Кажется, что фильм «Как не стать президентом» пытается перепрыгнуть выше головы и достичь сразу двух целей: представить хронику событий, приведших к падению одного из самых перспективных политиков в американской истории Гэри Харта, и показать, каким образом СМИ могут уничтожить жизнь (по крайней мере карьеру) человека. Хотя были многие проекты, героизирующие журналистов в их стремлении осветить нелицеприятную правду, такие как «В центре внимания» и «Секретное досье», интересно взглянуть и на обратную сторону этого явления. На практике это вопрос без ответа, да и персона Харта, ставшего по версии одних жертвой прессы, а по версии других – заложником собственной сексуальной распущенности, не очень-то и известна русскому зрителю. История о его жизни и роковой для него президентской кампании 88-го года стала почти такой же, как и собственно персона Харта в глазах среднего россиянина: скучная, неясная и непонятная на фоне общего политического дискурса. Двойные стандарты только усиливают противоречивое впечатление, поскольку история неудавшегося президента слабо ложиться в контекст о роли СМИ в обществе. Итак, сюжет повествует о драматическом взлёте и ошеломляющем падении Гэри Харта – честолюбивого сенатора из Колорада. Политик неплохо себя проявил в борьбе в 1984 за праймериз (в итоге он добровольно отказался), а в 1988-м решил баллотироваться в президенты США. Молодой, амбициозный и харизматичный Харт считается фаворитом; за него готовы проголосовать и пожилые, и молодые, в то время как его предполагаемый соперник Джордж Буш-старший ориентируется на консервативных избирателей. В течении трех недель Харт скатывается с вершин политического Олимпа в пропасть стыда и самооговора. Подающий надежды сенатор теряет над ситуацией контроль, когда газетчики раскопали непристойную историю, связанную с интрижкой политика с молодой женщиной. Преследование прессы становится всё более навязчивым, а ответа нет ни в фильме, ни в реальной истории: по сей день измена Харта – явление предполагаемое и ничем не доказанное. Сценарий следует процедурному развитию этого сюжета с малым количеством сюрпризов или откровений. Временами проект расширяет события, представляя проблему с разных точек зрения. Герои освежают историю, но тонкости здесь не хватает. Тот же Харт представлен этаким идеальным пай-мальчиком. Иными словами, «Как не стать президентом» хорош в постановке вопросов, на которые ответов нет. В итоге это вырождается в политическую драму, выводы по просмотру которой кажутся неполными или даже разочаровывающими. Кажется, что проекту не хватает задора: так и носятся в голове фантазии, что подобную историю можно было подать с закадровым голосом, флэшбеками, ответвлениями, возможно, что и некой альтернативной реальностью, в которой Харт бы рефлексировал на тему того, как скандал предотвратить. Увы, «Как не стать президентом» этого лишен, показывая какой-то затянувшийся художественный ролик несуществующего документального фильма. Тяжело сказать, действительно ли Хью Джекман правильно воплотил образ Харта. Сравнить не с чем, отчего и для зрителя этот персонаж представляет собой типично хитро сделанного политика-идеалиста. Актер, конечно, хорош, чтобы быть убедительным, но такое чувство, что он лишь отрабатывал гонорар: вечно харизматичного Хью почему-то затмевают другие артисты, у которых меньше экранного времени. В целом же по крайней мере реализация не подкачала. Интересный прием: «Как не стать президентом» снят по технологиям 1988-го года, отчего действительно выглядит похожим на фильм той эпохи. Драма, основанная на фактах, это всегда хорошо, но тщательного анализа исторического момента «Как не стать президентом» не дает. Вообще и смысла в киноленте как такового нет: Харт – интересная, но в конечном итоге маловажная фигура. Его история могла бы быть поучительной по сравнению с тем, как обстоят дела в США сегодня: на фоне Трампа и бесконечных обвинений в харассменте. Но и этих сравнений Райтман в проекте не производит. Обыденная байка о том, как личная жизнь политика стоила президентского поста, вполне могла бы быть подана в нахальном формате чёрной комедии или даже мрачного триллера, а вместо этого приходиться довольствоваться политическими тонкостями и высосанными из пальца эпизодами так называемой журналисткой работы (читай – раскопок в «грязном белье»). Хуже всего и то, что кинолента Райтмана и ответа о личности Харта не дает, из-за чего фильм оказался каким-то слабоэмоциоальным: на диалог со зрителем «Президент» точно не выходит. Качественно сделанный «мертвый» фильм абсолютно неубедителен: эта картина не для любителей кино, а для поклонников большой политики, которые обратились за прописными истинами… о том, как не стать президентом. 5,5 из 10
Скучнее этого фильма я видел в своей жизни разве что 'Шпион, выйди вон!', в котором длительность фильма более чем в 2 часа достигается акцентированием внимания на такие несущественные мелочи, как двухминутное доставание из кармана подушечки жвачки, тщательное разворачивание фантика обертки и плавное её отправление с кончиков пальцев в рот Гэри Олдмана. Но, не смотря на то, что и этот фильм очень тоскливый и вялый, да и роль Хью Джекмана абсолютно не стандартная для его героя (стоит, все-таки, признать, что Росомаха и Ван Хельсинг - его идеальные образы по ту сторону экрана, в которые он вписывается как в пошитый на заказ костюм), картина меня зацепила. Она, естественно, не дотягивает до таких монстров кинематографа, в которых акцент поставлен на речь актеров, их убеждающие реплики, а не на действия. А именно: помните как Леонардо ди Каприо или Вин Дизель мастерски совершали продажи по телефону через 'холодные' звонки в 'Бойлерной' или 'Уолке с Волк стрит' (опечаточная перемена букв в словах сделана осознательно)? А вы видели, как мастерски зал присяжных настраивали под себя Киану Ривз в 'Адвокате дьявола' и Алек Болдуин в 'Призраках Миссисипи'? Я прекрасно знал, что увижу Хью, которого почему-то так ненавидит Джон МакКинли в образе д-ра Кокса из смешного и в то же время драматичного сериала 'Клиника', не в качестве опасного мутанта Икс из боевика, покуривающего сигару, а в роли кандидата в Президенты страны Соединенных Штатов Америки в биографии. Но все же, вспоминается цитата Дэвида Швиммера из 'Шести дней, семи ночей': 'Дорогая, я хожу в зал не для того, чтобы смотреть как после тренировки голые мужики моются в душе'. Вот и у меня вопрос к Джекману: зачем тебе в руках острые лезвия и для чего тебе подкачанное тело с мышцами, если ты их скрываешь под деловым костюмом сенатора, балатирующегося в кандидаты на должность, которая является вершиной карьерного роста? Но, напомню, что не смотря на все негативные моменты, фильм мне понравился. Чем? В нем демонстрируются жизненные реальные аспекты, которые продирают до костей, а порой, и до злобы. Показана назойливость американских репортеров, папарацци, профессия которых даже хуже, чем проституция. Эти наглые крысы будут для статьи, которая принесет им деньги в качестве сенсации, следить за вами ночами, караулить в своих автомобилях, рыться в вашем мусоре, изучать даже образцы спермы в вашем использованном презервативе и совершать биохимических анализ крови месячных из тампонов, если это понадобится акулам пера бумажной газеточной прессы. Эмоция первая: гнев! Продемонстрирована гонка кандидатов и факторы, влияющие на поведение избирателей в сторону предпочтения того или иного оппонента. Причем, люди устроены таким образом, что будущее страны, военное спокойствие, экономика, инфраструктура городов, низкая криминальная активность волнуют меньше, чем грязное постельное белье известных людей: с кем занимается сексом сенатор, как долго, в какое время? Глядя на нашу страну, прекрасно понимаешь, что пусть Президент хоть кокаин нюхает в свободное от работы по управлению страной время, лишь бы улучшал условия жизни своих граждан. Например: пробки - долой, дороги должны быть свободные и быстрые. Нехватка садов, школ, медицинских центров, офисных центров? Отменяйте эту адскую точечную застройку! Доллар и евро все никак не вернутся на свои 30 и 40 рублевые отметки? Ну, тут я комментировать не буду. Всё можно изменить, кроме прогноза погоды, которые некоторым поисковым системам с трудом удается установить даже на текущие сутки без ошибок. Эмоция вторая: отвращение. Упертость Гарри: 'с кем я сплю, и вообще, моя личная никого не должны волновать'. Я согласен с тобой, товарищ кандидат, что это так, но только в теории. Правда жизни такова, что ты либо пляшешь под её дудку и играешь по её правилам, либо ты в пролете и проиграешь. Эмоция третья: разочарование. Зачастую, вопреки пословице 'Less talk - more action' (в пер. с англ.: 'меньше слов - больше дела') можно привести и название альбома от английского реппера Plan B - Who needs action when you got words? А ведь и правда, слова зачастую ранят сильнее, чем могут ударить кулаки, точно так же как и принести большие плоды устно, нежели физическим трудом. 5 из 10
Политика - грязное дело, не зависимо от того, где и в какой стране она проходит, деньги и коррупция - основные составляющие этой деятельности, конечно же не все подвергаются негативной стороне политики и сенатор Гэри Харт - как раз один из этих людей. От себя добавлю, что выглядит немного странным, что мы - русские зрители, наблюдаем за карьерами американских политиков, так как до этого уже было снято не мало фильмов и байопиков про политиков. Фильмы на политическую тематику, пускай даже основанные на реальных событиях, скучны и затянуты, и привлекают такие фильмы не очень большое количество зрителей, если не известное и популярное имя. Так и получилось с данным фильмом 'Как не стать президентом' (или 'Главный кандидат'), потому что, если бы не участие талантливого и харизматичного Хью Джэкмана, я бы этот фильм пропустил и не стал смотреть. Хью Джэкман уже давно доказал, что его актерский талант, мастерство и харизма способны украсить любой фильм, в особенности его физические трансформации для некоторых ролей. Для данного фильма ему не требовалось демонстрировать свои физические способности ('Росомаха'), ему не требовалось петь и танцевать ('Величайший шоумен'), от него требовалось только лишь ходить в костюмах, произносить речи и выглядеть достойным кандидатом в глазах избирателей. Хью Джекман исполняет роль сенатора Гэри Харта. Гэри Харт - американский политик, бывший сенатор США от штата Колорадо, участник президентских кампаний, юрист, писатель, публицист. Харт дважды побеждал на выборах в сенат: 1974 и 1980 годах. Первый раз с большим перевесом, второй — с очень малым. Был членом нескольких комитетов сената. Но, как говорится, ничего никогда не бывает идеально, и расследование и небольшой скандал про связь Харта с молодой девушкой, не прошёл без огласки и это отложило очень весомый отпечаток на его дальнейшую политическую карьеру и на дальнейшие президентские планы, также это в какой-то мере чуть не разрушило его семью. Данный фильм очень хорошо продемонстрировал работу журналистов, папарацци и СМИ, показал всю их настоящую суть, да, безусловно это их работа и этим они зарабатывают на жизнь, они этим живут, но они влезают в чужую жизнь, они вторгаются в личную жизнь человека и его семьи, и независимо от того, депутат он или сенатор, или даже президент, все мы - люди, и из-за этого сенатору Гэри Харту пришлось снять свою кандидатуру с президентской гонки, дабы уберечь свою семью и себя самого. Я также считаю, что речь сенатора в финале фильма полностью и очень чётко показала на что он был бы способен и каким он мог бы стать президентом, если бы никто не влезал в его личную жизнь. 'Как не стать президентом' - скучное, но правдивое кино с талантливым Хью Джекманом, который способен украсить любой фильм. 6 из 10
Согласен с теми, кто считает, что фильм скучный. Перчинки ему не хватает. Но, в нём я нашёл целый ряд моментов, над которыми стоит призадуматься. Что первично? Неприкосновенность личной жизни или моральный облик будущего президента? Мне кажется, что Джейсон Райтман поставил эти вопросы ребром, но ответов сам не дал. Фильм закачивается, а ответ мы так и не получили. И непонятно как относиться к этим журналистам? То ли они 'санитары нашего общества', то ли 'любители грязного белья', которые готовы уничтожить кого угодно ради крупной сенсации. Безусловно, что фильм надо смотреть в спокойной обстановке вслушиваясь в разговоры. Они очень интересны. Это не экшн с закрученным сюжетом, а философский жизненный фильм, наводящий на размышления. Любителям острых сюжетов смотреть не советую. Тем, же кто постарше и любит размышлять фильм в самый раз. Хью Джекман передал образ кандидата в президента зрителю, как он его понимал. И мне трудно дать полную оценку соответствию игры актёра и самого Харта. Так смотрим и воспринимаем, как оно есть. 6 из 10
Режиссёр, сценарист и продюсер Джэйсон Рейтман никогда не хотел быть в тени и избегал сравнений со своим отцом - также известным режиссёром Айвэном Рейтманом, снявшим популярную до сих пор дилогию про 'Охотников за привидениями'. Сознательно обходя любые проявления мэйнстрима, Джэйсон Рейтман впервые ощутил вкус славы после выхода на экраны картины 'Джуно' в 2007-ом году (хоть и до этого была обласканная лента 'Здесь курят' (2005)). Критики оценили смелость молодого постановщика, необделённого талантом, и выдвинули Рейтмана-младшего и его фильм на соискание многочисленным престижных наград. Далее были ещё успешные проекта Джэйсона: картины 'Мне бы в небо' (2009) и 'День труда' (2013), создаваемые исключительно как независимое и творческое кино, заслуженно нашли отклик в зрительских сердцах. Правда, не всё так было радужно: например, 'Бедная богатая девочка' (2011), 'Мужчины, женщины и дети' (2014) и 'Талли' (2017) не были провальными, но и особых лавров не снискали. А в 2018-ом году Джэйсон Рейтман приступил к созданию драматического байопика о политике Гэри Харте, вышедшем у нас под названием 'Как не стать президентом' (в оригинале перевод звучит как 'Главный кандидат'). Гэри Харт несколько раз баллотировался на самый высокий пост в США, но его участие в президентской гонке было практически перечёркнуто, когда полная уверенность Харта заставила журналистов копаться в его грязном белье и уже достаточно быстро выяснилось, что у сенатора есть женщина на стороне. Избирательские рейтинги Харта стремительно обвалились и этот скандал стал одним из самых обсуждаемых после 'Уотергэйта' (история с Моникой Левински стала достоянием общественности после того, как население США узнало про интрижку Харта). Секс, политика и грязь вновь смешались в неприглядный клубок, а избиратели в который раз задумались по поводу искренности и честности кандидатов, которые так упорно стараются завоевать их голоса. Очевидно, что Джэйсон Рейтман согласился снять картину после того, как к написанию сценария приложил руку Джэй Карсон - один из главных продюсеров нашумевшего сериала 'Карточный домик', который также повествовал про политические дрязги, закулисную игру и борьбу в высших эшелонах власти. Рейтман тоже решил добавить что-то от себя в сюжет; а вместе Карсон и Рейтман основывали ленту на книге Мэтта Бая. Заметно, что в 'Как не стать президентом' Рейтман усиленно старался показать драму одного человека, который поддался искушению, забыва о том, что биография без 'тёмных пятен' - один из основополагающих факторов при его продвижении к верхушкам власти. 'Ничто не чуждо человеческое политикам' - вот, пожалуй, один из подходящих слоганов к картине. Но это нисколько не обеляет Гэри Харта, ведь он так высокопарно в изящном эпистолярном стиле всех уверял, что за ним могут следить хоть круглосуточно, имея ввиду вездесущих журналистов, но им это быстро наскучит. Не прошло и двое суток, как скандал о внебрачной связи сенатора Харта стал сенсацией... Своим сюжетом и стилисткой 'Как не стать президентом' очень схож на ленту Джорджа Клуни 'Мартовские иды', но сравниться с ними он не может. Неожиданно, но Джэйсон Рейтман снял свою самую слабую работу (будем надеяться, что это единственный промах в карьере одарённого постановщика). Снабжённая слабыми и шаблонными диалогами она буквально заставляет прикрывать рот ладонью, чтобы не показывать свою зевоту. Единственный, пожалуй, любопытный фрагмент - это как раз то самое пресловутое выступление Харта, где он заверяет, что никто никогда не найдёт никаких дурных и грязных вещей. Но за это лучше уж хвалить Хью Джекмана, воплотившего образ сенатора. Он был настолько убедительным, что на протяжении всего фильма не веришь в то, что у такого приятного мужчины могут быть огульные выходки. Не бравируют своей дотошностью и сложной работой журналисты, не вобрав себя того упорства, увлечения и верой в свободу прессы, как это сделали Дастин Хоффман, Роберт Редфорд и Джек Уорден в байопике 'Вся президентская рать' (1976). Драма 'Как не стать президентом' стала каким-то однобоким и унылым повествованием, который лишь передаёт в некоторой интерпретации события, связанные с изменщиком-сенатором. Но как сама эта история быстро позабылась, так и драма тоже очень скоро выветрится из памяти. Единственное что красной нитью проходит в 'Как не стать президентом' - это игра Хью Джекмана, раскрывшего в очередной раз всю глубину и ширину своего драматического таланта. Но в любом случае, как по мне, лучше пересмотреть 'Мартовские иды'. 4 из 10
Биографическая драма режиссера Джейсона Райтмана воссоздает переломный эпизод американской политической истории - президентские выборы 1988 года, в результате которых высший должностной пост США занял Джордж Буш-старший. Оригинальный перевод названия 'Главный кандидат' по неясной причине превратился в абсурдную анти-инструкцию 'Как не стать президентом', что придает совершенно неуместный комический оттенок, противоречащий идейному содержанию фильма. Сюжетной базой кинокартины послужила книга Мэтта Баи 'Вскрывшаяся правда: как политическая хроника превращается в таблоид'. Писатель также выступил соавтором сценария. Детально воссозданные мельчайшие атрибуты реконструируемой эпохи: костюмы, интерьерные элементы, прически, - невероятно органично воспроизводят атмосферу конца 1980-х, сохраняя нарочито камерный антураж фильма и обеспечивая отсутствие пафосной масштабности многофигурного кино-полотна. Но главным достоинством этого фильма, положительно выделяющим его из необъятной массы образцов этого жанра, является его неоднозначность как ключевая доминанта его семантического послания. Это власть полутонов, подтачивающая авторитет самых несокрушимых стереотипов, это мрачный пессимизм и абсолютное разочарование, которое словно вытравило все яркие краски, превратив цветовую палитру фильма в выцветший, тусклый, унылый, меланхолический аналог ущербной реальности. Тягостная, депрессивная, гнетущая атмосфера фильма поступательно, но крайне методично нагнетает напряжение и неумолимую безысходность. А источником этой деструктивной динамики выступает этический конфликт - емкая дефиниция, которая в этом фильме реализует весь потенциал своего смыслового содержания. Границы личной свободы в тисках публичности и пределы соприкосновения человека и общества, грани столкновения частного и общественного интереса, мораль как универсальная категория и как вариативная степень самоограничения индивида и социума, продиктованная уровнем личного и общественного самосознания и роль публичного социального статуса личности в массовой оценке моральных ожиданий - эти абстрактные категории образуют идейный фундамент, обрисовывая контуры главного посыла фильма - о роли и статусе нравственности и обусловленной ею репутационной безупречности и, главное, - ее уязвимости под натиском даже неподтвержденных слухов. Тема власти выступает мощной аккомпанирующей нотой, созвучной мрачной мелодике этого фильма. И именно борьба за власть порождает тягостный антураж всего фильма, именно эта порочная среда становится катализатором как пороков, так и добродетелей. А их противоречивым носителем становится главный герой - кандидат в президенты от демократической партии Гэри Харт - бывший сенатор от штата Колорадо, блестящий, многоопытный политик, идейный вдохновитель своей партии, спасший ее от внутренних распрей, мудрый, прозорливый лидер, принципиальный и целеустремленный человек. Именно его феноменально глубокие, конструктивные, всесторонние, прогрессивные, емкие суждения о мироустройстве, глобальной политике и национальных проблемах рельефно воссоздают крайне сложный политический ландшафт конца 1980-х, постепенно сползающий в пучину мирового кризиса. И столь своеобразным способом режиссер создает прочную связь кино-повествования с конкретными историческими координатами. Харт - харизматичный политик, избегающий необоснованного флирта с публикой, чуждый всякой популистской фамильярности с избирателями, увлеченный своим идейным посылом, своим профессиональным, но никак не личным имиджем. Неприкосновенность частной жизни для него непогрешима. Однако это порождает непримиримый конфликт с изменившимися общественными идеалами. Воцарение неуемной алчности и тщеславного эгоизма лишь отягощается окончательным превращением СМИ в 'четвертую власть', манипулирующую самым главным - человеческим сознанием, которое жаждет не политических, а аморальных откровений. И Харт, уступив слабости, превращается в источник сомнительных сенсаций, которые по анонимной наводке становятся предметом журналисткой охоты. В фокусе фильма оказывается именно журналистская этика, а не традиционная, спасительная для демократии свобода СМИ, изобличающая и карающая. Безжалостная, жаждущая скандалов, лживых спекуляций и славы журналистика служит в этом фильме не истине, а собственным, корыстным интересам, попутно обслуживая потребности тех, кто способен угодить ее ожиданиям. И жертвой этой могучей силы становится Гэри Харт. Его безупречная профессиональная репутация, многочисленные заслуги, безусловные таланты, преимущественная поддержка электората и неоспоримая перспективность в качестве потенциального президента не сумели оградить его от грязных жонглирований информацией, которую он упорно считал неподлежащей публичному обсуждению, но которая на практике оказалась куда весомее его политического авторитета. И Харт делает свой выбор, стремясь оградить своих близких от преследования журналистов и публичного унижения, хотя он мог продолжить эту схватку, пытаясь реализовать свой амбициозный замысел, уповая на сохраненную им поддержку большинства американцев, точнее, 64 % населения - следуя приверженности главного героя к точности, говорящей в его пользу. Но предвыборный фаворит, любимец толпы в итоге оказывается изгоем, не желающим соблюдать непреклонные законы общества. И, одновременно, он искупает свои грехи, пытаясь следовать закону высшему. Жертва и грешник, поверженный и победивший одновременно, 'согнувшийся, но не сломленный' как он сам заявил в прощальной речи. Столь сложная, комплексная роль требовала действительно виртуозной актерской игры, которая избавила бы такой монолитный характер от однообразия и ригидности, при этом воплотив скрытый накал внутренних переживаний. И Райтман пригласил известного австралийца Хью Джекмана, очевидно, решившего разнообразить амплуа романтического рыцаря, харизматичного соблазнителя, брутального красавца и благородного супергероя. Джекмана с его историческим прототипом роднит невероятное внешнее сходство, но главное - актер сумел успешно укротить свой экспрессивный актерский темперамент и тяготение к эксцессам, которое прослеживалось еще в его ранних работах австралийского периода типа 'Эрскинвильских королей' и скрыть ослепляющее личное обаяние под черствым обликом политика, отыскал в себе убедительную способность к тончайшей эмоциональной нюансировке, мастерскому контролю и безупречно выверенному драматическому балансу, к созданию подлинной внутренней глубины без наглядных внешних эффектов. Примерив образ крайне сдержанного, скрытного человека с железным самообладанием Джекман оказался невероятно органичен, явив одну из лучших актерских работ в своей карьере. С какой брезгливостью он, противник мишурных эффектов, претерпевает ритуал подготовки к официальной съемке, с какой увлеченностью, весомым авторитетом и убедительностью опытного оратора участвует в официальных дебатах, с какой тягостной, вселенской усталостью вопрошает о прощении супруги, с какой горестной искренностью призывает к идеализму. Крайне удачный эксперимент, ставший действительно зрелой актерской работой. Вера Фармига в небольшой роли супруги Харта - терпеливой, волевой, мудрой женщины - также весьма убедительна. В очередной раз режиссер эксплуатирует ее умение играть на фортепиано, что создает очень эффектный штрих к портрету ее героини. Джей Симмонс в образе главы политического штаба Харта неизменно великолепен. Созданный им образ преданного, упорного сторонника Харта, самоотверженного служителя партийным интересам предстает многогранным и невероятно сочным, несмотря на скромный экранный хронометраж, отведенный персонажу. Альфред Молина в крошечной роли редактора влиятельного газетного издания также очень фактурен, его герой - затаившийся в засаде хищник, кажущийся безобидным и даже дружелюбным, но всегда готовый к прыжку. Вообще, весь ассистирующий актерский состав невероятно убедителен и органичен, в итоге внося свой вклад в создание подлинно достойной, глубокой политической драмы, выходящей за грани жанровых стереотипов, пульсирующей в невероятно реалистичной повествовательной ритмике, свободной от иллюзий и неоправданного оптимизма. Фильм действительно тонкой чеканки, достойный вдумчивого зрителя.