Неужели Ким Ки Дук 'исписался'? Неужели его время прошло? Именно эти вопросы задавал себе глядя в экран нового творения мастера. Если так, боль утраты невосполнимая. Мы все скорбим. Мы все оплакиваем потерю. Ему пятьдесят восемь. Обоснован ли мой приговор? Думаю, что до выхода следующего фильма, да. А там, как говорится, поглядим. Отчего такая категоричность? Всё по делу. На суд зрителя вынесена низкокачественная по художественному, эстетическому, смысловому (отчасти) наполнению лента. Возрастная категория, определяемая к допуску - 18+, и с этим, исходя из ряда сцен, нельзя не согласиться. Но вот одна загвоздка - подача материала 'ни к чёрту'. Автор излагает сюжет языком понятным и доступным для детей дошкольного возраста. Букварь и Азбуку режиссёр вручает каждому из нас и словно учитель начальных классов ходит между рядами просматривая открытые книги. Всё ли Вам ясно, вопрошает раз за разом. Это проститутки. Вы поняли, что это именно они? А вот это - плохие дяди. Их называют гангстерами, доступно для понимания? И те, и другие отвратительны. И те, и другие омерзительны. Говорят плохие слова, сквернословят, а ещё, чтобы Вы окончательно уяснили как они ничтожны они и мимикой лиц себе и Вам помогают. Очень плохие. Очень. Сейчас они станут потешать Вас как в плохом спектакле. Приготовьтесь. Эта свора оказывается на прогулочном корабле. Военное судно переоборудовано в прогулочный 'лайнер' - корабельные пушки на месте, боекомплект лишь отсутствует. Рядом с 'отребьем' простые смертные, 'пушечное мясо' в любые времена. Кто то называет их 'терпилами', кто то - народом, серой массой. Они каждый сам за себя. Спрашивается, что может произойти, когда критический удельный вес паразитов, слишком велик? Правильно, они начинают бесчинствовать. Насилие и беззаконие во всей красе. Кто может противостоять? Нет такого. На утро выясняется, что морская гладь, по которой скользили, отступила. Исчезла. Растворилась. Движение остановлено. Автономность, единственное что осталось. Висим в воздухе. В пустоши. И что же дальше? Животная сущность над последними остатками человеческого во всей красе. Первое для рассмотрения 'силой' - пища. Кому и сколько полагается. Чего именно. Выживание, посылом. Но куда может плыть судно без порта назначения? А если его нет вовсе? Этого порта. А еды на прокорм 'кот наплакал'. А что же команда, а что же капитан? Неужели бездействуют. Отнюдь. Они на стороне 'добра'. Но обречённость их очевидна. К тому же в лагере антипода 'верховодит' циничный политик, он тоже на борту ковчега. Основная интрига от автора - старец. Мудрец с шапкой седых волос. С первых кадров - приборщик. Метёт палубу от мусора. Кто он среди этих несчастных? Смотритель за душами? Часовой времени? Начало и конец всему? Господь? Культиватор почвы? Да, похоже на то. Материя порождает материю - он лепит завтрашний день. Пусть из каждого произрастёт новая жизнь. Молчалив и проницателен. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» - фильм живущий вне времени. Там аллегории, здесь аллегории. Там ступени и здесь они же. Дед, так вообще едва ли ни один и тот же. За ним хочется ходить ловя каждый жест, каждый взгляд. Но для двух часов этого мало. Его мало. А кроме него, тут 'кина' больше нет. Один мясоконсервный завод. С трупами, разделкой, поеданием. Да, люди повсеместно 'едят' друг друга каждый день, но форма избранная автором для демонстрации этого, мне пришлась не по вкусу. Так и хочется сказать - неужели в 60 лет Вы настолько поизносились, что и предложить стоящее не можете? Или это дань времени? Ларс фон Триер на седьмом десятке 'испёк' Джека, теперь Ким Ки Дук потчует едва ли не тем же. А где переливы красоты? Где гармония? Тошнота от Вашего фильма. Всё это похоже на старческий маразм нигилизмом бурчания. 'Плохонькое', я бы сказал 'скверненькое' кино. Пересмотреть такое, рука не поднимется. 5 из 10
«После этого фильма половина моих поклонников меня возненавидели!» - смело заявил режиссер фильма Ким Ки Дук, представляя фильм на 41-м Московском Кинофестивале, куда южнокорейский мэтр приехал по важному поводу – председательствовать в жюри. После краткой речи, где режиссер отметил, что этим фильмом он попытался высказаться на тему христианства, Ким Ки Дук скромно сел на крайнее место в пятнадцатом ряду. После просмотра режиссера на кресле не оказалось – он улетучился так же неожиданно, как море в его истории, а зря – у зрителей точно накопились вопросы. С которыми теперь приходится разбираться самостоятельно – как и героям этого фильма. С первых же кадров становится понятно, что «Человек…» - фильм-притча, фильм-метафора. Слишком нарочито автор избегает любого упоминания о том, что это за круизный лайнер такой, на котором свободно разгуливают политики и проститутки, влюбленные и гангстеры, мелкие воришки и странный немой старичок. Когда случается «происшествие» - не будет спойлерить, что случилось – становится вдвойне очевидно, что это даже не фантастика вроде «Остаться в живых» и не «Филадельфийский эксперимент» (там тоже речь шла о пропавшем корабле). Зрителю, как и героям фильма, приходится поневоле принять правила игры – эдакие «предполагаемые обстоятельства». Градус безумия начинает неуклонно нарастать – но когда вы будете думать, что «страньше» быть уже не может, автор выдаст еще более неожиданный трюк. А обстоятельства на корабле такие, что не каждый зритель выдержит. Оставленные на произвол судьбы, пассажирам приходится как-то выживать в условиях ограниченных запасов пищи, а практически всех более-менее положительных персонажей очень быстро пускают в расход странные гангстеры, заправляющие на корабле, словно стая гиен. Власть на корабле захватывает прожженный политик, и под его «чутким руководством» остальные люди – пассажиры и команда – быстро скатываются в анархию, насилие и каннибализм. Что ж, намек на то, чем именно мотивированы власть имущие более чем прозрачен. Кажется, из всех пленников проклятого судна план есть только у странного старичка, собирающего по углам грязь, чтобы начать выращивать маленький огородик… А когда грязь кончается, очень кстати оказываются трупы жертв, которых дедушка с добрыми глазами порубит и измельчит в компост так натурально (особенно для притчи), что многие зрители стали спешно покидать кинозал. Чего уж точно не ожидаешь от такого кино – это эпичного финала в духе советского «Соляриса». Выводы каждый зритель сделает сам, но духоподъемным и оптимистичным это кино точно не назовешь. В общем, выращивайте помидоры, разводите домашнюю птицу и знайте, что все закончится. А помидоры останутся. 9 из 10
'Человек, место, время и снова человек'... Что это было? Неприятное ведро крови и ржавчины, с крупицами преувеличения худших черт человечества? Или весь мир в сжатом виде размером с молекулу и сообщением о том, как природа наблюдает за человеком? Это была поляризация. Фильм вызывает одновременно отторжение и восхищение. Он состоит из частых авторских само-повторов (именно само-, не надо искать здесь «Маму» Аронофски, призраки Дэвида Линча или «Пустоши» Терренса Малика). Но эти само-повторы отражают такую глубокую веру режиссёра, такое коварство и сарказм, порой даже перетекающие в пародию, такую искреннюю надежду на понимание, такую боль за людей, которые на самом деле не те кем хотят быть или кем их хотят видеть, что я, как и многие зрители, не испытала негодования и смогла в полной мере оценить способность Ким Ки Дука к парадоксальному толкованию сути. Большинство работ флагмана корейского кинематографа, которые мне известны, не выдержаны строго в одном жанре. Режиссёр не боится экспериментов, что, собственно, и делает его проекты такими живыми. Так и здесь. Да, есть отсылки к библейским притчам, но судя по всему, Ким Ки Дук не ставит перед зрителем религиозные вопросы, напротив, он до ужаса современен. Да, есть элементы сюрреализма: совмещение сна и реальности, парадоксы и натурализм, но режиссёр не исследует грани между добром и злом, не ищет границы дозволенного, достоинства и недостатки, игнорируя эротику и первичность сознания. Да, возможно и драма, и даже триллер, но, вплетая в структуру драмы китч, ухитряясь балансировать на грани банальности и даже в чём-то дурновкусия, создатель фильма всё же не скатывается к ним, благодаря своему огромнейшему таланту и соответствующему актёрскому составу. Здесь способ показать человека состоит в реалистичности, когда всё происходящее вполне человекоподобно, хотя в действительности лишено человечности, а порой даже напоминает пародию на зомби-апокалипсис. Здесь цель - заставить человека понять, что он не герой из компьютерной игры или пафосного фильма, а всего лишь человек. Что он обычен. Что он такой, какой есть. Заставить снять маску лицемерия, осознать себя, задать себе вопрос: «А как бы я поступил, окажись в определённых обстоятельствах, смог бы я остаться человеком хоть немного, смог бы не сойти с ума от всего пережитого?» И не страшно, что точного ответа нет. Мы ведь просто люди, не зомби, не оборотни и не вампиры. Просто люди… и имеем право быть несовершенными, совершать ошибки и нести ответственность за их искупление и за наше будущее. Я встречала комментарии людей, которым фильм показался мерзким и тошнотворным. И других, кто считает, что он не более мерзок (сцены насилия в нём сняты абсолютно щадяще и не так уж страшен Ким Ки Дук, как его рисуют), чем мейнстримные сейчас продукты о вампирах и зомби, пожирающих людей или о маньяках того же Ларса фон Триера. Но там-то, монстры… а здесь как бы мы)) Ненависть, гнев, насилие… они закрываются масками. Мы не хотим видеть их, потому что всё это так уродливо, что невозможно стерпеть в себе, увидев их реальность. Многие современные художники, философы, поэты и артисты всё чаще обращаются к этой теме: лицемерие - один из главных врагов человечества. Что такое лицемерие? Почему сенатор не боялся смерти, чтобы спасти сына, отдав ему свою плоть, толкая тем самым на неминуемые моральные муки, но не убил сына собственными руками, как добрый отец, чтобы спасти от падения, бесчеловечности и голодной смерти? Лицемерие - это когда мы говорим, что нас тошнит от натуралистичной картинки из фильма, а от действий реальных сомалийских пиратов нас не тошнило, от того, что они делали с людьми, пока мировое сообщество кричало во все радиостанции и интернет порталы: - ай-яй-яй, даже не пытаясь заплатить выкуп и прекратить всё это. Лицемерие – это когда мы видим мрачный финал фильма о безысходности, но считаем светлым исход нашего существования, не задумываясь о том - экологические и ядерные катастрофы, военные конфликты, детская смертность в век супер развития хабблов и адронного коллайдера, лучевая болезнь и СПИД – это месть природы человечеству или дело рук самого человека? Своим фильмом Ким Ки Дук бросает лицемерию вызов: «быть» человеку или «существовать». Выбирать профессию не потому, что она престижная или приносит много денег, а потому что это дело твоей жизни, без которого «быть» ты не сможешь. Устраивать свою жизнь в угоду моде, культурным стереотипам, мечтам родителей, социальным обязательствам или потому, что ты так видишь. «Снимите маски, господа!» - призывает мастер аллегорий. И взгляните на мир широко открытыми глазами, возможно тогда непонятый отец-реакционер, лживый политик и манипулятор окажется фигурой не менее трагичной, чем непонятый сын-ортодокс, то ли трогательный, то ли трусливо-бесполезный и явно обречённый. На пресс-релизе фильма в рамках секции «Панорама» Берлинале режиссёру был задан вопрос: - Почему в фильме нет многослойных персонажей? Он ответил: - Это мои пределы, я не встречал их, а если бы встретил, то не сделал бы этот фильм. Многослойность, по его мнению – это маски, и там, под масками, люди все из одной плоти на одинаковых костях. И хотя в пересказе всё банально и даже пошло: хитрый сенатор, его странно правильный сын, который хочет быть кем угодно, только не таким как отец, путаны, головорезы, простаки и мелкие жулики. Но банальный сюжет нужен Ким Ки Дуку, чтобы построить под верхушкой айсберга свой сюрреалистический мир. Главный герой – не гибнущие пачками от укусов сверхъестественных существ влюблённые, не добрые самаритяне в огне, не милейшие старички и старушки в кислородной маске, не сходящие с ума политики и гангстеры. Главный герой – ребёнок. Аллегорическая форма человечества. И вечный философский вопрос... Так что же было в итоге - начало или конец? Что же всё-таки первично – курица или яйцо? Рай или ад? Посреди почти райского сада Ева практически без эмоций поглаживает иссохший череп… Что первично - Земля или Человек? Искупление или спасение? Думаю, не стоит разделять. Знак бесконечность – не просто два кольца, это звенья, связанные в одну цепь, сковывающую ради одной цели… «Где жаркий солнечный свет обогреет все тело, Где я сделаю глубокий вдох чистого воздуха, Где можно смотреть на голубое небо без всяких мыслей, Где я чувствую себя живым. Это моя утопия» P.S. Об актёрах без подробностей. Это первый, и пока единственный (из 8-и просмотренных мной) фильм Ким Ки Дука, где ему нужен был Человек. Не чувства и эмоции, не страдание в чистом виде, не раскаяние, не отношения полов, не слёзы, обиды и месть. Человек без маски. Поэтому из всех этих фильмов здесь лучший каст.
«Человек, место, время и снова человек» - одна из самых неоднозначных и спорных работ легендарного режиссера Ким Ки Дука за последнее время. Многие считают этот фильм полным сумасшествием и бессмысленным кинопроизведением, а кто-то, наоборот, причисляет его к шедеврам современного кинематографа. Не знаю как вам, но мне данное кино понравилось, хотя я считаю, что сюжет и сам сценарий был немного недоработан автором. Фильм можно назвать полностью авторским, потому что и сценарий, и монтаж, и продюсерские обязательства на себя взял сам режиссер. Во время просмотра у меня в голове проскальзывали схожие концепции из других фильмов, которые хоть и похожи чем-то, но в то же время сильно отличаются. Конечно, в качестве референсов можно привести такие фильмы, как «Мама» и «Фонтан» Даррена Аронофски, хотя я уверен, что другие зрители вполне возможно увидят в этом сюжете иные намеки из других кинокартин. В любом случае это остросоциальная и в то же время философская треш-притча, если так можно выразиться, которая уж точно придется по душе не всем киноманам и тем более простым зрителям. По сюжету некая группа людей путешествует на корабле, который каким-то таинственным образом оказывается парящим в небесах. И все бы ничего, да только вот продуктов питания не так много для всех, ведь никто не знает, сколько еще продлится такое мистическое странствие в облаках. А тем временем на корабле одни пользуются всевозможными привилегиями, а другие получают абсолютный минимум. Вскоре начинают происходить народные волнения, бунты и восстания, в результате которых погибают большое количество людей. Но и это не спасает выживших от непрекращающегося голода. Люди начинают поедать друг друга, не подозревая, что когда-нибудь они сами окажутся на обеденном столе, ведь это всего лишь вопрос времени, которое один из пассажиров все же использует во благо, взращивая в укромном месте свой личный зоопарк и огород. Сразу стоит уточнить, что автор совершенно не разъясняет зрителю о цели подобного путешествия, также непонятно почему гражданские люди находятся на военном корабле и как они вообще все связаны между собой. На протяжении всего повествования зритель должен быть готов к постоянным возникающим вопросам, так как история ничего не объясняет, поэтому необходимо будем самому делать выводы и различные умозаключения. Те, кто досидит до самого конца, возможно, всё поймут, но скорее всего и тут многих зрителей автор поставит в тупик, поэтому запаситесь терпением и будьте готовы к серьезным размышлениям во время просмотра. Но при этом хочется предупредить особо впечатлительных зрителей, так как вас ждут малоприятные кадры, на которых демонстрируется как физическое, так и сексуальное насилие, а еще присутствуют сцены убийств и каннибализма. Но самое главное, что должен для себя понять будущий зритель, - это самая обычная история о цикле перерождения но, конечно, в переносном смысле и воспринимать увиденное буквально просто нельзя. Необходимо расширить границы своего разума и представить изложенную историю в более масштабном понимании в рамках всего человечества и матушки-земли. Что касается постановки, то она весьма проста и понятна. Здесь нет ничего сложного и даже оригинального, а в некоторых моментах она даже в какой-то степени банальна и воспринимается как любительская съемка. Большая часть актеров не выглядит убедительно, но главная героиня в исполнении актрисы Мины Фудзи смотрится просто прекрасно, в очередной раз доказывая всем, что азиатские актрисы обладают невероятной магнетической силой в глазах зрителя. И все же, несмотря на некоторые вопросы, претензии и элементы разочарования, картина заслуживает внимания, но стоит учесть, что фильм не для всех и не для каждого, поэтому будьте осторожны в своем выборе. Приятного просмотра. 6 из 10
Роковой круиз, воспринимаемый как метафора общественного бытия, оказывается вообще концом любого бытия. Из Ким Ки Дука получился бы страшный управитель судьбами мира: всё было не так уж и плохо – лицемерный политик, бандиты, блудницы, обыватели, несколько порядочных людей – а конец света вдруг возьми и наступи. Просто потому что режиссёру так захотелось. Или потому что материя дошла до какого-то предела, что дальше уже некуда. Слепая и бездушная, она начинает сжиматься и ускорять своё движение, заставляя разум перемещать её от одного тела к другому (да, это про каннибализм). Эпизод из вечного движения материи – как и во всей языческой мифологии. Горы, образующиеся из экскрементов великана; дети, убегающие от тигра и превращающиеся в наши солнце и луну. Корейские мифы эпизодичны и несистемны, вот Ким и строит систему, как умеет. Здесь и близко нет идеи о творении чего-то из ничего. Отпетый материалист сдавливает души своих персонажей в железных тисках необходимости передела мира, вызывая в человеке что-то, находящееся за рамками обычной агрессии или голода нескольких десятков людей, мечущихся большую часть этого фильма по кораблю. И откуда же у его героини или капитана корабля понятие о грехе, о воздаянии за несправедливость перед Богом? Не материей же навеяло? Откуда, Ким?.. Оставим старенького, он не знает. 1 из 10