Любовь. Ее не взять годам И силой не сломать. Я сам, я сам ее раздам, Чтобы опять, опять Она на радость молодым В прожилках янтаря Сквозь сотни лет пришла к другим, Живым огнем горя... - (с) Михаил Дудин, 1953г. К 'Желтому глазу тигра' с самого начала просмотра относишься как-то по-иному, чем к большинству сериалов, наводняющих центральное телевидение. Даже несмотря на дурацкие парики и грим главных героев в начале действия ленты, 'Желтый глаз тигра' производит впечатление весьма крепкой и качественной картины, объединяющей в себе и ностальгирующую по эпохе СССР ретро-драму, и лихо закрученный криминальный триллер о начале нулевых и пережитках лихих девяностых. Антураж советской эпохи (несмотря на большое количество фактических ошибок, якобы замеченных зрителями-калининградцами) воссоздан и изображен на экране с любовью и явной ностальгией создателей по былым временам. Даже визуальный ряд фильма это подчеркивает: когда действие развивается в эпоху Советского союза, картинка отличается яркими насыщенными красками, которые передают некоторую простодушие и наивность того времени с точки зрения вчерашних школьников-главных героев, что так же подчеркивает их внешний вид. И в то же время, ситуация постепенно начинает меняться, переходя к более мрачным тонам цветовой палитры по мере взросления и обращения к криминалу главных героев. И вот начинающийся как типичный советский сериальчик о любви и юношеской глупости, фильм постепенно перевоплощается в мрачное криминальное кино вроде Голливудского 'Советника', где вместо кокаина - янтарь. По поводу визуала важно так же отметить, что заметен масштаб работы над проектом. Невооруженным глазом видно, что фильм снимался в формате большого широкоэкранного кино, а не обычного ТВ-сериала. Весьма талантливо оператор смакует красивейшие пейзажи Калининградской природы и старинных построек, нас радуют планами бескрайних лесных массивов, золотого побережья Балтийского моря и немецкими зданиями невиданной красоты. А что и в каком году в реальности было отреставрировано в контексте проекта не так уж важно. Как уже отмечалось выше, 'Желтый глаз тигра' - весьма масштабная и последовательная работа, поэтому он соединяет в себе и ностальгирующую ретро-драму, и милую мелодраму с постоянно развивающейся любовной линией, и мрачноватый криминальный боевик с постоянными бандитскими разборками блатных и новичков в янтарном бизнесе, и даже немного от шпионского триллера фильм умудряется в себя вобрать. Такая игра различными сценарными и жанровыми красками неплохо насыщает историю, делая картину более богатой, увлекательной и масштабной в сюжетном плане. Касательно актерского состава никаких нареканий быть не может - достойный кастинг обеспечил картине интересных и в целом ярких персонажей. Павел Прилучный очень отличается от своего мажора - на экране он достоверно, реалистично и жизненно проходит путь от романтичного студента (хотя в роли студента уже не очень правдоподобно смотрится) до внедренного оперативника ФСБ с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками. Такая трансформация Прилучного по ходу действия ленты и такое разительное отличие от прошлых его образов подтверждает его недюжие актерские способности. Главных злодеев, и, по совместительству, воров в законе очень удачно изобразили Виталий Кищенко и Сергей Сипливый, у которых такая внешность, будто они созданы для ролей бандитов, и играют законников с явным удовольствием и упоением. Одним из лучших героев, безусловно положительным - добрым, но в то же время жестким (особенно это видно в гениальной сцене диалога с Конем в СИЗО), сильным и справедливым предстает полковник КГБ Михаил Гаврилович в безусловно шикарном исполнении Сергея Пускепалиса. Остальные основные персонажи картины оказываются интересными именно из-за своей глубины и неоднозначности. Верный друг и в то же время безжалостный убийца Василек прекрасно раскрывается безусловно талантливым Максимом Костромыкиным, популярность которого в последнее время (хотя в основном на второплановых ролях) заслуженно возрастает, здесь же он фактически играет центральную роль, и играет здорово. Один из самых ярких героев - хитрая сволочь, но верный и отзывчивый друг, а так же предприимчивый бизнесмен, хотя и не имеющий образования. Практически все время в паре с ним выступал Роман Курцын, известный по отвратительному 'Крыму'. Здесь он играет натурального психа, убийцу и алкоголика, в котором, однако, просыпается что-то человеческое в одном из самых мощных эпизодов на побережье ближе к концу фильма. Именно эта совесть и сожаление о содеянном вызывают к нему определенную симпатию, хотя он все время напоминает, что его герой - законченный психопат и параноик. Карина Андоленко несмотря на свою внешность периодически раздражала своим видом на экране - во многом, из-за того, что в Советское время действия выглядела как девушка по вызову, а в середине ленты (в 2003-м) - вела себя соответствующим образом. И от того наиболее мерзко, что эта женщина - любовь всей жизни главного героя, хотя и подлых поступков она его семье сделала не мало. 'Желтый глаз тигра' это действительно масштабная работа, широкоэкранный телефильм, радующий витиеватым и постоянно развивающимся сюжетом, яркими и неоднозначными персонажами, сыгранными отличными артистами, а так же прекрасным визуалом и не плохим саундтреком, погружающим в атмосферу наивной юности на стыке с жадностью криминальной зрелости. 8,5 из 10
Я не погружена в тему добычи янтаря и не знаю, что правда, а что вымысел в этом сериале. Меня во время просмотра беспокоила только одна мысль: 'Как низко может пасть человек, ослеплённый жаждой наживы, и неужели всё, что сделалось дикого с нами за последнее время - правда?' Вот это реально страшно. Перед этой мыслью померкли и драки, и откушенные щёки, и расстрелы в упор, и безумие отца, шастающего с ножом по дому в поисках дочери. До какого скотства людей может довести вероятность быстрого обогащения? Есть ли дружба там, где очень много относительно лёгких денег? Есть ли хоть призрак порядочности в людях, живущих в 2000-е? Настолько же голодными до денег оказалось поколение конца 80-х, что голод этот нельзя утолить до сих пор? Не нужно искусства, науки, развития техники и хозяйства - только дай кусок пожирнее, а у кого его отобрать - неважно, у друга, значит, у друга, у врага, значит, у врага. В сериале дружба и вражда переплелись столь тесно, что буквально задушили сами себя. Бандиты и не бандиты вообще ничем друг от друга не отличаются. Снят сериал весьма неплохо. Но как и все сериалы со сквозным сюжетом длиннее 8 серий, к середине стал 'провисать'. Актёры играли нормально. Что меня раздражало, так это парики главной героини. Чувствовалась в них фальшь. Может, так и было задумано для сюжета, но меня они отвлекали. Не очень поняла, зачем было вообще вводить в сюжет историю про ожерелье со скорпионами/тарантулами в янтаре. Он неё в сериале не зависит ровным счётом ничего. Курцын и без аналогичного ожерелья сильно живописен в своём психическом расстройстве, ему в принципе любое бы ожерелье подошло, хоть из изоляторов, как Феде (миниатюра 'На стройке' из цикла о Шурике). Работники КГБ понравились. Этакие сказочные 'двое из ларца'. 'Что, новый хозяин, надо?' И исполнять мигом. Пересматривать не стану. Потому что в отличие от тех же, например, знатоков, про которых я готова смотреть каждый день, этот сериал на один раз - в нём есть лишь сиюминутность и нет морали. И если над делами, которые раскрывали знатоки, задумываешься и спустя годы, над тем, что я увидела в 'Жёлтом глазе тигра', задумываться не нужно - всё на поверхности. А мотивы скотства - это слишком тягостная проблема, в которую не хочется окунаться глубже.
Редко обращаю внимание на отечественную телесериальную продукцию, но после удачного выхода на 'Чики' и 'Хрустального' иногда интересуюсь. Вот и клюнул, как карась на удочку, на хвалебные отзывы одной дамы в инете в адрес 'Жёлтого глаза тигра'. И. .. поскольку я уже не 'юноша, обдумывающий житьё', и понятия не имеющий, что Павел Прилучный - суперзвезда российского кино, то никакого желания срочно бежать поступать учиться на фээсбэшника у меня после просмотра не возникло. (надеюсь, такое не желание в нынешней России всё ещё уголовно не наказуемо). Итак, восемь дружных одноклассников после окончания школы устраивают 'сейшн' с палатками на берегу моря. Впрочем, 15 с половиной из 16 серий этого произведения телеискусства авторы о том, что все восемь были друзьями настолько, что вместе провели время на свежем воздухе, ничем, не подтверждают. Хотя и шестнадцать раз на начальных титрах об этом зрителям напоминают. Под красивую песню начала семидесятых а на дворе - 1989 год (вы в шестнадцать лет слушали компанией 'старьё'?), и радостный солнечный видеоряд эти титры представляют этих восьмерых как главных героев. Так вот, о, ужас - спойлер!) только четверо из восьми таковыми являются, а персонаж Светланы Степанковской вообще появляется в кадре минуты на полторы. Все восемь - в несуразных париках, призванных уверить меня, что героям по 16-17 лет, а не по тридцать, как исполнителям их ролей в реале. Такой ложный почин и задаёт тон всему сериалу. Лично я не помню, чтобы в 89-ом балконы панельных многоэтажек были остеклены, а участников межнационального конфликта в Закавказье называли боевиками. Я никогда не поверю, что парень, ещё утром прикованный к постели переломом позвоночника, в обед уже вскидывает девушку на руки. А окрас здания МГУ тогда был другой. Или - вот герой просматривает фээсбэшные фото своих 'клиентов' (людей не бедных), которые именно в тех одеждах, в которых они будут и при контакте с ним. И таких придирок, не оставляющих мне иного выбора, как стать Станиславским с его знаменитым 'не верю!' - до фига. Сюжетная история начинается летом 1989-ого, продолжается летом ещё пары-тройки лет последующих, а потом перепрыгивает в лето 2003-го(Россия - страна вечного лета!). Но эти четырнадцать лет не властны над возрастными изменениями персонажей. Например, как было на вид героине Раисы Рязановой (увы - абсолютно неестественная игра) 70 лет, так и через четырнадцать лет ей всё те же 70. И это касается ВСЕХ образов, которые появляются и в начале, и в конце сего 'титанического' телетруда. Разумеется, как я уже писал выше, за исключением 'великолепной семёрки' главных героев, которые, как сняли юношеские парики, так и помолодели на десять лет. А персонаж Агнии Кузнецовой, самый яркий в начальных сериях? Авторы явно не продумали, что с ним делать и как ему ИНТЕРЕСНО выбыть из игры. Финансировался сериал 'конторой'. Поэтому, её елейный образ разбухает из каждого кадра с её представителями. Это перебарщивание, как мне кажется, ощущает и сам актёр Павел Прилучный, в последней серии представляя своего персонажа в пародийно-суперменских тонах, которые, по мнению самих 'конторщиков' и должны подвигнуть российскую молодёжь штурмом брать учебные заведения, в которых учат решать 'спор экономических субъектов' в пользу 'конторы'. Что мне сказать на прощание? Если бы я был бразильцем, я бы не придрался к этой рекламе одной из силовых российских служб, а сама эта российская силовая служба явно пожалела денег на прославление самой себя посредством этого конкретного телесериала. 3 из 10
Чем сериал порадовал: Студенческий период героев фильма показан создателями работы и отыгран актёрами практически образцово. Время 'заката' советской эпохи не перенасыщено ностальгическими нотками, и в то же время, нет ощущения 'совковости', мрачности и циничной иронии к эпохе. Актёрам, на мой взгляд, отлично удалось сыграть 'взросление' своих персонажей, изменения их характеров, ценностей, взглядов показаны без суеты и резких движений. Особенно в данном аспекте понравилась Агния Кузнецова - блестящая работа! Прилучный, мне кажется, сыграл так, как от него требовалось, даже не раздражал). Здорово смотрелся Иван Ивашкин - в образ художника, который чуть 'на своей волне', хочется верить, поскольку показан он без 'штампов' типа рассеянной комичности и гротеска. Что не понравилось: Не разделяю восторгов от игры Романа Курцына. Мне показалось, что персонаж его весь фильм одинаков до неприятной предсказуемости - даже его яркая вспышка в сцене с учителем мало чем отличается от алкогольно-параноидальных моментов. Также не смог определиться, кто во мне вызывает непонятное раздражение: сама Карина Андоленко или всё же её героиня... И, к сожалению, разочаровала популярная 'болезнь' сериалов - концовка создаёт впечатление, что создателям просто надоело, и они решили поскорее всё завершить.
Любой сериал или фильм, в котором играет Павел Прилучный, получается удачным. Этот сериал еще раз подтвердил эту истину. В сюжете школьные друзья, судьба которых сложилась по-разному. Показано благородство и помощь другу, получившему травму, показано как он впоследствии докатился до потери человеческого облика из-за жадности и стремления к наживе. Дело не в том, что богатство испортило человека, скорее, в нем проявилось то, что в нем было заложено изначально, хотя в школьные времена мало что это предвещало. Герой Прилучного благороден и честен - он пошел в этом в отца. Вернувшись в прошлое, в свое детство в другом качестве, он не только разруливает все ситуации и расставляет все по местам, но и возвращает свою прежнюю любовь. Он показывает чудеса самообладания, столкнувшись с криминалом, и заслуживает уважение отморозков. Добро и правда побеждают зло. В конце фильма негодяи погибли, вернулась любовь в жизнь главного героя, все счастливы. Фильм стоит посмотреть - в нем много интересных поворотов, перипетий, правды о жизни в Калининграде и янтарной мафии. Отлично показана работа спецслужб. Игра актеров очень на высоком уровне - особенно Прилучный красавчик. Смотрите, время потратите на свое удовольствие!
Представьте себе компанию молодых ребят, выпускников школы, мечтающих покорить мир с помощью драгоценного камня — янтаря. Казалось бы, всё впереди: карьера, богатство, счастье... Но реальность оказалась жестокой: амбициозные планы обернулись грязью и кровью, превратив друзей детства во врагов. Почему этот сериал зацепил? Режиссёр умело передал дух конца восьмидесятых — время перемен, свободы и больших возможностей. Актеры играли настолько искренне, что невозможно было оставаться равнодушным. Их герои буквально жили перед камерой, радуясь, грустя, ненавидя друг друга... Но самое интересное — это атмосфера Калининграда, старого немецкого городка, который стал фоном истории. Камеры показали его загадочную красоту, пустые улицы, старые дома, тихие дворы — всё это создавало настроение, будто мы попали в параллельный мир, где действуют совсем другие законы. О чём же эта история? Да просто о людях! Они хотели стать успешными, богатыми, счастливыми, но постепенно забыли обо всём хорошем, превратились в монстров ради денег. И вот тут начинается драма: один герой пытается вернуть справедливость, восстановить порядок, хотя понимает, что прошлое не вернешь. А особенно больно наблюдать за судьбой Куплета и Гриши. Вот ведь друзья были такими разными, но близкими сердцу людьми! Один вроде бы добрый парень, пытающийся удержаться на плаву, другой — увлечённый человек, влюблённый в своё дело. Но обстоятельства ломают обоих: один теряет душу, другой — надежду. Увидеть, как рушатся такие прекрасные отношения, тяжело. Так зачем смотреть? Потому что это мощная психологическая драма, затрагивающая важные темы человеческой природы. Фильм заставляет задуматься о ценности дружбы, честности, справедливости. Ведь каждый из нас мечтает достичь успеха, но готовы ли мы заплатить такую цену, какую заплатили герои сериала? Короче говоря, если хотите посмотреть захватывающий сериал с глубокими смыслами и хорошим сюжетом — смело включайте «Жёлтый глаз тигра». Только приготовьтесь плакать, смеяться и переживать вместе с героями каждую минуту просмотра.
Пишу для всех: кто уже заценил, и кто в раздумьях - стоит оно того или нет. Меня лично сподвигли ознакомиться с этой вещью следующие факторы: рейтинг сериала на Кинопоиске, Прилучный, а также моё благосклонное отношение к драматическим сериалам производства 'Первого канала'. (Черкасов, Мажор - как к слову бы тут ни помянуть их!) Предположу, что если вы всё ещё тут, уважаемый пользователь, то мы с вами на одной волне. Так обращаюсь ко всем и к каждому читателю персонально. Хороший сериал. Начинаю против обыкновения вот так сразу, чтобы читателя не сбивал с толку серый цвет рецензии. Всему своё время. Как минимум сериал заслуживает внимания и подробного разбора. Павел Прилучный, благодаря которому, собственно, я и решился уделить время шестнадцатисерийному фильму... Как и всегда - Прилучный на высоте! Не сказать, что на голову выше остальных, но на него самого и на главного героя в его исполнении - на обоих бесконечно приятно смотреть. Харизматичный артист, и персонаж тоже харизматичный. Ещё после этого сериала я искренне зауважал Романа Курцына. Найдётся зритель (не знакомый с фильмами 'Меч' и 'Балканский рубеж'), которому Курцын знаком по однотипному амплуа смазливых качков - здесь этот типаж щедро приправлен трагизмом и агрессивностью. Бешеный тигр печального образа - он же Михаил Бойко в исполнении Романа Курцына, артиста-культуриста. Максима Костромыкина я доселе не знал, хотя видел все 'ёлки'. Василёк - тоже образ шикарный, хотя более тривиальный и заезженный, нежели Куплет. У Миши Бойко нет мозгов, но есть сердце; у Гриши Васильева сердца нет, но мозги есть. Вот это, кстати, один из посылов произведения: человеческое сердце не может быть совсем окончательно злым. Ничего больше об этих двух образах не напишу, потому что меня могут читать не смотревшие фильм. Вот о Виталии Кищенко и его роли отзовусь уже попрохладнее. Каким-то он мне показался для такого образа... карикатурным что ли, не знаю прямо! Персонаж этот не вызвал у меня уважение, как у зрителя - скорее презрение. Если так и задумывалось, тогда претензия к сценаристу или режиссёру. Не подходит на эту роль Кищенко: он не страшный. Даже шрам его вызывает какую-то брезгливость. Из женских образов добрым словом отмечу Таню Ходорову в исполнении Агнии Кузнецовой (она же Наташа из 'Мосгаза'). Просто потому что доселе не встречал в кинематографе такого образа - с такой судьбой и такой ролью кинокармической. Но в общем и целом главное, что понравилось мне в этом фильме - здесь живо и естественно выражено, как люди с течением времени теряют облик человеческий и из людей превращаются в чертей. Уж чего не отнять, того не отнять - я вообще не видывал фильма, где так наглядно и доступно объяснён процесс морального разложения! Каждая реплика, каждый поступок, каждый этап... Я даже сознаюсь честно, что в какой-то момент от происходящего на экране телевизора мне вообще поплохело! Давление поднялось, пульс участился. Для смотревших фильм аккуратно намекну, что так мой организм среагировал на эпизод с участием директора школы, учителя немецкого языка. Актёрская игра Курцына Романа, как уже было выше сказано, на высоте. Также похвалю музыку из сериала и оформление вступительных титров к каждой серии. Когда зрителю представляют актёрский состав - с каждой новой серией ты смотришь в эти лица уже другими глазами! 'Какие же все они тут молодые, горячие выпускники!..' - с каждой новой серией эта мысль звучит всё горше и горше в голове зрителя... Теперь о слабых сторонах. Они у фильма этого есть, и здесь тоже обещаю быть аккуратным и предельно корректным. Все нарекания касаются, преимущественно, финала. Не раскрывая деталей, отмечу: в финале фильма очень много сюжетных линий в моих глазах остались 'повисшими'. Не все ружья, вывешенные на сцену, совершили контрольный выстрел. Не все персонажи, выведенные на сцену, спели коронную арию. Это касается женщин, о которых я мало написал, потому что не знаю, что о них писать. Это касается персонажа Максима Коновалова (он же хоккеист Палкин из 'Папиных дочек', он же Лёха Килла из 'Бумера'). Да мало ли, кого ещё... Дело не только в этом. Дело в самом финале. Я не такого финала ждал. Не знаю, что ещё тут сказать... Не то что бы я разочарован, но... Развязка одной из линий оказалась на 100% для меня предсказуемой. Другая... ай! Не важно. Не объяснить это без единого, даже самого малого спойлера. Кто такого же мнения - поймёт без слов, а кто иного - за тех могу только порадоваться. Думаю, написал достаточно. Китчевая массовая вещь для широкого круга зрителей с сильнейшим посылом, потрясающей сюжетной драматургией и довольно слабым, на мой взгляд, завершением. Ещё раз отмечу добрым словом Прилучного, Курцына, Костромыкина и... в какой-то момент совершенно внезапно вышедшего на сцену из-за кулис 'марксиста-лениниста' Владимира Стержакова! (Он же Наумыч из 'Маргоши'.) На этой весьма позитивной ноте и завершаю рецензию. 8 из 10 P.S. Название сериала отсылает не столько к драматургии сюжета, сколько к киноэзотерике. Но в данном случае из моих уст это не похвала.