Очень привлекательный и красивый постер к сериалу, который снят по роману испанского писателя Ильдефонсо Фальконес де Сьерра, написанному о реальных событиях— 'Собор Святой Марии'. И мне особенно по душе пришелся образ бедного крестьянина Берната Эстаньола в исполнении отличного актера Даниэля Грао. Бернат смелый и находчивый, сумевший сохранить свое достоинство и честь, уберечь жизнь сына. Очень хороши актеры- мальчишки, играющие в первых двух сериях. Все актеры безусловно играли замечательно, в том числе, и Айтор Луна (Арнау), Хинес Гарсия Мильян (Грау Пуч), Сильвия Абаскаль (Леонор). В фильме прекрасные постановочные сцены, звук, диалоги, массовые и батальные сцены. Хорошая музыка. Особая благодарность переводчику сериала - Полине Касаткиной, звукорежиссеру Виталию Емельянову, дублерам: Владиславу Данилову, Светлане Ужановой, Ольге Соколовой, если я не ошибаюсь с написанием их фамилий. События начала ХIV века представлены очень динамично, горят испанской страстью и темпераментом, и не устаешь удивляться мощной сценарной, огромной и интересной режиссерской работе, искусству костюмеров, гримеров, при довольно статичных, но всегда точных смысловых декорациях. Понравилась тема отцовской любви, родительских взаимоотношений, вкупе с глубокими религиозными чувствами героев и персонажей. Поражаешься силе духа верующих тех времен, которые не жалея себя, голыми руками построили такой великолепный храм, запечатлевший на века сильную испанскую веру в Богородицу. Мужская религиозность как бы превалирует над женской, мужские молитвы не прекращаются, но при этом поклонение Святой Марии контрастирует с униженным отношением к женщине в обществе. Положение бедных женщин особенно катастрофично, шатко и более уязвимо. В минусе для моего чуткого восприятия - подробный показ насилия, натурализм сцен, мне сложно спокойно наблюдать жестокость, порой омерзительно. Несмотря на это, сериал рекомендую посмотреть и с интересом открывать новые моменты в истории Испании. 8 из 10
Испанцы умеют делать сильные исторические телесериалы, особенно основанные на собственной богатой истории или на великолепном литературном первоисточнике, как в этот раз. Роман и телесериал «Собор у моря» рассказывают историю Арнау Эстаньола — сына беглого зависимого крестьянина и женщины, ставшей жертвой жестоких феодальных порядков. Всю свою жизнь Арнау сталкивался с классовой несправедливостью и пытался бороться с ней. Даже собственные родственники, за исключением отца, были безразличны или жестоки к нему, оставшись без поддержки отца, юноша вынужден был сам пробивать себе дорогу в жизни. Но когда у тебя нет происхождения и права по рождению, путь к вершинам общества — это подъем по скользкой отвесной стене, где первая же ошибка будет стоить тебе жизни. Из несомненных плюсов экранизации: сценарий, практически дословно соответствующий роману (хотя в некоторых моментах экранизация льстит героям несколько больше, чем книга), декорации и костюмы, актерский состав (да, нельзя так просто взять и снять испанский сериал без звезды сериала «Изабелла» Мишель Хеннер — не скажу, что она тут уж выглядит в свои тридцать на заявленные четырнадцать, однако в целом довольно к месту). Из минусов — жуткое злоупотребление фильтрами. Думаю, в Испании физически не бывает так сине-серо, как любят показать создатели сериала, это уже не атмосфера, это просто смотришь на картинку через мутное стекло, очень отвлекает. Этим иногда злоупотребляют в течение всей серии, хотя герои вроде бы стоят под солнцем, у них блики и тени на лице, но они все синие. Еще не все сюжетные линии, заявленные в середине, сыграли в дальнейшем. Но это проблема книги. 8 из 10