Настоящее детское кино – одна из визитных карточек белорусского кинематографа, наряду с фильмами о войне и социальными мелодрамами. И если выпуск военных кинолент за последние годы – большая редкость (если не ошибаюсь, последняя новинка в этом жанре от «Беларусьфильма» вышла в далёком 2012 году), то доброе детское кино появляется с завидной регулярностью. Это немаловажно как для развития отечественного кинематографа, за судьбой которого слежу с большим трепетом, так и воспитания самого подрастающего поколения. Как правило, фильмы для детей не приносят большой кассы: не собирают толпы народа в кинотеатрах, редкий гость они и на телевидении, просто потому, что реклама в них строго ограничена. Тем не менее, «Беларусьфильм» чётко продолжает развивать это направление в своей деятельности, что очень уважительно, важно и необходимо. Настоящее кино вызвало у меня двойственное впечатление. «Тум-паби-дум» задумывался как кино для детей про взрослые проблемы. По сюжету: это трогательная, одновременно грустная и смешная история о неординарном 10-летнем мальчике из детдома Сан Саныче. Он развит не по годам, многое повидал в этой жизни, и понимает – шансы обрести новую семью с годами становятся ничтожными. И тогда Александр решает взять ситуацию в свои руки. Парень размещает в интернете объявление: «Молодой ребёнок ищет семью с целью устройства личной жизни». В итоге мальчик вынужден играть по взрослым законам, что ставит его перед серьёзным нравственным выбором. Сан Саныч решает устроить не только собственную судьбу, но и будущее своей подопечной – девочки Алеси, по-детски наивной, и ещё верящей, что чудеса существуют. Многих, наверное, интересует происхождение название фильма. Тум-паби-дум – слова из детской песни, которые поёт в киноленте одна из главных героинь – весёлая, озорная, где-то даже наивная и полная надежд. Белоруска Даша Киреева – украшение этого проекта. Маленькая миленькая девочка, немного наивная, и очень скромная. Её Алеся – один из центральных персонажей, в тоже время она нечасто появляется на экране. Местами видны явные пробелы в её игре (особенно рядом с Артёмом), хотя они перекрываются общим впечатлением от её образа. Артём Венгерович хорошо справился с передачей образа не по-детски взрослого и серьёзного Санька. Строгий и уверенный взгляд, грустные и задумчивые глаза точно передавали характер его героя. Хотя иногда актёр переигрывал, взять хотя бы его финальный монолог в сцене с Павлом Харланчуком – чётко прочитанный ряд (и только), причём глядя точно в камеру, хотя любому киноактёру известно, что делать это категорически запрещено. Многие эпизоды с его участием вызывают недоумение и не вяжутся с основной концепцией картины, хотя это претензии уже к режиссёру и автору сценария. Главный герой киноленты родом из Одессы. Артём – победитель украинского национального шоу «Украина имеет талант. Дети - 2». В финале он исполнил монолог ребёнка из детского дома, заставив плакать отборочную комиссию навзрыд. Поэтому неудивительным выглядят выбор режиссёром Артёма Венгероваича на подобную роль в фильме. Звезда белорусского экрана Павел Харланчук играет адвоката Казановича, которого судьба сводит с Сан Санычем. Юрист решает помочь мальчику и предлагает ему «юридическое сопровождение его деятельности». Однако завоевать доверие и любовь разочаровавшегося в людях Сан Саныча не просто. Обоих ждёт нелёгкий путь к пониманию, полный забавных недоразумений, весёлых и грустных приключений. Актёр как всегда попал в образ, жаль только, что его дальнейшая судьба чётко не прописана, и в какой-то момент создатели «Тум-паби-дум» просто забывают о нём, вспомнив лишь в финальной сцене в машине. А жаль, ведь тоже могла получиться вполне забавная и романтическая линия. Драматический образ женщины с трагической судьбой в картине исполнила Валерия Арланова. Её героиня потеряла семью в автомобильной аварии и с трудом старается преодолеть собственное горе. В одном из интервью актриса призналась, что эта роль в эмоциональном плане стоила ей очень дорого. Пришлось приложить много сил и напряжений, поставить себя на место героини и пропустить её горе через себя. «Когда почитала сценарий и поняла, чего от меня хочет режиссёр, почувствовала, что придется покинуть свою зону комфорта, забыть ощущение счастья, которое, между прочим, я достигала с большим трудом. На пробах поняла, что не хочу втягиваться, но почувствовала, что уже втянулась. Было очень непросто жить несколько месяцев в этом состоянии, и оно не отпускало меня ещё длительное время после съёмок. Я даже на отдых съездила и там не смогла расслабиться. Но не жалею, что сыграла такую роль. В какой-то степени это вернуло меня в профессию». Кинематографисты попытались воссоздать на экране нравственный мир современных детей. Совсем не такой, каким он видится современным взрослым. «Мне кажется, и дети, и взрослые получат огромное наслаждение от фильма. Детям будет интересно посмотреть то, что соответствует их затаённым мечтаниям – говорить со взрослыми на равных о вещах очень важных, а не только о детских, - признался Вячеслав Никифоров. – Взрослым же будет интересно посмотреть, что же такое – наши дети… Они увидят детей не совсем такими, какими хотели бы. Взрослые ведь часто смотрят на них с позиции своего детства. Но от их детства до нынешнего – огромная дистанция». Всё же меня не убедил выбор целевой аудитории для киноленты. С одной стороны Вячеслав Никифоров позиционировал её как кино о детях и для детей. Об этом говорят многочисленные пояснения о том, кто такой Моцарт, Короткевич и пр., детские песни и пляски, обилие шариков и по-детски наивных сцен. С другой стороны большинство моментов фильма юной аудитории попросту окажутся непонятными. Даже сам сюжет имеет мало общего с реальной жизнью детского дома. Его обитатели не ходят свободно одни по городу, сбежав из детдома и прихватив с собой подопечных, не гоняются за приёмными родителями с суровым лицом и отвёрткой в руках прямо по коридорам учреждения, не помыкают, наконец, взрослыми, как показано в фильме. Складывается впечатление, будто режиссёр Вячеслав Никифоров вовсе был слабо знаком с жизнью детского дома, садясь за написание сценария. Это могло бы выглядеть вполне комично, но не для подобного фильма с серьёзной проблематикой. Режиссёр фильма Вячеслав Никифоров давно вынашивал идею фильма, которую сумел воплотить только сейчас. Кстати, сняли его в обновлённых павильонах «Беларусьфильма» за рекордно короткие сроки – всего за четыре месяца и с минимальным бюджетом. Съёмки происходили в настоящем детском доме в Радошковичах, а также на столичных улицах города Минска. Картина «Тум-Паби-Дум» примет участие в Международном фестивале русскоязычного кино MIRFF-2018, который пройдёт с 5 по 10 марта 2018 года в Марбелье. Белорусский фильм будет участвовать на фестивале впервые. 7 из 10