2 июня вышла в свет первая часть фильма о воинах-сибиряках, снятого режиссёром Солбоном Лыгденовым 1 И, всё-таки, главное событие VIII Забайкальского международного кинофестиваля состоялось не в кулуарных залах, где проходили основные церемонии. И даже – не на звёздной «багуловой дорожке», по которой прошествовали знаменитости и лауреаты. А – в сером, мрачноватом и подавляющем своей массивностью, зале одного из городских кинотеатров. Но именно эта, чрезмерно урбанизированная архитекторами 70-х, обстановка как нельзя лучше подошла к действию, которое в течение двух часов разворачивалось на экране. «321-я Сибирская»… Фильм о боях за Сталинград. Проигнорированный федеральными чиновниками от культуры, но при этом широко поддержанный народом. Деньги на постановку картины собирали всем миром. Как на храм. Адреса переводов – вся страна: «В поддержку нашего фильма», «Смоленск с вами, сибиряки!», «Пафоса не надо, покажите Подвиг!», «Чем могу, на фильм», «Дальний Восток поддерживает!» «Хоть маленькую толику в фонд Сибирской 321-ой», «На фильм – из Чукотки. Слава сибирским дивизиям!». И таких сообщений очень много. «Снимаем лишь потому, что хорошие люди кормят нас, предоставляют жильё, заливают бензин и дают нам автотранспорт любого калибра! – писал в соцсетях Солбон Лыгденов в сентябре 2017-го. – Массовка снимается бесплатно, местные актеры не требуют гонораров! Многие профессионалы помогают нам в долг! Нам Верят, и за это огромное спасибо! Воистину народное кино!!!» На создание фильма требовалось 108 млн рублей. Сколько было собрано в результате – теперь уже не столь важно. Картина почти готова – в ноябре зрители увидят её окончательную версию. 2 О самом фильме. Первое ощущение, что перед тобой – кадры военной кинохроники (фестивальный показ состоялся ещё в чёрно-белом варианте, но, кажется, картина от этого только выиграла). Прыгающая камера, отрешённые, сосредоточенные на какой-то сложной внутренней работе, лица… Сразу представляешь себе фронтового кинооператора, который так же, как и другие солдаты, пригибается от пуль, падает при разрывах на землю, но при этом ещё умудряется что-то снимать... Да, в картине вы не увидите выскобленных до «идеала» кадров, плавно проезжающих через кромешный ад камер, нарисованных трюков и прочих кинематографических штучек. Но при этом на каком-то этапе вдруг почувствуете себя непосредственным участником событий. И убедитесь, что эффект полного присутствия – это не пресловутое 3D, а что-то совсем, совсем уже другое… И вы этот эффект, скорее всего, испытаете. Фильм далёк от псевдопатриотизма. После его просмотра вряд ли кому-то захочется взять автомат и улететь куда-нибудь в горячую точку, хотя бы и за очень большие деньги. Но зато он наглядно и ненавязчиво рассказывает, почему человек, столкнувшись однажды с тёмными силами, бьётся за свою землю и близких до последнего дыхания. В программе кинофестиваля картина была заявлена как военный боевик. Это – не правильно. Ни о каком суперменстве там нет и речи. И только поверхностный зритель увидит в развернувшейся панораме сражений одни лишь элементы насилия. На самом деле – это фильм-притча об обычных людях, которые незаметно для самих себя становились героями, потому что боролись за высшую в мире инстанцию – Святую Правду. Если копнуть ещё глубже, то станет ясно, что фильм не о войне вовсе. Как бы парадоксально это ни прозвучало. Он – о Мире, который достался всем нам такой великой и страшной ценой. 10 из 10