'Сладостный край' (в другом переводе 'Милая страна') повествует нам о чернокожем Сэме и его жене, которым посчастливилось оказаться под покровительством продвинутого для 20-х годов белого человека, позволившего им жить с ним под одной крышей на равных правах. Но однажды покровитель уезжает в город, а к Сэму наведывается менее продвинутый белый, считающий чернокожих женщин личными проститутками, а чернокожих мужчин рабами. Во время вторичного визита Сэму приходится защищать свою жизнь и жизнь своей жены, и он убивает белого наглеца. Добрый покровитель так и не вернулся, и Сэму с женой приходится пешком спасаться бегством от белого шерифа, для которого цвет кожи - важнейшее доказательство вины. Фильм получился очень красивым с точки зрения операторской съёмки, природа Австралии показана совершенно невероятной. Любимую американскую тематику я обычно не слишком жалую, но тут картина заслуживает особых похвал - очень интересно видеть это противостояние между современными и закостенелыми умами. Судья, шериф и толпа показывают себя с самых разных сторон, и финал выходит весьма непредсказуемым. Рекомендую к просмотру. 8 из 10
Несмотря на то, что фильм “Сладостный край” добрался до интернета только сейчас (да и то – посредством интернета), путь его начался еще год назад на Венецианском кинофестивале, где был обласкан критиками и отмечен специальным призом жюри. Ранее, в 2009 году, режиссер фильма, Уорвик Торнтон, был награжден в Каннах за свой дебютный фильм “Самсон и Далила” призом «Золотая камера». Как видим, отношения с критиками у постановщика сложились теплые, но как насчет зрителя? “Сладостный край” – нео-вестерн, который пытается расширить рамки классического жанра, возродившимся для того, чтобы дать новое поле для экспериментов (“Костяной томагавк”, “Обход Мика”, “Омерзительная восьмерка”). Действие разворачивается, что примечательно, в Австралии 20-х годов прошлого века, когда один белый мужчина решает, что ему подвластна жизнь и судьба чернокожего человека, после чего последний дает отпор и ему приходится пуститься в бега, ибо местный шериф яро желает засадить нарушителя правопорядка. Как вы поняли, фильм решает вскрыть тему расизма, но благо не только лишь на уровне “белые угнетали черных ай-яй-яй”, а пытается зарыться в его корни, задаваясь вопросом: “почему взрослые черные мужчины позволили себя унижать и владеть их жизнью?”. И тут стоило бы вспомнить недавние слова Канье Веста по поводу рабства: “Когда речь заходит о рабстве, длившемся 400 лет, — 400 лет, серьёзно? Это звучит как осознанный выбор. Вы были рабами 400 лет, каждый из вас. Как будто мы были в ментальной тюрьме”. И тут же добавляет: «Я сказал, что идея пребывания в таком состоянии на протяжении 400 лет звучит для меня как выбор. Я никогда не говорил, что это выбор. Я никогда не говорил, что рабство само по себе, типа колодок и цепей, — это выбор. Поэтому я выстроил цепочку “рабство-400 лет-тюрьма разума”». Во многом именно об этом фильм, что демонстрируют многие сцены, где проявляется бездействие черных маскулинных мужчин, пытающихся растить своих детей, как альфа-самцов, наставляя словами а-ля “настоящий мужчина не даст себя в обиду”, что вызывает некий диссонанс, на фоне нещадного отношения белого покровителя относительно них. И лишь главный герой не треплет о своей мужественности, а всего лишь показывает, как нужно действовать, срывая “ментальные цепи”. Кроме необходимой смысловой составляющей, режиссер экспериментирует с формой кино, а именно – решает показывать финальные точки (или намекающие на них моменты) персонажей в этой истории. То есть что-то вроде флешворварда, рушащего интригу относительно судьбы персонажа. Этот любопытный приём наводит на мысль, что смотрим мы кино отнюдь не ради того, чтобы добраться до финала, увидеть конечную точку повествования, а ради того, чтобы вместе с персонажем пробираться сквозь дебри событий к завершающему этапу. Несмотря ни на что, мы желаем прочувствовать историю на себе, и уж никакие спойлеры нам не помеха. Всё вышеописанное звучит прекрасно и, такие любопытные, составляющие кинокартины заслуживают внимания, и с ними хочется ознакомиться. Но режиссер настолько в восторге от придуманного, что чувство того, что фильм о себе многое возомнил (еще бы, его ведь включили в конкурс Венецианского фестиваля, а туда скромного мнения фильмы не в почете), ощущается на довольно существенной части хронометража, что приводит лишь к скучному повествованию хорошего сюжета. И здесь уже зрителю стоит решить для себя самого: “Для меня важнее яркая форма или хорошо рассказанная история?”.
Если для Голливуда тема расизма уже в порядке вещей на экране и на этом уже построен целый конвейер кинопроизводства, то остальные континенты отстают в этом плане. Посему австралийская лента «Сладостный край» довольно бодро привлекла внимание кинокритиков данной премьерой, а у себя дома и вовсе высоко почли это события, называя данный проект еще и идентичной частичкой австралийской истории. Более того, к участию данной ленты подключились целые общины аборигенов Австралии, а многие задействованные актеры и вовсе впервые в своей жизни появляются в кино. Поэтому «Сладостный край» для кого-то всего лишь очередной представитель вестерна, тогда как для других это национальная заметка истории, учитывая кстати тот факт, что история Сэма основана на вполне известной реальной истории убийства аборигеном белого австралийца в начале прошлого века. Хотя длительность этого фильма могла бы быть существенно сокращена, неторопливые диалоги и панорамные съемки служат больше дабы подчеркнуть идентичность и показать зрителю больше австралийской красоты, но для случайного зрителя эти приемы могут оказать далеко не самое лучшее воздействие. Также в ленте нету ярко выраженных «героев», что отличает данный проект от Голливуда, никакого индивидуализма в характере персонажей, практически все героя показаны натурально и жизненно. Понравился главный герой данного фильма, финальные сцены истории даже безразличного зрителя должны привязать к этому персонажу. Если вы поклонник австралийского кино или просто любитель независимых картин – «Сладостный край» не потеряется в вашей коллекции. 7 из 10
Описание сюжета на кинопоиске вводит в заблуждение. Оно концентрируется на преследовании человека человеком как это было в аналогичных австралийских вестернах - Преследователе (The Tracker 2002), Следопыте (Tracker 2010), Соловье (The Nightingale 2018) и бесконечном количестве американских. Между тем роуд муви здесь значительная часть картины, но не главная. Фильм подробнейшим образом рассказывает историю одного преступления (убийства), начиная с завязки и заканчивая следствием и судом. При этом процесс тут не главное, а только скелет, основа событий которую наполняют маленькие переплетающиеся истории всех вовлеченных людей. Основных персонажей порядка 10 (преступник с женой, жертва, пара 'черных' свидетелей, два фермера и сержант полиции) и все они отлично прописаны. Повествование полностью сконцентрировано на взаимодействием героев с их характерами, личными историями, нюансами поведения и мотивацией и этим интересно. Ритм фильма не быстрый и к концу он не увеличивается, так что надо быть к этому готовым. Среди актеров ветераны Сэм Нил (Парк Юрского периода, Острые козырьки) и Брайан Браун (На последнем берегу, Иллюзия убийства 2) с более чем 90 фильмов у каждого, но вся команда очень сильная, включая и строго локальных австралийских актеров-аборигенов. По стилю фильм - типичный ревизионисткий вестерн с бессопливой реалистичностью. Так, в жертву погружения принесена музыка (закадровой музыки почти нет) и подача персонажей (большинство отвратительны в разных своих проявлениях, даже сугубо положительный 'святоша-проповедник' показан как ограниченный библией зануда и слабак). Все это работает и в мир на экране я поверил на 100%. Картинка традиционно для австралийцев симпатичная, сухая трава колышется крупным планом в дрожащем мареве заходящего солнца. Рассказ ведется именно изобразительными приемами (флешбеки, флешфорварды), что тоже плюс. Из минусов - несколько недокрученных второстепенных сюжетных линий (линия мальчика-аборигена), небольшая общая затянутость хоронетража и морализаторские последние пара кадров фильма. 8 из 10 П. С. Обратите внимание на 'городского' судью на автомобиле и на результат процесса. Приговор - британский стиль правосудия в доминионе.
Все эти оскароносные '12 лет рабства' и подобные фильмы на самом деле очень повредили тому, против чего они выступают. Настолько сильно повердили, что при одном только описании сюжета 'белые люди попирают права остальных' большинство говорит 'следующий'. В такой ситуации снять фильм о тяготах жизни несвободных людей - очень смелый (и слабо окупаемый) шаг. Лично меня подкупило, что это - не голливуд, а Австралия, а там в последнее время очень хорошо и правдиво снимают безысходность. Предстваим себя Австралии в начале двадцатого века. Аборигены не считаются за людей, и неважно, отменили уже рабство (а сделали это только в 1926-м) или ещё нет. Вы слышите историю - 'абориген убил белого человека и сбежал'. Если бы вы были судьёй, сколько секунд у вас занял бы приговор? А у создателей ленты получилось интересно рассказать эту историю - даже под конец фильма, когда понимаешь, что прошло два часа, ты не ощущаешь, что потратил их зря. С тобой поделились мрачной, но красиво рассказанной истории о том, как человеку сложно переть против стереотипов, и неважно какого цвета его кожа - этим и отличается Австралия от голливуда, где у них в палате камер и весов есть специальная карточка с эталонным неправильным цветом. Сюжет не скучает - тут и стрельба, и драма, и роуд муви. Отличные съёмки, незатасканые лица, оригинальная история. Скучать некогда, а радоваться - нечему. Перефразируя Никитчука, 'Извините, у нас Австралия' (с) 7,5 из 10 Не ждите полегчавшего сердца после просмотра. Ближайшие аналоги - 'Костяной Томагавк' (с примесью мистики) и 'Строго на Запад' (вестерн, но с такой же долей безысходности).