Есть такие исторические события, изучению которых можно посвятить всю жизнь, и Великая французская революция принадлежит к таким, несомненно. Её не познать за два часа хронометража, можно только ознакомиться. И если зритель готов довольствоваться кратким иллюстрированным экскурсом по учебнику истории, то просмотр данного кино будет для него, как минимум, познавательным. Но если его цель – глубже и осознаннее, тогда лучше сесть у камина с толстыми томиками Дюма и раствориться в них на месяцы, надеясь, что настоящая история о пропитанных кровью площадях Парижа и темных водах Сены, поглотивших тела тысячи французов, когда-то доберется до больших экранов и поразит своей могущественностью. Действие фильма начинается со значимого дня, ставшим национальным праздником Франции, дня взятия Бастилии. Фантастическое, вопиюще смелое событие для того времени могло бы стать динамичным началом, погружающим зрителя прямиком в разъяренную толпу, но в этом случае оно лишь с первых кадров продемонстрировало нехватку бюджета. Камера охватывает лица бунтующих парижан крупным планом и часто сосредотачивается на хаотично движущейся массовке, но всего масштаба события, к сожалению, не передает. Зритель так и не узнает, какова она, Бастилия, неприступна в своем величестве, и каково это, простым парижанам её «брать». Поэтому 14 июля 1789 года предстает в фильме, как свершившийся факт, но смысл его затерялся среди многочисленных бумаг сценариста. Только солнце, выглядывающее из-за разрушающейся крепости, подсказывает, что в этот день французский народ наконец-то поверил в себя. Режиссер и сценарист фильма Пьер Шоллер создал две сюжетные линии. Первая из них – это Великая революция, на которую нам предлагают взглянуть глазами маленьких людей. В центре событий молодые люди – Базиль и Франсуаза, которые встретились и полюбили друг друга в это нелегкое для Франции время. Вторая линия посвящена Людовику XVI и его душевным терзаниям, но раскрыть главных героев этих линий, как и саму революцию, не удалось. Фильм вмещает в себя поход женщин на Версаль, побег королевской семьи из Тюильри, расстрел демонстрации на Марсовом поле, штурм Тюильрийского дворца, голосование за казнь и сама казнь Людовика XVI. Собрания Национального конвента воспроизведено в таких деталях, что становится очевидно – режиссер поставил перед собой задачу вместить в фильм все главные события тех годов. На их фоне мелькают главные герои, но времени на их развитие уделено слишком мало. В результате запоминается молчаливый и бездействующий король, которого все почему-то называют тираном, влюбленные, в чьи чувства не успеваешь поверить, и сотни членов Национального конвента, из которых большинству зрителей знакомы только Марат и Робеспьер. «Один король – одна Франция» позиционирует себя, как масштабное историческое кино о Великой французской революции. Сюжет фильма здесь действительно следует строгой исторической хронологии, но масштабности и зрелищности боевым сценам все-таки не хватает. К плюсам можно также отнести замечательные костюмы, соответствующие своей эпохе, и грим. А вот фильм нужно окрестить единственным словом - «недосказанность», ибо о причинах возникновения революции он молчит. Поэтому впечатления от просмотра будут зависеть от вашей осведомленности в истории Франции, но знакомство с ней предлагаю начать не с этого фильма. 6 из 10
Посмотрел на большом экране. Хорошее кино, весьма хорошее. Довольно редкий для нас формат костюмной исторической драмы. Настолько редкий, что на сеансе в зале было всего лишь три зрителя... Этот фильм можно сравнить с масштабным полотном, близком к полотнам Давида и Делакруа. Это история жизни короля Людовика XVI, история простых парижан из Сент-Антуанского предместья, история депутатов сперва Генеральных Штатов, а потом Национального Собрания и Конвента. Это история Франции и история революции. История благородного рывка к свободе, в конечном итоге захлебнувшегося в потоках пролитой крови. Чем красиво и хорошо это кино. Костюмность. Неспешность, монументальная такая (при этом во многом это история простых ремесленников и прачек!). Насыщенность. Есть просто потрясающие до глубины души моменты - от солнечного света, свободного после сноса высоких стен Бастилии, и до танцующих и мажущих себя кровью людях. смотришь этот фильм - и порою словно цепенеешь. Потому что тебе-то ведомо, чем закончился в итоге этот благородный порыв. И Робеспьер, и король, и лидер жирондистов - они были хорошими и по-своему честными и благородными людьми. И всех их в конечном итоге очень жаль. И все они хотели как лучше. И все оправились в свой час на свидание с гильотиной. Уцелеют лишь самые трусливые и беспринципные. Но танцующие парижане не знают об этом. Они верят в свободу и равенство. А тем временем трупов всё больше, кровь орошает мостовые... Конечно же, в этом фильме есть и место любви. Любви простых людей. Любви на фоне цунами революции. Да и сам король тоже любит, пусть и не так ярко внешне. Что же останется после всех них- запертый Версаль, старые домики Сент-Антуанского предместья (а впереди ещё целый век восстаний и бунтов), изящные изделия мастеровых и память... Простая память. Память на тысячу лет. Этот фильм во многом следует французской традиции восхищения революцией, поэтому не всё будет показано и досказано. Нет здесь ни сентябрьских убийств, ни осквернения храмов и гробниц... Но и сказано и показано очень многое. И в конечном итоге перед зрителем предстаёт великая историческая трагедия. Трагедия в античных тонах (тогда так было модно). Когда хорошие люди стоят по разные стороны баррикад. Когда безумие и жажда крови овладевает толпой. Когда злой Рок беспощаден что к правым, что к виноватым. Про Французскую революцию снято немало хороших фильмов. И эту картину я бы тоже добавил к оной когорте. А еще очень захотелось перечитать '93-й год' Виктора Гюго и цикл 'Мыслитель' Марка Алданова... Хорошее кино. Красивое и достойное.
Техническое исполнение фильма безупречно – картинка и звук великолепны. Внешность персонажей очень достоверна. Режиссеру и актерам действительно удалось создать редкое ощущение погружения зрителя в происходящие на экране события. Сюжет оказался слабее. В фильме отсутствует внятно выраженный конфликт. Нет ни положительных героев, ни отрицательных. Есть исторические деятели, которым выделено немного экранного времени – кому-то больше, кому-то меньше. В этом отношении сюжет фильма ближе к документальной драме, чем художественному фильму. Драматическая и историческая линии сюжета получились, на мой взгляд, разными по динамике. Драматическая линия мне показалась несколько растянутой и перенасыщенной диалогами, не добавляющими ценности сюжету. Историческая линия, напротив, показалась мне предельно сжатой, хотя и выполненной с большой любовью к деталям. Это, в принципе, неудивительно, учитывая объем материала. Режиссер пожертвовал несколькими очень важными персонажами – практически не показана Мария-Антуанетта, имевшая огромное влияние на короля и на события рассматриваемого периода. Не показан политический титан Мирабо – его нет, как не было! Но что об этом говорить, если даже сам титульный герой фильма - король Людовик XVI показан очень плоско. Попытка режиссера разъяснить зрителю ошибки Людовика с помощью очень эффектной сцены явления последнему его великих предков – королей удалась лишь отчасти. Не совсем ясно, почему столь проницательные монархи прошлого не догадались пригласить в качестве соответчика деда короля – Людовика XV, вина которого в кризисе и крахе монархии значительно выше вины его несчастного внука. Недостатки сюжета, на мой взгляд, помимо обширности материала, обусловлены еще и тем, что режиссер, похоже, сознательно решил не давать оценок действующим лицам и событиям. Уклонился он и от каких-либо выводов. Особенно слабым мне показался финал - он настолько смазан, что при просмотре мне показалось, что просто оборвалась пленка. Тем не менее, попытка упаковать в формат современного кинофильма такую сложную, интересную и противоречивую тему, как первый этап Французской революции, сама по себе достойна похвалы. 8 из 10 за интересную тему и отличное техническое исполнение.
«Один король - одна Франция» фильм сильно специфический и не только темой, которую он затрагивает, но и способом подачи материала. События Французской буржуазной революции 1789-1793 годов показаны через призму «маленьких» людей, тех кто каждый день выполняет черновую работу, обеспечивающую существования среднего и высшего классов. Основные исторические персонажи присутствуют и на них делается акцент, но основное внимание приковано к простым людям, к их жизни, надеждам и желаниям. Фильм полон символизмами тут и солнце заливающее улицу после разрушения Бастилии и смерть младенца, рожденного при королевском правлении и рождение младенца при республике, авторы уделяют внимание именно жизни низов третьего сословия. Если кратко, то накануне событий 1789 года во Франции существовали Генеральные штаты, в которых было представлены три сословия: духовенство, дворяне и простолюдины. Первые два были освобождены от налогов, а третье платящие налоги были неоднородны по своей сути, в него входили и крестьяне, и купцы, и буржуа, и ремесленники, и поденные работники. При голосовании по сословиям у первых двух (не платящих налоги) было преимущество в голосах, т. к. третье обладало одним голосом, изменение условий голосования стало следствием штурма Бастилии и революционные процессы были запущенны. Инертность третьего сословия сменяется бурной деятельностью, в которой принимают участия и женщины. Развитие сознания одной из них проходит через весь фильм, местами кажется, что режиссер «сваливается» в феминизм, но это не так, это просто попытка показать изменения мышления под воздействием революции, причем не только в общественной, но и в личной жизни. Это один из посылов в фильме, вторым является право народа на сопротивлении тирании. Эта линия идет выпукло через весь фильм, начиная с провозглашения «Декларации прав человека и гражданина», через расстрел на Марсовом поле и заканчивая казнью короля. Создатели фильма стараются донести до зрителя, что казнь короля это не прихоть горстки, а чаяния народа, как символ свободы. Кроме символизма в картине присутствует очень высокий историзм, т. к. главные события тех лет показаны близкими к идеальному повествованию. Провозглашение учредительного собрания, поход женщин на Версаль, расстрел демонстрации Национальной гвардией, штурм Тюильри и голосование по казни Людовика XVI как будто сходят со страниц учебников и мемуаров очевидцев. Зритель в полной мере погружается в водоворот страстей, которые кипели в ту пору, галерея лиц эпохи проходит фоном к происходящему. Отмечу и хорошую актерскую игру и операторскую работу, и декораторов с художниками по костюмам, очень хорошо подан антураж времени и событий. Из вещей, которые резанули глаза (прошу простить за старческое бурчание) – очень чисто выглядят низы Парижа в начале фильма, мылись все - таки они редко, и не всегда точное попадание в портретную схожесть исторических личностей, хотя это искупается игрой актеров. Голосование за казнь короля сыгранно было отлично, прям по материалам заседания, сильное впечатление. В итоге, что хочу сказать – фильм получился глубоким и историчным, местами резким до «мяса», без розовых соплей. но в этом есть своя прелесть. Затянутость происходящего может отвратить тех, кто не большой любитель исторического кино, мне так наоборот понравилось это напряжение перед каждым из всплесков.
Просмотр был интересным. Быстрая смена действий, обилие персонажей и не особо глубокое знание истории сделали двухчасовой сеанс увлекательным, время прошло почти незаметно. Один раз точно следует посмотреть, особенно людям с довольно посредственными знаниями о повествуемой эпохе. Мало ли, натолкнет на дальнейшее изучение столь интересной темы. А теперь немного о «НО». Режиссер явно замахнулся показать эпопею, НО получился демонстративный срез эпохи. В качестве ориентира закинута история любви между Франсуазой и Базилем, которых воля сценариста заставила принять участие в столь волнительных для Франции событиях. Экспромтом внимание зрителя привлекается к другим людям из беднейших слоев. Время от времени режиссерское внимание скользит и по Людовику, давая минимальный минимум информации. Так, общие штрихи, приблизительно поясняющие, какова его роль в событиях. Также свои крошки получают, и Марат с Робеспьером, которым дается время также высказаться. Время кинокартины скачет от одного события к другому. Иногда создается впечатление, будто изначально планировался сериал, а потом его беспощадно раскромсали и собрали в один фильм. Переход от одной линии повествования к другой должен создавать контраст, показать французское общество со всех сторон, но на деле лишь демонстрирует рваное повествование. Хочу уточнить: контраст – эффективное и полезное оружие в произведении искусства. Но здесь некоторые переходы могут лишь навести на мысль, что жанр фильма также хаотичен, как и сюжет. Хочется похвалить «музыкальные вставки» - когда персонажи поют гимн, это звучит можно и доводит сцену до максимального эффекта. Вообще, атмосфера здесь работает хорошо, ничто не мешает погрузиться в описываемую эпоху. Повторюсь, фильм стоит просмотра. Он явно далек от шедевра, но со своей работой справляется: знакомит с историей революции, развлекает зрителя и даже дает повод подумать.
Наверное, нет ничего зазорного в том, чтобы возвращаться к истории своей страны. И снимать о том, о чем уже было снято много-много раз. Но как показывает опыт, даже одно и то же можно снять интересно, а можно - скучно. Я так и не понял, что было то самое важное, что так волновало режиссера в истории Французской революции, ради чего он взялся за эту псевдоэпопею. То ли судьба самого короля, то ли нравственное начало в человеке через принятие решения о казни короля депутатами (ох как подробно, прямо через речь чуть ли не каждого отдельно, то ли были еще какие-то мотивы. Потому что показать судьбу эпохи через историю влюбленной пары и некой группы простого народа – это как-то уж совсем простовато и банально. Луи Гаррель в роли Робеспьера и Дени Лаван в роли Марата смотрятся здорово, но как исторические личности их герои не раскрыты даже близко, так всего лишь штрихи и мелкие набросочки. От всего этого было очень скучно. Как говорится, замах на рубль, удар на копейку.
Заявленный эпический фильм о Великой Французской Революции, от которого ожидалось несколько большего, чем некую экранизацию соответствующего параграфа из учебника по французской истории для средней школы. Нет, серьёзно, если выкинуть, по большому счёту ничего не значащую любовную линию, перед нами просто набор оживших иллюстраций школьного учебника. Вот разрушение Бастилии восставшим народом, вот поход женщин на Версаль, а вот штурм Тюильри, а вот поимённое голосование о казни короля, а вот, собственно и сама казнь. Занавес, финальные титры. Причём сами эти эпизоды сделаны очень хорошо и действительно ярко иллюстрируют описываемые события. Сцена явления незадачливому Людовику XVI трёх его великих предков (Людовика XI, Генриха Наваррского и Людовика XIV) так вообще шикарна по своей задумке. Но какой в целом смысл? Урок истории для школьников в лёгкой и увлекательной манере? Вообще было полное ощущение, что я смотрю нарезку некоего телесериала, пущенную в кинотеатрах ради сбора ещё большей прибыли на одном и том же материале (привет «Гоголю» и жигуновским «Мушкетёрам»). 6 из 10