Хрусталь: отзывы и рeцензии

byhamlyn
byhamlyn17 января 2021 в 11:46
Рекомендую практически никому!

Посмотрел фильм 'Хрусталь'. Тридцать с лишним рецензий на КП, на данный момент, одиннадцать из которых в красной рамке [звучит как приговор, но не тут-то было], четыре амбивалентных и остаток положительных соответственно. В первую очередь хочется отметить негативные рецензии и обозначить их нелепость, глупость и отсутствие каких-либо аргументов и адекватно сформулированной претензии к данному фильму. Всех как одного не устраивает одна деталь, а именно то, что режиссер[ка] фильма 'Дарья Жук' в свое время, видимо наиболее подходящее для резких жизненных перипетий, осмелилась и благополучно иммигрировала из Беларуси зарубеж, и уже будучи от туда вещает всем, как на Родине гадка и мрачна жизнь. Да-да, основная и главная претензия к фильму именно в этом. Я ознакомился со всеми рецензиями и мягко говоря мне смешно и стыдно на душе за местный люд. Можно ли считать данную претензию к фильму объективной и непредвзятой? Можно ли вообще оценивать творчество по личному отношению к его создателю, личным обидам и предрассудкам на тему патриотизма? Конечно же нет! Более того-это крайне нелепо и скудоумно, жить в грязи и завидовать по-грязному людям, добившимся успеха и имеющим смелость послать на hеr ваши замыленные, псевдо-патриотические взгляды, от которых вам самим давно уже тошно в бессознательной глубине. А главная ирония в том, что именно об этом и повествует фильм 'Хрусталь'. О фильме: Я беру на себя смелость и ставлю самую высокую оценку из имеющихся и пробую кратко обьяснить почему. Потому, что данный фильм-это просто киношедевр и находка на фоне и за неимением. На фоне всего, что лепит отечественное кинопроизводство пачками в последние лет 10/20-ть. Увы, сегодня местное кино, в большинстве своем это-конвейер без стыда, души и совести. Стоит на досуге включить новый отче фильм, а там по порядку; •Первая минута-очевидный корявый закос на запад. •Вторая минута-рекламная интеграция. •Третья минута-актерская игра? Не царское это дело! •Четвертая минута-отвратительное музыкальное повествование. •Пятая минута-снова рекламная интеграция, занавес! [с меня хватит, на этом этапе уже ловим рвотный рефлекс с отвращением и в очередной раз благополучно отправляемся форсить нетфликсы и иже подобные платформы. Далее про 'Хрусталь'. Фильм завершенный, органичный и цельный. С отличным сценарием, стильным оформлением, вполне правдоподобными флешбеками, тех серых и наивных времен. С колоритным и разношерстным музыкальным сопровождением, что весьма ярко резонирует и показывает нам две, совершенно разные грани вкуса, мироощущения и отношения к жизни. Грани того, что транслирует реальность и быт, и того, что выбирает главная героиня, прослушивая у себя в кассетном плеере. Не берусь судить актерскую игру но уверен на все сто процентов, что каждый в кадре выглядел так, как и задумывали авторы и мне, это очень понравилось и еще больше погрузило в атмосферу и эпоху тех пасмурных времен. Ну и напоследок; как же приятно написать рецензию про наше кино. Низкий поклон людям, тонко осязающим этот многогранный мир... 10 из 10

kristina-kasperovich
kristina-kasperovich6 января 2020 в 10:29
Хрустальный треск

Помню, как одним холодным днём моя знакомая сказала мне, что есть некое кино от белорусского производителя, которое засветилось на международном уровне и повествует о девушке, мечтающей 'свалить' в США. Было интересно по двум причинам: 1) я из Беларуси, у нас тут редко делаю что-то годное, если не редко, то никогда; 2) сама мечтаю уехать в США. Была огромная надежда на фильм, ведь, казалось бы, он априори не может быть дурным, если его показывают на кинофестивалях, поддержка была западных стран и с таким интересным описанием. Распространённые заблуждение и ошибка в том, чтобы полагаться на данные пункты. Сценарий\сюжетная линия\событийность. Сама идея показать девушку, которая не такая как все и её желание уехать в другую страну за 'американской мечтой' - неплохая (если учесть тот факт, что она из Беларуси). Она испытывает сильнейшее социальное давление. К сожалению, не было изображено политическое давление, которого было не меньше, а даже больше.Диалоги были 'кривыми', мотивы хоть и были, но напрочь отсутствовала малейшая логика в поведении. Если ты хочешь уехать в США, то подойди к заполнению анкеты ответственно, проверь. Также нашли свой тёплый уголок нелогичность с глупостью, через сюжетное изображение которых, нам показали 'профессиональную' работу посольства США (мы должны поверить, что у посольства нету бумаг, информации на предоставляемый номер телефона). И это, конечно же, ещё не всё из недочёв, бери калькулятор в руки - и считай! Получается, что можно было бы оставить данный абзац пустым, ибо каким-то таким 'пустым' всё по итогу и вышло. Актёры\актёрская игра\герои. Отвратительно было всё. Играть никто не умел, эмоций ноль. Поведение или персонажи, запоминающиеся и/или их отличительные черты - ноль. В 'Понять. Простить' играют лучше, там хотя бы эмоции с горем пополам изображать пытаются, а тут та цифра, что идёт перед единицей. Музыкальное сопровождение. Я меломан. И техно композиция как основная была подобрана недурно, мне понравилась. Декорации\локация. Не скажу, что очень заморачивались над тем, чтобы воссоздать атмосферу и город. Придумали несуществующую деревенскую кинореальность. Оно и понятно - так проще, ибо почти за 3 десятилетия ничего не поменялось в сёлах. 'Хрусталь' - это кинококтейль 'Клише или Микс Стереотипности', который напрочь лишён вкуса, рамок разумного, оригинальности, привлекательности. Намешано всего, а в меру и к месту ли - плевать! Как говориться, когда 'напился', то потом под видом 'хорошего алкоголя' и 'воду' воспринимать будешь, как нечто 'спиртосодержащее' или, если изначально не особо разбирался в 'выпивке' и её 'выдержке', то зачем, собственно, и начинать, когда 'боярышник' 'зайдёт' вполне очень даже ничего. P.S. Для тех, кто скажет: 'Как так, почему тогда у фильма есть награда и вообще он выделился?!', отвечу так: 'Я знаю столько актёров и актрис, столько фильмов, которые отличны от всего стоящего рядом с ними, но которые не заимели наград, которые пестрят своей отличительностью. Так что награда - это далеко ещё не показатель.' 1 из 10

The_UFets
The_UFets19 декабря 2018 в 20:32
Тут есть камео Хаски, представляете?

Большинство из нас обожает «Брата», но недолюбливает «Горько!» - а ведь он тоже про нас, про тот самый русский менталитет - «расеянство». Что бы там не говорил один известный видеоблогер про качество «Горько!», но Крыжовников точечно высмеивает нас самих. В этом наш парадокс - мы любим девяностые, но почему-то не любим нулевые - а толком ничего не изменилось. Ковры мы сняли, да. И свадьбы во дворе не проводим. «Хрусталь» в себе объединяет понимание общества, показанное в «Горько!», прикрытое занавесом девяностых, прямо как в «Брате». Но не те самые романтичные девяностые, со своими бандитскими понятиями, а настоящие. Жук, создавая эпоху, вызывает сначала приятную ностальгию (фантомную в моем случае, потому что девяностые я не застал.) Во-первых, благодаря работе оператора и цветовика: фильм снят в масштабе 4:3, поэтому тут либо крупные, тесные планы, либо такие же тесные средние планы. Во-вторых, режиссура. В кадре постоянно кто-то бродит, словно по расписанию - люди не отошли от механичности СССР. В-третьих, переданный антураж. Все эти рынки, коммуналки и толкучка в автобусе. И казалось бы, вот оно, все родное и классное, русское. А потом тебе становится невыносимо больно. Почему? Потому что ничего не изменилось. Поколение девяностых буквально танцует на памятниках былой эпохи - им не нужна их история. Детям плевать на события 1943-го года - им бы поскорее оказаться на улице. Мать главной героини в какой-то момент забывает все свои убеждения - и спит с наркоманом. На контрасте с ними существует главная героиня. Она именно существует, а не живет: не понимает, кто она, что она делает и зачем. Она не Дон Кихот, с ветряными мельницами ей не приходится бороться. Ей хочется свалить отсюда куда подальше - ради какой-то американской мечты, понятно откуда взявшейся в её голове. И в этом основная проблема девяностых. Если в «Брате» у нас был идеализированный герой-мизантроп, который ненавидел свою эпоху, а следовательно, боролся с ней, то в «Хрустале» героине просто тесно здесь. На удивление, фильм не скатывается в русофобию и чернуху девяностых - убийства и товарища майора с бутылкой. Он более изощрённо насилует: показывая, что культурная дыра, образовавшаяся в девяностых создало крайне странное поколение, которое уничтожает само себя наркотой и выпивкой, вместо создания своей локальной американской мечты. И знаете, все-таки да. Это по-своему романтично. Но скорее страшно.

Оуэн
Оуэн16 декабря 2018 в 14:19
Поразительный хрусталь

Дух 90-ых. Наверно, культовый 'Брат' Балабанова настолько въелся в душу нашему народу, поскольку ему удалось показать и передать те самые настроения того периода с предельной частностью и понятностью. Дать героя, рождённого тем временем, решающего проблемы, тем временем создаваемым. Вспомнить иную ленту, так точно передающую ощущение 90-ых, сразу трудно. Теперь же с гордостью при подобном разговоре можно будет упоминать и 'Хрусталь' Дарьи Жук, которой удалось ухватить дух того времени ничуть не хуже. В принципе, 'Хрусталь' показывает и смотрит на постсоветское пространство 90-ых с такой же честностью и прямотой: вечные рынки и люди, торгующие на каждом углу, живущие в тесных комнатках, где хочется что-то изменить. Вот девушка Веля, работающая диджеем в ночном клубе, явно не хочет задерживаться в таком обиталище надолго, когда люди рядом не понимают, а так желанная свобода самовыражения вечно кем-то ограничивается и осуждается каким-нибудь язвительным замечанием про Мальвину. Потому неудивительно, что хочет Веля большего; уехать куда-то за море, в дышащую свободой Америку, где даже родители, прежде чем войти, стучатся в дверь. И место у Вели есть конкретное - Чикаго, родина горячо любимой хаус-музыки, которая здесь же, на просторах Родины, существовать может только в закрытых клубах или наушниках, скрывающих от мира вокруг. Для своей мечты Веле нужно получить визу, но сделать это, если пройти бесконечные очереди, не так уж легко: нужна справка с места работы с необходимой характеристикой. На дворе 90-ые, потому идёт Веля на рынок искать способ как обмануть посольство. В итоге целеустремлённая девушка из-за маленькой оплошности будет вынуждена отправиться из Минска вглубь провинции со звучным названием Хрустальный, где мечты о светлом и свободном будут вынуждены столкнуться с куда более суровым настоящим. С первых же минут 'Хрусталь' обволакивает своим стильным обаянием, по духу напоминая гервиговскую 'Леди Бёрд'. Ведь на первом месте здесь понятное и узнаваемое желание выбраться из оков привычного, где личность, мечтающая о чём-то большем, никак не может продолжать спокойно быть собой. От того, например, и возникают конфликты с мамой, непонимающей как можно с Родины уехать. Для неё, погружённую в привычное прошлое, закреплённое в музейных рамках, совершенно не ясно, чем же хороша эта ваша Америка. Продолжая очищать чакры, общий язык с Велей ей, очевидно, найти сложно. Не поймёт Велю и парень-наркоман, которому от жизни многого и не надо. В отличие от Эвелины он уверен, что изменится его существование после большой вечеринки. А если не выйдет, то что уж страшного, не сильно и хотелось. И от такого окружения неудивительно, что за заветной визой Веля будет готова отправиться в самую далёкую глубинку. Конечно, сама Веля в исполнении чудесной Алины Насибуллиной не видится образцом для подражания. Она не стесняется соврать и способна утащить из дома пару вещей, чтобы подзаработать, но при этом всём назвать её плохим человеком трудно. Личность со своими широкими мечтами сталкивается с окружающей стагнацией, где мало кто принимает тебя собой, а вокруг ничего не радует. Даже несмотря на конфликты с мамой, боль от её случайно подслушанного разговора будет тяжёлым ударом. Убежать от всего этого хочется все сильнее, но вместо побега от действительности Веля лишь только погружается в её суровость с головой. Поразительно тонко Жук удаётся перейти от тёплого обаяния и лёгкости повествования к жестокой драме жизни, которую, без сомнений, кому-то захочется даже назвать чернухой. Однако будет это несправедливо: 'Хрусталь' не сгущает натужно краски, выставляя напоказ самые плохие качества - он лишь демонстрирует узнаваемые образы людей и узнаваемую жизнь, которая вовсе не привязана к определенному временному периоду. Абстрагируясь от парадоксального обаяния 90-ых, так красиво ухваченного режиссёром, можно увидеть, что люди, существующие тогда, вполне себе могут быть найдены и сейчас. Настроения и характеры, поведение и поступки остаются те же, меняются лишь детали и декорации вокруг. От того после просмотра 'Хрусталь', несмотря на всю свою лёгкость, ощущается достаточно тяжело и даже неприятно. Неунывающая весь фильм Веля продолжает оставаться такой же, кажется, всегда. Даже когда грубая реальность готова сломить Велю, полностью уничтожив её изнутри, она продолжает надеяться и жить своей целью. Но Жук, невзирая на где-то юморной настрой своей ленты, обращается со своей, несомненно, любимой героиней ещё более сурово, вполне готовясь вогнать зрителя у экрана в настоящую депрессию. Но в последнюю минуту одумывается, потому оставляет надежду на хорошее будущее, если не для Вели, то для простого паренька, который, благодаря героине, сможет решиться изменить свою судьбу. А может наладится всё и для обоих, ответа нет. Есть лишь дорога вперёд, в которой неизвестно ничего. 'Хрусталь' - большое и чуткое кино о многом. Это не просто столкновение города и провинции, конфликт поколений, столкновение мечтаний с жестокой действительностью или же обыгрываемая тема женской доли в условиях силы и её имеющих. 'Хрусталь' - это кино, в общем-то, о вневременных людях определённого периода. Понятный и узнаваемый бытовой юмор совмещается с таким же, к сожалению, узнаваемым рутинным укладом и поведением, будь то драка на свадьбе, про которую за стаканчиком водки тут же забывают, или же монотонный день на заводе. Здесь личность, мечтающая о чем-то, сталкивается с людьми этого уклада в лице Степана, мечтаний у которых, кажется, нет. Есть лишь желание быть сейчас и быть сильнее. Для подобных персонажей, живущих по единственному закону силы, не сильно важно, чего хочет кто-то рядом. Потому и невеста Степана будет молчаливой, чтобы дальнейшая семейная жизнь была попроще, а сам он, так кичась своей силой, будет трусливо пытаться скрыть свою выбитую чернилами слабость. В мире, где обитает Степан, мечтание о светлом, кажется, не хочет существовать: здесь важнее глушить рыбу динамитом для праздничного стола, нежели задумываться о чём-то ещё. Потому чертовски грустно слушать слова простого милицейского, у которого за Родину, страдающую от подобных людей, очень уж болит душа. Несомненно, в этой жизни, где проще промолчать и ничего не сделать, стоя в нескольких метрах у двери, не существуют только лишь люди неприятные. Вовсе нет, наоборот. При серости бытия самые яркие, хрустальные лебеди, заметны куда сильнее. Но при всей своей красоте хрусталь, даже знаменитый белорусский, вещь очень хрупкая. И куда более очевидно, что всегда найдётся кто-то, желающий его разбить. Но вот в чём дело: хрусталь вполне может и даже должен удар этот выдержать, пускай и оставшись с очевидной трещиной внутри. А потому самое важное - продолжать двигаться вперед и следовать себе и мечте, ведь будет совершенно неправильно взять самый поразительной красоты хрусталь и убрать его с глаз долой.

Gahult
Gahult19 августа 2021 в 09:09
Мы живем на дне жизни и нам это хорошо

Скажу честно, не большой поклонник русского кино, но последнее время стал испытывать ностальгию по девяностым, что и послужило поводом посмотреть Хрусталь. По аннотации вроде как все просто. Молодая девушка Веля желает свалить из постсоветской Беларуси в США, которые в те годы рисовались нам раем, дающие свободу и возможности самореализации всем и каждому. В процессе подготовки получения визы, Веля, волею случая, оказывается в некотором городе Хрустальный, где сполна имела возможность ознакомиться с бытом и нравами провинциалов. Будучи уроженкой и жительницей Минска, девушка испытала культурный шок. Какие мысли тогда ее одолевали, когда она имела возможность все это созерцать? Хотя фильм можно назвать историческим, пытающимся показать то непростое время, проблемы, затронутые в нем актуальны до сих пор. Любопытно, что кино не навязывает нам, хорошо ли валить или плохо. Более того, ни слова не сказано о США — хорошо ли там, или так же гнило. В этом, на мой взгляд и заключается главный сюрприз фильма, который вовсе не об эмиграции, как это можно было ожидать перед просмотром. США, а точнее Чикаго - это мечта Вели, которая просто устала от порицаний в свой адрес по поводу того, что она не такая как все. Будучи девушкой интеллигентной, Веля имела амбиции, индивидуальность и интересы. Общество их подавляло. Барахтаясь на дне жизни, оно тянет вниз всех тех, кто пытается что-то изменить и к чему-то стремиться. Изменилось ли чего-то за 20 лет? Боюсь что нет. В отличие от полюбившихся мне Бумера и Быка, сюжеты которых построены вокруг криминальной составляющей того времени, Хрусталь показывает простых людей, без устремлений, и не ставящих перед собой высоких целей. Они просто плывут по течению в сторону водопада, и ничего при этом не пытаются изменить. Хрусталь показывает безучастность людей к происходящему вокруг них. Хотя эпизод c изнасилованием и получился слишком гротескным, но именно в нем автор и хотела показать это самое безучастие. Хотелось бы упомянуть очень сильное кино от корейцев — Осатаневшая 2010 года, тоже про безучастие. Кому интересна подобная тема — обязательно ознакомьтесь. Визуально фильм красив. Цвета, планы, антураж, реквизит — все выполнено на хорошо, но не шедеврально. Незначительные детали, вроде неработающей дверцы ЛАЗа или разговоры Вели с сотрудниками разных учреждений добавляют последние штрихи к общей картине под названием разруха. Для полного погружения в ту эпоху недостаточно натуралистичных съемок. Такое ощущение, что автору не хватило либо бюджета, либо хронометража. Постановка вечно куда-то спешит. С другой стороны на диалоги, порой не всегда толковые, уделяется порой слишком много времени. Концовка понравилась. Оставляет возможности для размышлений. А любимым персонажем стал Костя. 6 из 10

Mystery Em
Mystery Em6 октября 2019 в 09:33
Хрустальная мечта

Общее впечатление: Любой человек имеет право на мечту. Стремиться, осуществлять ее и добиваться. Повествование картины захватывает 90-е годы. Аутентичность атмосферы погружает в отчаяние, тогда когда вокруг развал, нет светлого будущего, да даже надежды нет. Но для творческой девушки Вели (Алина Насибуллина) из Минска, которая мечтает уехать в США, нет преград. Но случайная невнимательность меняет обстоятельства в ее жизни, в справке на визу Веля указала другой телефон, теперь проблема: как дождаться заветного звонка, если поднять трубку может неизвестный человек, а ведь желание оставить этот мир и погрузить в другой так велико. Тем не менее Веля находит людей с ошибочным номером, и пока приютившие ее люди заняты приготовлением к свадьбе, она собирается во что бы то ни стало добиться исполнения своей «хрустальной мечты». Главный персонаж здесь девушка Веля, диджей из Минска. Очень многогранная и детально прописанная личность, в которой есть стремление к другой жизни. Так как человек она творческий, принять тот факт, что для нее не существует понятие как работа очень тяжело (я сейчас о себе), я начала примерять персонажа и погружаться в ее характер. Что изначально подпортило мое восприятие. Все-таки персонажа не изменить, а написан он именно так, дабы показать, что границ в понимании нет, есть только четкое понятие — добиться поставленной цели. Но с другой стороны, Веля уехала из Минска в другой город, чтобы осуществить задуманное, она уже начинает рассуждать что почти в одном шаге от визы. Осталось только дождаться звонка. Но вот проблема, мечта может быть такой хрустальной, что чуть дотронешься до нее, как осколков не собрать. Поэтому и название «Хрусталь» имеет двойное дно: как город, в котором поменялась сама Веля, так и хрустальная мечта, с которой совсем не сложно догадаться что произошло. Вообще перемещение Вели в маленькую квартиру, где вот-вот соберется народ на свадьбу, началось задолго, как она переступила порог незнакомого жилища. Еще тогда, как оказалась в автобусе, произошла интересная вещь: у нее сели батарейки в плеере, и ей пришлось расстаться с иностранными словами в ушах, погрузившись снова в хаус настоящее, т.е. теми людьми, с которыми, как она считает ей не место. Именно этот момент и считается отправной точкой в мир реальный, и чем ближе конец недели (именно за это время девушке должны позвонить с посольства), тем сильнее разочарование. Но самое обидное то, какие люди в ленте, странно, но пословица «Не делай добро, не получишь зло» — работает с Велей в точности с названия. А окружение, в которое она попала лишний раз доказывает ей, что ничего хорошего в мире, в котором она живет ее не ждет. Ну и немного об актерах, саму Велю сыграла Алина Насибуллина — причем для меня она стала открытием, играет убедительно, раскрывая с каждым движением своего персонажа. Что примечательно, у Алины вышло показать образ творческой личности, я поверила ей, а значит актерская работа выполнена на твердую 5. Пара слов об Юрие Борисове, играет Алика - друга Вели. До этого Юрия я видела в «Быке», там у него совершенно другой образ и то, как он перевоплотился из одной роли в другую, доказывает что актер способен развиваться и примерять на себе разноплановость персонажей. «Хрусталь» — яркая стильная картина, в которой все же есть надежда на светлое будущее, но скорее для вас, как зрителя. Ибо какой финал увидите вы. 7 из 10

serge_irie
serge_irie22 июля 2019 в 21:42

Веля мечтает уехать в Америку, на родину чикагского хауса, но волею случая оказывается в белорусской глубинке, где каждый второй работает на фабрике по производству хрустальных изделий. На дворе 1996 год. Подобная история могла и сейчас происходить (родину во все времена легче любить из-за океана), но фактура 90х - сейчас тренд. И данное кино, наверное, будет интересно для ностальгирующих по той мрачной среде: по бесконечным рынкам в столицах, заброшенным дворцам культуры с бюстами вождей, по опьяненной свободой и наркотой молодежи и прочее. Всё это было в 1996 году, всё это есть в «Хрустале», нацеленном отчасти, а может и в полной мере, на западного зрителя. Не зря белорусы отправили картину на «Оскар» - авось прокатит. Повторюсь, 90-е в постсоветском пространстве – это тренд последних лет. Их эксплуатируют и в кино, и в музыке, и в моде. Но следовать трендам на ходулях не очень разумно. Здесь, действительно, ходульный сценарий. Чтобы показать то время, недостаточно обклеить стены полицейского участка шоколадным пенопленом. Нужны ходы, нужны диалоги, нужны проработанные персонажи, что-то неосязаемое, но более убедительное, коль освещаются серьёзные вечные темы: нищета, обреченность глубинки, бесправие женщин, харассмент, насилие, в конце концов. Да, всё это будет в той или иной степени затронуто, другое дело, что поверхностно как-то. Фактурно и легкомысленно. Но, не всё так в плохо. Есть и за что похвалить. Оператор, скажем, избегала банальности, правда непонятно почему картинка в формате 4:3, ну да ладно. Актёрская игра (друг-наркоша исключается) не вызывает «испанского стыда», всё органично и без явной фальши, несмотря на вялые диалоги. Есть в картине и смешные эпизоды. Например, свадебное торжество в провинции, особенно сцена с выкупом невесты, точно смотришь хоумвидео со всеми нелепыми конкурсами и ритуалами. Фильм «Хрусталь» - режиссерский дебют, а проба пера, как известно, часто слепо служит амбициям. В данном случае еще и трендам распахнуты все дверцы, которые по сути лишь переосмысление прошлого, а посему требуют тщательной проработки, доступной лишь большим бюджетам. Ну и, конечно, сама история должна хотя бы стремиться к полновесности. В противном случае выходит что-то хрупкое, прозрачное и бесполезное. 7 из 10

likesomthingbad
likesomthingbad20 декабря 2018 в 12:47
Идеальный фильм для Каннского кинофестиваля

В последнее время в российском (и околороссийском) независимом кинематографе прослеживается чёткий тренд: хочешь получить хорошее экспортное и фестивальное кино – выбирай самое плохое из окружающей действительности и снимай. Не клеймите меня адептом Дмитрия Киселёва, нет, но однообразные фильмы по-настоящему талантливых режиссёров начинают надоедать и вводить в недоумение. Белорусские продюсеры, очевидно, решили не проходить мимо большой волны. Дарья Жук сняла идеальный фильм про сферический постсовок в вакууме. Если выкинуть из головы знание сеттинга, то становится совершенно непонятно: какую страну пытается показать автор? Может, это Украина, а может, Беларусь. Или это юг России, судя по акценту? Что? Хотите национального колорита? Бог с вам, в Европе ведь не поймут, им всё одно. После просмотра фильма я в принципе не понял, для чего было упоминать Беларусь. Все основные актёры – россияне; режиссёр, хоть и родилась в Минске, последние 30 лет живёт за границей. От произведения Дарьи Жук веет даже не вторичностью, а вторичностью в квадрате. Все идеи, которые автор хочет передать зрителю, за последние 30 лет проговорились многократно в разных жанрах, никакой новизны в 'Хрустале' нет. Особенно чётко источник вдохновения Дарьи для меня был виден в кадре, в котором герой Ивана Муллина пьёт водку из горла, снятому с того же ракурса, как в эпизоде 'Левиафана' Звягинцева, впоследствии ставшем мемом. Забавная деталь: весь фильм героев фильма сопровождает бродячая собака, которая служит нравственным камертоном. Она ластится к 'хорошим' героям, которые, в свою очередь, рады ей. 'Плохие парни' же наоборот гоняют собаку. За такой шедевр сюжетного мастерства и скрытого смысла Дарью Жук можно было бы назвать гением символизма, если бы фильм был снят в прошлом веке. Говоря о положительных моментах, нельзя не отметить техническую составляющую. Костюмы героев и вся окружающая обстановка передана очень реалистично. Дембельский альбом Степана выполнен так аутентично, что я вспомнил ни на что не похожий шелест страниц такого же альбома, который в детстве показывал мне отец. Да и в целом очень заметно, что работа в американских киностудиях не прошла даром для режиссёра 'Хрусталя': все детали максимально выхолощены и смотрятся очень качественно, сюжет по-своему цельный, логических несостыковок и откровенно скучных моментов, как мне показалось, не было. Но несмотря на всё вышеперечисленное, весь сеанс меня не покидало ощущение того, что всё это я уже где-то видел не раз. Очень жаль, что на постсоветском пространстве поставили на поток съемку очень качественных фильмов, поразительно похожих друг на друга. 6 из 10

samota
samota30 сентября 2018 в 19:59
Хрустальный сасуд

Преодолев лень и скептицизм по отношению к отечественному кино (привет, “ГараШ”!), я все таки попала на заключительный показ фильма Дарьи Жук “Хрусталь”. Сколько бы не было предубеждения, всегда есть надежда, что явление, вокруг которого разрастается шумиха, будет в итоге достойно внимания. Потому что, мне кажется, Беларусь - это непаханное поле для поиска интересных идей, которые можно реализовать в искусстве, в ней есть своя атмосфера, свой менталитет и свои творческие люди, которые умудряются развиваться в условиях ограниченной свободы и средств. Короче говоря, я сходила на “Хрусталь” и не жалею. Название выбрано не случайно и, как мне кажется, является отсылкой к нашей стране, которую в народе именуют “хрустальным сасудам”. В этом фильме хрусталь никому не нужен: его продают на каждом шагу, никто его не покупает, но каждый день рабочие идут на завод по производству хрусталя и изготавливают все новые и новые изделия, которыми им впоследствии выплатят зарплату. Все идет по плану. Главная героиня по имени Эвелина мечтает получить визу, уехать в Америку и начать там другую, новую жизнь, заниматься любимым делом и стать наконец свободной. А пока она оторва, которая умеет врать не краснея и не стесняется воровать деньги у мамы. Мама главной героини работает в музее экскурсоводом - рассказывает скучающим ребятишкам о Великой отечественной войне, а дома занимается медитациями и йогой. У Эвелины также есть парень, у которого свой способ сбежать от реальности - наркотики и торговля в ларьке. По невероятному стечению обстоятельств главная героиня вынуждена отправиться из Минска в поселок Хрустальный, где все идет своим чередом, где люди жалуются на трудную жизнь, но крепко держатся за свой уклад. Чтобы получить визу, главной героине приходится пойти на контакт с местными жителями. Несмотря на то, что в какой-то момент комедийный флер из картины испаряется, и события на экране приобретают драматический характер с налетом абсурда, концовка получилась довольно светлой и оптимистичной. Можно долго придираться к технической стороне ленты. Например, стилистика 90-х не выдержана полностью: и тут, и там бросаются в глаза предметы современного быта, Однако, фильм получился довольно злободневным и такие ляпы могут сыграть ему на пользу. Кроме того, в некоторых диалогах было тяжело разобрать речь героев, хотя сами диалоги звучали естественно, логично и все реплики были уместны. Одним из главных плюсов этого фильма для меня стали персонажи. Они получились очень живыми и в меру карикатурными. Создателям вполне удалось раскрыть их за полтора часа, не перегружая при этом сюжет лишними деталями. При всех шероховатостях, мне как зрителю приятно было ощущать, что съемочная группа создавала свой проект осознанно, вкладывая в него старание и идею. И этот факт дает надежду, что хотя бы у авторского беларуского кино есть будущее. 'Патрясаюшчэ!' (с)

NewSore
NewSore31 августа 2018 в 08:07

Не знаю, наверное глупо и банально будет об этом говорить, но фильмы белорусского производства в кинотеатрах появляются крайне редко, а уж говорить о каких-то выдающихся картинах вообще не стоит. И вот чудо! Выходит лента, которая получает высокие оценки критиков и сходу выдвигается от страны на Оскар, что уже можно приравнять к национально значимому событию. «Это здорово, наконец-то я увижу достойный белорусский фильм и порадуюсь за наш кинематограф» – думал я, пока его не посмотрел… Фильм прекрасно маскируется под что-то глубокое и эстетичное, но в итоге всё же открывает свою мерзкую сущность, и становится ясно, что это обыкновенная чернуха. Чернуха, однако, особенно гадкая и расчётливая. Снова у нас всё плохо, в разваленной Беларуси 90-х люди загибаются на малооплачиваемых работах, в глубинке обитают скоты, которые ненавидят друг друга, пьют водку и устраивают вакханалии на свадьбах своих отпрысков, а поездка в Америку становится олицетворением недосягаемой свободы для людей, живущих в этом кошмаре. Правда ли всё это? Да, разумеется, отчасти как минимум. Но вот интересно ли смотреть про это кино? Абсолютно не интересно. Этого и так каждый день хватает. Зачем ещё брать всю эту грязь и выносить лишний раз на экраны? И нет, я не хочу, чтобы меня гладили по головке и развлекали, когда прихожу в кино. Я очень люблю серьёзные драматические фильмы. Я просто не вижу никакого изыска в том, чтобы снимать откровенную безыдейную и чернушную погань, а потом претендовать с ней на какие-то награды. И, кстати, от пресловутого выдвижения картины на Оскар ещё обиднее, так как становится окончательно ясно, что получить его от нас может только вот такой вот фильм. Ну почему на Оскар не может выдвигаться нормальное человеческое кино? Почему это обязательно должно быть какое-то претенциозное остросоциальное высказывание? Мне искренне жаль, что на Оскар и награды топовых зарубежных фестивалей в большинстве случаев номинируются только всякая шелуха вроде «Левиафана», «Нелюбви» и фильма про «Витьку Чеснока и Лёху Штыря». Ладно, нужно сказать пару слов о самом «Хрустале». Хотя что о нём можно сказать? Очередное открывание глаз людям, которые будто бы и сами ничего не понимают. Кто-то находит здесь и юмор. Но, по-моему, это простое обыгрывание закоренелых стереотипов о наших людях. И ничего особо смешного я в этом не вижу. С визуальной стороны фильм исполнен на ура. Тут спору нет. Да и актёры справились хорошо. Актёры почему-то всегда особенно стараются, когда изображают образ какой-нибудь сволочи вот в таком фильме. Всё, на этом положительные стороны у фильма кончаются. Сам сюжет в сухом остатке достаточно странен и скучен. И если первая нескладная половина фильма ещё интригует, то во второй, когда создатели уже полностью доносят свои идеи и якобы обнажают людскую природу, скоро подводя к полуобречённому финалу ленты, то становится совсем грустно и неприятно, даже стыдно в какой-то степени. О боже, а все эти разговоры про какой-то гуманистический посыл и возможную культовость, знаковость «Хрусталя». Честно, никакого гуманистического посыла мною в фильме замечено не было (да и где там, в принципе?), но у критиков видимо глаза шире и мозг работает гораздо лучше. А насчёт знаковости. Ну да, «Груз 200» тоже типа знаковый фильм. И что, по вашему это хорошее кино? Вот примерно также и с «Хрусталём», разница только в количестве морального и физического насилия на экране. Ну что тут ещё есть? Шикарная атмосфера 90-х? Да к чёрту эти 90-е, по-моему, это время уже столько раз воспевали (ну или уничтожали) в кино, что уже как-то неудобно смотреть на это. И ладно бы этому сопутствовал интересный сюжет, так нет же, тут всё держится именно на отображении времени и тогдашних нравов, что совсем печально в данном случае. И я не вполне понимаю, чего вы, создатели, хотите добиться. Вы хотите заставить людей, живших в то время ностальгировать? Или наоборот хотите напомнить им, как всё тогда было плохо, чтоб не забывали на всякий случай? Или может быть, вы хотите как-то донести это до современной молодёжи? В любом случае, мне ваши цели кажутся весьма призрачными. Простите, но такое кино может пойти куда подальше. Смотрите свою чернуху, если вам так нравится. Ну а я только надеюсь, что есть ещё адекватные люди, которые так же, как и я не считают, что такая шляпа достойна высоких оценок и Оскаров. Больше сказать нечего… 3,5 из 10

playing_lynch
playing_lynch1 января 2019 в 20:46

«Хрусталь» - позиционирующийся как авторское кино белорусский фильм, выдвинутый в этом году на Оскар в номинации «лучший иностранный». Неплохие отзывы кинокритиков. Эстетика 90х. Молодой режиссёр. Казалось бы, все должно совпасть. Но что-то пошло не так. История девушки Вели, живущей в Минске в 90е. Мечтающей уехать в Америку, где можно быть свободной: носить что хочешь, говорить что хочешь, быть кем хочешь. Веля - диджей в клубе, где молодёжь долбит и долбится, соседствуя с бюстами вождей ушедшей эпохи. Не самая подходящая кандидатура для получения визы. Потому девушка вписывает в справку о месте работы завод, производящий хрусталь. Номер телефона пишет липовый. В консульстве обещают перезвонить, подтвердить полученную информацию. И девушка отправляется в провинциальный городок, чтобы уговорить владельцев указанного телефона ей помочь. Я не знаю - задумывалось так или нет, но фильм очень сильно и очень многое напоминает. Но напоминает не в лучшем свете, выглядит неудачным дубликатом. Здесь и «Ирония судьбы» с импровизированным треугольником, «любовным» который сложно назвать, с совпадением, в результате которого линии героев сходятся. Это «Облако-рай» с его удушающим ощущением безысходности, невозможности вырваться, совершенным абсурдом и рядом схожих сцен. Это частично - «Груз 200». Лента предсказуемая и какая-то поверхностно проработанная. Герои, возможно, задумывались как собирательные, потому - взвинченные в абсолют определённых черт и качеств, но по итогу выходят плоскими, шаблонными и неживыми. Ностальгия по эпохе не особо удалась. Ощущения, что это - 90е нет совершенно. Да, символы того времени есть, но много ляпов и какого-то формального подхода. Просто ставить музыку или наделять героев определёнными предметами - так это не работает. Расширение картины делает все чуточку лучше, но не сильно влияет на общее восприятие. Для меня «Хрусталь» - это Веля. Пустая оболочка, которая внешне выдаёт себя за что-то стоящее. Ее «мечта» основана ни на чем. На каком-то идеалистическом представлении о свободе. Но при этом что такое «несвобода» девушка не понимает и не осознаёт. Может быть, лишь интуитивно чувствует, видя формальные ограничения со стороны власти. Она не хочет что-то менять в себе, постоянно находится в поисках виноватых. Только к концу фильма, оказавшись в совершенно другом мире, где действуют иные правила и понятия, столкнувшись с настоящей несвободой, реальной и страшной - неспособностью постоять за себя, выразить свою волю, отказать, невозможностью уехать, достучаться до людей, она начинает осознавать, что за мир находится вокруг. И от чего она на самом деле пыталась убежать. Меня очень смутила попытка режиссёра представить героиню светлой и хорошей на контрасте с жителями провинции. И финальные сюжетные винты с мальчиком - попытка духовно объединить героев, подчеркнув их инаковость. На мой взгляд, в фильме вообще нет положительных персонажей. Есть ублюдки, ставшие такими в результате определённых событий и обстановки вокруг. Есть откровенные дураки. Есть идеалисты и максималисты. Кто-то из них останется глух. Кто-то - молчалив. Кто-то будет бить морды, пить водяру и приносить конверт с деньгами. Но не из-за высоких душевных позывов, а из-за подростковой влюбленности и интереса к непривычному. Кто-то будет концентрировать в себе тихий протест, иной взгляд на мир, иные стремления и мечтания. Но все это будет основано на лопнувшем мыльном пузыре, за которым - безответственность, эгоизм и лень, прикрытые громкими словами. И нет, я не о том что где родился, там и пригодился. А о том, что мечта героини пуста. И воплотить ее так, как пытается Веля - самообман. Человек, реально решивший эмигрировать, никогда не будет действовать так необдуманно, направляясь в никуда без накопленного минимального бюджета. Без четкого плана действий. Подделывая документы кое-как на коленке. Не слишком понимая зачем оно вообще ей надо. Здесь конечно же намешана ещё куча тем и смыслов. Это и смена поколений, это и город-провинция, новое-старое государство и ещё много-много чего. В целом, фильм неплохой. Но слабоватый по многим фронтам. Очень много шероховатостей. Очень. 6 из 10

MovieWhore
MovieWhore8 декабря 2018 в 12:45

На дворе 1996 год, Минск. Девушка Веля (Алина Насибуллина) живет с мамой, встречается с диджеем-наркоманом, бездельничает и тешит мечту уехать в Чикаго. Для получения американской визы героиня покупает поддельную справку с работы и указывает в ней случайный номер. Выясняется, что консульство по этому номеру будет звонить и историю Вели проверять. Это и приводит девушку в провинциальный городок где-то под Минском. Истории про 90-е обретают удивительную популярность в современном кино. Дебютный фильм Дарьи Жук - типично западное кино на русском материале. Причиной тому, конечно, американское кинообразование режиссера и интернациональная команда, работавшая над фильмом. По своей сути кино, конечно, типично русское (=белорусское). Оно с большой любовью говорит о всем нам так знакомых реалиях, но говорит языком совершенно непривычным. И это прекрасно. В цветовой гамме есть что-то от Альмодовара, в манере съёмки - от Долана и Озона. В нашем кино, кажется, вообще не было ещё такого яркого и красочного фильма. И все эти художественные противотечение сталкиваются и примиряются и в самой истории. Нигде ещё, пожалуй, так органично не сосуществовал миры провинции и столицы, отцов и детей, мечты и обыденности. Рейвы под памятником Ленину и нарезание оливье под американский хаус - это самое необычное и искреннее высказывание, которое приходилось видеть. Веля мечтает об Америке, где у каждого ребёнка своя комната, а родители стучат в дверь перед входом. Сама же героиня приезжает к совершенно незнакомым людям, а те почти на неделю впускают её в свой дом и быт. И в какой Америке вы такое найдёте? Но важно, что в фильме нет никакого осуждения и оценочности. Это сильное и трогательное высказывание. А ещё оно очень личное, и это автор не скрывает: это её молодость в 90-е в Беларуси, это история про визу её подруги, это её опыт столкновения американской и русской культур. «Хрусталь» трогает совершенно всем: картинкой, историей, диалогами, игрой актеров (актёры вообще чудесные). И нужно бы к чему-то придраться, а не получается. И хорошо, что мы все смогли перерасти бандитские фильмы про 90-е и взглянуть на эти годы и под другим углом. Уверена, что для многих представителей молодого поколения (как и для меня лично) этот фильм окажется свежим и необычным взглядом на все то, что казалось нам миллион раз показанным и рассказанным. 8 из 10

DashaPalkina
DashaPalkina13 июня 2022 в 16:11

Сюжет разворачивается в Минске середины 90-х. Главная героиня Эвелина – диджей, которая живет мечтой уехать в Чикаго, колыбельную хаус-музыки. Веля молода и полна иллюзий, она жаждет свободы, которая в ее реальности недостижима. Своими убеждениями она бросает вызов окружающим, которым чужды ее революционные взгляды и которые твердо уверены, что жить нужно на родине. Вообще, противостояние человека и общества – ключевая тема фильма. Эвелина – сложный и многогранный персонаж, которого Дарья Жук наделяет как положительными, так и отрицательными качествами. С одной стороны, это харизматичная, бесстрашная девушка с личностью внутри, с другой – далеко не идеальная в отношениях со своей матерью дочь. Веля одновременно отталкивает и очаровывает, ее невозможно не любить. Алина Насибуллина идеально заполнила нарисованную на бумаге личность – с чувством юмора, бесстрашием и внутренним протестом. «Хрусталь – это хрупкая, сверкающая мечта главной героини. Это вещь, которая обесценена на родине, но которая приобретает истинную цену за рубежом. Точно так же, как и Эвелина: в Минске она никто, а в Америке может быть всем» 7 из 10

dasha_kunica
dasha_kunica21 января 2019 в 22:21
Любить Родину - это карма?

Хрусталь – «кино-притча», «кино-воспоминание». Воспоминание девушки, которая уехала из страны в 90-ые и, там, за океаном, отучившись на режиссера, вернулась. Вернулась затем, чтобы отдать дань уважения тому времени, тому быту и одновременно, чтобы рассказать миру свою историю. 'Смотрите, я там задыхалась, меня там ущемляли и не давали раскрыться. Но я смогла сбежать, реализовать себя. И теперь я вернулась, чтобы заявить о существовании белорусского кинематографа'. Но такое ли это кино белорусское? И получилось ли у человека, которого не было в стране больше 20ти лет, душевно рассказать про быт и менталитет белорусского народа в 90ые? И про 90ые ли вообще это кино? Crystal swan – лейтмотив этого фильма. Почему же не хрустальный аист? Нечто хрупкое и изящное, но одновременно красивое и возвышенное, и такое родное, белорусское. Хрусталь, который старательно и бережно вырезает и ограняет на заводах простой белорусский народ. И который с наклейкой 'made in France', говорят, можно дорого продать за границей. Нужен ли он кому-нибудь? Его продают на каждом шагу, он пылиться на наших антресолях, но каждый день рабочие идут на завод и изготавливают все новые и новые бокалы, вазы, салатницы и даже люстры. И ими же потом получают зарплату. Все нормально. Все по кругу и 'по плану'. Это ли не наша, современная, Беларусь? Метафоричны также сцены конвеерного производства бокалов и прохождения работницами день за днём пропускного пункта. Эти сцены никак не двигают сюжет, они необязательны, факультативны. И в этом их притчевость. В этом и в том, что сняты они не в 90-тых, а здесь и сейчас, на заводе в Борисове. Ничего не меняется. Все тот же круговорот, он затягивает героев, он затягивает и нас зрителей. Ключевым моментом истории является то, что в ней нет положительных героев. А кто же есть? Есть главная героиня, которая «задыхается» на родине. Ей так хочется сбежать, что уже не важно как, не важно что нет у неё перспектив ни здесь, ни там. И плана, что делать, когда побег удастся, тоже нет. Лишь упрямое убеждение 'тут - плохо, там - хорошо'. И лучше не задумываться, что она всего лишь девушка в ярких колготках, начитавшаяся журналов о свободе за океаном и презрительно отвергающая любые strong conection. Есть бывалый парень из деревни, сначала его 'опустили' в армии, а теперь он убеждённо доказывает, что жестокость и грязь вокруг это и есть «настоящая» жизнь. Сперва унижают тебя, потом унижаешь ты. И так по кругу... Есть мать, работница в музея, где раз за разом крутят перед скучающими школьниками фильмы о войне. Мумификация прошлого. «Жить нужно на Родине. Вот для вас это просто слова, а для меня Беларусь это наша карма, если хотите знать… Это, если хотите, практика духовная любить свою родину каждый день», - говорит мать главной героини. Только вот жить так она не хочет, не потому ли убегает она от реальной жизни в ежедневные мантры, медитации и эзотерику. Это «если хотите» когнитивный диссонанс. Есть бесконечные тётушки, которые наготовят много просто потому что 'так принято', вечно причитают, бегают и суетятся, все на одно лицо, на один характер. Есть глава семейства из Хрустального, стоящий на балконе с сигаретой. Сторонний наблюдатель. Не способный (нежелающий) предпринять что-нибудь. Смирившийся, опустивший руки, никем и ничем не интересующийся. Заживо похороненный человек. Ну, теперь-то вы видите, что действие происходит не в 90-е и не в Хрустальном, как могло бы показаться. Всё это Безвременье и Безместье, или Всевременье и Повсеместность. Такой Хрустальный сможешь найти отъехав всего за 15-20 км от Минска. И если вы и обнаружите какие-то перемены то только в декорациях. Все истории происходящие тут, лишь ритуальная имитация круговорота жизни. Возвращаясь к вопросу, белорусское ли это кино? Ведь мы все же отличаемся от других постсоветских стран. У нас есть и свой менталитет и уникальная культура. Приятно, что эта уникальность прослеживается в 'Хрустале'. Но вместе с тем, слухая 'трасянку' от русских актеров, понимаешь, что чисто с белорусским режиссером даже при таланте не произошло бы такого триумфального дебюта. Как ни крути, в итоге, это все равно американское кино, которое принято крутить на всяких там 'Санденсах', демонстрирующая в очередной раз (уже не нам, а им (американцам), как тут все плохо и грустно. Зато для нас, абстрагируясь от безысходности происходящего, приятно видеть и комаровку в 90ых, знакомые пейзажи, тарелки на антресоли 'как у бабушки стоят'. Пускай и они увидят. 8 из 10

aristava.nicole
aristava.nicole9 сентября 2018 в 09:55
Изящный хрусталь или замыленное стеклышко - вот в чём вопрос.

Хрусталь – это драма со съеденным третьим актом, невпопад лощенная шутками, чтобы обманом пропихнуть в название слово комедия. Но это всё не плохо. И не хорошо. Главная героиня - Веля, насыщенная и пробивная, она идет напролом, беря шумом и ловкостью языка, но в силу возраста она не владеет хитростью и стандартной логикой мышления. Она умышленно покрывает себя долгожданным западом – синий парик на голове, бойфренд-наркоман перед глазами, а американский хаус, возникший так же непонятно как и вся минская субкультура, в ушах. Музыка отделяет Велю и два мира – «свободный» запад и рушащийся постсоветский мир, а героиня словно крыса, бежит с тонущего корабля самой первой, не выбирая средств. Сама американская музыка то является излишней надеждой на придание хоть какой-то динамики кадрам и сценам, то наоборот, не попадает в ритм и проигрывает условной Анне Герман из прошлого в битве за сопровождение хрустального лебедя Вели в автобусе до поселка Хрустальный. Главная линия фильма впрочем остается на поверхности: Минск - не Чикаго, но и Чикаго не «не Минск», ведь приезжая в Хрустальный оказывается, что там Минск – это другая реальность, и она много кому не нравится. Минск и Хрустальный отделены четко – поездкой в автобусе, где американский хаус сменяется русскоязычным светлоголосым пением возвещая о некой точке невозврата, как бы предзнаменуя – «Чикаго тебе не увидеть, девочка». Но девочка не сдается. Столь явное различие сразу бросает тень на сюжет, ведь драйвовая завязка с визой в американскую мечту здесь теряет смысл – ясно, что Хрустальный Веле не поможет, и далее начинается совсем новый, хоть и интересный и насущный, отражающий сегодняшний, как нестранно, день, но совсем ненужный не вписывающийся, сюжет. Мы получаем порцию новых героев и «антагониста в мешке», а персонажи первого акта так и остаются с нависшей над всем фильмом тенью ненадобности и незадействованности, но благодаря ним мы знаем – у Вели есть мотивация! И она действительно есть, только вот ее видно и так, благодаря красному пальто и огромному синему шарфу – и ничего больше показывать не нужно. Главгад здесь прописан отлично. Остальные персонажи тоже чувствуют себя хорошо: они довольно строго и односторонне прописаны, лишены самоиронии и хорошего чувства юмора, но все это лишь в угоду развития действия. Они ведут себя крайне последовательно и выполняют роль локомотива сюжета, когда сам он себя исчерпывает уже на половине фильма. Новый друг Вели, Степан, пытается убедить Велю, что он не тот, каким его знает весь поселок. И делает это ради себя. Он в принципе похож на нее. Он так же как она знает три фразы, нашептанные кем-то. Она про свободу - он про правила, и про то, кто их устанавливает. Он говорит обо всем с детской наивностью, скрывает собственные ошибки боясь их принять и в конце концов подстраивается под свою гостью, когда понимает – словами ему ее не обыграть. Он не может придушить ее интеллектуально, и это и есть та причина, почему она его так интересует, при наличии под боком до боли красивой невесты, которая в свою очередь играет с ним в вечные поддавки, никогда ему не переча. Его образ раскрывается чересчур аккуратно, чтобы не сбить зрителя, но сам персонаж вышел настоящим змеем, из этапа в этап сбрасывающим кожу. Его грубость и хамоватость пугают на фоне его детской наивности. Он ходит по грани от отличного сельского парня, до преступника при обычных беседах, чем пугает, ведь никогда не знаешь какую сторону он выберет, а главное почему. Степан по ходу фильма искусно раскрывается, в отличии от хрустальной Вели. Она же, в свою очередь, показана в фильме вся и сразу. События, происходящие по ходу фильма вроде меняют ее, а вроде и нет. По крайней мере все ее действия, как и всех персонажей, согласованы с данным ей характером. И на том спасибо. Завязка фильма не настраивает на последующий час – она быстро бы себя исчерпала. Так и происходит, действие фильма забывает зачем оно продолжается. Из-за этого многие сцены в фильме нужны лишь для растяжки хронометража, то есть, не нужны вовсе. Они паразитируют на ностальгии зрителя, они как реклама или юмористическая вставка на радио – лучше бы их не было. Но белорусскому зрителю приятно – о нем кто-то помнит. Третий акт. Он, как и кульминационный момент, съеден и никто нам теперь его не покажет. Претензии на открытую концовку нет, а значит, нужно искать завершенность в показанном, бесконечно пересматривая фильм и слушая, как звенит хрусталь. Хрусталь же, в свою очередь, - вечный цикл и вечное воровство. Хрупкий хрусталь, хрупкое общество и безнаказанность. Массивные женщины проталкивающие тонкое стекло в станок для создания изящного узора. Разительные отличия между самим хрусталем и жестким безвкусным миром, который является его родиной. Кульминация фильма проносится со всех свадьбой к концу фильма, сама себя не осознавая. Мальчик, который к третьему акту наконец становится полноценным персонажем, а не бубнящей мебелью, должен был послужить проводником, но это вышло неловко. Он должен был стать чем-то средним между этими противостоящими сторонами, между наглостью и хамством, между западной свободой и родными традициями. Станет ли – возможно. Возможно, как и все современное белорусское общество. 5,5 из 10

zavalnya
zavalnya21 июля 2019 в 09:03
Мессадж понятен: надо сваливать отсюда!

Двойственные впечатление от фильма. С одной стороны неплохо снят и поставлен. И опять же порадовало, что очередной белорусский фильм (хоть и совместно с другими странами) не о Войне. Актеры играю хорошо. Приятно удивил актер игравший Степана, учитывая что сам он россиянин, хорошо отыгрывает белорусский говор. Опять же быт народный передан аутентично. С другой стороны понятен и прост мессадж о том, что тут жизни нет, что все плохо, что сама земля белорусская тебя уничтожает. Что если ты хоть что-то хочешь делать по своему, то тебя все презирают. Сама жизнь, сама судьба тебя переломает. Что все лучшее только там, на западе, а если конкретно, то только в США. Видно, что режиссер снимала про себя. Потому как она тоже родилась в Минске, и успешно уехала в штаты. Наверно, дела там у нее не очень, раз пришлось возвращаться на малую родину, и снимать кино как на родине все плохо, чтобы потом этот фильм поехал на Оскар, и граждане США, в очередной раз убедились как все плохо в бывшем СССР, и поблагодарили Дарью Жук, за то что она не побоялась рассказать правду, и не смотря на все сложности, сбежала в Америку. Мотив спонсора «EPAM Systems», вложить в этот фильм денег тоже понятен. Потому как компания организованна двумя друзьями белорусами которые также свалили в США. И какой итог после просмотра фильма мы видим? В чем смысл? В том, что в Республике Беларусь все плохо? Почему нельзя снять фильм без политического окраса? Зачем это преклонение перед западом? Да, вы - творцы уехали в США. Я могу только порадоваться за вас. Очевидно, что условие жизни, и многое другое там лучше, но зачем, зачем, показывать нам, как у нас все плохо? Вы думаете, что мы слепые, и не видим, что нас окружает? Я не понимаю мотива, что подтолкнул создателей сделать этот фильм. Хотя нет, все ясно. Если фильм будем про то, что здесь никто не страдает, Оскара не дадут. Ах, да! Его так и не дали! Получается, что все зря. И не понятно, для чего это картина. И вместе с тем, я жду и надеюсь, что скоро у нас появится кино, которое будет просто кино, без политического подтекста, без пропаганды, как у нас все хорошо. Кино про людей, любовь, и просто интересные истории. Спасибо за внимание. 7 из 10

nabliudateli
nabliudateli31 декабря 2018 в 08:47
Песня о печальной Родине

Синие волосы в серой толпе как признак сумасшествия, а не экстравагантности. Веяние всего иностранного здесь благотворно как никогда, но в то же время многими воспринимается в штыки. Страна только что развалилась, но растерянные люди держатся за прежние законы, как за перила корабля, который уходит под воду. Мрак и пустота. Надо уезжать в Америку. Только там и никогда здесь можно будет жить на самом деле свободно, вдали от навязанных правил и глупых стереотипов. Осталось только собрать документы и раствориться в воздушном пространстве печальной родины. Сентиментальный патриотизм оставим отдушиной другому поколению. Так намного проще и честнее, чем жить во взращённом пропагандой долге перед государством, которого нет. Только вот оно все равно не отпускает. Не отпускает советское прошлое суверенную Беларусь. Не отпускает суверенная Беларусь ту, что опередила свое время не только по внешнему виду, но и образу мысли. Девушке, которая смело бросает вызов окружающему хаосу, некуда себя деть. Кино не уступает по ощущению клаустрофобии «Тесноте», ещё одному уникальному и талантливому режиссерскому дебюту. В тихой, гостеприимной столице, кажется, физически нечем дышать. Сложное для народа время, страх перед будущим и безысходность настоящего переданы пугающе хорошо. При этом без пошлостей и ни в коей мере не напоминает любой российский сериал о трагичных девяностых. Маленький городок, где живут рабочие с фабрики по производству хрусталя, удивительно мил и ухожен. Казалось бы, если Минск тонет в стихийных рынках, оккупирован армией спортивных костюмов, то в захолустном Хрустале жизнь вовсе должна прекратиться. Однако героиня дает в американском консульстве вместо рабочего телефона номер одной из местных квартир и сталкивается с любопытной провинциальной культурой. В фильме с равной степенью правоты поданы обе жизненные позиции. С одной стороны, резонное попытки девушки уехать куда подальше. На фоне этого не раз звучит благородное, но совершенно наивное желание сделать пригодным для нормальной жизни родной край. Несмотря на сложные обстоятельства, в Хрустале готовится свадьба, а, значит, все идёт своим ходом. Корабль не тонет, рано бежать. Жизнеутверждающая провинция вещь неслыханная, и неслучайно. Уж сколько не было бы это кино о времени, все равно больше о том, чего временем в людях не изменить. Хотя фильм и белорусский, но это яркое, смелое, тонкое высказывание бьет под дых всех жителей постсоветского пространства. Действительно жутко, но героиню переполняет заразительный с экрана внутренний оптимизм. Непонятно откуда он берется, но как без него обойтись непонятно ещё больше.

gorelove
gorelove29 ноября 2018 в 15:23
Раскалывая слабых

Одно дело говорить о том, как сильно различаются культура и народы постсоветских стран с тем самым американским образом жизни, а совсем другое — действительно знать изнутри обе стороны. Режиссёр Дарья Жук, родившаяся в Минске и прожившая в Белоруссии значительную часть жизни, а после уехавшая в Америку на пять лет учиться в киношколу, на личном опыте смогла ощутить кардинальное различие двух наций, их менталитеты и взгляды, что и смогла передать в своём режиссёрском дебюте, с которым она, об этом можно говорить с полной уверенностью, справилась. «Хрусталь» — это кино, наполненное личными переживаниями режиссёра, его мыслями и воспоминаниями. Картина передаёт один большой привет в прошлое, прямиком в 90-ые, во времена, когда трава и одежда, может быть, и были светлее и красочнее, но прогнившая постсоветская душа после развала союза уже давала о себе знать. Не стоит забывать, что училась Жук по американским стандартам, от чего и фильм её получился очень американизированным, благодаря чему техническая часть проекта на высоте, однако, фильм с советской, родной душой, всё ещё помнящей в те самые лихие 90-е, фундаментально закрепившиеся в нашей культуре и из некоторых регионов никуда ещё не ушедшие. Молодая и творческая девушка Эвелина Сорока (Алина Насибуллина) из Минска, подрабатывающая ди-джеем в ночном клубе, окончившая юридический институт, живёт лишь одной мечтой — уехать в Америку, в Чикаго, в родной город, как она сама говорит, хаус-музыки. Однако, визу просто так не выдают, особенно молодым людям, работающим в ночных клубах. Остаётся только один вариант — подделать справку для получения той самой визы, но из-за небольшой ошибки, девушка попадает в большую семью маленького городка Хрустальный, известного на всю Беларусь своим заводом по производству прекрасных изделий из стекла, выдаваемых голодающим пенсионерам вместо пенсий, даже ветеранам труда, что имеет очень большое значение в контексте истории. Эвелина — типичный представитель молодого поколения, отвергающий всё отечественное, предпочитая носить импортную одежду, слушать зарубежную музыку и жить по моральным и этическим ценностям западной культуры. Режиссёр намерено не раскрывает до конца свою героиню, ровно так же, как и всех персонажей, потому что в «Хрустале» нет выдуманных личностей. Все действующие лица фильма представляют из себя набор знакомых всем образов, карикатур, архетипов, встречающихся жителям постсоветских стран на каждом углу, приправленных щепоткой иронии, предающей ленте более позитивный окрас, несмотря на всю ту бытовую чернуху, которой пропитана картина Дарьи Жук. Главная женская роль досталась Алине Насибуллиной («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»), сумевшей вжиться в образ своей героини настолько, что даже при минимальном количестве эмоциональных сцен, требующих от актрисы проявления своих способностей, она с лёгкостью очаровывает зрителя уже в самом начале. При первом взгляде видно, что её героиня не страдает обычным юношеским максимализмом, как могло бы показаться, а напротив, Насибуллина смогла своей энергетикой показать, что Эвелина намного умнее, чем кажется. Вопреки своему заявлению о том, что её интересует поездка в Америку исключительно в удовлетворении своих меломанских нужд, режиссёр через Эвелину начинает диалог со зрителем, раскрывая истинные причины девушки, донося до него центральную проблематику и идею фильма, а именно различите двух культур. Героиня хочет покинуть родную страну лишь потому, что здесь нет никаких перспектив для рабочего класса. Ветераны труда голодают, народ пьет, денег нет, женщины-стервы страдают от козлов-мужчин, а про такое сочетание слов, как “личное пространство” - никто и не слышал, в отличии от западного общества. Отсутствие личного пространства передаётся не только с помощью сценария, но и благодаря визуальной составляющей. Из-за небольшого бюджета, режиссёр пошёл по стопам своего польского коллеги Павла Павликовского, снявшего, из-за отсутствия средств, своих «Иду» и «Холодную войну» в соотношении сторон 4:3, что помогло ему спрятать скудные декорации за кадром, не оставляя в нём ничего лишнего. Ровно по этому же пути пошла и Дарья Жук, показавшая с помощью технической стороны клаустрофобию своей героини в обществе и полное отсутствие того самого личного пространства. Помимо этого, в фильме прекрасно воссоздана эпоха 90-х. Съёмочной группе пришлось обойти огромное количество минских секнод-хэндов и блошиных рынков в поисках раритетных предметов для реквизита и одежды той эпохи, для более детального и точного воссоздания атмосферы, что в итоге и дало свои плоды. Сомневаться в том, что действия картины происходят не в наши дни, а в 90-е не приходиться. Опять же, в кадре нет ничего лишнего, а ракурсы и углы съёмки — поражают своей находчивостью. Самая очевидная аллегория, метафорично протягивающаяся через весь фильм — это вынесенный в название картины хрусталь, символизирующий слабых, хрупких, как стекло, утончённых и полных красоты женщин, легко подверженных физическому давлению со стороны более сильных мужчин. И именно через взаимоотношение между мужчиной и женщиной Жук и показывает то самое различие культур. К женщинам в постсоветских странах относятся так же, как и к хрустальным вазам, люстрам, изделиям и предметам из стекла. В городе Хрустальный их так много, что совсем не жалко будет разбить одну, всегда найдется замена. Наполненная остросоциальным подтекстом, идея работает не в последнюю очередь благодаря режиссёру. Несмотря на дебют, Дарья Жук смогла благодаря грамотной постановке, идеально выстроенным кадрам и хорошей работе с актёрами донести свои мысли до зрителя, приправив всё действие, хоть и слабой, но хоть какой-то драмой. Единственный очень весомый минус сценария картины в том, что зачастую он просто демонстрирует чернуху ради чернухи, никак её не критикуя и не предлагая решений, дающих что-то взамен. Итог. «Хрусталь» — это очень крепкий и уверенный дебют совсем юного постановщика в полнометражном кино, чья картина с первой же попытки заслужила войти в историю белорусского кинематографа, как лента попавшая в лонг-лист премии Оскар, благодаря чётко сформулированной идеи и красивой метафоре о том, что сильный всегда уничтожает слабого, а слабый— слабейшего. Попадёт ли фильм в число номинантов совсем другой вопрос, однако уже даже таким результатом и статусом первопроходца, снявшего очень острое высказывание на темы, о которых все знают, но почему-то не говорят у нас, зато говорят на западе, режиссёр может гордиться. 8 из 10

dvdvitya
dvdvitya21 января 2019 в 21:13

Итак Веля, она же Crystal Swan, решает отправиться из полузаброшенной Белоруссии 1996 года в страну, которая хоть чем-то напоминает государство XXI века. Девяностые – это вообще благословенное время для эмигрантов из стран бывшего СССР. Когда на рынке твоего города во всю торгуют монетами, погонами и орденами, а также старыми часами, стрелки которых вдруг остановились – всей этой атрибутикой великого государства победившего пролетариата, ты просто вставляешь кассету с западным хитом в плеер и уносишься в другой мир, который, кажется, существует совершенно параллельно твоему многострадальному краю. Самое ценное, что есть в этой заокеанской жизни - это даже не деньги, а манящая и практически недостижимая Свобода. Настоящее советское поколение, не стесняясь, бахвалится собственной долготерпимостью, готовностью встретить с распростёртыми объятиями все самые страшные невзгоды будущего, какими бы они ни были. Зато молодые антисоветчики вдруг отрастили себе метафизические крылья и готовятся к массовому отлету в США. Увы, перед тем как окончательно воспарить, требуется пройти унизительную процедуру получения визы. Будучи фактически нищим, от тебя требуется доказать собственную платёжеспособность, например, принести подлинную справку с работы, где говорится, что твоя зарплата ничуть не меньше, чем 600 американских долларов, а трудишься ты на преуспевающем предприятии, которое занимается производством высококлассной хрустальной посуды. Качестве ее настолько высокое, что сами французы, стыдясь собственной несостоятельность в этом деле, тайком совершают партизанские вылазки в ничем не примечательный городишко Хрустальный для оптовых закупок местных бокалов, с последующий целью наклеить на них лживую гнусавую этикетку Made in France и перепродать в десять раз дороже. И вот тут в дело вступает так хорошо известная на всем пространстве бывшего СНГ коррупция. Достаточно заплатить 10 тысяч белорусских рублей, и ты из красивой нищей Мальвины превратишься чуть ли не в миллионершу, которая отправляется в США с целью повального финансирования бедствующей там музыкальной интеллигенции, или в преуспевающего дипломированного юриста международника, летящего за океан, чтобы защищать униженное аборигенное население. Получается, что базой для великой мечты служит самая мелкая ложь. Из-за этого в героине Вели не чувствуется основательности. Она, словно маленькая наивная девочка, словно иное государство, пытается проскочить через все этапы личностного становления зайцем, заехав на своем осле сразу в Рай. Она верит, что обязательно сорвет джекпот, когда у нее даже нет денег на билет. Это трагедия любого авантюриста, прокладывающего ненадежный веревочный мост через обрыв упорством, хитростью, ложью и бесконечной верой в успех. Она уже убедила себя в том, что является прирожденной американкой, вставляя в свою речь нехитрые английские слова. И тем не менее, Веля прекрасна, потому что она юна, потому что она невинна и потому что она…лишний человек. Ее родная мать проговаривается, что не любит ее. Алик-наркоман – ее лучший друг, он же любовник, носит идиотскую шапочку детсадовца и вообще мало ориентируется в окружающем пространстве. Скорее всего, через пару лет он вообще перестанет существовать. Для Вели Минск негостеприимный чужой город, там всё старое разрушили, а ничего нового еще не построили (вскоре построят, однако, это новое окажется не слишком хорошо забытым старым). Молодежь тусуется среди выдающихся гипсовых бюстов, на фоне статуи шагающего к светлому будущему Ленину, т.е. фактически в склепе. Что делать в наступившем будущем с этими героями коммунизма, пока непонятно. Она хотела переехать в Чикаго, а оказывается в маленьком затхлом городке Хрустальный, название которого совершенно не отражает содержания. Здесь живут простые ру… белорусские люди, они не маются глупостью с переездом в другую страну, несмотря на открывшуюся возможность, не слушают ритмичную музыку на непонятном языке, а занимаются сугубо практическими делами – устраивают свадьбы, служат в армии и глушат рыбу динамитом. Это конечно преступное занятие, однако Веля пытается залезть в их шкуру, стать своей, помочь провинциальному народу. Но среди них слишком много неблагодарных людей с грубыми руками, и они разбивают Хрустального лебедя. Ее мечты, ее невинность – этого больше, вероятно, нет, однако есть неожиданный новый друг, который стоит всего пережитого и чем-то похож на Райана Гослинга. Веля оказывается не нужна никому ни в Белоруссии, ни в Америке. Она в своем небесно-синем шарфе и кроваво-красном пальто отчаянно мечтает о свободе. Но понимает ли Веля, что свобода теперь у нее точно есть, как ни у кого другого…осталось только разобраться, что с этой свободой делать. 9 из 10

КААнат
КААнат2 января 2019 в 15:33
Талантливый плевок.

Фильм снят безусловно талантливыми авторами - ведь способность перенести на экран реалии быта и жизни людей 20-ти летней давности - это признак талантливого мастерства. Передать сильные эмоции посредством полотна картины авторы тоже смогли: сочувствуешь матери Эвелины, всем этим продавцам хрусталя, ненавидишь Костика, после его поступка, даже проникаешься 'мечтой' Эвелины - уехать, и поэтому переживаешь за звонок... Но... Если вещь талантливо снята - возникают вопросы к отдельным составляющим. А именно к окружающему миру который и 'побуждает' ГГ к желанию отъезда из страны. Ведь здесь, на КиПо, вероятно все понимают, что ружьё повешенное в первом акте на стену - в последнем выстрелит, иначе, если оно осталось бездвижно - то либо это приём сюрреализма - как антипода реализма, или авторы набитые дураки - что по разбираемой картине не видно. Следовательно: 'загоны' на советскую истории в виде продолжающей работать, уже вхолостую, машины пропаганды (это и музей, и сцены с монументами и плакатами посвящённые Великой Победе), и 'загон' на армию - итак эти 'загоны' были необходимы для того, чтобы вывести из них, по картине что-то. Что? Конечно же окружающую нищету, серость и жестокость - и как следствие внутреннюю(наркомания) и внешнюю эмиграцию. Мне могут возразить - ведь так и было! Да, было, но вместе и параллельно развивались эти процессы - закат Советского человека и жутчайшие проявления личности самостийной. Нас же в очередной раз пытаются уверить, что одно - следствие другого. Эти постоянные пропагандистские плевки на Советский народ стали ритуальной частью 'нового' кино бывших республик СССР. Это хуже чем пропагандистский глянец 'сталинского' кино и мягкая цензура кино СССР в последующие годы - ведь они были нацелены на воспроизведения высоких чувств в реципиенте-зрителе: альтруизма, любви к труду, стремления развиваться - учась и умолчании 'тёмной' стороны общества - в надежде, что последние низайдут на нет, останутся лишь первые... Если же попытка передать чувство потерянности и неуверенности в обществе того времени через эклектический сюрреализм - то очень, очень не удачное кино. Как пример передачи реальностей того времени в этой стилистике - Наумова 'Белый праздник'. Итог: или 'заказуха', или 'подкрученный' западной жизнью взгляд или полная глупость - не ощущение жизни. 2 из 10