Благодаря стараниям знаменитого датского писателя Ганса Христиана Андерсена, русалки обрели всемирную популярность в качестве очень милых, доверительных существ, которые способны на большие поступки и стараются помочь всем, кто попал в беду на море. Однако если углубиться в давний фольклор и провести хотя бы беглую аналитику старинных писаний, то становится понятно, что Андерсен подался в далекие романтизированные дали и практически отказался от жуткой, пугающей составляющей мифов о русалках, которые на деле далеко не такие безобидные красавицы, какими были представлены в популярной сказке. Мир узнал о таинственных обитательницах морей, озер, рек и океанов преимущественно из восточноевропейской мифологии, которая приписывала русалках сверхъестественные способности и предупреждала людей о том, что с ними лишний раз не стоит искать встречи. Согласно верованиям, которые укоренились на территории Украины, России и Беларуси, русалка обладает длинными русыми волосами, у нее звонкий голос и весьма красивая внешность, благодаря которой ей несложно завладеть вниманием мужчины. Когда же ослепленный чарами русалки молодчик окончательно утрачивает бдительность, его либо щекочут до самой смерти, либо утаскивают на самое дно водоема, откуда он не в состоянии выбраться. Отчасти русалки представляют собой извечный дух дикой природы, который совершенно не переносит вмешательство людей на свою территорию. В некоторых легендах русалками также становятся утонувшие незамужние девушки, которые озлоблены на весь мир и не откажут себе в возможности поквитаться за свою поруганную честь. Однако вместе со всеми ужасами, которые приписываются подводным обитательницам, также поговаривают и о том, что они способны на добродетель и если видят в беде ребенка, то не откажут ему в помощи. А это говорит нам о том, что русалки куда более сложные и многогранные с характерной точки зрения персонажи родом из далекого славянского фольклора, нежели та же Баба-Яга, в образе которой сложно найти хотя бы одну привлекательную черту. Неудивительно, что именно к русалкам тяготел Андерсен, когда писал свою знаменитую сказку, однако благодаря многочисленным зловещим легендам, дошедшим до наших дней, эти смертоносные красотки еще не утратили возможность хорошенько напугать, чем и воспользовались авторы фильма «Русалка. Мертвое озеро». И все бы из этой истории могло быть просто замечательным, умей режиссер обращаться с имеющимся на руках драматическим материалом и не пытайся от следовать за приемами и шаблонами, несвойственными для отечественного хоррора. Если же говорить непосредственно о сюжете фильма, то он знакомит нас с профессиональным пловцом Романом (Ефим Петрунин), который готовится жениться на миловидной Марине (Виктория Агалакова), взявшей в свои руки заботу о домашнем очаге. Сам Рома тратит практически все свободное время на тренировки и до поры, до времени не подозревает, сколь много проблем может принести ему вода, которую он стремиться подчинить. Решив однажды отправиться в загородный дом своего отца, расположенный близ красивого озера, Рома вместе со своими друзьями собирался отлично провести время и даже не задумывался о последствиях неожиданной встречи со странной незнакомкой, одетой лишь в одну рубашку. Обратив на нее внимание и посчитав, что ничего страшного от случайного поцелуя не случится, Рома вскоре утрачивает связь с реальностью, а придя в себя начинает вести себя совсем непривычно, будто за одну ночь из него выпили все соки и оставили тело без душевной оболочки. И теперь наступает время Марине принять активное действие в истории и понять, можно ли спасти своего суженого и что для этого необходимо сделать. Без мистики, естественно, дело обойтись не сможет. Снимать хорроры в условиях российского кинематографа весьма неблагодарное дело. Сей жанр очень трудно приживается на здешней территории, и многие режиссеры бросали свои попытки его покорить сразу же после первого художественного опыта. Тем не менее Святослав Подгаевский, имея перед глазами западные примеры Джеймса Вана и Джейсона Блума, которые за совершенно небольшие по голливудским меркам деньги, снимали настоящие кассовые хиты для всех территорий, решил, что сможет разведать истинный жанровый потенциал отечественного хоррора и предложить зрителям нечто примечательное. Его дебют, «Владения, 18», показал, что Подгаевский способен креативно мыслить и хотя у него получается отнюдь не все, а кое-то оказалось даже провальным, это не значит, что заявленные начинания стоит бросать в топку. А уже дальнейшие его две картины, «Пиковая дама» и «Невеста» показали, что он способен расти над собой, извлекать из ошибок правильный пример и тем самым творчески развиваться. Конечно нельзя сказать, что эти работы постановщика были чем-то революционным и безукоризненным, и тем не менее он грамотно исследовал грани славянской мифологии и даже научился работать с пугающими моментами, которые имели должный эффект. Когда же Подгаевский обратил внимание на подлинную историю русалок, возникшую задолго до творения Ганса Христиана Андерсена, это не могло не вдохновить, ведь после «Пиковой дамы» и «Невесты» от режиссера ждали исключительно достойного проекта, который был обязан привлечь к себе особое внимание И действительно, «Русалка. Мертвое озеро» отличалась весьма интригующей идеей, крепкими сюжетными предпосылками и довольно неплохими эффектами, что позволило фильму попасть в поле зрение иностранных прокатных компаний. Однако несмотря на весь свой потенциал, фильм на деле оказался одним из самых спорных в карьере Подгаевского и ему так и не удалось перекрыть достижения «Пиковой дамы» и «Невесты». Более того, многими критиками и зрителями «Русалка» одарена весьма нелестными эпитетами, и на это есть свои логические причины. Конечно же, Подгаевский умеет работать с мифологией и преображать ее до той степени, чтобы она становилась более привлекательной, заманчивой, таинственной и пугающей. В этом плане с фильмом все в порядке. Истинная проблема истории в том, что она чрезмерно медлительна и порой совершенно невыразительна. Во главе истории находится совершенно неинтересная, пустая героиня, о которой толком нечего сказать. О Марине мы знаем лишь то, что она очень любит своего жениха, находится в предсвадебных и домашних хлопотах и на этом, собственно, все. Также девушка обладает симпатичной внешностью, тем самым пытаясь искупить огрехи в своей безучастной игре и поверхностно прописанном характере, но ситуацию это не шибко спасает. Кроме того, Подгаевский совершенно не спешил прописывать драматургию отношений между невестой, ее женихом и прочими сопутствующими персонажами, пустив все на банальный самотек. За действиями героев неинтересно следить, местами они совершают откровенные глупости и напрочь отказываются следовать за логикой. Из-за этого в фильме частенько образуются пустоты, в которых отсутствует динамика, напряжение и адекватное развитие событий. Складывается впечатление, что Подгаевский утратил интерес к фильму сразу после того, как поработал над мифологией русалок и ничто не смогло вдохнуть в него энтузиазм, а ведь заявленная история могла бы стать основной чего-то в действительности уникального. 6 из 10
Впечатления укладываются в одном ёмком слове: ЗДОРОВО! Действительно получилась очень увлекательная, остросюжетная мистическая лента. Новая ступень в становлении Святослава Подгаевского. Не подвёл. Оправдал ожидания. Хорошо заметно, что, по сравнению с 'Невестой' автор поднялся на следующий уровень. Прогресс от фильма к фильму очевиден. История про русалку ещё более самобытная, ещё более непредсказуемая по сюжету, и, что отрадно, явных штампов здесь ещё меньше, чем в предыдущих работах. Стало быть, видение у режиссёра вырабатывается, что не может не радовать. Не могу не отметить ещё такой момент, что фильм представляет из себя бескровные ужасы. Не заметили? И тем не менее, вот, пожалуй, самый оригинальный момент. С чем в первую очередь ассоциируется жанр 'ужастик'? Как правило, с кровью. А здесь её почти что нет. Посмотрите внимательнее! За-то есть вода. Очень много воды: она в кране, в бассейне, в чайнике, в подвале дома, в колодце. Она капает с потолка, проливается на землю дождём. И кстати, вода очень красиво снята. Кадры дома, таинственного озера, леса смотреть очень приятно. Они не режут взгляд, не отталкивают, не раздражают, а, наоборот, доставляют удовольствие. Их хочется пересматривать снова. Действительно от созерцания мрачных пейзажей и колдовского озера со зловещей утопленницей веет мистикой. Атмосфера прекрасная. И отдельное спасибо за это оператору. Тоже развивается Антон Зенкович. Стараются ребята. Хорошо работают. Затянуло, благодаря их видению в сюжет, как от русалочьего поцелуя. И фильм захотелось пересмотреть снова, даже из-за великолепных кадров воды. Как-то магнетизм в них присутствует. И это я ещё на мониторе смотрел. А каково видеть их на большом экране. И слышать объёмный звук. По сюжету даже не хочется говорить о минусах. Они есть, но их ещё меньше, чем в «Невесте». Например не совсем понятна мания режиссёра увлекаться чуть ли не в каждой сцене мистическими элементами, типа лопнувшей кружки. Или дрожащих стаканов. Или крана, в котором резко заканчивается вода. Режиссёр столь старательно акцентирует на них внимание, словно боится, что зритель забудет, кино какого жанра он смотрит. И регулярно напоминает ему о присутствии в сюжете нечистой силы. А если бы этих моментов (который, в общем-то не мотивированы в большинстве своём) было в два, даже в три раза меньше – сюжет от этого ничего не потерял бы. А наоборот – приобрёл. Гораздо сильнее будет эффект, если у зрителя спадёт напряжение, при просмотре обычной бытовой сцены взаимоотношения главных героев, а потом вдруг сверкнёт деталь, которая покажет, что здесь не всё благополучно. А так их получилось слишком много. Не понятным для меня осталось, что за тёмные личности обитают на дне озера помимо русалки. Чьи это были тёмные руки, которые хватали сначала друга главного героя. А потом и саму русалку, когда ей обстригли волосы. Какие-то мрачные темнокожие мужики там плавали. Это запомнилось. Но кто они, откуда, и что делают на дне озера – сюжетом фильма никак не пояснено. В общем-то и русалочий гребень – весьма магический артефакт, исходя ещё из древних сказаний, никак в фильме не сработал. Просто валялся, как обычная вещь. Как появился неоткуда, так и исчез в никуда. И, кстати, ничего особенного в поведении русалки не поменялось. Тоже, я считаю, упущение. Не совсем я согласен с таким зловещим образом самой русалки. Всё-таки если исходить из народных сказаний, суеверий и литературных произведений - столь ужасающими и жестокими они не были. И затягивали свою жертву в воду так, что она добровольно шла на их зов. А режиссёр превратил этот персонаж в исчадье зла. И перестарался. Ведь, если разобраться, и вспомнить историческую сцену фильма - сама русалка, или как её звали при жизни Елизавета Григорьева, была вовсе не виновата в том, что жизнь так жестоко с ней обошлась. Очередная несчастная любовь и предательство. Поэтому охарактеризовать её, как 100% отрицательный персонаж, было бы неправильно. Если коснуться других персонажей, то они стали более сложными и менее предсказуемыми в поведении, по сравнению с той же «Невестой» и «Пиковой дамой». Там поведение героев плавало на поверхности: вот эти хорошие, а те – плохие. Здесь же, если смотреть фильм в первый раз, зрителя будут ожидать сюрпризы в поведении некоторых героев. Что здорово оживило фильм и добавило ему плюсов. Актёры, кстати играют убедительно. Та же главная героиня в исполнении Виктории Агалаковой. Хорошо получилась. Искренняя, верная девушка, не смотря на происходящую вокруг чертовщину. В «Невесте» она недотягивала свою роль. И местами даже раздражала. А здесь вписалась здорово. Вжилась в роль Марины. Так что фильму безусловный плюс и высокий бал. А читать отрицательные отзывы господ-критиканов даже смешно. Такое впечатление, что им, что не сними, уже заранее будут недовольны. Причём без явных аргументов. Просто не нравится, что молодой режиссёр регулярно выпускает новые работы в таком многострадальном для нашего кинопроизводства жанре, как, мистика триллер, ужасы. Нарочно, не обращают внимание на очевидное: Святослав Подгаевский развивается. Мне, как человеку, не постороннему в кинопроизводстве, и знающему немало нюансов в создании фильмов - это очень хорошо заметно. А им, почему-то нет. Странно. Ну да это их дело. А я, искренне скажу Святославу: спасибо за «Русалку. Озеро мёртвых»! По возможности, с удовольствием пересмотрю этот фильм ещё раз.
Интересно, сколько еще попыток необходимо будет сделать отечественным киношникам, чтобы снять по-настоящему хороший и страшный фильм ужасов? Судя по «Русалке», явно больше десяти. Дабы не растекаться с описанием сюжета, тем более что до меня это было сделано неоднократно, сразу перейду к критике. Именно к ней, потому что чего-то положительного в этом фильме заметить не удалось. Почему-то у нас активно заимствуют голливудские шаблоны, которые в условиях российской действительности не только не работают, но и выглядят крайне глупо. Последнее яркое подтверждение – «Фото на память», где компания молодых людей отправляется на загородную вечеринку. В «Русалке» применен другой шаблон – молодая пара, которая вот-вот сыграет свадьбу. По сюжету Он – пловец, причем не любитель, а профессионал. Так если он профи, скажите на милость: почему же он выглядит как любитель? У пловцов-профессионалов шикарная атлетическая фигура с рельефными мышцами, а герой Ефима Петрунина оказывается рядовым гражданином с комплекцией человека, который время от времени посещает спортзал. Кубики пресса, широкие мышцы спины и рельефные руки – ничего такого в нашем «профи» не оказалось. Зато спеси и желания повыпендриваться перед девушкой и доказать, что он круче своего друга в заплыве – хоть отбавляй. Она – выступает то-ли в качестве домохозяйки, то-ли просто занята предсвадебными хлопотами (неизвестно). В любом случае персонаж Виктории Агалаковой получается центральным, ведь именно ей предстоит заняться спасением своего возлюбленного. Хотя, если посмотреть на один эпизод с ее поведением, становится тревожно за судьбу жениха. Если ты не умеешь плавать, на кой хрен переться на глубину бассейна, а потом в свойственной женщинам манере говорить: «ты обещал быть рядом!» Да твою мать, он причиндалом пошел мериться с другом, стараясь лишний раз тебе доказать, что он Альфа, а все вокруг Омеги! Снова как и в «Фото на память», а также в «Невесте» и «Пиковой даме», сюжетный замысел скатывается в сторону прошлого. Как и в «Фото …» здесь фигурирует старый дом, куда непременно нужно переться посреди ночи! В доме давным давно никто не живет, но выглядит он так, будто жильцы покинули эти стены совсем недавно. Тоже самое можно сказать о подводной плите с именем, которая за полтора столетия должна была затянуться грязью, илом и водорослям, но никак не оказаться чистой, словно с нее мистер Пропер сдувал пылинки, используя свое знаменитое средство! Да, кстати! Вот еще, что интересно: режиссер хоть раз бывал в частном доме? Настоящем частном доме в российской глубинке? У нас совсем не так как на Западе, где внутри все может быть хорошо, а подвал затоплен водой (помните «Оно», 2017, к примеру?) У нас если в доме сырость – стены покрываются плесенью, тем более это касается домов, расположенных вблизи водоемов. А если подвал в таком доме весь в воде, так о хорошем состоянии хибары и говорить не приходится! Да и где в наших домах есть подвалы а-ля голливудское «Заклятие» или «Ужас Амитвилля»??? У нас – погреба! Открыл люк в полу, залез, поставил огурчики на полку, достал картошечки и все! У нас НЕТ таких подвальных помещений, тем более в домах, построенных в далекие-далекие времена! В моем понимании русалка – это красивая девушка, которая как раз за счет своего внешнего вида и заманивает мужчин. Но если обратить внимание на созданный мифологический образ, а также на описание, имеющее место быть в различных источниках, можно сказать, что создатели фильма в целом соблюли все особенности этой водяной жительницы. Распущенные длинные русые волосы, бесформенная одежда, длинные руки, острые зубы… Единственное, что можно бы было сделать ее привлекательнее, чтобы зритель не догадывался: почему же наш мистер суперпловец так заворожено на нее смотрит и целуется?! Вот увидел красотку – и она околдовала его своими магическим чарами красоты. А так, сидишь и думаешь: то-ли он заворожен, буквально загипнотизирован русалкой, то-ли видит перед собой некий другой образ, а на самом деле перед ним стоит страшилище?! Откровенно плохая режиссура, пластилиновые спецэффекты, пытающиеся добиться испуга у зрителя за счет примитивных скрипов и резких поворотов чуда-юда, трешевая игра актерского состава и конечно примитивный сюжет превращают потенциально интересный проект о народном фольклоре в шаблонный «ужастик», снятый с поворотом головы туда, где Джейсоны Вурхизы, Майки Майерсы и прочие монстры живут уже более 40 лет. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 3 из 10
Начиная просмотр этого фильма, ничего хорошего я не ждал. Но интерес был, ведь славянская мифология — непаханое поле в кинематографе. 'Русалка' вышла абсолютно безжизненной и неискренней. Привкус штамповки чувствуется буквально во всем: от глупого сценария до саундтрека, который представляет собой ленивый перебор двух нот на синтезаторе. Пугают зрителя летающим одеялом, неожиданным ливнем, скрипом дверей и швырянием героев по комнате невидимой силой. Напоминает плохое подражание японским хоррорам, никакой оригинальности. Не обошлось и без скримеров. Но даже такой дешевый трюк, успешно работающий в самых ужасных (в плохом смысле слова) американских хоррорах, тут запороли. Скримеры в 'Русалке' слишком очевидны и просто скучны. Актеры даже не пытаются играть. Весь фильм они ходят с каменными лицами, иногда выпучивая глаза. Да и вообще героев нисколько не смущает встреча с неведомым, их реакция на происходящую вокруг паранормальщину — минимальная. Отвратительный монтаж. Герой пытается безуспешно завести автомобиль и в следующем же кадре, без всякой паузы, авто уже мчится по дороге. Спецэффекты это просто стыд. Пару раз за фильм русалка появляется в 'демоническом' образе на 5-10 секунд. Зрелище это уровня CGI-роликов из компьютерных игр начала 2000-х. После такого, поверить в происходящее на экране, и в без того безжизненном фильме, становится уже просто невозможно. 2 из 10
Для таких фильмов нужно ввести специальную категорию 14 –. Взрослому человеку «Русалку» смотреть крайне не рекомендуется по причине чудовищной неправдоподобности истории. Я не про мистическую составляющую, а про весь остальной сюжет. Такие персонажи с такой логикой поведения встречаются только на страницах подростковых книжек. Это просто архетипы – Хороший парень, Хорошая девушка, Безбашенный друг, Коварная сестра. Сам сюжет склеен из набора нелепых совпадений и еще более нелепых поступков. Например, к главной героине (Хорошей девушке) приходит на ночь глядя сестра ее жениха (Хорошего парня). Приходит постричься. Да, на ночь глядя. Да, постричься. Во время стрижки она рассказывает про их с братом странного отца и про обряд с зеркалом. Ненавязчиво так рассказывает. Во время стрижки. На ночь глядя. У своей будущей родственницы. Поставьте мне дизлайк, если с этой сценой полный порядок. Вообще по уровню сценария, диалогов и актерской игры – это почти «Комната» Томми Вайсо. Сам хоррор (русалка во всех ее проявлениях) скучен и предсказуем. Из озера лезет тварь, ее пытаются загасить. В ход, естественно, идет обряд, о котором так удачно было рассказано во время ночной стрижки. Не могу больше писать про этот фильм. С ним все плохо. Если режиссер Подгаевский и растет профессионально, то это почти незаметно. Первый его ужас (во всех смыслах) «Владение 18» можно было воспринять снисходительно, поскольку дебют. Четвертый ужас – «Русалка» – снисхождения уже не заслуживает. Боже, а какая тут крестьянская свадьба! На каком детском утреннике Подгаевский ее увидел?! Резюме Если вам больше 12-14 лет, не тратьте время. Даже не начинайте. Там все плохо. 4 из 10
Пловец Рома приезжает на старую дачу, принадлежавшую родителям, и отправляется купаться на лесное озеро, где несколько лет назад утонула его мать. На берегу он встречает криповатую девицу, которая расчесывается старинным гребнем и спрашивает Рому, любит ли он ее. С тех пор парня начинает мощно глючить, ведь склизкий призрак, местами смахивающий на Тильду Суинтон, это неугомонная душа некой Лизы Григорьевой, утопившейся от несчастной любви еще в XIX веке. От скуки кровожадная русалка развлекается тем, что задаёт молодым людям один и тот же вопрос «ты меня любишь», и в случае утвердительного ответа утаскивает под воду. Ну а поскольку пребывать во френдзоне ответившего отказом Ромы Лиза Григорьева не намерена, она задолбает парня и его девушку так, что тот рано или поздно скажет ей «да». Режиссер Святослав Подгаевский твердо решил занять пустующее место главного российского хоррормейкера и вот уже стабильно выпускает одну страшилку за другой («Владение 18», «Пиковая дама», «Невеста»). Но одно дело энтузиазм, а другое талант и профессионализм, и в этой области постановщик упорно не хочет расти. Что он умеет, так это использовать довольно козырные и самобытные сюжеты, а также снабжать свои детища неплохой картинкой (сцены ночного туманного озера, освещенного одним кривым фонарем, действительно красивы), но на этом достоинства его фильмов заканчиваются. Сценарии на диво примитивны и изобилуют уймой логических дыр, проколов и моментов, которые не обыгрываются никак – главная героиня, которая боится воды и не умеет плавать, что для дальнейшего сценария вообще не имеет значения; куча содранных сцен из «Звонка» и «Темных вод», вроде текущих грязных жидкостей и засоренных стоков, не использующихся в качестве нужных хоррор-элементов и т.д. Сама история к тому же построена по принципу «с разбегу об телегу»: никакого бэкгрануда, развития отношений между персонажами и попыток вызвать сопереживание у зрителей, вот тебе парень с девушкой, вот безумный призрак, который их доканывает, что еще вам надо. И ладно бы весь этот наив изобиловал действительно жуткими сценами, но Подгаевский с упорством, достойным лучшего применения, едет на таких дремучих штампах и скримерах, что становится скучно уже через 10 минут просмотра. Одно и то же томное бормотание русалки начинает раздражать, как и звуковые удары по ушам, сопровождающие каждый скрип внезапно открывшейся двери или поворот персонажей за угол. Сам призрак ведет себя одинаково – сперва сидит к героям спиной, потом резко поворачивается под dolby-бабахи, синеет и начинает дико орать, демонстрируя компьютерные зубы разной степени модификации, что не пугает, а вызывает дикое желание приложить Лизоньку лицом об лопату (момент, когда девушка Ромы врезала ей ботинком по башке вызывает и смех и удовлетворение). Обидно, что все эти народные мотивы действительно давали плодородную почву для появления самобытного российского ужастика с фольклорным колоритом. Но режиссер очевидно не следит за тенденциями развития жанра и не понимает, что в фильме ужасов уже давно главными стали не выпрыгивающие зубастые покойницы с паршивеньким гримом, а работа с подсознательным страхом, искусное создание образов и обволакивающей атмосферы. Тем не менее, Подгаевский уже начал работу над новой пугалкой под названием «Яга: Кошмар темного леса», пригласив на главные роли звезд «Нелюбви» Марьяну Спивак и Алексея Розина. Вот только, зная приверженность постановщика к тривиальным клише и зацикленности на устаревших и давно не актуальных приемах, их новое появление в качестве супружеской пары будет, судя по всему, самым оригинальным моментом. 4 из 10
Рома и Марина планируют пожениться. Но всё в их жизни идет наперекосяк – а всё из-за случайной встречи Ромы с таинственной девушкой на озере. В поисках спасения от проклятия молодые вынуждены проверить свои отношения на прочность, чтобы не повторить трагедию двадцатилетней давности… Но у коварной русалки свои планы на Рому… Хороший хоррор всегда трансформирует реальные страхи человека в вымышленные. От неуверенности молодой девушки в своем избраннике всего шаг до мистической разлучницы в белом. От страха перед темной водой один гребок до холодных тварей из глубин. От старой семейной драмы одна фотокарточка до проклятия, передающегося по наследству. «Русалка. Озеро мертвых» проходит именно по этим болевым точкам, предлагая зрителю современную страшную историю, замешанную на древних мифах о русалках. И что бы нам не внушали диснеевские мультики, с этими утопленницами лучше не связываться. Как и принято у неупокоенных духов, русалка преследует героев и в городской квартире, и в раздевалке бассейна, и в больнице – не говоря уже о ванне, в которой со времен «Кошмаров на улице Вязов» так спокойно уже не поплещешься. Но центром истории становится то самое «озеро мертвых» с одиноким домиком на берегу, словно расположенное на пересечении западных архетипов («Пятница, 13», «Зловещие мертвецы») с восточными («Проклятие», «Темные воды»). Практически любой фильм о проклятии похож на квест – что нужно сделать, чтобы победить зло? - и силой тут никогда не отобьешься. «Русалка» не разочаровывает – тут есть и «ложное спасение», почти обязательное для жанра, и трансформация героев – кто-то под гнетом обстоятельств ломается, кто-то становится сильнее, причем ломается тот, о ком изначально и не подумаешь. Финальное решение проблемы не выглядит роялем в озерных кустах - всю нужную информацию зритель получает по ходу сюжета – что ценно для жанра, в котором не особенно парятся по поводу логических взаимосвязей. Так что не купайтесь в неположенных местах, избегайте зловещих девушек с гребнем, а главное – продолжайте смотреть российский хоррор. Иначе он придет за вами и спросит: «Ты меня лю-ю-ю-юбишь?» И попробуйте ответить «Нет»!
По каким-то причинам среди фанатов жанра хоррор и вообще поклонников отечественного кино бытует мнение, что Святослав Подгаевский – это мессия и надежда жанра «русский фильм ужасов». И дело тут не в отсутствии характерных для нас экзистенциальных проблем в его работах; просто видна, с одной стороны, ориентация на западную школу, т.е. желание сделать фильм ужасов как у них, «по учебнику», а с другой стороны, можно сказать, что темы в его работах – исконно русские. Неудачный «Владение 18» повествовал о пресловутом квартирном вопросе (хотя цены на недвижимость в России пугают больше призраков), а «Пиковая дама» и «Невеста» были основаны на чем-то знакомым только нам в культурном плане. По крайней мере эти проекты обладали должным колоритом. «Русалка. Озеро мертвых» - новый проект Подгаевского, нашедшего после «Невесты» свою нишу: русские байки и поиск в мифологии того, что может действительно быть жутким. Очевидно, что в этот раз речь идёт о русалках, которые, в отличие от безобидных диснеевских творений, ну, в действительности весьма жестокие создания из славянских преданий. Итак, парень-пловец и его невеста готовятся к свадьбе, только во время мальчишника происходит непредвиденное. Молодой человек во время тусовки на даче решил покинуть праздник, чтобы искупаться в местном пруду и встречает настоящую русалку а-ля гоголевская утопленница. Канон в какой-то степени соблюдается: не стоит ожидать рыбьего хвоста и прочих поп-культурных атрибутов. Мужчина, естественно, становится одержим потусторонней красоткой после встречи, видит её повсюду и медленно увядает. Невеста же, а также родня и друзья решают спасти обреченного от мифической напасти. Увы, столь потенциально успешная идея, как, впрочем, и многие детали угроблены реализацией. Постановка действительно дурная и дело тут не в качестве грима или актерской игры. Действие «Русалки» происходит в какой-то параллельной России, которая существует только на телеэкране (в случае «Русалки» речь идёт, наверное, о канале ТВ-3). Слишком уж выхолощенной, даже гламурной, вышла картина: всё чистое, опрятное. Начиная от больницы уровня «потёмкинской деревни» и аккуратного дома, в который по сюжету никто не заходит двадцать лет, заканчивая актерами, чьи лица просто сливаются в какое-то пятно – никогда не веришь, что эти события имели место. Магия кино в «Русалке» практически нулевая; несмотря на то, что, кажется, за декорации отвечали профессионалы, эти декорации так и остаются декорациями, а актеры, даже если они стараются, всё равно остаются актерами, а не личностями. Иными словами, атмосферы тут нет вообще. Те же претензии можно предъявить и к сюжету. Увы, «Русалка» не очень-то и оригинальна, если подумать. Конечно, многие детали полагаются на наш фольклор, что в принципе хорошо, но трехактовая структура позаимствована из любого другого хоррора, где герои – молодые люди (см. недавний «Правда или действие»). В той же «Невесте» хотя бы была своеобразная атмосфера и какой-то общий концепт, хотя это не убирало её некоторые более грубые, по сравнению с «Русалкой», проблемы. Но общее у картин всё же есть: в обоих из них нечему пугаться. Зубастая русалка может напугать, разве что, дошколят. Куда сильнее пугает, если вдуматься, почти сюрреалистическая речь героев: такие паузы в заученных диалогах вызывают подсознательное беспокойство. Сделано это, само собой, непреднамеренно и из-за наплевательского отношения. Говорят, что стабильность – признак мастерства и лично каждая моя оценка фильма Подгаевского застревает на отметке 4. Но у меня, как у своего рода фаната (или всё же антифаната), его проектов есть другое мнение: Подгаевский с каждым фильмом растёт. По чуть-чуть ощущается его работа над ошибками; миры становятся всё сложнее и эффектнее, а качество постановки возрастает. Однако, уделяя внимание одним элементам, постановщик неизбежно задвигает другие и, как это ни парадоксально, каждый раз разные. Пока что «Русалка» проигрывает в том, в чём та же «Невеста» была сильна, зато эта лента обзавелась неплохой стартовой точкой для иных проектов хоррор-мэйкеров, стильным постером и иногда достойным визуалом. Возможно, когда-нибудь Подгаевский сможет снять что-то действительно жуткое и атмосферное, тем более что, судя по всему, его новый фолк-хоррор «Яга: Кошмар темного леса» не за горами. 4 из 10
Карма воды Какая-то удивительно бесконечная анимация кинокомпаний-производителей незаметно переходит в наивистско-примитивистскую анимацию древних славян, объясняющую историю и быт русалок на Руси. Минимум романтики, максимум трагедии: русская русалка не позирует по-датски на камне, красивая и бронзовая, ей даже по-пушкински не сидится на ветвях – только хардкор, только утопление, только смерть и месть. Русская русалка – не миф и не сказка, она – настоящий X-man (экс-мэн, по-нашему – бывший человек), утонувшая дамочка, чей словарь на порядок меньше Эллочкиного: «ты», «меня», «любишь». Первыми вызываются проиллюстрировать русалочьи повадки более современные славяне Настенька и Мишенька. Пытаясь спасти Мишеньку от колдовства прямо на стареньких деревянных мостках, Настенька сама попадает в хищные чёрные когти, падает в озеро, и сия пучина поглощает ея в тот же момент. Ещё более современные славяне (понятно даже по именам) Рома и его невеста Марина прямо в олимпийском бассейне обсуждают новость – Роме достался от отца дом у озера. «Неужто у того самого озера!» – всплёскиваем мы руками, и это чистая правда, у того самого. Более того, позже оказывается, что отец – тот самый Мишенька, не сумевший спасти свою Настеньку (да, смышлёный читатель, Ромину мать). Рома с другом по бассейну едут в дом, где устраивают что-то вроде мальчишника, и той же ночью русалка устраивает Роме первое свидание на том самом причале. Норма воды Никаких норм для воды – она повсюду. Молодой режиссёр реализовывает свои влажные и мокрые фантазии на всю катушку, ведь все знают, что вода на экране – это метафоры и смыслы, которые может притянуть за уши любой кинокритик средней руки – было бы желание. Сам же Подгаевский практичен: если зритель видит воду, то русалка где-то рядом. Я уже упомянул озеро и бассейн, а будут ещё затопленный подвал, колодец, душ, ванна, канализация, дождь, протекающая чашка etc. Даже потеть нельзя без опасности привлечь русалку, а уж наслать на реципиента ОРВИ или рота-вирус для этой девушки не проблема. Так что если вам сначала показалось, что русалка не так опасна – просто не ходи на озеро, в бассейн, в душ и туалет, то скоро становится ясно, что потусторонней любви так легко не избежать. Насчёт другой, сценарной воды – обошлось без превышения нормы. Фильм короче 90 минут, и все движения персонажей более-менее подчинены истории. То, что эти движения далеко не всегда естественны и порой складываются в нелепые сцены – вина не умеренно дурацкого сценария, а кастинга. Возможно, исполнители главных ролей Ефим Петрунин и Виктория Агалакова приглашены в фильм для Нового Эффекта «зловещей долины». Они играют почти как настоящие актёры, но только лишь почти – отличия едва заметны, и это очень страшно! Но мне Марина, девушка с детским лицом, всё равно понравилась: и вообще миленькая, и ножкой в сапожке чудовищу по морде – тыц! Ну что с меня взять, безнадёжен. Фирма воды Это LG, по-древнерусски ЛГ: именно инициалы Лизы Григорьевой, славянки и русалки, стоят на важном артефакте фильма – деревянном гребне. Применяясь по прямому назначению, LG-гребень издаёт ужасающий кишечно-шевелящийся звук, а выглядит так, будто русич-неандерталец выдолбил его из цельного куска дерева не очень острым камнем. Понятно, что русалке после жизни не возбраняются гаджеты любой степени причудливости, но не совсем понятно, почему Лизонька при жизни этим реликтом пользовалась. Краткий флешбек отправляет нас не в пещеру с резными наличниками, а в нормальную избу успешных людей с горницей, пирогами и самоварами – максимум на три-четыре сотни лет назад. К чести Подгаевского, с архаикой он тоже не перебрал – лубочек из славянских корней совсем малюсенький. Фарма воды Итак, каков рецепт русского хоррора? В чём сила, брат (русалкина, например, в волосах), в чём слабость? Закатить глазки пришлось всего пару раз, когда и без того не слишком глубоких персонажей заставили идиотничать. Ладно, актёры-студенты, их не жалко (прости, Виктория), но из, казалось бы, трагической фигуры отца в исполнении опытного Игоря Хрипунова парой поверхностных реплик и одной куцей бородёнкой тоже в два счёта сделали клоуна. Подгаевский старательно пытается сгустить атмосферу, но получается сыровато (ха-ха, из-за воды): то тут, то там пахнёт затхлым энтэвэшным сериалом. Но «Русалка» вовсе не безнадёжна. Jumpscares, или по-нашему, скримеры, в количестве четырёх-пяти штук заставляют вздрагивать – Лизонька при жизни была крикливой девушкой, а после смерти её вообще не заткнуть. Грим и компьютерная графика, представляющие нам Лизу в её худшие моменты, на весьма приличном уровне. Рожа страшная, гниющая, зубастая – и когда она как ломанётся, то невольно строишь рожу в ответ. Самых относительно добрых слов заслуживает концовка. Во-первых, она трижды переносится (когда кажется, что уже всё, а оно ещё нет, ещё тянет кривые грязные когти), во-вторых, любовь всех победит, в-третьих, саспенс уже как у взрослых, в-четвёртых, создатели позаботились о мелочах: например, машина не просто не заводится, а из-за соскакивающей клеммы на аккумуляторе – шах и мат, Голливуд! Даже бородатый отец в финале стряхнул пудру, сбросил оранжевый парик и вернул бороде трагичность. Новорождённый русский хоррор не так уж мёртв, как могло показаться. Но сильно ли он меня напугал? На следующий день я уже купался в озере. Там даже были камыши. Ответь сам, смышлёный читатель.
Я люблю хорроры и очень хочу верить в развитие этого жанра в нашей стране, поэтому без раздумий пошла в кинотеатр, чтобы поддержать отечественного производителя. И мне стало очень грустно, потому что, кажется, путь создания хорошего хоррора в России будет еще долгим. Фильм безжизненный и не цепляющий, как тухлая рыба. Все логично, предсказуемо и банально. И не страшно, ну вот совсем. Будет несколько скримеров, которые мы где-то как-то уже видели. Единственное, грим русалки, такая голова пираньи - это мне понравилось. Конечно, здесь самая главная проблема - с сюжетом. Во первых, с главным героем. Здесь это девушка, у которой будущий муж поцеловал русалку. Героиня без бэкграунда, ну вот совсем. Ни мам-пап, ни одной истории из детства, ни хобби, ни увлечений. Люблю парня, красивая - всё. Единственное, в первой сцене нам дается, что она не умеет плавать и боится воды. Но потом на протяжении всего фильма актриса это никак не обыгрывает. Капает вода? Страшные темные воды? Прорвало канализацию? Отстраненный взгляд, покерфейс, ну ок. А по идее во главу фильма должна была быть поставлена идея борьбы со страхом ради любви. Задумка хорошая, увы, не сработало. Как и развитие отношений между главными героями, которое хочется видеть и прямо просится, но увы, его нет. Героиня же должна задавать вопрос себе, а точно ли тот человек будет её спутником жизни? Он пловец, вечно на соревнованиях, куда-то с друганами мотается, домой не приходит, с девками целуется, еще и какое-то проклятие (заразу) подцепил. Ну зачем козе такой баян? А у нас тут априори, люблю Рому, без всяких человеческих сомнений и переживаний. Просто, прямолинейно, скучно. Поэтому все испытания их люблю становятся сугубо внешними, а значит не цепляют. Ну какая мне разница, что у нас русалка в ванной барахтается? Я же люблю! Между тем, режиссер каждым третьим кадром тычет в лицо зрителя какую-нибудь водную муть. И это мимо, потому что герои воды не бояться, им плевать, они привыкли, живут, наверно, в каком-то особом мире, где всегда сыро и все протекает. История разворачивается ну очень банально, в стиле квеста - что нам нужно, чтобы спастись от злого монстра. Ага, хорошо, что семья будущего мужа - прямо спецы по русалкам и славянской магии. И папа русалку видел, и призрак мамы наглядно покажет, как проводить ритуал, и сестра та еще ведьма, однозначно, читала заговоры сибирской целительницы. Правда невнимательно, поэтому пол фильма мы все будем делать неправильно, а в конце поймем, что «ларчик просто открывался». Нет, ребят, а погуглить нельзя было что-нибудь про русалок и в чем их сила? Зачем я смотрела все эти ваши потуги, когда все было так просто? В итоге, первые минут десять-пятнадцать смотришь и даже радуешься, все складно, бодренько и живо. А потом рыба эта стремительно протухает под вашими взглядами, а хоррор так и не начинается. Печально, но нужно отменить, что снято хотя бы, без треша, угара и кардинальных нарушений логики. Ну что ж, уже спасибо. 5 из 10
Святослав Подгаевский откровенно признал свое «Владение 18» полным провалом и попросил не смотреть этот фильм. Про «Пиковую даму» он говорил уже с большим интересом, посчитав её успешным проектом из-за того, что фильм окупился в прокате. «Невеста» же стала его визитной карточкой и вот теперь, когда его режиссерская карьера вроде как пошла вверх, выходит фильм «Русалка. Озеро мертвых». Собственно говоря – спасибо, что догадались. Тематику вы выбрали (обращаюсь к Святославу и, конечно, господину Капитонову, которые никогда это не прочитают) отменную, русский хоррор начал двигаться в нужном направлении. Для нашего культурного кода – это лучшее, что можно придумать – русская деревня, байки про русалку, старинные обряды – что ещё нужно, чтобы напугать отечественного зрителя? Однако с реализацией, уж простите, полный провал. Как можно было, имея такую идею, так триумфально её изнасиловать? Начнем с сюжета. Ваша трехактовая структура дала сбой примерно в том месте, когда главная героиня подстригала сестру своего мужа и та сказала про обряд с зеркалом. Все. С этого момента уже было понятно, что такой обряд будет происходить в развязке. Далее, что-то не так с диалогами, они будто бы написаны начинающим сценаристом, который никогда не был на съемочной площадке, да и вообще, за всю свою жизнь ни с кем не разговаривал. Люди так не говорят! Девушки не смотрят фото с парнем, ожидая, когда он придет, они не просыпаются утром с идеально нарисованными бровями и уж точно не кокетничают с паранормальными вещами. Что с развитием сюжета? Мы же не в 2000-х, на экране происходят банальные поверхностные события, да ещё и приправленные любимым кинговским твистом «иногда они возвращаются», но только тут дважды. Съемка разочаровала не меньше. Склейка из трех крупных планов на кухне вынудила меня вырвать себе глаз и съесть его вместо попкорна. Да, я сидела в кинотеатре и мне было абсолютно не понятно, то ли с показом что-то не так, то ли создатели решили приколоться и снять на какой-нибудь Canon D650 и ещё и в вечном расфокусе. Хотя бы цветокоррекция была красивой, и конечно большое спасибо, что научились делать эти прекрасные переходы между кадрами. Порадовал грим, но очень злили эффекты. Скримеры из «Мертвых пташек» - очень дешевый прием. (По поводу скримеров, можете сравнить кадры, они правда схожи). Действительно, была большая надежда на то, что выходя после «Невесты», «Русалка» будет ещё лучше, но, увы, это откровенно плохой фильм. Но я не буду призывать вас к тому, чтобы вы не шли в кино, я скажу наоборот: «Идите!». Поддерживая российского производителя, мы увеличиваем шанс на то, что в нашей стране будут появляться новые хорроры и возможно, когда-нибудь, их научатся делать качественно.
Вот мы и дождались (хотя я после 'Невесты' особо не ждал) очередное творение отечественного хоррор-конвейера под названием 'Святослав Подгаевский'. Что нам предложили на этот раз? Нам предложили лень создателей. Им лень делать всё. Зачем показывать нападение сущности на человека, если можно просто вставить резкий звук, а камеру повернуть тогда, когда бабайка сделает своё тёмное дело? С одной стороны, создатели молодцы, что хорошо поработали с внешними съёмками: кадры, происходящие в лесу ночью, в сумерках или во время рассвета атмосферны и радуют глаз. С другой стороны, им лень было работать в помещении, из каждого кадра в доме или квартире криворукость операторов видна на все сто. Создателям лень двигать сюжет. Большую часть фильма герои либо видят галлюцинации, либо усиленно и очень активно думают. Или тычут в камеру целой кучей 'ружей', выстрел которых угадывается почти сразу. Иными словами, зрителя просто-напросто клонит в сон. Ужасы? Таких безобразных скримеров стоит ещё поискать. Тривиальные, неизобретательные или попросту кривые. Грим - просто смехотворный, видимо, тоже лень придумывать что-то, кроме проевших плешь покрашенных в белый цвет лиц и затемнённых глаз. Эффекты - ещё более смехотворны. Чего стоит сцена, где при удушении у героя равномерно белеет лицо. Шёпот 'Ты меня любишь?' начинает раздражать уже на десятой минуте, а смотреть ещё долго. Интересный саундтрек написать было, судя по всему, тоже лень. А что не лень? Бессмысленные постукивания по учебнику - вот их добавить создателям не лень. Сюжет, сценарий? Помните 'Невесту', отвратительное кино? Так вот, тут концепция ещё проще, ещё тупее. Даже разбирать подробно не хочу. Актёры. Внезапно, не так плохо. Виктория Агалакова, когда не строит из себя богиню или 'чику', смотрится не так уж плохо. Ефим Петрунин на уровне корчился от боли. Игра Игоря Хрипунова не выдерживает никакой критики. Так или иначе, великого никто ничего не показал. Таким образом, 'Русалка. Озеро мёртвых' - лишь очередное порождение конвейера ужасов, которым управляет Подгаевский. 3,5 из 10
Слежу, слежу за работами Подгаевского, так как он является родоначальником, перспективным режиссером хорроров в России. Пиковая дама у него была ничего, Невеста так же хороша, Русалка ну как сказать… слабовато. Сюжет, спецэффекты еще ничего, но вот актерский состав в очередной раз подкачал. Фильм опять снят красиво, опять великолепная рекламная кампания. Все ярко, сказочно, необычно. Таких сочных и одновременно мрачных красок в нашем кинематографе не найти. Только Подгаевский так может. Первоклассная съемка, чудеснейшие ракурсы, смотришь и не можешь поверить, что это наше кино. Но когда обращаешь внимание на актеров сразу же хочется умыться и очнуться от этого сна. Порой задаешься вопросом – они реально получали профильное образование? В этом фильме актерская игра очень слабая. В фильм опять взяли тех же — Агалакова и Хрипунов. Не, Хрипунов может быть еще ничего. Все таки у него долгий стаж работы и большой опыт. Но Агалакова, зачем? Она уже доказала свою несостоятельность в фильме «Невеста». Категорическое неумение преподнести зрителю своего персонажа. Ей не веришь ни на минуту. Смотришь на нее и такая тоска одолевает, что аж кричать хочется. И в данном фильме все одно и то же. Никакущая актриса, сыграла совершенно сухо и не интересно. Остальные актеры не лучше. Опять хромает драматизм, опять не верю никому. Никто из них не переживает эти роли, все тупо отрабатывают баблишко и думают о следующих проектах. О сюжете наверное и не буду писать. Все что творилось на экране, было показано в трейлере. И я не виню создателей за это. Это даже плюс, сразу понимаешь, стоит ли идти на фильм, заснешь ли ты на нем или нет. В принципе сюжет не плохой, порой даже захватывающий. Много «бу» моментов, только они то и пугали. Многих это может раздражать, а мне нравятся такие моменты, только от них у меня сердце и бьется бешено. Фильм не плохой, снят хорошо, сюжет свежий и интересный, режиссер молодчина и я продолжаю ждать его рост и прорыв. Но вот актерский состав, как всегда, все убивает. Очень надеюсь, что Подгаевский в итоге набьет свою руку и станет российским Шьямаланом.
С одной стороны хорошо, что российские режиссёры пытаются конкурировать с зарубежными создателями ужастиков, но с другой… им так порой хочется напомнить, что на ошибках неплохо бы учиться. Особенно на своих собственных. Но такое ощущение, что некоторые киноделы, достигнув определённого уровня, тут же прекращают развиваться. Актёрский состав и излишняя сентиментальность «Озера мёртвых» выглядят настолько узнаваемыми, что в режиссёрском кресле без труда угадывается Святослав Подгаевский, ранее уже снявший «Пиковую даму» и «Невесту». У этих ужастиков имелись свои недостатки, которые почти без изменений повторяются в «Озере мёртвых», и первым делом очень слабая актёрская игра. Персонажи (в том числе главные герои) ведут себя настолько равнодушно и безучастно по отношению к событиям, будто всё время пытаются проснуться, не понимая, что это никакой не сон, а настоящая съёмочная площадка и съёмки настоящего фильма. Фальш чувствуется буквально в каждом диалоге, идёт ли речь о соревнованиях в бассейне или о проклятии несчастной девушки из XIX века. Даже в самые напряжённые моменты с участием самой русалки эмоции выглядят наигранными и — не побоюсь сказать — роботизированными. Положительными сторонами фильма являются все водные сцены, снятые очень красиво. Озеро, дождь, бассейн, душевые — любители водной стихии оценят их особенно высоко. Странно только одно: вода по необъяснимой причине иногда становится такой зелёной, будто в неё краску разлили. При этом каких-то болотных растений или упавших веток в кадре не наблюдается. Перед нами просто зелёная вода, особенности которой сюжет не разъясняет. Большой бедой является также слабый сценарий, в котором очень скупо прописаны взаимоотношения персонажей. И праздники, и грустные события кажутся недожатыми, а что ещё важнее — родственные связи героев остаются загадкой. Весь фильм вы будете ломать себе голову над тем, кто кому приходится отцом, дедом, сестрой или матерью, поскольку реплики персонажей проливают намного меньше света, чем фонарики и вспышки на старых фотографиях, которые, кстати, в конце девяностых уже были цветными, а не чёрно-белыми. Как именно персонажи устанавливают связь между двумя обрядами, посвящёнными жизненной силе — тоже неясно. Выглядит так, будто героям приходит в голову спонтанная мысль «а что, если…». Чувствуете здесь интригу? Вот именно, что нет! Если вам хочется увидеть достойный российский ужастик, то лучше посвятить своё время «Спутнику», в котором намного лучше прописаны персонажи, а в сюжете имеются неожиданные повороты. О русалках в дальнейшем выйдут более интересные фильмы. По крайней мере, хочется в это верить. 4 из 10
Честно скажу, что от Святослава Подгаевского я ожидала намного больше, так как 'Пиковая дама' вполне хорошая проба пера. В этой картине все скатилось по наклонной. Очень жаль загубленную идею, ведь она по истине была великолепна! Фильм о русалке, вы только подумайте! Но от русалочьего шарма осталась, пожалуй, только вода. Из плюсов могу выделить лейтмотив зеленого цвета на протяжении всего фильма, прям чувствуется порой запах влаги и тины... В фильме видны 'потуги' режиссера и актеров дотянуть до голливудских картин, но, чем больше стараний, тем больше наигранности, фальши и разочарования. Игра актеров расстроила еще больше, так фальшиво и ненатурально можно предугадать каждый их шаг, да что там, каждую эмоцию. Если вы любите хорошие хорроры и ждете в этой картине что-то пугающее, то вряд ли найдете. То есть, пугающих моментов то много, но опять же, все настолько фальшиво и легко предугадать, что нужно очень постараться, чтобы 'испугаться'. В целом, фильм с очень хорошей задумкой, но все провалилось в попытке подражания Голливуду. Конечно, у американцев получается снимать хорроры лучше всех и можно у них учиться, но вот именно учиться, а не копировать. При попытке 'слямзить' и получается такое кино. Даже развязка фильма настолько банальна, что после просмотра становится обидно, ты смотрел, ждал - ждал, а тут скрип половицы, баня, зеркало и все. Но я все равно буду смотреть следующее кино Святослава Подгаевского, так как после 'Пиковой дамы' верю все еще, что он может вырасти как режиссер. Смотреть не рекомендую, только если хотите поскучать, ну и если любите русалок и водную тематику, хоть на цветокоррекцию в фильме посмотрите. 2 из 10
После коммерческих успехов с «Пиковой дамой» и «Невестой» Святослав Подгаевский решил продолжить демонстрировать зрителю похожий сеттинг с уже знакомым актерским составом. «Русалку» стоит похвалить за стабильность тематики костяка – страшные отечественные байки и старинные обряды. Но, к сожалению, в очередной раз хромает реализация. Не хочется переписывать упреки, озвученные в десятке рецензий до этого, и невозмутимо ставить клеймо убожества. Но придется. Фильм страдает старым добрым, фатальным непониманием жанра, неинтересным копированием устоявшихся голливудских штампов, отходящими на дальнюю полку постановки, и игнорировании проблем прошлых лент. Подгаевский буквально тащит приемы, которые не способен соединить в единую картину, от чего зрителя не покидает привкус подделки. Саундтрек из двух нот – есть! CGI из 00-ых – есть! Тошнотный монтаж – есть! Здесь окостеневший сценарий с амбре лени и отсутствие саспенса воспринимается как само собой разумеющееся. Собственных идей создатели не демонстрируют. Несмотря на то, что сам Подгаевский в одном из недавних интервью рассуждал о построении оригинального фольклорного «русского ужаса», в его работе не отслеживается даже малейшая попытка переосмысления клише. «Русалка. Озеро мёртвых» остается вымученной для прохождения минимального хронометража продукцией, переполненной избитыми кино-заготовками и полнейшим отсутствием намека на логический сюжет.
Славянская мифология — богатейший пласт нашей культуры. Фильм заинтересовал сперва названием, затем и описанием. Что могу сказать… хороший ужастик. Интересный. Холодная атмосфера волнует. Режиссёр погружает зрителя в грустную, тревожную гамму мифологии и психоделики. Особенно запоминаются сцены на даче. «Русалка» абсолютно не дарит ассоциаций со сказкой Андерсена: здесь русалок стоит опасаться. Конечно, ярые фанаты американских ужастиков будут до потери пульса сравнивать, упрекать, причитать о «а вооот тааам», да и прочее бла-бла… Но это было всегда. Я, например, не заметил никакого интеллектуального богатства или хотя бы попытки сформировать его в таких ужастиках, как «Проклятие монахини», «Аннабель» и т.д. Очередное копирование уже ранее снятого, из пустого в порожнее на новый лад. Но рейтинг их выше. Привет из 90-х. Привет, «американская мечта». В этом фильме нет ничего такого, что выбивалось бы из канвы произведения. Всё объясняется, всё логично и всё найдёт свой финал. Вообще, нельзя не отметить, что слова «русалка» и «фильм ужасов», стоящие рядом, создают в ассоциативном ряди мышления нечто уникальное. И я рад, что есть такой фильм. Ведь это дань нашим, славянским, поверьям, пусть и под мистической вуалью. Впрочем, именно она и придаёт уникальности, о которой я писал выше. Этот фильм подкупил атмосферой и задумкой, а исполнение было достойным. Для современного ужастика — самое то. 7 из 10
Славянская мифология — богатейший пласт нашей культуры. Фильм заинтересовал сперва названием, затем и описанием. Что могу сказать... хороший ужастик. Интересный. Холодная атмосфера волнует. Режиссёр погружает зрителя в грустную, тревожную гамму мифологии и психоделики. Особенно запоминаются сцены на даче. 'Русалка' абсолютно не дарит ассоциаций со сказкой Андерсена: здесь русалок стоит опасаться. Конечно, ярые фанаты американских ужастиков будут до потери пульса сравнивать, упрекать, причитать о 'а вооот тааам', да и прочее бла-бла... Но это было всегда. Я, например, не заметил никакого интеллектуального богатства или хотя бы попытки сформировать его в таких ужастиках, как 'Проклятие монахини', 'Аннабель' и т.д. Очередное копирование уже ранее снятого, из пустого в порожнее на новый лад. Но рейтинг их выше. Привет из 90-х. Привет, 'американская мечта'. В этом фильме нет ничего такого, что выбивалось бы из канвы произведения. Всё объясняется, всё логично и всё найдёт свой финал. Вообще, нельзя не отметить, что слова 'русалка' и 'фильм ужасов', стоящие рядом, создают в ассоциативном ряди мышления нечто уникальное. И я рад, что есть такой фильм. Ведь это дань нашим, славянским, поверьям, пусть и под мистической вуалью. Впрочем, именно она и придаёт уникальности, о которой я писал выше. Этот фильм подкупил атмосферой и задумкой, а исполнение было достойным. Для современного ужастика — самое то. 7 из 10
Если я и слышу что-либо о Святославе Подгаевском от своих знакомых, так это то, что от фильма к фильму он растёт, как постановщик. Первый его фильм был так себе, зато второй уже получше, хотя всё равно так себе, но вот третий фильм... Ну и так далее. Судя по этим рассказам, чуваку впору 'Растишку' рекламировать, настолько силён его профессиональный рост, жаль только для меня его фильмы продолжают оставаться безыдейной халтуркой класса 'B'. Единственное, что есть хорошего в 'Русалке' - это цветокоррекция, мне нравятся красочные фильмы ужасов, и от назойливого желания режиссёров высасывать из хорроров все цвета, я уже устал. Всё остальное такой швах, что даже не смешно. Попытки натянуть российскую действительность на голливудские штампы вызывают неизменное раздражение. Почему-то в русском исполнении каждое сценарное клише выглядит в десять раз постыднее, нежели в американском. Может быть, дело в коробящей игре актёров, подача реплик которых варьируется между предобморочным бормотанием и адскими воплями с сопутствующим кривлянием. А может в предсказуемости скримеров, появление которых вы сможете рассчитать вплоть до милисекунды. Затихла стандартная хоррор-музыка, и даже вездесущая вода перестала издавать мерзкие кисельные звуки? Держитесь за шляпу, щас начнётся. Каждая локация в фильме оборудована скрипящими половицами, мигающими лампочками и удобными для пряток занавесками. Трюк с обманчивыми двойниками главгероев исполняется не два и не три раза кряду. К камере приделан лист фанеры, и всякий раз, когда малохольный оператор пугливо поворачивает камеру в сторону джампскэра, издаётся потешный вжух. Я всё это видел на экране раз десять только за последнюю неделю, но авторы 'Русалки' продолжают скакать по зарубежным граблям с каким-то остервенелым энтузиазмом. Сама русалка обладает повадками типичного голливудского демона, как будто бы бедолаге больше делать нехрен, кроме как загадочно стучать дверцей шкафчика в бассейне и заворачиваться в несвежую простыню. Вот честно, я не против заимствования элементов из американских фильмов, они там знают что к чему, и если у них что-то работает - почему бы и не воспользоваться опытом. Но авторы рашн-хорроров неизменно тащат оттуда самые бесполезные и отработанные клише, стрёмные CG-рожи с вытянутыми ртами стали объектом насмешек больше десятка лет назад, ровно как и прохладные истории про всяких барабашек, которых надо изгонять дебильными ритуалами. Нужно быть Джеймсом Ваном, чтобы выдавать пристойное кино на таком материале, да и под его присмотром сейчас всё чаще выходит полнейший проходняк. Я надеюсь, что в определённый момент могучий рост Подгаевского вознесёт его хотя бы до уровня 'Аннабель', и на его кинцо можно будет смело налепить ярлык пресной конвеерной поделки, но пока что придётся окрестить 'Русалку' обычным дешёвым трэшаком. 3 из 10
Как бы вы не любили фильмы ужасов, в случае с фильмом 'Русалка. Озеро мертвых' лучше поберечь деньги, попкорн и собственное время. Ничего не меняется в фильмах Подгаевского. Они все также не страшные, неинтересные, с плохой игрой актеров и ужасным сценарием. После ссоры со своей невестой, Рома едет в старый дом в деревне, который достался ему от отца. На озере он встречает странную девушку и поцелуй с ней меняет всю его жизнь. Рому покидают жизненные силы, но его жена Марина готова бросить все, чтобы спасти своего любимого. После просмотра фильма я не чувствовал ничего, впрочем как и при самом просмотре. Фильм вообще не цепляет. Абсолютно скучный и полный клише сюжет. Отдельный привет сценаристом. Действия персонажей очень притянуты. Операторская работа не плохая. Достаточно хороший визуал и цветокор. Видно, что не поленились. Актерская игра, если ее можно так назвать, очень страдает. Актеры как будто вообще не стараются и играют очень посредственно. Музыки и атмосфера никакой. Опять перетащили все идеи с запада, но все равно ничего не получилось. Как обычно хрень. И так каждый год. Так и не научились делать что-то свое и стоящее. 4 из 10