Капитан: отзывы и рeцензии

Egorche23
Egorche232 декабря 2018 в 20:12
Капитан, мой капитан!

Режиссер Роберт Швентке является, должно быть, самым известным немецком режиссером. И не за высоколобые картины, не за арт-хаус или авторское видение. Просто творения этого человека представляют собой плоть от плоти Голливуда: «РЭД», «Призрачный патруль», «Дивергент» … Его проект «Капитан» сделан про немцев и для немцев, а до кучи, наверное, для всех остальных европейцев, включая русских. Возвращение в германский кинематограф для Швентке привело к полной потере голливудского лоска. В «Капитане» происходит много шокирующих событий: казни за малейшие провинности, брутальная сцены массовых убийств заключенных, издевательства нацистов над соотечественниками. Последние дни Второй Мировой усилили хаос; хаос, в свою очередь, привел к панике; а паника заставила солдат Вермахта довести свои зверства до красной черты безумия в обмен на возможность прикоснуться к роскошной жизни. Однако самое потрясающее, что есть в «Капитане» - финальная плашка, красноречиво свидетельствующая о том, что этот жестокий и пессимистический мысленный эксперимент основан на реальных событиях, к тому же вполне достоверно переданных на экране. Снятый в черно-белом стиле «Капитан» настолько же жесток, как и сама реальность последних дней Войны. Вилли Герольд – девятнадцатилетний дезертир. Спасаясь бегством от заградотрядов в сельской местности, юноша нашел форму Hauptmann-а Luftwaffe и взял на себя роль капитана. Современная культурная среда, а также образование, привели к тому, что немецкие кинотворцы относятся к нацизму со всей серьезностью, в первую очередь, чтобы напоминать своим зрителям об опасности подобных явлений. Пока «прогрессивные» американцы способны на ангажированные антирасистские байопики вроде «Прислуги» или «Скрытых фигур», ну, у современной немецкой нации кинотворчество более… прямолинейное и, самое главное, обращены ленты в день сегодняшний. «Капитан» не стал исключением. Среди самых смелых решений Швентке – желание сделать Герольда симпатичной фигурой, по крайней мере с первых кадров. Сценарий начинается как обычная история о хитро сделанном парне, к которому можно даже проявить сострадание, однако по мере развития событий нацистский мундир делает сове дело. В конце концов «Капитан» заходит в зону каких-то экзистенциальных вопросов о природе человека: неважно, «арийской» он породы или нет. Зло есть во всех, и стала ли капитанская форма тем самым, что спустило с предохранителя молодого идеалиста, о жизни которого до нахождения заветного багажа зритель ничего не знает? В духе классических психологических исследований эксперимента Милграма, человек начинает распадаться ментально под действием власти униформы. «Капитан» вообще представляет собой хорошую иллюстрацию того, как другие реагируют на авторитетную фигуру и готовы на любые приказы, особенно если их начальник возьмёт ответственность. Пугающий вывод приводит отнюдь не к самопомазанному садисту Герольду как к личности на грани диагноза садомазохизм, а к его интерпретации как катализатора жестокости окружающих. Во всяком случае «Капитан» работает не как драма, а как очень-очень тёмная сатира именно на эту тему: на оправдание людьми своих ошибочных деяний, которые они совершили в первую очередь из-за своей ужасной природы, использовав как оправдание нежелание оспорить приказ лидера. Швентке окружает своего пустого нигилистического героя персонажами, которые также представляют собой различные крайности: есть больные, есть скромные солдаты (рядовой Фрайтаг – адъютант и «совесть» Герольда), а также нацистские маньяки. В основном же эти фигуры несут слабую смысловую нагрузку; даже офицер, противостояние с которым у Герольда больше искусственное, чем напряженное. Где-то ближе к концу «Капитан» превращается в настоящий абсурд, содержащий в себе отсылки к «Гибели богов» Висконти и «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини. Нельзя сказать, что эти моменты двигают сюжет или нужны для шок-эффектов (или для наслаждения зрелищем, это как рассудить). В отличие от бурного протеста фильмов-вдохновителей, «Капитан», вероятно, больше сосредотачивается на логике соучастия, вызывания амбивалентности у зрителя от созерцания недобросовестных действий. Швентке задает вопрос: будут ли люди вести себя по-другому, если обстоятельства режима повторятся сегодня? Время от времени «Капитан» страдает от ужаса, как физического, так и метафизического: вряд ли это дурной вкус; это больше похоже на мрачную иронию над одержимостью регулированием и порядком, что возвели в культ различные деструктивные движения вроде нацизма. Единственное, что не кажется двусмысленным, так это комментарии режиссера о том, как история Вилли Герольда в форме «Капитана» ложится на нынешний политический контекст. Замечание киноленты не поддается сомнению: для обращения в нациста достаточно лишь представить «лучший мир», а затем проницательно рассказать окружающим то, что они хотят услышать. Передано это в психологическо-садистской форме, особенно усиливающейся во время депрессивных финальных титров, хотя именно в них не происходит ничего жестокого на первый взгляд: просто экранные фашисты сошли из мира «Капитана» в реальный мир. А последней «вишенкой на торте» этого мрачного антивоенного высказывания служит постер: на нем запечатлена сцена из фильма, в которой группа солдат тянула разбитый автомобиль, с восседающем в нём Герольд на почетном пассажирском сидении. Параллели можно привести вовсе не с бурлаками: афиша отсылает к знаковому изображению американских морских пехотинцев, водружающих флаг на Иводзиме. Вряд ли это можно считать простым совпадением в истории о modus operandi фанатичного культа смерти: когда у солдат кончаются противники, они, очевидно, начинают убивать друг друга. 7,5 из 10

blackmaria
blackmaria30 апреля 2022 в 14:20
Страшная история о последних днях гитлеровской Германии

Фильм 'Капитан' 2017 г. нам посоветовал посмотреть кто-то из знакомых. И весь фильм мы смотрели его с мыслями что фильм конечно хорош, оригинален и метафоричен, но чересчур нереалистичный, чтобы считаться хорошим военным фильмом. Каково же было наше удивление, когда в конце ленты выяснилось, что эта казавшаяся нам ничем иным как страшной сказкой история произошла в Германии на самом деле... 'Капитан' рассказывает о событиях, развернувшихся на территории Германии в апреле 1945 года. Противник уже почти одержал победу, некогда победоносная немецкая армия пребывает в унынии. Все понимают, что ничем хорошим наступление врагов не обернется, упаднические настроения нарастают и в стране появляется огромное количество дезертиров. Один из таких юных дезертиров и стал героем этого фильма. Молодой парень случайно находит капитанскую форму, примеряет ее и быстро понимает, что эта форма может спасти его жизнь. Дезертирство строго карается, поэтому облачение капитана вкупе с соответствующим начальственным поведением - это то, что обеспечит ему не только безопасность, но также еду и ночлег. Не будем вдаваться в подробности что именно сделал Вилли Херольд. Лишь отметим, что лжекапитан оказался куда суровее и беспощаднее, чем реальные капитаны. Помимо того, что фильм 'Капитан' рассказывает невероятную реальную историю, он является болезненным указанием на природу социальной иерархии и нашему слепому подчинению правилам. Стоит человеку заявить, что он наделен властью, как все окружающие начинают подчиняться и лебезить перед ним. И это не история о Германии, это не история о войне. Это история о нас всех. Миллионы мошенников до сих пор используют мнимые чины для того, чтобы подавлять волю окружающих и обманным путем получать то, что им не принадлежит... Стоит телефонным мошенникам сказать, что они являются сотрудниками банковской службы безопасности, как тысячи людей готовы выдать все пароли. Стоит какому-то человеку одеть форму, взять красную корочку в руки, и практически любой из нас впустит такого человека в свой дом. Да что уж там говорить... Если человек просто одет в костюм и выглядит 'презентабельно', то все и всюду будут разговаривать с таким человеком вовсе не так, как с человеком в футболке с оборванными кроссовками. Мы все невероятно поверхностны в оценках окружающих. Мы все легко подчиняемся правилам власть имущих. В человеческом обществе слишком часто более важным является умение казаться кем-то, чем действительно быть кем-то... Это очень неприятно осознавать. Но фильм 'Капитан' указывает нам на то, что немцы вовсе не были безумны, когда подчинились воле Гитлера. В любой момент мир может оказаться в руках самоуверенных никчемных наглецов. И все мы будем очень долго безропотно подыгрывать самодурству и безумию нареченных лидеров, не решаясь выступить против... Однозначно рекомендуем к просмотру 'Капитан' 2017 г.

Аромат_счастьЯ
Аромат_счастьЯ4 декабря 2020 в 16:21
Попробуй власть на вкус

Pulled into war to serve a vision, that's supposed to last a thousand years Part of a machine, unstoppable as merciless as tidal waves Were they the victims of the time Or proud parts of lager goals?(с) Sabaton, Wehrmacht Две недели до конца Войны... 19-летний Херольд дезертировал с фронта... Почему он это сделал? Должно быть, как и многие другие, он бежал от ужасов сражений, гибели товарищей, осознания бесполезности совершаемых им действий. Истинной причины мы, вероятно, никогда не узнаем, однако то, что было дальше, история поведает нам сама. От судьбы не уйдёшь - так, кажется, говорят? Переодевшись офицером СИСТЕМЫ, от которой он, собственно, и БЕЖАЛ, юноша придумал легенду о том, что он согласно «личному поручению фюрера» направлен в тыл для «особой миссии». Дальнейшие события развивались с удивительной быстротой, удивлявшей даже самого новоявленного 'офицера'. Ему удивительно везло - форма СС делала своё черное дело. Остановиться было уже невозможно, слишком велик был соблазн иметь власть, слишком высоки были ставки. Grand illusions of the Reich May seem real at times... Почему юный Вилли стал монстром, подобным тем, от кого он бежал, и так и остался частью машины, безжалостно перемалывающей людские судьбы? Что поделаешь, власть всегда меняет людей, даже если им этого совсем не хочется. А если власть в руках юного, неокрепшего ума, ещё совсем подростка, чьё сознание - благодатная почва для разного рода плевел? Данный фильм - именно об этом. Crazy madmen on a leash, Or young men who lost their way? P.S. Посвящается А.Е. Надеюсь, что когда-нибудь в твоей душе настанет мир. Ты заслужил его.

TMikha
TMikha13 октября 2020 в 11:23
Когда мышка становится кошкой

К просмотру данной картины меня побудила реальная история немецкого солдата Вилли Герольда, который без малого месяц возглавлял отряд дезертиров и бесчинствовал в охваченных последними днями войны землях Германии, переодетый в форму капитана люфтваффе. История кажется довольно невероятной, но тем не менее Герольд является исторической личностью, и события фильма действительно передают исторические факты из жизни данного персонажа. Но в действительности фильм не оправдывает ожиданий. Сначала это разочаровывает, но потом в окружающем абсурде, нарочитой жестокости и безумии начинаешь видеть большую режиссёрскую задумку. Этот фильм намного больше чем история на реальных событиях о войне. Это нестандартная, можно сказать авторская работа, наводящая на множество размышлений и аналогий. В начале фильма Вилли Герольд сам убегает от полевой жандармерии, грязный, голодный и оборванный солдат последних дней войны. Но ему выпадает удача найти брошенную машину и в ней чистенькую форму капитана люфтваффе, которая ему приходится по размеру. Изначально герой просто использует свалившееся на него счастье для самых простых своих потребностей - не быть убитым, утолить мучивший его голод, выспаться в человеческих условиях. Но по мере развития картины его охватывает кураж, чем дальше - тем больше. Поступки становятся всё более дерзкими, потребности - все более широкими. Мышка, которую преследовали, становится кошкой. А как известно - кошка должна преследовать мышей. И в конце это выливается в настоящий балаган с пьянством, жестокостью и развратом. И вот тут -то приходит понимание - режиссёр заложил в свою картину намного больше чем биографический фильм. Это - история Германского нацизма, уменьшенная до модельки одного простого солдата. И завершение всей истории предсказуемо и логично. Как было и с историей нацизма. В целом - получилось интересное авторское кино, вызывающее множество аллегорий и отсылок. К тому же завершающие титры добавили ещё один дополнительный смысл картине, так что, не спешите выключать проигрыватель после начала финальных титров.

d_m_i_try
d_m_i_try14 декабря 2018 в 00:00
Herr Chlestakow

Люблю фильмы о второй мировой. Особенно зарубежные. Особенно германские. С возрастом всё больше. Возможно, это подсознательная тяга к жёсткой руке, традициям и порядку с которым ассоциируется эта эпоха... Капитан предстаёт наконец-то правильной поделкой на нуар. В кои-то веки. Всё подано очень правильно и с хорошим упором на реализм. С другой стороны — нарочитые подчёркивания и без того понятных сцен, — раздражают и примитивизируют. Мне кажется, что такое кино должно быть и менее пристрастным, и менее ментроским. В остальном картина — прекрасна. Очень атмосферна. При этом не сказать что она держит в напряжении весь сеанс, — однако происходящему на экране охотно веришь. Это как раз тот самый случай когда декорации и каст делают своё дело на 100%. На откровенный, эпизодный кретинизм сюжета — даже не хочется обращать внимание, тем более что это может быть лишь кинематографическим приёмом. Это определённо один из лучших фильмов о войне вообще. Отдельным знаком качества можно назвать то, какие эмоции я подчеркнул для себя самого по мере просмотра. И это стало открытием... — Я больше сочувствовал сотрудникам лагеря. Я наверное слишком вжился в роль... Я понимал что идёт беспощадная война. Нас окружают враги... И что самое ужасное — активизировались враги внутренние. Всех их нужно уничтожить пока они не встали на сторону врага, не уничтожили моральную основу нашего народа, не продали наших женщин и наш Faterland. Сражающиеся — казались мне не безумцами, а людьми воли. А их жертвы — безвольным сборищем. Я даже переживал во время расстрела преступников-заключённых из лагеря — было жалко патронов мелкокалиберной зенитной пушки на этих предателей; с другой стороны я понимал что это умышленная театральность. Иллюзия того, что в Третьем Рейхе было что-то правильное — настоящее и подлинное, — не покидает на протяжении всего фильма. Всё подано очень профессионально и разносторонне. Так что это даже опасно. Наткнулся на картину случайно.

Jedi Aragorn
Jedi Aragorn13 октября 2019 в 15:18
Капитан Фантастик

Плох тот солдат, который не хотел бы стать генералом. Или хотя бы капитаном. Особенно когда солдат из него так себе. Больше дезертир, которому судьба-злодейка уготовила шанс стать капитаном, но и то подарив лишь мундир. Да вот форма окажет настолько сильный эффект, что у невольного обладателя возникнет ощущение, что он под защитой доспехов, бронежилета, костюма Железного человека на то пошло. Раз так, то 19-летний паренёк сделает всё, чтобы соответствовать новейшей в жизни роли. Капитанов навидался, сложностей появиться не должно. Довольно впечатляющий фильм о том, как: а) тяжело приходится во время серьезной войны; б) выживать буквально любой ценой и любыми средствами; в) люди легко могут потерять признаки разумных существ и превратиться в нелюдей; г) власть развращает, а не возвышает человека. В принципе, вычитать или даже высмотреть в фильме можно разное другое. Главное, смотрится зрелище красиво, эстетично, ужасающе и интересно. Интерес к истории просыпается знатный. Абсолютно прямой сюжет без флэшбеков, громыхающей музыки, звёзд калибра Тиля Швайгера. Людям постоянно приходится выживать. Что в военное время, что даже в мирное. И в таких ситуациях либо индивид будет вертеться, как может, либо останется на самом дне в лишениях и мучениях. Конечно, не из-за мирных граждан начинаются войны, а за ними разруха, голод, мародёрство, бессовестность. Но их никто не спрашивает. Просто представляется выбор: вгрызаешься за свою жизнь всеми оставшимися зубами или позволяешь распинать тело и душу до остервенения. Главный герой фильма 'Капитан', казалось бы, выбрался из грязи навсегда. Лишь на время. Перестать месить грязь просто так не получится, поэтому вчерашний испуганный юноша продолжит жить в той же реальности под личиной капитана. Будто мир перевернулся вверх ногами. Важно устоять на ногах и показать навыки выживания. Конечно, никто не исключает во время просмотра вопросов типа 'как никто не мог догадаться, что от юнца никак не 'пахнет' капитаном' или 'что этот так называемый капитан себе позволяет'. Видите ли, удалось пареньку прикрыться именем самого фюрера. Как ни крути, в военных кругах Гитлер считался Главнейшим. Примечательно в фильме и то, что действие военного положения не показывается в масштабном ключе. Всё касается лишь внутренних междусобойчиков, когда одни немцы сходили с ума и удовольствия ради убивали других немцев. Никакого заикания о чистоте расы, о превосходстве арийской крови. Империя национализма разъедала себя сама. Немцы немцами, настоящих людей здесь не увидеть. Проститутки продаются, дезертиры отстают от своих групп, проблесков света не хватает. Один большой театр, где у каждого своя роль.Так и живут. Так и проходит жизнь.

Back to J. Stalin's USSR
Back to J. Stalin's USSR13 апреля 2019 в 15:57
Wenn Sie das Deutsche ueberpruefen moechten, geben Sie ihm die Macht!

Просмотрел данный фильм и не скажу, что он меня не зацепил. Есть в фильме что-то, что заставляет взглянуть по новому на натуру и мысли немца для которого 'Ordnung muss sein!'. Фильм 'Капитан' как раз и показывает, что немец, это всегда немец! И не важно, будь то немец 1941-го года или 2019-го, 'Порядок должен быть'. В Германии последнее время много снимают фильмов о войне, но это не диктуется комплексом вины или же желанием обелить немцев тех времен. Им дали приказ, они его выполнили. Как будто бы мы не выполнили приказ буде он нам дан? Что бывает за невыполнение приказа всем известно? Особенно в военное время. Но.. Перейдем все же к самому фильму.. Не буду рассказывать сюжет фильма, как это сделали тут до меня другие рецензенты. Опишу лучше характер ГГ, попытаюсь донести до зрителя его внутренний мир, его видение ситуации на тот момент. Я не пытаюсь оправдать его, но что режиссер нам хочет показать через этот фильм? Не сегодняшнюю ли Германию, погрязшую в своем мультикультурализме и отринувшую патриархальные устои, завещанные немцам самим фон Бисмарком? Или может быть Германию которой нужен сильный лидер, который смог бы сказать 'Нет' там, где и надо сказать четкое 'Нет'? Снятый в черно-белом цвете, фильм производит гнетущее впечатление, но на то и посыл. Не каждому дано сразу же разглядеть внутреннюю борьбу Вилли самим с собой. А она есть, Вилли не дрогнув отдает приказ о расстреле своего подчиненного рядового Скепински в городе, но в тоже время кричит от ужаса во время казни в Лагере №2. Вспоминаются фильмы 'Бункер', 'Напола', 'Мост' и наконец 'Сталинград'.. Там показывалась группа людей, неотрывная часть коллектива, их чаяния, проблемы, мысли и переживания. В тех фильмах тоже показаны последние дни национал-социалистической Германии и той вакханалии, что творилась повсеместно в городах и деревнях, но 'Капитан' отличается от всех этих фильмов тем, что тут показано перевоплощение маленького человечка, тот кто был ничем, вдруг стал всем! К Вилли Хэрольду режиссер Роберт Швентке применил немецкую поговорку 'Хочешь проверить немца - дай ему власть!'. И хэрр Хэрольд эту власть получил. А получив начал действовать, как немец! Вспоминается еще один немецкий фильм (кстати данный фильм был успешен в прокате!) 'Он снова здесь'. Что может сделать один человек, когда его слушают, ему внемлют и готовы исполнить все его приказы и прихоти?! Правильно, он начнет самодурствовать. У Вилли это самодурство проявилось в его стремлении навести порядок, свой порядок, такой, каким он его видит. Отсюда и расстрел дезертиров без суда и следствия, и реквизиция продовольствия, и мародерство у обычных бюргеров. При всем этом, военно-полевой суд его оправдал, ибо на тот момент он делал все согласно законам и требованиям того времени. Еще раз повторюсь, я не оправдываю главного героя, но положив руку на сердце, кто из нас и сколько раз хотели бы такими же жесткими, а порой и жестокими методами навести порядок там, где мы замечали безнаказанность и произвол?! Разве это говорит о том, что мы в чем-то ущерблены? Нет, это наше естественное желание навести порядок, быстро и основательно. Так и Вилли Хэрольд не слишком-то заморачиваясь нашел быстрый выход из сложившейся ситуации. Но делал ли он это по собственной прихоти, потакая своим желаниям или может такими действиями он потрафил охранникам-эсэсовцам? По мне, так он пошел на поводу у капитана Юнкера и СА-фюрера Шюттэ, видя как те истово желают быстро и кардинально решить проблему с мародерами и дезертирами. Нет человека - нет и проблем! А вот потом уже Вилли Хэрольд вошел во вкус. И случилось то, что и должно было случиться в конце. P.S. В концовке группа Хэрольда мародерствует и бесчинствует в городе, но никто не оказывает им сопротивления. Даже на ту полную женщину, что пытается 'качать' права если по хорошему крикнуть или влепить затрещину, то и она вытянется по стойке смирно. Это нынешняя Германия. Германия боящаяся нацизма и страстно ее желающая.

annimor
annimor4 апреля 2019 в 14:15
Концлагерь в каждом из нас.

История дезертира (Макс Хубахер), который, найдя капитанскую форму начинает новую жизнь, но тем не менее не может убежать от демонов войны, преследующих его. Но чем дольше он носит новую маску, тем больше она становится его новым лицом. Фильм можно охарактеризовать как довольно сильный и жёсткий, который опустошает и заставляет подумать о том, как людям нравится участвовать в безумствах и как они верят в то, во что хотят проверить. Люди верят в собственную ложь, трансформируя её через какое-то время в своём сознании в правду. Ведь это единственное объяснение тому, как все верили в приехавшего 'ревизора'. Но самое ужасное, что происходящей вакханалии войны не способен противостоять никто. Даже один из солдат, который мог символически олицетворять совесть Капитана, наевшись этого месива из насилия и смерти, убивает в один момент метафорического дьявола, становясь частью этой своры, которая постепенно всё сильнее развращается внезапно свалившейся властью. Собственно, не он один мечтает стать частью той 'анонимной стаи', которая обеспечит ему защиту, когда Рейх рушится. И можно задаться вопросом во многом ли виноват капитан, сыграв лишь роль триггера, спустившего курок системы, которая давно уже ждала разрядки? Фильм о войне внутри другой войны. О том, как личность распадается в силу условий. Ведь эта форма калечит не только новоявленного капитана, но и всех, кто оказывается рядом, затягивая в образовавшийся водоворот. 8 из 10

fetlo2014
fetlo20149 января 2019 в 17:10
Бойся власти, ибо власть опьяняет.

Жуткий фильм. Наверное этого хватит, что бы описать фильм в 2 словах. Если же разбирать его по деталям, можно сказать очень много. Начнем с того, что этот фильм можно посмотреть лишь раз. Поверьте второй вам ни за что не захочется. И нет, фильм неплохой, просто посмотрев его, вам хочется подумать, после этого налет романтики войны исчезнет у любого. Здесь не показывают чего-то нового о том времени, просто здесь это выглядит особенно ненормально, ибо немцы убивают немцев, причем, можно даже сказать, просто так, по надуманной причине. В этом фильме нет 'слез', тебе страшно в конце, будто ты стоял и смотрел на это всё своим глазами. Но самое страшное такой человек БЫЛ. Он устроил свою локальную Нацистскую Германию, он был словно Гитлер, можно даже провести параллели. В начале просмотра меня мучал вопрос, вопрос, который должен был задан герою фильма.'Как ему верят, о том что он, мол проверяет состояние тылов, будучи офицером Люфтваффе?' С натягом можно, конечно, такое предположить, но всё же странно. К концу фильма я смог ответить на вопрос. Он для них символ, этакое 'орудие для действа'. Атмосфера держит, фильм не утомляет. Фильм своеобразный, но очень даже годный, смотреть можно, наверное, даже нужно. 7 из 10

Качнувшийся
Качнувшийся4 декабря 2018 в 08:43
Адольфу Гитлеру, посвящается

До сих пор чувство стыда не оставляет немецкую нацию. До сих пор идёт переосмысление событий 1933-1945 годов. Приход к власти Гитлера и массовый гипнотический туман спустившийся на просвещённый, щепетильный, обстоятельный народ. Германия всегда несла и дарила миру светочий музыки и литературы, философии и науки. И вдруг, двенадцать лет диктатуры с нетерпением к инакомыслию, доктрина расового превосходства и уничтожение концентрационными лагерями миллионов, бойня проворачивающийся мясорубки с выкашиванием рядов до мальчиков 13-14 лет. Здесь есть над чем подумать, здесь есть чему удивляться. А что же фильм? Думаю, что не ошибусь проведя некие параллели с историческими реалиями. Это ещё одна возможность вернуться к страницам своей памяти, поразмышлять над событиями семидесятилетней давности. Дезертир, за две недели до окончания войны находит капитанский мундир и облачается в него. Сможешь носить, носи. Сможешь соответствовать погонному статусу, твори. И юнец вживается в образ прикипая к новой шкуре. Играю роль, такую роль, Ах, в этом гриме безусловно, В этом гриме, безусловно, я король... Адольф Шекельбургер «Гитлер», как известно был отставным ефрейтором. Герольд - в том же звании(ближе к окончанию фильма у него изо рта извлекают документ). Ефрейтор Гитлер, вознесённый партией, поднялся на вершину власти. Разве не 'из грязи в князи' - то есть, был 'никем стал всем'. Тот же посыл в фильме - перелицевал формой внешность, уверовал в свою звезду и творишь, что вздумается. Первые шаги - робкие: что у Ади - сколачивающего сторонников, что у экранного персонажа - убедить оборванца в своём положении, 'на халяву' поесть в трактире... Ну чем Вам не издевательство над НСДАП. В итоге всё сошло с рук и... понеслось, поехало... Как зрителю, мне поначалу сложно было понять, что именно автор хочет продемонстрировать. Просто ли это кино на тему последних дней войны или в картину вложен глубинный смысл? Постижение пришло ближе к середине ленты. Когда стал сопоставлять отложившийся в памяти материал с предлагаемым видео рядом. Дальше стало проще. Разглядел и элементы сатиры, и юродства, и комедии с драмой. Перед нами УЩЕРБНОСТЬ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА впрягшегося в САННУЮ ПОВОЗКУ ИСТОРИИ. Ранее сам был в поношенных лохмотьях и пугливо бежал от гнавших тебя как зверя, а теперь заняв их место вершит правосудие на свой страх и риск. Расстрелять! Закопать! Исполнять! Не рассуждать! Личность с неограниченной властью, дуреющая от вседозволенности, ничем и никем не ограниченная. Можно здесь при желании расширить границы и пониманием маскарадности нашей жизни. В какие костюмы мы рядимся? За кого себя выдаём? Что именно открывает перед нами мундир ли, фрак ли? Коленопреклонённость и почитание без заглядывания в недра глубин личности. Разве нет? А там? Что у нас там? Как у Адольфа? Смесь патий и узлы комплексов усугублённые душевной неуравновешенностью... Маршевый 'забег' дружины капитана Геральда напомнил, отчасти повеселив, авантюру другого Великого Комбинатора. Помните в 'Золотом телёнке'? - Имейте в виду, - сказал Остап, строго оглядывая свое войско, - мародерства не допущу. Никаких нарушений закона. Командовать парадом буду я. Все, что нам надо, удоевцы отдадут сами. Вы это сейчас увидите. Заготовьте место для хлеб-соли. Финальные сцены под аккомпанемент титров лишь упрочили в правильности понятого. Специфичное кино. Не каждому придётся по вкусу. Но если набрались терпения, досмотрите. 7 из 10

Андрей Николаевич
Андрей Николаевич22 сентября 2018 в 09:46
Роль.

В 2013 году один из заметных режиссёров «авторского кино» Константин Лопушанский по сценарию в соавторстве с Павлом Финном создал фильм «Роль». Главный герой, известный российский театральный актёр, по своей воле решился на нечто большое, чем театр. Решился на нечто иное, чем театральная роль. Он решился «сыграть» другую жизнь. Жизнь реально существующего командира Красной Армии (после гибели которого остались дневники). И перейдя границу большевистской России, погрузился в экзистенциальное пространство страны, построенной на терроре и насилии. В 2017 году режиссёр коммерческого холливудского мейнстрима Роберт Швентке по собственному сценарию создал фильм «Капитан». Главный герой, ефрейтор-дезертир вермахта, в силу обстоятельств решился выдать себя за несуществующего капитана люфтваффе в последние дни национал-социалистической Германии, построенной на терроре и насилии. В основу сценария фильма «Капитан» легла реальная история, придав тем самым ужасу происходящего особую глубину. История о дезертире вермахта, сумевшего избежать наказания, и с помощью нескольких дезертиров исхитрившегося организовать казнь арестованных за дезертирство бывших германских солдат. Весной 1945 года Германия со всей очевидностью для многих (только не для официальной пропаганды) проигрывала войну на Западном и Восточном фронтах. В действующую армию забирали призывников, которых раньше исключали по состоянию здоровья или в силу неподходящего возраста. Поэтому в армии оказалось много солдат, которые либо не желали воевать или испугались ужасов войны. Отсюда многочисленные дезертиры, которым в их бегстве нужна была еда, отсюда и мародёрство мирного германского населения. Голодающее мирное население страхом, ненавистью встречало дезертиров, сдавая их специальным командам или в силу возможностей уничтожая их собственными силами. Немцы против немцев. Весной 1945 года по приказу рейхсминистра внутренних дел Германии Генриха Гиммлера специальные команды выискивали на территории Германии дезертиров, мародёров и уклоняющихся от службы. Всех их ждала смертная казнь. Немцы против немцев. На фоне этой (по сути гражданской) войны ефрейтор Вилли Гарольд в форме капитана выдаёт себя за посланника фюрера. Тем самым жизненная история приобретает форму притчи, иносказания. История об афере трусливого и завравшегося ефрейтора превращается в притчу о искушающей силе власти которая держится на терроре и насилии. Роберту Швентке удалось создать в кадре атмосферу потустороннего ужаса. Максу Хубахеру в образе преобразившегося Вилли Гарольда удаётся передать какие-то мефистофельские нотки в поведении и действиях несуществующего в реальности посланника фюрера со специальным заданием. Ужас истории во многом становится более зловещим не столько от действий самопровозглашённого уполномоченного, сколько от реакции окружающих на происходящее. Роберт Швантке никого не осуждает, не ищет виновных за происходящее. Он предоставляет возможность сделать выводы зрителю. Жуткий «театр смерти» к финалу превращается в сюрреалистичный карнавал, отсылая к «Гибели богов» Лукино Висконти. Роберт Швентке остаётся в русле германского кино, художественно исследующего природу национал-социализма и теневую, почти сатанинскую, притягательность власти одного человека над другим. Моё мнение – хорошо. 7 из 10