косточки. Он очень целостен, поднимает в себе очень много важных тем с помощью значительных и принципиальных ситуаций, где решается вопрос 'Кто я?' - в общем-то, для каждого персонажа. Это как раз та картина, при просмотре которой (лично у меня) где-то в середине, понимая и ужасаясь от происходящего, невольно ставишь паузу и обращаешь глаза к верху, пытаясь справиться с эмоциями, задаваясь миллиардами вопросов, тут же отвечая на них и так далее. Честно скажу, для меня этих моментов здесь очень много. И пытаясь их как-то отметить, понимаю, что я просто пересказываю фильм в деталях. Поэтому просто посмотрите его: ) Единственное, пара слов о Натали Портман. Впервые вижу её прекрасную и нежную внешность в виде измученного искажённого лика женщины, вышедшей из 'святой' тюрьмы. Очень непредвиденно!
Фильм притягивает реальностью повествования, развитием сюжета, костюмами и декорациями. С самых первых минут проникаешь в суровый мир Испанской цивилизации, где веру в Бога поддерживает страх, а перед святой инквизицией трепещут все. Разумеется, не обошлось без исторических ляпов. Например, мне показалось странным: неужели осуждённых на смерть держали в заточении по несколько лет? Признаюсь, эта мысль не посетила меня во время первого просмотра, и лишь пересмотрев фильм через неделю, я многое понял, а так же сделал вывод, что человеку, не изучавшему историю смотреть фильм в некоторой степени проще. Хотя по правде говоря, это не есть правильно. Я почти не пишу рецензий на исторические картины, и вообще не пишу на биографические: слишком большая ответственность. 'Призраки Гойи' меня зацепили тем, что тут я увидел качественную игру актёров, умеренно раскрытые характеры героев, реалистичность костюмов и атмосферу того века. Поистине создатели фильма соблюли каноны жанра исторической драмы. Но увы, им пришлось немало потрудится над сценарием, что бы сотворить не просто драму, а драму с интригой и реальными персонажами. В плане операторской работы фильм ничем не выдаётся: это особенно заметно во время съёмок массовки и на улицах. Возможно, ограниченность бюджета (который нужно заметить, оказался довольно солидным для своего времени) не позволила полностью 'выложиться', дабы одеть больше массовки, и показать улицы города. Сопровождающая повествование музыка подходит этому фильму, так же мне понравилась идея показывать во время титров работы известного художника. Мораль фильма довольно жестока и навязчива, и не исключаю тот факт, что критики не одобрили фильм именно из-за того, что было показано 'истинное' лицо церкви. Судьбы героев фильма, и судьбы реальных персонажей сравнивать не буду, скажу только, что нам показали два небольших отрывка из жизни Франсиско Гойи, а ещё там подробно показали, как делают гравюры, и последующий их оттиск на бумагу. Возвращаясь к морали добавлю, что она не ограничивается только тем, чего добилась инквизиция, сама ирония судьбы героев, их поступки, заставляют задуматься о многом, в том числе о нашей с вами реальности. Не думаю, что фильм можно смотреть всей семьёй – с детьми до 13 включительно. Не исключено что они заснут, или того хуже: не поймут суть и поставят крест на этом жанре. Лучше смотреть уединённо, это как раз тот случай, хотя лично я смотрел фильм дважды – сам, и в кругу семьи. Постельных сцен нет, только намёки, и такие слова как 'шлюхи' и им подобные. Подводя черту ещё добавлю, что если бы не сравнение с историей, то присвоил бы фильму наивысшую оценку. Так что прошу меня понять, к тому же это совсем не сложно. 8 из 10
Я очень люблю Гойю, плохо разбираюсь в истории (особенно, испанской) и совсем не знаю режиссера, который снимал этот фильм. Поэтому буду говорить о том, о чем знаю или почерпнула из просмотра. Актеры. 'Все актеры - на своих местах, за исключением Натали Портман' - так я подумала при первых минутах просмотра. Однако открывающиеся двери застенок испанской инквизиции меня переубедили. Довольно внушительно, хотя большую роль сыграл грим и перекошенная челюсть. Гойя очень похож на Гойю, только вот мне не хватало 'беса' в его глазах, которые он сам же и рисовал когда-то. Есть в его автопортретах что-то с безуминкой, такое, что сразу видишь - он действительно видел призраков. А вот в фильме это был богатый, сытый и довольный жизнью придворный художник, рисующий великосветских особ. Лоренсо - вот тот единственный, кто радовал своим многогранными изменениями. Правда, что злодеи всегда интереснее однозначно положительных героев. Так и вышло - мы видим не только злодея, но и любящего отца, убеждающегося, что карета с семьей уехала настолько далеко, что ее уже не догонят. Всего-то и не хватало ему, что семейного очага, что он изначально пытался компенсировать насилием Инессы. Сюжет. Вот тут будет почти однозначный минус. Да, я понимаю, что история и художник, ее рисующий, неотделимы, но! В фильме было все - инквизиция, пытки, приговоры, перевороты, революции, но я так и не увидела там художника. С одной стороны, я понимаю, что весь фильм как большая картина, которую он рисует каждый день, мазок за мазком, то, что видит, но уже не слышит. И понимаю название - все эти люди, лица проходят мимо него как призраки эпохи, яркие ее выражения. Но не было тут человека, который это все создает. Биографией тут, увы, и не пахло. А я так надеялась посмотреть на процесс работы над 'Махой обнаженной' и 'Махой одетой'! 4 из 10 Нельзя делать кино о художнике без самого художника.
Фильм просмотрела из желания сравнить/провести параллели с 'Девушкой с жемчужной сережкой'. Заранее была уверена, что это совсем разные истории, ведь они о таких непохожих художниках. Но причина оказалась в другом. В отличие от созерцательной, почти медитативной 'Девушки..', которая, по сути, является экранизацией одного конкретного полотна и гимном искусству и тонким материям, на которых оно зиждется, 'Призраки..' - это историческое кино. Кино о жестокости инквизиции, жестокости революции, жестокости отдельно взятых людей и общественных нравов в целом. Художник здесь - лишь наблюдатель, рассказчик и связующее звено. У музы здесь нет ничего, кроме лица, которое она теряет, и исковерканного материнства. Акцент не на отношениях между людьми, а на обстоятельствах, которые переплетают и ломают судьбы Самый содержательный эпизод фильма - сцена на площади, где пересекаются пути оглохшего Гойи, приговоренного к смерти Лоренцо, обезумевшей Инесс с чужим младенцем на руках и Алисии. Смеющаяся в объятиях английского офицера, она знать не знает, что там, в человеческом море, бушующем под ее балконом, ее мать пришла с малышкой, которую принимает за нее, на казнь ее отца, зарисованную в блокнот одним из величайших художников Испании. Алисия олицетворяет живучесть, она - цветок, пробивающийся сквозь камни, она - воплощенное будущее, потому что у нее нет прошлого, а есть только гордость и инстинкт самосохранения. Дети, танцующие под жизнерадостную мелодию вокруг повозки с трупом и сумасшедшей женщины - тоже отголоски этого будущего, завтрашнего дня истерзанной, обесчещенной, преданной и покоренной страны. Гойя тоже по-прежнему жив, по-прежнему пишет и, возможно, это означает, что какая бы эпоха не восседала на троне, у нее всегда будет свой придворный живописец. И его ценой за эту честь станут призраки, в которых рано или поздно превращаются простые люди, схваченные и прикованные цепями в темницах времени. 7 из 10