Фильм снят по тем же правилам и в той же манере, что и предыдущие картины режиссера. Еще десять лет назад, на одном из фестивалей, прозвучала высокая оценка ее фильма “Архипелаг” - “За напряженное правдивое повествование и визуальную красоту”. Тоже самое в полной мере можно сказать и в этот раз. Джоанна Хогг, как и прежде, вводит нас в проблемы и интересы элит. Не в проблемы богатых и именитых, а в ту ее область, где живут тихо и спокойно семьи с длинной родословной. Многовековой отбор и воспитание не всегда обеспечивает подготовленность ко всему, что предлагает реальная жизнь. Утонченность вкуса наоборот гарантирует утонченное страдание и как следствие этого утонченную боль при столкновении с неизвестными явлениями. Тильда Суинтон и ее дочь играют именно тех представителей общества, какими они и являются. Все на своих местах. Дочь учится в киношколе и слышит на лекции о Хичкоке и его знаменитом умении создать тревогу ожидания. И это неспроста. Джоанне Хогг удалось освоить мастерство напряжения блестяще… К тому же, история с сувениром не закончена, обещано продолжение!
После просмотра прекрасно понимаю критиков, очень высоко оценивших и внёсших эту вещь в топы лучших фильмов за год, но также понимаю и обычных зрителей, которых эта скромная, не стремящаяся как-либо воздействовать, замкнутая на самою себя работа оставила в недоумении - ну и что же тут великого, спрашивается? Помню, как во время просмотра 'Пределов контроля' (одна из самых необычных и любимейших вещей Джармуша) почувствовал себя с фильмом единым целым: главный герой, некий чернокожий киллер, останавливаясь в барселонских кафе заказывает два кофе, но чтобы непременно одновременно и в раздельных чашках - и ты понимаешь зачем он это делает, почему это так круто, но объяснить это себе рационально, а тем более выразить словами не в состоянии. Так вот с 'Сувениром' то же самое: ты либо чувствуешь главную героиню, либо нет. О том, что чувствую, понял на шестнадцатой минуте, в сцене диалога, в которой похожий на гигантского мопса, гедонист, знаток жизни и по совместительству бойфренд героини вальяжно объясняет ей кто она и что она. Она - витающая в облаках, молоденькая девушка, выросшая в тепличной (в свои двадцать с небольшим любит спать с мягкими игрушками), богатой, хардкорно интеллектуальной среде, очень умная, но совершенно лишённая непосредственного опыта жизни: так, когда она видит у своего бойфренда синяк на запястье со следами проколов, то совершенно не понимает что это такое, думая, что тот как-то неаккуратно ударился. И тем не менее, она заканчивает своё обучение как режиссёр и планирует снять свой фильм, такой правдивый артхаус о чётких пацанчиках из портовых районов. Она - это сама режиссёр фильма Джоанна Хогг, вернее её воспоминание о самой себе в молодости. И как всякое воспоминание, а тем более воспоминание сорокалетней давности, оно фрагментарно, размыто, предстаёт где-то в глубине кадра. Первые разочарования, связанные с отношениями с наркоманом, представлены осколками: вот буквально по минуте, на ломки, кражу, сомнительных дружков - дальше Джоанна не идёт, обрезает, пусть зритель сам довершит картину, как в случае с убийством в душе из 'Психо', на которое она ссылается. Но вместе с тем, так ведь и работает память - всё плохое с годами блекнет, затирается, а затем и вовсе выпадает из карусели воспоминаний. Периодически, во время сцен-интерлюдий с видами природы Джоанна сквозь время обращается к себе самой в стихотворной форме; то, что по определению должно отдавать выспренностью и пошлостью, оборачивается спокойной мудростью, пониманием сущего, зрелой любовью к жизни и к той милой, в чём-то наивной, полной высоких надежд девушке, которой она однажды была. И этой спокойной, мудрой интонацией 'Сувенир' напоминает кино Эрика Ромера, в особенности 'Зелёный луч', также рассказывающий о молодой, не вписывающейся в общие рамки женщине, которая, оказавшись во время летних каникул одна, ищет за что ей ухватиться в жизни, гадает кто она и каково её место в мире. Так и наша героиня Джули в исполнении прекрасной Онор Суинтон-Бирн (дочь Тильды) пока ещё делает первые, робкие шаги по дороге жизни, и на самом деле всё про себя знает (см. диалог на 16-ой минуте), просто ещё не время. 10 из 10