Ушастые друзья: отзывы и рeцензии

ivm94
ivm9417 января 2018 в 16:40
Глубокий лор, постапокалипсис и зверодевочки

Я, конечно, знаю что Кинопоиск не аниме-ориетированный ресурс, но всё же был крайне удивлен, что на странице лучшего (ну ладно, одного из лучших) аниме-тайтла 2017 года нет ни одного отзыва, а количество оценок столь мало, что сайт даже не показывает среднего балла. Буду восполнять, что же поделать. Итак, Кемоно френдс это отличный пример того, что 'говно для детей' говном быть не обязано, а вовсе даже наоборот. Сделанный, в буквальном смысле, на коленке командой из десяти человек за пачку доширака мультфильм, по закрывшейся за несколько месяцев до выхода сериала мобильной игре, выглядел настолько удручающе, что телеканал поставил премьерный показ сериала на пол-второго ночи. И так бы канул в лету вслед за проходной игрой проходной мультик, если бы не одно но. Оказалось, что за крайне скверным графоном с 'лесенками' и проваливающимися в текстуры руками персонажей авторы спрятали второе дно, и даже в эти кривые анимации вложили душу, а в сюжет заложили столь редкую, для современного масс-медиа, непрямую, но очень жизнеутверждающую мораль, о торжестве разума — на уровне утопических призывов начала века. И, несмотря на вышеописанные недостатки, и довольно прохладно встреченные первые несколько серий (а для большинства, в том числе и меня, пропущенного вообще), сериал внезапно выстрелил. Сотни тредов на анонимных имиджбордах по всему миру, вершины топов (сейчас, впрочем, все устаканилось и сериал сполз в середину списков), сотрудничество со всеми с кем только можно, логистический коллапс из-за скупленного мерчендайза… Конечно, история создания выглядит слишком красиво, прямо как из фильмов-байопиков, и если начать ковыряться детальнее в истории создания, то всплывет и тот факт, что за авторством идеи стояли не последние люди, и станут заметны очень грамотные приемы работы с аудиторией (со ВЗРОСЛОЙ аудиторией, что важно), и выбранное время вещания уже начинает казаться не простым избавлением эфирной сетки от не прибыльного сериала, а крайне продуманной маркетинговой акцией. Но, на самом деле, не важно какими методами и кем были достигнуты результаты, важно лишь то, что получилось. А получилось, повторюсь, отличное гуманистическое кино для всех возрастов. История повествует о приключениях в заброшенном заповеднике-зоопарке беспамятной девочки и ее подруги — антропоморфного сервала. Антропоморфная она потому, что все (по крайней мере, показанные) звери, обитающие в заповеднике, в результате неясного катаклизма стали похожи на человеческих девочек, однако не стали полноценными людьми, и, несмотря на способность говорить, больше напоминают дружелюбных животных, запертых против воли в человеческих телах (о чем нам и говорит название сериала). Дальше — больше, по мере развития событий мы узнаем, что у мира сериала существует весьма тревожный фон в виде повсеместно разбросанных полуразрушенных инфраструктурных сооружений и исправного оборудования при недопонимании их функционала (порой доходящего до карго-культа) со стороны «друзей», свидетельствующее, что когда давным-давно данный парк был создан людьми именно для исследования феномена «друзей», однако в спешке был покинут после неясного катаклизма. Оставшиеся же на острове «друзья», некоторые из которых, судя по расплывчатым ответам, застали процесс эвакуации людей, продолжили более-менее спокойно жить на острове, несмотря на регулярные нападения странных желеобразных монстров, что превращали зверодевочек обратно в животных. И даже, более того, начали строить своеобразное коммунистическое общество, где на паритетных основах занимались «по способностям» борьбой с чудовищами, восстановлением и исследованием человеческой инженерии, переправкой через реки неводоплавающих товарищей и так далее. Впрочем, про феномен «глубокого лора» я распишу ниже, а сейчас поговорим о главной гуманистической идее заложенной в мультфильм — торжестве человеческого разума и товарищества над катаклизмами и неурядицами. Мультфильм пропагандирует очень важную вещь — человек царь зверей не потому, что у него есть ружья, человека отличает ум и смекалка, а просто так силой ничего не решить. Сумочка (так зовут главную героиню) путешествуя по миру зверей тут и там старается им помочь, и, не имея ни силы, ни храбрости, просто путем личного участия к чужой беде и грамотного руководства решает, казалось бы (по мнению зверей) нерешаемые проблемы, чем быстро завоевывает уважение окружающих. И, при этом, героиня понимает свои слабости, как и слабости друзей, чем принципиально отличается от большинства других героев подобных мотивационных произведений, где герой — рыцарь в сияющих доспехах, требующий ото всех безусловного благородства, ума и мужества. К сожалению, мало кто сейчас учит именно эмпатии. Многие относят «Зверушек-подружек» к той же категории «декострукторов», что и «Мадоку» или менее успешную «Gakkougurashi!», когда за личиной довольно банальных и подростковых вещей происходит какой-то кровавый адище, однако, на мой взгляд, это немного некорректно. «Ушастые» куда больше походят на западные «Время приключений», или даже на наших «Смешариков», когда произведение действительно является тем, чем оно выглядит, однако бэкграундом, опять же, действительно, выступают вещи более серьёзные, нежели их увидит целевая аудитория. Однако есть и другая сторона, которая действительно роднит «Kemono frends» с «Мадокой», но и, сюрприз, с «My little pony». Это явление есть следствие XXI века — и называется оно «мгновенная обратная связь с разработчиком», и, в грамотных руках, оно действительно творит чудеса, создавая неведомую ранее контекстуальность произведения. От умного автора теперь не требуется максимально прописывать каждую деталь сериала, теперь ему достаточно лишь правильно расставить необходимые «контрольные точки» и аудитория сама создаст себе глубокий мир, даже намного глубже, чем его мог создать один автор — просто за счет величия «хайвмайнда». А дальше требуется лишь, во-первых, правильно направлять мысль толпы что бы она пришла к правильным вещам, а во-вторых, выбирать из сформированных аудиторией теорий более удобные, для себя, варианты. Ну а для большего погружения надо освободить аудиторию от формальных границ визуализации — поэтому то и в «Мадоке», и в «Друзьях», и даже в первых, «самых лучших» Фоллаутах, такая условная графика, просто так лучше высвобождается фантазия. И вот уже в руках опытного садовника лоза покрывает каркас и получается прекрасная композиция. И, кстати, если развить эту мысль, то становится предельно понятно, почему, по окончании сезона, все лидеры проекта покинули сериал. Они сделали свое дело, они создали законченную историю (пускай и оставив задел для продолжателей), они ловко сбалансировали между тем, что аудитория хочет, и тем, что должна увидеть, и некоторая недосказанность является вполне осмысленной, ведь таков каркас сериала. В этом же, кстати, кроется и подвох такого подхода — такой мир невозможно развивать бесконечно, рано или поздно ты либо пойдёшь на поводу у аудитории, либо оступишься и вскроется, что фанаты копают гораздо глубже, нежели ты придумал. Поэтому-то Тацуки-со-товарищи поступили очень правильно, и просто отошли в сторонку, не испортив ни впечатления от сериала зрителям, ни оступившись на «Восстаниях Хомуры». 10 из 10