Джонатан Глейзер создал, возможно, самый тревожный фильм о Холокосте — именно потому, что в нём почти нет прямого изображения насилия. «Зона интересов» — это кинематографическое исследование повседневности зла, где ужас не в газовых камерах, а в спокойных семейных ужинах на фоне крематориев. Фильм фокусируется на семье коменданта Аушвица Рудольфа Хёсса (блестяще сыгранного Кристианом Фриделем) и его жене Хедвиг (Сандра Хюллер в одной из лучших своих ролей). Их вилла с ухоженным садом буквально примыкает к стенам концлагеря — географическая метафора моральной слепоты. Глейзер сознательно избегает показа самого лагеря, вместо этого предлагая зрителю стать невольным свидетелем того, как преступники против человечества живут своей обычной жизнью: дети играют, супруги ссорятся из-за мелочей, хозяйка гордится своим садом. Гениальность фильма — в его звуковом дизайне. На протяжении всех двух часов мы слышим отдалённые, но узнаваемые звуки лагеря: гудки поездов, лай собак, приглушённые крики, выстрелы. Эти звуки становятся своеобразным саундтреком к семейной идиллии, создавая почти невыносимый когнитивный диссонанс. В одной из самых сильных сцен Хёсс читает детям сказку на ночь, а за окном слышен скрежет колёс тележек, перевозящих тела. Визуальный ряд построен на контрастах: тёплые, почти пасторальные кадры семейной жизни противопоставлены холодным, безжизненным ночным съёмкам территории лагеря, сделанным с помощью тепловизора. Эти сцены, лишённые человеческого присутствия, тем не менее кричат о тысячах невидимых жертв. Особенно впечатляет финальная сцена, где пустая вилла снимается в инфракрасном спектре, обнажая тепловые следы невидимых присутствий — словно призраки жертв продолжают населять это проклятое место. Актёрская игра поражает своей сдержанностью и реализмом. Сандра Хюллер создаёт образ не монстра, а обычной женщины, полностью погружённой в свои мелкие заботы и сознательно игнорирующей происходящее за стеной. Её персонаж временами даже вызывает сочувствие — пока не понимаешь, что это сочувствие и есть ловушка, в которую нас заманивает режиссёр. Кристиан Фридель в роли Хёсса воплощает идею «бюрократа зла» — его персонаж обсуждает эффективность крематориев с той же интонацией, что и строительство детских качелей. «Зона интересов» — это кино, которое не пытается шокировать прямым изображением ужасов, а заставляет зрителя почувствовать себя соучастником происходящего через саму банальность показанных событий. Фильм не даёт ответов и не предлагает катарсиса — только холодное осознание того, как легко зло вписывается в повседневность. Это сложное, требующее терпения, но исключительно важное кино, которое остаётся с вами долго после окончания просмотра. Глейзер создал не просто фильм о Холокосте — он создал универсальное исследование природы человеческого равнодушия. «Зона интересов» заставляет задуматься: сколько таких «зон интересов» существует вокруг нас сегодня? Где те места, которые мы предпочитаем не замечать, те преступления, которые удобно игнорировать? Это кино — не о прошлом, а о нас самих, и в этом его главная сила и главный ужас. Фильм требует особого настроя и готовности к медленному, почти медитативному погружению. Это не развлекательное кино — это кино-переживание, кино-испытание. Но для тех, кто готов принять его условия, «Зона интересов» станет одним из самых сильных кинематографических опытов последних лет.
Наверное, самый спорный Оскаровский номинант на лучший фильм года. В 1939 году фашистская Германия начала расширять свою зону влияния на восток, а уже в 1940 году на территории Польши вблизи городка Освенцим был построен, наверное, самый известный концлагерь в истории, в котором был уничтожен один миллион человек – евреи, поляки, советские военнопленные и цыгане. За несколько лет своего существования лагерь значительно разросся и превратился в своеобразный индустриальный город с фабриками, научными лабораториями и шахтами, на которых использовался рабский труд заключенных. Но все управляющие должности и должности, требующие технических знаний (например, инженеры), естественно, были заняты немцами. Они переезжали в Освенцим со всех уголков Германии и жили жизнью обычных тружеников: ходили на работу, растили детей, пытались продвинуться по службе. В общем, жили так, словно вокруг не происходило ничего необычного. Джонатан Глейзер решил снять фильм как раз об этом. То есть посмотреть на концлагерь не со стандартного угла зрения (изнутри), а снаружи. И в качестве главных героев взял коменданта лагеря Рудольфа Хесса, его жену Хедвигу и их пятерых детей, которые построили буквально за стеной лагеря свою фазенду: большой дом с бассейном и садом, и теперь пытались всячески устроить свою бюргерскую жизнь. Глейзер очень талантливый режиссер, который прежде всего сделал себе имя на поприще музыкальных клипов и рекламных роликов, и его конек - создание атмосферы. Он, как никто, умеет передавать настроение, мысли, мотивы посредством визуальных образов. В большое кино он пришел в последнюю очередь, и на его счету только четыре художественные картины, которые безусловно сказали свое слово в кинематографе, но у них есть одна жирная общая черта – это отсутствие четкой сюжетной линии. И «Зона интересов» не исключение. Глейзеру великолепно удалось воссоздать мирную атмосферу бюргерской жизни настолько, что она даже вызывает чувство легкой ностальгии по прошедшим временам. Но если он таким сравнением пытался вызвать шок или удивление у зрителя, то у него этого не получилось, потому что чтобы удивляться подобным вещам, нужно совершенно не смотреть по сторонам и не знать историю человечества. Миллионы «врагов народа» в сталинских лагерях и столько же рыдающих, на похоронах самого Сталина. 250 лет рабства в США, где с одной стороны дома жили сытые и довольные белые, а с другой стороны голодные и избитые африканцы. Альбиносы в Африке, которых убивают и расчленяют собственные соседи, чтобы продать местным колдунам. Бесчисленные человеческие жертвы военных и политических конфликтов и бесчисленные жертвы издевательств среди животного мира. И кто-то лишился сна? (как не тонко обращает наше внимание режиссер на состояние здоровья Хесса ближе к концовке фильма) Нет, все спят, поглощают пищу, занимаются своими ежедневными делами. Жизнь продолжается. Самое интересное, что Глейзер также не пытается заглянуть в душу героев и разобраться, почему они совершают такие поступки. Хотя в том же «Чтеце», который по неизвестной для меня причине заклевали критики, на этот вопрос отвечают очень четко. Да и сам Хесс говорил: «Прежде всего, мы должны слушать фюрера, а не философствовать». По сути, «Зона интересов» — это документальный фильм, который сняли по сценарию и с живыми актерами. То есть это просто короткий срез жизни тех лет и немного современных. У меня остался только один вопрос. Почему люди ночью изображены, как рентгеновские снимки? Если у вас есть мысли на этот счет, пожалуйста поделитесь ими в комментариях. К слову, Рудольф Хесс закончил свою жизнь тоже в Освенциме. В 1947 году после долгого суда, он был повешен прямо на территории лагеря. В фильме, правда, вы этого тоже не увидите. 7 из 10
Первая моя фраза после любого фильма Джонатана Глейзера звучит одинаково. Нет, ну так еще не снимали. Британец - новатор, киноэквилибрист и человек-пароход. Каждая из подобных деноминаций вряд ли будет кем-то оспариваться. В 'Зоне интересов' Глейзер уходит от фантастического сеттинга предыдущего фильма и находит пространство для творчества в одной из самых избитых для современного искусства тем - ужасов Холокоста. Главные герои 'Зоны интересов' - семья коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса, живущая через забор от места работы своего патриарха. Серая бетонная стена отделяет идиллическое бытие успешной нацистской ячейки общества от кошмаров газовых камер. Впрочем, мы ни разу за фильм не видим второго. Только слышим. Весь саундтрек 'Зоны интересов' сконструирован из детских воплей, криков умирающих евреев и тления горящей плоти. Чтобы вы его точно расслышали, Глейзер проворачивает один трюк - на пару минут ликвидирует картинку, оставляя вместо нее просто черный или красный экран. Монохром и этот жуткий звук. То еще испытание для неподготовленной психики. Что же касается визуала, то большую его часть занимает не какой-то уникальный сюжет (его в фильме нужно искать под лупой), а обыденная бытовуха заявленной немецкой семьи. Вот уставший Рудольф сидит в кресле после работы, черкая листок бумаги предложениями по усовершенствованию лагерных печей. Вот его жена Хедвига (блестящая роль Сандры Хюллер) раздает польским служанкам вещи, которые привезли с работы мужа и, очевидно, больше не пригодятся бывшим хозяевам. А вот их белокурые детки (целых пять, как полагается здоровому нацистскому генофонду) играют с зубами (!), найденными в округе. 'Зона интересов' - это скрытая камера, оставленная во дворе скучного и правильного работяги, живущего в рутине своих профессиональных проблем. Главное развлечение - приезд друзей, тещи или коллег. И снова всё идет до обыденного узнаваемо. Хедвига готовит постель для матери, жалующеюся на долгую остановку в Кракове из-за каких-то унтерменшен. А Рудольф, попивая шнапс, рассказывает друзьям о новой логистике лагеря, которая позволит эффективнее утилизировать объекты. В этом фильме есть, пожалуй, лишь два события, двигающих сюжет (одно ровно по середине, второе в самом конце). Спойлерить я не буду, но их значительность обнажается только благодаря вялотекущему темпоритму основной истории. 'Зона интересов' вновь, вновь и вновь с дидактической надоедливостью жужжит у уха про то, как банально зло. Твердит про ужасы Холокоста, которые настолько вросли в сознание нормального человека, что ему их уже даже не нужно показывать (тут фильм справляется). А что хуже всего, Глейзер иногда говорит об этом в лоб. Одна из самых раздражающих метафор спрятана под конец фильма. Рудольф спускается по лестнице, пролет, заворот, еще пролет. А дальше моралистика. В стиле худшей бубнёжки престарелого школьного учителя, даже не подозревающего, что для его урока уже давно прописали ударную дозу снотворного. 'Зона интересов' - это фильм, который странно критиковать, странно не признавать и странно не отмечать премиями. Его суть настолько глубоко проникает в метрики конкурсов, здравого смысла и общественной морали, что полка под ним запылиться еще до того, как ее смастерят. Глейзер снял отличный фильм, который хочется изучать в киношколах, но совсем не хочется пересматривать. Потому что тогда вам точно приснится нафталиновый старичок со скучной лекцией про умиротворение, наказание и грех. Ну что ж, зафиксируем еще раз. И пусть на зло вдохновляют мерзавцы, планируется, выстраивается и, конечно же, совершается оно всегда руками тех, кто просто хорошо делает свою работу.
Картина представляет собою несколько дней из жизни коменданта концлагеря Аушвиц (больше известного как Освенцим) Рудольфа Хёсса и его семьи. Семья живёт в новеньком большом доме, построенном прямо за забором лагеря, ведь папе так удобнее ходить на работу. В самом доме и на приусадебном участке – порядок, красота и достаток. Во всем видна забота хозяйственной супруги коменданта Хедвиг. При доме сад, огород, теплица, беседка и маленький бассейн-лягушатник – отрада детворы. Их у чадолюбивого коменданта пятеро – старшенький уже ездит верхом и имеет собственную коллекцию золотых зубов, а младшенький еще пищит в коляске. Жизнь по соседству с лагерем имеет и свои неудобства – за высоким забором с колючей проволокой торчат трубы, изрыгающие черный дым, который мешает дышать. Из-за забора слышны отдаленные звуки – собачий лай и лай команд, крики, выстрелы, шум поездов и под всем этим постоянный звуковой фон – несмолкающий гул печей. Фабрика смерти работает 24/7. Однако, человек имеет свойство привыкать ко всему, и семейство не выказывает ни малейшего дискомфорта. То, что происходит за забором, нам не показывают ни разу. Мы видим, как комендант отдает распоряжения по телефону, обсуждает с командированными инженерами конструкцию нового эффективного крематория, катается с детьми на лодке и купается в речке, в которой (вот ведь гадость какая!) вдруг попадаются человеческие останки, а вечером, как бы ни был занят, находит время почитать детям сказки на ночь. Жена принимает гостей и примеряет новые «трофеи», конфискованные у заключенных – роскошная шуба, только подкладку заштопать! Еще ее интересуют тюбики помады и зубной пасты, в которых хитрые евреи прячут драгоценности. Трофеи привозит из лагеря изможденный садовник-заключенный. Еще он привозит в тачке свежий пепел для удобрения сада. Это один из двух заключенных, которых мы видим за весь фильм. Вторая – молодая женщина, которую приводят вечером к коменданту. Процедуру нам милостиво не показывают. Сюжет как таковой практически отсутствует. Единственная драма состоит в том, что Хёсса хотят перевести в Германию с повышением – сделать его главным инспектором всех концлагерей – о чем он с крайней неохотой и опаской сообщает жене. Хедвиг воспринимает предложение в штыки – ей ни за что не хочется уезжать из с таким трудом построенного рая и терять титул «королевы Аушвица». По ее настоянию, Хёсс едет один. Последние несколько сцен происходят в Германии зимой, после чего фильм неожиданно заканчивается. Мы видим, как комендант символически уходит вниз по лестнице в темноту, а в следующем кадре – современные уборщицы лагеря-музея подметают газовую камеру, в которой насорили туристы… Я не нашел фильм особенно интересным, хотя и смотрел его, не отрываясь, в каком-то оцепенении. Перед нами не драма с кульминацией, развязкой и всем, что полагается, а кусок жизни, словно бы увиденный человеком-невидимкой, прибывшим на машине времени. Этой задаче подчинено всё – в первую очередь актерская игра. Христиан Фридель и восходящая звезда Сандра Хюллер играют главных антигероев c с потрясающим реализмом, буквально живя в кадре. При этом, опять-таки, они не очень интересны – заурядная семейная пара, переживающая обычные дрязги. Мы не видим, каков херр Коммандант «на работе», но дома это интроверт с мягкими манерами, который находится под каблуком властной жены… Визуальная часть великолепна – дом и сад были скрупулезно воссозданы по старым планам и фотографиям и напичканы видеокамерами, снимавшими одновременно с разных точек, так что актеры даже не знали, в каком ракурсе их покажут. Большая часть фильма состоит из общих планов, на которых всё в фокусе, давая возможность зрителю рассмотреть во всех подробностях то, что происходит в кадре, и не давая возможности ни на минуту забыть, ГДЕ это происходит. В фильме есть пара сцен, которые я воспринял как визуальный хоррор: служанка-полька ночью приносит яблоки туда, где днем работают заключенные, чтобы немного их подкормить. Эти сцены сняты камерой ночного видения и выглядят необычно-пугающе, тем более что их озвучивает голос Хёсса, читающего детям страшные сказки. Однако, повторюсь, самое жуткое в этом фильме – звук! Если будете смотреть дома, обязательно смотрите в наушниках или с хорошей аудиосистемой. Стоит ли смотреть этот фильм? Не знаю. Я затрудняюсь дать ему оценку в баллах и рекомендовать кому-либо. Повторюсь, вы не увидите в нем ничего особенно интересного – сюжета, психологии, тенденции. Фильм действует на каком-то подсознательном, животном уровне. Хотите ли вы испытать чувство почти физического удушья, которое испытал при просмотре я – решайте сами…
Перед началом кинопоказа в зале настоятельно просят соблюдать тишину. Ощущение дискомфорта появляется сразу после появления заголовка фильма. С этого момента пространство начинает заполняется тягучей и липкой смесью из нарастающих металлических звуков, перемешанных с истошными криками и выстрелами. ---Словосочетание «еврейская раса» было изобретено нацистскими теоретиками. «Окончательное решение еврейского вопроса» стало кульминацией многолетней антиеврейской политики нацистов. --- Нет, в фильме мы не увидим насилия таким, каким мы привыкли видеть его в кино. На экране запечатлена обычная жизнь, если её можно назвать таковой, коменданта крупнейшего лагеря смерти Аушвиц Рудольфа Хесса и его семьи. «Большой брат следит» за героями с помощью определенным образом расположенных кинокамер, о существовании которых, актёры, кажется, вообще не догадываются. Всё это создает неприятный эффект присутствия, которого вовсе не хочется. Зрителя влекут за собой в самые потаенные углы происходящего наяву кошмара. Вот – семейство беззаботно купается в речке, тут – они празднуют день рождения, здесь – вместе ужинают и ложатся спать. А перед сном Рудольф проходит все комнаты и методично выключает в них свет. Так же методично, как совершались убийства в Освенциме. ---Рудольф Хесс был лично причастен к строительству концлагеря Освенцим и являлся его комендантом в 1940-1943 годы. --- Любые проявления чувств в фильме – уродливы. Обратите внимание насколько абсурдным выглядит то, как заботливый отец Хесс читает своим малышам сказки, прощается с любимой лошадью или чешет за ушком соседского пса. Фильм выстроен на демонстрации лицемерия, сопровождающего каждый кадр. А эпизод, когда в разных комнатах дома одновременно сосуществуют легкие непринужденные разговоры, детский смех и, вместе с тем, хладнокровное планирование расположения газовых камер, и вовсе – парализует. ---Людей убивали в газовых камерах. Крематории горели день и ночь. --- На глазах разверзается сущий ад в вездесущих деталях-метафорах: жуткий, раскаленный докрасна обогреватель, отражение в окне огненных столбов пламени и душераздирающий плач младенца. Едким пеплом, проникающим в легкие и вызывающим кашель, посыпают землю в саду. Разъяренная Хедвиг бросает письмо матери в печь. Отстраненный Хесс выдыхает сигаретный дым, который смешивается с дымом печей крематория. Рядом через лес проносится паровоз. ---Ежедневно на платформу Освенцим прибывало до 10 эшелонов по 50 вагонов, в каждом из которых могло находится до 100 человек. --- Безусловно, среди запоминающихся, следует отметить сцену собрания, вновь демонстрирующую необратимость зла и одну из финальных сцен – где в момент, когда Хесс спускается по лестнице, всё физическое и человеческое в нём противится происходящему. А человек ли это? ---27 января 1945 года узников лагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцима) освободили войска Красной Армии. По разным оценкам там погибло от 1,5 до 4 млн человек. --- --- После окончания войны Рудольф Хесс был арестован. Польский верховный трибунал приговорил его к смертной казни. 16 апреля 1947 года Гесс был повешен у входа в концлагерь.---
Женщина ухаживает за цветами в своем саду. Eё дети играют, а горничные убирают дом. Все кажется идиллическим до тех пор, пока мать женщины не спрашивает: «У тебя в доме есть служанки-еврейки?». Женщина отвечает: «Нет, еврейки — по ту сторону стены». Эта женщина — жена Рудольфа Хесса, коменданта концентрационного лагеря Освенцим. Эта намеренная холодность пронизывает «Зону интересов» — последний фильм Джонатана Глейзера, снятый по одноименному роману Мартина Эмиса. При создании картины режиссёр много общался с директором музея польских лагерей смерти. Глейзер исследует банальность зла, показывая, как Хесс и его семья способны вести, казалось бы, нормальную жизнь, несмотря на их близость к ужасу. Хотя исторической фигурой является командир лагеря, выделяется образ его жены Хедвиги (мастерская игра Сандры Хюллер). Хедвиг — амбициозная материалистка, помешанная на внешнем. Она хочет, чтобы у ее семьи была идеальная жизнь, чего бы это ни стоило. В фильме показано, как Хедвиг игнорирует реальность Холокоста, сосредоточившись на собственном счастье. Фильм снят в холодной отстраненной манере, что помогает создать ощущение беспокойства и отчуждения. Использование света и звука усиливает эффект. Здесь нет изображения явного насилия, но, наблюдая за повседневной жизнью персонажей, мы слышим крики и выстрелы в лагере и видим дым из труб печей крематория. Все это создает гнетущую атмосферу. Теодор Адорно, философ и представитель Франкфуртской школы говорил: «После Освенцима нельзя писать стихи» (хотя, я думаю, что они как раз необходимы, как никогда). Глейзер избегает любой сентиментальности, создавая сложный и провокационный фильм, который не предлагает простых ответов, а скорее заставляет нас задуматься о природе зла и о том, как мы реагируем на него как личности и как общество.
Более чем полтора часа и одна единственная донесенная мысль, от которой невозможно спрятаться уже к минуте двадцатой - банальность зла всех действий отдельной немецкой семьи. Оценивать лагеря с точки зрения качественной ликвидации большого количества людей - просто работа. Каждый день в саду слышать выстрелы, крики, мольбы о пощаде - издержки работы. Выбирать из одежды тех, кому одежда уже не нужна - обустройство своего быта. Угрожать домработнице 'превратить её в удобрения' - небольшое, в рамках разумного, злоупотребление властью. Превосходный прием фильма заключается в том, что самое страшное вынесено за кадр, как оно вынесено за сознание немецкой семьи. Но этот прием наскучивает. Фильм, грубо говоря, можно описать как сборник сценок из быта необычной немецкой семьи, необычной в том, что она живет прямо напротив концлагеря. Сценки эти сами по себе неинтересны, но обретают двусмысленность под аккомпанемент работы сжигательных печей, бесконечно-символичный вой младенца, неутихающих выстрелов и т.д. Как только этот прием зритель осознает, фильм можно выключать. Ни развития и уж тем более изменения характеров, мнений героев нет и быть не может. Со временем увеличивается лишь градус ужаса, какому потворствует семья коменданта. Но это не вызывает шока или просто удивления у зрителя - мы с самого начала фильма знаем об их равнодушии над страданиями других, так почему же мы должны удивиться, что они остаются равнодушными, когда число страдающих растет? Может меняться лишь наша степень отвращения к героям. Но стоит ли ради этого, чтобы проникнуться отвращением или 'пониманием' к героям, смотреть полнометражный фильм - решать вам.
Фильм Джонатана Глейзера «Зона интересов» создает жуткий контраст: уютная жизнь семьи коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса (Кристиан Фридель) и его жены Хедвиги (Сандра Хюллер), которая протекает буквально по соседству с фабрикой смерти. Глейзер создает фильм, чтобы показать зло в повседневности. Вместо того чтобы сосредоточиться на жертвах, он переносит взгляд на тех, кто делает преступления возможными. Сюжет фильма о жизни семьи Хёсса. Для них лагерь— не символ трагедии, а лишь источник стабильности и благополучия, такого как: слуги, которые находятся у семьи в подчинение, «новые» вещи, которые им приносят с лагеря, удобрения для сада. Фоновые крики, гул печей и дым над лагерем не становятся поводом для тревоги. Хедвиг увлечена обустройством дома, гордится уютом и удобством, а её муж Рудольф с педантичной точностью занимается расширением лагеря, воспринимая его как инженерный проект. Режиссер не шокирует зрителя откровенной жестокостью, а заставляет ощутить, насколько обычными выглядят преступники, погруженные в свою комфортную реальность. этот Контраст и становится главным выразительным средством. Глейзер использует минималистичную манеру съемки: почти полное отсутствие движения камеры, фиксированные кадры, будто мы смотрим камеры видео наблюдения, повешенные в доме. Движение происходит внутри кадра или остается за его пределами, будто мы просто смотрим на будни семьи, не вмешиваясь в происходящее, тем самым создается эффект документальности. Монтаж также подчеркивает этот эффект: сцены сменяются медленно, без резких переходов, создавая ощущение монотонности. Например, эпизод с женой Хёсса, восторженно демонстрирующей своей матери сад, выращенный из праха людей, становится еще более жутким, потому что снят буднично, без музыкального акцента или драматической подачи. Важным эпизодом становится черно-белая сцена, снятая а телевизор. Она резко выделяется из всего нейтрально светлого колорита фильма. Польская служанка, тайно прячущая яблоки узникам. Это единственный момент в фильме, где проявляется сострадание. Однако этот поступок окружен жутким гулом, подчеркивая, что милосердие здесь смертельно опасно. «Зона интересов» показывает людей. и главные герои тоже люди, такие же, как и мы. Но именно это и опасно. Мы прекрасно понимаем, что в реальной жизни у немцев и немок в гитлеровской Германии тоже был свой быт, дети, и желание жить, спокойно и в достатке, абсолютно нормальное. Но нельзя допускать мысль, что это нормальная обычная семья, ибо это не так. Это люди с психологическими отклонениями. Ведь когда перед твоими глазами и ушами круглосуточно происходит ужас, в конечном итоге, у человека ломается психика, и он воспринимает кошмар как часть повседневной жизни. Ближе к концу фильма, говоря по телефону с женой, Рудольф говорит: 'Я думал, как бы я всех отравил газом. Но это очень трудно с точки зрения логистики'. Или сцена, когда Хёсс говорит: «Я люблю тебя» не своей жене, а лошади, это подчеркивает его неспособность испытывать подлинную привязанность к людям. Лошадь — существо, не требующее моральных решений, и этим она ему ближе, чем собственная семья. Последние несколько минут фильма, когда мы находимся в Берлине, новом месте работы Рудольфа, его тошнит, в момент, когда он покидает свой кабинет. Это подтверждают то, что это борьба: тело против души. В которой Хесс выбрал не ту сторону. . Или же очень символично показано, как Хедвиг пропалывает грядки и говорит: 'Как много сорняков', а за ее спиной пропалывают людей. Но особенно важен финал: современная сцена уборки в музее Аушвица. Пыль стирают с экспонатов — как будто с памяти. Это предупреждение: если история превращается лишь в музейные экспонаты, она может повториться. Фильм не столько о Холокосте, сколько о людях, которые его сделали возможным. Режиссёр показывает, что нацизм страшен не только фанатиками, но и людьми, которые просто следуют правилам и не задают вопросов.
У меня только одна претензия к этому фильму. Зачем было давать ему название романа Мартина Эмиса и вообще каким-либо боком привязываться к этой книге? Единственное общее, что есть у фильма и книги – это идея о сосуществовании рядом двух абсолютно противоположных миров (отвратительного и унизительного мира концлагеря и зажиточно-бюргерского мира немцев, руководящих и работающих в концлагере, с его бытовыми и семейными проблемами, карьерными и любовными мелодрамами), и ярком контрасте, которое это соседство демонстрирует. Всё, в остальном – это два совершенно различных произведения и по сюжету, и по героям, и, главное, по атмосфере, общему посылу и расставленным акцентам. Много значимых для книги персонажей и сюжетных линий вообще отсутствуют, а те, которые остались - поданы в совершенно ином ключе, имеют другие истории, другие характеры. Поэтому фильм, на мой взгляд, очень хорош, но сам по себе. Смотрела его в кино и была совершенно поражена аудиорядом. Притом, что я человек, который редко обращает внимание на звуковое сопровождение и аудио тонкости в кино, но тут звук – прямо отдельный ярчайший персонаж, его роль невероятно значима и ярка. Причем не только музыка, которая подобрана просто прекрасно, но и все прочие звуки и шумы – хруст, шелест, перелив воды, стук, гул, гудки, перезвон, храп, ржание, поступь, стрекот и т.д. - и, что очень важно, тишина. Но и визуально фильм просто прекрасен, такая выветренность и гармония каждого кадра, такая красота, и некоторая даже умозрительность и стерильность (в хорошем смысле), просто поразительно. А как подобраны цвета в каждом кадре, а как классно работает прием негатива в ночных съемках! Мне кажется, этот фильм надо смотреть именно на большом экране и с хорошим звуком – в данном случае это прям принципиально, чтобы оценить всю тонкость и красоту визуального и аудиоряда. Очень хороши артисты в ролях коменданта концлагеря Рудольфа Хёсса и его жены Хедвиг – их играют прекрасные Кристиан Фридель и Сандра Хюллер. Здесь у них совершенно другие характеры и взаимоотношения по сравнению с книгой, никаких серьезных конфликтов особо нет, просто обыденные супружеские проблемы и дрязги, но очень тонко прорисованы все детали, достоверно показаны люди с их насущными заботами и мелкими склоками. Прекрасно подан персонаж матери Хедвиг, ее появление и исчезновение отлично подсвечивает всю дикость и слепоту людей, продолжающих выращивать цветочки и думать о воскресном обеде, воспитании детей и карьере мужа в то время, как у них под боком на полную мощь работает машина уничтожения людей. Вообще, главный козырь и прием фильма – конечно, контраст – между днем и ночью, между драмой уничтожения и вязкой тиной повседневности, между миром по эту и по ту сторону забора. И даже редкие случаи проникновения неприятного мира в полный довольства и обыденности мирок семейства, проживающего у тихой прекрасной реки, не способны разрушить выстроенный мир слепцов, надолго вывести его из строя, они создают лишь локальные возмущения, которые скоро успокаиваются, тотально не руша эту конструкцию.
Звук даров смерти. Нацизм и его преступления – абсолютное зло 20-го столетия. К сожалению, сегодня мир об этом забывает. Некоторые факты истории даже извратить пытаются разными способами. Но есть памятники, которые сохранены и молчаливо повествуют о прошлом. Одному из них посвящён этот фильм. Но тут этот памятник ведёт свой монолог звуками. Есть ещё и тот факт, что сущее зло вышло из Европы, которая считается оплотом просвещения и христианства. Это удивительный факт. Меня всегда удивляло в военных фильмах и то, как фашистов изображали. Это почти всегда статные люди, наглаженные, выбритые, чёткие, начищенные, в меру вежливые, если говорить об офицерском составе (хотя реальные полевые снимки часто говорят об обратном). Это, конечно, чаще делалось для контраста и для того, чтобы показать, что зло бывает внешне и красивым. Наш фильм какой-то такой же. И это вызывает двоякое чувство. С одной стороны, зло в ленте не демонстрируется, за исключением звука, поэтому явного осуждения нет. С другой, мы и так всё знаем, а потому и понимаем то, что явно нам не проговаривается. В остальном перед нами просто семья, которой прислуживают другие люди. За забором дома, где живёт семья нациста, что-то постоянно происходит. Мы слышим что-то, напоминающее выстрелы, лязг, какие-то вскрики и прочее. Иногда нам рассказывают то, что происходит за стеной, но не явно, а косвенным описанием. Ещё нам показывают то, ради чего семья нациста живёт и в кавычках трудится. Им нравится их дом, бассейн, вещи, кусочек беззаботного рая. Они стараются оградить себя от серости концентрационного лагеря красивым садом и прочим. Красивым это зло бывает, завораживающе красивым. Возможно, самое страшное в ленте - это дети. Они живут посреди адского рая, естественно, явно или подсознательно понимая, что происходит. И разделяют с родителями их жуткую идеологию потребления даров смерти.
Очень переоценённый фильм. Жестокость войны и людей её ведущих показана крайне бездарно, несмотря на замысел. По идее, зрителя должен пугать контраст, мол 'там за стенкой убивают и насилуют', а герои боятся за цветочки. Да, первые пять минут ты это помнишь, но из-за хронометража эта мысль уже забывается к половине фильма, несмотря на глухие вставки криков. И по итогу мы смотрим просто фильм жанра повседневность. В том же мальчике в полосатой пижаме можно было видеть и лагерь, и семью, можно было видеть контраст сразу. Здесь этого нет и именно это убивает фильм.
Очень трудно и практически кощунственно, оценивать фильмы про Холокост. Рекомендовать тоже глупо, но удивительное дело, увидеть их, должны, как мне кажется, все. Чтобы помнить, до чего может дойти человек и почтить память жертв. Тут вы не увидите всех ужасов конвейера смерти, не изможденных лиц живых скелетов, не предсмертной агонии несчастных людей. А увидите только, густой дым из труб крематориев, где сжигают сутками живых людей, на фоне которого, играют счастливо и беззаботно дети коменданта Хесса. Услышите выстрелы и душераздирающие вопли женщин и детей, на фоне которых за большим и колючим забором, жена Коменданта Хесса, показывает своей маме, какой она разбила Прелестный сад на территории дома, около лагеря. Такой небольшой, центр праздника Жизни, когда вокруг одна лишь Смерть. Мы видим, что это такие же люди, как и мы, они едят и спят, мечтают и строят планы на будущее. У них нет рогов и клыков, но что с ними не так?. Это все не спойлеры, так как в этом фильме нет сюжета, просто сытая и довольная жизнь семьи коменданта, но от которой бросает в дрожь. Против вашей воли, в душе будет поднимается немой вопрос, 'Зачем?' Но вы не получите на него ответ, так же как не получите ответ, в чем смысл зла?, почему небо голубое а трава зелёная?. Помните, что все относительно, зыбко и порой бессмысленно.. Память тоже с годами уходит и пока мы будем помнить это, мы должны говорить себе и следующим поколениям Я НЕ ЗАБУДУ И ВЫ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ. 8 из 10
О чём. Пугающая своей обыденностью история жизни коменданта лагеря в Освенциме, снятая без единой капли крови в кадре. Перед нами картина не просто о жутком факте истории, а приглашение к размышлению о банальности зла, о том, как за рутиной мы забываем о чудовищных вещах, происходящих вокруг, и стараемся их не замечать. Ожидания. Мне нравятся фильмы, вскрывающие социальные проблемы, показывающие жуткие страницы истории, то, что не каждый решится показать. И при этом предлагающие новый взгляд и новую форму повествования. Казалось бы, что про холокост сказано уже много и всё, что можно было. Есть великолепный художественный «Список Шиндлера» и документальный «Шоа» (до которого у меня всё руки не дойдут). Список фильмов на эту тему явно не исчисляется одним десятком. Поэтому, казалось, что ничего интересного здесь не будет. Как снято. Мы видим семейную идиллию коменданта концлагеря, дом которого примыкает к самому аду на Земле, отглаженного стеной и колючей проволокой. Мы воспринимаем мир через быт этих людей, их взгляды и разговоры. Но! Здесь нет ни единой сцены насилия, жестокости, кадров самого концлагеря. И это просто гениальное режиссерское решение!!! Которое не выдавливает слезу, не играет с эмоциями зрителя, а предлагает воображению самому дорисовать. Как показать весь происходящий ужас, избегая грязи и крови? Здесь режиссер мастерски пользуется какофонией звуков, пугающими деталями быта, жестокими светскими разговорами, при этом не превращая диалоги в философские и пропагандистские размышления. И вся эта «нормальная жизнь» фашистской семьи, ход их мыслей и отношения к реальности просто леденят кровь от ужаса своей простотой и банальностью. Ведь для них их дом — это райское место, хотя за стенами ад, в котором под ужасающие крики гибнут тысячи людей. Меняются эпохи, контекст и люди. Но делать отстраненный вид и не замечать происходящего, всегда проще, чем понять и принять реальность.
Главная мысль, которая витает в моей голове после просмотра, одновременно очевидна и неожиданна. 'Неужели звук может иметь такое большое значение?'. Если представить себе просмотр этого произведения с выключенным звуком, то можно наблюдать обыкновенную семью, красивый дом и потрясающие виды. В такой форме перед нами будет вполне себе простая драма о непримечательном быте. Однако. Затем мы включаем звук и понимаем, что изображение нас обманывало. Приглушенные выстрелы, шёпот печей, душераздирающие крики и абсолютно жуткий саундтрек превращают прохладную семейную драму в морозящий душу триллер. Работу звукорежиссёра невозможно переоценить. Исходя из выше сказанного, вынужден объяснить свой выбор типа рецензии. Техническое исполнение безусловно заслуживает похвалы, но, кажется, этого не было достаточно. История не торопится и наверное даже не хочет рассказывать о себе. Персонажи картины чересчур холодны и пассивны. Важно отметить, что это не камень в огород кастинга фильма. Сандра Хюллер уже второй раз за год играет, на первый взгляд спокойную, но на деле прячущую скелетов в шкафу, женщину. Еe коллегам по плёнке не так повезло, их персонажи не имеют интересных граней, над которыми был бы смысл задуматься. Прошлое всегда должно идти рядом с настоящим и будущим. Продемонстрированный в 'Зоне интересов' период истории является одним из важнейших. Это всё так. Однако сколько раз мы уже слышали и видели эти сюжеты и эти идеи. Альтернативный взгляд и подача не позволяют вторичности скатиться в посредственность.
Зона интересов - фильм, показывающий будни семьи коменданта концлагеря Освенцим. Фильм, в котором ужас геноцида показан не напрямую, а через отношение к нему членов семьи начальника концлагеря, живущими в богатом доме с садом, бассейном и слугами, который отделяет от лагеря лишь высока стена, такая же глухая, как и стена невозмутимости, возведенная жильцами. Глейзер выдает зарисовки из скучной счастливой жизни образцового нацистского, почти карикатурного семейства (педантичные и сухие супруги, пятеро отпрысков и надоедливая собака), оскверняя их близостью творящейся под боком чудовищности: безмятежность детского праздника на фоне черных столбов дыма крематория; жена, в перерывах между раздачей приказов служанкам и приемом гостей за кофе примеряющая шубы новоприбывающих еврейских заключенных. Но эта игра контрастов как идея считывается в первые минуты фильма и не получает никакого развития: на протяжении всего фильма Глейзер повторяет одно и то же – но разными метафорами, видимо, чтобы зритель понял наверняка – но уже на середине фильма эта неуверенность режиссёра в умственных способностях зрителя раздражает: так и хочется прокричать «да мы поняли уже, дальше то будет что-то?!» Но картина так никакого развития не получает в течение всего хронометража. Да, на войне противник дегуманизируется (для начальника концлагеря заключенные - не люди, а «груз»), и в этом ее ужас. Но зачем сейчас это бичевание Германии, осознавшей эту невосполнимую утрату и по сей день выплачивающей репарации. Этот ход кажется уже даже неэтичным. Второстепенная линия с девочкой, по ночам оставляющей еду заключенным, кажется избыточной, как лоскут из другого материала, второпях пришитого дабы добавить глубины, но на самом деле лишь утяжеляющего полотно фильма.
Лично для меня это достаточно странная лента. Просто рассказать историю – это одно. Объяснить её через призму каких-то смыслов другое. А доступно объяснить – это зачастую вообще неподъемная ноша. Нам будут показывать семью коменданта концентрационного лагеря, которая прекрасно поживает в своем большом доме с большим количеством детей, прислуги и рабочих, прямо за стеной того самого лагеря. Вылизанный чистый дом, окна которого ночами освещает зарево страшных печей, замечательный сад, где благоухают цветы, а пение птиц смешивается с жуткими криками заключенных и выстрелами. И жена спокойно примиряет только что снятую с мертвого человека шубу, а своим служанкам предлагает выбрать по одной ночнушке, дети ночами рассматривают коллекцию человеческих зубов, которые хранят как трофеи. То есть, нам пытаются показать обыденность той жестокости, с которой эти, с позволения сказать, люди могли так жить? Ведь, к слову, даже практически специально безэмоциальная игра актеров подчеркивает эту жуткую атмосферу. Возможно, что так. А может быть, нам пытаются показать страшную суть зла, которое, когда случается, то навсегда остается в истории? И ровно поэтому режиссер приводит сравнение педантичности той семьи и уборкой музеев в наше время? Что в первом, что во втором случае, лично я не уверен, что это стоило растягивать на полный метр. Однако, стоит признать, что смотрел я данную ленту с большим интересом. Я пытался понять к чему же всё-таки картина ведет зрителя. В этом смысле, у меня осталось больше вопросов, чем ответов. Но, наверное, это даже хорошо.
'Зона интересов' у каждого своя. За стеной концентрационного лагеря Освенцим располагается вилла его коменданта. Бассейн, ухоженные тропинки, огород, смех детей. Райский уголок. А в это время по соседству творятся страшные вещи. Непредвзятый подход к сюжету заставляет чувствовать себя некомфортно. Появляющиеся в начале название фильма уже пробирает до дрожжи. Здесь не будет ужасающих сцен. Вроде бы показан каждодневный быт людей. Они даже не осознают, что делают что-то плохое. Именно в этом весь кошмар происходящего. А мастерски сделанный саунд-дизайн дополняет всю эту жуть и парализует тебя окончательно. Постоянные на протяжении фильма крики, выстрелы, лай собак, плач... Все зверства в истории человечества, включая наихудшие, были совершены обычными людьми. От этого становится по-настоящему страшно. Для чего был сделан этот фильм? Картина не говорит ничего нового по выбранной теме, но напоминает, что история имеет свойство закольцовываться. И у некоторых, определенных людей, в наше время, конец будет, как у Рудольфа Хёсса. Не самый выдающийся. Нужно лишь подождать. И верить до конца.
Кино не хочет выветриваться из головы уже несколько дней после просмотра, редко такое случается. Я не в восторге от фильма от слова совсем, при этом я считаю что это шедевр. А24 в этом году выпускает максимально дискомфортные фильмы и это один из них. Глейзер создал уникальный экспириенс, что получается мало у кого, точнее сказать мало кому предоставляется возможность и хватает идей, чтобы снять что-то подобное. Не хочется прям сильно рассыпаться в комплиментах, поэтому навалю сухого анализа. Сюжета как такового нет, камеры от актеров спрятаны. Чувствуется, что кто-то вдохновлялся Дау, но я никак не ставлю в это в минус фильму. Хржановски тоже создавал что-то ни на что не похожее, и я рад, что люди заметили это и продолжили его дело. Вернемся к теме дискуссии. Да, cюжета нет, при этом сюжет есть у того, что творится за кадром. То что авторы сделали со звуком, они уместили другой фильм во внутрь фильма. И то, что творилось за кадром, даже к жанру хоррора тяжело отнести. Я не знаю, что это. Я не уверен, что самые отбитые боди-хорроры могут посоревноваться с тем, что происходит здесь. Таких сцен в фильме несколько и при этом хочется пересмотреть их еще несколько раз или выключить это немедленно. Продолжу про сюжет, и почему он действительно тут лишний. Все что я знаю про Освенцим, это то что это место где массово умерщвляли людей, что-то вроде 'фабрики'. Так вот фильм рассказывает о семье немцев, которые живут прямо рядом с такой фабрикой. Этого достаточно, не нужны никакие реплики, твисты или каким-то образом раскрывать героев, хотя даже это в этом фильме есть, но очень ненавязчиво. Поначалу кажется, что это очень этичное кино, которое боится кого-то обидеть, в некоторых моментах даже комплиментарное к злодеям этих исторических событий. Но когда вслушиваешься... Подводя итоги, хочется сказать, что это такой фильм, который все должны посмотреть, но который никому бы не хотелось рекомендовать. Что-то вроде 'Иди и смотри', снятый в эпоху культуры отмены. Через 20-30 лет фильм обрастет мясом и вокруг него соберутся люди и он будет мелькать в разных топах заядлых кино-гурманов. Глейзер - глыба. И если чтобы посмотреть его следующий фильм, нужно подождать еще 10 лет, то я готов.
Сюжет крутится вокруг семьи коменданта лагеря Освенцима - Рудольфа. Прямо за стеной лагеря находится его вилла, где растут пятеро детей. Глейзер - визионер, ничего не проговаривается напрямую, что на самом деле происходит, мы редко видим крупные планы лиц главных персонажей. Нам показывают как персонажи, редко смотря в сторону камеры, стараются не обращать внимания на то, что буквально через забор они слышат крики и вопли сотен, а может и тысяч, людей. Только один персонаж, приехав на виллу в гости, осознаёт весь ужас происходящего и не понимает как здесь можно жить со спокойной душой. Этот контраст между жизнью и смертью подчеркивается визуально. В сценах во дворе виллы всегда отчётливо видны крыши зданий лагеря и выходящий оттуда дым. Эти крыши нависают над персонажами тяжёлым грузом, служа напоминанием зрителю о том какой ужас происходит по соседству. Жена Рудольфа организовала свой зелёный сад на вилле, там растут цветы и другие разные растения. В одной сцене есть крупный кадр красного цветка, камера заостряет внимание на этом цветке, вскоре экран покрывается красным цветом крови. По ходу фильма мы видим подобные визуальные параллели происходящего. На протяжении всей картины, мы слышим тихий шумящий эмбиент в связке с криками пленных за стеной виллы. Лишь в особенные моменты музыка затихает и можно услышать пугающую нойзовую композицию. Эта музыка напомнила мне главную музыкальную тему фильма 'На западном фронте без перемен' под названием 'No End'. В конце хочется отметить финальную сцену фильма после собрания, на которое приезжает Рудольф. После собрания всё это скопление людского зла идёт на банкет, где Рудольф не находит себе места, гуляя в одиночестве и скучая по вилле с женой и детьми. Банкет заканчивается и Рудольф собирается уезжать, но спускаясь по лестнице, ему становится плохо и его начинает тошнить. Глейзер даёт понять, что в Рудольфе не осталось ничего человеческого и организм противиться деяниям его зла.
Джонатан Глейзер, мягко говоря, не самый стандартный режиссёр, по крайней мере, для меня. Начав свой путь с достаточно качественной криминальной драмы, он ушёл в полумистику, взяв за основу психологическую драму, а затем представил самую провокационную работу в виде научно-фантастического триллера. С каждым новым проектом его работы становятся все более неоднозначными, но спорить о том, что задача с каждым разом усложняется, глупо. Вот и в случае этого фильма он выбирает тематику времён Второй мировой войны, но показ действий здесь необычный. Здесь хочется отметить, как хорошо подобран и показан концепт фильма. К тому же, всё это представлено в стилизации документальной съёмки. Присутствует эффект слежки за главными действующими лицами, особенно на первых минутах, что определённо прибавляет к связи с происходящим. Также стоит отметить, что автор, в отличие от других своих работ, здесь полностью сам ответственен за сценарий картины, что в сочетании с его режиссурой выглядит очень выверенно. В самом начале фильма вас встречает звук, который может затянуть зрителя в своего рода транс, а затем резко вводит в историю также и на финальных титрах. И можно сразу перейти к звуковому сопровождению. Следует отметить, как структурно оно взаимодействует с происходящим: большую часть времени показа будней главных героев за кадром сопровождает негромкая музыка (в основном звуки из соседнего концлагеря). В моменты, когда фильм замедляет темп, начиная показывать конкретные элементы дома или статичные планы, которые по себе спокойны и расслаблены, звук становится громче. Параллельно с этим уровень напряжения резко возрастает, создавая резкий контраст эмоций. Отмечу, что для меня самыми жуткими сценами являются те, где в речке, в которой купаются герои, смывается прах людей, или тот же прах используется как удобрение для растений. Также впечатляющей считаю сцену, где архитекторы объясняют коменданту, как будут работать газовые камеры, чтобы успевать сжигать больше людей. Или когда до финальной сцены мы переносимся в наше время и видим музей, в котором персонал вытирает пыль с различных экспонатов, и сам факт присутствия там напрягает. В целом фильм больше о буднях жизни конкретной семьи, которая живёт в удовольствие, особенно в своём доме мечты, который строился много лет, с великолепным садом и парником. Для меня моменты, связанные с домом, самые интересные в фильме, он буквально захватывает на одном дыхании, пока последние 20 минут в другом месте немного сбивают темп и смотрятся не так увлекательно. У меня возникли вопросы к ним, и я не совсем понял сцены с негативной окраской, которые внезапно появлялись по ходу сюжета и также внезапно исчезали. Наконец, хочу отметить, что Сандра Хюллер заслуживала бы свою вторую номинацию на предстоящей церемонии Оскар. Её персонаж – самый сильный и грозный в фильме. 8 из 10