Очень талантливый дебют режиссёра Дарьи Жук на тему «легко ли быть молодым» в 90-е годы в Белоруссии. Главная героиня Веля мечтает уехать из Минска в Чикаго, чтобы заниматься там любимой электронной музыкой. Но ошибка в рабочем номере телефона в документах на визу приводит её в посёлок Хрустальный под Минском. Провинциальная семья, чей номер она указала как рабочий, нехотя разрешает ей подежурить у телефона, чтобы не пропустить звонок из посольства. В итоге Веля для своего же светлого будущего в США, вынуждена окунуться в прошлое Белоруссии, где люди делают на заводе хрустальные изделия и ими же получают зарплату. История о разногласиях поколений, социальных слоев и мировоззрений очень гармонично и привлекательно смотрится в Минске в ретро-обёртке уже прошедшей эпохи, но при этом очевидно, что подобная история могла произойти в любой из стран бывшего СССР, да не только в 90-е, но и сейчас. Лихое десятилетие прошло, но опыт этих лет никуда не делся. Выкупы невесты, леопардовые лосины, «чёткие» армейские порядки, мизерные зарплаты, слепой патриотизм и прочие прелести прекрасно существуют и по сей день. И все также им противопоставляется пласт людей, которые хотят жить в светлом и свободном будущем где-нибудь подальше, так как от родины уже этого не ждут. Дарья Жук уверенно держит баланс между гротескной сатирой типа «Горько» и беспросветной чернухой типа «Груз 200», тонко оголяя все моральные и бытовые ужасы времени. «Хрусталь» - инди-драма с сильной режиссурой, уверенной актерской игрой и актуальной по сей день проблематикой. И пусть некоторые сюжетные ходы все-таки показались сомнительными, это однозначно качественное русскоязычное кино. А это уже немало. 7,5 из 10
Посмотрел фильм 'Хрусталь'. Тридцать с лишним рецензий на КП, на данный момент, одиннадцать из которых в красной рамке [звучит как приговор, но не тут-то было], четыре амбивалентных и остаток положительных соответственно. В первую очередь хочется отметить негативные рецензии и обозначить их нелепость, глупость и отсутствие каких-либо аргументов и адекватно сформулированной претензии к данному фильму. Всех как одного не устраивает одна деталь, а именно то, что режиссер[ка] фильма 'Дарья Жук' в свое время, видимо наиболее подходящее для резких жизненных перипетий, осмелилась и благополучно иммигрировала из Беларуси зарубеж, и уже будучи от туда вещает всем, как на Родине гадка и мрачна жизнь. Да-да, основная и главная претензия к фильму именно в этом. Я ознакомился со всеми рецензиями и мягко говоря мне смешно и стыдно на душе за местный люд. Можно ли считать данную претензию к фильму объективной и непредвзятой? Можно ли вообще оценивать творчество по личному отношению к его создателю, личным обидам и предрассудкам на тему патриотизма? Конечно же нет! Более того-это крайне нелепо и скудоумно, жить в грязи и завидовать по-грязному людям, добившимся успеха и имеющим смелость послать на hеr ваши замыленные, псевдо-патриотические взгляды, от которых вам самим давно уже тошно в бессознательной глубине. А главная ирония в том, что именно об этом и повествует фильм 'Хрусталь'. О фильме: Я беру на себя смелость и ставлю самую высокую оценку из имеющихся и пробую кратко обьяснить почему. Потому, что данный фильм-это просто киношедевр и находка на фоне и за неимением. На фоне всего, что лепит отечественное кинопроизводство пачками в последние лет 10/20-ть. Увы, сегодня местное кино, в большинстве своем это-конвейер без стыда, души и совести. Стоит на досуге включить новый отче фильм, а там по порядку; •Первая минута-очевидный корявый закос на запад. •Вторая минута-рекламная интеграция. •Третья минута-актерская игра? Не царское это дело! •Четвертая минута-отвратительное музыкальное повествование. •Пятая минута-снова рекламная интеграция, занавес! [с меня хватит, на этом этапе уже ловим рвотный рефлекс с отвращением и в очередной раз благополучно отправляемся форсить нетфликсы и иже подобные платформы. Далее про 'Хрусталь'. Фильм завершенный, органичный и цельный. С отличным сценарием, стильным оформлением, вполне правдоподобными флешбеками, тех серых и наивных времен. С колоритным и разношерстным музыкальным сопровождением, что весьма ярко резонирует и показывает нам две, совершенно разные грани вкуса, мироощущения и отношения к жизни. Грани того, что транслирует реальность и быт, и того, что выбирает главная героиня, прослушивая у себя в кассетном плеере. Не берусь судить актерскую игру но уверен на все сто процентов, что каждый в кадре выглядел так, как и задумывали авторы и мне, это очень понравилось и еще больше погрузило в атмосферу и эпоху тех пасмурных времен. Ну и напоследок; как же приятно написать рецензию про наше кино. Низкий поклон людям, тонко осязающим этот многогранный мир... 10 из 10
Помню, как одним холодным днём моя знакомая сказала мне, что есть некое кино от белорусского производителя, которое засветилось на международном уровне и повествует о девушке, мечтающей 'свалить' в США. Было интересно по двум причинам: 1) я из Беларуси, у нас тут редко делаю что-то годное, если не редко, то никогда; 2) сама мечтаю уехать в США. Была огромная надежда на фильм, ведь, казалось бы, он априори не может быть дурным, если его показывают на кинофестивалях, поддержка была западных стран и с таким интересным описанием. Распространённые заблуждение и ошибка в том, чтобы полагаться на данные пункты. Сценарий\сюжетная линия\событийность. Сама идея показать девушку, которая не такая как все и её желание уехать в другую страну за 'американской мечтой' - неплохая (если учесть тот факт, что она из Беларуси). Она испытывает сильнейшее социальное давление. К сожалению, не было изображено политическое давление, которого было не меньше, а даже больше.Диалоги были 'кривыми', мотивы хоть и были, но напрочь отсутствовала малейшая логика в поведении. Если ты хочешь уехать в США, то подойди к заполнению анкеты ответственно, проверь. Также нашли свой тёплый уголок нелогичность с глупостью, через сюжетное изображение которых, нам показали 'профессиональную' работу посольства США (мы должны поверить, что у посольства нету бумаг, информации на предоставляемый номер телефона). И это, конечно же, ещё не всё из недочёв, бери калькулятор в руки - и считай! Получается, что можно было бы оставить данный абзац пустым, ибо каким-то таким 'пустым' всё по итогу и вышло. Актёры\актёрская игра\герои. Отвратительно было всё. Играть никто не умел, эмоций ноль. Поведение или персонажи, запоминающиеся и/или их отличительные черты - ноль. В 'Понять. Простить' играют лучше, там хотя бы эмоции с горем пополам изображать пытаются, а тут та цифра, что идёт перед единицей. Музыкальное сопровождение. Я меломан. И техно композиция как основная была подобрана недурно, мне понравилась. Декорации\локация. Не скажу, что очень заморачивались над тем, чтобы воссоздать атмосферу и город. Придумали несуществующую деревенскую кинореальность. Оно и понятно - так проще, ибо почти за 3 десятилетия ничего не поменялось в сёлах. 'Хрусталь' - это кинококтейль 'Клише или Микс Стереотипности', который напрочь лишён вкуса, рамок разумного, оригинальности, привлекательности. Намешано всего, а в меру и к месту ли - плевать! Как говориться, когда 'напился', то потом под видом 'хорошего алкоголя' и 'воду' воспринимать будешь, как нечто 'спиртосодержащее' или, если изначально не особо разбирался в 'выпивке' и её 'выдержке', то зачем, собственно, и начинать, когда 'боярышник' 'зайдёт' вполне очень даже ничего. P.S. Для тех, кто скажет: 'Как так, почему тогда у фильма есть награда и вообще он выделился?!', отвечу так: 'Я знаю столько актёров и актрис, столько фильмов, которые отличны от всего стоящего рядом с ними, но которые не заимели наград, которые пестрят своей отличительностью. Так что награда - это далеко ещё не показатель.' 1 из 10
Общее впечатление: Любой человек имеет право на мечту. Стремиться, осуществлять ее и добиваться. Повествование картины захватывает 90-е годы. Аутентичность атмосферы погружает в отчаяние, тогда когда вокруг развал, нет светлого будущего, да даже надежды нет. Но для творческой девушки Вели (Алина Насибуллина) из Минска, которая мечтает уехать в США, нет преград. Но случайная невнимательность меняет обстоятельства в ее жизни, в справке на визу Веля указала другой телефон, теперь проблема: как дождаться заветного звонка, если поднять трубку может неизвестный человек, а ведь желание оставить этот мир и погрузить в другой так велико. Тем не менее Веля находит людей с ошибочным номером, и пока приютившие ее люди заняты приготовлением к свадьбе, она собирается во что бы то ни стало добиться исполнения своей «хрустальной мечты». Главный персонаж здесь девушка Веля, диджей из Минска. Очень многогранная и детально прописанная личность, в которой есть стремление к другой жизни. Так как человек она творческий, принять тот факт, что для нее не существует понятие как работа очень тяжело (я сейчас о себе), я начала примерять персонажа и погружаться в ее характер. Что изначально подпортило мое восприятие. Все-таки персонажа не изменить, а написан он именно так, дабы показать, что границ в понимании нет, есть только четкое понятие — добиться поставленной цели. Но с другой стороны, Веля уехала из Минска в другой город, чтобы осуществить задуманное, она уже начинает рассуждать что почти в одном шаге от визы. Осталось только дождаться звонка. Но вот проблема, мечта может быть такой хрустальной, что чуть дотронешься до нее, как осколков не собрать. Поэтому и название «Хрусталь» имеет двойное дно: как город, в котором поменялась сама Веля, так и хрустальная мечта, с которой совсем не сложно догадаться что произошло. Вообще перемещение Вели в маленькую квартиру, где вот-вот соберется народ на свадьбу, началось задолго, как она переступила порог незнакомого жилища. Еще тогда, как оказалась в автобусе, произошла интересная вещь: у нее сели батарейки в плеере, и ей пришлось расстаться с иностранными словами в ушах, погрузившись снова в хаус настоящее, т.е. теми людьми, с которыми, как она считает ей не место. Именно этот момент и считается отправной точкой в мир реальный, и чем ближе конец недели (именно за это время девушке должны позвонить с посольства), тем сильнее разочарование. Но самое обидное то, какие люди в ленте, странно, но пословица «Не делай добро, не получишь зло» — работает с Велей в точности с названия. А окружение, в которое она попала лишний раз доказывает ей, что ничего хорошего в мире, в котором она живет ее не ждет. Ну и немного об актерах, саму Велю сыграла Алина Насибуллина — причем для меня она стала открытием, играет убедительно, раскрывая с каждым движением своего персонажа. Что примечательно, у Алины вышло показать образ творческой личности, я поверила ей, а значит актерская работа выполнена на твердую 5. Пара слов об Юрие Борисове, играет Алика - друга Вели. До этого Юрия я видела в «Быке», там у него совершенно другой образ и то, как он перевоплотился из одной роли в другую, доказывает что актер способен развиваться и примерять на себе разноплановость персонажей. «Хрусталь» — яркая стильная картина, в которой все же есть надежда на светлое будущее, но скорее для вас, как зрителя. Ибо какой финал увидите вы. 7 из 10
Веля мечтает уехать в Америку, на родину чикагского хауса, но волею случая оказывается в белорусской глубинке, где каждый второй работает на фабрике по производству хрустальных изделий. На дворе 1996 год. Подобная история могла и сейчас происходить (родину во все времена легче любить из-за океана), но фактура 90х - сейчас тренд. И данное кино, наверное, будет интересно для ностальгирующих по той мрачной среде: по бесконечным рынкам в столицах, заброшенным дворцам культуры с бюстами вождей, по опьяненной свободой и наркотой молодежи и прочее. Всё это было в 1996 году, всё это есть в «Хрустале», нацеленном отчасти, а может и в полной мере, на западного зрителя. Не зря белорусы отправили картину на «Оскар» - авось прокатит. Повторюсь, 90-е в постсоветском пространстве – это тренд последних лет. Их эксплуатируют и в кино, и в музыке, и в моде. Но следовать трендам на ходулях не очень разумно. Здесь, действительно, ходульный сценарий. Чтобы показать то время, недостаточно обклеить стены полицейского участка шоколадным пенопленом. Нужны ходы, нужны диалоги, нужны проработанные персонажи, что-то неосязаемое, но более убедительное, коль освещаются серьёзные вечные темы: нищета, обреченность глубинки, бесправие женщин, харассмент, насилие, в конце концов. Да, всё это будет в той или иной степени затронуто, другое дело, что поверхностно как-то. Фактурно и легкомысленно. Но, не всё так в плохо. Есть и за что похвалить. Оператор, скажем, избегала банальности, правда непонятно почему картинка в формате 4:3, ну да ладно. Актёрская игра (друг-наркоша исключается) не вызывает «испанского стыда», всё органично и без явной фальши, несмотря на вялые диалоги. Есть в картине и смешные эпизоды. Например, свадебное торжество в провинции, особенно сцена с выкупом невесты, точно смотришь хоумвидео со всеми нелепыми конкурсами и ритуалами. Фильм «Хрусталь» - режиссерский дебют, а проба пера, как известно, часто слепо служит амбициям. В данном случае еще и трендам распахнуты все дверцы, которые по сути лишь переосмысление прошлого, а посему требуют тщательной проработки, доступной лишь большим бюджетам. Ну и, конечно, сама история должна хотя бы стремиться к полновесности. В противном случае выходит что-то хрупкое, прозрачное и бесполезное. 7 из 10
Хрусталь каждый день изготавливают, чтобы его же и получить вместо зарплаты, а после стоять продавать и убеждать, что он где-то там, во Франции, ценится. Героиня Веля, чувствует себя лишней иностранкой во всей этой системе и видит выход в эмиграции. Она уверена, что станет «крутым диджеем» в Чикаго, обретет свободу, а на родине так все и будет продолжаться. Для получения визы надо, конечно, похлопотать, но, на первый взгляд такая лишняя, Эвелина все же неплохо ориентируется, по крайней мере, как достать липовую справку с места работы и продать мамину вещь, она знает и не гнушается этим знанием воспользоваться. Вокруг нее изображено разбитое общество простых людей, которые очутились в непростом времени и пока не способны что-то изменить или даже не осознают потребность в этом: парень-наркоман, мама, после телевизионной йоги консервирующая себя в днях отечественной войны, «понятный» Степан, оправдывающий порядки и круговорот жестокости в армии (и жизни), его отстраненный отец, неспособный более на участие вообще. В конце концов, сама Веля, так мечтающая о цивилизации, в ситуации с браконьерами по сути цинично за них заступается (может, в ответ на то, что они покроют ее с этой липовой справкой). Многое кажется театральным, будь это такая непосредственная манерность Вели в высказываниях, постановочная свадьба с женихом и невестой, играющих ревность и привязанность в декорациях ковров, телефонный монолог матери о нелюбви, рейвы в окружении лидеров исчезнувшего строя, хрустальные люстры на деревьях... И все эти герои вызывают как симпатию и ностальгическую усмешку, так и возмущение, шок, злость и просто равнодушие. Кого-то жаль, ведь кто-то не знает, что может быть не так, как раньше считалось хорошо и разумно, а иначе, даже лучше. Но пока что они в болоте, а сил что-то предпринять нет, когда надо думать, как просто выжить. Впрочем, тут никаких кардинально новых схем. Человек с настоящей надеждой здесь - младший брат Степана, Костя, он и не из поколения безумных советских родителей, и не потерянный двадцатилетний, для которого прошлый строй тесен, а нового еще нет взамен (да и самому не то чтобы хочется брать ответственность и менять здесь и сейчас, а не бежать в «уже» свободную страну). Для Кости это не роль живого в жутких условиях этого поселка Девяностые посреди ничего. В нем видишь какую-то осознанность, пробу определить для себя ценности и человечность. Велина американская мечта, может, и разбилась, но хочется верить, что в Минске она смогла найти место, свою свободу или по крайней мере смогла начать бороться за нее, а может, и за чужую. По крайней мере, для Кости она стала своеобразным проводником к чему-то большему, чем то, что ждало его в Хрустальном. Кино точно смотреть. Визуально красиво, допускаю, что без ляпов не обошлось, объективно оценить фильм не могу с точки зрения его претензии на достоверность декораций, нравов, типичных характеров. Но многие моменты, конфликты вообще кажутся вневременными. И на уровне «зацепило» точно что-то сработало.
Любопытный факт: картина Дарьи Жук «Хрусталь» (кстати, дебют режиссера в полном метре) стала первым за 22 года фильмом, выдвигающимся на премию «Оскар» от Белоруссии. Пожалуй, уважительная причина, чтобы обратить внимание на данное кино. С первого взгляда «Хрусталь» радует добротной завязкой: 90-е годы, Белоруссия, перед нами предстает главная героиня со вполне себе четкой и ясной целью – уехать в Америку и как можно скорее. Эвелина (или просто Веля) – девушка андерграудная; она слушает хаус, подрабатывает ди-джеем в ночном клубе, выделяется из толпы яркой одеждой и постоянно использует в своей речи английские словечки. В наличии – парень-наркоман и мама (довольно противоречивая личность, выступающая с патриотическими лозунгами, но при этом увлеченная йогой). Чтобы получить американскую визу, Веля предоставляет посольству липовую справку о работе, в которой указан номер телефона некой квартиры в заводском поселке Хрустальный. Чтобы перехватить звонок из посольства, девушке приходится практически поселиться в квартире у чужих людей, которые, естественно, не очень рады ее появлению. Однако со временем они свыкаются с незваной гостьей, и главная героиня даже в какой-то мере нарушает привычный порядок жизни провинциальной семьи… Звучит это все очень многообещающе. Здесь есть и яркие герои, и белорусская натура с простым правдоподобным бытом. Ближе к развязке очень радует глаз тот самый «перевертыш» - момент, поворачивающий ход событий (и отношение к одному из героев) почти на 180 градусов. Но ощущение того, что в фильме все же что-то не так, не покидает нас со второй половины действия. Происходит ли в картине перерождение главной героини? Достигает ли она своей цели или, возможно, находит новую? Фильм не дает ответов на эти вопросы, а посему кажется незаконченным. С одной стороны, авторы заявляют о своей идее еще в самом начале фильма, когда главная героиня говорит своему другу: «Здесь ничего никогда не изменится!» Мотив бызысходности и отчаяния всегда интересен, но на одном пессимизме хорошую историю не выстроить. Даже в самых мрачных арт-хаусных фильмах мы почти всегда получаем некий ответ на вопрос: а зачем все это? Что хотел сказать автор? Увлекшись жизнеописанием и деталями, режиссер, к сожалению, забывает подвести внятный итог всему происходящему. И в итоге перспективная идея превращается в очередную «чернуху», популярную в 2000-е, а в 2019-м вызывающую лишь недоумение. Да и так ли актуальна сейчас эта тема «американской мечты», как, скажем, в начале 90-х, когда стремление уехать в Штаты было так замечательно обыграно в фильмах Дмитрия Астрахана – «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо»? Очень сомнительно. Несправедливо было бы окрасить эту рецензию в красный свет – не будем забывать, что для Дарьи Жук данный фильм является дебютом. Некоторые перипетии сюжета все же вызывают интерес, да и большинство актеров выглядят довольно-таки аутентично. В какой-то момент даже едва заметен намек на «Догвилль» Триера: уместно это или нет – решать зрителю. Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что в отечественном кино (и в белорусском, разумеется), в отличие от событий в фильме «Хрусталь», все же что-то когда-нибудь изменится. В лучшую сторону. 5 из 10
Большинство из нас обожает «Брата», но недолюбливает «Горько!» - а ведь он тоже про нас, про тот самый русский менталитет - «расеянство». Что бы там не говорил один известный видеоблогер про качество «Горько!», но Крыжовников точечно высмеивает нас самих. В этом наш парадокс - мы любим девяностые, но почему-то не любим нулевые - а толком ничего не изменилось. Ковры мы сняли, да. И свадьбы во дворе не проводим. «Хрусталь» в себе объединяет понимание общества, показанное в «Горько!», прикрытое занавесом девяностых, прямо как в «Брате». Но не те самые романтичные девяностые, со своими бандитскими понятиями, а настоящие. Жук, создавая эпоху, вызывает сначала приятную ностальгию (фантомную в моем случае, потому что девяностые я не застал.) Во-первых, благодаря работе оператора и цветовика: фильм снят в масштабе 4:3, поэтому тут либо крупные, тесные планы, либо такие же тесные средние планы. Во-вторых, режиссура. В кадре постоянно кто-то бродит, словно по расписанию - люди не отошли от механичности СССР. В-третьих, переданный антураж. Все эти рынки, коммуналки и толкучка в автобусе. И казалось бы, вот оно, все родное и классное, русское. А потом тебе становится невыносимо больно. Почему? Потому что ничего не изменилось. Поколение девяностых буквально танцует на памятниках былой эпохи - им не нужна их история. Детям плевать на события 1943-го года - им бы поскорее оказаться на улице. Мать главной героини в какой-то момент забывает все свои убеждения - и спит с наркоманом. На контрасте с ними существует главная героиня. Она именно существует, а не живет: не понимает, кто она, что она делает и зачем. Она не Дон Кихот, с ветряными мельницами ей не приходится бороться. Ей хочется свалить отсюда куда подальше - ради какой-то американской мечты, понятно откуда взявшейся в её голове. И в этом основная проблема девяностых. Если в «Брате» у нас был идеализированный герой-мизантроп, который ненавидел свою эпоху, а следовательно, боролся с ней, то в «Хрустале» героине просто тесно здесь. На удивление, фильм не скатывается в русофобию и чернуху девяностых - убийства и товарища майора с бутылкой. Он более изощрённо насилует: показывая, что культурная дыра, образовавшаяся в девяностых создало крайне странное поколение, которое уничтожает само себя наркотой и выпивкой, вместо создания своей локальной американской мечты. И знаете, все-таки да. Это по-своему романтично. Но скорее страшно.
Скажу честно, не большой поклонник русского кино, но последнее время стал испытывать ностальгию по девяностым, что и послужило поводом посмотреть Хрусталь. По аннотации вроде как все просто. Молодая девушка Веля желает свалить из постсоветской Беларуси в США, которые в те годы рисовались нам раем, дающие свободу и возможности самореализации всем и каждому. В процессе подготовки получения визы, Веля, волею случая, оказывается в некотором городе Хрустальный, где сполна имела возможность ознакомиться с бытом и нравами провинциалов. Будучи уроженкой и жительницей Минска, девушка испытала культурный шок. Какие мысли тогда ее одолевали, когда она имела возможность все это созерцать? Хотя фильм можно назвать историческим, пытающимся показать то непростое время, проблемы, затронутые в нем актуальны до сих пор. Любопытно, что кино не навязывает нам, хорошо ли валить или плохо. Более того, ни слова не сказано о США — хорошо ли там, или так же гнило. В этом, на мой взгляд и заключается главный сюрприз фильма, который вовсе не об эмиграции, как это можно было ожидать перед просмотром. США, а точнее Чикаго - это мечта Вели, которая просто устала от порицаний в свой адрес по поводу того, что она не такая как все. Будучи девушкой интеллигентной, Веля имела амбиции, индивидуальность и интересы. Общество их подавляло. Барахтаясь на дне жизни, оно тянет вниз всех тех, кто пытается что-то изменить и к чему-то стремиться. Изменилось ли чего-то за 20 лет? Боюсь что нет. В отличие от полюбившихся мне Бумера и Быка, сюжеты которых построены вокруг криминальной составляющей того времени, Хрусталь показывает простых людей, без устремлений, и не ставящих перед собой высоких целей. Они просто плывут по течению в сторону водопада, и ничего при этом не пытаются изменить. Хрусталь показывает безучастность людей к происходящему вокруг них. Хотя эпизод c изнасилованием и получился слишком гротескным, но именно в нем автор и хотела показать это самое безучастие. Хотелось бы упомянуть очень сильное кино от корейцев — Осатаневшая 2010 года, тоже про безучастие. Кому интересна подобная тема — обязательно ознакомьтесь. Визуально фильм красив. Цвета, планы, антураж, реквизит — все выполнено на хорошо, но не шедеврально. Незначительные детали, вроде неработающей дверцы ЛАЗа или разговоры Вели с сотрудниками разных учреждений добавляют последние штрихи к общей картине под названием разруха. Для полного погружения в ту эпоху недостаточно натуралистичных съемок. Такое ощущение, что автору не хватило либо бюджета, либо хронометража. Постановка вечно куда-то спешит. С другой стороны на диалоги, порой не всегда толковые, уделяется порой слишком много времени. Концовка понравилась. Оставляет возможности для размышлений. А любимым персонажем стал Костя. 6 из 10
Не знаю, наверное глупо и банально будет об этом говорить, но фильмы белорусского производства в кинотеатрах появляются крайне редко, а уж говорить о каких-то выдающихся картинах вообще не стоит. И вот чудо! Выходит лента, которая получает высокие оценки критиков и сходу выдвигается от страны на Оскар, что уже можно приравнять к национально значимому событию. «Это здорово, наконец-то я увижу достойный белорусский фильм и порадуюсь за наш кинематограф» – думал я, пока его не посмотрел… Фильм прекрасно маскируется под что-то глубокое и эстетичное, но в итоге всё же открывает свою мерзкую сущность, и становится ясно, что это обыкновенная чернуха. Чернуха, однако, особенно гадкая и расчётливая. Снова у нас всё плохо, в разваленной Беларуси 90-х люди загибаются на малооплачиваемых работах, в глубинке обитают скоты, которые ненавидят друг друга, пьют водку и устраивают вакханалии на свадьбах своих отпрысков, а поездка в Америку становится олицетворением недосягаемой свободы для людей, живущих в этом кошмаре. Правда ли всё это? Да, разумеется, отчасти как минимум. Но вот интересно ли смотреть про это кино? Абсолютно не интересно. Этого и так каждый день хватает. Зачем ещё брать всю эту грязь и выносить лишний раз на экраны? И нет, я не хочу, чтобы меня гладили по головке и развлекали, когда прихожу в кино. Я очень люблю серьёзные драматические фильмы. Я просто не вижу никакого изыска в том, чтобы снимать откровенную безыдейную и чернушную погань, а потом претендовать с ней на какие-то награды. И, кстати, от пресловутого выдвижения картины на Оскар ещё обиднее, так как становится окончательно ясно, что получить его от нас может только вот такой вот фильм. Ну почему на Оскар не может выдвигаться нормальное человеческое кино? Почему это обязательно должно быть какое-то претенциозное остросоциальное высказывание? Мне искренне жаль, что на Оскар и награды топовых зарубежных фестивалей в большинстве случаев номинируются только всякая шелуха вроде «Левиафана», «Нелюбви» и фильма про «Витьку Чеснока и Лёху Штыря». Ладно, нужно сказать пару слов о самом «Хрустале». Хотя что о нём можно сказать? Очередное открывание глаз людям, которые будто бы и сами ничего не понимают. Кто-то находит здесь и юмор. Но, по-моему, это простое обыгрывание закоренелых стереотипов о наших людях. И ничего особо смешного я в этом не вижу. С визуальной стороны фильм исполнен на ура. Тут спору нет. Да и актёры справились хорошо. Актёры почему-то всегда особенно стараются, когда изображают образ какой-нибудь сволочи вот в таком фильме. Всё, на этом положительные стороны у фильма кончаются. Сам сюжет в сухом остатке достаточно странен и скучен. И если первая нескладная половина фильма ещё интригует, то во второй, когда создатели уже полностью доносят свои идеи и якобы обнажают людскую природу, скоро подводя к полуобречённому финалу ленты, то становится совсем грустно и неприятно, даже стыдно в какой-то степени. О боже, а все эти разговоры про какой-то гуманистический посыл и возможную культовость, знаковость «Хрусталя». Честно, никакого гуманистического посыла мною в фильме замечено не было (да и где там, в принципе?), но у критиков видимо глаза шире и мозг работает гораздо лучше. А насчёт знаковости. Ну да, «Груз 200» тоже типа знаковый фильм. И что, по вашему это хорошее кино? Вот примерно также и с «Хрусталём», разница только в количестве морального и физического насилия на экране. Ну что тут ещё есть? Шикарная атмосфера 90-х? Да к чёрту эти 90-е, по-моему, это время уже столько раз воспевали (ну или уничтожали) в кино, что уже как-то неудобно смотреть на это. И ладно бы этому сопутствовал интересный сюжет, так нет же, тут всё держится именно на отображении времени и тогдашних нравов, что совсем печально в данном случае. И я не вполне понимаю, чего вы, создатели, хотите добиться. Вы хотите заставить людей, живших в то время ностальгировать? Или наоборот хотите напомнить им, как всё тогда было плохо, чтоб не забывали на всякий случай? Или может быть, вы хотите как-то донести это до современной молодёжи? В любом случае, мне ваши цели кажутся весьма призрачными. Простите, но такое кино может пойти куда подальше. Смотрите свою чернуху, если вам так нравится. Ну а я только надеюсь, что есть ещё адекватные люди, которые так же, как и я не считают, что такая шляпа достойна высоких оценок и Оскаров. Больше сказать нечего… 3,5 из 10
Фильм в первую очередь стал интересным после появления информации о выдвижении его на Оскар. Первый фильм от Беларуси выдвигается в соискатели такой престижной премии - как минимум повод сходить на него в кино. И на протяжении всего фильма смотришь на экран глазами члена киноакадемии и замечаешь то..., чего никогда не заметят нерусскоговорящие люди, которые не жили в Беларуси. То есть те, кто и будет его в последствии оценивать на премию. Фильм - это путешествие западного человека по своим же стереотипным представлениям о Беларуси 90-х. Кстати, зарубежному зрителю по фильму вообще не понятно, что события происходят в 90-х. У него скорее всего создастся впечатление, что это наши дни: разруха, мрак в душах и головах и тотальное желание уехать туда, где 'свобода'. Актеры справились неплохо. Особенно удалась белорусско-русская 'трасянка' у ряда героев. Но она опять же не будет понята после перевода. А мы же на Оскар идем. Я как белорус, который провел детство в 90-х в провинции, а юность и молодость в столице, могу с уверенностью заявить, что изнасилование под контролем бати и секс интеллигентки с наркоманом за пачку маргарина - это то, чего не было никогда. Белорусы - мягкие люди, которые поживают на компактной территории, и соответственно пекутся о своей репутации добрых и порядочных людей. Можно было бы предположить такое, но не в таких социальных слоях, как в фильме. Удивляет то, что в нашей зарегулированной стране допустили прокат такого фильма в стиле 'уехать из гниющей деградирующей Беларуси в процветающие высокоморальные Соединенные Штаты'. Но я лично против всяких запретов, а чиновники похоже взяли на вооружение случай с 'Матильдой' в РФ, где те сами сделали рекламу, угрожая запретами, а в итоге те, кому надо все равно посмотрели. Итог рецензии такой: игра актеров - 8 из 10; аутентичность атмосферы - 7 из 10; режиссура - 7 из 10; достоверность морального облика населения того времени - 2 из 10. По совокупности: 4 из 10
Реакция - шок. В картине фейковое абсолютно все: герои, диалоги, костюмы, а, главное, проблематика. Никто так не выглядел, никто так не разговаривал, никто так не одевался. Что за имя такое в совке Эвелина? Отчего ж не Лолита, не Брунхильда? Проблема у Вели с реализацией внутреннего мира среди этой бездуховности? А в каком таком месте обозначилась духовность у этой хабалки? Ведет себя как шлюха, торчит с наркошей, презирает мать, постоянно демонстрирует махровый просто эгоизм, замаскированнный под целеустремленность. Послевкусие: поверхность и наглое вторжение во внутренний мир. Те, кто там были, кто жили в то время, они, как узники лагеря, не говорят об этом в суете и слишком громко. Никогда не прощу афтарке бесцеремонное использование Песняров и Купалы как демонстрацию белорусской убогости! Запомните, Дарья, Купала и Песняры - это наше ВСЕ! И никакие выпуки вроде вашего фильмеца никогда этого не изменят. И все-таки шок не от самого просмотра, мало ли сорняков на навозных кучах свалено в Инете. Шок - от высокой оценки, которую получил фильм у кинокритиков. Господа, вы серьёзно?!
Преодолев лень и скептицизм по отношению к отечественному кино (привет, “ГараШ”!), я все таки попала на заключительный показ фильма Дарьи Жук “Хрусталь”. Сколько бы не было предубеждения, всегда есть надежда, что явление, вокруг которого разрастается шумиха, будет в итоге достойно внимания. Потому что, мне кажется, Беларусь - это непаханное поле для поиска интересных идей, которые можно реализовать в искусстве, в ней есть своя атмосфера, свой менталитет и свои творческие люди, которые умудряются развиваться в условиях ограниченной свободы и средств. Короче говоря, я сходила на “Хрусталь” и не жалею. Название выбрано не случайно и, как мне кажется, является отсылкой к нашей стране, которую в народе именуют “хрустальным сасудам”. В этом фильме хрусталь никому не нужен: его продают на каждом шагу, никто его не покупает, но каждый день рабочие идут на завод по производству хрусталя и изготавливают все новые и новые изделия, которыми им впоследствии выплатят зарплату. Все идет по плану. Главная героиня по имени Эвелина мечтает получить визу, уехать в Америку и начать там другую, новую жизнь, заниматься любимым делом и стать наконец свободной. А пока она оторва, которая умеет врать не краснея и не стесняется воровать деньги у мамы. Мама главной героини работает в музее экскурсоводом - рассказывает скучающим ребятишкам о Великой отечественной войне, а дома занимается медитациями и йогой. У Эвелины также есть парень, у которого свой способ сбежать от реальности - наркотики и торговля в ларьке. По невероятному стечению обстоятельств главная героиня вынуждена отправиться из Минска в поселок Хрустальный, где все идет своим чередом, где люди жалуются на трудную жизнь, но крепко держатся за свой уклад. Чтобы получить визу, главной героине приходится пойти на контакт с местными жителями. Несмотря на то, что в какой-то момент комедийный флер из картины испаряется, и события на экране приобретают драматический характер с налетом абсурда, концовка получилась довольно светлой и оптимистичной. Можно долго придираться к технической стороне ленты. Например, стилистика 90-х не выдержана полностью: и тут, и там бросаются в глаза предметы современного быта, Однако, фильм получился довольно злободневным и такие ляпы могут сыграть ему на пользу. Кроме того, в некоторых диалогах было тяжело разобрать речь героев, хотя сами диалоги звучали естественно, логично и все реплики были уместны. Одним из главных плюсов этого фильма для меня стали персонажи. Они получились очень живыми и в меру карикатурными. Создателям вполне удалось раскрыть их за полтора часа, не перегружая при этом сюжет лишними деталями. При всех шероховатостях, мне как зрителю приятно было ощущать, что съемочная группа создавала свой проект осознанно, вкладывая в него старание и идею. И этот факт дает надежду, что хотя бы у авторского беларуского кино есть будущее. 'Патрясаюшчэ!' (с)
Этот фильм не столько про Белоруссию. Просто в этот раз старая старая антисказка про Золушку, которой не суждено встретить принца, разыгрывается с белорусским инвентарем. Молодая девушка, ищущая духовности, вступает в жизнь, которая предельно материальна. Фильм местами раздражает псевдонаивностью, но в конце остается пронзительная горечь. Тот, кто увидит в фильме ' обидный выпад' в адрес светлого и простого народа, наверное будет прав. Белорусы при встречах всегда вызывали симпатию доброжелательностью и какой-то внутренней душевностью. Тот, кто увидит 'правду жизни', тоже будет прав. И в Белоруссии, и в любом другом месте всякий кто по доверчивости со всей душой откроется 'простому рабочему человеку', может быть легко использован им. Очень напомнил идею фильма «До?гвилль» (англ. Dogville) — режиссёра Ларса фон Триера 2003 года. Только в отличие от Ларса здесь нет апофеоза эмоциональной справедливости. Но финал все-таки не безнадежен. Мне показалось, что по отношению к событиям 2020 года в Белоруссии в фильме, вышедшем до них, есть какие-то подсказки. Особенно в последних кадрах. Молодым людям иногда кроме физиологического удовлетворения нужно что-то еще. Это нужно понимать. В этой идее нет крамолы. Да, а людей с 'тонкой душевной организацией' нужно беречь. Без них нам всем было бы бессмысленно жить.
Фильм 'Хрусталь' отправлялся от Белоруссии на 'Оскар'. И это, к сожалению, не делает большого комплимента киноиндустрии страны. Режиссёр фильма, кажется, сама не определилась с жанром - и в итоге вышла комедия-драма, которая не дотягивает ни до драмы, ни до комедии. История, заложенная в основу, довольно забавна - девушка, которая жаждет вырваться из постсоветской страны, чтобы красить волосы в синий цвет и денсить под хаус-музыку, врёт в анкете на американскую визу о своей работе, выдумывает номер работодателя, но по этому номеру ей обещают позвонить... героине ничего не остаётся, кроме как разыскать хозяев телефона, которые живут в белорусском селе, и уговорить их прикинуться её начальством. Драматический элемент - глубокий конфликт героини с обществом, в котором она находится. Однако попытки показать белорусскую глубинку со смешной стороны вылились в дикий снобизм, помноженный на колхозный юмор. И это убивает в фильме и комедию, и драму. Смеяться - стыдно, страдать - нелепо. Вторая беда фильма в том, что в нём не хватает свободы творчества, что довольно иронично звучит относительно фильма о свободе вообще. Он сделан как по учебнику: в фильме должна быть деталь - она будет, и мы вам эту ДЕТАЛЬ покажем десять раз, чтобы ни у кого не оставалось сомнения, что тут есть художественные средства! Если нужны патетические монологи - они будут! Характеры в фильме практически не раскрываются, автор слишком классицистически делит их на 'чёрное' и 'белое'. Это отлично укладывается в театральную традицию начала XIX века, но для претендента на 'Оскар' немного старовато. Этот фильм мало чем отличается от российских телевизионных фильмов, которые штампуют пачками, но на 'Оскар' не выдвигают. Может, мы что-то упускаем? 3 из 10
Когда я увидел в числе спонсоров США и Германию, у меня закралось сомнение, что я получу удовольствие от этого фильма. Но когда я посмотрел его, оказалось дела еще обстоят хуже. Фильм описывает действительность на постсоветском пространстве в начале 90-х. Советский Союз уже распался, границы открыты и передовые, самые светлые головы любыми путями стремятся в страну победившей свободы и демократии - в США. Вот такая она - эта интеллигентная, светлая и высокая в своих побуждениях Веля. Отличный пропагандистский сценарий для западного зрителя. Все штампы налицо. Для достоверности режиссер сама из Белоруссии. Беспросветная жизнь в самом ее отрицательном аспекте. Через фильм сквозит только одна мысль - это ад, здесь жить нормальным людям невозможно. То, что фильм сопровождается субтитрами на английском показывает, что фильм снят для западного зрителя. Именно такими они нас и хотят видеть. Явный пропагандистский характер этого фильма показывает явный перебор с коммунистическими символами. Что еще может быть в стране проигравшего социализма - насилие, отсутствие свободы, нетерпимость, цинизм власти, бесконечное терпение простых людей. Оценивать этот фильм выше единицы для серьезного ценителя фильмов что-то несуразное. Чистая пропаганда чистой воды.
Двойственные впечатление от фильма. С одной стороны неплохо снят и поставлен. И опять же порадовало, что очередной белорусский фильм (хоть и совместно с другими странами) не о Войне. Актеры играю хорошо. Приятно удивил актер игравший Степана, учитывая что сам он россиянин, хорошо отыгрывает белорусский говор. Опять же быт народный передан аутентично. С другой стороны понятен и прост мессадж о том, что тут жизни нет, что все плохо, что сама земля белорусская тебя уничтожает. Что если ты хоть что-то хочешь делать по своему, то тебя все презирают. Сама жизнь, сама судьба тебя переломает. Что все лучшее только там, на западе, а если конкретно, то только в США. Видно, что режиссер снимала про себя. Потому как она тоже родилась в Минске, и успешно уехала в штаты. Наверно, дела там у нее не очень, раз пришлось возвращаться на малую родину, и снимать кино как на родине все плохо, чтобы потом этот фильм поехал на Оскар, и граждане США, в очередной раз убедились как все плохо в бывшем СССР, и поблагодарили Дарью Жук, за то что она не побоялась рассказать правду, и не смотря на все сложности, сбежала в Америку. Мотив спонсора «EPAM Systems», вложить в этот фильм денег тоже понятен. Потому как компания организованна двумя друзьями белорусами которые также свалили в США. И какой итог после просмотра фильма мы видим? В чем смысл? В том, что в Республике Беларусь все плохо? Почему нельзя снять фильм без политического окраса? Зачем это преклонение перед западом? Да, вы - творцы уехали в США. Я могу только порадоваться за вас. Очевидно, что условие жизни, и многое другое там лучше, но зачем, зачем, показывать нам, как у нас все плохо? Вы думаете, что мы слепые, и не видим, что нас окружает? Я не понимаю мотива, что подтолкнул создателей сделать этот фильм. Хотя нет, все ясно. Если фильм будем про то, что здесь никто не страдает, Оскара не дадут. Ах, да! Его так и не дали! Получается, что все зря. И не понятно, для чего это картина. И вместе с тем, я жду и надеюсь, что скоро у нас появится кино, которое будет просто кино, без политического подтекста, без пропаганды, как у нас все хорошо. Кино про людей, любовь, и просто интересные истории. Спасибо за внимание. 7 из 10
Фильм начинается эпизодом, где главная героиня с ярко-синими волосами едет в минском троллейбусе. И за свою внешность получает оскорбления от окружающего быдла. Собственно весь фильм именно об этом: как свободным прогрессивным людям тяжело живется среди совков. Почему к ним такое отношение, чем оно вызвано, режиссер отвечает, сама того не понимая, на всем протяжении своего фильма. Все 90 минут она высказывает свое отношение к обычным людям. По мнению авторов фильма, если человек служил в ВДВ, значит он кобель, мразь, уважает только силу и потенциальный насильник. Если считаете, что 'жить нужно на Родине', то двинулась умом на местном аналоге Рен-ТВ, и с голодухи не преминет торговать собой. Все бухают, молчат, не высовываются. Живых, противоречивых, одновременно и с положительными и с отрицательными чертами в фильме нет. Есть четкое деление - вдохновленная Америкой и свободой главная героиня и олицетворяющий надежду подросток - ему тоже нравится музыка хаус, и он тоже принимает решение 'пора валить'. Остальные - потерявший остатки человечности Мордор. Фильм смотреть было противно. О потерянном времени сожалею. 1 из 10
Если честно... начало этой картины очень впечатляет, оно не похоже на что-то, есть своя атмосфера какая-то... Понравились цвета, видеоряд! Мне как фотографу было вкусно. За это спасибо. Все было неплохо, пока Веля не укатила в Хрусталь. Тут тебе и фильм Горько (хотелось прям закрыть руками лицо). Драматизм и безысходность бытия, как у Звягенцева. Мне уже показалось, что хоть здесь не будет этой чернухи, но нет... ничего нового! Все тоже самое только в другом фантике. Актеры играют неплохо. Главная героиня - Алина Насибуллина раскрыла своего персонажа на все 100% на мой взгляд. Скорее всего именно её персонаж и сделал этот фильм изначально особенным. Жалко, что Дарья Жук использовала тоже самое... тот же прием, который видишь в нашем кино. Если бы в этом фильме было иное завершение - я бы смело могла назвать его 'любимым'. Но как только увидела эту грязь и весь этот каламбур в самом конце - все, занавес.
Честно, первые 20 минут хотелось выключить, мне не импонировала героиня. Её яркий наряд, модное пальто, и идеальная укладка в любом кадре, немного диссонировали с окружающим вокруг миром. Возникало ощущение, что героиню забыли переодеть в сценический образ. И ещё вечный вопрос взаимоотношения детей и родителей, в общем первые эмоции от фильма были не радостными. Но когда показали кадры 'барахолки', в голове всплыли детские воспоминания, рынок то похож, и плеер тоже у меня часто садился за прослушиванием любой музыки с тех самых касет, и городок, накатила ностальгия. В маленьком городке живут люди, повторяющие судьбы своих поколений: выполняют одни и те же движения на протяжении четвери века, зовут замуж девушку из-за двухгодичной верности, странные подкаты пацанов с района, нелепые свадебные обычаи. Словно в этом городке введены традиции делать именно так, и никак по-другому. Если ты делаешь не так, то будь готов к неоднозначной оценке. При этом своё бездействие они защищают щитом любви к родине, и другим громким понятиями, не осознавая, что это любовь к привычному. В конце фильма хотелось узнать дальнейшую историю героини, ведь хочется верить что у неё остались силы бороться за своё будущее, и никто не сломает её внутренней стрежень, и мечты, и вновь она в ярко красном пальто и с идеальной укладкой идёт на встрече своему будущему.